Научная статья на тему 'Холмский период жизни и деятельности патриарха Тихона (Беллавина), 1892-1898 гг. '

Холмский период жизни и деятельности патриарха Тихона (Беллавина), 1892-1898 гг. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
436
173
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Армия и общество
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИСТОРИЯ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ (РПЦ) / ТИХОН / ПАТРИАРХ / АРХИМАНДРИТ / СВЯТИТЕЛЬ / СЛУЖЕНИЕ / ХОЛМСКАЯ ДУХОВНАЯ СЕМИНАРИЯ / РЕКТОР / ХОЛМСКО-ВАРШАВСКИЙ ЕПАРХИАЛЬНЫЙ ВЕСТНИК (ХВЕВ) / HISTORY OF THE RUSSIAN ORTHODOX CHURCH / TIKHON / PATRIARCH / ARCHIMANDRITE / SAINT BISHOP / SERVICE / KHOLMSK THEOLOGICAL SEMINARY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Шабанова Татьяна Владимировна

В статье рассматривается период деятельности будущего Патриарха с 1892 по 1898 г., когда святитель Тихон, будучи в сане архимандрита, в течение пяти лет возглавлял Холмскую духовную семинарию, а затем в сане епископа и всю Холмскую епархию. За это время он получил первый опыт разнообразного духовно-административного служения, и начал формироваться как крупный церковный деятель. Представлены материалы, раскрывающие формирование Патриарха как ответственного, мобильного и демократичного руководителя, обладающего такими важными качествами, как трудоспособность, самоотдача, дипломатичность, инициативность, умение быстро ориентироваться в обстановке, принимать правильные решения и брать ответственность за них на себя. Автор делает вывод, что Холмский период стал базовой подготовкой для дальнейшего служения святителя Тихона на благо Русской Православной Церкви.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Kholmsky during his life and work of Patriarch Tikhon (Bellavin), 1892-18981The Saint-Petersburg Military Institute of internal troops of MIA, Russian Federation, St. Petersburg.

The article deals with the period of the future Patriarch from 1892 to 1898, when St. Tikhon, being in the rank of Archimandrite, for five years as head of Kholmsk Theological Seminary, and then bishop and the entire diocese Kholmsk. During this time he got his first experience of a diverse spiritual and administrative service, and began to emerge as a major church figure. Presented materials on the formation of the Patriarch as a responsible, democratic leader and a mobile that has such important qualities as ability to work, dedication, diplomacy, initiative, ability to quickly orient themselves in a situation to make the right decisions and take responsibility for them themselves. The author concludes that Kholmsky period was basic training for further service for the benefit of St. Tikhon Russian Orthodox Church.

Текст научной работы на тему «Холмский период жизни и деятельности патриарха Тихона (Беллавина), 1892-1898 гг. »

Шабанова Т.В.

ХОЛМСКИЙ ПЕРИОД ЖИЗНИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПАТРИАРХА ТИХОНА (БЕЛЛАВИНА), 1892-1898 гг.

Холмский период занимает особое место в жизни и деятельности Патриарха Тихона1, так как связан с началом пути его служения Православной Церкви. За семь лет, прожитых на Холмской земле, с 1892 по 1897 г., святитель Тихон занимал пост ректора Холмской духовной семинарии, а затем почти год (с октября 1897 по сентябрь 1898 г.) был викарным епископом Холмской епархии. За это время он получил разноплановый и очень важный для последующих своих назначений опыт руководящей деятельности. Приобретенные навыки разнообразной церковнообщественной и административно-хозяйственной деятельности явились определяющими факторами его дальнейшего духовного сподвижничества и архиерейского служения.

По окончании в 1888 г. Санкт-Петербургской духовной академии будущий Патриарх, а в то время мирянин Василий Беллавин, был направлен преподавателем в духовную семинарию г. Пскова, где в декабре 1891 г. принял постриг с именем Тихон. В марте 1892 г. последовал его перевод в г. Холм Холмско-Варшавской епархии инспектором духовной семинарии. Уже в июле того же года определением Св. Синода он был назначен ректором Холмской духовной семинарии с возведением в сан архимандрита. С этого начался первый этап пути становления В. Беллавина архипастырем Русской Церкви.

