УДК 9.929
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ АРХИМАНДРИТА ТИХОНА НА ПОСТУ РЕКТОРА ХОЛМСКОЙ ДУХОВНОЙ СЕМИНАРИИ ПО МАТЕРИАЛАМ ХОЛМСКО-ВАРШАВСКОГО ЕПАРХИАЛЬНОГО ВЕСТНИКА
1892-1897 гг.
Т.В. Шабанова
Санкт-Петербургский военный институт внутренних войск МВД РФ E-mail: lev.shabanov@mail.ru
Статья освещает период с 1892-1897 гг., когда архимандрит Тихон (Беллавин), находясь на посту ректора Холмской духовной семинарии, получает важнейший опыт духовно-административного служения и начинает личностно формироваться как будущий Патриарх Московский и всей России.
Ключевые слова:
Архимандрит Тихон, Холмская духовная семинария, Холмско-Варшавский епархиальный вестник.
Key words:
Archimandrite Tikhon, Chelm Theological Seminary, Kholmsko-Warsaw Diocesan Gazette.
Тема деятельности архимандрита Тихона (будущего Патриарха Московского и всей России) на посту ректора Холмской духовной семинарии, его первой руководящей должности на пути служения Русской Православной Церкви, на наш взгляд является недостаточно изученной. Между тем, она имеет основополагающее значение в его жизни и деятельности. И не только потому, что в этот период (1892-1897 гг.) состоялось его знакомство с видными православными деятелями - архиепископом Холмско-Варшавским Флавианом и отцом Иоанном Сергиевым (Кронштадским), оказавшими в последствии значительное влияние на будущего Первоиерарха. Но и потому, что за пять лет своего ректорства Тихон Беллавин сформировался как целеустремленный и очень эффективный руководитель, приобретя навыки работы в разнообразной церковно-общественной и административно-хозяйственной деятельности, что во многом явилось определяющими факторами его духовного сподвижничества, как Патриарха, и его дальнейшей человеческой судьбы.
По окончании в 1888 г. Санкт-Петербургской духовной академии он был направлен преподавателем в духовную семинарию г. Пскова, где в декабре 1891 г. принял постриг. В марте 1892 г. последовал его перевод в г. Холм Холмско-Варшавской епархии инспектором духовной семинарии. Уже в июле того же года определением Св. Синода он был назначен ректором Холмской духовной семинарии с возведением в сан архимандрита. Так начался первый этап пути становления Тихона Беллавина архипастырем Русской Церкви.
Одним из главных источников по данной теме является Холмско-Варшавский Епархиальный Вестник (далее, ХВЕВ), издаваемый в Варшаве при Холмско-Варшавской архиерейской кафедре с 1877 по 1917 гг. (в данной работе использованы тома с 1892 по 1897 гг.).
ХВЕВ представляет собой разносторонний, насыщенный самым разнообразным фактическим
материалом источник. Его содержание начинается указами императора и Св. Синода, а заканчивается разделом о хозяйственно-бытовых нуждах населения. Значительное количество материалов как официального, так и частного характера объёмно и разносторонне отражает религиозно-социальные реалии епархии того времени.
Материалы, имеющие отношение к архимандриту Тихону, можно разделить на две группы. Первая - речи и поучения, сказанные им во время праздников и торжественных мероприятий в семинарии. Анализ этих источников позволяет понять взгляды будущего Патриарха на многие вопросы религиозно-нравственного и учебного характера. Вторая - официальные отчёты о состоянии духовной семинарии, описания её годичных актов, отчеты о деятельности Леонтиевского попечительства и Св. Богородицкого Братства, почетным и деятельным членом которых он был. Эти материалы раскрывают разноплановую преподавательскую и административно-хозяйственную деятельность молодого ректора.
Представляет интерес и само место первого назначения Тихона [1. С. 90]. Холмская духовная семинария была открыта в 1759 г. как униатская, в 1875 г. была присоединена к Православной Церкви, в 1890 г. заботами Московского митрополита Леонтия и архиепископа Холмско-Варшавского Флавиана было построено новое здание семинарии. Эти даты: количество лет со дня основания, воссоединения с Православием и открытия нового корпуса указывались каждый год во всех отчётах ректора.
