Научная статья на тему 'Газетные публикации как исторический источник о религиозной жизни российского Дальнего Востока в 1990-е гг.'

Газетные публикации как исторический источник о религиозной жизни российского Дальнего Востока в 1990-е гг. Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
72
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
исторический источник / газета / публикации / жанр / религия / Дальний Восток / общество / политика / historical source / newspaper / publications / genre / religion / Far East / society / politics

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Федирко Оксана Петровна

Статья посвящена изучению потенциала газетных публикаций как исторического источника сведений о религиозной жизни на постсоветском Дальнем Востоке России. Автором охарактеризованы жанры публикаций на религиозные темы и оценена их значимость, приведены примеры из дальневосточных изданий. Были выделены информационные, аналитические и художественно-публицистические тексты (последние представлены слабо). Отмечается, что подобные материалы имеют ряд особенностей: они доступны массовой аудитории и предназначены для неё; позволяют выявить потребность населения в освещении событий и явлений в религиозной жизни края; восполняют утраченные документы, сообщают исследователю о наличии документальных первоисточников, заполняя тем самым исследовательские лакуны. Автор делает вывод, что газетные публикации могут выступать только в качестве вторичного источника, так как не содержат ссылок на документы, что ограничивает возможности их научного применения. Представленные в этих материалах сведения оторваны от делопроизводства религиозных объединений либо выхвачены из его контекста, фрагментарны, слабо детализированы. Фактологическая информация, содержащаяся в текстах газет, нуждается в проверке, уточнении и сопоставлении с данными из других источников. Тем не менее это не снижает значимости газетных публикаций в процессе реконструкции религиозной жизни общества Дальнего Востока в 1990-е гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Newspaper Publications as a Historical Source about the Religious Life of the Russian Far East in the 1990s

The paper is devoted to the study of newspaper publications as a historical source on the religious life in the post-Soviet Far East of Russia. The genres of newspaper publications covering religious topics on the pages of the Far Eastern press and their importance are considered. The following genres of texts were distinguished: informative, analytical, and literary and journalistic (the latter are not much presented). It is noted that such newspaper publications have the following features: they are accessible and have a large audience reach, allow to analyze the need of the population in the coverage of events and phenomena in the religious life of the region, replenish lost documents, and inform the researcher about the presence of documentary primary sources by filling in the research gaps. It is concluded that newspaper publications can only act as a secondary source because the absence of documents’ references narrows their scientific use. The presented information is cut off from the record work of religious associations, taken out of context, fragmented, and poorly detailed. In this regard, the information contained in the texts of newspapers needs to be verified, clarified, and compared with the data from other sources. However, this does not reduce the importance of newspaper publications in the process of reconstructing the religious life of the society of the Far East in the 1990s.

Текст научной работы на тему «Газетные публикации как исторический источник о религиозной жизни российского Дальнего Востока в 1990-е гг.»

УДК 947.084:2(571.6) (054)«199» DOI 10.24412/1026-8804-2021-4-154-169

Газетные публикации как исторический источник о религиозной жизни российского Дальнего Востока в 1990-е гг.

Оксана Петровна Федирко,

доктор исторических наук, доцент, ведущий научный сотрудник отдела социально-политических исследований Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН, Владивосток. E-mail: fedirko@ihaefe.ru

Статья посвящена изучению потенциала газетных публикаций как исторического источника сведений о религиозной жизни на постсоветском Дальнем Востоке России. Автором охарактеризованы жанры публикаций на религиозные темы и оценена их значимость, приведены примеры из дальневосточных изданий. Были выделены информационные, аналитические и художественно-публицистические тексты (последние представлены слабо). Отмечается, что подобные материалы имеют ряд особенностей: они доступны массовой аудитории и предназначены для неё; позволяют выявить потребность населения в освещении событий и явлений в религиозной жизни края; восполняют утраченные документы, сообщают исследователю о наличии документальных первоисточников, заполняя тем самым исследовательские лакуны. Автор делает вывод, что газетные публикации могут выступать только в качестве вторичного источника, так как не содержат ссылок на документы, что ограничивает возможности их научного применения. Представленные в этих материалах сведения оторваны от делопроизводства религиозных объединений либо выхвачены из его контекста, фрагментарны, слабо детализированы. Фактологическая информация, содержащаяся в текстах газет, нуждается в проверке, уточнении и сопоставлении с данными из других источников. Тем не менее это не снижает значимости газетных публикаций в процессе реконструкции религиозной жизни общества Дальнего Востока в 1990-е гг. Ключевые слова: исторический источник, газета, публикации, жанр, религия, Дальний Восток, общество, политика.

Newspaper Publications as a Historical Source about the Religious Life of the Russian Far East in the 1990s.

Oksana Fedirko, Institute of History, Archaeology and Ethnology of the Peoples of the Far East, FEB RAS, Vladivostok, Russia. E-mail: fedirko@ihaefe.ru

The paper is devoted to the study of newspaper publications as a historical source on the religious life in the post- Soviet Far East of Russia. The genres

of newspaper publications covering religious topics on the pages of the Far Eastern press and their importance are considered. The following genres of texts were distinguished: informative, analytical, and literary and journalistic (the latter are not much presented). It is noted that such newspaper publications have the following features: they are accessible and have a large audience reach, allow to analyze the need of the population in the coverage of events and phe -nomena in the religious life of the region, replenish lost documents, and inform the researcher about the presence of documentary primary sources by filling in the research gaps. It is concluded that newspaper publications can only act as a secondary source because the absence of documents' references narrows their scientific use. The presented information is cut off from the record work of religious associations, taken out of context, fragmented, and poorly detailed. In this regard, the information contained in the texts of newspapers needs to be verified, clarified, and compared with the data from other sources. However, this does not reduce the importance of newspaper publications in the process of reconstructing the religious life of the society of the Far East in the 1990s. Keywords: historical source, newspaper, publications, genre, religion, Far East, society, politics.

