Научная статья на тему 'Протестантская пресса на Дальнем Востоке России на рубеже 1990—2000-х гг.'

Протестантская пресса на Дальнем Востоке России на рубеже 1990—2000-х гг. Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
91
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Дальний Восток России / средства массовой информации / религиозные организации / евангельские верующие / религиозная журналистика / конфессиональная пресса / протестантские газеты / Russian Far East / mass media / religious organizations / evangelical believers / religious journalism / confessional press / Protestant newspapers

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Дударенок Светлана Михайловна

Целью данной статьи является анализ места и роли протестантской прессы в медиапространстве российского Дальнего Востока. Религиозная журналистика, активно развивавшаяся с начала 1990-х гг. и имеющая два основных направления — светское и конфессиональное, — сыграла значительную роль в возрождении религиозной жизни в регионе, в пропаганде религиозных ценностей и становлении церковных институтов. Хронологические рамки работы охватывают 1990-е — начало 2000-х гг. Основными источниками выступают существовавшие на территории российского Дальнего Востока в 1990-е — начале 2000-х гг. протестантские периодические издания и материалы съездов евангельских церквей Приморского края. Работа основывается на комплексном, системно-историческом подходе; основными при исследовании являлись сравнительно-исторический метод и метод научного описания. Материальная и моральная помощь иностранных миссионеров и миссионерских организаций местным протестантским общинам (баптистов, евангельских христиан, христиан веры евангельской (пятидесятников) и адвентистов седьмого дня) способствовала тому, что дальневосточные протестанты смогли в 1990-е гг. не только начать массовую евангелизацию населения Дальнего Востока, но и добиться в этом значительных успехов, обогнав по количеству религиозных общин Русскую православную церковь. Возрождение протестантских конфессий на российском Дальнем Востоке в 1990-е гг. не только вызвало рост числа религиозных общин и верующих, но и обусловило создание собственных конфессиональных СМИ, в первую очередь газет, которые во многом облегчали проведение евангелизационных программ. Протестантские церкви Дальнего Востока России в 1990—2000-е гг. стремились создавать межсоюзные и межконфессиональные газеты, на страницах которых излагалась христианская (библейская) точка зрения вне конфессиональной принадлежности; отдавался приоритет духовно-нравственному возрождению человека и общества, правовым и социально-культурным проблемам, истории церквей, благотворительной и милосердной деятельности евангельских верующих.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Дударенок Светлана Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Protestant Press in the Russian Far East in the Late 1990s and the Early 2000s.

The purpose of this paper is to analyze the place and role of the Protestant press in the media space of the Russian Far East. Religious journalism, which developed in the early 1990s and had two main directions — secular and confessional — played a significant role in the revival of religious life in the Russian Far East, in the promotion of religious values and the formation of church institutions. The chronological framework of the research covers the period between the 1990s and the early 2000s. The main sources are the Protestant periodicals and materials of the congresses of the Evangelical churches of the Primorye Region that existed on the territory of the Russian Far East between the 1990s and the early 2000s. The work is based on a complex, systemic-historical approach; the main methods of the research were the comparative-historical method and the method of scientific description. Material and moral assistance of foreign missionaries and missionary organizations to local Protestant communities (Baptists, Evangelical Christians, Christians of the Evangelical Faith (Pentecostals) and Seven-day Adventists) contributed to the fact that Far Eastern Protestants were able not only to begin mass evangelization of the population of the Far East but also to achieve significant success overtaking the number of religious communities of the Russian Orthodox Church in the 1990s. The revival of Protestant denominations in the Russian Far East in the 1990s brought to life not only the growth of religious communities and believers but also the creation of their own confessional media, primarily newspapers, which significantly helped to conduct evangelistic programs. In the 1990s and the 2000s, Protestant churches of the Russian Far East sought to create interunion and interfaith newspapers, which set out the Christian (biblical) point of view outside the confessional affiliation. They gave priority to the spiritual and moral revival of man and society, legal and socio-cultural issues, church histories, and charitable and merciful activities of evangelical believers.

Текст научной работы на тему «Протестантская пресса на Дальнем Востоке России на рубеже 1990—2000-х гг.»

УДК 947.084:2(571.6)(054)«199» DOI 10.24412/1026-8804-2021-4-170-184

Протестантская пресса на Дальнем Востоке России на рубеже 1990-2000-х гг.

Светлана Михайловна Дударенок,

доктор исторических наук, кандидат философских наук, профессор, ведущий научный сотрудник отдела социально-политических исследований Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН, Владивосток. E-mail: dudarenoksv@gmail.com

Целью данной статьи является анализ места и роли протестантской прессы в медиапространстве российского Дальнего Востока. Религиозная журналистика, активно развивавшаяся с начала 1990-х гг. и имеющая два основных направления — светское и конфессиональное, — сыграла значительную роль в возрождении религиозной жизни в регионе, в пропаганде религиозных ценностей и становлении церковных институтов. Хронологические рамки работы охватывают 1990-е — начало 2000-х гг. Основными источниками выступают существовавшие на территории российского Дальнего Востока в 1990- е — начале 2000-х гг. протестантские периодические издания и ма -териалы съездов евангельских церквей Приморского края. Работа основывается на комплексном, системно-историческом подходе; основными при исследовании являлись сравнительно-исторический метод и метод научного описания. Материальная и моральная помощь иностранных миссионеров и миссионерских организаций местным протестантским общинам (баптистов, евангельских христиан, христиан веры евангельской (пятидесятников) и адвентистов седьмого дня) способствовала тому, что дальневосточные протестанты смогли в 1990- е гг. не только начать массовую еван -гелизацию населения Дальнего Востока, но и добиться в этом значительных успехов, обогнав по количеству религиозных общин Русскую православную церковь. Возрождение протестантских конфессий на российском Дальнем Востоке в 1990 -е гг. не только вызвало рост числа религиозных общин и ве -рующих, но и обусловило создание собственных конфессиональных СМИ, в первую очередь газет, которые во многом облегчали проведение еванге-лизационных программ. Протестантские церкви Дальнего Востока России в 1990—2000-е гг. стремились создавать межсоюзные и межконфессиональ- ¡^

