УДК 908
ГОРОЖАНИНА Марина Юрьевна, Кубанский государственный университет, г. Краснодар, Россия
тагу [email protected]
НАЧАЛО ЦЕРКОВНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА В ЗЕМЛЯХ ЧЕРНОМОРСКОГО КАЗАЧЬЕГО ВОЙСКА В КОНЦЕ XVIII - НАЧАЛЕ XIX вв.
В современных условиях одной из актуальных тем является изучение духовной культуры казачества. В работе рассматривается один из слабоизученных вопросов, связанных с организацией церковного управления в Черномории. Долгое время исследователи обходили эту проблему, акцентируя внимание на пореформенном периоде, в результате церковная история Кубани в дореформенный период породила немало спорных вопросов. В работе предпринимается попытка осветить ряд из них. Впервые на основе источниковедческого анализа рассматриваются причины разногласий среди исследователей в определении численности храмов у черноморских казаков в конце XVIII в. В статье выделяются основные факторы, оказавшие влияние на темпы церковного строительства, обозначается местная специфика организации церковного управления. Особое место отводится реконструкции знаковых событий в церковной истории Кубани конца XVIII - начала XIX вв., приводится список первых казачьих куреней, в которых уже в 1799 г. велось богослужение. В данной статье показывается важная роль известных деятелей Черноморского казачьего войска в церковном строительстве. Освещаются труды войскового судьи А.А. Головатого на церковном поприще, показывается вклад войсковых протоиереев Р. Порохни и К.В. Россинского в формирование местного духовенства, а также акцентируется внимание на его специфике.
Ключевые слова: Черноморское казачье войско, войсковое духовенство, деятельность, церковное строительство, Екатеринославская епархия, организация церковного управления.
DOI: 10.17748/2075-9908-2015-7-6/1 -00-00
Marina Yu. GOROZHANINA, Kuban State University, Krasnodar, Russia
mary [email protected]
THE BEGINNING OF ECCLESIASTICAL ARCHITECTURE IN THE LANDS OF THE BLACK SEA COSSACK ARMY IN THE LATE XVIII AND EARLY XIX CENTURIES
In modern conditions of one of hot topics studying of spiritual culture of the Cossacks is. In work one of the low-studied of the questions connected with the organization of church management in Chernomoriya is considered. Long time researchers bypassed this problem, focusing attention to the post-reform period, as a result the church history of Kuban during the pre-reform period has generated few matters of argument. In work an attempt to light a row from them is made. For the first time on the basis of the source study analysis the reasons of disagreements among researchers in determination of number of temples at the Black Sea Cossacks in are considered to XVIII centuries In article the major factors which have exerted impact on rates of church construction are allocated, local specifics of the organization of church management are designated. The special place is allocated to reconstruction of milestone events in church history of Kuban of the end XVIII centuries - the beginnings of the XIX centuries, the list of the first Cossack huts in which in 1799 is provided. Church service was conducted. In this article the important role of the famous figures of the Black Sea Cossack army in church construction is shown. Works of the wax judge A.A. Golovaty in a church field are lit, the contribution of army archpriests R. Porokhni and K.V. Rossinsky in forming of local clergy is shown, and the attention to its specifics is also specificity.
Keywords: Black Sea Cossack Host, military clergy, activities, church construction, Ekaterinoslav diocese, organization of church administration
В современных реалиях одной из актуальных тем является вопрос о духовной жизни казачества, роли и месте православия в истории Кубани. По данной проблеме в последнее время было написано немало исследований, но, как правило, они ограничивались рамками пореформенного периода [1; 2], а вот проблема становления церковного богослужения в нашем крае зачастую оставалась вне поля зрения, что породило ряд спорных вопросов. Нередко исследователи, не вникая в специфику церковного строительства в Черномории, просто суммируют все данные о численности казачьих храмов, забывая о том, что в одних документах речь идет о заложенных церквях, в других - о заложенных и построенных, в третьих - о походных, в итоге появляются цифры, не соответствующие действительности, что вызывает массу вопросов [3].
Таким образом, целью данного исследования является освещение основных событий, связанных со становлением церковного управления и церковным строительством в землях Черноморского казачьего войска.