В отчетах перечислялись все преподаваемые дисциплины, и фиксировались перемены преподавательского состава. Так семинаристам читали Св. Писание и еврейский язык; основное, догматическое и нравственное богословие; французский язык; гомилетику, литургику и практическое руководство для пастырей; общую и русскую церковную и библейскую историю; обличительное бого-
словие, историю и обличение русского раскола; всеобщую и русскую гражданскую историю; словесность и историю русской литературы; логику, психологию начальных оснований и краткую историю философии и дидактики; алгебру, геометрию, пасхалию и физику; греческий язык; латинский и немецкий язык. Велось также иконописание и гимнастика (учитель - офицер поручик). В семинарии был свой духовник, врач, эконом, письмоводитель, законоучитель образцовой школы. Все преподаватели были с высшим (академическим или университетским образованием) - кандидаты и магистры.
Из отчёта 1882 г. следует, что на начало ректорства архимандрита Тихона учеников было 115 (на начало учебного года) [2. С. 364]. По предметам процент успевающих составлял 95 %, за отличное поведение и успехи в науках награждены книгами и похвальными листами тринадцать воспитанников.
4 сентября 1892 г., как и все предыдущие семинарские ректоры, произнес традиционную речь ко всем ученикам перед началом учебного года и речь, обращенную к выпускникам семинарии. В ней, как и во многих других обращениях к воспитанникам, он много внимания уделяет раскрытию смысла и сути пастырской деятельности [3. С. 15-16]. Обрисовывает образ пастыря, священника, объясняет своим юным ученикам трудность и высокую значимость их служения: «У них менее, чем у кого бы то ни было, должно быть забот о мирском, о земной славе, могуществе, о том, как бы поскорее выдвинуться; оставляя всё сие, они должны ревновать о едином на потребу, о спасении своих пасомых, в этом полагать свою пищу; им приходится, подобно апостолу Павлу (Деяния апостолов, гл. 20), работать Господу со многими слезами, среди искушений, возвещать долгие годы волю Божию всенародно и по домам, благовременно и безвременно, не пропуская ничего полезного, ни на что не взирая, не дорожа своею жизнью и здоровьем, только бы совершить своё служение, хотя бы при этом пришлось мученически положить душу свою за овцы своя (Евангелие от Иоанна, гл. 10, стих 11)» [2. С. 343].
В речи «К оканчивающим курс учения в Холмской Духовной Семинарии в 1893 году» Тихон предостерегает своих учеников от соблазнов будущей самостоятельной жизни. Он говорит о том, что свобода должна, прежде всего, опираться на внутреннюю духовную основу, иначе она перерождается в произвол и разрушает душу: «Быть свободным это не значит, не подчиняться никому и ничему, жить и действовать так, как вздумается и как захочется, делать все без разбора: это не свобода, а своеволие и произвол, всех стесняющие и подавляющие и свою и чужую истинную свободу; это рабство греху, ибо, по слову Спасителя, всякий, делающий грех, есть раб греха (Евангелие от Иоанна, гл. 8, стих 34). Быть свободным это значит определять себя к деятельности из самого же себя,
из своего существа, а не из чего-нибудь стороннего, чуждого... Для вас поставлять свою свободу не в угождению плоти, а в служении ближним тем необходимее, что вы призываетесь к пастырству, а оно более, чем какое-нибудь другое служение, требует любви к ближним и отрешения от самоу-гождения». [4. С. 285]
Далее Тихон опять обращается к образу и смыслу жизни пастыря, говоря о том, что в своем служении ради людей пастырь отказывается от личных интересов и жертвует своей жизнью ради паствы подобно матери по отношению к ребенку: «Поэтому и у пастыря должна как бы исчезать личная жизнь, и он должен сливаться со своею паствою, радоваться ее радостями, болеть ее печалями. Как истинная мать теряет ощущение личной жизни и переносит ее в семью, как птица насыщается сытостью своих детенышей, так подобное же перенесение своей личной жизни в жизнь других должно быть и у пастыря» [4. С. 285].