Представляет интерес и само место первого назначения святителя Тихона. Холмская земля или Холмщина - историческая область на левобережье Западного Буга с центром в городе Холм (ныне г. Хелм в Польше). В древности носила назва-

1 Патриарх Тихон; святитель Тихон Московский (в миру Василий Иванович Беллавин; 19 (31) января 1865, погост Клин, Торопецкий уезд, Псковская губерния — 7 апреля 1925, Москва) — епископ Православной Российской Церкви; с 21 ноября (4 декабря) 1917 года Патриарх Московский и всея России, первый после восстановления патриаршества в России. Канонизирован Русской Церковью в лике святителей Архиерейским собором Русской Православной Церкви 9 октября 1989 года. Источник: иЯЬ: http://ru.wikipedia.org/wiki/Тихон (ПатриархМосковский)

ние Червонной Руси и входила в состав Киевского государства. В XIV в. земли Холмщины перешли к Польскому королевству и Великому княжеству Литовскому, которые затем объединились. Холм стал центром Холмской земли в составе Русского воеводства. По третьему разделу Польши в 1795 г. к Российской империи отошла небольшая часть Холмской земли от р. Буга до литовской границы, остальная ее часть отошла к Австрии. По Венскому договору 1815 г. вся Холмщина вошла в состав Царства Польского, присоединенного к Российской империи.

Холмско-Варшавская епархия охватывала две губернии Царства Польского: Люблинскую и Седлецкую, которые помимо названия «Холмщина» именовались еще и Подляшьем. Возглавлял епархию архиерей Холмско-Варшавский, имевший резиденцию в Варшаве.

В конце XIX в. Холмская земля представляла собой сложный регион с напряженной этно-конфессиональной и социально-политической обстановкой, складывающейся на протяжении нескольких веков. Митрополит Евлогий (Георгиевский), проживший семнадцать лет на Холмщине, характеризовал сложившуюся ситуацию следующими словами: «Религиозная и народная жизнь Холмщины была сложная. В ней скрещивались и переплетались разнородные религиозные течения, воздействия разных культурных наслоений, обусловленные всем историческим прошлым этого края: Русь и православие - как исторический фундамент; Польша и католичество в виде унии - как дальнейшее наслоение, заглушавшее первоначальную стихию народной жизни и изломавшее душу народа, его язык, быт и весь уклад» [1, с. 90].

Холмская духовная семинария была открыта в 1759 г. как униатская, в 1875 г. была присоединена к Православной Церкви. В 1882 г. произошло ее преобразование по общеимперскому уставу.

Учебный год начинался в сентябре, а заканчивался по-разному, от последних чисел мая до середины июня. Каждый год ректор семинарии писал отчет о состоянии своего учебного заведения, который зачитывался в присутствии всех преподавателей, учащихся и приглашенных лиц в актовом зале во время торжественного проведения годичного акта, а затем печатался в «Холмско-Варшавском епархиальном вестнике».

Из отчета 1892 г. следует, что на начало ректорства архимандрита Тихона было 115 учеников. По предметам процент успевающих составлял 95 %. За отличное

поведение и успехи в науках 13 воспитанников были награждены книгами и похвальными листами [2, с. 364].

Прямое отношение к деятельности архимандрита Тихона имеет «Отчет о приходе, расходе и остатке денег по Леонтиевскому попечительству о бедных воспитанниках Холмской духовной семинарии», печатавшийся каждый год в «Холмско-Варшавском епархиальном вестнике». Попечительство существовало с 1889 г. и было организовано стараниями митрополита Леонтия, бывшего тогда архиепископом Холмско-Варшавским. Все поступавшие пожертвования тщательно фиксировались и затем в течение года беднейшие ученики получали пособие, а также подъемные деньги получали и наименее обеспеченные выпускники. Весь преподавательский состав во главе с ректором вносил посильный вклад каждый год. Архимандрит Тихон очень активно занимался делами данной организации и в последующем сумел приумножить ее капитал.

На протяжении всего холмского периода святитель также много внимания уделял литературной деятельности. В отчете за 1892/93 учебный год указывается, что «Добросовестно относясь к прямым своим обязанностям, начальствующие и преподаватели досужное время по большей части посвящали литературной деятельности, в подтверждении чего можно указать на нижеследующие труды их: ректор, архимандрит Тихон (в епархиальном вестнике) - «Речь перед началом ученья в ХДС в 1892г.», «Новогоднее пожелание учащимся» и «Речь к оканчивающим курс ученья в 1893 г.», в «Беседе» некролог «Митрополит Исидор» и статьи «Милость Божия к русскому народу», «Размышление на празднике Введения во Храм Богоматери», «Крестолопоклонная неделя», «Преподобная Мария Египетская» и «Весна -образ нашего обновления» [3, с. 354].

Из краткого отчета за 1893/94 учебный год следует, что в семинарии было уже 138 воспитанников (13 из них были выпускниками, 12 было оставлено на повторительный курс, остальные успешно переведены в соответствующие классы). По итогам года 9 семинаристов были награждены книгами и 4 чел. - похвальными листами [4, с. 317].

