Научная статья на тему 'ПРАВОСЛАВНАЯ ПРЕССА НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ РОССИИ НА РУБЕЖЕ 1990-2000-Х ГГ'

ПРАВОСЛАВНАЯ ПРЕССА НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ РОССИИ НА РУБЕЖЕ 1990-2000-Х ГГ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
131
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДАЛЬНИЙ ВОСТОК РОССИИ / СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / РЕЛИГИОЗНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЕ ЕПАРХИИ / ВЕРУЮЩИЕ / РЕЛИГИОЗНАЯ ЖУРНАЛИСТИКА / КОНФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРЕССА / ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ГАЗЕТЫ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Дударенок С. М.

Целью данной статьи является анализ места и роли православной прессы в медиапространстве Российского Дальнего Востока в 1990-е - начале 2000-х гг. Религиозная журналистика, активно развивавшаяся с начала 1990-х гг. и имеющая два основных направления - светское и конфессиональное, - сыграла значительную роль в возрождении православной религиозной жизни на Дальнем Востоке России, в пропаганде религиозных ценностей и становлении церковных институтов. Хронологические рамки работы охватывают 1990-е - начало 2000-х гг. Основными источниками исследования выступают существовавшие на территории Российского Дальнего Востока в 1990-е - начале 2000-х гг. православные периодические издания и полевой дневник автора, составленный на основе бесед со священнослужителями и журналистами, пишущими на религиозные темы. Работа основывается на комплексном, системно-историческом подходе к изучению прошлого. Методика исследования опирается на сравнительно-исторический метод и метод научного описания. Российский Дальний Восток за годы советской власти стал самым секулярным регионом на всей территории СССР. Возрождение православной религиозной традиции на Российском Дальнем Востоке в 1990-е гг. вызвало к жизни не только рост религиозных общин и верующих, но и создание собственных конфессиональных СМИ, в первую очередь газет и журналов. Отличительной особенностью дальневосточных православных газет являлся их апологетический и миссионерский характер: утверждение своего религиозного вероучения и критика его оппонентов (апологетика), выполнение задачи привлечения новых верующих или дополнительного религиозного просвещения тех, кто уже является сторонником данной конфессии (миссионерство). Основной задачей дальневосточной епархиальной православной периодики в 1990-е - начале 2000-х гг. являлась ликвидация «православной безграмотности» - православное просвещение и формирование христианского мировоззрения. Целевая аудитория таких изданий была рассчитана на «православных неофитов», которым нужны были «подсказки» для построения собственной «идеальной православной жизни».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORTHODOX PRESS IN THE RUSSIAN FAR EAST AT THE TURN OF THE 1990-2000S

The purpose of this article is to analyze the place and role of the Orthodox press in the media space of the Russian Far East in the 1990s - early 2000s. Religious journalism, which has been actively developing since the early 1990s and has two main directions - secular and confessional - played a significant role in the revival of Orthodox religious life in the Russian Far East, in the promotion of religious values and the formation of church institutions. The chronological framework of the work covers the 1990 - early 2000s. The main sources of research are the Orthodox periodicals and the author's field diary, which existed on the territory of the Russian Far East in the 1990s - early 2000s, compiled on the basis of conversations with clergy and journalists writing on religious topics. The work is based on a comprehensive, systemic-historical approach to the study of the past. The research methodology is based on the comparative-historical method and the method of scientific description. During the years of Soviet rule, the Russian Far East became the most secular region in the entire territory of the USSR. The revival of the Orthodox religious tradition in the Russian Far East in the 1990s brought to life not only the growth of religious communities and believers, but also the creation of their own confessional media, primarily newspapers and magazines. A distinctive feature of the Far Eastern Orthodox newspapers was their apologetic and missionary nature: the assertion of their religious doctrine and criticism of its opponents (apologetics), the task of attracting new believers or additional religious education of those who are already supporters of this denomination (missionary). The main task of the Far Eastern diocesan Orthodox periodicals in the 1990s and early 2000s was the elimination of "Orthodox illiteracy" - Orthodox education and the formation of a Christian worldview. The target audience of such publications was designed for "Orthodox neophytes" who needed "tips" to build their own "ideal Orthodox life".

Текст научной работы на тему «ПРАВОСЛАВНАЯ ПРЕССА НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ РОССИИ НА РУБЕЖЕ 1990-2000-Х ГГ»

УДК 947.084:2 (571.6) (054) «199» Б01: 10.14258/пгеиг(2022)1-11

С. М. Дударенок

Институт истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН, Владивосток (Россия)

ПРАВОСЛАВНАЯ ПРЕССА НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ РОССИИ НА РУБЕЖЕ 1990-2000-х гг.

Аннотация. Целью данной статьи является анализ места и роли православной прессы в медиапространстве Российского Дальнего Востока в 1990-е — начале 2000-х гг. Религиозная журналистика, активно развивавшаяся с начала 1990-х гг. и имеющая два основных направления — светское и конфессиональное, — сыграла значительную роль в возрождении православной религиозной жизни на Дальнем Востоке России, в пропаганде религиозных ценностей и становлении церковных институтов. Хронологические рамки работы охватывают 1990-е — начало 2000-х гг. Основными источниками исследования выступают существовавшие на территории Российского Дальнего Востока в 1990-е — начале 2000-х гг. православные периодические издания и полевой дневник автора, составленный на основе бесед со священнослужителями и журналистами, пишущими на религиозные темы. Работа основывается на комплексном, системно-историческом подходе к изучению прошлого. Методика исследования опирается на сравнительно-исторический метод и метод научного описания.

Российский Дальний Восток за годы советской власти стал самым секулярным регионом на всей территории СССР. Возрождение православной религиозной традиции на Российском Дальнем Востоке в 1990-е гг. вызвало к жизни не только рост религиозных общин и верующих, но и создание собственных конфессиональных СМИ, в первую очередь газет и журналов. Отличительной особенностью дальневосточных православных газет являлся их апологетический и миссионерский характер: утверждение своего религиозного вероучения и критика его оппонентов (апологетика), выполнение задачи привлечения новых верующих или дополнительного религиозного просвещения тех, кто уже является сторонником данной конфессии (миссионерство).

Основной задачей дальневосточной епархиальной православной периодики в 1990-е — начале 2000-х гг. являлась ликвидация «православной безграмотности» — православное просвещение и формирование христианского мировоззрения. Целевая аудитория таких изданий была рассчитана на «православных неофитов», которым нужны были «подсказки» для построения собственной «идеальной православной жизни».

Ключевые слова: Дальний Восток России, средства массовой информации, религиозные организации, дальневосточные епархии, верующие, религиозная журналистика, конфессиональная пресса, епархиальные газеты.

Цитирование статьи:

Дударенок С. М. Православная пресса на Дальнем Востоке России на рубеже 19902000-х гг. // Народы и религии Евразии. 2022. Т. 27, № 1. С. 153-172. БОТ: 10.14258/пгеиг(2022)1-11.