Такое понимание церковной жизни, перенос понятия семьи, особенно взаимоотношений матери и ребенка, на отношение Церкви к человеку, на отношения пастыря и народа было свойственно будущему Первоиерарху, т. к. выражало его собственное понимание смысла пастырского служения. Восприятие Церкви как любящей и всегда заботливой матери для всех христиан встречается не только в речах, но и во многих статьях холмско-го периода, которые архимандрит Тихон печатал в журналах «Странник» и «Беседа». Например, в 1894 г. он напечатал в «Беседе» статью «За что Церковь называют матерью нашей?», где он, в частности, пишет: «Словом, материнская любовь так сильна, так неусыпна, так бескорыстно преданна и способна на всякие жертвы, что никакая другая человеческая любовь не может сравняться с ней. Не меньшую материнскую любовь питает к своим членам и Церковь Христова. И она, как мать, рождает нас в духовную жизнь, хранит и заботится о нас, воспитывает и руководит нас по пути к спасению» [5. С. 277].
Прямое отношение к деятельности архимандрита Тихона имеет «Отчет о приходе, расходе и остатке денег по Леонтиевскому попечительству о бедных воспитанниках Холмской духовной семинарии», печатавшийся каждый год в епархиальном вестнике. Попечительство существовало с 1889 г. и было организовано стараниями митрополита Леонтия, бывшего тогда архиепископом Холмско-Варшавским. Все поступавшие пожертвования тщательно фиксировались и затем в течение года беднейшие ученики получали пособие, а также подъемные деньги получали и наименее обеспеченные выпускники. Весь преподавательский состав во главе с ректором вносил посильный вклад каждый год. Кроме них постоянно крупные суммы жертвовали архиепископ и епископ епархии, ректоры других духовных семинарий (например, Московской и Казанской), чиновные лица губернии и протоиерей Иоанн Сергиев (Кронштадский) -
самый крупный жертвователь. На момент прихода Тихона попечительство обладало 4700 руб. основного капитала и 23 руб. 03 коп. в наличных. За 1892 учебный год пособие получили 34 воспитанника. Архимандрит Тихон очень активно занимался делами данной организации и, как будет показано далее, сумел приумножить ее капитал.
«Краткий отчет ректора Холмской Духовной Семинарии Архимандрита Тихона о состоянии Семинарии за 1882/93 учебный год» напечатан в 21-м номере от 1(13) ноября 1893 г. В отчётах ректора фиксировались важные в жизни семинарии события, произошедшие в течение года. К ним, например, относились все визиты архиепископа, который, обычно, приезжал 2-3 раза в год. Высокопреосвященный Флавиан всегда уделял много внимания семинарии, лично вникал в дела и проблемы и оказывал возможную помощь. Он обязательно присутствовал на торжественном годичном акте и на годовых экзаменах - лично экзаменовал воспитанников обычно двух разных классов, включая выпускной. Во время визитов архиепископ служил литургии в домовой церкви, осматривал все семинарские помещения, обедал в столовой вместе с воспитанниками. Посещения семинарии архиепископом и другими высокопоставленными лицами подробно описывались в отчетах.
Далее отмечалась литературная деятельность ректора и преподавателей. «Добросовестно относясь к прямым своим обязанностям, начальствующие и преподаватели досужное время по большей части посвящали литературной деятельности, в подтверждении чего можно указать на нижеследующие труды их: ректор, архимандрит Тихон (в ХВЕВ) - «Речь перед началом ученья в ХДС в 1892 г.», « Новогоднее пожелание учащимся» и «Речь к оканчивающим курс ученья в 1893 г.», в «Беседе» некролог «Митрополит Исидор» и статьи «Милость Божия к русскому народу», «Размышление на празднике Введения во Храм Богоматери», «Крестолопоклонная неделя», «Преподобная Мария Египетская» и «Весна - образ нашего обновления»; в Холмском народном календаре на 1894 г. печатаются его же статьи «Некролог Митрополита Исидора», « Биография Митрополита Палладия». Преподаватели также очень активно печатали статьи историко-статистического, литературоведческого и богословского содержания.