Периодические печатные издания, на наш взгляд, являются одним из самых значимых и интересных источников исторических сведений о России 1990-х гг. Провозглашение в стране гласности, демократизации и нового мышления позволило центральным и провинциальным газетам качественно изменить содержание публикаций и подачу материала. Оказавшись включёнными в рыночные отношения, печатные издания были вынуждены заниматься финансовыми вопросами, а также решать проблемы актуальности и содержательности газетных полос, искать новые, интересные для читателей, темы публикаций, экспериментировать с жанрами, менять оформление выпусков, обновлять штат и тем самым бо -роться за читательскую аудиторию. Среди наиболее востребованных тем 1990-х гг. особое место занимают вопросы религии и деятельность религиозных объединений.

Большинство партий, общественных движений и религиозных организаций в рассматриваемый период не сдавали свою документацию в государственные архивы. С одной стороны, это было связано с реорганизацией архивной службы, с другой — с отсутствием в этой структуре чётко ^ выстроенной системы делопроизводства. В связи с этим именно публикации в газетах, журналах (различные по форме и содержанию) позво-Ц ляют реконструировать события 1990-х гг., составить представления об о. эпохе и её социально - культурных и политических процессах. Газетная периодика, в отличие от других исторических источников, — это не только средство, но и способ публикации материалов. Ещё одной особен -£ ностью периодической печати является то, что каждый номер газеты

представляет собой комплекс разнообразных источников, которые могут быть использованы в исторических исследованиях.

Целью данной статьи является описание газетных публикаций как ис -торического источника, содержащего ценностно-новостную информацию о религиозном компоненте. Делается попытка охарактеризовать жанры газетных публикаций, посвященных религии, оценить их значимость и проиллюстрировать эту тему примерами из дальневосточных изданий.

Проблема оценки газетных публикаций как исторического источника получила освещение в работах В.М. Рынкова [22], А.И. Сапожникова [23], К.М. Гаджиевой [6], Н.Н. Москалёвой [14] и других. Однако специальных исследований, в которых анализировалось бы отражение религиозной тематики на страницах периодических печатных изданий, в современной историографии практически нет.

Источниковой базой исследования стали дальневосточные газеты: региональные — «Амурская правда» (издаётся в г. Благовещенске Амурской области с 1918 г.), «Биробиджанская звезда» (печатается в г. Биробиджане ЕАО с 1930 г.), «Владивосток» (выходит (с перерывами) в г.Владивостоке Приморского края с 1883 г.), «Камчатская правда» (издавалась в г. Петро -павловске - Камчатском Камчатского края в 1931—2004 гг.), «Камчатский комсомолец» (существовала в г. Петропавловске Камчатском с 1963 до 1996 (?) г.), «Регион» (издаётся в г. Южно - Сахалинске Сахалинской области с 1997 г.), «Свободный Сахалин» (приложение «Воскресенье») (выходила в г. Южно - Сахалинске Сахалинской области в 1996—2001 гг.), «Тихо -океанская звезда» (издаётся в г. Хабаровске Хабаровского края с 1925 г.); муниципальные — «Авангард» (функционировала в г. Тынде Амурской области в 1937—2019 гг.), «Бурейские ведомости» (печатается в п. Новобу-рейск Бурейского района Амурской области с 1935 г.), «Заря Амура» (из -даётся в с. Константиновка Константиновского района Амурской области с 1944 г.), «Утро России» (выходит в г. Владивостоке Приморского края с 1990 г.).

Жанры газетной публицистики принято делить на три основные группы: информационные, аналитические и художественно-публицистические [27, с. 5].

Первая группа исследуемых материалов представлена событийными заметками, анонсами, аннотациями, объявлениями. Ко второй группе отнесены статьи и письма. К третьей — житейские истории.

Рассмотрим содержательную сторону различных по жанру публикаций дальневосточных СМИ. В первую очередь обратимся к наиболее частотным из них — информационным материалам.

К жанровым признакам новостных материалов, в частности заметок, относятся: краткость изложения, информирование о существовании (или отсутствии) какого-то явления, события, человека, проблемы, их основных чертах. Причём эти сведения должны выступать для ауди -тории как «новость», т.е. потенциальная информация, превышающая

то, что уже известно читателям. В основе заметки всегда находится факт, она имеет определённую структуру, проявляющуюся в последовательном изложении ответов на вопросы: Что произошло? Где? Когда? Почему? Как? [27, с. 31].

Среди опубликованных заметок мы встречаем сведения о строительстве или восстановлении культовых учреждений, о перспективных планах, открытии и начале функционирования религиозно-просветительских учреждений и структур. Такого рода заметки позволяют нам не только установить реальность какого либо события, но и датировать его. Чаще всего подобное упоминание является единственным фактом, подтверждающим существование той или иной структуры.

Так, при подготовке исследования на тему религиозного образования на Дальнем Востоке автору удалось обнаружить сведения о существовании воскресных школ в небольших населённых пунктах региона только благодаря публикациям в местных газетах. Приведём примеры.

Обязательно ли знать Библию?

Воскресная школа РПЦ открыта в г. Тында в октябре 1990 г. Воз -раст детей от 4 до 16 лет. Вначале занятия проходили в малом зале го -родской библиотеки. Преподаватель школы — Оксана Анатольевна Драга. Всё обучение построено на изучении Библии. 5 января 1991 года во Дворце культуры железнодорожников состоялся рождественский вечер, на котором О.А. Драга рассказала о воскресной школе. Вечер сопро-вождался песнопением церковно-хоровой группы из Киева, инсценировками картин Библии, Рождества Христова [17, с. 3].

Документы о деятельности духовных профессиональных учреждений, организованных иностранными миссионерами, не передавались в дальневосточные архивы. И, пожалуй, единственным источником, позволяющим получить информацию о том, где и когда они возникали, являются газетные публикации.

