(с миссионерской направленностью) Россия, г.Белгород [email protected]
Духовно-теологические основания изучения современной истории
Аннотация. В статье рассматриваются проблемы духовно-исторического осмысления истории, предлагаются концептуальные принципы теологического взгляда на национальный и мировой исторический процесс.
Ключевые слова: православие; историзм; Русская Православная Церковь; теология; историография.
Kolesnikov Sergey A. doctor of philology, vice rector for research, head of the department of social and humanitarian disciplines of the Belgorod Theological seminary (with missionary orientation) Russia, Belgorod [email protected]
Spiritual and theological foundation of study of modern history
Abstract: In the article problems of spiritual and historical understanding of historyare examined, as well as conceptual principles of atheological view at the national and the world historical process are offered.
Key words: Orthodoxy; historicism; Russian Orthodox Church; theology; historiography.
Мир исторического знания сегодня приобретает новые очертания, и одним из актуальных аспектов этого знания становится взаимодействие исторического и духовно-теологического взгляда на реальность. Представляется, что подходы к решению проблем изучения современной истории будут ограниченными без рассмотрения теологической специфики исторической науки.
В историческом кредо союза теологии и истории заложено условие надличностного свидетельствования, когда субъективные категории «добра и зла» должны перестать выступать в роли историографических фильтров или идеологических регуляторов.
Концептуальной для тео-историзма - мы будем пользоваться именно таким термином - является позиция, высказанная архимандритом Анастасием (Яннулатосом): «Главная наша забота должна определяться не тем, что предпринять, а тем, как быть живым свидетелем присутствия Господа в мире»
[1, с.438]. Подлинно теологическая историография является свидетельством метафизического звучания истории, призвана фиксировать «нотную запись» звучания сакрального в историческом бытии.
Начиная разговор об исторической составляющей теологического ми-роистолкования, необходимо отметить особую историческую значимость церковной культуры. Н.А. Бердяев писал в работе «Смысл истории»: «Христианская церковь, по самому существу своей природы, является силой исторической по преимуществу. Она есть преломление откровения в исторической организации человечества, она религиозно направляет судьбы человечества, судьбы народных масс» [2, с.85]. Историческая призванность Церкви, зафиксированная в данном высказывании, раскрывается и как портал проникновения Откровения в мир, и одновременно как инструмент для регулировки мирского, «человеко-народного», под настройки метафизического. А потому тео-исто-ризм и тео-историография выполняют полифунциональную деятельность: историографически маркируют проявленность Откровения в человеческой истории и презентуют самой истории особый язык, на котором она научается разговаривать с человечеством о сакральном.
Теологически осмысляемая история образует единый и общий для всего мир, в котором все важно для нас, в котором все весомо, в котором нет пустого и незначительного, - все зависит от всего, и «сегодняшнее» конкретно зависит от давно прошедшего.
При этом необходимо помнить, что «космическое и историческое измерение Церкви - главные измерения православного предания и опыта» (А. Шмеман) [1, с.398]. Сложность и многоплановость тео-историзма предполагает своеобразную связь Предания как диахронного опыта прошлого, однако не утрачивающего свою сакральную актуальность, и конкретного синхронного опыта личности-нации-народа, в свою очередь, являющегося отражением «всего лишь» земного, преходящего факта.
Крестообразное пересечение метафизического и исторического планов, отмеченное еще Ф. Шеллингом, считавшего, что «христианство есть откровение Божества в истории», определяет одновременно и метафизичность, и эмпиризм тео-историзма. При этом нельзя упускать из виду важнейшее качество тео-историзма, вытекающего из чрезвычайно сложного понимания его предназначенности: практико-религиозного воздействия на реальность.
У П. Рикёра есть глубокая мысль, представляющая собой пусть только одну из граней практико-метафизической функции тео-историзма, - тема вины в истории. В работе «История и истина» он писал: «Одна из задач теологии истории должна заключаться в том, чтобы в свете современного опыта государства и опыта концентрационных лагерей, опираясь на психологию и психоанализ страстей, вернуться к библейской традиции. И самой большой ошибкой было бы мы не заметить связи между величием и виновностью, являющейся как бы двойственностью исторической возможности. Необходимо знать, что
там, где есть виновность, есть и величие» [3, с.73]. Вина как исторический результат тео-историзма может рассматриваться, конечно, в качестве только одной из граней его практической результативности, но даже в этой отдельной теме можно увидеть насколько глубоким предстает тео-историзм, когда его положения переводятся в практико-результативный формат.
