Научная статья на тему 'К вопросу об использовании цифровых технологий в духовно-просветительской деятельности Церкви'

К вопросу об использовании цифровых технологий в духовно-просветительской деятельности Церкви Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
66
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
духовно-просветительская деятельность / православная педагогика / Русская Православная Церковь / цифровизация / информатизация / национальный проект / цифровые технологии / информационные технологии. / spiritual and educational activities / Orthodox pedagogy / Russian Orthodox Church / digitalization / informatization / national project / digital technologies / information technologies.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Сухомлин Станислав Николаевич

Статья посвящена исследованию актуальных вопросов применения цифровых технологий в духовно-просветительской деятельности Русской Православной Церкви. Целью исследования в данном случае является оценка преимуществ и недостатков, а также перспектив применения цифровых технологий в духовно-просветительской деятельности в условиях непрерывно меняющегося мира. Основываясь на эмпирических наблюдениях и анализе научно-исследовательских публикаций, автор проводит анализ плюсов и минусов активного применения цифровых технологий в духовно-просветительской деятельности Русской Православной Церкви. В заключении делается вывод о наличии ряда уязвимостей цифровых технологий как дидактического инструмента духовно-просветительской деятельности в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Сухомлин Станислав Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the Question of the Use of Digital Technologies in the Spiritual and Educational Activities of the Church

The article is devoted to the study of topical issues of the use of digital technologies in the spiritual and educational activities of the Russian Orthodox Church. The purpose of the study in this case is to assess the advantages and disadvantages, as well as the prospects for the use of digital technologies in spiritual and educational activities in a constantly changing world. Based on empirical observations and analysis of research publications, the author analyzes the pros and cons of the active use of digital technologies in the spiritual and educational activities of the Russian Orthodox Church. In conclusion, it is concluded that there are a number of vulnerabilities of digital technologies as a didactic tool for spiritual and educational activities in general.

Текст научной работы на тему «К вопросу об использовании цифровых технологий в духовно-просветительской деятельности Церкви»

Миссиология

УДК 2-472

Иерей Анастасий Сухомлин (Станислав Николаевич Сухомлин), преподаватель Нижегородской духовной семинарии

К вопросу об использовании цифровых технологий в духовно-просветительской деятельности Церкви

Аннотация: Статья посвящена исследованию актуальных вопросов применения цифровых технологий в духовно-просветительской деятельности Русской Православной Церкви. Целью исследования в данном случае является оценка преимуществ и недостатков, а также перспектив применения цифровых технологий в духовно-просветительской деятельности

в условиях непрерывно меняющегося мира. Основываясь на эмпирических наблюдениях и анализе научно-исследовательских публикаций, автор проводит анализ плюсов и минусов активного применения цифровых технологий в духовно-просветительской деятельности Русской Православной Церкви. В заключении делается вывод о наличии ряда уяз-вимостей цифровых технологий как дидактического инструмента духовно-просветительской деятельности в целом. Ключевые слова: духовно-просветительская деятельность, православная педагогика, Русская Православная Церковь, цифровизация, информатизация, национальный проект, цифровые технологии, информационные технологии.

Prieft Anaftasy Sukhomlin (Stanislav Nikolaevich Sukhomlin), PhD in Theology, Lecturer at the Nizhny Novgorod Theological Seminary

On the Question of the Use of Digital

Technologies in the Spiritual and Educational Activities of the Church

Abttract: The article is devoted to the ftudy of topical issues of the use of digital technologies in the spiritual and educational activities of the Russian Orthodox Church. The purpose of the ftudy in this case is to assess the advantages and disadvantages, as well as the prospects for the use of digital technologies in spiritual and educational activities in a conftantly changing world. Based on empirical observations and analysis of research publications, the author analyzes the pros and cons of the active use of digital technologies in the spiritual and educational activities of the Russian Orthodox Church. In conclusion, it is concluded that there are a number of vulnerabilities of digital

technologies as a didactic tool for spiritual and educational activities in general.

Keywords: spiritual and educational activities, Orthodox pedagogy, Russian Orthodox Church, digitalization, informatization, national project, digital technologies, information technologies.

Говоря о духовно-просветительской деятельности Русской Православной Церкви в большинстве случаев представляешь непосредственное, лицом к лицу живое общение духовного наставника с паствой в целом и с отдельными духовными чадами. Это и просветительские беседы, и оказание посильной помощи и наставления в трудные моменты жизни, когда сомневающийся человек и все общество в целом ежедневно оказывается перед сложными морально-нравственными выборами в условиях ограниченной достоверной информации.