В техникуме записывают в семинарию

Об открытии Хабаровской духовной семинарии объявила ассоциация объединённых христианских церквей. Членами приёмной комиссии стали пастор пресвитерианской церкви Ная, пастор церкви ЕХБ Поул Ли, миссионер церкви «Надежда» Ли. Приём вёлся по рекомендации церквей. Цель семинарии — подготовка проповедников, чтобы направлять их в малые города и сёла. Необходимую помощь и поддержку получают из Кореи и Америки. У семинарии нет лицензии. Ею арендовано здание мон-^ тажного техникума. Ещё одна духовная семинария открывается в здании железнодорожного техникума [24, с. 2]. Ц В конце 1980-х — 1990- е гг. по всей территории Дальнего Востока на -

о. чинается строительство новых и восстановление сохранившихся храмов и молитвенных домов. Все без исключения религиозные объединения испытывали необходимость в финансовой и организационной помощи £ общественности и властей.

Возводят храм

Храм в Завитинске заложен зарегистрированной общиной православных христиан, входящей в РПЦ. Средства собраны прихожанами на возведение храма. Приход возглавляет отец Леонид (Леонид Михайлович Шляхов) [3, с. 4].

Заложен храм

Вчера епископ старообрядческой епархии Сибири и Дальнего Востока Силуян, прибывший на днях во Владивосток, освятил закладку старообрядческого храма во имя святителя Николая Чудотворца — покровителя моряков. Храм будет воздвигнут на ул. Металлистов, в черте старого города, по проекту владивостокского архитектора В. Моора [8, с. 2].

Газеты оказывали местным приходам информационную поддержку, помогали искать спонсоров и подрядные организации для строительства молитвенных зданий и др. Пытались по мере возможности освещать ход строительства (восстановления) религиозных объектов, выявить основные проблемы, связанные с этим.

Возрождается храм на Русском

Он был построен в начале XX века на территории военного крепостного полка в честь иконы, перед которой в древности моряки испраши-вали божьего благословения на путешествие.

В 30-х годах церковь была закрыта, и долгое время в её стенах нахо-дился клуб. Сейчас полуразрушенное здание пытается возродить к жизни небольшая группа жителей острова, но средств катастрофически не хватает. Деньги необходимы в первую очередь на закупку стройматериалов и железа для ремонта перекрытий храма.

Машина строительного леса, несколько ящиков гвоздей, набор слесарных инструментов, мешок с цементом — всё сгодится в небогатом приходе.

Адрес милосердия: г. Владивосток, о. Русский, ул. Подножье, 9 [5, с. 1].

Дороги к храму пока нет

Три года назад в городе Фокино, где расположено множество флотских частей, было начато возведение храма в честь небесного покровителя военных моряков. Планировалось построить храм о двух куполах, рассчитанный на семьсот прихожан.

Как рассказал настоятель будущего храма протоиерей Василий Капитанюк, приход неоднократно обращался на различные предприятия с просьбой о содействии. Кто-то по мере сил помогал, но собран -ных средств явно недостаточно. Тем временем в городе и его окрест -ностях заметно активизировали свою деятельность различные секты. Когда-то в близлежащем посёлке Старопромысловка была церковь, но в годы советской власти она прекратила своё существование.

Православный приход святого апостола Андрея Первозванного обращается ко всем и прежде всего к военным морякам с просьбой помочь

завершить доброе дело. Со своими предложениями звоните в управление Владивостокской епархии Русской православной церкви [7, с. 1].

Также на страницах газет присутствуют заметки, рассказывающие о тех или иных значимых событиях религиозных общин: праздниках, визитах миссионеров. Все эти материалы не обладают признаком оперативности, но позволяют воссоздать жизнь конфессиональных общностей в 1990- е гг.

Самыми распространёнными в дальневосточных газетах были публикации о праздниках, организованных РПЦ МП (Русская православная церковь Московский патриархат).

Церковь отмечает Рождество

Сегодня в 14 часов Владивостокско-Приморская епархия Русской православной церкви проводит для горожан и гостей города в краевом центре народной культуры благотворительный концерт «Постижение божества».

Весь сбор пожертвований будет направлен в фонд возрождения Марфо-Мариинской женской обители милосердия.

На следующий день в 17 часов горожан ждут в Приморской краевой филармонии: на архиерейской ёлке пройдёт вечер православной духовной музыки. Вход на рождественские праздничные вечера свободный [29, с. 1].

Праздник веры, надежды и любви

Праздник веры, надежды, любви 7 апреля православные широко отметили в воскресение Христово. А в прошлое воскресенье — во всех хра-мах евангельских христиан - баптистов Приамурья [19, с. 3].

Молебен — во здравие учеников

Завтра в Свято - Никольском храме владыка Владивостокский и При -морский Вениамин отслужит традиционный молебен перед началом учебного года — специально для школьников, студентов и всех учеников.

И ещё в этот день, как сообщил настоятель Свято - Никольского храма отец Игорь, при храме открывается общеобразовательная церковноприходская православная школа [9, с. 1].

Публикации, освещающие мероприятия, проведённые различными религиозными группами, дают возможность определить, какие конфессии стремились к тому, чтобы привлечь внимание к своей деятельности, какие формы и методы они использовали.

Для протестанских церквей в 1990- е гг. на Дальнем Востоке, как и в России в целом, было характерно организовывать массовые праздники в арендуемых для этого общественно-культурных центрах, образовательных учреждениях, концертных залах и т.п. Ц Неделя Библии

о. На этой неделе в Петропавловске прошли мероприятия Библейской

недели, посвящённой 118-летию со времени перевода её (Библии. — О.Ф.) на русский язык. Местом проведения стали музыкальное училище £ и областная библиотека [15, с. 14].

Мусульмане, в свою очередь, в 1990- е гг. не стремились к публично -сти, хотя жизнь исламских объединений вызывала повышенный интерес журналистов и аудитории.