На эти процессы существенное влияние оказали два фактора.
- Специфика вновь осваиваемой территории. Сложные жизненные условия, необжи-тость края, постоянные военные столкновения с горцами, с одной стороны, актуализировали проблему формирования собственного казачьего духовенства (пришлым черноморцы не доверяли, да и желающих не было), с другой - значительно осложняли организацию церковной службы. В это время в Черномории нередко были храмы без священников. Так, в одном из своих писем кошевой атаман Черноморского казачьего войска З.А. Чепега писал: «Бывший у нас при церкви (речь идет о Троицкой походной церкви - Г.М.), выпрошенный из города Черкас-ска на время священник отец Петр Степанов, возвратился в свой дом, а прибывший было к нам иеромонах, отец Варнава, вчерашнего числа помер. И как мы теперь остались беспоповцы, через что многие по войску люди без довлеемаго преподания христианских треб умирают» [4, с. 694].
Встречались и случаи, когда вели богослужение запрещенные пастыри, находящиеся в розыске, были и лжепопы. Поэтому 17 апреля (все даты указаны по старому стилю) 1793 г. войсковой судья А.А. Головатый дал распоряжение полковнику Лукьяну Тиховскому собрать сведения о церквях и священниках в селениях Черноморского казачьего войска для наведения порядка.
Сильное влияние на церковное богослужение оказали и запорожские духовные традиции. Анализ источников, вопреки сложившимся стереотипам, показывает, что основной костяк черноморского казачества составили запорожцы. Правда, сечевиков среди них было меньшинство, доминировало семейное казачество, преимущественно выходцы с Екатеринославской и Полтавской губерний [5]. Именно отсюда прибыли первые переселенцы на Кубань, в этих землях проживало и духовенство Черноморского казачества. К моменту переселения черноморцев на Кубань в их войске был всего один священник, остальные жили по казачьим паланкам. Правда, проведенная в 1792 г. ревизия особых результатов не дала, священники не хотели покидать насиженные места и ехать в неизведанную кубанскую землю.
Но, несмотря на это, первое торжественное богослужение в новом крае состоялось 12 сентября 1792 г. на Тамани в день получения копии грамоты Екатерины II о пожаловании войску Черноморскому Кубанских земель. На молебне, который служил иеромонах Герасим, присутствовали все черноморские казаки (около 3 тыс. чел.), высадившиеся 25 августа 1792 г. на Таманский берег во главе с Саввой Белым.
В понимании запорожцев быть православным означало соблюдать церковный пост и заботиться о благолепии храма, поэтому, прибыв на Кубань, наряду с обустройством на новом месте черноморцы активно включились в церковное строительство. По старой запорожской традиции во всех куренях Черноморского казачьего войска храмы возводились исключительно на пожертвования станичников. Можно лишь восхититься силе казачьей веры. В отличие от ли-нейцев, где интенсивное храмовое строительство приходится лишь на 30-50-е гг. XIX в., черноморцы не жалели на это средств.
Уже в 1793 г. архиепископ Феодосийский и Мариупольский Иова (в его подчинении находилось духовенство черноморского казачества до переезда на Кубань) был завален письмами с просьбой - дать разрешение на церковное строительство и прислать в войско священников [6].
Прошений было так много, что епископ дважды собирался с визитом на Кубань: вначале в сентябре, затем в конце декабря 1793 г., но по неизвестным причинам поездка так и не состоялась. Вероятнее всего, свой приезд владыка откладывал из-за нерешенного вопроса о епархиальном подчинении черноморского духовенства.
В своем письме от 4 ноября 1793 г. кошевому атаману З.А. Чепеге епископ Иова советовал обратиться в Святейший Синод для прояснения вопроса о епархиальном подчинении и обещал через своего знакомого ускорить его решение, а также оказать помощь с отправкой на Кубань священника и дьякона. В конце письма епископ особо оговаривал, что священников из своего штата он выделить не может, поэтому рукоположит двух грамотных черноморцев, выбранных войском и присланных к нему, а затем и под видом своих штатных отправит назад в Черноморию [7].
