Санкт-Петербургская православная духовная академия
Архив журнала «Христианское чтение»
Протоиерей Рауно Пиетаринен
Православное богословское образование и его отражение в молодежном служении и духовном образовании на приходах
Опубликовано: Христианское чтение. 1999. № 18. С. 150-156
© Сканирование и создание электронного варианта: Санкт-Петербургская православная духовная академия (www.spbda.ru), 2013. Материал распространяется на основе некоммерческой лицензии Creative Commons 3.0 с указанием авторства без возможности изменений.
Издательство СПбПДА Санкт-Петербург 2013
Протоиерей Рауно Пиетаринен
Финляндия
ПРАВОСЛАВНОЕ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ЕГО ОТРАЖЕНИЕ В МОЛОДЕЖНОМ СЛУЖЕНИИ И ДУХОВНОМ ОБРАЗОВАНИИ НА ПРИХОДАХ
Серьезным заблуждением является мысль, что только священники и преподаватели богословских дисциплин в Церкви нуждаются в православном образовании. Понимание богословия важно для всех — ведь богословие подразумевает знание Бога. Сфера православного воспитания — вся Церковь. Сама задача воспитания укоренена в заповеди Крещения (Мф. 28:19,20): Дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам.
Едва ли кто-либо сегодня станет отрицать тот факт, что воспитание является частью основного церковного служения. Оно имеет отношение как к миссии Церкви, так и к диаконии. Делая Христа более доступным людям, Церковь воссоединяет Его с ними и, таким образом, создает основание для благовестия и диаконического служения.
Размышляя над поставленной темой, я хотел бы подчеркнуть, что я говорю на основании опыта, который приобрел, будучи приходским священником и в некоторой степени преподавателем богословия. Хотя дома у меня шесть детей, которых я пытаюсь воспитывать, я тем не менее не могу назвать себя экспертом в данном вопросе.
1. Продолжение воспитания е работе с молодежью
Согласно заповеди о Крещении (Мф. 28:19-20), крещаемых необходимо учить. Так, детей нужно учить с малых лет. В разных местах Церковь решала этот вопрос по-разному; существуют воскресные школы, преподавание основ веры ведется в обычных
Русский текст доклада предоставлен автором.
школах, учение преподается на приходах семьям и т.д. Однако самым важным здесь является то, что это учение не отдается целиком и полностью в ведение семьи. Существует множество причин, почему оно не удается в семьях. Во многих странах христианская культура рассеялась, почему в семьях и нет четкого представления о священных предметах.
Хорошо поставленная работа с молодежью в Церкви —это прекрасная возможность для церковного обучения и воспитания детей и молодежи. Задача работы с молодежью — воспитывать молодых как активных православных, которые «ищут прежде Царствия Божия», «более всего любят Господа Бога, и ближних своих — как самих себя», не отрекаются от Бога перед людьми и которые «идут и крестя и уча, делают все народы учениками Христовыми».
В работе с молодежью этой цели способствует обучение молодых и показание им должного примера. Обучение является существенной частью работы с молодежью. Однако, если работа Церкви с молодежью слишком уж напоминает школу (в негативном представлении), то она уже не способна притягивать к себе молодежь. В другом моем докладе я более подробно остановлюсь на взаимоотношениях богословских школ и молодежных организаций и на том, каким образом молодые студенты могут трудиться в качестве молодых наставников.
Подобно прочему церковному учительству, учительство в работе с молодежью должно быть необходимым образом спланировано и обдумано.
2. В приходской жизни
По моему представлению, учительство в приходской жизни часто не получает достойного внимания или, по крайней мере, как задача понимается неправильно. Далее, я перехожу к раздельному рассмотрению катехизации и обучению в приходе. Отчасти оба этих направления сливаются, однако я буду их рассматривать все же по отдельности.
Отметим еще раз, что приходская жизнь в различных поместных Церквах отличается существенным образом, однако, я уверен, что подобные ключевые вопросы являются независимыми от этих нюансов.
1. Катехизация
Принимаемым в лоно Православной Церкви предлагается катехизация различной продолжительности и уровня. В некоторых приходах священник встречается с приходящими несколько раз и предлагает им к прочтению известную литературу. Через собеседование пытается установить, имеется ли у приходящего правильное представление о православной вере и жизни Церкви.
В более крупных приходах организовано постоянное обучение, к участию в котором призываются прихожане Церкви. Подобные курсы стали популярными, и многие после вхождения в Церковь продолжают посещать их годами.