В начале 1895/96 учебного года было 166 воспитанников. Полный курс окончили 22 чел., на повторительный курс были оставлены 9 учеников. За отличное поведение и успехи в науках награждено книгами 7 и похвальными листами 8 семи-

наристов [5, с. 398]. Отдельное внимание в отчете уделяется классу иконописания, где воспитанники осваивали пять групп различных занятий - от геометрического рисования до иконописных этюдов. Наиболее удачные работы учеников подносились в дар от семинарии именитым гостям - архиепископу Флавиану, Иоанну Кронштадтскому, обер-прокурору К.П. Победоносцеву и др.

В 1897 г., будучи одним из самых молодых архиереев Русской Православной Церкви, архимандрит Тихон был рукоположен в епископа Люблинского, викария Холмско-Варшавской епархии. По ректорскому отчету и годовому акту за этот год можно судить о результатах пятилетней ректорской деятельности Тихона. В то время семинарии исполнилось 138 лет со дня основания, 22 года со времени воссоединения с Православной Церковью, 15 лет с момента преобразования ее по общеимперскому уставу и 7 лет со времени нахождения в новом здании. Начальствующепреподавательский состав семинарии включал 23 чел. Все преподаватели помимо основных должностных обязанностей занимались активной краеведческой и литературной деятельностью, их заслуги регулярно отмечались различными государственными наградами.

Одной из явных заслуг архимандрита Тихона было значительное увеличение числа воспитанников семинарии (на 42,6%), что свидетельствует о росте популярности и качестве преподавания этого образовательного учреждения. При ректоре Тихоне успеваемость всегда превышала 90%, в 1897 г. она составила 92,63% [6, с. 369].

Возросла при нем и численность находящейся при семинарии образцовой школы. В 1897 г. Тихон планировал преобразовать ее в двухклассную, так как, как сказано в годичном акте, «Благодаря надлежащей постановке учебно-

воспитательного дела, образцовая начальная при семинарии школа завоевала себе прочные симпатии в местном населении, и помещения в нее детей добиваются родители без различия сословий и вероисповеданий» [6, с. 396].

Кроме нее, после закрытия в сентябре 1897 г. приходской школы в архиерейском доме, на попечение семинарии осталось 30 детей. Для них с 1 октября ректором семинарии была открыта школа грамоты в одной из комнат главного здания. К концу отчетного года в ней училось 50 чел., из них 37 православных, 12 католиков и

1 лютеранин.

В итоге в этих двух школах училось более 120 детей, 21 из которых были католического исповедания. Значительный рост числа школьников и семинаристов именно в семинарии Тихона свидетельствует о качестве преподавания в этом учреждении, а также об административно-организационных талантах молодого ректора.

За все годы ректорства он написал 27 речей и статей, изданных в «Холмско-Варшавском епархиальном вестнике» и в двух духовных журналах того времени -«Страннике» и «Беседе». Эти статьи, посвященные различным фактам общественно-религиозной жизни конца XIX в., представляют интерес не только для биографического исследования, но позволяют также выявить мировоззренческие взгляды будущего патриарха и его отношение к некоторым внутрицерковным вопросам. Из его речей, обращенных к семинаристам, можно понять, насколько высоким, важным и трудным представлялось ему пастырское служение и насколько оно соответствовало духовности будущего Патриарха.

За годы ректорства архимандрит Тихон также проявил себя умелым хозяйственником, что особенно хорошо видно по деятельности Леонтиевского попечительства о бедных воспитанниках семинарии. Прирост капитала за пять лет составил 2570 р., или 54,4 %. Так, если в 1892 г. при вступлении его в должность попечительство обладало суммой 4723 р. 03 коп, то в 1897 г. основной капитал составлял уже 7239 р. 36 коп. За годы правления Тихона в 404 случаях оказана была денежная помощь наиболее нуждающимся воспитанникам семинарии, на что израсходовано было 5 820 р. 65 к. и 232 р. 43к. - на разные потребности по нуждам попечительства [6, с. 394].

В заключение необходимо отметить, что за годы своего ректорства архимандрит Тихон сформировался как энергичный и талантливый администратор, крепкий хозяйственник, мудрый и отзывчивый пастырь. Эти черты в дальнейшем развивались во время его служения в других регионах империи и позволили ему стать одним из наиболее крупных общественно-религиозных деятелей России начала XX в.

Заслуги архимандрита не остались без внимания со стороны высшего церковного начальства. 4 октября 1897 г. император утвердил доклад Св. Синода о назначении ректора Холмской семинарии архимандрита Тихона епископом Люблинским, викарием Холмско-Варшавской епархии.

