20. Иоанн Дамаскин, прп. Творения: Христологические и полемические трактаты. Слова на Богородичные праздники / Пер. и коммент.: свящ. М. Козлов, Д.Е. Афиногенов. - М., 1997.
21. Иоанн Дамаскин, прп. Три защитительных слова против порицающих святые иконы или изображения. - Сергиев Посад: СТСЛ, 1993.
22. Леонтий Иерусалимский. Против монофизитов. / Пер. и комм. Беневич Г.И. Полемические сочинения. Леонтий Иерусалимский, Феодор Абу-Курра, Леонтий Византийский. - Краснодар: Текст, 2011.
23. Максим Исповедник, прп. Диспут с Пирром / Диспут с Пирром: прп. Максим Исповедник и христологические споры VII столетия / Отв. ред. Д.А. Поспелов. - М.: Храм Софии Премудрости Божией в Средних Садовниках, 2004. С.149 - 151.
24. Селезнёв Н. Н. Христология Ассирийской Церкви Востока. Анализ основных материалов в контексте истории формирования вероучения. - М., Euroasiatica, 2002.
25. Флоровский Г., прот. Византийские отцы V-VIII вв. - Минск, 2006.
26. Михальцов Н.Н. Философско-богословская терминология преподобного Иоанна Дамаскина: традиции и новации. Магистерская диссертация. - Сергиев Посад, 2012.
Опыт создания и реализации образовательных проектов по православной культуре в Белгородской православной духовной семинарии (с миссионерской направленностью)
УДК 26/28
Т.А. Полетаева кандидат философских наук, заведующая учебно-методическим отделом БДС ( с м/н) доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин БДС (с м/н) Россия, г.Белгород bpds_umo@mail.ru
Аннотация. В статье рассматриваются образовательные проекты по православной культуре, созданные и реализованные в 2008-2013 гг. в Белгородской православной духовной семинарии (с миссионерской направленностью). Раскрывается содержание, цели и особенности УМК «Православная культура: история и традиции», описывается его назначение и область практического применения. Описывается содержание и задачи проекта создания сборника текстов
93
на английском и русском языке по тематике духовного краеведения «Св. Белогорье: история и современность».
Ключевые слова: Белгородская Православная Духовная семинария (с миссионерской направленностью); православная культура; образовательный проект; духовное краеведение; святыни Белогорья; миссионерско-просветительские задачи.
Experience of creating and realization of educational projects for the Orthodox culture in the Belgorod orthodox theological seminary (with
missionary orientation)
T.A. Poletaeva Ph.D.,
head of educational and methodological department of the BOS (with m/o), assistant professor of the department of social and humanitarian disciplines of of the BOS (with m/o) Russia, Belgorod bpds_umo@mail.ru
Annotation. In the article educational projects for the Orthodox culture, created and realized in the Belgorod orthodox theological seminary (with missionary orientation) during 2008-2013 are described. The content, purposes and features of the educational complex of "Orthodox culture: history and traditions" are described, as well as its purpose and practical application. The content and tasks of project of creation of the collection of texts in English and Russian on the subject of study of spiritual local lore with the name of "St. Belogorie: history and modern life" are described.
Key words: The Belgorod orthodox theological seminary (with missionary orientation); Orthodox culture; educational project; spiritual local lore; sacred objects of Belogorie; mission and enlightenment tasks.
В Белгородской православной духовной семинарии (с миссионерской направленностью) по благословению митрополита
Белгородского и Старооскольского Иоанна в 2008-2013 гг. были созданы и реализованы два образовательных проекта по православной культуре: УМК «Православная культура: история и традиции» [1] и сборник работ студентов семинарии на русском и английском языках «Святое Белогорье: история и современность. Holy Belogorie: history and modern life»[2].
УМК «Православная культура: история и традиции» (авторы Т.А. Полетаева, прот. Алексий Куренков), разработка которого осуществлялась в течение 2008-2011 гг., по замыслу авторов был предназначен для ведения альтернативного курса для студентов высших светских учебных заведений. В процессе формирования учебный курс изначально апробировался Т.А. Полетаевой в рамках ведения предмета «Основы православной культуры» преимущественно в 11 классах математического лицея № 10 г. Белгорода в соответствии с авторской программой, рекомендованной в 2004 году Экспертным советом Белгородского управления образования и науки г. Белгорода для преподавания в выпускных классах школ области. В 2008 г. проректор по учебной
' Т-1 и U / %J
работе Белгородской духовной семинарии (с миссионерской направленностью) прот. Алексий Куренков поддержал проект создания на основе программы соответствующего учебного пособия и стал одним из его соавторов, а также провел апробацию курса в учебном центре «Бирюч» при Белгородской компании ЭФКО, руководители которой, проявив интерес к православной культуре, пытались внедрить православное мировоззренческие основы в своей бизнес-структуре.