S. M. Dudarenok

Institute of History, Archaeology and Ethnology of the Peoples of the Far East, FEB RAS, Vladivostok (Russia)

ORTHODOX PRESS IN THE RUSSIAN FAR EAST AT THE TURN OF THE 1990-2000s

The purpose of this article is to analyze the place and role of the Orthodox press in the media space of the Russian Far East in the 1990s — early 2000s. Religious journalism, which has been actively developing since the early 1990s and has two main directions — secular and confessional — played a significant role in the revival of Orthodox religious life in the Russian Far East, in the promotion of religious values and the formation of church institutions. The chronological framework of the work covers the 1990 — early 2000s. The main sources of research are the Orthodox periodicals and the author's field diary, which existed on the territory of the Russian Far East in the 1990s — early 2000s, compiled on the basis of conversations with clergy and journalists writing on religious topics. The work is based on a comprehensive, systemic-historical approach to the study of the past. The research methodology is based on the comparative-historical method and the method of scientific description.

During the years of Soviet rule, the Russian Far East became the most secular region in the entire territory of the USSR. The revival of the Orthodox religious tradition in the Russian Far East in the 1990s brought to life not only the growth of religious communities and believers, but also the creation of their own confessional media, primarily newspapers and magazines. A distinctive feature of the Far Eastern Orthodox newspapers was their apologetic and missionary nature: the assertion of their religious doctrine and criticism of its opponents (apologetics), the task of attracting new believers or additional religious education of those who are already supporters of this denomination (missionary).

The main task of the Far Eastern diocesan Orthodox periodicals in the 1990s and early 2000s was the elimination of "Orthodox illiteracy" — Orthodox education and the formation of a Christian worldview. The target audience of such publications was designed for "Orthodox neophytes" who needed "tips" to build their own "ideal Orthodox life".

Keywords: Russian Far East, mass media, religious organizations, Far Eastern dioceses, believers, religious journalism, confessional press, diocesan newspapers

For citation:

Dudarenok S. M. Orthodox press in the russian far east at the turn of the 1990s — 2000s. Nations and religions of Eurasia. 2022. T. 27, № 1. P. 153-172. DOI: 10.14258/nreur(2022)1-11.

Дударенок Светлана Михайловна, доктор исторических наук, кандидат философских наук, профессор, ведущий научный сотрудник Отдела социально-политических исследований Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН, Владивосток (Россия). Адрес для контактов: dudarenoksv@gmail.com

Dudarenok Svetlana Mikhailovna, Doctor of Historical Sciences, Candidate of Philosophical Sciences, Professor, Leading Researcher of the Department of Socio-Political Studies of the Institute of History, Archeology and Ethnography of the Peoples of the Far East of the Far Eastern Branch of the Russian Academy of Sciences, Vladivostok (Russia). Contact address: dudarenoksv@gmail.com. ORCID 0000-0003-4641-7699

Введение

Актуальность темы исследования определяется необходимостью научного анализа места и роли православной прессы в медиапространстве Российского Дальнего Востока в 1990-е — начале 2000-х гг. Религиозная журналистика, активно развивавшаяся с начала 1990-х гг. и имеющая два основных направления — светское и конфессиональное, сыграла значительную роль в возрождении православной религиозной жизни, в пропаганде религиозных ценностей и становлении церковных институтов. Значительную роль в процессе возрождении православной религиозной жизни на Российском Дальнем Востоке сыграли возникшие в 1990-е гг. епархиальные периодические издания. Часть этих изданий по разным причинам прекратила свое существование в нулевые годы, другая — активно развивается в настоящее время, составляя конкуренцию в освещении «религиозных вопросов» светским газетам и журналам.

Редакции дальневосточных епархиальных газет в 1990-2000-е гг. занимались не только православным просвещением, но и отражали в газетных публикациях повседневную жизнь православных верующих своих епархий. Научному сообществу необходимо рассматривать религиозную, в том числе православную, журналистику как инструмент, транслирующий идеи общества и государства в религиозные общины, и наоборот, идеи духовных сообществ — в секулярный мир. Авторам, пишущим на темы религии, нельзя сводить всю «православную тематику» к комплементарным статьям о РПЦ, новостным заметкам о религиозных праздниках, визитах руководителей религиозных организаций или их встречах с руководителями страны и регионов. Православная журналистика, по мнению участников Первого Международного фестиваля православных СМИ (Москва, 16-18 ноября 2004 г.), должна отразить «настроение общества, оценить духовное состояние современников, сформулировать злободневные вопросы и сделать социально-культурные прогнозы» [Вера и слово, 2005: 15].

Целями данной статьи являются: выявление причин активного возникновения православных периодических изданий на Российском Дальнем Востоке; анализ тематики публикаций в православных газетах; форм и методов работы журналистов православных газет и отношение к ним органов власти и дальневосточного сообщества; выявление их целевой аудитории.

Источниковая база исследования представлена личным архивом автора, в котором содержится, во-первых, подборка существовавших на территории Российского Дальнего Востока в 1990-е — начале 2000-х гг. православных периодических изданий; во-вторых, полевой дневник автора, составленный на основе бесед со священнослужителями и журналистами, пишущими на религиозные темы.

Методология, избранная автором для настоящего исследования, включает в себя компаративный анализ дальневосточной православной прессы рубежа 1990-2000-х гг.; выявление особенностей публикаций в данных изданиях; становление православного журналистского сообщества в том или ином регионе; отношение к православной прессе общества и власти. Работа основывается на комплексном, системно-историческом подходе к изучению прошлого. Методика исследования опирается на метод научного описания.

Религиозные средства массовой информации: причины появления и их конфессиональная принадлежность на Дальнем Востоке России

В начале 1990-х гг. в медиапространстве России появился новый феномен: религиозные средства массовой информации (СМИ). Их появление и востребованность связаны не только с последствиями социальных перемен, произошедших в стране (отказ государства от искусственного вытеснения религии на периферию общественной жизни), но и с общемировыми процессами, начавшимися в конце 1970-х гг.: «десекуляриза-цией» религии — увеличением роли религии в общественной жизни различных государств; претензией со стороны религии на регламентацию всего — и общества, и закона, и политики, и личной жизни; выполнения ею идеологической функции, поскольку ее интерпретации отвечают интересам различных социальных слоев и групп населения.