Однако реальность современной культуры такова, что уже почти нет таких вопросов, видов деятельности и профессиональных обязанностей, которые могли бы осуществляться совершенно вне использования информационных технологий и процесса цифровизации культуры. Отчасти это просто дань времени, моде и социальным условностям. Иногда это является необходимостью чисто практического характера. Иногда может быть одной из форм выполнения распоряжения органов государственной власти, например, в тех случаях, когда духовно-просветительская деятельность осуществляется на базе образовательных учреждений.1 В первую очередь это касается современного духовного образования в Российской Федерации и просветительской деятельности Русской Православной Церкви, которое также сегодня стоит перед новыми вызовами [1]. Однако вопросы применения в православном духовном образовании цифровых технологий и инновационных методов обучения на сегодняшний день остаются дискуссионными [2, 3].

В частности, это касается тех процессов трансформации, которые охватили сегодня всю сферу обучения, образовательной и духовно-просветительской деятельности в целом.

Преподавание множества гуманитарных дисциплин, в том числе и тех, что являются предшествующими для учебных дисциплин в составе православного духовного образования, либо входят в число преподаваемых в Нижегородской духовной семинарии так или иначе изменяется на данном этапе развития российского образования. Так, например, в рамках среднего образования значительным изменениям подверглись учебные планы и методические рекомендации по истории, обществознанию и основам духовно-нравственной культуры народов России, и не только они. Современные учреждения духовного образования в Российской Федерации чтобы соответствовать предъявляемым требованиям при государственной аккредитации образовательного учреждения должны учитывать этот процесс.2

Кроме того, следует обратить внимание на то, что на сегодняшний день существует несколько стратегических направлений развития государственной политики в форме национальных проектов Российской Федерации, таких как национальный проект «Цифровая экономика», «Образование», национальные проекты «Наука» и «Культура», которые напрямую требуют увеличения доли внедрения цифровых технологий и информационных технологий во все сферы жизни общества, различные формы культуры, различные формы самовыражение личности, художественной активности творческих коллективов, развития различных форм наставничества, сохранения и репрезентации духовного наследия русской культуры, православного краеведения и многое другое. На сегодняшний день, пока это чаще всего означает всего-навсего возможность вести духовно-просветительские встречи посредством телекоммуникационных технологий, например, назначая виртуальную встречу на платформе Zoom, однако в недалеком будущем возможны более серьезные инновации.

В первую очередь это касается реализации Федерального проекта «Цифровизация услуг и формирование информационного пространства в сфере культуры», он же сокращенно «Цифровая культура» в составе национального проекта «Культура»3 Использование цифровых

технологий в различных гуманитарных сферах сегодня, таким образом, становится трендом, поддерживаемым государственной властью.

Под использованием цифровых технологий в процессе чего-либо, в первую очередь социально значимых процессов и объектов в современной Российской Федерации принято понимать внедрение в практики производства и практики повседневной жизни так называемых цифровых или информационных технологий во всех проявлениях. К числу цифровых технологий сегодня можно отнести:

- технологии искусственного интеллекта и машинного обучения, или использование самообучающихся «нейронных сетей»;

- специализированные технологии искусственного интеллекта, применяемые в образовательной среде [4];

- технологии виртуальной реальности (VR), также дополненной реальности и 30-печати;

- так называемый интернет вещей, или «умные» девайсы: «умный» холодильник, «умные» часы и т. д.;

- цифровые технологии сервисов сбора и аналитической обработки и хранения больших (глобальных) массивов информации и баз данных (Big Data);

- облачные компьютерные сервисы, например, Яндекс Диск, Google Диск и тому подобные;

- технологии высокоскоростной связи сети Интернет;

- системы распределённого реестра, иначе говоря блокчейн;

- «умные» промышленные и сервисные робототехнические комплексы и устройства;

- «умные» технологии развития и модерирования социальных сетей,

- «умные» технологии развития сложных цифровых технологических платформ, такие как цифровые двойники, децентрализованный реестр, квантовые вычисления и др.;

- интегрированные промышленные сети;

- «умные» устройства взаимодействия живого человеческого мозга и кибернетического устройства, например, «умные» протезы, устройства для управления инвалидной коляской и т. п.;

- также некоторые современные биоинженерные технологии, например, современные фармацевтические технологии;

- и конечно технологии защиты и безопасности в Интернете.