ные газеты, на страницах которых излагалась христианская (библейская) точка зрения вне конфессиональной принадлежности; отдавался приори- ^

тет духовно -нравственному возрождению человека и общества, правовым и социально -культурным проблемам, истории церквей, благотворительной |

и милосердной деятельности евангельских верующих. £

Ключевые слова: Дальний Восток России, средства массовой информации, религиозные организации, евангельские верующие, религиозная журналистика, конфессиональная пресса, протестантские газеты.

Protestant Press in the Russian Far East in the Late 1990s and the Early 2000s. Svetlana Dudarenok, Institute of History, Archaeology and Ethnology of the Peoples of the Far East, FEB RAS, Vladivostok. Russia. E-mail: dudarenoksv@gmail.com.

The purpose of this paper is to analyze the place and role of the Protestant press in the media space of the Russian Far East. Religious journalism, which developed in the early 1990s and had two main directions — secular and confes -sional — played a significant role in the revival of religious life in the Russian Far East, in the promotion of religious values and the formation of church institu tions. The chronological framework of the research covers the period between the 1990s and the early 2000s. The main sources are the Protestant periodicals and materials of the congresses of the Evangelical churches of the Primorye Region that existed on the territory of the Russian Far East between the 1990s and the early 2000s. The work is based on a complex, systemic - historical approach; the main methods of the research were the comparative - historical method and the method of scientific description. Material and moral assistance of foreign missionaries and missionary organizations to local Protestant com munities (Baptists, Evangelical Christians, Christians of the Evangelical Faith (Pentecostals) and Seven -day Adventists) contributed to the fact that Far Eastern Protestants were able not only to begin mass evangelization of the population of the Far East but also to achieve significant success overtaking the number of religious communities of the Russian Orthodox Church in the 1990s. The revival of Protestant denominations in the Russian Far East in the 1990s brought to life not only the growth of religious communities and believers but also the creation of their own confessional media, primarily newspapers, which significantly helped to conduct evangelistic programs. In the 1990s and the 2000s, Protestant churches of the Russian Far East sought to create interunion and interfaith newspapers, which set out the Christian (biblical) point of view outside the con fessional affiliation. They gave priority to the spiritual and moral revival of man and society, legal and socio cultural issues, church histories, and charitable and merciful activities of evangelical believers.

Keywords: Russian Far East, mass media, religious organizations, evangelical believers, religious journalism, confessional press, Protestant newspapers.

Q.

Актуальность темы исследования определяется необходимостью научного анализа места и роли христианской прессы в медиапространстве российского Дальнего Востока в 1990-е — начале 2000-х гг. Религиозная журналистика, активно развивавшаяся с начала 1990-х гг. и имеющая два основных направления — светское и конфессиональное, — сыграла значительную роль в возрождении религиозной жизни, пропаганде

религиозных ценностей и становлении церковных институтов. На российском Дальнем Востоке существенный вклад в этот процесс внесли возникшие в 1990-е гг. христианские периодические издания. Одна часть из них по разным причинам прекратила своё существование в нулевые годы, другая — активно развивается в настоящее время, составляя конкуренцию в освещении религиозных вопросов светским газетам и журналам.

Цели данной статьи: выявление причин активного возникновения конфессиональных периодических изданий на российском Дальнем Востоке; анализ тематики публикаций в протестантских газетах, форм и методов работы журналистов конфессиональных газет и отношения к этим изданиям органов власти и дальневосточного сообщества; характеристика целевой аудитории тех или иных протестантских газет и журналов; выявление причин закрытия большинства из них в нулевые годы.

Феномен российской конфессиональной журналистики активно изучается с начала 2000-х гг. Ряд аспектов данной проблемы нашёл отраже -ние в работах Т.Н. Ивановой [6], Л.В. Кашинской, М.М. Лукина, Л.Л. Рес -нянской [9], И.В. Симонова [10], М.Л. Шевченко [11], А.В. Щипкова [12] и др. В поле зрения учёных в основном находятся православные СМИ [1; 2; 6; 7; 8 и др.]. Трудов, в которых анализировалась бы протестантская пресса, тем более на региональном уровне, практически нет.

Источниковая база исследования представлена личным архивом автора, содержащим, во-первых, подборку существовавших на территории российского Дальнего Востока в 1990- е — начале 2000-х гг. протестантских периодических изданий, во-вторых, материалы съездов евангель-ских церквей Приморского края (рис. 1), в которых значи -тельное внимание уделялось вопросу создания и деятельности на российском Даль нем Востоке христианских газет и журналов.

