Научная статья на тему 'Православные женские монастыри Холмско-Варшавской и Холмской епархий'

Православные женские монастыри Холмско-Варшавской и Холмской епархий Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
506
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОНАСТЫРИ / ПРАВОСЛАВИЕ В ПОЛЬШЕ / ХОЛМСКО-ВАРШАВКАЯ ЕПАРХИЯ / ХОЛМСКАЯ ЕПАРХИЯ / ПОЛЬСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ / MONASTERIES / ORTHODOXY IN POLAND / KHOLMSK-WARSAW DIOCESE / KHOLMSK DIOCESE / POLISH ORTHODOX CHURCH

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Дмитрук Стэфан

В статье рассматривается история монастырей Холмщины и Южного Подляшья в конце XIX — начале XX в. Автор на основе источников доказывает, что в рассмотренный период монашеская жизнь на территории восточной части современной Польши переживала свой расцвет. В работе привлекаются источники из польских архивов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Дмитрук Стэфан

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORTHODOX NUNNERIES OF KHOLMSK-WARSAW AND KHOLMSK DIOCESES IN 1875–1915

The paper examines the history of the monasteries of Kholmsk and South Podlyashie in the late XIX — early XX century. The author studied the sources and showed that in the period under review the monastic life in the eastern part of present-day Poland experienced its heyday. The sources from the Polish archives were used in the study.

Текст научной работы на тему «Православные женские монастыри Холмско-Варшавской и Холмской епархий»

С. Дмитрук

ПРАВОСЛАВНЫЕ ЖЕНСКИЕ МОНАСТЫРИ ХОЛМСКО-ВАРШАВСКОЙ И ХОЛМСКОЙ ЕПАРХИЙ В 1875-1915 ГГ.

В статье рассматривается история монастырей Холмщины и Южного Подляшья в конце XIX — начале XX в. Автор на основе источников доказывает, что в рассмотренный период монашеская жизнь на территории восточной части современной Польши переживала свой расцвет. В работе привлекаются источники из польских архивов.

Ключевые слова: монастыри, Православие в Польше, Холмско-Варшав-кая епархия, Холмская епархия, Польская Православная Церковь.

В конце XIX — начале XX в. на территории восточной части современной Польши происходит расцвет православной монашеской жизни. Четыре женских монастыря были созданы Русской Православной Церковью в Люблинской, Седлецкой и Холмской губерниях Российской империи. Они относились к Варшавско-Холмской, а с 1905 г. к новообразованной Холмской епархии. В монастырях, расположенных в Лесне Под-лясской, Турковице, Радочнице и Вирове, проводило жизнь несколько сот монахинь, которые оказали существенное влияние на культурную, социальную и религиозную жизнь православного населения районов Южного Подляшья и Холмщины.

Большая часть архивных материалов, касающихся истории рассматриваемых обителей, находится в собрании Государственного архива в Люблине1. Из печатных источников необходимо отметить отчеты о

1 Государственный архив в Люблине (Archiwum Panstwowego w Lublinie) [далее — APL]. Использовались фонды: Холмское духовное управление (ЗДе^Ы zarz^d duchow-пу) [далее — CHZD]; Холмская Греко-католическая консистория (Chelmski Greckokato-ИсЫ Konsystorz) [далее — СГОК]; Холмско-Варшавская духовная православная консистория (Chelmsko-Warszawski duchowny konsystorz prawoslawny) [далее — CHWDKP].

состоянии церковного образования2 и воспоминания митрополита Ев-логия (Георгиевского), который первоначально занимал должность благочинного монастырей, а после 1904 г. последовательно был епископом Люблинским и епископом Холмским3.

Исследования, посвященные данным вопросам, в польской исторической литературе не многочисленны. В работах А. Мироновича4 и У Павлючук5 содержатся фрагментарные сведения о монашеской жизни Холмщины на рубеже XIX-XX вв. В период между мировыми войнами опубликовано исследование, посвященое монастырю в Турковице6. Прорывом в исторической литературе является монография К. Латавца7. Его исследование, посвященное русификации на территории Люблинской губернии, основано на архивных материалах. Впервые монашеская жизнь в Радочнице и Турковице была представлена в свете архивных документов. История Турковицкого монастыря стала предметом сборника статей под редакцией Г. Купряновича8. Сведения о других монастырях встречаются в прессе Польской Автокефальной Православной Церкви9, прессе украинского меньшинства в Польше10 или церковных Интернет-сайтах11.

2 Отчет о состоянии церковных школ в Холмской и Варшавской епархиях за 1907/08 г. Холм, 1909; Отчет о состоянии церковных школ в Холмской епархии за 1909/10 г. Холм, 1911.

