Научная статья на тему 'Просветительская деятельность РПЦ в казачьих районах Кубани: основные этапы и их специфика'

Просветительская деятельность РПЦ в казачьих районах Кубани: основные этапы и их специфика Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
3235
198
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОСЛАВНОЕ ДУХОВЕНСТВО / КУБАНСКОЕ КАЗАЧЕСТВО / ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / КРАЕВЕДЕНИЕ / ШКОЛА / ORTHODOX CLERGY / KUBAN COSSACKS / EDUCATIONAL ACTIVITIES / PATRIOTIC EDUCATION / LOCAL HISTORY / SCHOOL

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Горожанина Марина Юрьевна

История Кубани неразрывно связана с деятельностью Русской Православной Церкви. Популяризации местной истории актуализирует проблему данной статьи. Основное внимание уделяется изучению вклада православного духовенства Кубани в развитие просвещения и краеведения. В данном исследовании автор опровергает тезис советских авторов, о том, что православие было противником просвещения и развития образования. На основе анализа различных источников всесторонне рассматривается просветительская деятельность православного духовенства Кубани. Огромный вклад в развитие образования на Кубани внес К. В. Россинского. Благодаря его усилиям к 1825 году здесь было 10 приходских школ, одно приходское духовное училище и гимназия. Под просветительством подразумевается комплексная система мер, направленных на развитие как умственных, так и духовных начал общества. Впервые дается периодизация просветительской деятельности РПЦ, по мнению автора, было три этапа: 1794-1842гг.; 1842-1860гг.;1860-1920гг. В исследовании также указывается специфика каждого из периодов, обозначаются факторы, влияющие на развитие кубанского просвещения. Наиболее интенсивным школьное строительство было на третьем этапе, что связано с окончанием Кавказской войны и укреплением позиций РПЦ в данном регионе. Много места в статье занимает анализ трудов РПЦ на поприще воспитания и развития патриотизма, также освещается роль православного духовенства Кубани в развитии краеведения. В заключение делается вывод о важной роли РПЦ в кубанской истории. Именно православное духовенство стояло у истоков кубанского просвещения и краеведения. Оно внесло огромный вклад в распространении грамотности, в укрепление духовных начал общества, в сохранении для потомков уникальных сведений о прошлом

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EDUCATIONAL ACTIVITY OF THE ORTHODOX CLERGY OF KUBAN: MAIN STAGES AND THEIR SPECIFICITY

The history of the Kuban region is inseparably linked with activity of Russian Orthodox Church. The main attention is paid to studying a contribution of the orthodox clergy of Kuban to development of education and study of local history. In this research the author disproves the thesis of the Soviet authors, that Orthodoxy was the opponent of studying and development of education. On the basis of the analysis of various sources the educational activity of orthodox clergy of Kuban is comprehensively considered. The huge contribution to the development of education in Kuban was brought by K.V. Rossinskiy. Due to his efforts by 1825 there were 10 parish schools, one parish spiritual school and a gymnasium. Enlightenment has been considered as a complex system of measures aimed at the development of both intellectual and spiritual features of society. For the first time the author gives allocation periods of educational activity of Russian Orthodox Church, according to the author, there were three stages: 1794-1842; 18421860; 1860-1920. The specifics of each of the periods were also specified in this research, as well as the factors influencing the development of the Kuban education. School construction was the most intensive at the third stage that is connected with the end of the Caucasian war and strengthening of positions of Russian Orthodox Church in this region. A significant amount of place in the article was taken by the analysis of the works of Russian Orthodox Church in a field of education and development of patriotism, the role of orthodox clergy of Kuban in development of study of local lore is also lit. The conclusion about an important role of Russian Orthodox Church in the Kuban history is presented in the summary. The orthodox clergy stood at the origins of the Kuban education and study of local lore. It made a brought contribution in literacy distribution, in strengthening of the spiritual beginnings of society, in preservation for descendants of unique data about the past

Текст научной работы на тему «Просветительская деятельность РПЦ в казачьих районах Кубани: основные этапы и их специфика»