Методология, избранная автором, включает в себя ком - ^ паративный анализ дальневосточной протестантской прес- о сы рубежа 1990—2000-х гг., ^ позволяющий выявить осо - ^ бенности публикаций в дан - §

о

ных изданиях, охарактери- £

Рис. 1. Материалы съездов евангельских церквей Приморского края. Фото автора

зовать становление конфессионального журналистского сообщества в регионе и отношение к конфессиональной прессе общества и власти.

В начале 1990-х гг. в медиапространстве России возник новый фено -мен: религиозные средства массовой информации. Их появление и востребованность были связаны не только с последствиями социальных перемен, произошедших в стране (отказ государства от искусственного вытеснения религии на периферию общественной жизни), но и с общемировыми процессами десекуляризации, начавшимися в конце 1970-х гг.: увеличением роли религии в общественной жизни различных государств; претензией со стороны религии на регламентацию всего — и об -щества, и закона, и политики, и личной жизни; выполнением религией идеологической функции, так как её интерпретации общественной жизни отвечают интересам различных социальных слоев и групп населения.

Религиозные СМИ не обладают уникальными чертами по сравнению со светскими массмедиа. Как последние, они представлены телевизионными и радиовещательными программами, печатными и интернет-изданиями. Особое место среди религиозных СМИ занимает периодика — газеты и журналы.

Количество и конфессиональная принадлежность религиозных периодических изданий определяются как общей религиозной ситуацией в стране, так и сложившейся религиозной ситуацией в том или ином регионе.

Российский Дальний Восток за годы советской власти стал самым се -кулярным на всей территории СССР. К началу 1990 г. только 10 611 чел., что составляло примерно 0,17% от общего количества населения региона, были верующими. На огромной территории действовало всего 160 религиозных общин и групп православного (27 — Русская православ -ная церковь (РПЦ), 6 — старообрядцы), баптистского (Всесоюзный Совет евангельских христиан - баптистов (ВСЕХБ) — 41; Совет церквей еван -гельских христиан - баптистов (СЦ ЕХБ) — 12), адвентистского (21), пяти -десятнического (30), иеговистского (7), иудейского (1), меннонитского (1), языческого (14) вероисповеданий, как официально зарегистрированных, так и действующих без регистрации [4, с. 375—377]. Соответственно, большая часть конфессиональных газет на российском Дальнем Востоке на рубеже 1990—2000-х гг. были православными и протестантскими.

Православная периодика в настоящее время издаётся во всех дальневосточных епархиях и имеет как электронный, так и бумажный форматы; выход же протестантских газет и журналов после 2012—2013 гг. практически прекратился. Их место заняли новостные страницы официальных о. сайтов российских и дальневосточных союзов евангельских христиан, ^ евангельских христиан - баптистов (ЕХБ), адвентистов седьмого дня, пре -§ свитериан, методистов и т.д. Протестантская пресса 1990—2000-х гг. час-£ то является единственным источником, позволяющим узнать о многих

событиях религиозной жизни Дальнего Востока России, и восполняет недостаток архивных материалов. Всё это делает изучение истории становления и развития протестантской прессы в Дальневосточном регионе особо актуальным.

Принятие федерального закона «О свободе вероисповеданий» (1990) и подписание президентом РСФСР Б.Н. Ельциным 20 сентября 1991 г. указа № 123 «Об открытии г. Владивостока для посещения иностранными гражданами» стали отправной точкой для активизации в Дальневосточном регионе деятельности различных религиозных миссий. Значительная часть миссионеров, работающих на Дальнем Востоке России, были представителями протестантских и католических религиозных организаций.

Материальная и моральная помощь иностранных миссионеров и миссионерских организаций местным протестантским общинам способствовала тому, что дальневосточные протестанты смогли в 1990-е гг. не только начать массовую евангелизацию населения Дальневосточного региона, но и добиться в этом значительных успехов, обогнав по ко -личеству религиозных общин РПЦ. Определённую роль в этом процессе сыграли протестантские газеты и журналы.

В начале 1990-х гг., не имея опыта, профессиональных журналистов и достаточного количества финансовых средств, дальневосточные протестантские церкви пользовались любой возможностью заявить о себе в светских периодических изданиях. Так, с 1993 по 1996 г. в газете «При -морец» (пос. Славянка) существовала страничка «В поисках духовного счастья», где часто публиковались материалы о жизни и деятельности различных протестантских церквей.

В газете «Находкинский рабочий» (г. Находка) с 1991 по 2003 г. пас -тор пресвитерианской Церкви Пак Кван Бэ вёл рубрику «Проповедь». «Во что и кому вы верите?», «Пойман с поличным», «Истинный Бог» и другие её темы были направлены на духовное, нравственное просве щение читателя.

Во владивостокских газетах «Завтра России» и «Гражданин» в 1990-е гг. на отдельной полосе выходили материалы о Церкви «Благая весть», интервью с пастором А. Барчуком «Христианский психотерапевт или врач реаниматолог, кто кого?», христианские новости и другие публикации о протестантских церквах; в газете «Бизнес-Арс» (г. Арсень-ев) не раз печатались материалы о христианском лагере «Преображение»; в газете «Новости» (г. Владивосток) было размещено свидетельство ^ веры в Бога одного бывшего наркомана — «Бог круче героина»; в газе -тах «Восход» (г. Арсеньев), «Трудовая слава» (с. Вольно - Надеждинское) в 1990- е гг. часто выходили статьи пасторов церквей ЕХБ [13, с. 38—39].