Феномен российской конфессиональной журналистики активно изучается с начала 2000-х гг. Ряд аспектов данной проблемы нашли отражение в сводном отчете по исследованию, проведенному на факультете журналистики МГУ в сентябре-ноябре 2001 г. [Религия в информационном поле российских СМИ, 2003]; в работах О. В. Бакиной, Н. А. Костиковой, Л. А. Ткаченко, А. В. Щипкова, М. Шевченко и др. [Бакина, 2003; Костикова, 2002: 52-62; Ткаченко, 2015б: 59-63; Щипков, 2003; Шевченко, 2004]. Большая часть публикаций, посвященных конфессиональным СМИ, до настоящего времени представлены статьями в журналах и сборниках материалов конференций [Дымова, 2015: 368-397; Доброхотова, 2014: 134-142; Кукушкина, 2018: 154-158; Кузнецова, Бабкина, 2016: 114-119; Симонов, 2020: 29-34; Суровцева, 2018: 335-339]. И хотя в научном сообществе уже предпринимаются попытки историографического анализа работ, посвященных истории православной журналистики и развитию церковной периодики в России [Ткаченко, 2015а], тем не менее проблема остается слабо изученной, особенно на региональном уровне.

По мнению М. О. Сметаниной, возникновение и развитие в 1990-е гг. собственных православных СМИ связано с возрождением духовности в обществе, с тем, что вырос интерес аудитории к церковной жизни, к православной культуре. По ее мнению, православная церковь стала использовать «прессу в целях проповеди», через церковную прессу священнослужители хотели «донести до общества нравственные ценности, объяснить православные традиции, привести человека к Богу» [Сметанина, 2011: 335].

Религиозные СМИ не обладают уникальными чертами по сравнению со светскими масс-медиа в отношении своих видов. Как и светские, они представлены телевизионными и радиовещательными СМИ, печатной прессой и интернет-изданиями. Особое место среди религиозных СМИ занимают периодические издания — газеты и журналы.

Количество и конфессиональная принадлежность религиозных периодических изданий определяется как общей религиозной ситуацией в стране, так и сложившейся религиозной ситуацией в том или ином регионе.

Российский Дальний Восток за годы советской власти стал самым секулярным регионом на всей территории СССР. К началу 1990-х гг. только 10611 чел., что составляло примерно 0,17% от общего количества населения региона, были верующими. На огромной территории действовало всего 160 религиозных общин и групп православного (27 — РПЦ, 6 — старообрядцы), баптистского (ВСЕХБ — 41; СЦ ЕХБ — 12), адвентистского (21), пятидесятнического (30), Свидетели Иеговы (7), иудейского (1), менонитского (1), языческого (14) вероисповеданий, как официально зарегистрированных, так и действующих без регистрации [Дударенок, 2015: 375-377]. Соответственно, большая часть конфессиональных газет на Российском Дальнем Востоке на рубеже 19902000-х гг. были православными и протестантскими.

В отличие от протестантских газет, которые в настоящее время практически перестали издаваться в бумажном формате и продолжают выходить только в электронном виде, православные газеты и журналы активно издаются во всех дальневосточных епархиях. Поэтому история становления и развития православной дальневосточной прессы в 1990-2000-е гг. является актуальной и познавательной.

В 2010-х гг. на Российском Дальнем Востоке в связи с образованием новых епархий и созданием двух митрополий (Приморской1 и Приамурской2) возникло ряд новых православных газет и журналов. Новые издания отличаются более высоким качеством публикаций; хорошей полиграфией; ориентацией не только на «своего» православного читателя, но и стремлением удовлетворить интересы различных категорий населения. Это позволяет утверждать, что в дальневосточных православных периодических изданиях стало работать больше журналистов-профессионалов.

1 Приморская митрополия образована решением Священного Синода РПЦ от 6 октября 2011 г., объединяет Владивостокскую, Находкинскую и Арсеньевскую епархии. Главой Приморской митрополии в настоящее время является митрополит Владимир (в миру Михаил Викторович Самохин).

2 Приамурская митрополия образована решением Священного Синода от 6 октября 2011 г., объединяет Амурскую, Ванинскую и Хабаровскую епархии. Главой Приамурской митрополии в настоящее время является митрополит Артемий (в миру Александр Николаевич Снигур).

Православные странички в светских газетах Российского Дальнего Востока на рубеже 1990-2000-х гг.

Еще до возникновения самостоятельных епархиальных периодических изданий1 ряд светских областных и краевых газет Российского Дальнего Востока открыли у себя православные странички. Так, в газете Тихоокеанского флота «Боевая вахты» в 1990-е гг. появилось ежемесячное православное приложение «Благовест» [Атлас современной религиозной жизни России. Т. 1, 2005: 545]; в Амурской областной газете «Амурская правда» выходило специальное еженедельное приложение «Золотые купола» (главный редактор — Юлия Борисовна Климичева) [Атлас современной религиозной жизни России. Т. 2, 2005: 545]; в каждом выпуске газеты «Свободный Сахалин» имелся православный вкладыш — газета в газете «Воскресенье. Человек. Семья. Общество» [Назарова, 2000: 127]; на Камчатке в газетах «Тихоокеанская вахта» и «Пограничник Северо-Востока» имелись две мини-газеты (православные странички) [Атлас современной религиозной жизни России. Т. 2, 2005: 355; Протоиерей П. Громов, 2000: 258]; существовала православная страничка и в еженедельной газете «Вечерний Магадан», где регулярно печатал свои статьи православный активист, главный редактор газеты «Вечерний Магадан» Станислав Павлович Рыжков [Атлас современной религиозной жизни России. Т. 2, 2005: 506].

В данных православных приложениях, которые, как правило, готовились совместно с церковными организациями, представители которых входили в состав редакций, публиковались беседы и послания православных священнослужителей; печатались проповеди и поучения епархиальных архиереев; освещались наиболее значимые события епархиальной жизни; публиковались материалы о значении православия в истории России; статьи о духовном возрождении страны и ее культуры, о русской соборности, любви к Богу и Отечеству, искоренению межнациональной розни, вреде слепого поклонения идеалам Запада [Личный архив автора].

Кроме этого, авторов православных приложений в светских газетах интересовали вопросы «качества веры»: во что верят дальневосточники, как они верят, как это отражается на их социальном поведении, на принятии бытовых, нравственных и политических решений; популярной была тема новых религиозных движении и их «противостояние» традиционным религиям, а также отношения церкви и государства.

Публикации на религиозную тему в светской прессе были ориентированы не только на верующих и членов религиозных организаций, а в большей степени на неверующих, на властные структуры, политиков, политтехнологов, т. е. всех тех, кто реально влиял на формирование внутренней политики государства, в том числе политики государства в отношении к религии [Полевой дневник автора].

Указом Святейшего Патриарха и Священного Синода от 22 ноября 1990 г. на территории российского Дальнего Востока были открыты следующие епархии: Владивостокская и Приморская, Магаданская и Камчатская, Хабаровская и Благовещенская (Журнал Московской патриархии. 1991. № 5. С. 10); в феврале 1993 г были образованы Сахалинская и Камчатская епархии, а в декабре этого же года была восстановлена Благовещенская епархия (Официальная хроника: изд. Московской патриархии. 1993. № 11-12. С. 48).

Приморские православные газеты на рубеже 1990-2000-х гг.