3 Путь моей жизни: воспоминания митрополита Евлогия (Георгиевского). М., 1994.

4 MironowiczA. Kosciol Prawoslawny na ziemiach polskich w XIX i XX w. Bialystok, 2006. S. 63.

5 Pawluczuk U. Zycie monastyczne w II Rzeczpospolitej. Bialystok, 2007. S. 36-38.

6 Lubarskij S. Turkowickij monastyr. Warszawa, 1930.

7 LatawiecK. W sluzbie Imperium... Struktura spoleczno-zawodowa ludnosci rosyjskiej na terenie guberni lubelskiej w latach 1864-1915. Lublin, 2007. S. 222-225.

8 ‘‘A Turkowyczamy zywe wsia zemla Cholmska nasza...’’/ red. G. Kuprianowicz. Turko-wice, 2007.

9 Troc-SosnaA. Monasterw Lesnej i cudowna ikona // Site ‘‘pporthodoxia.com.pl”. URL: http:// www.pporthodoxia.com.pl/artykul.php?id=1306 (дата обращения: 25.03.2008); Niesteruk P. Szkola ihumenii Katarzyny // Site ‘‘pporthodoxia.com.pl”. URL: http://www.pporthodoxia. com.pl/artykul.php?id=637 (дата обращения: 25.03.2008).

10 PoleszukM. Wirow. Schody do nik^d... // Nad Buhom i Narwoju. 2004. № 4. S. 29.

11 Dmitruk S. Zenski monaster pw. sw. Antoniego Pieczerskiego w Radecznicy (1899-1915), Zenski monaster pw. Wszechmiluj^cego Zbawiciela w Wirowie (1894-1915), Zenski monaster pw. Opieki Bogurodzicy w Turkowicach (1903-1919) Zenski monaster pw. Narodzenia Bogurodzicy w Lesnej (1885-1915) // Site ‘‘Monaster sw. Dymitra Solunskiego w Sakach”..

Первым центром монашеской жизни во второй половине XIX в. на Холмщине был архиерейский дом в г. Холм12. Архиерейский дом исполнял административную, канцелярскую и казначейскую роль, он был резиденцией епископов, сначала Люблинских (викариев Холмско-Вар-шавской епархии), а с 1905 г. епископов Холмских. Архиерейский дом в Холме был создан 9 мая 1876 г.13 Сначала он состоял из казначея, духовника, двух священников и двух диаконов14. В его здании находилась часовня во имя Архангела Михаила. 18 января 1883 г. епископ Люблинский Модест (Стрельбицкий) решил, что архиерейский дом должен быть и монастырской общиной. Епископ специальным указом приказал заселить монахов и выделил им 1070 рублей вознаграждения15. В 1887 г. в архиерейском доме жили 2 иеромонаха и 2 послушника16. Действия епископа Модеста были направлены на создание мужского монастыря. Вскоре такая возможность появилась в селении Радочница.

В XVII в. в Радочнице было явление св. Антония Падуанского местному крестьянину Симону. На месте явления была возведена римско-католическая часовня, а в 1667 г. передана монахам-бернардинцам17. Монахи приняли участие в антирусской демонстрации в 1861 г. и активно участвовали в январском восстании (1863-1864), что вызвало репрессии царских властей18. Министр народного просвещения Д. Толстой (1866-1880) принял решение о передаче здания в Радочнице монахам-василианам19. После бес-

URL: http://www.saki.pl (дата обращения: 25.03.2008)

12 LatawiecK. W sluzbie Imperium... S. 232.

13 Здесь и далее даты по юлианскому (старому) стилю.

14 APL. CHWDKP. Sygnatura (дело) [далее — sygn.] 331. K. 1.

15 Ibid. K. 4.

16 APL. CHZD. Sygn. 1365. Монашеской жизнью руководил иеромонах Иннокентий (Тришчук), действовавший в качестве казначея, вторым монахом был иеромонах Ио-аникий (Янголенко). Кроме них, в архиерейском доме было два послушника: Игнатий Дмитрук, Александр Слива.

17 Подробнее см.: JusiakR. Sanktuarium sw. Antoniego Padewskiego w Radecznicy // Ra-decznica. Osrodek zycia religijnego i spoleczno-kulturalnego / red. R. Jusiak. Kalwaria Ze-brzydowska, 2006. S. 89-91.

18 Rapa S. Osrodek kultu religijnego w Radecznicy w latach 1772-1914 // Radecznica. Osrodek. S. 130-133.

19 Ibid. S. 133.

порядков, вызванных решением министра, 31 октября 1869 г. монастырь был окончательно передан василианам, прибывшим из Варшавы20.