Научный журнал КубГАУ, №109(05), 2015 года

1

УДК 908

07.00.00 Исторические науки

ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РПЦ В КАЗАЧЬИХ РАЙОНАХ КУБАНИ: ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ И ИХ СПЕЦИФИКА

Горожанина Марина Юрьевна Кандидат исторических наук, доцент РИНЦ SPIN - код 3917-0710 Кубанский государственный университет, Краснодар, Россия

История Кубани неразрывно связана с деятельностью Русской Православной Церкви. Популяризации местной истории актуализирует проблему данной статьи. Основное внимание уделяется изучению вклада православного духовенства Кубани в развитие просвещения и краеведения. В данном исследовании автор опровергает тезис советских авторов, о том, что православие было противником просвещения и развития образования. На основе анализа различных источников всесторонне рассматривается просветительская деятельность православного духовенства Кубани. Огромный вклад в развитие образования на Кубани внес К. В. Россинского. Благодаря его усилиям к 1825 году здесь было 10 приходских школ, одно приходское духовное училище и гимназия. Под просветительством подразумевается комплексная система мер, направленных на развитие как умственных, так и духовных начал общества. Впервые дается периодизация просветительской деятельности РПЦ, по мнению автора, было три этапа: 1794-1842гг.; 1842-1860гг.;1860-1920гг. В исследовании также указывается специфика каждого из периодов, обозначаются факторы, влияющие на развитие кубанского просвещения. Наиболее интенсивным школьное строительство было на третьем этапе, что связано с окончанием Кавказской войны и укреплением позиций РПЦ в данном регионе. Много места в статье занимает анализ трудов РПЦ на поприще воспитания и развития патриотизма, также освещается роль православного духовенства Кубани в развитии краеведения. В заключение делается вывод о важной роли РПЦ в кубанской истории. Именно православное духовенство стояло у истоков кубанского просвещения и краеведения. Оно внесло огромный вклад в распространении грамотности, в укрепление духовных начал общества, в сохранении для потомков уникальных сведений о прошлом

Ключевые слова: ПРАВОСЛАВНОЕ ДУХОВЕНСТВО, КУБАНСКОЕ КАЗАЧЕСТВО, ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ,

UDC 908 Historical sciences

THE EDUCATIONAL ACTIVITY OF THE ORTHODOX CLERGY OF KUBAN: MAIN STAGES AND THEIR SPECIFICITY

Gorozhanina Marina Yurevna Cand.Hist.Sci., assistant professor РИНЦ SPIN code 3917-0710 Kuban State University, Krasnodar, Russia

The history of the Kuban region is inseparably linked with activity of Russian Orthodox Church. The main attention is paid to studying a contribution of the orthodox clergy of Kuban to development of education and study of local history. In this research the author disproves the thesis of the Soviet authors, that Orthodoxy was the opponent of studying and development of education. On the basis of the analysis of various sources the educational activity of orthodox clergy of Kuban is comprehensively considered. The huge contribution to the development of education in Kuban was brought by K.V. Rossinskiy. Due to his efforts by 1825 there were 10 parish schools, one parish spiritual school and a gymnasium. Enlightenment has been considered as a complex system of measures aimed at the development of both intellectual and spiritual features of society. For the first time the author gives allocation periods of educational activity of Russian Orthodox Church, according to the author, there were three stages: 17941842; 1842- 1860; 1860-1920. The specifics of each of the periods were also specified in this research, as well as the factors influencing the development of the Kuban education. School construction was the most intensive at the third stage that is connected with the end of the Caucasian war and strengthening of positions of Russian Orthodox Church in this region.