Праздник у мусульман

Вчера участники объединения «Ислам», которые собираются во Владивостоке в мусульманском центре на улице Шепеткова, совместной молитвой и благочестивой беседой отметили большой праздник — день рождения пророка Мухаммеда [20, с. 1].

Заметки, посвященные визитам иностранных миссионеров на Дальний Восток, проводимым их представителями акциям, были самыми популярными публикациями. Названия этих статей всегда отличались оригинальностью, привлекая внимание читателей.

Дискотека от «Белого священника»

Новый год по календарю кришнаитов называется Дивали. И хотя отмечается этот индуистский праздник в начале ноября, представители Приморского отделения международного общества Сознания Кришны решили отметить его 31 декабря.

С 6 часов вечера в храме Нью-Джаганнатха Пури, который раз -мещается сейчас в Садгороде, начнётся концертная программа с песнопениями.

А завершится новогодний вечер дискотекой с участием популярной музыкальной группы, которую называют «Белый священник». Ровно в полночь небо расцветят «гирлянды» фейерверка, а вместо шам-панского гости поднимут бокалы с ласси — молочно-фруктовым напитком [11, с. 2].

Гуру тоже носит брюки

25—26 июля Камчатку посетил духовный учитель, проповедник, представитель международного Общества Сознания Кришны Его Божественная милость Бактивайбхава Свами.

25 июля в областной библиотеке состоялась пресс-конференция. Выяснилось, что цель визита — посещение местных последователей движения Сознания Кришны. Цель встреч с народом — обучить людей Сознанию Кришны, напомнить о нетленности души и невечности физического тела. О России, стране, в которой очень сильны традиции православия, гуру сказал, что русские обладают большими духовными спо-собностями, их мышление очень религиозно. Но никто не собирается призывать менять свою религию на другую. По сути, различий в рели гиях-то нет. Бог один, но пути к нему ведут разные [12, с. 4].

Отдельные заметки носят оценочный характер и транслируют отношение автора либо интервьюируемого к тому или иному событию. В качестве объекта чаще всего выступает информация о деятельности протестантских и нетрадиционных для Дальнего Востока религиозных объединений в сфере благотворительности и помощи социально незащищённым слоям дальневосточного общества.

Милосердие оставляет Владивосток

Сегодня католическая служба милосердия сворачивает свою деятельность во Владивостоке. Как сообщил директор владивостокского филиала КСМ Кеннет Маклин, сотрудники его службы в полном соста-ее направляются в Индонезию.

По словам представителя по связям с общественностью владивостокского филиала католической службы милосердия Тамары Оло-финской, главной причиной отъезда стала политика российского правительства. В частности, гуманитарная помощь, если её стоимость превышает 20 тысяч ЭКЮ, облагается налогом. Платить же такие налоги опять-таки приходится благотворительным организациям.

«И всё-таки нам удалось сделать немало. Краевая администрация, например, всегда содействовала выполнению гуманитарных программ владивостокского представительства католической службы милосердия. За 6,5 года мы передали российским гражданам и учреждениям вещей и продуктов на сумму около 80 миллионов долларов США», — ска -зал Кеннет Маклин [30, с. 2].

Баптисты берут на себя заботу о подростках

Молодёжный христианский лагерь проводится в Сахалинской области второй год. Директор Сахалинского МХЛ — Лина Никандрова.

Характер МХЛ — благотворительный, в этом году планируется принять в нём около 70 подростков.

Образовательные программы: каждый день урок по знакомству с Библией. За смену 10 библейских занятий по изучению 10 заповедей.

Источники финансирования: добровольные пожертвования, бесплатная работа воспитателей, разовые взносы, пожертвования церквей, помощь мэрии Южно-Сахалинска (молодёжного отдела), спонсоров.

Название лагеря ИХТУС — аббревиатура с латинского «Иисус Христос — царь Иудейский, Спаситель мира» [16, с. 11].

В дальневосточных газетах 1990-х гг. часто встречаются заметки, представляющие собой превентивные сообщения о будущих всевозможных культурных мероприятиях — анонсы. «Основная цель анонса — дать краткую, но объективную информацию о времени и главных сторонах запланированного события, о наиболее важных его предпосылках и этапах» [27, с. 114]. Среди запланированных мероприятий — благотворительные концерты, совместные молитвенные собрания, встречи и др.

Наряду с анонсами в газетах печатались объявления, более краткие новостные сообщения, позволявшие оперативно донести информацию до о. целевой аудитории. Преимущественно это объявления о наборе в различные духовные учреждения либо сведения о деятельности структур, кото-§ рые оказывали помощь нуждающимся, а также пострадавшим от деструк-£ тивных действий отдельных религиозных групп.

Открыта вечерняя семинария

Во Владивостоке начались вступительные экзамены в вечернюю семинарию. Это первое духовное заведение в Приморском крае, открытое протестантами из США [18, с. 1].

Телефон спасения

На Камчатке создан телефон спасения от тоталитарных сект. Обратившись в центр реабилитации по тел. 6-17-98 и 6-91 -36, можно получить помощь человека, знающего, как действовать [26, с. 2].

Отдельные заметки представляют собой мини - рецензии. Этот жанр предполагает оценку информационного повода и встречается на страницах дальневосточных газет не часто. Особенностью таких материалов является то, что в них автор не утруждает себя какими-то доказательствами, а делится с читателями своими взглядами, даёт оценку тому или ино -му явлению. Отметим, что для усиления воздействия на аудиторию ав торы часто обращались к статистической информации, тем самым вводя в информационный оборот новые фактологические данные.

Обращаясь к Богу, подумайте, честен ли ваш посредник?