19 декабря 1869 г. настоятелем общины василиан в Радочнице был назначен иеромонах Антоний (Загорович)21. Последний, в соответствии с приказом министра Д. Толстого, должен был привести разрушенный монастырь в состояние функциональности. Однако слишком низкие доходы и нерентабельность общины привели к преобразованию в феврале 1872 г. обители в греко-католической приход22. В 1872-1875 гг. радоч-ницким настоятелем был священник Ян Гайда. При храме существовал дом для униатского духовенства, в которым селили «провинившихся» священников и членов их семей. В июле 1875 г. в нем проживало шесть священников23.

В мае 1875 г. приход перешел в Православие и стал именоваться во имя прп. Антония Печерского. 20 декабря 1876 г. настоятелем прихода был назначен отец Антоний Драчинский, который оставался на этой должности до 18 мая 1882 г.24 Настоятель много сделал для своего храма. Он устроил иконостас в главном храме и основал новое приходское кладбище. В июне 1879 г. начался ремонт старых монастырских зданий25, который продолжался до 1880 г.26

20 APL. CHGK. Sygn. 441. K. 9.

21 Ibid. K. 56. Подробнее о греко-католическом монастыре в Радочнице см.: Dmitruk S. Klasztorbazylianski i parafia unicka w Radecznicy (1869-1875) // Materialy mi^dzynarodowej konferencji «M^zczyzna w literaturze, kulturze i j^zykach Slowian Wschodnich» (в печати).

22 APL. CHGK. Sygn. 441. K. 91.

23 Ibid. K. 106 v.

24 Ibid. K. 117; APL. CHZD. Sygn. 153. K. 7 i K. 22. Биографию священника Антония Дра-чинского см.: LatawiecK. Parafia Prawoslawna we Wlodawie w latach 1875-1915 // Wloda-wa i wies nadbuzanska w epoce nowozytnej. Warszawa-Radom, 2007. S. 175-217.

25 APL. CHGK. Sygn. 441. K. 145 v. Согласно докладу от 10 апреля 1879 г. свящ. Хрушеви-ча люблинскому губернатору К. Личину, вид зданий оставлял желать лучшего. Большая их часть была разрушена, здания были построены из дерева, покрыты деревом или соломой и требовали полной реконструкции. Свящ. Хрушевич определил приблизительную сумму ремонта в 20 000 рублей (Ibid. K. 93-95). Губернатор 28 июня 1879 г. одобрил реконструкцию комплекса в Радочнице и ассигновал для этой цели 500 рублей. Ремонтом занялся Иосиф Этингер, а изменения и переделки в проект церкви внес Освальд (Ibid. K. 305 v.).

26 Ibid. K. 370. Чтобы выполнить ремонт, потребовался кредит в размере 21 000 рублей. См.: ХрусцевичМ. Торжество в Радочнице 1 июня и 10 июля 1883 г. // Холмско-Вар-шавский епархиальный вестник. 1883. № 17. С. 297.

Отец Антоний Драчинский не дождался окончания ремонта храма, так как 29 декабря 1881 г., епископ Модест сообщил священнику о планах в мае 1882 г. открыть в Радочнице мужской монастырь. Решение владыки Модеста было вызвано отсутствием прихожан в окрестных селах, не было возможности содержать священника. Отец А. Драчинский был переведен на приход в Сольницы27.

Епископ Модест определил штат нового монастыря в Радочнице: 2 иеромонаха, иеродиакон, послушник, псаломщик и дворник. Настоятелем новоустроенной монашеской общины был назначен казначей архиерейского дома — иеромонах Ипатий. Монастырскими праздниками стали дни 1 июня (день памяти святого Антония Падуанского) и 10 июля (день памяти святого Антония Печерского). Епископ Модест освятил церковь после ремонта и торжественно объявил о создании филиала Холмского архиерейского дома в Радочнице в престольный праздник 1 июня 1882 г.28 10 августа 1882 г. мужской монашеской общине в Радочнице епископом Модестом был дарован «Устав монастыря в Радочнице»29.

Иеромонах Ипатий управлял Радочницкой обителью в течение года. Между 1883 и 1899 г. монастырем поочередно управляли три иеромонаха — Антоний (Дзюба, 1883-1891 гг.), Христофор (Сакович, 1891-1897 гг.)30 и Пимен (1898-1899 гг.)31. В 1887 г. община состояла из пяти человек — двух иеромонахов и трех послушников32. В период существования мужского монастыря в Радочнице монахи совершали богослужение в главном храме прп. Антония Печерского и домашней церкви во имя свт. Николая Чудотворца. За эти годы был сделан ремонт шести часовен, куплены33 новая

27 APL. CHGK. Sygn. 441. K. 272v - 277; APL. CHZD. Sygn. 153. K. 22.

28 APL. CHGK. Sygn. 441. K. 308.

29 Ustaw monastyra w Radecznicy // CHGK. Sygn. 441. K. 310-311.

30 Известен тем, что является автором известной сегодня в Польской Православной Церкви «Крестной песни».