Так как религиозная жизнь протестантских церквей в 1990- е гг. про - ^ текала наиболее активно в Приморском крае, создание и развитие их пе - § риодических изданий наиболее успешно шло именно там. Выходящие £

о.

в Приморье протестантские христианские газеты распространялись по всей территории российского Дальнего Востока. В 1990- е гг. в крае из -давалось около 15 протестантских газет, часть из них просуществовала недолго, другая сохранила свои позиции даже в нулевые годы.

Наиболее известными из христианских протестантских газет были «Покровский Вестник», «Возрождение Приморья», «Любовь Христа», «Сестры», «Колодезь Иаковлев», «Деяния», «Принять жизнь», «Сотник Корнилий», «Христианство Приморья» [13, с. 39; Личный архив автора] и др.

Создавая свои газеты, про -тестанты стремились ориентироваться на определённого читателя. Так, например, в конце 1990-х гг. в г. Арсень-еве выходила «Девяточка» — газета для школьников. Её редактором являлся Василий Трусов, учитель информатики. Вся информация газеты была основана на христианской морали и этике [13, с. 39].

Первый номер газеты «Колодезь Иаковлев» (рис. 2) — печатного органа церквей ЕХБ Приморского края — вышел в июле 1999 г. [16, с. 1]. Редактором была член Союза жур налистов России Зоя Бардина, ставшая впоследствии ко ординатором Приморского отделения Ассоциации журналистов-христиан. «Колодезь Иаковлев» издавался до января 2001 г. Объём номера составлял 8 полос формата А3, тираж не указывался. Газета выходила нерегулярно: в 1999 г. было напечатано всего 2 номера, в 2000 г. — 3 [15; 16].

Газета носила информационный и духовно-назидательный характер. Она была адресована членам церквей ЕХБ (которые из неё могли получать информацию о текущем положении дел в Объединении церквей ЕХБ Приморского края и вообще в христианском мире), и в то же вре -мя имела миссионерский характер — содержала сведения для нецерковной аудитории.

Необходимость в создании газеты епископ церквей ЕХБ Приморского края Геннадий Кузьмич Ивков определил следующим образом:

Рис. 2. Печатный орган церквей ЕХБ Приморского края. Фото автора

«Это „Колодезь", из которого мы могли бы черпать воду живую. Из такого источника узнали бы о жизни нашего братства, Приморских поместных церквей, о миссионерах, которые совершают своё нелёгкое служение, об их молитвенных нуждах и материальных трудностях, об их радостях и победах; о служении среди детей в детских домах и при ютах; об успешной работе детского лагеря „Преображение"; о молодёжных конференциях и служении молодёжи в поместных церквах; о музыкально певческих группах и о поездках по краю; о наших кон тактах с другими христианскими союзами и деноминациями, о встречах с зарубежными гостями; о строительстве молитвенных домов; о проведении конференций и семинаров; перерегистрации уставов церквей.

И самое главное — мы сможем дать ответ через газету на волнующие Вас вопросы...» [15, с. 1]. Издание (дизайн, вёрстка и подготовка макета) «Колодезя Иаковлева» осуществлялось при участии редактора газеты «Деяние» Вячеслава Сапожникова [16, с. 8].

«Возрождение Приморья» — периодическое издание пресвитериан Приморского края — стало выходить с сентября 2001 г. Его учреди -телем была Христианская пресвитерианская церковь «Возрождение» г. Владивостока. На страницах газеты излагались история, современное состояние, деятельность пресвитерианских общин и групп не только

Приморского края, но и других территорий Дальнего Востока России.

Межконфессиональная дальневосточная христианская газета «Сёстры» (рис. 3), выходив шая на рубеже 1990—2000-х гг., была рассчитана на женскую аудиторию. Её главным редактором являлась Аннета Высоцкая — пастор Евангелической христианской церкви г. Владивостока [19, с. 1]. В редколлегию также входили Вера Сапожникова (администратор СевероВосточного союза церквей еван гельских христиан) и журналист Зоя Бардина [19, с. 8].

Газета выходила на восьми страницах, была близка и по

по«,, 1 нятна как молодым девуш-

Рис. о. Межконфессиональная дальнево- ^

сточная христианская газета «Сестры». кам, так и женщинам более Фото автора старшего возраста. В издании

о.

публиковались новости женского служения, отчёты региональных женских христианских конференций, материалы о благотворительной деятельности прихожанок различных протестантских церквей, стихи и проза христианок и проч.

Помимо газеты «Сёстры», на Дальнем Востоке, в г. Магадане, суще -ствовало ещё одно похожее издание — христианский журнал «<Мир женщины» [19, с. 7].

К началу 2000-х гг. протестантскими верующими Приморского края была осознана необходимость создания христианской газеты, которая не только имела бы «значительный объём и тираж, но и находилась бы в свободной продаже» [17, с. 32]. Эту идею поддерживал консультант от -дела по работе с национальными и религиозными организациями администрации Приморского края Анатолий Васильевич Дмитренко, который говорил буквально следующее: «Нужна ли нам христианская газета? Думаю, что она просто необходима! Я думаю, что верующие из различных церквей... нуждаются в своём печатном органе... Поэтому самые добрые пожелания по его изданию.. Мы хотим. вести конструктивное содружество с этим органом, если он начнёт работать.» [20, с. 2]. По мнению А.В. Дмитренко, в такой газете должны освещаться: история различных христианских конфессий на Дальнем Востоке; отношения дальневосточных церквей с единоверцами из других регионов России и зарубежных стран; позиции современных протестантских богословов по проблемам межцерковного характера и существующие дискуссии по интересным религиозным вопросам. Особое внимание изданию следовало уделить советскому периоду в истории протестантских церквей Дальнего Востока, «потому что это судьбы человеческие. Из истории ничего не выкинешь, а это был такой исторический фрагмент нашей жиз ни, о котором надо помнить и говорить» [20, с. 2].