В начале 1893 учебного года воспитанников было 128, за год выбыло 7. Из оставшихся 43 было духовного звания и 78 человек других сословий. На повторительный курс, то есть, оставшихся на второй год, было всего 3 человека, следовательно, процент успеваемости был высокий.
За 1892-1893 учебный год Леонитиевское попечительство выдало пособий на 555 руб. 55 коп. Размер пособия варьировался от 10 до 45 руб. в зависимости от материального положения воспитанника. Самые крупные пожертвования за этот год поступили от митрополита Московского Леонтия и о. Иоанна Сергиева - по 200 руб., от архиепи-
скопа Флавиана - 154 руб., от епископа Люблинского - 100 р., от архимандрита Тихона - 25 руб.
Помимо попечительства ректор Тихон был деятельным членом Холмского православного Свято-Богородицкого Братства. Братство занималось широкой благотворительной деятельностью. Через благочинных приходов составлялись списки наиболее материально нуждающихся лиц, которые затем получали единовременное пособие (величина варьировалась). Кроме того, денежное пособие оказывалось стипендиатам семинарии, училища и других учебных заведений епархии, а так же церквям и церковно-приходским школам. Отчет обо всех поступлениях (денежных и вещественных) и расходах ежегодно печатался в ХВЕВ. Материальный фонд и масштабы деятельности Братства были значительно больше попечительства, представляя собой общегубернский уровень.
Финансовые поступления шли от многих видных первосвященников, от попечителей учебных округов, от губернаторов, настоятелей монастырей, ректоров, от дворян и купцов, мещан и состоятельных крестьян. Размер пожертвований варьировался от 250 до нескольких рублей. В 1893 г. от архимандрита Тихона поступило 15 руб. Члены Братства издавали также «Холмский народный календарь» - местное периодическое издание, пользующееся большой популярностью.
Из краткого отчета за 1893-1894 учебный год мы узнаем, что в семинарии было уже 138 воспитанников, 13 из них были выпускниками, 12 было оставлено на повторительный курс, остальные успешно переведены в соответствующие классы. Награждены книгами 9 и похвальными листами 4 семинариста.
В Холмско-Варшавской епархии, находящейся на территории разделенной Польши, значительное число населения, помимо православных, составляли католики и униаты. Внутренние проблемы трех ветвей христианства между собой усугублялись конфликтом католиков и, особенно, униатов с имперской властью. Православие в этом регионе боролось с последствиями проводившегося несколько столетий окатоличивания населения и стремилось перевести всех униатов в православие. Проводимые в семинарии с 30 января 1894 г. специальные воскресные чтения «по обличению западных исповеданий» являлись отражением этого процесса. Как говорится в ХВЕВ, «Чтения эти имеют своею задачей ближе и полнее ознакомить с учением инославных исповеданий, со способом опровержения возражений тех или иных лжеучений для более успешной борьбы с иноверием воспитанников Х.Д.с., готовящихся к пастырскому служению, проходить которое они будут в таком крае, где наряду с православием существует и латинство (а отчасти и протестантство), где оно даже превосходит православие численностью своих последователей и где, кроме сего, не довольствуется «своим двором», а стремится залучить в него ещё «и иные овцы, яже не суть от двора сего» [6. С. 313]. Введение
такого «спецкурса» было насущной необходимостью в Холмском регионе и ректор, таким образом, повышал образованность и профессиональную подготовку будущих пастырей.
Эти чтения с самого начала стали популярны и на них приходили не только семинаристы, но и горожане. Помимо них архимандрит Тихон, с разрешения архиепископа, ввёл ещё и духовные чтения, ориентированные преимущественно на мирян и разъясняющие отдельные аспекты православия и христианства в целом. Так, в первом чтении он изложил и прояснил смысл «обряда Православия», совершавшегося в первое воскресение Великого поста в кафедральных соборах Православной Церкви, а в последнем чтении кратко рассказал житие Св. Марии Египетской с назидательными выводами. Указывается, что актовый зал, где велись чтения, всегда был «переполнен усердными посетителями» [6. С. 314].