...Главный координатор деятельности Церкви объединения в странах СНГ Джек Корли провёл 22—23 сентября во Владивостоке двухднев -ный семинар для прессы. А присутствовали всего пять человек:. Видимо, наши журналисты настолько привыкли за последние три года к визитам зарубежных миссионеров, что на подобные мероприятия их даже бесплатной кормёжкой не заманишь. Тем не менее, учитывая, что официальные встречи религиозные деятели устраивают нечасто, мы решили познакомиться с Движением и его представителями поближе'. <...> По данным отдела по связям с религиозными общинами краевой организации, только в одном Владивостоке действует 30 различных церквей и сект. Из них только 4 православных и 11 корейских (непротестант-ского толка), не считая других деноминаций. Не все настолько известны в мире, как Движение Мун, не все бредят мировым господством, но большинство ведут настоящую войну между собой, пытаясь правдами и неправдами заполучить «свободные» русские души. Так что прежде, чем вступать в сделку с Богом, подумайте, господа, честен ли ваш посредник? [1, с. 3].

В 1990-е гг. в условиях провозглашённой свободы слова печатные СМИ расширяют систему информационных жанров, делая ставку в публикациях не столько на сообщение новостей, сколько на исследование, ^ анализ, толкование событий и процессов. Особое место в аналитической журналистике занимают статьи. Среди рассмотренных нами материалов было выделено несколько типов статей, примеры которых мы приведём. ^

1 Далее в публикации излагается биография Муна и описывается деятельность ор- о ганизации на территории России. — О.Ф.

К группе исследовательских статей мы относим публикации, где обсуждаются актуальные вопросы, определяется роль религии в решении социальных проблем. Среди самых острых из них —распространение наркомании, СПИДа, новых религиозных движений и т.д. на территории Дальнего Востока. Эти публикации интересны прежде всего тем, что их авторы раскрывают формы и методы деятельности религиозных объединений в регионе и реакцию населения на них. Такие материалы входят в инструментарий для формирования общественного мнения о религиозной составляющей российского общества.

Постнаркомания: когда врачи бессильны, в дело вступает религия

Человека словно пересаживают, как почку, из одного состояния в другое. «Ширялся» себе наркоман: кололся, нюхал. А тут он уже в совершенно другом измерении — религиозном. У него есть шанс навсегда забыть иглу. Наблюдая наркоманскую чуму, захлестнувшую наше общество, с удивлением узнаёшь обо всех успехах религии в борьбе с этим страшным злом. И тогда уже совсем парадоксально звучит атеистический лозунг «Религия — это опиум для народа». <...> Православные борются с зависимостью с божьей помощью: священным писанием, высказыванием святых отцов и наставников. Буддисты, в некотором роде противники отождествления своего учения/образа жизни с термином «религия», рассчитывают на «разумные» средства вроде тибетской медицины. <...> ...к любой вере надо относиться с большой осторожностью... наркоману не надо навязывать идею идти исцелятся в религию (он сам должен до этого созреть). Надо ещё выбрать такую, кото -рая бы не призывала к агрессии, отчуждению от общества, уходу от семьи. <...> Религиозный опыт борьбы с наркоманией, безусловно, предстоит ещё изучать. И хорошо бы, чтобы к этой практике подключались и учёные, и медики, и чиновники, и бывшие больные [28, с. 2].

В статье «Возникновение сект в Амурской области» приводится историческая справка о численности религиозных групп в конце 1980-х гг., которые автор публикации оценивает как традиционные и, следовательно, имеющие законное право на существование в регионе: «В 1990 г. в Амурской области было сектантов — 23 693 человека, из них: молокан — 13 706, духоборов и прыгунов — 2151, баптистов — 1627, суббот -ников — 79, старообрядцев — 2045, не признающих брака — 3344 челове-ка» [4, с. 4—5]. В то же время в материале говорится о формах, методах и средствах распространения в середине 1990-х гг. на территории Амурской области новых религиозных учений, подчёркивается их нетрадиционность, оценивается вред, наносимый ими различным группам населения региона.

Самыми острыми и злободневными статьями являются тактико-аналитические статьи: в них анализируются конкретные проблемы (события, действия, ситуации), возникающие в сфере государственно-конфессиональных отношений. Чаще всего в них шла речь о трудностях,

связанных со строительством храмов и молитвенных домов, отношением к этим процессам жителей городов и сёл Дальнего Востока.

Публикация «Строительство церквей грозит вызвать волнения» посвящена истории и современному состоянию государственно-конфессиональных отношений на Дальнем Востоке России. Особое внимание в ней уделяется проблеме строительства мечети в столице Приморского края: «Известие о том, что на самом высоком месте краевого центра — сопке Буссе — поднимется минарет мусульманской мечети, вызвало некоторое смятение в рядах православных христиан. Неужели в городе не нашлось другого места?! Почему полумесяц должен заблистать над городом, символизируя собой победное шествие ислама, тогда как и в Приморье, и в России православие было и остаётся главенствующей религией? <...> Национальная идея существовала при самодержавии, её воспевали на своих знамёнах устроители октябрьского переворота. Она выжила и в перестройку. Но чувствует себя сиротой..» [31, с. 4].

Большое количество статей включали элементы интервью либо полностью писались в этом жанре. В начале 1990-х гг. такие публикации но -сили просветительский характер, их отличал позитивный взгляд на формирующееся в регионе религиозное разнообразие. Так, в статье «Видящий тайное воздаст явное» представлено интервью с прихожанкой храма святых апостолов Петра и Павла О.И. Толочко, где она рассказывает о своём пути к Богу [21, с. 1].

В интервью с заместителем председателя общины прогрессивного иудаизма «Агата» М. Минченко сообщается, что в Биробиджане в арендованном помещении Биробиджанского педагогического училища в течение двух лет работала религиозная школа прогрессивного иудаизма [13, с. 3].

