Научная статья на тему 'Православная пресса в Польше во второй половине XIX – нач. ХХ в'

Православная пресса в Польше во второй половине XIX – нач. ХХ в Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
259
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛИГИОЗНОЕ МЕДИАПРОСТРАНСТВО / КОНФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРЕССА / ЕПАРХИАЛЬНЫЙ ВЕСТНИК / RELIGIOUS MEDIA SPACE / CONFESSIONAL PRESS / DIOCESAN NEWSLETTER

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Белов Максим Анатольевич

Исследовано состояние православной прессы в Польше до 1917 г. как части общей проблемы медиа религиозного меньшинства. Выявлено два печатных органа – официальный епархиальный вестник (журнал) и народная газета, издаваемая братством, которые за время существования меняли названия, а также православный календарь, который выходил в качестве самостоятельного издания и как приложение к газете. Установлено, что читательская аудитория была конфессионально и территориально-этнически ограничена.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Белов Максим Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ORTHODOX PRESS IN POLAND IN THE SECOND HALF OF THE 19 TH – EARLY 20 TH CENTURIES

The state of the Orthodox press in Poland until 1917 as part of the general problem of the media of the religious minority have been studied. The two organs of press have been considered, i.e. the official diocesan Bulletin (journal) and the public newspaper, published by the Orthodox brotherhood. Both editions has changed their titles during the period of their existence. One more periodical, The Orthodox Calendar, was published also as a separate edition as well as the supplement to the newspaper. It has been stated that the readership of the periodicals was limited by its confession and ethnical territory.

Текст научной работы на тему «Православная пресса в Польше во второй половине XIX – нач. ХХ в»

УДК 070

Белов Максим Анатольевич

иерей, проректор по учебной работе Екатеринодарской Духовной семинарии, соискатель кафедры истории и правового регулирования массовых коммуникаций Кубанского государственного университета [email protected]

ПРАВОСЛАВНАЯ ПРЕССА В ПОЛЬШЕ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX - нач. ХХ в.

Исследовано состояние православной прессы в Польше до 1917 г. как части общей проблемы медиа религиозного меньшинства. Выявлено два печатных органа - официальный епархиальный вестник (журнал) и народная газета, издаваемая братством, которые за время существования меняли названия, а также православный календарь, который выходил в качестве самостоятельного издания и как приложение к газете. Установлено, что читательская аудитория была конфессионально и территориально-этнически ограничена.

Ключевые слова: религиозное медиапространство, конфессиональная пресса, епархиальный вестник.

Belov Maxim Anatolyevich

Priest, Vice-Rector for Academic Affairs of Yekaterinodar Theological Seminary, Postgraduate Student of the Department of History and Legal Regulation of Mass Communications of Kuban State University [email protected]

THE ORTHODOX PRESS IN POLAND IN THE SECOND HALF OF THE 19th -EARLY 20th CENTURIES

The state of the Orthodox press in Poland until 1917 as part of the general problem of the media of the religious minority have been studied. The two organs of press have been considered, i.e. the official diocesan Bulletin (journal) and the public newspaper, published by the Orthodox brotherhood. Both editions has changed their titles during the period of their existence. One more periodical, The Orthodox Calendar, was published also as a separate edition as well as the supplement to the newspaper. It has been stated that the readership of the periodicals was limited by its confession and ethnical territory.

Key words: religious media space, confessional press, diocesan newsletter.

Сегодня все больший интерес исследователей вызывают религиозные медиа, которые в России появились после более чем семидесятилетнего перерыва в начале 1990-х гг. В первую очередь объектом научного изучения стали православные СМИ. Рост их количества и качества и последующее изменение типологических характеристик закономерно привлекли исследователей. Однако есть весьма любопытный и практически неизученный аспект - медиа религиозных меньшинств. Особенно перспективным представляется сравнительное изучение схожих процессов в разных странах. В Российской империи существовали области, где православные составляли религиозное меньшинство, в частности так было в Польше в период ее нахождения в составе империи.