Первыми свои периодические издания начали издавать православные верующие Приморского края. С 1993 г. стала выходить ежемесячная епархиальная газета Владивостокской и Приморской епархии «Приморский благовест». Главным редактором издания был епископ Владивостокский и Приморский Вениамин (в миру Борис Николаевич Пушкарь); ответственным секретарем и редактором — иеромонах Иннокентий (в миру Виталий Викторович Ерохин) — профессиональный журналист, имеющий к моменту открытия газеты «Приморский благовест» опыт работы в ряде светских периодических изданий2. В 1990-е гг. тираж газеты был всего тысячу экземпляров.

Помимо газеты «Приморский благовест», в 1990-е гг. православные приходы Московского патриархата городов Дальнегорск, Лучегорск и пос. Кавалерово издавали приходские листки, в которых находили отражения новости приходской жизни, а приход храма Рождества Христова Находки с 1999 г. стал издавать православную газету «Верую», редактором которой была Галина Васильевна Щербаченко [Русская христианская повременная печать, 2021: 19].

С 1995 г. начал издавать свою ежемесячную газету «Русь Православная»3 Совет Съезда мирян древлеправославных (старообрядческих) общин Приморского края (город Большой Камень). Редактором газеты была Наталья Петровна Беляева, историк по образованию. Она во многом определяла «лицо» газеты, делая упор на исторические и общественно-нравственные проблемы. Помимо официальной информации о жизни и деятельности российских старообрядцев, обзора писем, пришедших в редакцию, в газете «Русь Православная» публиковались статьи по истории старообрядчества (см., напр.: [Дзюбенко, Солдатов, 1998: 1; Никулин, 1997: 3; Основание старообрядческой Белокриницкой иерархии и ее современное состояние, 1998: 1; Дыхание древней Руси, 1998: 7] и др.), новости старообрядческих общин России (см., например: [Бутковская, 1996: 4-5; Измайлов, 1996: 5]), анализировались с точки зрения старообрядческого вероучения современные достижения науки (см., например: [Чунин, 1997: 4-5]), обсуждались проблемы религиозно-нравственного воспитания молодежи (см., например: [Любимов, 1997: 1-2]), публиковался церковный календарь и пр.

В каждом номере газеты существовала катехизаторская страница, излагающая те или иные положения старообрядческого вероучения, а также литературная страница, где публиковали стихи и другие произведения старообрядческих авторов. Газета «Русь православная» приобрела общероссийскую известность, ее тираж доходил до 70 000 экземпляров. Газета распространялась, кроме России, по четырем континентам: Европе, Северной и Южной Америке, Австралии.

В. В. Ерохин родился 17 ноября 1967 г в с. Успеновке Бурейского района Амурской области. В 1985 г. окончил Успеновскую среднюю школу, поступил на отделение «Журналистика» Дальневосточного государственного университета. В 1985-1987 гг. проходил срочную службу в рядах Вооружённых сил СССР. В 1987-1992 гг. работал корреспондентом, заведующим отделом, ответственным секретарём редакции районной газеты «Советское Приамурье» (Амурская область), собственным корреспондентом областной газеты «Амурские вести». В мае 1993 г. крестился в Свято-Никольском кафедральном соборе Владивостока. В 1 995 г. принят на послушание ответственного секретаря епархиальной газеты «Приморский благовест» и иподиакона епископа Владивостокского и Приморского Вениамина (Пушкаря). Газета выходила до 2004 г.

Рис. 1. Газета Совета Съезда мирян древлеправославных (старообрядческих) общин

Приморского края «Русь Православная» Fig. 1. Newspaper of the Council of the Congress of Laity of the Old Orthodox (Old Believer) Communities of the Primorsky Territory "Orthodox Russia"

Рис. 2. Газета Совета Съезда мирян древлеправославных (старообрядческих) общин

Приморского края «Русь Православная» Fig. 2. Newspaper of the Council of the Congress of Laity of the Old Orthodox (Old Believer) Communities of the Primorsky Territory "Orthodox Russia"

С 1999 г. в с. Суходол несколько раз проводились Епархиальные съезды Иркутско-Амурской и всего Дальнего Востока епархии Русской православной старообрядческой церкви. Большой Камень в этом смысле стал центром возрождении древлеправославия в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, значительную роль в этом процессе сыграла газета «Русь православная». Эта газета была самой информативной и самой массовой из православных изданий Российского Дальнего Востока.

С 2003 г. тиражом 3 000 экземпляров в Приморском крае стала выходить православная газета «Русское воскресение». Учредителем и издателем газеты была Православная гимназия Владивостока; главный редактор — протоиерей Игорь Талько; выпускающий редактор — Михаил Романов [Русское воскресение, 2005: 8]. Газета издавалась по благословению архиепископа Владивостокского и Приморского Вениамина, выходила один раз в месяц и освещала не только внутренние проблемы гимназии и жизнь гимназистов, но и наиболее интересные события православной жизни епархии.

Рис. 3. Газета Православной гимназии Владивостока «Русское воскресение» Fig. 3. Newspaper of the Orthodox Gymnasium of Vladivostok "Russian Sunday"

Православные издания в других регионах Дальнего Востока России в 1990-2000-х гг.

В Хабаровском крае епархиальная газета «Православный вестник Приамурья» — ежемесячное информационно-просветительское издание — начала выходить с декабря 1998 г. Главным редактором газеты был епископ Хабаровский и Приамурский Марк (в миру Алексей Викторович Тужиков); редактором — протоиерей Сергей Мещеряков. Тираж газеты на рубеже 1990-2000-х гг. составлял всего 900 экземпляров1.

С 2008 г. Отдел по работе с молодежью Хабаровской епархии РПЦ начал издавать ежемесячное молодежное информационно-просветительское издание «Мрежа».

Это было связано с тем, что периодическое издание, имевшее тираж свыше 1 000 экземпляров, должно было быть зарегистрировано Министерством РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации. Как правило, в 1990-е г большинство дальневосточных епархий не могли по различным причинам (недостаток средств, отсутствие профессиональных журналистских кадров и пр.) зарегистрировать свои периодические издания, а газеты тиражом до 999 экземпляров не нуждались в регистрации Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

Рис. 4. Епархиальная газета Хабаровской и Приамурской епархии «Православный вестник Приамурья» Fig. 4. Diocesan newspaper of the Khabarovsk and Amur Diocese "Orthodox Herald of the Amur Region"

На страницах газеты можно было ознакомиться с материалами о мероприятиях, проводимых епархией для детей и молодежи; узнать новости Отдела по работе с молодежью; найти друзей по интересам и пр.

С 1996 по 1999 г. в Биробиджане выходила газета православных христиан «Златоуст» [Русская христианская повременная печать, 2021: 54], в ней описывались основные события в жизни православных приходов Еврейской автономной области (ЕАО).