31 LatawiecK. W sluzbie Imperium... S. 222. CHGK. Sygn. 441. K. 328 i 330.

32 APL. CHZD. Sygn. 1365. В общину в 1887 г. входили настоятель иеромонах Антоний (Дзюба), иеромонах Онуфрий (Скибицкий) и три послушника: Антоний Лукасевич, Николай Симонюк, Киприан Яновский.

33 APL. CHGK. Sygn. 441. K. 321;ХрисцевичМ. Торжество в Радочнице. С. 297. Церковь во имя свт. Николая была создана, по благословению архиепископа Леонтия, в коридоре рядом с главным храмом. Иконостас в церкви был создан иеромонахом Христофором.

утварь и облачения. Были приведены в порядок все поврежденные хозяйственные помещения34.

В конце 90-х гг. XIX в. в Радочнице на первый план выступили экономические проблемы. По данным доклада иеромонаха Пимена, с октября 1898 г. годовой доход монастыря составлял от 300 до 900 рублей. Монастырь не имел прихода, который мог бы помочь монастырю финансово. Плохая рентабельность стала, вероятно, причиной, по которой постановлением Святейшего Синода от 7 января 1899 г. филиал Холмского архиерейского дома в Радочнице был преобразован в женский монастырь. Его настоятельницей епископом Люблинским Германом с 31 января 1899 г. была назначена монахиня Анастасия (Громека)35.

Для того, чтобы организовать новую монашескую общину, монахиня получила сначала 300, а затем еще 1400 рублей помощи. Деньги от различных пожертвований монахини вкладывали, в основном, в Государственный банк в Люблине на 5% годовых36. Довольно быстро монастырь возрос, первоначально до 20 сестер, а в 1914 г. насчитывал 127 монахинь и послушниц37. В связи с увеличением числа насельниц Синод Русской Православной Церкви в 1902 г. принял решение сделать женскую обитель в Радочнице монастырем первого класса38. Таким образом монастырь получил существенную поддержку, а монахини были обеспечены постоянной заботой духовенства; согласно штатам, в монастыре было трое священников, диакон и псаломщик, а с 1914 г., введены дополнительные штаты для священника и диакона39.

Монахиня Анастасия (Евгения Громеко) происходила из дворянской семьи. Дочь седлецкого губернатора Степана Громеки (1866-1875 г.) окончила Смоленский педагогический институт. После возвращения на

34 APL. CHGK. Sygn. 441. K. 336.

35 Ibid. K. 340 i 347; LatawiecK. W sluzbie Imperium. S. 223.

36 APL. CHZD. Sygn. 1335. K. 2-3, K. 22.

37 Latawiec K. W sluzbie Imperium. S. 223.

38 Ibid.

39 Ibid.; APL. CHZD. Sygn. 2673. S. 1, 20, 22. В 1899-1914 гг. священниками в Радочнице были Петр Осипов, Виктор Иванов, Сергий Черняховский, Алексей Лебедев, Петр и Антоний Антонович Ярошевич, диаконами: Иван Швелев, Алексий Смирнов, Александр Черняковский. На то время псалмщиками являлись Николай Косарин и Вячеслав Леонтьев (см.: Latawiec K. W sluzbie Imperium. S. 223-224, а также APL. CHZD: sygn. 153, sygn. 2672, sygn. 2673).

Подляшье она поступила в монастырь в Лесне Подлясской, где училась монашеской жизни под руководством настоятельницы общины монахини Екатерины (Ефимовой). Анастасия была настоятельницей до 1915 г. Имела репутацию благочестивой и энергичной. Вела переписку с люблинским губернатором Владимиром Тхоржевским, который пытался помочь общине собственными средствами. Среди местного католического населения пользовалась большим уважением. Именно благодаря ее усилиям 11 мая 1906 г. люблинский губернатор Евгений Менкин разрешил католикам пользоваться часовней св. Франциска Ассизского40.

После прибытия в Радочницу монахиня Анастасия вместе с пятью сестрами организовала приют, в который было принято 40 бедных девушек. Высокие расходы на содержание заведения вызвали проблемы с питанием монахинь и учениц. Эта проблема была быстро решена настоятельницей41. Организация образования стала приоритетом для монастыря. Также вскоре при монастыре начала действовать двухклассная женская школа (4-летняя). В 1908-1909 учебном году в ней обучалось 53 ученицы, а два года спустя 51 девочка. Осенью 1910 г. заведение было преобразовано в Православную церковную учительскую школу. После окончания выпускницы школы должны были работать в церковных школах Холмской епархии42. В заведении преподавали священники, служащие в Радочнице, и монахини во главе с игуменией Анастасией. Учеба в школе была бесплатной. Наиболее талантливые ученицы получали стипендии от различных церковных организаций43.