Заботясь о получении воспитанниками практических навыков церковного богослужения, архимандрит Тихон выезжал со старшими классами на проведение праздников в различные храмы епархии. Так, в отчете за 1894 г. имеется запись, что «8-9 мая воспитанники 5 и 6 классов с начальством и воспитателями совершили паломничество в посад Саввин и там совместно с притчем Успенской церкви принимали деятельное участие в отправлении праздника в честь Святителя Николая» [6. С. 314].
Литературная деятельность Тихона оставалась активной на протяжении всего периода ректорства. За 1893-1894 учебный год он опубликовал в журнале «Странник» статью «Взгляд Св. Церкви на брак» (по поводу ложных воззваний графа Льва Толстого); в ХВЕВ - «Речь перед началом учебных занятий в Х.Д.с. в 1893 г.» и «О первых чтениях в Х.Д.с.»; в журнале «Беседа» - «Чему поучает нас осень?» и «Что такое храм для христианина?».
Так же за этот год в отчете отмечаются успехи семинарского хора под руководством преподавателя Г. Ольховского и пополнение фонда библиотеки. Леонтиевское попечительство в этот год выдало пособия 57 беднейшим воспитанникам (что составляет более трети всех учеников) и двое выпускников получили путевые пособия для поступления в духовную академию.
Успехи сотрудников семинарии в следующем году были отмечены правительственными наградами. В 10-м номере от 15 мая 1895 г. в разделе «Высочайшие рескрипты» записано, что « указом от 6 мая согласно определению Св. Синода удостоены знаками отличия... за службу по епархиальному ведомству: Орденом Св. Анны 2-й степени -ректор Х.Д.с, Архимандрит Тихон. За отличноусердную службу по ведомству православного исповедания - учитель Х.Д.с. М. Савваитский орденом Св. Анны 3-й степени, учитель Х.Д.с. Г Хрус-цевич - орденом Св. Станислава 2-й степени».
В своей «Речи к оканчивающим курс в Холмской духовной семинарии в 1895 г.», ректор Тихон проявляет озабоченность будущим выпускников.
Он говорит о том, что из под привычной опеки семинарии они выйдут в самостоятельную жизнь, и будут сами распоряжаться своим временем и занятием. Многие предаются праздному образу жизни, что приводит к умственной лености и деградации: «в жизни вам представится немало искушений проводить время в праздности, которая, по истине, есть «мать всех пороков». Чаще всего праздность проявляется в области умственной...» [7. С. 245]. По выходу из семинарии воспитанники забрасывают книги и чтение, мотивируя это отсутствием средств на них. Но есть примеры, когда бывшие ученики весь досуг свой посвящают работе мысли и на небольшие средства собирают обширные библиотеки. Тихон указывает на конкретное занятие, которое поможет избежать умственной праздности: ежедневное чтение Библии.
В 1895 г. на начало года в семинарии числилось уже 160 воспитанников. В течение года двое выбыло. Из оставшихся 158, 16 окончили полный курс, оставлены на повторительный курс; 12 (двое по болезни и десять по неуспеваемости), награждены за успехи книгами 7 и похвальными листами 5 человек. Успеваемость, таким образом, продолжала составлять более 90 %.
Во время ректорства Тихона расширялась и образцовая начальная школа, находящаяся при семинарии. В 1895 г. в ней обучалось 66 человек: 35 мальчиков и 31 девочка.
Годичный акт 1896 г. напечатан в Вестнике в двух частях, автором его является старший преподаватель семинарии ГК. Хрусцевич. Отдельного отчета ректора нет, он включен в годичный акт. В этот год в связи с коронованием Николая II годичный акт проходил особенно торжественно. После литургии, молебнов и торжественных речей были выступления семинарского хора и оркестра, а вечером в семинарском саду сами ученики устроили фейерверк и зажгли разноцветные фонарики, сделанные ими же.