Издание УМК совершилось дважды: в виде учебного пособия в 2010 году, включавшего в себя две книги в одной брошюре, при этом программа была приложением в виде рукописи, и - собственно УМК в виде программы и учебного пособия в 2-х книгах в 2012 году. Первое издание было осуществлено на средства Белгородской компании «Эфко» в количестве 100 экземпляров, в основном для нужд учебного центра компании. Второе издание совершилось в рамках реализации проекта Белгородской православной духовной семинарии (с миссионерской направленностью) - победителя международного грантового конкурса «Православная инициатива-2011». После второго издания 500 экземпляров УМК согласно условиям конкурса были благотворительно распространены по учебным заведениям Белгородской области: в качестве дополнительного материала по
православной культуре для учителей - в школах, в качестве материала для разработки и ведения курса предмета «Основы православной культуры» или смежных гуманитарных дисциплин - для преподавателей колледжей и техникумов. В библиотеки вузов Белгородской области в связи с незначительным общим тиражом было передано по одному экземпляру УМК.
Первое издание учебного пособия и программа в виде рукописи прошли в 2010 г. экспертизу Регионального координационного совета по развитию инновационной инфраструктуры в сфере образования Департамента образования, культуры и молодежной политики Белгородской области. Второе издание УМК «Православная культура: история и традиции» получило оценку независимых экспертов -доцентов и преподавателей вузов Белгородской области на семинаре-совещании 8 июня 2012 г., организованном Департаментом образования, культуры и молодежной политики Белгородской
' Т-1 и и и и /
области, Белгородской православной духовной семинарией (с миссионерской направленностью) и социально-теологическим факультетом НИУ БелГУ. Независимые эксперты рекомендовали использовать второе издание УМК в качестве дополнительного источника по вопросам изучения православной культуры студентами, изучающими курс «Основы православной культуры» в вузах. Также УМК был рекомендован для преподавателей религиоведения и культурологии в учебных заведениях начального и среднего образования Белгородской области, в особых случаях - для ведения элективного курса в выпускных классах средних
общеобразовательных школ.
В 2013 году УМК «Православная культура: история и традиции» был направлен авторами в Учебный комитет Русской Православной Церкви и, получив его одобрение, был передан в секретариат научно-богословского рецензирования и экспертной оценки при Издательском Совете Русской Православной Церкви, который 29 апреля 2014 года утвердил право использовать гриф «Рекомендовано к публикации Издательским советом Русской Православной Церкви» при издании книги «Православная культура: история и традиции», присвоив ей номер ИС Р 14-407-0799. Так, многолетние труды авторов нашли официальное признание Русской Православной Церкви и, хочется верить, в силу своей актуальности будут еще в полной мере востребованы в светских учебных
заведениях России, особенно в Сибири и на Дальнем Востоке, особенно нуждающихся в миссионерской поддержке.
Целью курса «Православная культура: история и традиции» является познание православной культуры как вживание в мир традиции этой культуры.Две главных содержательных линии курса -это история и традиция. Методологически эти две главных линии раскрываются в изложении событий, создающих действительность
« " ТЛ
православной культуры во временной последовательности. В свою очередь слово «традиция», означающее в переводе с английского языка «предание», в Церкви, как известно, подразумевает Священное Предание и включает две составляющих: Священное Писание и собственно Священное Предание, а именно историю Церкви, ее каноны, богослужебную практику и искусство. Таким образом, исторический, хронологический подход реализуется во всех составляющих курса «Православная культура: история и традиции», что позволяет воссоздать в сознании обучающихся целостное, интегрированное представление об истоках православной культуры, истории ее возникновения и развития, систематически изучить ее основное содержание.
К особенностям курса можно отнести: историко-культуролого-религиоведческий подход, интегрированный системный характер, апологетический подход. В целом можно сказать, что логика курса соответствует иерархии изучаемого предмета: по мере изучения курса перед глазами обучающегося происходит раскрытие («разворачивание в истории») двух основ православного вероучения: Св. Писания и Св. Предания.
