Научная статья на тему 'Сестричество Марфо-Мариинской обители милосердия при Елизавете Федоровне'

Сестричество Марфо-Мариинской обители милосердия при Елизавете Федоровне Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
522
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕЛИКАЯ КНЯГИНЯ ЕЛИЗАВЕТА ФЕДОРОВНА РОМАНОВА / БЛАГОТВОРИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РУССКОЕ ЖЕНСКОЕ МОНАШЕСТВО

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Монтус Сергей Геннадьевич, Капинос Роман Валерьевич

В статье рассматривается аспекты благотворительная и духовно-нравственная деятельность Великой княгини Елизаветы Федоровны Романовой, прославленной в лики святых Новомучеников и Исповедников Российских XX века. Особое место автор уделяет Марфо-Мариинской Обители Милосердия в Москве как феномена благотворительного служения русского женского монашества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сестричество Марфо-Мариинской обители милосердия при Елизавете Федоровне»

Монтус Сергей Геннадьевич, Капинос роман Валерьевич «Сестричество Марфо-Мариинской обители милосердия при Елизавете Федоровне»

удК 94/929

-=7-

4ШГ

--Х-

СЕСТРИЧЕСТВО МАРФО-МАРИИНСКОй ОБИТЕЛИ МИЛОСЕРДИя ПРИ ЕЛИЗАВЕТЕ ФЕДОРОВНЕ

Монтус Сергей Геннадьевич воспитанник 4-го курса Белгородской духовной семинарии (с миссионерской направленностью), г. Белгород;

Капинос Роман Валерьевич, кандидат экономических наук, доцент, научный сотрудник, наставник Белгородской духовной семинарии (с миссионерской направленностью), доцент кафедры философии и теологии социально-теологического факультета имени митрополита Московского и Коломенского Макария (Булгакова)

НИУ «БелГУ», Россия, г. Белгород

Аннотация. В статье рассматриваются аспекты благотворительной и духовно-нравственной деятельности Великой княгини Елизаветы Федоровны Романовой, прославленной в лики святых Новомучеников и Исповедников Российских XX века. Особое место автор уделяет Марфо-Мариинской обители милосердия в Москве как феномену благотворительного служения русского женского монашества. Ключевые слова: Великая княгиня Елизавета Федоровна Романова, благотворительная деятельность, русское женское монашество.

sisterhood of MARTHA AND MARY CoNVENT oF mercy UNDER ELIZABETH FEoDoRoVNA

Montus Sergey Gennadievich, student of Belgorod theological seminary Kapinos Roman Valerievich candidate of economic sciences, associate professor of Belgorod Theological Seminary

Annotation. The article considers aspects of charitable activity of Grand Duchess Elizabeth Romanov beatified as a new martyr and confessor of russia in the XX-th century. the author gives a special place to disclosing of versatile creative activity of the Grand duchess whose main achievement was the creation of the Martha and Mary Convent of Mercy in Moscow as a phenomenon of charitable service of the russian nunnery. Key words: Grand duchess Elizabeth Fyodorovna romanov, charities, russian nunnery.

II мя Елизаветы Федоровны Романовой навсегда вошло в отечественную ■I историю как основательницы знаменитой московской Марфо-Мариинской _11_обители милосердия и как Преподобномученицы великой княгини Елиса-веты. До конца своей жизни Елизавета Федоровна была примером благородства и милосердия. Вскоре после гибели мужа Преподобномученица продала свои драгоценности (отдав в казну ту их часть, которая принадлежала династии Романовых) и на вырученные деньги купила на Большой Ордынке усадьбу с четырьмя домами и обширным садом, где расположилась основанная ею в 1909 г. Марфо-Мариинская обитель милосердия.

№ПЕ

омской православной духовной семинарии

С

В Марфо-Мариинской обители прмц. Елисавета хотела совместить социальное служение и монашеский строгий устав. Для этого ей понадобилось создать новый вид женского церковного служения, нечто среднее между монастырем и сестриче-ством. Мирские сестричества, которых в России тогда было множество, были чужды Елизавете Федоровне своим светским духом: сестры милосердия часто бывали на балах, вели слишком светский образ жизни, монашество же Преподобномученица понимала исключительно как созерцательное, молитвенное делание, полное отречение от мира (соответственно и от работы в больницах, госпиталях и т.д.). Воспитанная в детские годы в протестантской традиции, Елизавета Федоровна была уверена, что существовавший в древности институт диаконис можно восстановить и укрепить за ним статус социального служения - в Германии как раз в то время была возрождена община диаконис лютеранским пастором Флиднером, и к началу XX века его общин в одной только Германии было уже более 80.

Но эта идея не была воспринята русским церковным обществом того времени. Тем более, что древние диаконисы имели в целом другие задачи. Они помогали в храме - при совершении таинства крещения над женщинами следили за порядком на женской половине. Елизавета Федоровна попыталась приложить старое название к новому виду церковного служения, но Синод отложил принятие решения, а на Соборе 1917-1918 годов чин диаконис восстановлен не был.

Елизавета Федоровна и сама выступала за введение чина диаконис с оговорками. Изучив вопрос, она узнала, что в древней Церкви диаконисы были двух категорий: диаконисы по одеянию, принесшие обеты и получившие благословение епископа, и рукоположенные диаконисы (рукоположение обычно происходило по достижении ими 60-летнего возраста и вводило женщин в состав клира). «Я прошу только о первом (разряде), - писала Елизавета Федоровна профессору Санкт-Петербургской Духовной Академии Алексею Афанасьевичу Дмитриевскому. - По правде сказать, я совсем не стою за вторую степень, времена теперь не те, чтобы давать женщинам право участвовать в клире, смирение достигается с трудом, и участие женщин в клире может в него внести неустойчивость» [2].