A significant amount of place in the article was taken by the analysis of the works of Russian Orthodox Church in a field of education and development of patriotism, the role of orthodox clergy of Kuban in development of study of local lore is also lit. The conclusion about an important role of Russian Orthodox Church in the Kuban history is presented in the summary. The orthodox clergy stood at the origins of the Kuban education and study of local lore. It made a brought contribution in literacy distribution, in strengthening of the spiritual beginnings of society, in preservation for descendants of unique data about the past

Keywords: ORTHODOX CLERGY, KUBAN COSSACKS, EDUCATIONAL ACTIVITIES, PATRIOTIC EDUCATION, LOCAL HISTORY, SCHOOL

http://ej.kubagro.ru/2015/05/pdf/84.pdf

Научный журнал КубГАУ, №109(05), 2015 года

2

КРАЕВЕДЕНИЕ, ШКОЛА

«..Для нас нехристианская педагогика есть вещь немыслимая — безголовый урод и деятельность без цели, предприятие без побуждения позади и без результатов

впереди».

К.Д. Ушинский

До революции Православная Церковь играла важную роль в жизни российского государства и общества. Вместе с тем, в Советской исторической науке, по понятным причинам, было сформировано крайне негативное отношение к православию. Церковь не только была отделена от государства, ее попытались вычеркнуть из отечественной истории. Именно в этот период был создан миф о Православной Церкви, которая сеет невежество, борется с просвещением и всячески препятствует развитию культуры и науки. С легкой руки марксистских историков православие и реакция становятся словами синонимами.[9] Вместе с тем, анализ многочисленных архивных документов не только опровергает данный стереотип, но и позволяет совершенно по-новому оценить роль и деятельность Православной Церкви. В дореволюционной России именно Православная Церковь долгие годы была единственным источником просвещения общества и развития культуры. С формированием светской системы образования, церковь по-прежнему продолжала активно заниматься решением просветительских задач. Не случайно именно православные священнослужители стояли у истоков просвещения нашего края.

Под просветительской деятельностью подразумевается комплексная система мер направленных на развитие как умственных, так и духовных начал общества, на формирование нравственных качеств и патриотических чувств.

Таким образом, в данном виде деятельности Православной Церкви выделяется три направления:

http://ej.kubagro.ru/2015/05/pdf/84.pdf

Научный журнал КубГАУ, №109(05), 2015 года

3

1) образовательное - связанное с распространением грамотности, открытием школ, училищ, библиотек и музеев и формированием местной интеллигенции, зарождением и развитием культурной жизни.

2) воспитательное - направленное на укрепление духовности и патриотизма в обществе и на развитие православной педагогики.

3) научное - представленное изучением местной истории, созданием краеведческих трудов.

Изучение просветительской деятельности Православной Церкви на Кубани позволяет выделить три периода. За основу периодизации взято 2 фактора:

- изменение в положение церкви, основных ее задачах и способах их решения,

- перемены в социально-политическом и административно-

территориальном устройстве Кубани, оказывающие существенное влияние на культурную жизнь края.

I период: 1794 г -1842 г.

Это было сложное время распространения грамотности в еще необжитом казачьем крае. Православная церковь изначально была источником просвещения казачества. В 1794 г. всего спустя два года после прихода первых черноморцев на Кубань, при только, что открытой Екатерино-Лебяжской пустыне была образована первая школа. Безусловно, она была доморощенной, преподавание велось без всякого учебного плана, в то же время именно здесь черноморцы впервые приобщались к грамоте. Благодаря трудам настоятеля и насельников данного монастыря, впервые в Черномории была заложена основа и для развития профессионального образования. В начале Х1Х века, для изучения основ земледелия и виноградарства, настоятелем пустыни архимандритом Товием из Крыма был выписан преподаватель А. Шелимов, который почти 5 лет обучал черноморцев различным способам разведения и ухода за

http://ej.kubagro.ru/2015/05/pdf/84.pdf

Научный журнал КубГАУ, №109(05), 2015 года

4

виноградниками. [ 1 ]

Православное духовенство стояло и у истоков формирования государственной системы образования в нашем крае. В результате неустанной деятельности протоиерея К.В. Россинского за весьма короткий промежуток времени с 1803 -1825 гг. на Кубани было открыто 10 приходских училищ, 1 уездное, 1 духовное, а с 1820 г. стала

функционировать гимназия. К.В.Россинский заложил основу и для краеведческого музея, создал первую на Кубани библиотеку.[8]