В Радочнице сестры занимались широкой хозяйственной деятельностью. До начала Первой мировой войны они организовали ткацкую фабрику, иконописную мастерскую, маслобойню и мастерскую, где изготавливались иконостасы44. В 1899-1911 гг. в Радочнице работала монастырская больница на 15 мест. В 1911 г. деревянные постройки боль-

40 Rapa S. Osrodek kultu religijnego. S. 137; APL. CHZD. Sygn. 1335. K. 22.

41 Ibid.

42 Подробнее см.: Отчет о состоянии церковных школ в Холмской и Варшавской епархиях за 1907/08 г. Холм, 1909. С. 54-57; Отчет о состоянии церковных школ в Холмской епархии за 1909/10 г. Холм, 1911. С. 78-85.

43 Ibid. Стипендии выплачивались братством Святой Троицы в Варшаве и братством Пресвятой Богородицы в Холме. Стипендиаток в 1907/1908 учебном году было три.

44 I. B. K istorii prawoslawnago zenskago monaszestwa na Cholmszczynie i Podljaszi // Pra-woslawnyj Kalendar. 1966 god. S. 95-96.

ницы сгорели, а на их месте было возведено кирпичное здание, которое могло вместить уже 30 человек. В больнице больных лечили монахини, а для более сложных случаев приглашался врач из Турбина. Бедные лечились бесплатно. При больнице работали дневной стационар и аптека. В летнее время монахини организовали трехмесячные курсы медсестер. После курсов учениц направляли в больницы при монастырях Холмской епархии45.

Монастырь в Радочнице быстро стал одним из паломнических центров Холмской епархии. С самого начала храм во имя святого Антония Печерского посещало несколько тысяч верующих. Женский монастырь принимал в своих стенах православных иерархов, губернаторов, министров. На монастырские праздники прибывали паломничества из Щебшешина, Замостья, Янова Подляскего, Тересполя, Томашова Лю-бельскего и Хрубешова46.

Во время Первой мировой войны монахини из Радочницы были эвакуированы в Холм. Четыре сестры оставались на месте и работали в больнице с ранеными. Наконец, в августе 1915 г., монахини из Радочни-цы, скорее всего, попали в Одессу47.

Главным центром женского монашества Холмщины и Южного Подляшья была Лесна Подлясская. Эта история началась в 1684 г., когда произошло явление Леснинской иконы Божией Матери. Икона была перенесена в церковь. Три года спустя святыня перешла к паулинам. В 1843 г. монастырь паулинов был конфискован, а в 1875 г. церковь вместе с иконой перешла в собственность Русской Православной Церкви48. Решением Синода от 25 апреля 1884 г. в Лесне был создан женский

45 Rapa S. Osrodek kultu religijnego. S. 139.

46 Ibid. S. 137. Радочницкий женский монастырь // Люблинские губернские ведомости. 1902. № 123. С. 3-4; Люблинские губернские ведомости. 1902. № 126. S. 3-5; Хрусце-вичМ. Торжество в Радочнице. С. 299; APL. CHGK. Sygn. 441. K. 370-372 v.

47 Rapa S. Osrodek kultu religijnego. S. 141.

48 Troc-SosnaA. Monaster w Lesnej i cudowna ikona // Site ‘‘Przeglad prawoslawny”. URL: http://www.pporthodoxia.com.pl/artykul.php?id=1306 (дата обращения: 25.03.2008); Nieste-rukP. Szkola ihumenii Katarzyny // Site ‘‘Przeglad prawoslawny”. URL: http://www.pportho-doxia.com.pl/artykul.php?id=637 (дата обращения: 25.03.2008); Lesnianski Monaster Naj-swi^tszej Marii Panny // Site ‘‘Lublin.cerkiew.pl”. URL: http://www.lublin.cerkiew.pl/lesnian-skimonaster.html (дата обращения: 25.04.2008); Богданов М. Ф. Памятка о Леснинском первоклассном женском монастыре Св. Богородицы. Варшава, 1904. С. 2.

монастырь Рождества Пресвятой Богородицы49. Настоятельницей новой общины 19 февраля 1885 г. была назначена монахиня Екатерина (Ефимова)50. Спустя 8 месяцев она прибыла в Лесну вместе с 2 сестрами и 5 послушницами. В начале 1889 г. в монастыре было уже 37 сестер, а спустя 5 лет 200 сестер, и в канун Первой мировой войны их число достигло 40051.