Кроме того, сложность теологического понимания истории возрастает, если учесть и историческую динамичность самого христианства, о которой говорил Н.А. Бердяев в трактате «Смысл истории»: «...христианство по своей природе исключительно динамично, а не статично, оно является стремительной силой в истории и этим оно глубоко отличается от склада созерцания античного мира, который был статичен» [2, с. 84].Если применить понимание данной исторической динамики к хотя бы отдельной, уже обозначенной локальной теме виновности в истории, то открывается поистине безграничный путь переосмысления понятий виновности, ответственности, греховности и т.д.
Конечно, подобные вопросы и подобные ответы больше всего похожи на парадоксы, но ведь и само христианство генетически парадоксально. В «Апологетике» протоиерея Василия Зеньковского есть такая фраза: «Парадокс христианства, его сущность и его единственность, его несравнимость заключается в том, что христианство одновременно и исторично и сверхисторично. Ни всецело погрузить его в историю, ни, наоборот, оторвать его от истории и сделать из него главу из мифологии, одинаково не удается» [5, с.61]. А потому исключительно рациональные и «однозначные» ответы в области тео-исто-ризма вряд ли соответствуют глубине поставленной проблемы. Каждый историк, погружающийся в пространство теологического историзма, должен осознавать относительность своей личной исследовательской позиции.
Пример такой трезвой оценки пределов своих историко-исследова-тельских возможностей являет, в частности, упоминавшийся Пьер Рикер, писавший в предисловии к труду «История и истина»: «Было бы нескромно предлагать сегодня исчерпывающий ответ на вопрос о смысле истории; здесь необходима компетентность историка, социолога и теолога. <. > Существует несколько уровней прочтения истории; следовательно, существует, по-видимому, несколько уровней ответа на вопрос о смысле истории; христианское прочтение таинства истории, может быть, призвано послужить в некотором роде основанием для других прочтений, верных для своего уровня» [3, с.22]. Многоуровневость ответов и еще большая многовекторность вопросов тео-ис-торизма формируют широчайшие горизонты его историко-исследовательских возможностей, что в свою очередь, определяет его неисживаемую актуальность и практическую значимость.
Тео-историзм не принимает принцип борьбы противоположностей, заявленный гегельянством. Равнозначность «противоположностей», своеобразный философско-историческое манихейство не приемлемо для христианского
историзма как раз в том, что гегельянство устанавливает равенство противоположностей, предоставляет им равные права. С точки зрения тео-историзма, добру как противоположности зла, отдается приоритетность, зло - категория, определяемая в христианстве через недостаточность, как отсутствие добра, а потому установить равноправие в этом аспекте тео-историзм не может.
Вместе с тем необходимо оговориться: тотальность православного тео-историзма не означает фатальность истории и человеческой судьбы, не постулирует предначертанность и предопределенность.
Подлинный тео-историзм не упраздняет историю, он истолковывает ее с точки зрения христианской догматической сотериологии. Любая иная позиция - прежде всего радикализм в отказе от истории, когда, как говорил Никита Струве, «эсхатологисты, апокалиптики уходят из истории, которая продолжается без них» [4, с.264], - с точки зрения тео-историзма бесперспективна.
Универсальность тео-историзма максимально проявляется в универсуме истории Церкви, пронизывающей и скрепляющей всю историю европейской цивилизации. Пронизывание церковной историей истории мировой, универсальное, т.е. вселенское, положение Церкви - факт, определяющий глобальную многоаспектность присутствия церковной истории в истории человечества, а также продуктивность тео-исторических подходов в изучении истории.
Важным направлением является практическая реализация указанных теологических принципов историзма.
Представляется, что сегодня в Белгородской области назрела насущная потребность в реальном воплощении вышеобозначенного научного направления. Уже сейчас действует ряд проектов, которые можно считать практическим результатом воплощения указанных подходов. Можно упомянуть только самые актуальные, произошедшие на протяжении минимального исторического отрезка - в течение октября 2017 года в Белгородской духовной семинарии.
5-6 октября 2017 в Белгородской духовной семинарии проходили Первые Иннокентиевские миссионерские чтения, где важнейшим направлением был именно исторический взгляд на события 100-летней давности, актуальное осмысление подвига новомучеников.
Секционное заседание 5 октября, которое открыл ректор Белгородской Духовной семинарии (с миссионерской направленностью) протоиерей Алексий Куренков, возглавили проректор по научной работе д.филол.н. С.А. Колесников, проректор по учебной работе к.филос.н. прот. Сергий Дерга-лев и председатель Миссионерского отдела Санкт-Петербургской епархии, старший преподаватель Санкт-Петербургской Духовной академии протоиерей Георгий Иоффе.