В начале этого учебного года воспитанников было 166, 8 выбыло. Из оставшихся окончили полный курс - 22, на повторительный курс всего оставлено 9 учеников. За отличное поведение и успехи в науках награждено книгами 7 учеников и похвальными листами 8 семинаристов. Отдельное внимание в отчете уделяется классу иконописания. Оно включало пять групп различных занятий от геометрического рисования до иконописных этюдов. Наиболее удачные работы учеников подносились в дар от семинарии именитым гостям - архиепископу Флавиану, Иоанну Кронштадскому, обер-прокурору К.П. Победоносцеву и др.
Ректор и преподаватели продолжали литературную деятельность: архимандрит Тихон напечатал в ХВЕВ «Слово о духовном образовании» (проповедь в семинарской церкви 9 сентября) и «Речь к окончившим курс в семинарии 30 мая 1896 г.»; в журнале «Беседа» - статью «О посте».
Образцовая начальная школа увеличилась на 11 человек. По вероисповеданию в ней училось
67 православных и 10 католиков, что было очень важно в связи с постоянной напряженной конфессиональной ситуацией в крае. Из «Отчета о приходе, расходе и остатке сумм Леонтиевского Попечительства о бедных воспитанниках Холмской духовной семинарии за 1895 год» следует, что за год было выданы пособия 67-ми воспитанникам.
В семинарии с успехом продолжались воскресные чтения, дополненные духовно-нравственными и историческими темами. Ректор Тихон прочёл «О храме, посещении его и украшении». По его же почину для простого народа открылись в Свято-Духовской церкви в неделю православия с 11 февраля внебогослужебные собеседования. Отмечено, что «они проводились воспитанниками 6 класса Холмской духовной семинарии, под руководством и всякий раз в присутствии Ректора Тихона» [8. С. 380]. Перед началом бесед он служил молебен или читал акафист, а по окончании раздавал народу крестики и религиозно-нравственные брошюрки. Такие собеседования способствовали просвещению и укреплению в православной вере населения, а так же являлись практикой живого общения будущих священнослужителей с народом.
В 1897 г., будучи одним из самых молодых архиереев РПЦ, архимандрит Тихон был рукоположен в епископа Люблинского, викария Холмско-Варшавской епархии. По ректорскому отчету и годовому акту за этот год можно подвести итог пятилетней ректорской деятельности Тихона.
В этом году семинарии исполнилось 138 лет со дня основания, 22 года со времени воссоединения с Православной Церковью, 15 лет с момента преобразования её по общеимперскому уставу и 7 лет со времени нахождения в новом здании. Начальствующе-преподавательский состав семинарии включал 23 человека. Все преподаватели помимо основных должностных обязанностей занимались активной краеведческой и литературной деятельностью, их заслуги регулярно отмечались различными правительственными наградами.
Одной из явных заслуг архимандрита Тихона было значительное увеличение числа воспитанников семинарии, что свидетельствует о росте популярности и качестве преподавания этого образовательного учреждения. Так, в 1892 г., на момент его прихода, в семинарии числилось 115 воспитанников, а в 1897 - 164. Увеличение составило 42,6 %, т. е. более трети. При ректоре Тихоне успеваемость всегда превышала 90 %, в 1897 г. она составила 92,63 %.
Возросла при нём и численность находящейся при семинарии образцовой школы. Первоначально в отчетах она просто упоминается без подробного описания. Начиная с 1895 г., приводятся подробные данные о количественном, конфессиональном и сословном её составе. В 1897 г. Тихон планировал преобразовать ее в двухклассную, так как, как сказано в годичном акте, «Благодаря надлежащей постановке учебно-воспитательного дела, образцовая
начальная при семинарии школа завоевала себе прочные симпатии в местном населении, и помещения в неё детей добиваются родители без различия сословий и вероисповеданий» [9. С. 396].
Кроме нее, после закрытия в сентябре 1897 г. приходской школы в архиерейском доме, на попечение семинарии осталось 30 детей. Для них 1 октября ректором семинарии была открыта школа грамоты в одной из комнат главного здания. К концу отчетного года в ней училось 50 человек, из них 37 православных, 12 католиков и 1 лютеранин.
В итоге в этих двух школах училось более 120 детей, 21 из которых были католического исповедания. Значительный рост числа школьников и семинаристов именно в семинарии Тихона свидетельствует о качестве преподавания в этом учреждении, а также об административно-организационных талантах молодого ректора.