Сестры устроили в обители шесть церквей52, а сам монастырь стал центром паломничества. Паломники устремлялись в Лесну в День Святого Духа и 27 сентября, когда Православная Церковь празднует память явления Леснинской иконы Божией Матери. На этот второй праздник обители в начале ХХ в. собиралось около 25 000 человек. В Лесну довольно часто приезжали обер-прокурор Святейшего Синода Владимир Саблер, епископ Холмский Евлогий (Георгиевский), а в 1900 г. Лесну посетили царственные особы, император Николай II с супругой императрицей Александрой53.

Большое духовное значение в жизни монашеской общины имела игумения Екатерина (в миру Евгения Ефимова). Она родилась 18 августа 1850 г. в доме графа Ефимова. Молодая графиня переписывалась и спорила на философские темы с Владимиром Соловьевым. После окончания педагогических курсов Московского университета работала в элитной московской школе Сергея Рачинского, Московском институте свт. Николая, руководила приютом для детей в Санкт-Петербурге и полтавской школой Будищского монастыря. Там она и решила принять монашеский постриг, а 17 сентября 1889 г. была возведена в достоинство игумении. Переписывалась с видными церковными деятелями той эпохи: архиепископом Леонтием (Лебединским), архиепископом Волынским Антонием (Храповицким) и будущим Патриархом Тихоном (Бел-лавиным). Она оставалась настоятельницей Леснинского монастыря до

49 Pawluczuk U. Zycie monastyczne... S. 36;MironowiczA. Kosciol Prawoslawny... S. 63.

50 Богданов М. Ф. Памятка. С. 2.

51 Ibid.; APL. CHWDKP. Sygn. 1045. K. 1-62; Lesnianski Monaster Najswi^tszej Marii Panny // Site ‘‘Lublin.cerkiew.pl”. URL: http://www.lublin.cerkiew.pl/lesnianskimonaster.html (дата обращения: 25.04.2008).

52 Были устроены церкви в честь Воздвижения Креста Господня, Святой Троицы, Трех Виленских мучеников, Святых мучениц Софии, Веры, Надежды и Любови, Введения во храм Пресвятой Богородицы и Воскресения Христова (см: Богданов М. Ф. Памятка. С. 2).

53 Богданов М. Ф. Памятка. С. 5; Путь моей жизни. С. 105, 109.

1908 г.: затем подвижница приняла великую схиму. Вместо нее сестры выбрали новую настоятельницу монастыря — монахиню Нину54.

Игумения Екатерина создала огромный центр монашества, который нередко сталкивался с экономическими проблемами55. Несмотря на финансовые трудности монахини организовали приют для 300 детей — сирот из Холмщины, ремесленную мастерскую, пруд для разведения рыбы, свечную мастерскую, ботанический сад, где выращивались растения, предназначенные для фармакологии. Монахиня Нина (Казнач-ная) занималась больницей и аптекой, в которой выдавались бесплатно лекарства, привезенные со всей Российской империи56.

В Лесне функционировал комплекс церковных школ: двухлетняя церковная школа (с 4 классами), женская педагогическая школа, мужская сельскохозяйственная школа. В последней молодые люди изучали профессиональные предметы. Сельскохозяйственная школа имела токар-скую мастерскую и вела практические занятия по сельскому хозяйству57.

Монастырь в Лесне стал центром монашеской жизни на Холмщи-не. Монахини из Лесны дали начало другим монастырям Холмщины и сопредельных территорий — в Радочнице, Вирове, Теольоне и Красном-стоке58. Леснинский женский монастырь просуществовал до 1915 г. Тогда сестер эвакуировали в Россию, а оттуда часть отправилась во Францию (Провемон) и Сербию (Хопов), где и по сей день существуют монастыри, продолжающие традиции монахинь из Лесны59.

Монастырь Всемилостивого Спаса в Вирове был создан на месте

54 NiesterukP. Szkola ihumenii...; Путь моей жизни. С. 109.

55 Ibid. В 1912 г. монастырь имел долгов на 5944 рублей. Надо помнить, что Лесна получала финансовую поддержку со всей России. Среди благотворителей были император Александр III и прочие члены царской фамилии, прав. Иоанн Кронштадтский, иерархи, которые совершали свое служении на Холмщине и Подляшье.

56 Ibid.; Богданов М. Ф. Памятка. С. 3.

57 Ibid. S. 4; I. B. K istorii. S. 93; Niesteruk P Szkola ihumenii.; Отчет о состоянии церковных школ в Холмской и Варшавской епархиях за 1907/08 г. С. 57-59; Отчет о состоянии церковных школ в Холмской епархии за 1909/10 г. С. 85-89.