На заседании, которое проходило с 15.00 до 18.30, выступили преподаватели, аспиранты, магистранты и студенты из МГУ им. М.В. Ломоносова,
Харьковской духовной семинарии, Новосибирской духовной семинарии, Курской духовной семинарии, Иваново-Вознесенской духовной семинарии, а также Белгородской духовной семинарии (с миссионерской направленностью). Часть докладов вызвала оживленные дискуссии.
Во второй день Иннокентиевских миссионерских чтений,6 октября, в престольный праздник семинарского храма свт. Иннокентия Московского и Коломенского, участники конференции собрались в храме семинарии на Божественную Литургию, которую возглавил Митрополит Белгородский и Ста-рооскольский Иоанн, Председатель Попечительского совета семинарии. Митрополиту Белгородскому и Старооскольскому Иоанну сослужили: руководство, преподаватели БДС, магистранты Белгородской семинарии в священном сане.
После Литургии в актовом зале Белгородской духовной семинарии (с миссионерской направленностью) состоялось пленарное заседание Иннокен-тиевских чтений.
С приветственным словом к участникам конференции обратился первый ректор Белгородской духовной семинарии (с миссионерской направленностью) Митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн.
Обращаясь к семинаристам - будущим миссионерам - Митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн призвал их взять пример миссионерского служения митрополита Иннокентия, главным принципом которого было ненавязывание мысли о культурном превосходстве и проповедь на языке и с использованием традиций, понятных просвещаемым.
Таким образом, подводя итог Первым Иннокентиевским миссионерским чтениям, можно сказать, что чтения, несомненно, состоялись. Данные Чтения были призваны подчеркнуть актуальность миссионерского служения как на практическом, так и на научно-теоретическом уровне. Основной концепцией данной конференции являлся синтез диахронного и синхронного подходов в осмыслении миссионерского служения. Определяя главной целью миссионерского служения обращение людей в истинную православную веру, данные чтения предложили новые подходы к осуществлению внутренней и внешней миссии, определили формы проповеди в инославной среде, выработали способы ведения миссионерского диалога с различными общественными группами, а также предложили пути усовершенствования взаимодействиями с другими духовными школами.
Не менее значимым направлением в работе чтений стали предложения, относящиеся к проблемам пастырского призвания. В выступлениях участников Чтений были актуализированы важнейшие вехи становления личности пастыря, совершенствование методов современного пастырства, обозначены ресурсы пастырской деятельности с опорой на духовный опыт миссионеров, прославленных в лике святых. Указанный комплекс решений проблематики
пастырского служения должен стать эффективным инструментарием, препятствующим профессиональному «выгоранию» священнослужителя.
Вызовы, стоящие перед современной духовной жизнью, определили одну из центральных тем Чтений: язык миссии в пространстве сетевой коммуникации. Технология бездуховности, царящая в XXI веке, требует особого миссионерского подхода. В качестве наиболее эффективных способов реагирования на вызовы информационной среды докладчиками были предложены такие методы, как текущее информирование, духовное просветительство, совершенствование церковной публицистики и православного апологетического блогерства.
Ответы на все эти вопросы были получены в результате оживленной дискуссии и обсуждения.
Основным итогом Иннокентиевских миссионерских чтений сталочет-кое понимание всеми участниками необходимости опоры подлинного миссионерского служения на духовный опыт миссионеров, прославленных в лике святых и новомучеников Российских.
Закрывая Первые Иннокентиевские чтения, Митрополит Белгородский и Старооскольский поблагодарил организаторов и участников конференции и призвал продолжать успешно начатую традицию.
В октябре 2017 года обрел свой статус Центр по изучению подвига но-вомучеников Церкви Русской, Положение об этом Центре подписал Митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн. Этот Центр может и должен стать научно-образовательной площадкой, где обретут реальность различные тео-исторические проекты. Основными задачами Центра являются: определение основных направлений и практическое планирование церковной и церковно-общественной работы в области увековечивания памяти новомучеников и исповедников Белгородской митрополии; утверждение в обществе представления о значимости подвига новомучеников и исповедников Церкви Русской с помощью проведения научных исследований, освещения подвига новомуче-ников и исповедников Церкви Русской в СМИ, в изданиях Белгородской митрополии, в отдельных монографиях и изданиях, а также путем содействия разработке и реализации соответствующих образовательных и культурных программ.