Целью нашего исследования стало изучение православной прессы в Польше как прессы религиозного меньшинства. Объектом нашего исследования стало религиозное медиапространство России и Польши, а предметом - православная пресса в Польше во второй половине XIX - начале ХХ в. В качестве инструментария мы использовали культурно-исторический метод, библио-статистический метод, социологию в журналистике.

До октябрьской революции конфессиональная пресса меньшинства в обеих странах развивалась неактивно. Даже Указ «Об укреплении начал веротерпимости» (17.04.1905 г.) и Манифест 17 октября 1905 г. о свободах не изменил ситуации. В частности, в России мы пока не выявили католических СМИ рассматриваемого периода, а в Польше православных изданий всего два (при смене названия с сохранением издающего органа мы считали за одно издание), не считая приложений. Это обусловлено вероучительным расхождением между католицизмом и православием после раскола 1051 г., не преодоленным до сего дня. В России православие было государственной религией, отношение к Римско-католической церкви было следующим: для иностранцев-католиков существовала личная религиозная свобода при условии их политической лояльности; в границах этнических территорий дозволялась, хотя и при существенном ограничении, деятельность католического духовенства; однако среди славянского населения и иных народов и народностей, традиционно не исповедовавших католицизм, был наложен полный запрет на прозелитическую деятельность [1]. Следовательно, католические печатные издания не могли свободно существовать вне этнических территорий, традиционно исповедующих католицизм.

Впрочем, в католических странах ситуация была аналогичной. В католической Польше выход иноконфессионального издания стал возможен лишь после того, как Восточная Польша

2Q

по решению Венского конгресса 1814-1815 гг. отошла к России. В результате в 1834 г. было образовано викариатство Волынской епархии на территории Царства Польского, в 1840 г. оно было преобразовано в Варшавскую епархию. В 1875 г. была присоединена бывшая униатская Холмская епархия в качестве Люблинского викариатства, в 1905 г. викариатство было преобразовано в Холмскую и Люблинскую епархию (возрождено в 1922 г.).

Каждая епархия в России имела свой епархиальный вестник. Первым православным изданием в Польше стал «Холмско-Варшавский епархиальный вестник». Это периодическое издание издавалось при Холмско-Варшавской архиерейской кафедре. Выходило оно с 1 сентября 1877 г. в Варшаве, по два раза в месяц. Редакторами последовательно были А. Демьянович,

A. Будилович, И. Корженевский, Ф. Виноградов и Ап. Ковальницкий. С 1901 по 1905 гг. выходило по 52 номера в год, то есть это был настоящий еженедельник. Отдельный оттиск из журнала за 1903 г. вышел под заглавием: «Чтения Варшавского общества религиозно-нравственного просвещения в духе православной церкви». Также отдельными выпусками выходили указатели содержания (за 1901-1905 годовые указатели) [2].

В связи с вышеописанными преобразованиями с 1906 по 1916 г. вместо «Холмско-Варшавского епархиального вестника» дважды в месяц стал выходить «Варшавский епархиальный листок», который издавался в Варшаве. Его редакторами были: с № 14 за 1915 г. С. Москалевич и А.С. Ковальницкий (протоиерей); с № 2 за 1908 г. А.С. Ковальницкий; с № 2021 за 1909 г. он же и Е.И. Родзаевский; с № 3 за 1910 г. А.С. Ковальницкий; с № 9 за 1912 г.

B.А. Шингарев (протоиерей). Издавала его Варшавская архиерейская кафедра. Отдельными выпусками выходили указатели содержания (за 1906-1916 годовые указатели). В 1910-1911 гг. выходили приложения, куда вошли официальные материалы по епархии.