58 Подробнее о монастыре в Красномстоке см.: Sosna G., Sosna A. Monografia Zenskiego Monasteru Narodzenia Przenajswi^szej Bogurodzicy. Bialystok, 2003; Matus I. W Drohi-czynie, Jalowce, Potoce i Rozanymstoku. Z dziejow oswiaty ludu bialoruskiego na Podlasiu. Bialystok, 2001. S. 151-198.

59 Niesteruk P. Szkola ihumenii.

некогда существовавшей православной церкви. Первый православный храм в Вирове над Бугом существовал в XIV в., а в 1821 г. на месте сожженной церкви был построен католический костел. Нерентабельный римско-католический приход был закрыт царскими властями в 1883 г. Здание медленно разрушалось. 10 лет спустя Министерство внутренних дел России передало костел Православной Церкви60. После ремонта церкви в 1893 г. было принято решение отправить из Лесны в Виров монахиню Анну (Потто) вместе с 10 послушницами. Земля для монастырских построек была куплена за деньги, присланные из частных средств св. царя Николая II. Первоначально монахини жили в крайней нищете и довольно быстро новообразованное подворье Леснинского монастыря оказалось в долгах. В 1900 г. светская власть дала 3200 рублей кредита для сокращения задолженностей общины61.

Но Вировская община быстро увеличивалась, и в 1903 г. в монастыре насчитывалось 200 монахинь62. Виров стал местом паломничества, в основном верующих из Литовской епархии63, а затем и Гродненской. Приток паломников и финансовая стабильность позволили 18-20 декабря 1898 г. преобразовать подворье в независимый монастырь и расширить монастырский комплекс из двух деревянных запущенных домиков до 11 каменных строений.

Беря пример с Леснинской обители, монахиня Анна открыла приют для бедных детей, дом престарелых, больницу, различные мастерские, молочную ферму и двухклассную церковную школу64.

29 августа 1903 г. игумения Анна скоропостижно скончалась в возрасте 37 лет. На ее место сестры избрали настоятельницей сестру Софию (Шаховскую). Однако оказалось, что ее возраст не позволяет

60 PoleszukM. Wirow. S. 29; APL. CHGK. Syg. 570. K. 20.

61 APL. CHGK. Sygn. 570. K. 54.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

62 Poleszuk M. Wirow. S. 29.

63 На торжество, возлавляемое архиепископом Варшавским и Холмским Флавианом, 1 сентября 1897 г. прибыли паломники из белостокских приходов: д. Рогавы возле с. Хорошчи, г. Городка и д. Шкоп возле Соколова Подлясского (см: Мизецкий Н. Большая радость стала в Вировской обители // Холмско-Варшавский епархиальный вестник. 1897. № 17. С. 1-11).

64 Отчет о состоянии церковных школ в Холмской и Варшавской епархиях за 1907/08 г. С. 59-62; Отчет о состоянии церковных школ в Холмской епархии за 1909/10 г. С. 89-93. Poleszuk M. Wirow. S. 29.

ей выполнять обязанности настоятельницы монастыря. Состоялись повторные выборы, новой настоятельницей стала монахиня Сусанна (Мельникова)65. После начала Первой мировой войны монахини из Вирова были эвакуированы в глубь России66.

Самым молодым из монастырей в рассматриваемом регионе была женская монашеская община в Турковице, основанная 4 сентября 1902 г. и начавшая действовать 12 июля 1903 г. Первоначально монашеская община в Турковице подчинялась монастырю в Радочнице. Для ее организации была направлена монахиня Евгения. Епископ Люблинский Иероним (Иванов) назначил третьего священника и второго псаломщика в Радочницу для совершения богослужений в монашеской общине Турковицы. При молодой обители был создан православный приход и закуплены стройматериалы для постройки храма. В новосозданный приход вошли деревни Турковица, Котлица, Дубск и Завалевск67.

Турковица на рубеже XIX и XX вв. уже была известным паломническим центром. С XIV в. здесь было распространено почитание Тур-ковицкой иконы Божией Матери (близкой к Бельской и Ченстоховской иконам Пресвятой Богородицы), которую около 1382 г. привез в Турко-вицу князь Владислав Опольчик. На месте явления иконы был построен православный монастырь, и святыню поместили в главном храме обители. 11 мая 1749 г. церковь была продана тогдашнему настоятелю васили-ан Максимилиану (Рылло; униатский епископ в 1756-1784 гг.), который закрыл монастырь. 50 лет спустя население Турковицы было включено в униатский приход Сахарыню. Паломники стекались в Турковицу к двум приходским праздникам: положения Ризы Божией Матери в Константинополе (2 июля) и Покрова Пресвятой Богородицы (1 октября). В середине XIX в. в Турковице собиралось около 10 000 паломников из районов Хрубешова, Томашова и Волыни, а в начале ХХ в. удавалось организовывать до 20 паломничеств из разных подлясских и холмских приходов. В 1906 г. на праздник Ризоположения Божией Матери прибыло 15 000 паломников68.