Центр для решения предусмотренных настоящим Положением основных задач взаимодействует с епархиями Белгородской митрополии, общественными организациями, государственными и муниципальными учреждениями, а также отдельными гражданами. Центр для реализации своей деятельности имеет право: запрашивать необходимую информацию от органов государственной власти, органов местного самоуправления, граждан и юридических лиц; выступать с инициативами по всем вопросам, имеющих отношение к ре-
ализации предусмотренных настоящим Положением целей и задач Центра; информировать широкие общественные круги о своей деятельности; организовывать в пределах своей компетенции общественные и культурные проекты.
В рамках организации научно-богословской работы в Белгородской духовной семинарии воспитанники Белгородской духовной семинарии (с миссионерской направленностью) вместе с индивидуальными наставниками посетили Центр новомучеников Белгородских. Мероприятие было посвящено столетию празднования Поместного собора Русской Православной Церкви 19171918 года и памяти его участников, большинство из которых в годы гонений советской власти на Русскую Православную Церковь стали исповедниками православной веры вплоть до мученической кончины. В Центре воспитанники познакомились с жизненным путем и мученической кончиной Белгородских святителей новомучеников - епископа Никодима, епископа Онуфрия, епископа Антония, увидели фотографии, копии писем, личные вещи, облачение святых исповедников. Ознакомительные экскурсии планируется провести со всеми воспитанниками Белгородской духовной семинарии. Согласно решению ученого совета семинарии от 25.08.2017 г. на базе Центра с 2017-2018 учебного года будет проводиться научно-исследовательская работа по сбору материала и изучению подвига новомучеников российских.
На базе Белгородской духовной семинарии создана лаборатория церковной биографии - интереснейшее и малоизученное направление исторической науки, выстраивается продуктивная работа с Белгородским областным архивом. Так, одним из последних мероприятий, проведенных в рамках деятельности лаборатории, стала встреча студентов семинарии с директором государственного архива Белгородской области историком Павлом Субботиным. Встреча была организована проректором по научной работе семинарии С.А. Колесниковым и проректором по учебной работе прот. Сергием Дергале-вым и прошла в рамках работы лаборатории церковной биографии и агиографических исследований, созданной в 2017 году как проект сотрудничества между СТФ НИУ «БелГУ» и Белгородской духовной семинарией (с миссионерской направленностью). От СТФ во встрече участвовал д.филос.н. П.А. Ольхов и студенты СТФ.
Кроме студентов факультета и семинарии, слушателями были многочисленные приглашенные гости, представители администрации семинарии и преподаватели.
Представляется, что сегодня настало время создания на областном уровне рабочей группы по координации имеющихся ресурсов и определению перспектив развития духовно-теологических оснований в изучении истории. Создание такой структуры позволило бы придать результативный импульс практическому воплощению принципов тео-историзма на региональном и государственном уровнях.
Библиография
1. Стамулис И. Православное богословие миссии сегодня. - М.: Православный Свято-Тихоновский институт, 2003.
2. Бердяев Н. А. Смыслистории. - М.: Мысль, 1990.
3. Рикер П. История и истина. - СПб.: АЛЕТЕЙЯ, 2002.
4. Струве Н. А. Православие и культура. - М.: Русский путь, 2000.
5. Зеньковский В. В. Апологетика. - Париж: UMCA-PRESS, 1957.
6. Флоренский П.А.: proetcontra. -СПб.: РХГИ, 1996.
УДК 81-37
Полетаева Татьяна Александровна, кандидат философских наук, заведующая учебно-методическим отделом, доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин Белгородской Духовной семинарии (с миссионерской направленностью), Россия, г.Белгород [email protected]
Концепт «предательство» и его понятийные и образные характеристики в Библии (в русскоязычном и англоязычном переводах)
Аннотация. В статье делается обзор исследований концепта «предательство» в научной литературе зарубежом и в России. Выясняется проблематичность определения концепта «предательство» и малое число научных работ по его изучению в западной и отечественной мысли. Рассматриваются некоторые результаты психологических и социологических исследований этого концепта зарубежом, а также в политическом и лингвистическом контексте - в современных отечественных исследованиях. Исследуется множественный смысл и образные выражения концепта «предательство» в Библии в двух переводах - синодальном русском переводе и в английской Библии короля Иакова. Делается вывод, что способы языкового выражения концепта «предательство» в русскоязычном и англоязычном переводе Библии в целом показывают значительное совпадение понятийных и образных признаков данного концепта, но при этом выясняется, что в англоязычном переводе Библии короля Иакова больше образных лексических выражений для тех, что используются в русскоязычном переводе, в то время как русскоязычный вариант Библии дает возможность более глубокого истолкования этого концепта. Исследование концепта «предательство» в Библии позволяет воссоздать совокупный образ предателя и увидеть духовную суть предательства как нарушение закона