Во второй половине 1990-х гг. стиль таких интервью изменился. Они стали носить ярко выраженный миссионерский характер. Отдельные публикации были написаны в оскорбительном тоне и направлены против протестантов. Один из самых ярких примеров — это серия публика -ций настоятеля прихода в честь равноапостольных Константина и Елены с. Константиновка иеромонаха Дионисия (Колесникова). Только за первое полугодие 2000 г. он опубликовал в газете «Заря Амура» 15 статей, три из которых имели миссионерскую направленность [32, с. 71].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В вере православной наше спасение

Сегодня только на территории Амурской области зарегистрированы десятки сект. Одна из них — секта «Благая весть» — свила своё гнез-до и у нас в Константиновке. Так вот, я со всей ответственностью пастыря, которому вручено духовное окормление жителей района, заявляю: «Берегитесь, дорогие земляки, этой секты, уводящей от истины христовой...» <...> Давайте же раскроем, наконец, глаза, люди русские, и объединимся в Православной вере, которая зиждется на прочной и нерушимой основе [10, с. 1].

В тексте этой статьи РПЦ противопоставляется организации верующих пятидесятников «Благая весть». Иеромонах Дионисий оскорбляет чувства последних, обвиняет их в применении запрещённых техник контроля над поведением и в «промывке мозгов».

К группе аналитических жанров относятся и письма на религиозные темы, опубликованные на страницах дальневосточных газет. По сравнению с периодом 1960—1980-х гг. их количество в 1990- е гг. резко со -кратилось. Изменилось и содержание таких сообщений. Если ранее они представляли собой письма - исповеди людей, порвавших с религией, яв -лялись средством антирелигиозной пропаганды, то в исследуемый период это скорее письма - реакции на повседневные события либо на действия иностранных миссионеров. Подобные письма близки по стилю к публицистике в связи с тем, что их авторы стремятся к огласке содержащей -ся в них информации. В качестве примера можно привести следующую публикацию.

Тревога сахалинской общественности долетит до Москвы

Письмо в Госдуму и Патриарху Алексию II по поводу религиозной деятельности института Сам Юк.

После ряда наших выступлений об институте Сам Юк Сахалинская область выразила свою обеспокоенность тем, что под маркой светско го учебного заведения проводится религиозная пропаганда и на Сахалине насаждается учение адвентистов. Осуществляют её под видом преподавания иностранные миссионеры.

Институт Сам Юк имеет лицензию от 03.08.1993 г. на адвентист -скую деятельность в России [2, с. 3].

Третья группа жанров газетных публикаций — художественно-публицистические — представлена на страницах дальневосточных газет 1990-х гг. очень слабо и только в виде житейских историй. В подобных публикациях при помощи художественного метода журналисты пытаются объективно отразить действительность, но основным элементом, связывающим различные факты (факторы), выступает авторская фантазия.

Сайентисту Мише лучше не высовываться

Увидев Михаила через полгода после нашей последней встречи, я не смог сдержать своего изумления.

— Ты стал другим! А ведь на тебе уже поставили крест...

Он и в самом деле был очень плох. Разведённый, бесквартирный, ме сяцами не получающий заработанное, Михаил пристрастился к спиртному <...>

— Я теперь верующий, — радостно сообщил он. — Мне помогла сай-ентология. <...>

— Думаешь, как я вылечился? Да в парной сидел и глотал витамины, только и всего. Но медики почему-то критикуют такой метод детокси-кации, а православная церковь на дух не переносит Хаббарда. Вот ты бы узнал, отчего да как. [25, с. 4].

Далее в публикации приводится интервью с главным врачом Хабаровского краевого центра психического здоровья В.И. Михайловым, основная идея которого представлена тем, что ни сайентология, ни дианетика не являются медицинскими практиками и не признаются медицинским сообществом. В конце публикации автор делится собственными выводами:

...К сожалению, в краевом центре психического здоровья мне не смогли показать ни одну жертву деструктивных культов, ни одержимых дьяволом. Неудачно я, видимо, пришёл. Но таких пациентов здесь всё-таки иногда принимают. Они, кстати, могут нынче побыть в довольно комфортабельном отделении пограничных состояний. Хотя, возможно, вся их проблема в том, что они верят в то, во что большинство не верит. Или я ошибаюсь? [25, с. 4].

Проанализированные в ходе исследования тексты содержат разнородную информацию, раскрывающую суть событий, явлений и процессов в религиозной жизни дальневосточного общества в 1990-е гг., но все они выступают в качестве исторического источника, обладающего рядом специфических особенностей.

Газетные публикации доступны массовой аудитории. В связи с тем, что газеты заинтересованы в привлечении широкого круга читателей, они вынуждены ориентироваться на проблемы общества, которые вызывают наибольший интерес. Поэтому количество и частота публикаций в дальневосточной прессе позволяет проанализировать потребность населения в освещении событий и явлений в религиозной жизни края.

Материалы периодической печати подчас восполняют утраченные документы, сообщают историку о наличии документальных первоисточников, заполняя тем самым исследовательские лакуны.

Как мы выяснили, жанры газетных публикаций, посвященных религиозной тематике, делятся на три группы. Их объём, характер и достоверность представленной информации обусловлены жанром. Самые редкие из встречающихся на страницах дальневосточных газет 1990-х гг. публикаций — художественно-публицистические статьи. Аналитические материалы — на втором месте по числу опубликованных.

Наиболее распространённым видом публикаций, содержащих сведения о религиозной жизни Дальнего Востока в 1990-е гг., являются заметки. Они обладают высокой степенью достоверности в силу того, что яв ляются оперативным вариантом подачи материала. В информационных публикациях в свободной форме описывается событие или пересказывается содержание документов, однако часто это сокращённый вариант первоначальной информации или постправда (такой пример наблюда -ем в статье В. Семёновой [24]). Под постправдой мы понимаем инфор -мацию о жизни и деятельности религиозных объединений, изложенную с излишней эмоциональностью с целью оказания влияния на формирование общественного мнения. Часто заголовки заметок представляют собой фактоиды и тем самым создают ложное представление об описываемом

событии («Гуру тоже носит брюки» [12]). В связи с этим у исследователя возникает необходимость в поиске исходного материала и восстановлении полной картины изучаемого события или явления.