Таким образом, в первые два годы переселения казаков на Кубань остро стоял вопрос о формировании духовенства и выборе епархии, в подчинении которой оно бы находилось. Уже декабря 1793 г. из Феодосийской духовной консистории пришел ответ о рукоположении и отправке на Кубань священника Василия Дячевского и диакона Филиппа Стояновского [8].
Так, было положено начало решению первой проблемы (открытие в 1818 г. в Екатерино-даре духовного приходского училища избавит Черноморию от недостатков священников), теперь надо было определяться с выбором епархиального управления. Ни одна из епархий юга России не высказала особого желания взять под свою духовную опеку черноморцев, не спешил это сделать и епископ Феодосийский.
До переселения на Кубань, в период образования Черноморского казачьего войска, его духовенство находилось в ведении Екатеринослаского епископа; из-за быстрого роста числа приходов в 1787 г. было принято решение учредить кафедру епископа Феодосийско-Мариупольского, викария Екатеринославской епархии. Ей и было подчинено по церковным вопросам Черноморское казачье войско. Поэтому, прибыв на Кубань, черноморцы ходатайствовали о приписании их будущих храмов к Феодосийско-Мариупольской епархии. Вопрос решался так медленно, что за поддержкой черноморцы обратились к Екатерине II. По ее указу от 11 января 1794 г. Святейший Синод причислил Черноморское войско к Феодосийско-Мариупольской епархии и обязал каждый церковный приход Черноморского казачьего войска обеспечить земельным наделом не менее 33 десятин. Выражая черноморцам свою благодарность за охрану и освоение новых земель, Екатерина II на нужды будущего войскового собора выделила 3 тыс. руб., ризы, церковную утварь, а также золотую чашу весом более 14 ф. Прибытие монарших
даров в Екатеринодар было встречено торжественным молебном и ружейной пальбой. А спустя год (24 июля 1795 г.) екатеринодарцы вновь салютовали. На сей раз - доставке из Херсона церковных колоколов: «первый весом 440 пудов, второй 120, а также пять мелких по 27 пудов и один в Тамань весом 200 пудов».
Важную роль в церковном строительстве сыграл войсковой судья А.А. Головатый. Именно он стал инициатором возведения первого храма на Кубани, в Тамани, который был сооружен исключительно на его средства и торжественно освящен в 1795 г. Под руководством А.А. Голо-ватого осенью 1793 г. был составлен и отправлен в Св. Синод запрос о разрешении строительства в черноморских куренных селениях православных храмов. Используя личные связи, он заручился поддержкой фаворита Екатерины II П. Зубова, обер-прокурора Св. Синода А.И. Мусина-Пушкина и архиепископа Феодосийского и Мариупольского Иовы. Уже в начале января 1794 г. Св. Синод разрешил «в населенных куренях Кубани» строить церкви, обязав черноморцев представить список планируемых церквей. 20 января этого же года Екатеринославский и Таврический губернатор Платон Зубов также подтвердил право черноморцев возводить храмы.
К этому времени Черноморское казачье войско располагало уже двумя походными церквями: одной в Тамани, второй, Троицкой, в Екатеринодаре. Для населения численностью 21 793 чел. (12 826 муж. и 8 967 жен.) этого было явно недостаточно. Поэтому казаки ходатайствовали об открытии новых храмов. Понимая, что строительство займет немало средств и времени, они просили епископа Феодосийского и Мариупольского разрешить временно вести церковное богослужение в походных церквях, кроме Екатеринодара и Тамани (где шли уже службы), поставить их еще в четырех местах, а именно: в Копыле (р-н совр. Славянска-на-Кубани), на устье реки Бейсуга, при устье реки Еи (р-н совр. Ейска), на реке Челбасах [9].
В конце апреля 1794 г. епископ Иова посетил Черноморию и остался доволен визитом. 6 июля 1794 г. от него пришло следующее распоряжение: «учредить церкви в Копыле и на устье речке Еи, для которых святые антиминсы в Копильскую Святого Архистратига Михаила и Ейскую - Преображения Господня от нас выданы, а в Бейсуге и Челбасах поставить походные церкви будет дозволено тогда, когда к оным будут произведены священники». Далее епископ сообщал, что двух присланных из Черномории для этих должностей кандидатов Кондрата Белого и Ивана Андреевского он не может возвести в сан, так как они совершенно не подготовлены к церковной службе [10].