Решая просветительские задачи, много внимания К.В. Россинский уделял и вопросам воспитания. Он полагал, что образование и воспитания неразрывно связаны друг с другом, по его мнению, человека нельзя считать образованным, если он не живет по закону Божьему. Поэтому составной частью образовательного процесса К.В.Россинский считал нравственное совершенствование личности, которое невозможно без изучения Закона Божьего, Св. Писания и другой духовной литературы. [10, с. 5]

С первых дней своего существования православное духовенство вносило огромный вклад и в развитие краеведческой деятельности. Так благодаря трудам протоиерея Р. Порохни были сохранены для потомков остатки древнерусского присутствия на Тамани. Ни мало для изучения Черномории сделал и К.В.Россинский, который издал несколько краеведческих трудов, содержащих уникальный материал по истории, географии, геологии Кубани. Именно он пробудил интерес российских археологов к исследованию нашего региона. Таким образом, уже на первом этапе православные священнослужители способствовали распространению просвещения. В целом же для первого периода просветительской

деятельности Православной Церкви характерны следующие черты:

1) Инициатива школьного строительства, в связи с изоляцией Черномории от епархиальных властей, исходила не сверху, а снизу, от самого духовенства.

http://ej.kubagro.ru/2015/05/pdf/84.pdf

Научный журнал КубГАУ, №109(05), 2015 года

5

2) Огромную роль в решение просветительских задач играло как черное, так и белое духовенство.

3) Просветительская деятельность Православной Церкви в это время во многом зависела от личности войскового протоиерея. Так смерть в 1825 г. К.В. Россинского - яркого поборника просвещения Черномории, крайне негативно отразилась на положении черноморских училищ.

В 1828 г. гимназия, лишившись надежного защитника, была закрыта, из 10 приходских училищ сохранились лишь 6.

4) Просветительская деятельность Православной Церкви на данном этапе носит скачкообразный характер, что позволяет выделить два подпериода:

а) 1794 -1825 - бум школьного строительства, борьба с частной школой.

б) 1825 -1842 - упадок и застой в развитии школьного дела. Реанимация старых примитивных методов обучения. Священнослужители, отмечая слабые позиции официального образования, его недоступность для большинства населения стали распространять грамоту среди казаков по старинки, обучая черноморцев чтению и письмо у себя на дому или при церкви.

5) Православная церковь на данном этапе уделяла одинаковое внимание развитию всех трех направлений: образовательному, воспитательному и научному.

6) В это время выделяется прямая зависимость между развитием церковных приходов и темпами школьного строительства. Так у линейцев, где долгие годы не было приходского духовенства и где весьма сильны были позиции старообрядцев, первые школы появились на 20 лет позже, чем у черноморцев, лишь в 1833 г. в ст. Новомарьянской и ст. Сенгилеевской. Значительно отставали линейные казаки от черноморцев и по количеству учебных заведений, а так же по качеству получаемых там

http://ej.kubagro.ru/2015/05/pdf/84.pdf

Научный журнал КубГАУ, №109(05), 2015 года

6

знаний.

II период: 1842 - 1860 гг.

На этом этапе в жизни Православной Церкви Черномории произошло важное изменение. В 1842 г. был принят указ об образовании Кавказской епархии, которой стало подчиняться все духовенство С.Кавказа, в том числе и Черномории. Таким образом, был создан единый центр, координирующий деятельность священнослужителей Северного Кавказа. В это же время было принято «Положение о Черноморском казачьем войске», которое регламентировала его деятельность по аналогии с войском Донским. Все это должно было активизировать просветительскую деятельность. Вместе с тем, по сравнению с первым периодом, ее темпы были весьма низкие, что в первую очередь было связано с Кавказской войной. Именно она оказывала существенное влияние на выделение приоритетных направлений в просветительской деятельности духовенства. В это время основное внимание уделялось воспитательной работе и изучение краеведенья. Интерес к последнему, с одной стороны подогревался епархиальными властями, которые хотели иметь наиболее полную информацию о территориях, включенных в их ведение, с другой Черноморским казачьим войском. В 1847 г. были приняты «Правила о размежевании земель Черноморского казачьего войска», спустя год создана Межевая комиссия. Решение земельного вопроса требовало хорошей исторической подготовки, в связи с чем войсковое правительство поручило православному духовенству собрать основные сведения по истории казачьих станиц и землях, которыми они владеют.