Содержание катехизации различно, но обычно подразумевается общее знакомство с церковной историей, основы вероучения и литургики, а также затрагиваются вопросы этики и духовности. Однако, Священному Писанию уделяется сравнительно мало внимания. К этому выводу я пришел после моих бесед с духовенством самых разных стран, хотя я понимаю, что нет необходимости чрезмерного обобщения.
Важным для оглашаемых является систематическое участие в богослужебной жизни Церкви. Чуть позже я подробнее остановлюсь на этом.
2. Всеобщее обучение
Обучение всего народа Божия более редко, чем обучение для оглашаемых. Скажу сразу, что я не принадлежу к числу тех, кто считает, что все проблемы были бы решены, если бы люди были более осведомлены. Однако, будучи приходским священником, я считаю, что священнику необходимо постоянно работать над формами обучения на его приходе.
В идеальном случае, литургическая жизнь, или, собственно, молитвенная жизнь, и систематическое обучение или учеба проходят параллельно. Там, где богослужения не часты, они по недостатку компенсируются учебой или личной молитвенной жизнью. С другой стороны, если богослужений много и они систематичны, то они могут частично заменить обучение.
3. Богослужение как наставник
Богослужение учит нас постоянно. Не только Священное Писание, но и изменяемые тексты Минеи, Октоиха, Триоди Постной и Цветной являются неиссякаемым источником учения.
Эти поэтические тексты часто считались несколько гипертрофированными в отношении вопросов учения, однако, после многих лет ежедневного их чтения и пения я осмелюсь утверждать, что это имеет место довольно редко.
Таким образом, хочу подчеркнуть, что богослужение является нашим главнейшим наставником. Оно не может быть заменено ничем иным — только дополнено. Здесь я указываю не только на то, что таинства незаменимы, но и на то, что сообщаемое нам богослужебными текстами знания и опыт находятся в одной «тональности» со Священным Писанием: вместе они образуют великолепное целое.
Жизнь в богословской школе, я имею в виду учебное заведение, предлагает возможность ежедневного участия в богослужении. Я слышал ностальгические воспоминания многих священников о ежедневном посещении храма. Однако, ничто не мешает совершать ежедневные богослужения и в приходах. Напрасны утверждения, что это было бы обращением к монастырской практике, или ссылке на недостаток времени, или на то, что люди так или иначе их не посещают. Ежедневные богослужения, в первую очередь вечерние, а также и утреня составляют ту часть приходского учительства, основы которого будущее духовенство постигает в богословской школе. Таким образом, на приходе вероучение, выраженное в богослужении, часто остается неиспользованным. Я знаю, что в России и в Греции, а также и в других странах на приходах богослужения совершаются ежедневно. Сам я уже на протяжении семи лет ежедневно служу вечерню и утреню. Часто я вынужден совершать их без регента, почему и имею возможность сам читать и петь изменяемые тексты. Я утверждаю, что такое обучение, через которое я прошел в домашней Церкви митрополита Хании на Крите, оказалось одной из значительнейших перемен в моей жизни.
4. Организованное учительство
После богослужения, вторым по значимости способом обучения народа Божия, я считаю продуманное и систематическое учительство. Некоторые отвергают его и считают проповедь достаточной формой обучения. Другие, в свою очередь, придерживаются того мнения, что народ постигнет тайны православной веры как-то сам или даже наследует в генах. Но подобные мысли возводят Церковь на зыбкое основание, благодаря такому методу она наверняка не устоит на том камне, на
котором Сам Христос ее воздвиг. Может быть мы, священники, иногда опасаемся богословски образованных мирян, ибо на их фоне обнаруживается наша собственная несостоятельность. Ведь имеется предостаточно примеров того, как священники замедляют духовную жизнь людей, потому что сами духовно ленивы. Руководство, осуществляемое через исповедь может привести к искушению, если оно слишком строго. Священный Синод Русской Православной Церкви в декабре выказал смелость тем, что предложил священникам некоторые инструкции по данному вопросу:
«Все священники, совершающие служение духовников, призваны помогать ими окормляемым советом и любовью, не нарушая Богом данной каждому христианину свободы. Послушание, лежащее в основании отношений послушника и старца, не может быть в полной мере применено в отношениях священника и его стада. Все действия священника, связанные с выбором супруга, недопустимы, за исключением тех случаев, когда верующие сами просят совета непосредственно по данному вопросу».
«Священникам напоминается о необходимости деликатного обращения и пастырской осторожности, когда они беседуют с духовными чадами относительно некоторых аспектов семейной жизни».