Таким образом, перед черноморцами вновь остро встал вопрос о формировании своего духовенства. Во многом его решение было облегчено прибытием в Черноморию о. Романа По-рохни, который еще за Бугом окормлял черноморцев и пользовался среди них большим авторитетом, тем более что сам до принятия духовного сана принадлежал к казачьему званию. В 1794 г. о. Роман был возведен в сан протоиерея и ему было поручено возглавить все имеющееся духовенство черноморцев. Именно под его руководством в 1794 г. в Екатеринодаре будет создана церковная канцелярия. С этого времени именно о. Роман отчитывался перед епископом Мариупольским и Феодосийским по всем церковным вопросам. В его обязанности входил отбор кандидатов и их подготовка в священники. Троицкая церковь, настоятелем которой стал о. Роман Порохня, на время превратилась в центр духовного образования, здесь же велось перевоспитание нерадивых священников. Кроме того, именно о. Роман отвечал за темпы церковного строительства. Согласно распоряжению епископа Феодосийского и Мариупольского протоиерею Р. Порохне предписывалось лично проверить готовность жителей куреня, изъявивших желание построить церковь к этому, и выбрать подходящее для этого место [11].
В 1798 г. отец Роман стал инициатором строительства воскового собора в г. Екатеринодаре. Прибывший с экспедицией в Екатеринодар в 1799 г. епископ Феодосийский и Мариупольский Христофор (он сменил на кафедре Иову) оказался очень доволен положением дел и поддержал предложения о. Романа. В 1802 г. войсковой собор был торжественно освящен, правда, о. Романа к этому времени уже не было в живых. Должность войскового протоиерея занял о. Петр Куницкий, сыгравший важную роль в создании в 1802 г. Екатеринодарского духовного правления (оно просуществовало до 1870 г.), что способствовало улучшению церковного управления.
В 1799 г. черноморское духовенство было переподчинено Екатеринославской епархии, в связи с закрытием Херсонского викариатства. К этому времени в Черномории храмы были в 24 куренях. К сожалению, установить точное количество черноморских церквей в конце XVIII в. сложно из-за путаницы в документах. В делах, относящихся к одному и тому же году, нередко дается разное число церквей. Так, в одном документе за 1797 г. говорится о 23 храмах [12]. В другом сообщается, что в 1797 г. в Черномории было 26 церквей [13]. Во многом свет на эту проблему проливает работа П. Короленко, где автор указывает, что в документах конца XVIII в. речь ведется не о только о строящихся и возведенных храмах, но и о планируемых [14, с. 15]. Подтверждения этому находим в документе за 1799, где четко обозначены как построенные 16
храмов (в городах Екатеринодаре - походная Троицкая, Тамани - Покровская и в 14 куренях: Полтавском, Джерелиевском, Роговском, Величковском, Корсунском, Васюринском, Березан-ском, Ирклеевском, Леушковском, Калниболотском, Незамаевском, Кеслякевском, Конеливском, Щербинивском - орфография сохранена в оригинале, чувствуется украинское на нее влияние), так и еще не оконченные в 9 куренях: Шкуринском, Кущевском, Дядкевском, Сергеевском, Пла-стунивском, Пашкевском, Поповичевском, Ведмедиевском, но, несмотря на это, службы уже ведутся, а вот в церкви в с. Ивонивском (Ивановском) нет, из-за отсутствия священнослужителей. В деле особо указывается, что к 1799 г. лишь в двух куренях из намеченных церкви так и не были заложены по причине отсутствия материалов и священников: это селения Уманское и Каневское [15]. Примечательно, что в документах за 1831 г. церкви в этих куренях уже имелись.
С наступлением XIX в. важную роль в церковном строительстве сыграл войсковой протоиерей, первоприсутствующий Екатеринодарского духовного правления К.В. Россинский. Под его руководством в казачьем крае было возведено 27 храмов, именно он руководил работами по подготовке иконостаса в войсковом Воскресенском соборе, которым долго восхищался А.С. Пушкин, посетивший Екатеринодар в 1820 г.