Именно в этот период православным духовенством впервые была предпринята попытка создания истории отдельных местностей. Таким образом, в изучение краеведения появилась новая тенденция, если на первом этапе предпочтение отдавалась целостному изучению Кубани, освещению общих вопросов, то теперь исследование велось от частного к

http://ej.kubagro.ru/2015/05/pdf/84.pdf

Научный журнал КубГАУ, №109(05), 2015 года

7

общему, история Черномории представлялась сквозь призму истории отдельных станиц. Особо следует подчеркнуть, что наряду с освещением исторических событий, связанных с историей Кубани, священнослужители много внимания уделяли изучению обычаев и нравов, и тем самым закладывали основы для будущих этнографических исследований. [2]

Решая воспитательные проблемы, православное духовенство особо много внимания уделяло развитию патриотических чувств. Стремясь сохранить память о павших героях, священнослужители стали собирать материал по военной истории казачества. Именно они стали инициаторами возведения на местах сражений поклонных крестов или курганных насыпей. Часто здесь священнослужители проводили уроки краеведения, где рассказывали своим ученикам о героических подвигах их дедов и прадедов.

Наряду с белым духовенством решением просветительских задач продолжало активно заниматься и черное. Так создание в 1846 г в Черномории женской обители положило начало женскому образованию. Именно при Марии-Магдалинской пустыне была открыт первый приют для девочек, где монахини обучали своих воспитанниц не только грамоте, но и домоводству. Блестящие знание, получаемые в этой школе показали необходимость существования в Черномории женских учебных заведений.

А двумя годами раньше в 1844 г. при активной поддержки со стороны Православной Церкви в Черномории, благодаря трудам атамана Г. Рашпиля, вновь была открыта гимназия. Спустя три года началась интенсивная работа по преобразованию приходского духовного училища в уездное. Но здесь черноморское духовенство встретило сильнейшее противодействие со стороны Кавказской епархии. Высшие сановники которой полагали, что в этом нет никакой надобности, доказывать свою правоту черноморскому духовенству пришлось более 10 лет. Уездное духовное училище в нашем крае было открыто лишь в 1858 г и сразу

http://ej.kubagro.ru/2015/05/pdf/84.pdf

Научный журнал КубГАУ, №109(05), 2015 года

8

получило статус войскового духовного заведения. Именно оно стало центром подготовки священнослужителей.

Много внимание вопросам образования в это время уделяло и духовенство Линейного казачьего войска. Примечательно, что решая просветительские задачи, священники линейных станиц исходили из нужд военного времени. Поэтому здесь в основном создавались полковые, а с ср. 40-х гг. Х1Х в. бригадные школы, где наряду с изучением Закона Божьего, арифметики, грамматики, истории, много места отводилась военной

подготовки. В то же время, в отличие от черноморцев школы линейных казаков не имели единого учебного плана, часто из-за сложной военной обстановки занятия на долгое время в них прекращались. Так же отсутствовали здесь и средние учебные заведения, не было специализированных и женских школ, отсутствовало и духовное училище.

В целом же рассматривая этот период, следует подчеркнуть.

1) На развитие Просветительской деятельности сильное влияние оказала Кавказская война.

2) Приоритетными направлениями стали краеведение и воспитание. Именно в это время священнослужители стали изучать военную историю казаков.

3) Формируются отличительные черты в просветительской деятельности черноморского и линейного духовенства.

III период: 1860 - 1920 гг.

Это был наиболее насыщенный событиями этап в истории Православной Церкви, что позволяет выделить два подпериода.

а) 1860 - н. ХХ в.

Активизация всех направлений просветительской деятельности, развитие школьной системы и в ширь (открытие школ на вновь присоединенной территории и в глубь (создание как низших так и средних учебных заведений, революция 1917 г помешала открытию на Кубани

http://ej.kubagro.ru/2015/05/pdf/84.pdf

Научный журнал КубГАУ, №109(05), 2015 года

9

университета).