Увеличение количества воспитанников потребовало устроения нового храма, т. к. в семинарской церкви стало совсем тесно. Ректор Тихон решил устроить храм в обширном гимнастическом зале. К началу февраля 1897 г. стараниями самих детей и всех сотрудников семинарии новый храм был устроен. Он получил название в честь св. Феодосия Черниговского, мощи которого были обретены незадолго до этого.
За указанный учебный год архимандрит Тихон написал «Речь перед началом ученья в 1896 г.» и «Речь к оканчивающим курс в 1897 г.» в ХВЕВ и статью «О подвижничестве» в «Страннике». За все годы ректорства он написал 27 речей и статей, изданных в ХВЕВ и в двух духовных журналах того времени - «Страннике» и «Беседе». Эти статьи, посвященные различным фактам общественно-религиозной жизни конца XIX в., представляют интерес не только для биографического исследования, но позволяют также выявить мировоззренческие взгляды будущего патриарха и его отношение к некоторым внутрицерковным вопросам. Из его речей, обращенных к семинаристам, можно понять, насколько высоким, важным и трудным представлялось ему пастырское служение и насколько оно соответствовало духовности будущего патриарха.
За годы ректорства архимандрит Тихон также проявил себя умелым хозяйственником, что особенно хорошо видно по деятельности Леонтиев-ского попечительства о бедных воспитанниках семинарии. В 1892 г. при вступлении его в должность попечительство обладало 4723 руб. 03 коп. основного капитала в наличных. В 1897 г. основной капитал составлял 7239 руб. 36 коп. в наличных. Прирост капитала за пять лет составил 2570 руб. или 54,4 %. За годы правления Тихона в 404-х случаях оказана была денежная помощь наиболее нуждающимся воспитанникам семинарии, на что израсходовано было 5 820 руб. 65 коп. и 232 руб. 43 коп. - на разные потребности по нуждам попечительства.
Г. Хрусцевич, один из сотрудников семинарии, характеризовал деятельность Тихона следующими словами: «... «соединяй и мудро управляй» - вот тот девиз, которым, не погрешая против истины, я осмеливаюсь отметить Вашу деятельность... энергичный и предприимчивый характер, способность к разносторонней деятельности, осторожность, бережливость и хозяйственная расчетливость - вот те выдающиеся свойства, которыми отмечена Ваша админи-стративно-управительная деятельность» [9. С. 394].
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Евлогий (Георгиевский). Путь моей жизни: Воспоминания митрополита Евлогия (Георгиевского), изложенные по его рассказам Т. Манухиной. - М.: Московский рабочий, 1994. -622 с.
2. Холмско-Варшавский епархиальный вестник. - Варшава: Типография варшавского учебного округа, 1892. - 458 с.
3. Вострышев М.И. Патриарх Тихон. - М.: Молодая гвардия, 2009. - 383 с.
4. Холмско-Варшавский епархиальный вестник. - Варшава: Типография варшавского учебного округа, 1893. - 462 с.
Подводя итог, можно сказать, что за годы своего ректорства архимандрит Тихон сформировался как энергичный и талантливый администратор, крепкий хозяйственник, мудрый и отзывчивый пастырь. Эти черты в дальнейшем развивались во время его служения в других регионах империи и позволили ему стать одним из видных общественно-религиозных деятелей России начала XX в.
5. Беседа [Духовное периодическое издание]. - Варшава: Типография окружного штаба, 1894. - 356 с.
6. Холмско-Варшавский епархиальный вестник. - Варшава: Типография варшавского учебного округа, 1894. - 452 с.
7. Холмско-Варшавский епархиальный вестник. - Варшава: Типография варшавского учебного округа, 1895. - 489 с.
8. Холмско-Варшавский епархиальный вестник. - Варшава: Типография варшавского учебного округа, 1896. - 471 с.
9. Холмско-Варшавский епархиальный вестник. - Варшава: Типография варшавского учебного округа, 1897. - 456 с.
Поступила 26.11.2010 г.