Всего же к 1831 г. в Черномории было 58 храмов, из них девять молитвенных домов на Должанской косе, Комышеватовской косе, а также в куренях Марьинском, Елисаветинском, Староджерелиевском, Батуринском, Дядьковском, Сергиевском; два молитвенных дома на Ачу-евской косе и в хуторе Зарубовском своего прихода не имели и были приписаны к Николаевской церкви Новонижестеблиевского куреня; три придельные - две в Екатеринодаре (Екатерининская и Фоминская приписаны к Воскресенскому войсковому собору) и одна кладбищенская при Преображенской церкви куреня Старощербиновского [16].
Таким образом, спустя всего 40 лет все куренные селения, созданные в 1793 г., имели свои храмы, было сформировано черноморское духовенство и положено начало церковному управлению. Перед духовенством Черноморского казачьего войска была поставлена новая задача открытия церквей в недавно созданных станицах, но и с ней казаки отлично справились.
К 1843 г. - времени образования Кавказской и Черноморской епархии с центром в Ставрополе - в Черноморском казачьем войске было 64 храма, которые образовывали шесть благочинных округов. Священников 96, из них три протоиерея, дьяконов 59. Кроме того, заштатных четыре священника и четыре дьякона. Из 64 храмов Черномории девять были каменными. Согласно церковным ведомостям за 1843 г., 99,8% черноморского духовенства было отличного поведения [17].
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1. Струполева Н.С. Православные приходы Ставрополья и Кубани в 40-е гг. XIX - начале XX вв.: социальные функции и духовная жизнь: дис. ... канд. ист. наук: 07.00.02 [Место защиты: Ставроп. гос. ун-т] - Ставрополь, 2007. - 231 с.
2. Рыбко С.Н. Деятельность Русской православной церкви в Кубанской области (1860-1917 гг.): управление, церковная жизнь, духовное образование, просвещение: дис. ... канд. ист. наук: 07.00.02 [Место защиты: Ку-бан. гос. ун-т]. - Краснодар, 2011. - 209 с.
3. Вихрева А.А. Развитие православного храмового строительства на Ставрополье и Кубани в конце XVIII -начале XX вв: дис. ... канд. ист. наук: 07.00.02 [Место защиты: Ставропольский. гос. ун-т]. - Ставрополь, 2005. - 222 с.
4. Дмитриенко И.И. Сборник исторических материалов по истории Кубанского казачьего войска. - Екатеринодар, 1913. - Т. 3. - С. 694.
5. Государственный архив Краснодарского края (далее ГАКК) Ф. 250. Оп. 2. Д. 1. Л. 50.
6. ГАКК. Ф. 250. Оп.1. Д. 28.
7. ГАКК. Ф. 249. Оп.1. Д. 253. Л. 16.
8. ГАКК. Ф. 249. Оп.1. Д. 253. Л. 17.
9. ГАКК. Ф. 249. Оп.1. Д. 338. Л. 2.
10. ГАКК. Ф. 249. Оп.1 Д. 338. Л. 4
11. ГАКК. Ф. 249. Оп. 1. Д. 294. Л. 9.
12. ГАКК. Ф. 249. Оп. 1. Д. 294. Л. 53.
13. ГАКК. Ф. 250. Оп.1. Д. 28. Л. 166.
14. Короленко П.П. Церковные древности кубанских казаков. - Екатеринодар, 1905.
15. 15 ГАКК. Ф. 249. Оп. 1. Д. 392.
16. ГАКК. Ф. 249. Оп. 1. Д. 1169. Л. 4.
17. Государственный архив Ставропольского края (ГАСК) Ф. 135. Оп. 1. Д. 171. Л. 17.