б) н. ХХ в. -1920 г.

Просветительская деятельность протекала в крайне сложных условиях. Антирелигиозная пропаганда наносила сильнейший удар по церковному авторитету, усиливала духовный кризис. Начавшаяся гражданская война еще более усугубило ситуацию. Заметно затормозилось школьное строительства, многие заведения стали закрываться, приоритетным стало воспитание.

Окончание Кавказской войны, налаживание мирной жизни способствовала активизации просветительской деятельности. Только с 1863 по 1867 гг. на Кубани стало действовать 100 народных школ.[3]

Присоединение Закубанья и создание новых церквей в линейских станицах заметно ускорили темпы школьного строительства и в этих районах.

Итогом этого стал резкий рост учебных заведений. Так к н. ХХ века в Кубанской области действовало свыше 500 воскресных школ, которые составляли 25-30% всех школ края, также существовало более 200 церковно-приходских школ. [4]

Стремясь повысить образовательный уровень населения с 80-х гг. Х1Х

в. при многих церквях стали продавать духовную литературу. К концу Х1Х

в. практически каждый благочинный округ насчитывал до 10 библиотек, созданных при церквях. [5]

Много внимания в это время священнослужители уделяли и краеведческой деятельности. В 1878-1879 гг. известным исследователем Кубани Е.Д. Фелицыным, была разработана целая программа Статистикоэтнографического описания населенных мест Кубанской области, по которой священнослужители и народные учителя собирали необходимый материал. Так в 1880 г. священник Ейского Михаило-Архангельского собора Т. Стефанов сообщал о завершение истории г. Ейска, этот очерк

http://ej.kubagro.ru/2015/05/pdf/84.pdf

Научный журнал КубГАУ, №109(05), 2015 года

10

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

спустя три года был опубликован в Кубанском сборнике. Учитывая предыдущий опыт, связанный с краеведческой деятельностью православная церковь обязала священнослужителей ежегодно собирать данные о нравственном состоянии на Кубани и о развитие школьного дела, что значительно облегчало изучение местной истории.

Вместе с тем, с наступлением ХХ века в обществе заметно стали ослабевать нравственные устои. «Благочестие в народе прогрессирует на убыль, чему способствуют театральные представления и наша «прогрессивная» печать» - , писал в отчете за 1915 г один из благочинных.

[6] Священнослужители не только первыми обратили на это внимание, но и попытались как-то улучшить ситуацию. В связи с чем, каждое воскресенье стали проводить религиозные беседы с населением. В то же время духовный кризис затронул и некоторых представителей духовенства. Так в отчетах благочинных стали появляться сообщения такого рода: «Отцы-настоятели лучше истратят лишние 100 рублей на парчевое облачение, чем накупят на эту сумму полезных журналов и газет. Вместо той гнилой пиши, какая предлагается им интеллигентами из учителей, фельдшеров и недоучек-гимназистов».[7] В это же время ослабла и тяга к образованию среди населения. Довольно часто приходские сходы на предложение священнослужителей открыть школу, стали отвечать отказом, и священникам - радетелям просвещения приходилось использовать все свое красноречие для того, что бы изменить ситуацию. Так в 1900 г. в Ейске была создана первая женская церковно-приходская школа лишь благодаря заботам священника И. Семилуцкого, который сумел убедить казака Д. Ольховского отремонтировать за свои средства полуразрушенный дом и подарить его школе. В этом же году была открыта школа в ст. Суздальской. Это важное событие свершилось лишь благодаря трудам священника П. Семенова, который лично участвовал в ее строительстве и использовал для этого собственные сбережения. [7]

http://ej.kubagro.ru/2015/05/pdf/84.pdf

Научный журнал КубГАУ, №109(05), 2015 года

11

В целом же для третьего периода просветительской деятельности характерны следующие черты.

1) Волнообразность в развитие.