----. - „ ......"....... 1 '

Ймговшъ

Ниши Ei-iMrtA-UXU» П?«"'"—

плсхальное послание

епнг.|«м1л Вш'ог.клжмдоого ii кхльл"

Рис. 5. Епархиальная газета Биробиджанской и Кульдурской епархии «Благовест» Fig. 5. Diocesan newspaper of Birobidzhan and Kuldur diocese "Blagovist"

Первый номер ежемесячной епархиальной газета «Благовест» Биробиджанской и Кульдурской епархии2 вышел только в 2010 г. Главным редактором четырехстранич-ной газеты был епископ Биробиджанский и Кульдурский Иосиф (в миру Игорь Анатольевич Балабанов). Основной целью издателей газеты было освещение жизни православных приходов ЕАО [Благовест, 2010: 2-3; 2011а: 2-3; 2011б: 2-3; 2011в: 2-3].

2 Самостоятельная Биробиджанская и Кульдурская епархия Русской православной церкви образована постановлением святейшего патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Священного Синода Русской православной церкви от 7 октября 2002 г Правящим архиереем с титулом епископа Биробиджанского и Кульдурского был назначен епископ Угличский Иосиф (Балабанов), викарий Ярославской епархии.

Рис. 6. Миссионерские листки Биробиджанской и Кульдурской епархии Fig. 6. Missionary leaflets of Birobidzhan and Kuldur diocese

С этого же времени в епархии стали издаваться «Миссионерские листки», каждый из которых был посвящен какой-либо одной проблеме. Например, тема первого номера — объяснение сути таинства Евхаристии, второй — таинства Крещения, третий — представлял собой православный ответ на критику почитания икон; четвертый — таинству исповеди; пятый — разъяснял суть православного обряда погребения и т. д. [Миссионерский листок, № 1-5]. Рассматривались на страницах «Миссионерского листка» и чисто «мирские проблемы». Шестой номер, например, был посвящен преподаванию Основ православной культуры в общеобразовательных школах [Миссионерский листок, № 6].

В Амурской области, помимо семейной православной газеты «Золотые купола» (приложение к «Амурской правде»), выходили: ежемесячная духовно-просветительская газета «Свет Православия»; вестник Благовещенской епархии «Светоч веры» (на страницах газеты «Магазин новостей и частных объявлений») и «Свято-Владимирский вестник: Православное приложение (к районной газете г. Магдагачи)» [Русская христианская повременная печать, 2021: 55,148,150, 152].

На Сахалине с 1997 г. начала издаваться газета епархиального управления «Сахалинский православный вестник» [Атлас современной религиозной жизни России. Т. 3, 2009: 514]. Главный редактор газеты епископ Южно-Сахалинский и Курильский Аркадий (в миру Александр Петрович Афонин). Кроме того, в 1990-е гг. на Сахалине выпускались две местные православные газеты «Углегорский православный вестник» и «Голос православия на Курилах», а православные приходы других районов имели возможность размещать материалы о жизни своих общин в местной печати [Благовест над островами, 2013: 221]. Свою православную газету «Покровский листок» стал издавать с 2002 г. и Свято-Покровский монастырь (г. Корсаков).

Рис. 7. Епархиальная газета Южно-Сахалинской и Курильской епархии «Сахалинский церковный вестник» Fig. 7. Diocesan newspaper of the Yuzhno-Sakhalinsk and Kuril Diocese "Sakhalin Church Bulletin"

В Камчатской области1 в 1993 г. выходила православная газета «Камчатский благовест», с 1991 по 1992 г. она выходила под патронажем Санкт-Петербургской духовной академии и переправлялась на Камчатку [Русская христианская повременная печать, 2021: 60]. С прибытием на Камчатку в 1998 г. епископа Игнатия (в миру Сергей Геннадьевич Пологрудов) здесь стала выходить газета «Православная Камчатка», впоследствии газета стала называться «Наша Камчатка». Главным редактором газеты был епископ Игнатий, редактором — иеромонах Михаил (Малаханов). Тираж газеты в 1990-е гг. был 999 экземпляров, выходила она два раза в месяц [Атлас современной религиозной жизни России. Т. 2, 2005: 355].

С 1997 г. Камчатское Православное братство во Имя Нерукотворного образа Всемилостивого Спаса стало издавать свою православную газету «Спас нерукотворный» [Русская христианская повременная печать, 2021: 164-165]. Редколлегия газеты сосредоточила свое внимание на борьбе с «тоталитарными сектами» и протестантскими конфессиями. По мнению авторов публикаций газеты «Спас Нерукотворный», новые религиозные движения и протестантские конфессии «посягают» на каноническую территорию Русской православной церкви, разрушают духовность и культуру русского народа.

1 июля 2007 г. Камчатская область преобразована в Камчатский край.

Хотя в Магаданской области в 1990-е гг. не существовало самостоятельной православной прессы, однако в местных газетах регулярно печатались статьи, освещающие события епархиальной жизни, а также статьи, содержащие комментарии священнослужителей Магаданской епархии по тем или иным вопросам общественной жизни. Первый номер ежемесячной православной газеты «Колымская лампада» Магаданской и Синегорской епархии тиражом 999 экземпляров вышел в 2001 г. [Колыма.ру]1 Главным редактором газеты был епископ Магаданский и Сенегорский Феофан (в миру Иван Андреевич Ашурков).

Основной задачей дальневосточной православной периодики на рубеже 19902000-х гг. являлась ликвидация «православной безграмотности» неофитов — православное просвещение и формирование христианского мировоззрения. Поэтому наиболее распространенными темами публикаций были азы церковной жизни; жития святых; описание смысла таинств и молитв; рецепты постных блюд; советы священников по житейским вопросам; духовные поучения и наставления Отцов Церкви; освещение событий церковной и общероссийской действительности, в том числе вопросов культуры, истории и жизни общин; рассказы о православных праздниках и обычаях. В текстах дальневосточных православных газет в эти годы часто встречаются слова, называющие внутреннее устройство храма, наименования духовных чинов, названия христианских добродетелей, перечисления человеческих грехов, духовные состояния христианина, лексемы, обозначающие христианский миропорядок, и пр. Иногда к ним прилагалась детская страничка и даже кроссворд.

Этот основной контент дальневосточных православных изданий на рубеже 19902000-х гг. был, как правило, перемешан с официальными новостями и «установочными» публикациями, «доносящими мнение Церкви» по тем или иным вопросам общественной жизни. Целевая аудитория таких изданий была рассчитана на «православных неофитов», которым нужны были «подсказки» для построения собственной «идеальной православной жизни».

В конце 1990-е гг. дальневосточные епархии РПЦ стали осваивать новый вид изданий — электронные СМИ. Электронные епархиальные газеты и сайты становятся доступными для жителей самых отдаленных населенных пунктов региона.