Своей предшествующей деятельностью преосвященный Тихон был хорошо подготовлен к занятию Люблинской кафедры. На своем посту он прослужил всего

11 месяцев, но и за этот короткий срок сумел эффективно и плодотворно поработать. В течение 9 месяцев владыка посетил 110 приходов и монастырей, причем в каждом проповедовал, совершал богослужения. Во время таких посещений епископ особое внимание обращал на школы и постановку образовательного процесса в них. Как известно, состояние и нужды его трудно изучить по так называемым «входящим бумагам», отчетам, рапортам, докладам, даже если они составлены самым добросовестным образом. Владыка Тихон стремился лично видеть учителей и учащихся, на месте давать необходимые распоряжения. Посещая церковно-приходские и монастырские школы, архиерей беседовал с заведующими, обсуждал вопрос об открытии новых школ с приходскими священниками, экзаменовал учеников, которым всегда дарил книги, крестики и т. д.

Одним из приоритетных направлений его деятельности оставалась забота о народном образовании. В начале 1897 г., заняв пост председателя Холмско-Варшавского епархиального училищного Совета, епископ Тихон застал 106 школ, из них 29 церковно-приходских, а оставил 208, в том числе 51 церковноприходскую. Таким образом, менее чем за два года архиерей сумел организовать 102 школы. Нужно отметить, что одновременно улучшилась постановка воспитательно-образовательного процесса, состояние школьных помещений, ситуация с обеспечением учебниками и учебными пособиями, возросли успехи учащихся [6, с. 511].

Будние дни, не занятые поездками, викарий посвящал решению разнообразных административных вопросов по управлению епархией, а также вопросов, связанных с деятельностью Свято-Богородицкого братства. К владыке, участливо относившемуся к каждому члену своей паствы, часто обращались за советами, указаниями, помощью многочисленные посетители различных социальных слоев, званий и возраста. Простота, общедоступность, несмотря на высокий сан, сердечность, искренность и любезность обхождения с людьми неоднократно отмечались теми, кому довелось общаться с ним. Так, митрополит Евлогий вспоминал: «Будучи ректором, он сумел завязать живые и прочные отношения с народом. В сане епископа он

еще более углубил и расширил свою связь с народом и стал, действительно, для Холмщины «своим» архиереем. Мне постоянно приходилось слышать самые сердечные отзывы о нем духовенства и народа» [1, с. 94].

Таким образом, первый (холмский) период архиерейского служения святителя Тихона является очень важным и показательным по нескольким параметрам. Он дал возможность епископу проявить свои профессиональные и душевные качества, получить определенные навыки работы с паствой. Практические результаты его деятельности на посту викария Люблинской епархии выразились в улучшении образовательно-воспитательного процесса в учебных заведениях губернии, учреждении новых школ, организации успешной работы братств, продуктивной миссионерской деятельности, открытии церквей и многом другом. Немаловажным достижением владыки можно считать создание принципиально иной духовной атмосферы на подведомственной ему территории. Это проявилось, прежде всего, в установлении неформальных, дружеских отношений между рядовым (в том числе сельским) духовенством и архиереем.

За время служения на Холмщине будущий Патриарх сформировался как ответственный, мобильный и очень демократичный руководитель, обладающий важными профессиональными качествами: огромной трудоспособностью, самоотдачей, дипломатичностью, инициативностью, умением быстро ориентироваться в обстановке, вовремя принимать необходимые решения и брать ответственность за них на себя. Можно сказать, что холмский период стал базовой подготовкой для дальнейшего служения святителя Тихона в других регионах Российской империи, для его духовного и профессионального роста и, в итоге, - для его подвижничества в сане Патриарха Московского и всея России.

* * *:

1. Путь моей жизни: Воспоминания митрополита Евлогия (Георгиевского), изложенные по его рассказам Т. Манухиной. М.: Моск. рабочий, 1994. 622 с.

2. Холмско-Варшавский епархиальный вестник. Варшава, Типография Варшавского учебного округа, 1892. 458 с.

3. Холмско-Варшавский епархиальный вестник. Варшава, Типография Варшавского учебного округа, 1893. 480 с.

4. Холмско-Варшавский епархиальный вестник. Варшава, Типография Варшавского учебного ок-

руга, 1894. 491 с.

5. Холмско-Варшавский епархиальный вестник. Варшава, Типография Варшавского учебного округа, 1896. 471 с.

6. Холмско-Варшавский епархиальный вестник. Варшава, Типография Варшавского учебного округа, 1897. 456 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.