Менее объективными являются тактико-аналитические статьи. Они в большей степени, чем публикации других жанров, отражают авторское восприятие описываемой проблемы или явления. С другой стороны, во второй половине 1990-х гг. появляются явно заказные статьи, представляющие веяния внутренней политики и мнения заказчиков. Таким образом, исследователь обязательно должен производить верификацию изложенных в статьях данных и критически анализировать их содержание.

Несомненно, газетные публикации могут выступать только в качестве вторичного источника, так как отсутствие в них сносок на документы сужает возможности их научного применения. Представленные в них сведения оторваны от делопроизводства религиозных объединений либо выхвачены из его контекста, отрывочны, слабо детализированы, что, в свою очередь, позволяет составить лишь поверхностное представление о жизни конфессий Дальневосточного региона. В связи с этим фактологическая информация, содержащаяся в текстах газет, нуждается в проверке, уточнении и сопоставлении сданными из других источников.

Таким образом, репрезентативность данного вида источников недостаточна, но, безусловно, важна. На основе одних только публикаций в периодической печати невозможно рассмотреть весь спектр проблем религиозной жизни общества Дальнего Востока в 1990-е гг., и это заставляет исследователей привлекать другие источники для её реконструкции.

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ

1. Борисюк С. Обращаясь к Богу, подумайте, честен ли ваш посредник? // Влади -восток. 1994. 4 октября. С. 3.

2. Бочарова В. Тревога сахалинской общественности долетит до Москвы // Регион. 1998. 18 сентября. С. 3.

3. Возводят храм // Амурская правда. 1990. 11 сентября. С. 4.

4. Возникновение сект в Амурской области // Бурейские ведомости. 1996. 11 сен -тября. С. 4—5.

5. Возрождается храм на Русском // Владивосток. 1999. № 523. С. 1.

6. Гаджиева K.M. Рубрики газеты «Экинчи» как исторический источник // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2011. № 2. С. 34—37.

]| 7. Дороги к храму пока нет // Владивосток. 1999. № 526. С. 1.

8. Заложен храм // Владивосток. 1998. № 339. С. 2. о 9. Ивлева М. Молебен — во здравие учеников // Владивосток. 1997. № 210. С. 1.

10. Иеромонах Дионисий (Колесников). В вере православной наше спасение // Заря £ Амура. 1999. № 316. С. 2.

11. Калиберова Т. Дискотека от «Белого священника»//Владивосток. 1998. № 288. С. 2.

12. Латыпова Г. Гуру тоже носит брюки // Камчатский комсомолец. 1994. № 33 (5143). С. 4. £ 13. Минченко М. От лица общины повествую // Биробиджанская звезда. 1994. № 158. С. 3.

14. Москалёва H.H. Газета «Зеркало Тибета» как исторический источник // Проблемы Дальнего Востока. 2017. № 2. С. 117-127.

15. Неделя Библии // Камчатская правда. 1994. № 101. С. 1.

16. Никандрова Л. Баптисты берут на себя заботу о подростках // Свободный Сахалин (Воскресенье). 1997. № 26. С. 11.

17. Орлова Т. Обязательно ли знать Библию? // Авангард. 1991. 18 января. С. 3.

18. Открыта вечерняя семинария // Утро России. 1994. № 31. С. 1.

19. Праздник веры, надежды и любви // Амурская правда. 1991. № 70 (21367). С. 3.

20. Праздник у мусульман // Владивосток. 1998. № 411. С. 1.

21. Пустовит В. Видящий тайное воздаст явное // Камчатская правда. 1992. № 106. С. 1.

22. Рынков В.М. Периодическая печать: место в системе исторических источников // Отечественные архивы. 2010. № 3. С. 44—50.

23. Сапожников А.И. Газетные публикации как исторический источник (подробности сражения при Шёнграбене в статьях из гамбургской газеты) // Библиотеко -ведение. 2009. № 2. С. 53—57.

24. Семёнова В. В техникуме записывают в семинарию // Тихоокеанская звезда. 1993. № 64. С. 2.

25. Семченко Н. Сайентисту Мише лучше не высовываться // Тихоокеанская звезда. 1998. № 154. С. 4.

26. Телефон спасения // Камчатская правда. 1997. 21 февраля. С. 2.

27. Тертычный A.A. Жанры периодической печати: учебное пособие. М.: Аспект Пресс, 2000. 310 с.

28. Федорчук В. Постнаркомания: когда врачи бессильны, в дело вступает религия // Владивосток. 1999. 30 апреля. С. 2.

29. Церковь отмечает Рождество // Владивосток. 1997. № 53. С. 1.

30. Шелепов И. Милосердие оставляет Владивосток // Владивосток. 1998. № 476. С. 2.

31. Ярош Е. Строительство церквей грозит вызвать волнения // Утро России. 1999. № 24. С. 4.

32. Текущий архив Отдела по связям с общественностью и религиозными объединениями Амурской области (ТАОСОРО АО).

REFERENCES

1. Borisyuk S. Obrashchayas' k Bogu, podumayte, chesten li vash posrednik? [When Turning to God, Consider Whether Your Mediator Is Honest?]. Vladivostok, 1994, October 4, p. 3. (In Russ.)

2. Bocharova V. Trevoga sakhalinskoy obshchestvennosti doletit do Moskvy [The Alarm of the Sakhalin Public Will Reach Moscow]. Region, 1998, September 18, p. 3. (In Russ.)

3. Vozvodyat khram [The Church is Being Constructed]. Amurskaya pravda, 1990, Sep -tember 11, p. 4. (In Russ.)

4. Vozniknovenie sekt v Amurskoy oblasti [The Emergence of Sects in the Amur Re -gion]. Bureyskie vedomosti, 1996, September 11, p. 4—5. (In Russ.)