С начала 2000-х гг. такую роль стала играть газета приморских ЕХБ «Христианство Приморья» (рис. 4,5) (бывший «Колодезь Иаковлев», который выходил до 2005 г.). Её учредителем была Владивостокская церковь ЕХБ «Благая весть», главным редактором — епископ ЕХБ Приморского края Г.К. Ивков [20, с. 1]. По поводу задач, стоящих перед коллективом редакции, он сказал следующее: «Газета „Христианство Приморья" будет. свидетельством об Иисусе Христе — истинном свете, о его учении, которое никогда не меняется и не зависит от времени. И через это будет -■г рассматривать и давать практические советы для всех возрастов, мужчин и женщин, служить коренному изменению природы человека и его поведения. И также здесь можно узнать информацию о жизни евангель-о. ских церквей в Приморском крае. Вот главные задачи газеты» [20, с. 1]. ^ Тираж «Христианства Приморья» колебался в пределах от 3 тыс.

| (№ 2 (12) апрель — май 2003 г.) до 11 тыс. (№ 4 (14) октябрь — но -£ ябрь 2003 г.) экз. Как и «Колодезь Иаковлев», газета выходила нерегулярно:

Рис. 4. Газета приморских ЕХБ Рис. 5. Газета приморских ЕХБ

«Христианство Приморья». Фото автора «Христианство Приморья». Фото автора

в 2001 г. - 6 номеров, в 2002 г. - 6, в 2003 г. - 5, в 2004 г. - 1, в 2005 г. - 6.

Издателями являлись Объединение ЕХБ Приморского края и Ассоциация корейских миссионеров. «Женщина, семья, дети», «Взгляд на жизнь», «Размышления, выводы служителей» и другие рубрики газеты были рассчитаны на разнообразных читателей.

Коллектив редакции «Христианства Приморья» отдавал приоритет в своих публикациях темам духовно-нравственного возрождения человека и общества; правовым и социально-культурным проблемам; стремился следовать основным христианским ценностям в освещении любых вопросов. С исторической точки зрения наибольший интерес представляют публиковавшиеся практически в каждом номере материалы, отражающие официальную хронику церквей, - отчёты со съездов и конференций, сообщения о посещениях иностранных миссионеров, статистические данные и др. Газета распространялась в основном на территории Приморского края, но определённое количество экземпляров передавалось в братские церкви других регионов Дальнего Востока.

В Хабаровском крае аналогичную роль играла газета евангельских христиан «Другое время» (главный редактор - Станислав Регер) [18, с. 41].

С 2010 г. Северо - Восточным союзом церквей евангельских хрис -тиан стала издаваться дальневосточная христианская информационно-аналитическая газета «РЯОсвет» (рис. 6). Она выходила на 20 страницах

раз в два месяца и распро-странялась по церквам все-го Дальнего Востока. Наиболее активными членами её редколлегии были Ростислав Максимов, Сергей Петриченко, Вячеслав Железняков, Анастасия Лукьянова, Татьяна Пак, Сергей Ткачук и др. [22, с. 20]. Газе -та освещала жизнь не только евангельских христиан Даль -него Востока России, но и про -тестантских верующих других конфессий — баптистов, пресвитериан, методистов и др.

Церковь и политика, церковь и реклама, церковь и молодёжь, молодёжные программы дальневосточных протестантских церквей, миссионерские поездки по Дальнему Востоку?, благотворительная и милосердная деятельность дальневосточных протестантских церквей, детские христианские лагеря, фестивали христианской песни, христианские конференции и семинары, мнения пасторов по разным вопросам, международные события, жизнь поместных церквей — эти и другие темы были основными на страницах информационно -аналитической газеты «РЯОсвет» [21].

Хотя изучение католической прессы не входит в предмет нашего исследования, тем не менее необходимо отметить, что свою приходскую газету «Заря Владивостока» (редактор — Юрий Белозёров) начал издавать с 1993 г. приход Пресвятой Богородицы Римско-католической церкви г. Владивостока [3]. Газета выходила на 12 страницах раз в два месяца. Опыт её выпуска был использован журналистами-христианами при издании протестантских газет и журналов.

В начале 2000-х гг. дальневосточные протестантские церкви стали ^ осваивать новый вид изданий — электронные СМИ. Большая часть про -тестантских газет российского Дальнего Востока в середине 2000-х гг. перешла в такой формат. По мнению пасторов, это дешевле и доступен нее для верующих.

s Протестантские церкви Дальнего Востока России по инициати-

§ ве редколлегии газеты «РЯОсвет» стали реализовывать с 2010 г. про-£ ект «MOST- DV.RU, всё, что достойно внимания.». MOST- DV.RU — это

Рис. 6. Дальневосточная христианская информационно-аналитическая газета «РШсвет». Фото автора

информационный христианский ресурс, который был создан для распространения христианских (библейских) ценностей в современном обществе. Проект ставил задачу «выстраивать отношения и вести диалог, используя современные средства коммуникации» [22].