Еще одно обнаруженное нами православное издание - «Холмский народный календарь» (раннее название - «Календарь для Холмской Руси»), издание Холмского Свято-Богородицкого братства (1871-1884 гг. - Варшава; 1885-1892 гг. - Киев; 1892-1896 гг. - С.-Петербург; 1912, 1915 гг. - как приложение к газете «Холмская Русь», Холм). Это традиционное для Православной Церкви издание, которое включает полный православный календарь с месяцесловом, указанием постов, праздников и т.п. В дореволюционных календарях также приводились сведения обо всех здравствовавших на тот момент членах императорского дома. Особенностью нашего календаря является раздел «Церковно-политико-исторический календарь», в котором необычным, особенно для современного читателя, является хронологический отсчет от сотворения мира. Наряду с важнейшими датами из церковной истории также упомянуты и важнейшие события русской истории, которые связаны с западными областями, в том числе с Холмщиной. То есть мы видим региональный подход к составлению календаря, который проявляется в историческом описании региона с учетом его религиозной истории, в частности, статьи имеют выраженную антикатолическую и антиуниатскую направленность. Именно в таком ракурсе подан, например, очерк жизни и деятельности великого князя Романа Галицкого, статьи о покорении Холмского княжества Польшей и последующем насильственном введении там униатства [3].

Свято-Богородицкое братство с 1907 по 1911 г. издавало газету «Братская беседа» (подзаголовок «Еженедельная народная газета, издаваемая при Холмском православном Св.-Богородицком братстве на русском и местном малорусском языке»). Еженедельник выходил в г. Холм Люблинской губернии, так как большинство населения составляли малороссы. Правда, несмотря на заявленную в подзаголовке периодичность, в первый год вышло 44 номера, а с 1908 г. газета выходит 2 раза в месяц, строго удерживая количество номеров - 24 в год. Редактором газеты весь период был М.П. Кобрин.

С 1912 по 1916 г. газета издается под другим названием - «Холмская Русь» и несколько измененным подзаголовком - «Народная еженедельная иллюстрированная газета с ежемесячным приложением. Изд. Холмского православного Св.-Богородицкого братства». По июль 1915 г. она выходила все в том же Холме, а с ноября того же года в Москве, куда эвакуировалась редакция в связи с оккупацией немецкими войсками этой территории. Периодичность газеты в целом выдерживалась: 1912 г. 52 номера; 1913 г. - 51 номер; 1914 г. - 70 номеров; 1915 г. - 31 номер; 1916 г. - 50 номеров, но последний номер был строенный и имел нумерацию 50-52. Редакторами газеты были: 1912, 1915 гг. - Червяковский Е.О.; 1912-1914 гг. - Островский В.П.; 1914-1917 гг. - Громадский А. (священник); Захарчук И. (протоиерей).

В 1917 г. газета вновь меняет название: «Народная газета. Изд. Холмского православного Св.-Богородицкого братства», сохраняясь в качестве еженедельника. До № 14/15 (2Z9.IV) редакторами газеты оставались Громадский А. (священник); Захарчук И.(протоиерей), а с № 16 их сменил Король П. (священник).

В качестве приложений к газете выходили в 1912, 1914-1915 гг. официальные материалы о деятельности братства, брошюры и листки религиозного и исторического содержания; Холм-ский народный календарь на 1912, 1915 гг.

Таким образом, мы видим, что на территории Царства Польского до революции при государственной поддержке издавался официальный епархиальный печатный орган и православная народная газета, издаваемая братством. Языки изданий - русский и местный вариант малороссийского наречия (кодифицированного украинского языка тогда еще не существовало) свидетельствуют о том, что среди поляков эти издания сколько-нибудь значительного распространения не имели, оставаясь востребованными среди незначительного русского и территориально локализованного малороссийского населения, исповедовавшего православие. Также в качестве приложений к данным изданиям выходили календари, официальные материалы, листовки и брошюры с аналогичной читательской аудиторией.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Одинцов М.И. «Почти все пожелания Римской курии... получают ныне полное удовлетворение». Из секретной переписки Русской Миссии в Ватикане. Февраль-октябрь 1917 г. // Российское объединение исследователей религии. URL: http://www.rusoir.ru/president/works/135 (дата обращения 30.08.2013).

2. Христианская периодика России конца ХУШ-ХХ вв. Каталоги изданий /сост.: Нечаева М.Ю. Екатеринбург, 2000. URL: http://atlasch.narod.ru (дата обращения 28.02.2013).

3. Холмский народный календарь. URL:http://www.rusbibliophile.ru/Book/Holmskij_narodnyj_kalendar_(дата обращения 16.03.2013).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.