Сестры получали в обители Преподобномученицы серьёзную психологическую, методологическую, духовную и медицинскую подготовку. Им читали лекции лучшие врачи Москвы, беседы с ними проводили духовник обители о. Митрофан Сребрян-ский (позднее архимандрит Сергий; канонизирован Русской православной церковью) и второй священник обители о. Евгений Синадский.

По плану Елизаветы Фёдоровны, обитель должна была оказывать комплексную, духовно-просветительскую и медицинскую помощь нуждающимся, которым часто не просто давали еду и одежду, но помогали в трудоустройстве, устраивали в больницы [3; 4]. Нередко сестры уговаривали семьи, которые не могли дать детям нормальное воспитание (например, профессиональные нищие, пьяницы и т. д.), отдать детей в приют, где им давали образование, хороший уход и профессию.

Обеты, которые давали сестры милосердия в обители, были временными (на один год, на три, на шесть и только затем на всю жизнь), так что, хотя сестры и вели монашеский образ жизни, монахинями они не были. Сестры могли покинуть обитель и выйти замуж, но по желанию могли быть и пострижены в мантию, минуя иночество. Для монахинь из числа сестер обители планировалось устроить скит, где они могли бы вести уединенный, молитвенный образ жизни. В таком уставе Елизавете Федо-

№ 1, 2018 (4)

Щ^концептология братства_

Монтус Сергей Геннадьевич, Капинос роман Валерьевич «Сестричество Марфо-Мариинской обители милосердия при Елизавете Федоровне»

ровне удалось соединить два вида служения Христу: деятельное служение Марфы и созерцательное Марии. В этом была уникальность обители.

В сестры принимались только физически здоровые девицы и вдовы православного вероисповедания не моложе 21 года и не старше 40 лет (социальное служение требовало больших физических усилий). В момент открытия в обители было шесть насельниц. Но в апреле 1910 года епископом Трифоном (Туркестановым) в домовой церкви обители были посвящены по утвержденному Святейшим Синодом чину 17 сестер милосердия, в том числе и великая княгиня, возведенная на следующий день митрополитом Московским Владимиром (Богоявленским) в сан настоятельницы. Форму для сестер разработал художник Михаил Нестеров.

Сестры делились на крестовых - уже посвященных, они носили на груди крест наподобие иерейского, испытуемых, и учениц (девочек из приюта, желавших стать сестрами). Так было и в других сестричествах в России того времени.

Главным делом сестер было посещение бедняков «на местах». Все без исключения сестры вместе с настоятельницей регулярно обходили ночлежные дома знаменитого Хитрова рынка, делая перевязки больным, препровождая детей в приюты, находя места безработным. В годы расцвета (1914-1917) в обители трудились более 150 сестер милосердия.

Была ли сама Елизавета Федоровна пострижена в монашество, вопрос открытый. «Она прославлена в лике святых как преподобномученица по существующей сейчас практике канонизировать в чине преподобных всех святых, приносивших обет безбрачия, вне зависимости от того, состоялся ли монашеский постриг», - поясняет член Синодальной комиссии по канонизации, руководитель фонда «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви» иг. Дамаскин (Орловский). «По письмам Елизаветы Федоровны можно сделать вывод, что она собиралась принять постриг к концу жизни, но удалось ли ей сделать это, неизвестно. В любом случае, если постриг и был, то был он тайный», - добавляет о. Андрей Постернак [1, с. 137-228].

Первоначально обители принадлежали четыре здания: сестринский корпус с трапезной; больница с амбулаторией (в 1913 году в ней было зарегистрировано 10 814 посещений); дом настоятельницы и дом священника. В доме священника находились также общественная библиотека (1590 томов религиозно-нравственной, светской и детской литературы), комнаты, где учились и жили дети из приюта. Там же была воскресная школа, где в 1913 году обучались 75 девушек и женщин, работавших на фабриках. Позже, когда сестер стало много, был выстроен трехэтажный дом-общежитие. Кроме зданий внутри обители, со временем были выкуплены и несколько зданий снаружи. В одном из них находилась столовая для бедных (в 1913 году в ней ежедневно отпускалось более 300 обедов по 5 копеек), общежитие («дешевые квартиры») для работающих в городе малообеспеченных женщин, ютившихся до того в «коечно-каморочных» сырых квартирах на окраине города.

Кроме собственно дел милосердия, Елизавета Федоровна и духовник обители о. Митрофан Сребрянский рассматривали в качестве конечной цели создания обители внутреннюю миссию среди самых обездоленных горожан, рассказывает профессор Андрей Ефимов, заведующий кафедрой истории миссий в ПСТГУ. «Мы несем страждущим не только материальную помощь, но и свет Христов», - говорила Елизавета Федоровна. Еженедельно о. Митрофан проводил с сестрами беседы о вере,

№ 1, 2018 (4)

о Священном писании, чтобы они были готовы к разговору об этом, выходя за стены обители.

Сегодня обитель во многом напоминает отлично обустроенный музей, а сестры являются его хранительницами.

Библиографический список:

1. Дамаскин (Орловский), игумен. Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века. - Май. Тверь, 2007.

2. Деяние Юбилейного Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви о соборном прославлении новомучеников и исповедников Российских XX века. Москва, 12-16 августа 2000 г. [Электронный ресурс] - режим доступа: http://www.patriarchia.ru/db/text/423849 (дата обращения: 01.02.2018).

3. Капинос Р.В. Монастырские хозяйства: экономические отношения и место в современной национальной экономике. М.: Институт экономики РАН, 2006. 140 с.

4. Капинос Р.В. Монастырь (как лучшее хозяйство): Второе издание, дополненное и переработанное / Р.В. Капинос. Харьков, 2016. 232 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.