Целевая аудитория была определена следующим образом: «размышляющий, думающий, интересующийся читатель, активный пользо ватель интернета, любой возрастной категории, которому небезразличны события культурной, политической, экономической и общественной жизни» [22, с. 9].

Все публикации на сайте распределялись по рубрикам и темам, кото рые для удобства читателя отображались на главной странице. По окон чании срока актуальности новости переходили в архив и также распределялись по темам.

Сайт MOST- DV.RU содержал информацию о всех участниках про -екта, которые могли наполнять, дополнять и изменять его контент. MOST-DV. RU выпускал новостные заметки; открыто выражал мнение участников по различным событиям и ситуациям и обязательно указывал, на чём это мнение основано; размещал интервью как традиционный способ высказывания мнения; использовал блоги как основное связую -щее звено между печатными и электронными СМИ [21, с. 9].

«MOST- ПРЕСС» — печатное и электронное издание — включало в себя всё лучшее и самое обсуждаемое из публикаций сайта, отражало христианскую (библейскую) точку зрения вне конфессиональной принадлежности, имело презентабельный внешний вид. Оно выходило один раз в квартал и первоначально распространялось только в электронном виде по подписке.

Присутствие религиозной тематики на страницах светских газет и журналов, появление и развитие христианских СМИ и их влияние на потребителя информации становится с начала 2000-х гг. предметом обсуждения различных конференций и круглых столов. В апреле 2000 г. Институт религии и права в Суздале в течение нескольких дней обсуждал правовые аспекты, связанные с публикациями на религиозные темы. В феврале 2000 г. общество «Радонеж» провело в Москве конгресс пра -вославной прессы, в ответ на это в декабре 2000 г. протестантские церкви организовали в Санкт-Петербурге конференцию христианских печатных СМИ. В обоих мероприятиях принимали участие журналисты конфессиональных СМИ российского Дальнего Востока. ^

В июле 2001 г. по инициативе Приморского отделения Ассоциации журналистов-христиан во Владивостоке прошла региональная конференция «Христианская пресса Приморья: вчера, сегодня, перепек-тивы развития». В ней приняли участие журналисты светской прессы, пишущие на темы религии; пасторы многих протестантских церквей; § журналисты -христиане из церквей различных конфессий города и края. £

На мероприятие были приглашены авторы, издававшие католическую газету «Заря Владивостока», и журналисты Владивостокской и Приморской епархии РПЦ [13, с. 39].

В ходе конференции прошла выставка христианских печатных СМИ России, СНГ и Приморья, а также круглый стол, на котором обсуждалось, что такое христианская пресса, почему она нуждается в распространении, её важность, перспективы развития и недостатки региональной конфессиональной прессы. Журналисты-христиане в ходе обсуждения недостатков конфессиональных газет и журналов обратили внимание и на недостатки освещения христианства в светских СМИ, к которым отнесли: «религиозную безграмотность» авторов светских изданий, слабое знание ими отечественной истории и истории российских протестантских конфессий; несоблюдение правовых и этических норм (шельмование, клевета, оскорбление чувств верующих и проч.); тенденциозность в изложении материала («всё, что делают евангельские христиане, априори считается зловредным») [18, с. 41—43]. С подобными проблемами сталкивались конфессиональные журналисты и издания по всей стране.

Так, в сентябре — ноябре 2001 г. на факультете журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова было проведено исследование «Религия в информационном поле российских СМИ». В сводном отчёте эксперты отметили ряд недостатков отечественной конфессиональной прессы: низкий профессиональный уровень большинства изданий; неумение церковных организаций, учредителей и издателей использовать СМИ для распространения веры; малодоступный, трудный для понимания стиль подачи материала; засилье «консервативно-охранительного направления», что не способствует привлечению широкой аудитории; недостаточную представленность либеральных тенденций и таких органов информации, которые бы отражали эти либеральные точки зрения; сообщалось, что аудитория конфессиональных СМИ не получает достаточно полного представления о месте и роли религии в современном российском обществе и в мире; отмечалось отсутствие более или менее объективного взгляда на общерелигиозную ситуацию, сосуществование разных религий и традиций, а также на проблему диалога между светским и рели -гиозным мирами [9, с. 101—102].

Подводя итог анализу места и значения протестантских газет и журналов в медиапространстве российского Дальнего Востока на рубеже ^ 1990—2000-х гг., можно сделать несколько выводов.

Во-первых, возрождение протестантской религиозной традиции на российском Дальнем Востоке вызвало к жизни не только рост числа о. религиозных общин и верующих, но и создание собственных конфес-^ сиональных СМИ, в первую очередь газет и журналов. Протестантских § изданий было довольно много (более 15), но они имели ограниченную £ аудиторию и оставались практически неизвестны широкой публике.

Во-вторых, отличительной особенностью дальневосточных протестантских периодических изданий на рубеже 1990-2000-х гг. являлся их апологетический и миссионерский характер: утверждение своего религиозного вероучения и привлечение новых верующих, а также дополнительное религиозное просвещение тех, кто уже был сторонником данной конфессии.