Этими примерами подчеркивается то, что будущее духовенство должно воспитываться в духовно-трезвой атмосфере.
Исповедь для нашей Церкви жизненно необходима, но и в отношении ее обнаруживаются проблемы, способы к разрешению которых необходимо было бы обсуждать в богословских школах. Здесь необходима открытая беседа.
Хорошо обдуманное и систематическое обучение, на мой взгляд, предполагает следующие элементы:
• оно распространяется на весь приход, хотя участие в нем, разумеется, добровольно;
• от приходских служащих, от членов приходского совета требуется постоянное обучение;
• об обучении необходимо должным образом информировать людей нецерковных;
• преподаватели должны быть профессионалами и соответствующим образом готовиться к своим курсам (священник совсем не обязательно является лучшим преподавателем);
• в епархии может быть штат катехизаторов, обладающих необходимым образованием, харизмой и благословением на преподавание в приходах;
• богословские школы могут готовить специальные программы для подобных курсов и издавать необходимые для них материалы;
• материал, каждый раз предлагаемый посещающему курсы, важен для личного прочтения и размышления;
• возможна выдача свидетельства об окончании курса;
• прошедшие основной курс могут участвовать в курсах углубленного изучения;
• курс должен быть в достаточной степени объемен (например, 15x2 часа), осенью может быть проведен 15-недельный курс, а во время Великого поста могут иметь место доклады, способствующие углублению духовной жизни.
Исключительно важно содержание самого курса. Выше я упомянул, что богословские школы могут подготовить программы курсов. Сам я не предлагаю такой программы, но хотел бы остановиться на некоторых принципах, к которым я пришел на основании своего опыта.
Немаловажно, на мой взгляд, иметь представление об общем уровне образования слушателей курса. Слишком трудный или слишком легкий курс приводит к оттоку народа. Основные ветхозаветные линии, рассмотренные в новозаветном свете, являются необходимым началом. Обсуждение творения и грехопадения уже само по себе представляет возможность говорить о мотиве творения — божественной любви, о чаяниях Ветхого Завета, исполнившихся во Христе, о праздниках, связанных с жизнью Христа и придающих особенную яркость соответствующим ветхозаветным повествованиям.
В истории ранней Церкви важными являются эпоха мучеников, переворот IV века, Вселенские соборы и формулирование учения, ереси и причины их неприятия Церковью, а также расцвет Византии, разделение Церквей и, наконец, хотя бы, путь русского и греческого православия во втором тысячелетии. В богослужебной жизни стоит обучать основам, а не схемам, а в духовной жизни стоит сосредоточиться на наиболее часто неправильно понимаемых моментах.
Важно создать общее представление, снова и снова приводить все аспекты к единству: библейское богословие, историю Церкви, догматическое, литургическое, каноническое богословие. Они
связаны между собой, и в центре всего — Христос, Который есть «путь и истина и жизнь» (Ин. 14:6).
Предлагаемый здесь курс лекций — это не «кружок». Вопросы по существу, разумеется, допустимы, однако, вечера вопросов и ответов проводятся отдельно. В рассуждениях относительно основ Церкви вопрос состоит не в том, какого мнения придерживаемся мы, а в том, в чем заключается истина. Только тогда мы сможем начать плодотворный разговор, когда научимся говорить на одном языке. Тогда станет ясным, что поднимаются совсем не те вопросы, ответы на которые ищут люди.
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ
Санкт-Петербургская православная духовная академия Русской Православной Церкви - высшее учебное заведение, осуществляющее подготовку священнослужителей, преподавателей духовных учебных заведений, специалистов в области богословия, регентов церковных хоров и иконописцев.
На сайте академии
www.spbda.ru
> сведения о структуре и подразделениях академии;
> информация об учебном процессе и научной работе;
> события из жизни академии;
> сведения для абитуриентов.
Проект по созданию электронного архива журнала «Христианское чтение»
Руководитель проекта - ректор академии епископ Гатчинский Амвросий (Ермаков). Куратор - проректор по научно-богословской работе протоиерей Димитрий Юревич. В подготовке электронных вариантов номеров журнала принимают участие студенты академии. Материалы распространяются на компакт-дисках и размещаются на сайте журнала в формате pdf.
На сайте журнала «Христианское чтение»
www.spbpda.ru
> электронный архив номеров в свободном доступе;
> каталоги журнала по годам издания и по авторам;
> требования к рукописям, подаваемым в журнал.