Первой дальневосточной епархией, создавшей свой сайт в интернете, стала Владивостокская и Приморская епархия. Инициатором, автором, составителем и редактором первого на Дальнем Востоке и в Восточной Сибири епархиального сайта стала Галина Владимировна Прозорова, которая в 1999 г. за создание и организацию деятельности сайта была награждена архиерейской грамотой — грамотой епископа Владивостокского и Приморского Вениамина (Б. Н. Пушкаря) [Владивосток, 1999]. Впоследствии епархиальные сайты были созданы во всех дальневосточных епархиях.

Православные СМИ как объект и предмет исследования

Присутствие религиозной тематики на страницах светских газет и журналов, появление и развитие христианских СМИ и их влияние на потребителя информации ста-

С 2011 г. газета носит название «Колымский благовестник».

новятся с начала 2000-х гг. предметом обсуждения различных конференций и круглых столов. В апреле 2000 г. Институт религии и права в Суздале в течение нескольких дней анализировал правовые аспекты, связанные с публикациями на религиозные темы. В феврале 2000 г. общество «Радонеж» провело в Москве Конгресс православной прессы, в котором принимали участие православные журналисты Российского Дальнего Востока [Полевой дневник автора].

В июле 2001 г. журналисты-христиане провели во Владивостоке региональную конференцию «Христианская пресса Приморья: вчера, сегодня, перспективы развития». В ходе конференции была организована выставка христианских печатный СМИ России, СНГ и Приморья, а также круглый стол, на котором обсуждались вопросы: что такое христианская пресса, почему она нуждается в распространении, каковы ее важность, перспективы и недостатки [Полевой дневнике автора].

Необходимо отметить, что на рубеже 1990-2000-х гг. христианская, в том числе православная пресса, во многом не соответствовала требованиям. Так, в сентябре — ноябре 2001 г. на факультете журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова было проведено исследование «Религия в информационном поле российских СМИ». В сводном отчете эксперты отметили ряд недостатков российской православной прессы: низкий профессиональный уровень большинства православных изданий; неумение церковных организаций, учредителей и издателей использовать СМИ для распространения веры; несовременный, малодоступный, трудный для понимания стиль подачи материала; засилье в православных изданиях «консервативно-охранительного направления», что не способствует привлечению широкой аудитории; недостаточно представлены либеральные тенденции, а следовательно, и такие органы информации, которые бы отражали эти либеральные точки зрения; аудитория православных СМИ не получает достаточно полного представления о месте и роли религии в современном российском обществе и в мире; в православной прессе отсутствует более или менее объективный взгляд на общерелигиозную ситуацию, сосуществование разных религий и традиций, а также тема диалога между светским и религиозным мирами [Религия в информационном поле российских СМИ, 2003: 101-102].

Заключение

Подводя итог анализу места и значения православных газет и журналов в медиа-пространстве Российского Дальнего Востока на рубеже 1990-2000-х гг. можно сделать несколько выводов:

Во-первых, возрождение православной религиозной традиции на Российском Дальнем Востоке вызвало к жизни не только рост религиозных общин и верующих, но и создание собственных православных СМИ, в первую очередь газет и журналов. Епархиальных и околоцерковных изданий было довольно много, но они имели ограниченную аудиторию и практически были неизвестны широкой публике.

Во-вторых, практически во всех епархиях Российского Дальнего Востока на рубеже 1990-2000-х гг. возникли свои церковные СМИ. Самым распространенным видом издательской деятельности в дальневосточных епархиях являлось издание епархиальной газеты. В одних епархиях она была многополосной, в других представляла собой все-

го лишь листок, но так или иначе эти газеты несли в себе информацию о жизни епархии. Более того, в ряде дальневосточных епархий в эти годы издавалась не одна, а одновременно несколько газет. Они различались объемом, периодичностью, качеством, которое, к сожалению, зачастую было невысоким. Во многом это объясняется отсутствием у дальневосточных епархий в данный период достаточного количества средств для привлечения к работе ярких и высококвалифицированных журналистов.

В-третьих, отличительной особенностью дальневосточных православных периодических изданий на рубеже 1990-2000-х гг. являлся их апологетический и миссионерский характер: утверждение своего религиозного вероучения и критика его оппонентов (апологетика), выполнение задачи привлечения новых верующих или дополнительного религиозного просвещения тех, кто уже является сторонником православия (миссионерство).

В-четвертых, в конце 1990-х гг. дальневосточные епархии осваивают новый тип изданий — электронные СМИ, что значительно облегчило катехизацию населения Дальнего Востока: электронные епархиальные газеты и сайты становятся доступными для жителей самых отдаленных населенных пунктов региона.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Атлас современной религиозной жизни России. Т. 1 / отв. ред. М. Бурдо, С. Филатов. М. ; СПб. : Летний сад, 2005. 621 с.

Атлас современной религиозной жизни России. Т. 2 / отв. ред. М. Бурдо, С. Филатов. М. ; СПб. : Летний сад, 2005. 687 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Атлас современной религиозной жизни России. Т. 3 / отв. ред. М. Бурдо, С. Филатов. М. ; СПб. : Летний сад, 2009. 864 с.

Бакина О. В. Современная православная журналистика России. Киров : КФ МГЭИ, 2003. 223 с.

Благовест над островами (к 20-летию образования Южно-Сахалинской и Курильской епархии). Владивосток : Рубеж, 2013. 264 с.

Благовест. 2010. № 1. С. 2-3.

Благовест. 2011а. № 2. С. 2-3.

Благовест. 2011б. № 3. С. 2-3.

Благовест. 2011 в. № 4. С. 2-3.

Бутковская О. Возрождается Церковь в Якутии // Русь православная. 1996. № 11 // Личный архив автора.

Вера и слово : материалы Первого Международного фестиваля православных СМИ, 16-18 ноября 2004 г. / ред.-сост. С. В. Чапнин. М., 2005. 46 с.

Владивосток. 1999. № 692. 19 ноября.

Дзюбенко М., Солдатов А. Старые русские // Русь Православная. 1998. № 39.

Доброхотова М. А. Специфика православной медиасферы в России в 19902000-е годы на примере печатных периодических изданий // Вестник Пермского гос. ун-та. Серия: История. 2014. № 2. С. 134-142.

Дударенок С. М. Религия, церковь, верующие на российском Дальнем Востоке в конце Х1Х-ХХ веке // Диалог со временем. М. : ИВИ, 2015. С. 368-397.

Дымова И. А. Место русской православной журналистики в СМИ: научный обзор диалогов и дискуссий // Современные проблемы массовой коммуникации. 2015. С. 1942-1950.

Дыхание древней Руси. История харбинского старообрядческого прихода // Русь православная. 1998. № 1.

Измайлов В. Первый храм в Забайкалье // Русь православная. 1996. № 10 (10).

Колыма.ру URL: https://kolyma.ru/index.php?newsid=95181 (дата обращения: 22.08.2021).

Костикова Н. А. Этика отношений в информационном поле Церкви // Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика. 2002. № 4. С. 52-62.