В-третьих, протестантские церкви Дальнего Востока России стремились создавать межсоюзные и межконфессиональные газеты и журналы, на страницах которых излагалась христианская (библейская) точка зрения вне конфессиональной принадлежности; отдавали приоритет на своих страницах духовному, нравственному возрождению человека и общества; правовым и социально - культурным проблемам; исто -рии церквей в контексте истории Отечества; благотворительной и мило -сердной деятельности евангельских верующих.

В-четвёртых, в дальневосточных протестантских газетах, основанных определённой конфессией (ЕХБ, евангельские христиане, пресвитериане и др.), основное внимание уделялось собственной религиозной организации; жизнь других религиозных объединений показывалась фрагментарно. Сквозь призму собственного вероучения освещались также социальные, культурные и политические темы.

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ

1. Бакина О.В. Современная православная журналистика России. Киров: КФ МГЭИ, 2003. 223 с.

2. Бакина О.В. Современная православная журналистика России: опыт региональных СМИ: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Киров, 2003. 23 с.

3. Бюллетень Местной религиозной организации Приход Пресвятой Богородицы Римско - католической Церкви в г. Владивостоке. URL: http://cath.bolgoff.ru/ sunrise - newspaper/ (дата обращения: 23.08.2021).

4. Дударенок С.М. Религия, церковь, верующие на российском Дальнем Востоке в конце XIX—XX веке // Диалог со временем. М.: ИВИ, 2015. Вып. 50. С. 368-397.

5. Иванова Т.Н. Религиозные СМИ в системе российской журналистики // Вестник РУДН. Серия: Литературоведение, журналистика. 2001. № 5. С. 73—78.

6. Иванова Т.Н. Современная русская православная периодическая печать: типология, основные направления, жанровая структура: автореф. дис... канд. фи-лол. наук. М., 2003. 25 с.

7. Костикова H.A. Этика отношений в информационном поле Церкви // Вестник ^ Московского университета. Серия 10: Журналистика. 2002. № 4. С. 52—62.

8. Лученко К. Что такое православные СМИ? URL: https://www.pravmir.ru/chto - § takoe - pravoslavnye - smi/ (дата обращения: 02.09.2021).

9. Религия в информационном поле российских СМИ. М.: Медиасоюз: Гильдия ре- hj лигиозных журналистов, 2003. 142 с.

10. Симонов И.В. К вопросу о конфессиональных средствах массовой информации | в современной России // Наука без границ. 2020. № 5 (45). С. 29—34. £

11. Шевченко М. Религиозная журналистика: типы, принципы и проблемы инсти-туционализации URL: https://www.pravmir.ru/religioznaya - zhurnalistika - tipy -principy- i - problemy- institucionalizacii/ (дата обращения: 02.09.2021).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Щипков A.B. Учись читать религиозную прессу // Соборный двор: публицистические статьи (1991-2001). М., 2003. С. 230-231.

13. Бардина 3. Христианская пресса: её влияние на общество, развитие в Приморье // Второй съезд евангельских церквей Приморского края: сб. докл. Вла -дивосток, 2003. С. 38—40 // Личн. арх. автора.

14. Заря Владивостока. 2016. № 4. Сентябрь — Октябрь // Личн. арх. автора.

15. Колодезь Иаковлев. 1999. № 1 // Личн. арх. автора.

16. Колодезь Иаковлев. 1999. № 2 // Личн. арх. автора.

17. Лавров Р. Развитие христианских СМИ в современных условиях // Четвёртый съезд евангелических церквей Приморского края: сб. докл. Владивосток, 2007. С. 31—32 // Личн. арх. автора.

18. Регер С. Освещение христианства в светских СМИ // Второй съезд евангель -ских церквей Приморского края: сб. докл. Владивосток, 2003. С. 41—43 // Личн. арх. автора.

19. Сёстры. Б/г. Вып. 2 // Личн. арх. автора.

20. Христианство Приморья. 2001. № 1 // Личн. арх. автора.

21. PROcBeT. Дальневосточная христианская информационно-аналитическая газета. 2010. Май № 18 // Личн. арх. автора.

22. PROcBeT. Дальневосточная христианская информационно-аналитическая газета. 2010. Июль. № 19 // Личн. арх. автора.

REFERENCES

1. Bakina O.V. Sovremennaya pravoslavnaya zhurnalistika Rossii [Contemporary Ortho -dox Journalism in Russia]. Kirov, KF MGEI Publ., 2003, 223 p. (In Russ.)

2. Bakina O.V. Sovremennaya pravoslavnaya zhurnalistika Rossii: opyt regional'nykh SMI: avtoref. dis. ... kand. filol. nauk [Contemporary Orthodox Journalism in Russia: Regional Media Experience. Author's abstract of the PhD in philol. sci. diss.]. Kirov, 2003, 23 p. (In Russ.)

3. Byulleten' Mestnoy religioznoy organizatsii PrikhodPresvyatoy Bogoroditsy Rimsko-katolicheskoy Tserkvi v g. Vladivostoke [Bulletin of the Local Religious Organiza -tion Holy Mother of God Catholic Parish of the Roman Catholic Church in Vladivo -stok]. Available at: http://cath.bolgoff.ru/sunrise -newspaper/ (accessed 23.08.2021). (In Russ.)

4. Dudarenok S.M. Religiya, tserkov', veruyushchie na rossiyskom Dal'nem Vostoke v kontse XIX—XX veke [Religion, Church, Believers in the Russian Far East at the End of the 19th Century and in the 20th Century]. Dialog so vremenem, Moscow, IVI Publ., 2015, iss. 50, pp. 368—397. (In Russ.)