REFERENCES
1. Strupoleva N.S. Pravoslavnye prikhody Stavropol'ia i Kubani v 40-e gg. XIX - nachale XX vv.: sotsial'nye funktsii i dukhovnaia zhizn'. [In Orthodox parishes of Stavropol and Kuban 40-ies of XIX - beginning of XX centuries: the
spiritual life and social functions: dissertatsiia ... kandidata istoricheskikh nauk : 07.00.02. Mesto zashchity: Stavrop. gos. un-t]. Stavropol, 2007. P. 231 (in Russ)
2. Rybko S.N. Deiatel'nost' Russkoi pravoslavnoi tserkvi v Kubanskoi oblasti (1860-1917 gg.): upravlenie, tserkovnaia zhizn', dukhovnoe obrazovanie, prosveshchenie. [The activities of the Russian Orthodox Church in the Kuban region (1860-1917 gg.): management, Church life, spiritual formation, education]: dissertation ... of candidate of historical Sciences: 07.00.02. Mesto zashchity:: Kuban. state University]. Krasnodar, 2011. P. 209. (in Russ)
3. Vikhreva A.A. Razvitie pravoslavnogo khramovogo stroitel'stva na Stavropol'e i Kubani v kontse XVIII - nachale XX vv: [Development of an Orthodox temple construction in the Stavropol territory and Kuban in the late XVIII - early XX centuries: the dissertation ... the candidate of historical Sciences: 07.00.02. Mesto zashchity: Stavrop. gos. un-t] Stavropol, 2005. P. 222 (in Russ)
4. Dmitrienko I.I. Sbornik istoricheskikh materialov po istorii Kubanskogo kazach'ego voiska. [The Collection of historical materials on the history of the Kuban Cossack army]. Ekaterinodar, 1913, Vol. 3. P. 694. (in Russ)
5. Gosudarstvennyi arkhiv Krasnodarskogo kraia [State archive of Krasnodar region] (further GAKK), F. 250. Op.2. D. 1. L. 50.
6. GAKK. F. 250. Op.1. D. 28.
7. 7 GAKK. F. 249. Op.1. D. 253. L. 16.
8. GAKK. F. 249. Op.1. D. 253. L. 17.
9. GAKK. F. 249. Op.1. D. 338. L. 4.
10. GAKK. F. 249. Op.1. D. 338. L. 2.
11. GAKK. F. 249. op. 1. D. 294. L. 9.
12. GAKK. F. 249. Op.1. D. 294. L. 53.
13. GAKK. F. 250. Op.1. D.28. L.166
14. Korolenko P.P. Tserkovnye drevnosti kubanskikh kazakov. [Ecclesiastical antiquities of the Kuban Cossacks]. Eka-terinodar,1905 (in Russ)
15. 15 GAKK. F. 249. Op.1. D. 392.
16. 16. GAKK. F. 249. Op.1. D. 1169. L. 4.
17. 17. Gosudarstvennyi arkhiv Stavropol'skogo kraia. [State archive of the Stavropol region] (GASK) F. 135. Op.1 d. 171. L. 17.
Информация об авторе
Горожанина Марина Юрьевна, кандидат исторических наук, доцент, кафедра истории России, Кубанский государственный университет, г. Краснодар, Россия тагу [email protected]
Получена:17.07.2016
Для цитирования статьи: Горожанина М.Ю. Начало церковного строительства в землях Черноморского казачьего войска в конце XVIII - начале XIX вв. Краснодар: Историческая и социально-образовательная мысль. 2016. Том. 8. № 4. Часть 1. с.00-00. Сок 10.17748/2075-9908-2015-7-6/2-00-00.
Information about the author
Marina Yu. Gorozhanina, Candidate of Historical Sciences, Associate Professor, Department of Russian History, Kuban State University, Krasnodar, Russia mary [email protected]
Received: 17.07.2016
For article citation: Gorozhanina M.Yu. Nachalo tserkovnogo stroitel'stva v zemlyakh Cherno-morskogo kazach'ego voyska v kontse XVIII -nachale XIX vv. [The beginning of ecclesiastical architecture in the lands of the Black Sea Cossack army in the late XVIII and early XIX centuries]. Krasnodar: Istoricheskaya i sotsial'no-obrazovatelnaya mys'l = Historical and Social Educational Ideas. 2016. Vol . 8. no. 4. Part. 1. Pp. 00-00.
doi: 10.17748/2075-9908-2015-7-6/2-00-00. (in Russian)
- б9 -