Кузнецова А. Н., Бабкина Е. С. Православная печатная периодика: история и современное состояние // Ученые заметки ТОГУ. 2016. Т. 7, № 3 (2). С. 114-119.

Кукушкина О. К. Взаимодействие Русской православной церкви и СМИ на примере Владивостока // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. 2018. № 01. С. 154-158.

Любимов И. М. Проблемы религиозно-нравственного воспитания у старообрядцев // Русь православная. 1997. № 8 (24).

Миссионерский листок Биробиджанской и Кульдурской епархии. № 1-6.

Назарова Е. Ф. Обзор источников по истории возрождения Русской православной церкви на Сахалине и Курильских островах // Краеведческий бюллетень. 2000. № 1. С. 115-142.

Никулин С. Развал // Русь Православная. 1997. № 8 (24).

Основание старообрядческой Белокриницкой иерархии и ее современное состояние // Русь Православная. 1998. № 39.

Протоиерей П. Громов. Камчатская епархия (страницы истории) // Историко-ста-тистическое описание Камчатских церквей. Слова и речи. Петропавловск-Камчатский: Скрижали Камчатки, 2000. C. 232-262.

Религия в информационном поле российских СМИ. Гильдия религиозных журналистов. М. : Факультет журналистики МГУ; Гильдия религиозной журналистики, 2003. 142 с.

Русское воскресенье. 2005. № 7 (18).

Симонов И. В. К вопросу о конфессиональных средствах массовой информации в современной России // Наука без границ. 2020. № 5 (45). С. 29-34. — URL: https://nauka-bez-granic.ru/№ -5-45-2020/5-45-2020/ For citation: Simonov I. V. On the subject of the confessional mass media in modern Russia // Scince without borders, 2020, no. 5 (45). P. 29-34.

Сметанина М. О. Специфика медиапросвещения: православие и особенности подачи материалов в СМИ // Ученые записки Таврического национального университета им. В. И. Вернадского Серия: Филология. Социальные коммуникации. 2011. Т. 24 (63), № 2. Ч. 2. С. 335-339.

Суровцева Е. В. Современная православная молодежная пресса (журналы «Наследник» и «Собрание») // Инновационные научные исследования: теория, методология, практика : сборник статей XV Международной научно-практической конференции (Пенза, 5 октября 2018 г.). Пенза, 2018. С. 149-152.

Ткаченко Л. А. Православная журналистика в историографических работах отечественных ученых // Вестник Челябинского государственного университета. Серия: Филология. Искусствоведение. Вып. 96. 2015. № 15 (370). С. 88-94.

Ткаченко Л. А. Специфика православной журналистики и новые тенденции в развитии системы епархиальных СМИ // Известия Уральского федерального ун-та. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. 2015. № 3 (141). С. 59-63.

Чунин Г. НТР и печать антихриста // Русь православная. 1997. № 7 (17) // Личный архив автора.

Шевченко М. Религиозная журналистика: типы, принципы и проблемы институцио-нализации. 2004. URL: https://www.pravmir.ru/religioznaya-zhurnalistika-tipy-principy-i-problemy-institucionalizacii/ (дата обращения: 02.09.2021).

Щипков А. В. Учись читать религиозную прессу. Соборный двор: Публицистические статьи (1991-2001). М., 2003. 320 с.

REFERENCES

Atlas sovremennoj religioznoj zhizni Rossii. T. 1 [Atlas of modern religious life of Russia. T. 1] / Otv. red. M. Burdo, S. Filatov. M. : SPb. : Letnij sad, 2005. 621 s. (in Russian).

Atlas sovremennoj religioznoj zhizni Rossii. T. 2 [Atlas of modern religious life of Russia. T. 2] / Otv. red. M. Burdo, S. Filatov. M. ; SPb. : Letnij sad, 2005. 687 s. (in Russian).

Atlas sovremennoj religioznoj zhizni Rossii. T. 3 [Atlas of modern religious life of Russia. T. 3] / Otv. red. M. Burdo, S. Filatov. M. ; SPb. : Letnij sad, 2009. 864 s. (in Russian).

Bakina O. V. Sovremennaya pravoslavnaya zhurnalistika Rossii [Modern Orthodox Journalism of Russia]. Kirov : KF MGEI, 2003. 223 s. (in Russian).

Blagovest nad ostrovami (k 20-letiju obrazovanija juzhno-Sahalinskoj i Kuril'skoj eparhii) [Evangelism over the islands (to the 20th anniversary of the formation of the Yuzhno-Sakhalinsk and Kuril diocese)]. Vladivostok : Rubezh, 2013. 264 s. (in Russian).

Blagovest [Blagovest]. 2010. № 1. S. 2-3 (in Russian).

Blagovest [Blagovest]. 2011a. № 2. S. 2-3 (in Russian).

Blagovest [Blagovest]. 2011b. № 3. S. 2-3 (in Russian).

Blagovest [Blagovest]. 2011v. № 4. S. 2-3 (in Russian).

Butkovskaja O. Vozrozhdaetsja Cerkov' v Jakutii [Revived Church in Yakutia]. Rus' pravoslavnaja [Orthodox Rus]. 1996. № 11 (11) (in Russian).

Vera i slovo: Materialy Pervogo Mezhdunarodnogo festivalja pravoslavnyh SMI [Faith and Word: Materials of the First International Festival of Orthodox Media], 16-18 nojabrja 2004 g. / red.-sost. S. V. Chapnin. M., 2005. 46 s. (in Russian).

Vladivostok [Vladivostok]. 1999. № 692. 19 nojabrja (in Russian).

Dzjubenko M., Soldatov A. Starye russkie [Starye russkie]. Rus' Pravoslavnaja [Orthodox Rus]. 1998. № 39 (in Russian).

Dobrohotova M. A. Specifika pravoslavnoj mediasfery v Rossii v 1990-2000-e gody na primere pechatnyh periodicheskih izdanij [Specificity of the Orthodox media sphere in Russia in the 1990-2000s on the example of printed periodicals]. Vestn. Permskogo gos. un-ta. Ser. Istoriya [Bulletin of Perm State University. Series History]. 2014. № 2. S. 134-142 (in Russian).

Dudarenok S. M. Religija, cerkov', verujushhie na rossijskom Dal'nem Vostoke v konce XIX-XX veke [Religion, church, believers in the Russian Far East at the end of the XIX-XX century]. Dialog so vremenem [Dialogue with time] 50 M. : IVI, 2015. S. 368-397 (in Russian).

Dyhanie drevnej Rusi. Istorija harbinskogo staroobrjadcheskogo prihoda. [Breath of ancient Russia. History of the Harbin Old Believer Parish]. Rus' Pravoslavnaja. [Orthodox Rus]. 1998. № 1 (in Russian).

Protoierej P. Gromov. Kamchatskaja eparhija (stranicy istorii) [Kamchatka Diocese (pages of history)]. Istoriko-statisticheskoe opisanie Kamchatskij cerkvej. Slova i rechi [Historical and statistical description of kamchatka churches. Words and speeches]. Petropavlovsk-Kamchatskij: Skrizhali Kamchatki, 2000. S. 232-262 (in Russian).