5. Vozrozhdaetsya khram na Russkom [The Church Is Being Revived on the Russian Is -land]. Vladivostok, 1999, no. 523, p. 1. (In Russ.)

6. Gadzhieva K.M. Rubriki gazety "Ekinchi" kak istoricheskiy istochnik [Headings of the Newspaper "Ekinci" as a Historical Source]. Aktual'nye problemy gumanitarnykh i estestvennykh nauk, 2011, no. 2, pp. 34—37. (In Russ.)

7. Dorogi k hramu poka net [There Is No Road to the Church Yet]. Vladivostok, 1998, no. 526, p. 1. (In Russ.)

8. Zalozhen khram [The Church Was Laid]. Vladivostok, 1998, no. 339, p. 2. (In Russ.)

9. Ivleva M. Moleben — vo zdravie uchenikov [Paraklesis for the Health of Students]. Vladivostok, 1997, no. 210, p. 1. (In Russ.)

10. Ieromonah Dionisiy (Kolesnikov). V vere pravoslavnoy nashe spasenie [Our Salvation Is in the Orthodox Faith]. Zarya Amura, 1999, no. 316, p. 2. (In Russ.)

11. Kaliberova T. Diskoteka ot "Belogo svyashchennika" [Disco from the "White Priest"]. Vladivostok, 1998, no. 288, p. 2. (In Russ.)

12. Latypova G. Guru tozhe nosit bryuki [The Guru Also Wears Pants]. Kamchatskiy kom -somolets, 1994, no. 33 (5143), p. 4. (In Russ.)

13. Minchenko M. Ot litsa obshchiny povestvuyu [I Welcome on Behalf of the Commu -nity]. Birobidzhanskaya zvezda, 1994, no. 158, p. 3. (In Russ.)

14. Moskaleva N.N. Gazeta "Zerkalo Tibeta" kak istoricheskiy istochnik [The Newspa -per "Mirror of Tibet" as a Historical Source]. Problemy Dal'nego Vostoka, 2017, no. 2, pp. 117—127. (In Russ.)

15. Nedelya Biblii [Bible Week]. Kamchatskaya pravda, 1994, no. 101, p. 1. (In Russ.)

16. Nikandrova L. Baptisty berut na sebya zabotu o podrostkakh [Baptists Take Care of Teenagers]. Svobodnyy Sakhalin (Voskresen'e), 1997, no. 26, p. 11. (In Russ.)

17. Orlova T. Obyazatel'no li znat' Bibliyu? [Is It Necessary to Know the Bible?]. Avan -gard, 1991, January 18, p. 3. (In Russ.)

18. Otkryta vechernyaya seminariya [Evening Seminary Is Opened]. Utro Rossii, 1994, no. 31, p. 1. (In Russ.)

19. Prazdnik very, nadezhdy i lyubvi [Holiday of Faith, Hope and Love]. Amurskaya pravda, 1991, no. 70 (21367), p. 3. (In Russ.)

20. Prazdnik u musul'man [Muslim Holiday]. Vladivostok, 1998, no. 411, p. 1. (In Russ.)

21. Pustovit V. Vidyashchiy taynoe vozdast yavnoe [The Seer of the Secret Will Repay the Obvious]. Kamchatskaya pravda, 1992, no. 106, p. 1. (In Russ.)

22. Rynkov V.M. Periodicheskaya pechat': mesto v sisteme istoricheskikh istochnikov [Periodicals: Its Place in the System of Historical Sources]. Otechestvennye arkhivy, 2010, no. 3, pp. 44—50. (In Russ.)

23. Sapozhnikov A.I. Gazetnye publikatsii kak istoricheskiy istochnik (podrobnosti srazheniya pri Shengrabene v stat'yakh iz gamburgskoy gazety) [Newspaper Pub lications as a Historical Source (Details of the Battle of Schongrabern in Articles from the Hamburg Newspaper)]. Bibliotekovedenie, 2009, no. 2, pp. 53—57 (In Russ.)

24. Semenova V. V tekhnikume zapisyvayut v seminariyu [Enrollment in the Seminary in the Technical School]. Tikhookeanskaya zvezda, 1993, no. 64, p. 2. (In Russ.)

25. Semchenko N. Sayentistu Mishe luchshe ne vysovyvat'sya [Scientist Misha Should Better Not Stick out]. Tikhookeanskaya zvezda, 1998, no. 154, p. 4. (In Russ.)

26. Telefon spaseniya [Rescue Phone]. Kamchatskaya pravda, 1997, February 21, p. 2. (In Russ.)

27. Tertychnyy A.A. Zhanry periodicheskoy pechati: uchebnoe posobie [Genres of Perio -dicals: A Textbook]. Moscow, Aspekt Press Publ., 2000, 310 p. (In Russ.)

28. Fedorchuk V. Postnarkomaniya: kogda vrachi bessil'ny, v delo vstupaet religiya [Post-Drug Addiction: When Doctors Are Powerless, Religion Comes into Play]. Vladivo -stok, 1999, April 30, p. 2. (In Russ.)

"J 29. Tserkov' otmechaet Rozhdestvo [The Church Celebrates Christmas]. Vladivostok, 1997, no. 53, p. 1. (In Russ.)

§ 30. Shelepov I. Miloserdie ostavlyaet Vladivostok [Mercy Leaves Vladivostok]. Vladivo -stok, 1998, no. 476, p. 2. (In Russ.)

fej 31. Yarosh E. Stroitel'stvo tserkvey grozit vyzvat' volneniya [Church Building Threatens

* to Cause Unrest]. Utro Rossii, 1999, no. 24, р. 4. (In Russ.)

S

О

о

£ Дата поступления в редакцию 13.09.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.