5. Ivanova T.N. Religioznye SMI v sisteme rossiyskoy zhurnalistiki [Religious Mass Me -dia in the System of Russian Journalism]. Vestnik RUDN, seriya «Literaturovedenie, zhurnalistika», 2001, no. 5, pp. 73—78. (In Russ.)

6. Ivanova T.N. Sovremennaya russkaya pravoslavnaya periodicheskaya pechat': tipologiya, osnovnye napravleniya, zhanrovaya struktura: avtoref. dis. ... kand. filol. nauk [Contemporary Russian Orthodox Periodical Press: Typology, Main Directions, Genre Structure. Author's abstract of the PhD in philol. sci. diss.]. Moscow, 2003, 25 p. (In Russ.)

7. Kostikova N.A. Etika otnosheniy v informatsionnom pole Tserkvi [Relations Ethics in Church Information Field]. VestnikMoskovskogo universiteta, seriya 10 «Zhurnalisti -ka», 2002, no. 4, pp. 52-62. (In Russ.)

8. Luchenko K. Chto takoe pravoslavnye SMI? [What is Orthodox Media?]. Available at: https://www.pravmir.ru/chto -takoe -pravoslavnye - smi/ (accessed 02.09.2021). (In Russ.)

9. Religiya v informatsionnom pole rossiyskikh SMI [Religion in the Information Field of Russian Media]. Moscow, Mediasoyuz Publ., Gil'diya religioznykh zhurnalistov Publ., 2003, 142 p. (In Russ.)

10. Simonov I.V. K voprosu o konfessional'nykh sredstvakh massovoy informatsii v sovremennoy Rossii [On the Question of Confessional Mass Media in Modern Rus -sia]. Nauka bez granits, 2020, no. 5 (45), pp. 29-34. (In Russ.)

11. Shevchenko M. Religioznaya zhurnalistika: tipy, printsipy i problemy institutsiona-lizatsii [Religious Journalism: Types, Principles and Problems of Institutionaliza-tion]. Available at: https://www.pravmir.ru/religioznaya zhurnalistika tipy principy

i - problemy- institucionalizacii/ (accessed 02.09.2021). (In Russ.)

12. Shchipkov A.V. Uchis' chitat' religioznuyu pressu [Learn to Read Religious Press]. Sobornyy dvor: publicisticheskie stat'i (1991—2001) [Cathedral Yard: Journalistic Ar -ticles (1991-2001)]. Moscow, 2003, pp. 230-231. (In Russ.)

13. Bardina Z. Khristianskaya pressa: ee vliyanie na obshchestvo, razvitie v Primor'e [Christian Press: Its Influence on Society, Development in Primorye]. Vtoroy s"ezd evangel'skikh tserkvey Primorskogo kraya: sb. dokl. [The Second Convention of Evangelic Churches of the Primorye Region: Proceedings]. Vladivostok, 2003, pp. 38—40. Lichn. arkh. avtora [Author's Personal Files]. (In Russ.)

14. Zarya Vladivostoka [Vladivostok's Sunrise], 2016, no. 4, September — October. Lichn. arkh. avtora [Author's Personal Files]. (In Russ.)

15. Kolodez' Iakovlev [Jacob's Well], 1999, no. 1. Lichn. arkh. avtora [Author's Personal Files]. (In Russ.)

16. Kolodez' Iakovlev [Jacob's Well], 1999, no. 2. Lichn. arkh. avtora [Author's Personal Files]. (In Russ.)

17. Lavrov R. Razvitie khristianskih SMI v sovremennykh usloviyakh [Development of Christian Mass Media in Modern Conditions]. Chetvertyy s"ezd evangelicheskikh tserkveyPrimorskogo kraya: sb. dokl. [The Fourth Convention of Evangelic Churches of the Primorye Region. Proceedings]. Vladivostok, 2007, pp. 31—32. Lichn. arkh. av-tora [Author's Personal Files]. (In Russ.)

18. Reger S. Osveshchenie khristianstva v svetskikh SMI [Sanctification of Christianity in Secular Media]. Vtoroy s"ezd evangel'skikh tserkvey Primorskogo kraya: sb. dokl. [The Second Convention of Evangelic Churches of the Primorye Region. Proceed -ings]. Vladivostok, 2003, pp. 41—43. Lichn. arkh. avtora [Author's Personal Files]. (In Russ.)

19. Sestry [Sisters], Sine anno, iss. 2. Lichn. arkh. avtora [Author's Personal Files]. (In Russ.)

20. Khristianstvo Primor'ya [Christianity of Primorye], 2001, no. 1. Lichn. arkh. avtora [Author's Personal Files]. (In Russ.)

21. PROsvet. Dal'nevostochnaya khristianskaya informatsionno - analiticheskaya gaze - ^ ta [PROlight. Far Eastern Christian Information and Analytical Newspaper], 2010,

no. 18, May. Lichn. arkh. avtora [Author's Personal Files]. (In Russ.) §

22. PROsvet. Dal'nevostochnaya khristianskaya informatsionno - analiticheskaya gaze -

ta [PROlight. Far Eastern Christian Information and Analytical Newspaper], 2010, fej no. 19, July. Lichn. arkh. avtora [Author's Personal Files]. (In Russ.)

s

о о

Дата поступления в редакцию 05.09.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.