Kolyma.ru [Kolyma.ru] URL: https://kolyma.ru/index.php?newsid=95181 (Data obrashhenija 22.08.2021) (in Russian).

Kostikova N. A. Etika otnoshenij v informacionnom pole Cerkvi [Ethics of relations in the information field of the Church]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 10. Zhurnalistika. [Vestnik Moskovskogo Universiteta. Episode 10. Journalism]. 2002. № 4. S. 52-62 (in Russian).

Kuznecova A. N., Babkina E. S. Pravoslavnaya pechatnaya periodika: istoriya i sovremennoe sostoyanie [Orthodox printed periodicals: history and current state]. Elektronnoe nauchnoe izdanie "Uchenye zametki TOGU". [Electronic scientific publication "Scientific notes of PNU"]. 2016. Tom 7. № 3 (2). S. 114-119 (in Russian).

Kukushkina O. K. Vzaimodejstvie Russkoj pravoslavnoj cerkvi i SMI na primere Vladivostoka [Interaction of the Russian Orthodox Church and the Media on the Example of Vladivostok]. Sovremennaya nauka: aktual'nyeproblemy teorii ipraktiki. Seriya: Gumanitarnye nauki. [Modern Science: Actual Problems of Theory and Practice. Series: Humanities]. 2018. № 1. S. 154-158 (in Russian).

Ljubimov I. M. Problemy religiozno-nravstvennogo vospitanija u staroobrjadcev [Problems of religious and moral education in the Old Believers]. Rus' pravoslavnaja. [Orthodox Rus]. 1997. № 8 (24). Lichnyj arhiv avtora (in Russian).

Missionerskij listok Birobidzhanskoj i Kul'durskoj eparhii. [Missionary leaflet. Birobidzhan and Kuldur diocese] № 1-6 (in Russian).

Nazarova E. F. Obzor istochnikov po istorii vozrozhdenija Russkoj Pravoslavnoj Cerkvi na Sahaline i Kuril'skih ostrovah [Review of sources on the history of the revival of the Russian Orthodox Church on Sakhalin and the Kuril Islands]. Kraevedcheskij bjulleten. [Local History Bulletin]. 2000. № 1. S. 115-142 (in Russian).

Nikulin S. Razval [Raspad]. Rus'Pravoslavnaja. [Orthodox Rus]. 1997. № 8 (24) (in Russian).

Osnovanie staroobrjadcheskoj Belokrinickoj ierarhii i ee sovremennoe sostojanie [The foundation of the Old Believer Belokrinitskaya hierarchy and its current state]. Rus' Pravoslavnaja. [Orthodox Rus]. 1998. № 39 (in Russian).

Religija v informacionnom pole rossijskih SMI. [Religion in the information field of the Russian media]. Gil'dija religioznyh zhurnalistov. M. : MGU im. M. V. Lomonosova, 2003. 142 s. (in Russian).

Russkoe voskresen'e. [Russian Sunday]. 2005. № 7 (18) (in Russian).

Izmajlov V. Pervyj hram v Zabajkal'e [Perviy khrasya v Zabaikalia]. Rus' pravoslavnaja. [Orthodox Rus]. 1996. № 10 (in Russian).

Simonov I. V. K voprosu o konfessional'nyh sredstvah massovoj informacii v sovremennoj Rossii [To the question of confessional mass media in modern Russia. Nauka bez granic. [Science Without Borders]. 2020. № 5 (45). S. 29-34. URL: https://nauka-bez-granic.ru/ № 5-45-2020/5-45-2020 / For citation: Simonov I. V. On the subject of the confessional mass media in modern Russia // Scince without borders, 2020, no. 5 (45). S. 29-34 (in Russian).

Smetanina M. O. Specifika mediaprosveshhenija: pravoslavie i osobennosti podachi materialov v SMI [Specificity of media education: Orthodoxy and features of presentation of materials in the media]. Uchenye zapiski Tavricheskogo nacional'nogo universiteta im. V. I. Vernadskogo Serija "Filologija. Social'nye kommunikacii". [Scientific notes of the Tauride National University named after V. I. Vernadsky Series "Philology. Social Communications"]. T. 24 (63). 2011. № 2. Chast' 2. S. 335-339 (in Russian).

Surovceva E. V. Sovremennaya pravoslavnaya molodezhnaya pressa (zhurnaly "Naslednik" i "Sobranie") [Modern Orthodox Youth Press (journals "Heir" and "Collection")]. Innovacionnye nauchnye issledovaniya: teoriya, metodologiya, praktika. Sbornik statej XV Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, sostoyavshejsya 5 oktyabrya 2018 g. v g. Penza. [Innovative scientific research: theory, methodology, practice. Collection of articles of the XV International Scientific and Practical Conference, held on October 5, 2018 in Penza]. Penza MCNS "Nauka i Prosveshchenie" 2018. S. 149-152 (in Russian).

Chunin G. NTR i pechat' antihrista [NTR i pekt antikhrista]. Rus' pravoslavnaja. [Orthodox Rus]. 1997. № 7 (17). Lichnyj arhiv avtora (in Russian).

Tkachenko L. A. Pravoslavnaya zhurnalistika v istoriograficheskih rabotah otechestvennyh uchenyh [Orthodox journalism in historiographic works of domestic scientists]. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta. 2015a. № 15 (370). Filologiya. Iskusstvovedenie. [Bulletin of Chelyabinsk State University. 2015. № 15 (370). Philology. Art History]. Vyp. 96. S. 88-94 (in Russian).

Tkachenko L. A. Specifika pravoslavnoj zhurnalistiki i novye tendencii v razvitii sistemy eparhial'nyh SMI [Specificity of Orthodox journalism and new trends in the development of the system of diocesan mass media]. Izv. Ural. fed. un-ta. Ser. 1. Problemy obrazovaniya, nauki i kul'tury. [Izvestiya Uralskogo Federalskogo Universiteta. Episode 1. Problems of education, science and culture]. 2015b. № 3 (141). S. 59-63 (in Russian).

Shevchenko M. Religioznaya zhurnalistika: tipy, principy i problemy institucionalizacii. 2004. [Religious journalism: types, principles and problems of institutionalization]. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://www.pravmir.ru/religioznaya-zhurnalistika-tipy-principy-i-problemy-institucionalizacii/ (Data obrashcheniya: 02.09.2021) (in Russian).

Shchipkov A. V. Uchis' chitat' religioznuyu pressu. Sobornyj dvor: Publicisticheskie stat'i (1991-2001) [Learn to read the religious press. Cathedral Yard: Journalistic Articles (19912001)]. M., 2003. 320 s. (in Russian).

Статья поступила в редакцию: 02.09.2021 Принята к публикации 17.12.2021 Дата публикации 25.03.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.