Схематически структура курса может быть представлена в виде четырех системно-логических блоков: 1 - «Культура и религия»; 2 -«Основы Православной культуры- 1»(«Священное Писание в православной культуре: основные идеи и содержательные линии»); 3 -«Основы Православной культуры-2» («Священное Предание как жизнь Православной Церкви»); 4 - «Православие в современном мире». При этом по объему основными являются 2 и 3 блоки.
Согласно указанной логике составлено учебное пособие курса, состоящее из двух книг. В первой книге в части «Культура и религия» находится материал философско-культуролого-религиоведческого содержания. Во второй части «Священное Писание в православной культуре: основные идеи и содержательные линии» излагаются последовательно христианская концепция возникновения и развития
мира и появления человека, основы православной антропологии, христианское учение о спасении (сотериология), христианские концепции происхождения народов и развития религии. После этого описываются ключевые события и понятия Ветхого Завета в контексте православной традиции и излагается краткое содержание Четвероевангелия и книги Деяния апостолов. Завершает первую книгу материал, содержащий основные идеи Апостольских посланий с точки зрения православной этики, а также ключевые идеи пророческих новозаветных текстов в контексте святоотеческого толкования.
Во второй книге основной объем занимает материал, соответствующий 3-му системно-логическому блоку курса -«Священное Предание как жизнь Православной Церкви». Здесь раскрывается сущность общехристианских догматов и концепций православного вероучения, сформировавшихсяв эпоху Вселенских Соборов. Затем в контексте истории Византийской Православной Церкви и Русской Православной Церкви описывается агиография как феномен православной культуры, а также представлены основные события истории Русской Православной Церкви и их связь с
и и и и р\ /*—'
отечественной историей и русской культурой. В этот же блок входят разделы, посвященные происхождению и развитию художественной культуры Православной Церкви, особенностям ее форм в отечественной традиции, описаны особенности становления и формы литургической культуры Православия. В завершающей части книги «Православие в современном мире», соответствующей 4-му системно-логическому блоку, описаны особенности католической культуры и культуры протестантизма в сравнении с православной культурой, раскрывается сущность межконфессионального и межкультурного диалога Православной Церкви с христианскими конфессиями и нехристианскими религиями в современном мире.
Формированию у обучающегося целостного интегрированного восприятия православной культуры согласно предлагаемому курсу способствует не только исторический подход в изложении материала, но и - особенно при изучении проблемных тем - синтез методов и подходов, присущих как богословским наукам, так и светским. Это позволяет осмыслить и понять предмет изучения во всей полноте. В самом деле, понимание православной культуры не может быть полноценным, с одной стороны, без изучения вопросов из области богословских наук, таких как догматическое богословие,
православная антропология, нравственное богословие, Священная история Ветхого Завета и Нового Завета, История Церкви, Литургическое Предание Церкви, агиография, православное искусство (иконоведение, храмовая архитектура), миссиология, каноническое право. С другой стороны, всестороннее видение проблемных вопросов, особенно находящихся на стыке религии и науки, формируется также благодаря знаниям из области светских наук: культурологии, религиоведения, естественных наук, общей истории, истории России, лингвистики, общей философии, русской религиозной философии, русской литературы, общей истории искусства, теории государства и права. Соответственно в рамках курса и в самом учебном пособии реализуются богословские и научные методические подходы. Среди научных - это сравнительный, классификационный, исторический, философский,
культурологический, источниковедческий подходы, среди богословских - апологетические: философско-апологетический, естественнонаучно-апологетический и историко-апологетический.
ТЛ « " _
В целом комплексный интегрированный подход к изложению учебного материала в курсе «Православная культура: история и традиции» способствует получению системного,
междисциплинарного, обобщенного знания, развитию интегрирующего мышления, позволяет не только получать готовое знание, но и синтезировать его самим обучающимся на основе сравнения, сопоставления, анализа разных концепций. В конечном счете, знание, приобретаемое обучающимися согласно данному курсу, способствует обретению ими умения видеть и решать различные проблемы духовно-нравственного характера.
Важно также подчеркнуть, что в курсе «Православная культура: история и традиции» реализуется основной принцип православия, выраженный в Евангелии: уважение свободы выбора личности. Как говорил Митрополит Сергий (Страгородский), «усвоение жизни Христовой разными людьми может быть различно, но и зачаточное усвоение христианства спасительно» [3]. Очевидно, что эти слова приобретают особую актуальность при организации образовательного процесса по курсу «Основы православной культуры» в современной светской школе в целом.