Активизация школьного строительства и широкая поддержка деятельности Православной Церкви населением Кубани в 60-80 е гг. с наступлением ХХ века сменилась сильнейшим противодействием со стороны различных слоев кубанского общества.

2) Широкое представительство.

В решение просветительских задач стали принимать активное участие наряду с духовенством и члены многочисленных религиозных братств.

3) Миссионерство.

Присоединение Закубанья привело к тому, что весьма часто распространение грамоты среди горцев способствовало их приобщению к духовным основам русской культуры.

4) Народность. В это время просветительская деятельность прежде всего была направлена на низы кубанского общества. Главная задача, стоящая перед духовенством: ликвидация неграмотности среди широких слоев простого народа, повышение его нравственности. В связи с чем повсеместно стали создаваться воскресные школы и народные училища.

5) Расширение территориальных рамок.

Именно в этот период Православная Церковь стала уделять особое внимание просветительской деятельности среди линейных казаков. Включение в 1860 г значительной их части в состав Кубанской области способствовало быстрым темпам школьного строительства. Впервые у линейцев помимо полковых школ были открыты и станичные училища.

Подводя итог всему вышесказанному, следует подчеркнуть, что Православная Церковь сыграла важную роль в Просвещение нашего края. Именно она была носителем грамоты и исторического знания, именно Церковь играла важную роль в патриотическом воспитании и сохранении

http://ej.kubagro.ru/2015/05/pdf/84.pdf

Научный журнал КубГАУ, №109(05), 2015 года

12

нравственности.

Библиографический список.

1. Государственный архив Краснодарского края (далее ГАКК). - Ф. 454. - Оп. 1. - Д. 6235. - Л. 8 - 10.

2. ГАКК. - Ф. 574. - Оп. 1. - Д.215. - Л. 56.

3. ГАКК. - Ф. 252. - Оп.1. - Д. 439. - Л. 7.

4. ГАКК. - Ф. 353. - Оп. 1. - Д. 59. - Л.7.

5. ГАКК. - Ф. 353. - Оп.1. - Д. 56. - Л. 12

6. Государственный архив Ставропольского края (далее ГАСК) - Ф. 135. - Оп. 66. - Д. 624. - Л. 79.

7. ГАСК. - Ф. 135. - Оп.66. - Д. 624. - Л. 243.

8. Горожанина, М. Ю. Просветитель Черномории Кирилл Россинский / М. Ю. Горожанина; адм. Краснодарского края. - Краснодар: Периодика Кубани, 2005. - 352 с.

9. Никольский, Н.М. История русской церкви. — 3-е изд. — М.: Политиздат, 1985. — 448 с.

10. Речь, Говоренная К.В. Россинским при публичном собрании в Екатеринодарском уездном училище. Харьков, 1816. - 25 с.

References

1. Gosudarstvennyj arhiv Krasnodarskogo kraja (dalee GAKK). - F. 454. - Op. 1. - D. 6235. -L. 8 - 10.

2. GAKK. - F. 574. - Op. 1. - D.215. - L. 56.

3. GAKK. - F. 252. - Op.1. - D. 439. - L. 7.

4. GAKK. - F. 353. - Op. 1. - D. 59. - L.7.

5. GAKK. - F. 353. - Op.1. - D. 56. - L. 12

6. Gosudarstvennyj arhiv Stavropol'skogo kraja (dalee GASK) - F. 135. - Op. 66. - D. 624. -L. 79.

7. GASK. - F. 135. - Op.66. - D. 624. - L. 243.

8. Gorozhanina, M. Ju. Prosvetitel' Chernomorii Kirill Rossinskij / M. Ju. Gorozhanina; adm. Krasnodarskogo kraja. - Krasnodar: Periodika Kubani, 2005. - 352 s.

9. Nikol'skij, N.M. Istorija russkoj cerkvi. — 3-e izd. — M.: Politizdat, 1985. — 448 s.

10. Rech', Govorennaja K.V. Rossinskim pri publichnom sobranii v Ekaterinodarskom uezdnom uchilishhe. Har'kov, 1816. - 25 s.

http://ej.kubagro.ru/2015/05/pdf/84.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.