Евгения была настоятельницей Турковицкого монастыря до 1907 г.

65 Путь моей жизни... С. 134-135.

66 Poleszuk M. Wirow. S. 29.

67 APL. CHWDKP. Sygn. 1045.

68 Ibid. K. 9 v; StankiwiczD. Turkowickie sanktuarium // A Turkowyczamy zywe... S. 13-15.

Затем ее сменила монахиня Магдалина (Горчакова), которая ранее несла послушание казначеи в Радочницком монастыре. Новая настоятельница довольно энергично приступила к организации монашеской жизни. К 1914 г. в монастыре проживало уже 80 монахинь. В 1910 г. начали работать женская педагогическая семинария, сельскохозяйственная школа, приют для детей и больница69. В 1903-1915 гг. в монастыре богослужение совершали восемь священников и два псаломщика70. Несколько раз монастырь посещал епископ Холмский Евлогий (Георгиевский)71. На территории монастыря были построены новая деревянная церковь Покрова Пресвятой Богородицы, 6 деревянных домов, один кирпичный с домовым храмом в честь свв. Сергия и Германа Вааламских72.

В связи с открытием в 1905 г. Холмской епархии, Синод Русской Православной Церкви решил в 1912 г. преобразовать Турковицкую общину в самостоятельный монастырь первого класса, а монахиня Магдалина была удостоена звания игумении. Два года спустя монахини были эвакуированы в Московский монастырь свв. Марфы и Марии, а в брошенных монастырских помещениях немецкие власти организовали больницу для инфекционных больных73.

В женских монастырях Холмщины и Южного Подляшья вело монашескую жизнь около 800 сестер. Настоятельницы монастырей в основном избирались из дворянских семей. Игумении монастырей были просвещенными и образованными согласно тогдашним мировым педагогическим тенденциям. Их образованность стала одной из основ деятельности женских монастырей в конце XIX — начале XX в. При поддержке правительства, жертв частных лиц и верующих деятельность монастырей принесла плоды в воспитании, образовании, социальной и

69 StankiwiczD. Turkowickie sanktuarium. S. 23; Путь моей жизни. С. 107.

70 Священники Михаил Савчук, Максим Жданов, Григорий Крейдич, Михаил Барш-чевский, Владимир Сейбун, Константин Омельяновский, Антоний Ярошевич и Петр Антонович. Псаломщики Лев Пилишчук и Михаил Курганович (см: Latawiec K. W sluzbie Imperium. S. 225).

71 Ханкевич Н. Посещение Его Преосвященством красноставской церкви, Радочицско-го монастыря и замойской Николаевской церкви // Холмская церковная жизнь. 1907. № 15. S. 567-574; Stankiwicz D. Turkowickie sanktuarium. S. 17. Епископ Евлогий (Георгиевский) не менее трех раз был в Турковицком монастыре (в 1906, 1907 и 1914 г.).

72 Stankiwicz D. Turkowickie sanktuarium. S. 15.

73 Ibid. S. 23; Latawiec K. W sluzbie Imperium. S. 225.

экономической жизни края. Несмотря на сложные жилищные условия монахинь, они прекрасно выполняли свое духовное предназначение и цели, которые ставит Православная Церковь каждому, кто принимает монашеские обеты. Женские монастыри на рубеже XIX и XX вв. были центрами паломничества, центрами русской дидактической мысли, благотворительными центрами, образцовыми фермами (сельскими хозяйствами). Большим уважением монахини пользовались у местного католического населения. К сожалению, монастыри не возвратились на эти земли после окончания Первой мировой войны и создания независимого Польского государства в 1918 г. Возрождение монашеской жизни на этих территориях произошло лишь после падения коммунистического режима в современной Польше.

Перевод с польского языка М. Никулиной, И. А. Никулина

Stefan Dmitruk

ORTHODOX NUNNERIES OF KHOLMSK-WARSAW AND KHOLMSK DIOCESES IN 1875-1915

The paper examines the history of the monasteries of Kholmsk and South Podlyashie in the late XIX — early XX century. The author studied the sources and showed that in the period under review the monastic life in the eastern part of present-day Poland experienced its heyday. The sources from the Polish archives were used in the study.

Keywords: monasteries, Orthodoxy in Poland, Kholmsk-WarsawDiocese, Kholmsk Diocese, Polish Orthodox Church.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.