Разумеется, не все из цифровых технологий возможно применять

в духовно-просветительской деятельности сегодня, однако иногда человек сам не знает, какую именно цифровую технологию применяет в обычных для себя действиях, каким цифровым посредникам доверяет свои дела и личную информацию, настолько цифровизация плотно вошла в повседневную жизнь, не только в Российской Федерации, но во всем современном мире.

Все практики использования цифровых технологий в духовно-просветительской деятельности можно рассматривать в зависимости от того, кто их применяет, с одной стороны прихожане, либо приходской катехизатор, или настоятель, или иные лица, например, выпускники духовных школ, занятые в духовно-просветительской деятельности с благословления настоятеля прихода. При этом разница в уровне функциональной грамотности и доступа к цифровым технологиям может сильно отличаться у разных людей в пределах одного и того же прихода. Кто-то пользуется «умными» девайсами, привык получать уведомления, и даже показания счетчика для оформления коммунальных платежей привык отправлять через мобильное приложение, а кто-то пользуется кнопочным телефоном старой модели, и знать не знает, что творится в интернете.

К плюсам применения цифровых технологий в духовно-просветительской деятельности следует отнести следующие:

- Широкая доступность. Человек, ограниченный в возможностях передвижения по состоянию здоровья либо по иным причинам не имеющий возможности свободно перемещаться может все же посещать занятия в воскресной школе или библейские евангельские беседы

в случае если тот, кто их проводит сможет организовать подключение для дистанционной трансляции мероприятия, например, с использованием телекоммуникационной платформы Zoom, или Microsoft Teams, или иным доступным и понятным всем способом.

— Повышение разнообразия выразительных средств духовно-просветительской деятельности. Применение цифровых технологий позволяет больше и полнее захватывать внимание и более доходчивым и запоминающимся способом передавать знания. Особенно важно это при общении с молодыми людьми до двадцати пяти лет [5], которые больше старших поколений привыкли к высокой скорости коммуникации, и в том числе по этой причине обладают меньшими способностями к длительной концентрации внимания;

— Как следствие — повышение мотивации молодых людей, начиная с детского возраста и до двадцати пяти лет к активному посещению духовно-просветительских мероприятий разного рода, а правильно расставить жизненные приоритеты, привить юному поколению уважение и любовь к духовным и культурным ценностям нашего народа — это одна из главных задач Русской Православной Церкви не только в наши дни [6];

— Также следует отметить возможность экономии времени и усилий приходского катехизатора или настоятеля при использовании цифровых технологий по сравнению с аналоговыми. Так, например, создание и размещение духовно-просветительских стендов потребует гораздо больше времени, усилий и материалов, чем создание духовно-просветительской презентации формата Microsoft PowerPoint. И храниться при активном использовании такая презентация может гораздо дольше, чем отдельно взятый стенд. В некоторые виды духовно-просветительской деятельности, например, такие как верстка и издание духовно-просветительских пособий и прессы цифровые технологии проникли настолько давно и основательно, что иногда сложно представить себе возврат к доциф-ровым, аналоговым технологиям.

— Также возможность повышения катехизаторской квалификации и обмена опытом с коллегами в других регионах и даже странах

посредством цифровых технологий без отрыва от духовно-просветительской деятельности, что может быть важным в нашу эпоху массовых переселений и трудовой мобильности граждан разных стран.

К недостаткам применения цифровых технологий в духовно-просветительской деятельности следует отнести:

— Повышение уровня требований ко всем лицам, занятым в организации духовно-просветительских мероприятий. Если раньше для этого требовалось наличие соответствующего образования и квалификации катехизатора, то теперь чем дальше тем больше также становятся желательны хорошие навыки работы с использованием цифровых технологий;

— Проблема так называемой функциональной безграмотности или низкой цифровой грамотности, что на практике может означать определенные сложности в доступе к цифровым технологиям как со стороны прихожан, так и со стороны приходских катехизаторов в отдельных случаях, и необходимость поиска времени на дополнительное обучение или переобучение;

— Проблемы, порождаемые так называемым цифровым неравенством, то есть неравенством возможностей доступа к цифровым, информационным и телекоммуникационным технологиям, например, в силу проживания в труднодоступных местах или небольших населенных пунктах, где отсутствует высокоскоростное подключение к сети интернет;