В 2008-2013 годы в Белгородской православной духовной семинарии осуществлялся также другой образовательный проект -создание сборника текстов на английском и русском языке по
тематике духовного краеведения «Св. Белогорье: история и современность. Holy Belogorie: history and modern life». Сборник посвящен истории и современной жизни Белгородской семинарии, деятельности миссионеров Белгородской и Старооскольской епархии, трудам выдающихся подвижников благочестия и святости, чьи имена связаны со Святым Белогорьем, а также истории наиболее известных православных храмов и святынь Белгородчины.
Уникальность этого сборника состоит в том, что авторами текстов и их переводов на английский язык стали студенты Белгородской семинарии, большая часть которых ныне являются священниками. Проект решал две группы задач: учебные и миссионерско-просветительские.
Учебные задачи подразумевали, что через участие студентов в этом проекте будет решен вопрос повышения практической значимости изучения английского языка будущими священниками и миссионерами. С другой стороны, предполагалось, что конечный результат этого проекта - сборник на английском и русском языке о святынях Белогорья - повысит интерес к изучению ценностей православной культуры у потенциальных читателей сборника -учащихся школ, колледжей, вузов через знакомство с христианской лексикой английского языка.
Миссионерско-просветительские задачи подразумевали, что данный сборник в будущем может быть использован для составления экскурсий на английском языке на тему «Святое Белогорье» для англоязычных иностранных гостей Белгородской области.
Проект осуществлялся поэтапно: в 2008-2011 годах 23 студента семинарии, выразившие желание участвовать в проекте, составили и защитили авторские презентации на английском и русском языках в качестве своих экзаменационных проектов по предмету английский язык. В 2010-2011 годы на основании этих презентаций преподавателем семинарии Т.А. Полетаевой был составлен сборник, прошедший редактирование проректором по учебной работе семинарии протоиереем Алексием Куренковым, ставшим его главным редактором.
В 2013 году к проекту подключился, выразив огромный интерес, профессор Питтсбургской богословской семинарии в США Джон Берджесс, изучающий на протяжении ряда лет феномен возрождения Православной Церкви в России в конце XX - начале XXI вв. и специально выучивший ради этого русский язык. Профессор
Джон стал редактором-рецензентом английского текста сборника. Так, данный образовательный проект получил международное значение, став одним из средств развития межконфессионального диалога и послужил основанием развития еще большего интереса к православной культуре со стороны богослова-протестанта, симпатизирующего Православной Церкви.
Нельзя сказать, что результаты проекта по созданию сборника «Св. Белогорье: история и современность. Holy Belogorie: history and moder nlife»ограничились исключительно его изданием. Сборник вызвал интерес у педагогов - преподавателей английского языка в средних общеобразовательных школах Белгорода, которые на уроках английского языка обращаются к темам духовного краеведения. Успешно используется сборник и в самой Белгородской духовной семинарии (с миссионерской направленностью) на уроках английского языка как весьма полезный учебно-методический материал: благодаря параллельному переводу текстов на русский язык сборник позволяет не только развивать навыки разговорной речи у студентов, но и закрепляет усвоение ими христианской лексики английского языка, которая так необходима для построения грамотного дискурса при общении с носителями английского языка на профессиональные богословские темы.
Список литературы
1. Полетаева Т.А., Куренков А.С., прот. Православная культура: история и традиции: учебное пособие / 2-е изд., доп. и перераб.- Книга 1. - 276 с.; Книга 2. -352 с.; Программа курса: приложение к учебному пособию Православная культура: история и традиции -56 с. - Белгород: Издательство Синодального Миссионерского отдела, 2012.
2. Святое Белогорье: история и современность (Holy Belogorie: History And Modern Life) / Гл.ред.Куренков А.С., прот., ред.-сост. Полетаева Т.А. На англ. и рус. яз. - Белгород: Издательский отдел Белгородской и Старооскольской епархии, 2013.- 192 с.
3. Собрание определений и Деяния Священного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг.: в 11 т. - М., 1994- 2000 г. - Т.8.- С. 88-89.
Проблемы развития духовно-нравственной культуры молодежи в условиях социальной неопределенности: миссия православного воспитания юношества