— Проблема снижение когнитивных способностей вследствие постоянного использования цифровых технологий в ущерб обычному, аналоговому способу передачи информации, что описано по результатам многочисленных медицинских исследований [7];

— Не в последнюю очередь применение цифровых технологий в духовно-просветительской деятельности почти обязательно означает проблему и необходимость разработки специального программного обеспечения в соответствии со спецификой формата духовно-просветительских мероприятий. Конечно, первое время можно пользоваться общедоступными телекоммуникационными средствами и программами, и все-таки занятия в воскресной школе и беседы по вопросам

богослужения имеют достаточно разную специфику, чтобы требовать своего собственного, особого оформления;

— И наиболее важная проблема с нашей точки зрения, это пагубное свойство цифровых телекоммуникационных технологий приводить к потере сокровенного, человеческого измерения. Конечно, существуют технические средства сохранения приватности в общении через сеть интернет, однако они не надежны на сто процентов. Но важно не это. Основная проблема в том, что то сокровенное, что в духовно-просветительской деятельности рождается и растет в общении между живыми людьми, при переносе коммуникации в цифровое пространство превращается в такие же как все остальные процессы производства оцифрованных данных, которыми затем можно манипулировать по своему усмотрению как угодно. Это может означать не только утрату приватности, но и частичную или полную утраты благотворного влияния традиций духовного наставничества и духовного наставления в практиках духовно-просветительской деятельности Русской Православной Церкви.

Применение цифровых технологий, поощряемое государством, конечно же не остановить, однако это не повод погружаться в цифро-визацию духовно-просветительской деятельности немедленно и на существующих условиях.

И как бы не пошел процесс развития цифровизации в Российской Федерации в обозримом будущем, удачным вариантом развития практик духовно-просветительской деятельности представляется тот, когда духовно-просветительская деятельность ведется на разных уровнях цифровой грамотности, сочетая аналоговые и цифровые технологии.

Список литературы:

1. Кропачев Н. М., Архипов В. В. Традиционные духовно-нравственные ценности в контексте цифровой трансформации общества: теоретико-правовые аспекты // Вестник Санкт-Петербургского университета. Право. С. 294-306.

2. Храпов С. А., Мартынов А. Г. Православное образование в России: теологическое и педагогическое осмысление // Педагогические исследования. 2023. Вып. 2. С. 188-207.

3. Сухомлин С.Н. К вопросу об актуальных проблемах духовного образования в Российской Федерации // Дамаскин. 2023. № 1 (61). С. 54-57.

4. Солодова П. А., Балашова Е. С. Нормативно-правовое обеспечение применения искусственного интеллекта в преподавании в мультикультурной среде // Vita memoriae: Теория и практики исторических исследований. Сборник статей по материалам VIII Всероссийской научной конференции молодых ученых, студентов и учащихся МБОУ СОШ. Под редакцией А. В. Хазиной, Л. В. Софроновой, Ф. В. Николаи, Т. Г. Чугуновой. Нижний Новгород, 2022. С. 246-249.

5. Мальцева С.М., БалашоваЕ. С., Кашина О.П. К вопросу о причинах обращения современного человека к религии // Современные исследования социальных проблем. 2021. Т. 13. № 4-2. С. 223-227.

6. Патриарх Кирилл о современном образовании в России: 5 важных тем // Фома, 2023. https://foma.ru/patriarh-kirill-o-sovremennom-obrazovanii-v-rossii-5-vazhnyh-tem.html?ysclid=lmp2drkj8o282io8877

7. Цукияма Т. Забывчивость — мое второе... что-то там. Как вернуть то, что постоянно вылетает из головы. — М., Бомбора, 2019 г. — 208 с.

Примечания и библиографические ссылки:

1. Распоряжение Правительства РФ от 2 декабря 2021 г. № 3427-р Об утверждении стратегического направления в области цифровой трансформации образования, относящейся к сфере деятельности Министерства просвещения РФ: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202112070 025?ysclid=lm5it8smmsi0i244772

2. Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части лицензирования и аккредитации учреждений профессионального религиозного образования (духовных образовательных учреждений)» от 28.02.2008 N 14-ФЗ (последняя редакция) — https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_75146/

3. Федеральный проект «Цифровая культура» https://culture.gov.ru/about/ national-project/digital-culture/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.