Научная статья на тему 'ПРАВОСЛАВНАЯ МИССИЯ В РУССКОЙ АМЕРИКЕ (1741–1867)'

ПРАВОСЛАВНАЯ МИССИЯ В РУССКОЙ АМЕРИКЕ (1741–1867) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
289
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Русская Америка / миссионерство / преп. Герман Аляскинский / святитель Иннокентий (Вениаминов) / русская духовная культура / продажа Аляски США в 1867 г. / Russian America / missionary work / Rev. Herman of Alaska / St. Innocent (Veniaminov) / Russian spiritual culture / sale of Alaska to the USA in 1867

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Сергей Анатольевич Резников

Миссионерская деятельность представителей Русской Православной Церкви на Североамериканском континенте в период существования Русской Америки (1741–1867) является ярким примером успешной проповеди Евангелия среди народов, не ведавших о вере Христовой. Статья посвящена обзору апостольских трудов русских миссионеров на Аляске и Алеутских островах, послуживших не только знакомству местных народов с Православной верой, но и формированию положительного отношения к Российскому государству и Русской Православной Церкви. Итогом деятельности православных миссионеров стало создание на Аляске стойких очагов Православной Церкви, способствовавших сохранению русской духовной культуры вплоть до наших дней.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORTHODOX MISSION IN RUSSIAN AMERICA (1741–1867)

Russian Orthodox Church representatives’ missionary activity on the North American continent, during the existence of Russian America (1741–1867), is a vivid example of the successful preaching of the Gospel among peoples who did not know about the faith of Christ. Russian missionaries’ apostolic works in Alaska and the Aleutian Islands, which served not only to introduce the local peoples to the Orthodox faith, but also to form a positive attitude towards the Russian state and the Russian Orthodox Church, are reviewed in the article. The result of the activity of Orthodox missionaries was the creation of stable centers of the Orthodox Church in Alaska, which contributed to the preservation of Russian spiritual culture up to the present day.

Текст научной работы на тему «ПРАВОСЛАВНАЯ МИССИЯ В РУССКОЙ АМЕРИКЕ (1741–1867)»

Ипатьевский вестник. 2022. №1 (17). С. 135-151. Ipatievsky vestnik. 2022. №. 1 (17). Р. 135-151.

ЦЕРКОВЬ И ВРЕМЯ

Научная статья УДК 281.93(73)

DOI: 10.24412/2309-5164-2022-1-135-151

Православная миссия в Русской Америке (1741-1867)

Сергей Анатольевич Резников, Костромская духовная семинария, Кострома, Россия rasputina_k@mail.ru

Аннотация. Миссионерская деятельность представителей Русской Православной Церкви на Североамериканском континенте в период существования Русской Америки (1741-1867) является ярким примером успешной проповеди Евангелия среди народов, не ведавших о вере Христовой.

Статья посвящена обзору апостольских трудов русских миссионеров на Аляске и Алеутских островах, послуживших не только знакомству местных народов с Православной верой, но и формированию положительного отношения к Российскому государству и Русской Православной Церкви. Итогом деятельности православных миссионеров стало создание на Аляске стойких очагов Православной Церкви, способствовавших сохранению русской духовной культуры вплоть до наших дней.

Ключевые слова: Русская Америка, миссионерство, преп. Герман Аляскинский, святитель Иннокентий (Вениаминов), русская духовная культура, продажа Аляски США в 1867 г.

Для цитирования: Резников С. А., свящ. Православная миссия в Русской Америке (1741-1867) // Ипатьевский вестник. 2022. № 1. С. 135-151. https://doi.org/10.24412/2309-5164-2022-1-135-151

© Резников С.А., 2022.

Священник Сергий Анатольевич Резников, выпускник Костромской духовной семинарии. Настоятель Елизаветинской церкви пос. Чистые Боры Буйского района Костромской области /

Priest Sergiy Reznikov, a graduate of Kostroma Theological Seminary. Senior priest of the Elizabethan Church of the village Chistiye Bori of Buysky district of Kostroma region

CHURCH AND TIME

Scientific article

Orthodox mission in Russian America (1741-1867)

Sergei Anatolievich Reznikov, Kostroma Theological Seminary, Kostroma, Russia rasputina_k@mail.ru

Abstract. Russian Orthodox Church representatives' missionary activity on the North American continent, during the existence of Russian America (1741-1867), is a vivid example of the successful preaching of the Gospel among peoples who did not know about the faith of Christ.

Russian missionaries' apostolic works in Alaska and the Aleutian Islands, which served not only to introduce the local peoples to the Orthodox faith, but also to form a positive attitude towards the Russian state and the Russian Orthodox Church, are reviewed in the article. The result of the activity of Orthodox missionaries was the creation of stable centers of the Orthodox Church in Alaska, which contributed to the preservation of Russian spiritual culture up to the present day.

Keywords: Russian America, missionary work, Rev. Herman of Alaska, St. Innocent (Veniaminov), Russian spiritual culture, sale of Alaska to the USA in 1867

For citation: Reznikov S.A, priest. Orthodox mission in Russian America (1741-1867) // Ipatievsky vestnik. 2022. № . 1. P. 135-151 (In Russian). https://doi.org/10.24412/2309-5164-2022-1-135-151

БОЛЕЕ 120 лет немалые части Северной Америки, в первую очередь, Аляска и Алеутские острова, открытые и освоенные трудами отважных русских людей, входили в состав Российской империи, и справедливо именовались Русской Америкой (1741-1867)1.

Особая роль в процессе освоения североамериканских территорий и распространения среди коренных жителей тех земель российской государственности и русской культуры, принадлежит представителям духовенства и миссионерам Русской Православной Церкви, самым ярким из которых был святитель Иннокентий (Вениаминов) — апостол и первый православный иерарх Америки.

Нужно отметить, что, прежде чем на североамериканском континенте воссиял свет православной веры, эти земли были открыты российскими мореплавателями и путешественниками, а также представителями простого русского народа.

1 Российские владения в Северной Америке, проданные США в 1867 г., в настоящее время со-

ставляют территорию штата Аляска, общей площадью 1 717 854 км2, который включает в себя одноименный полуостров, континентальную часть, Алеутские острова, часть тихоокеанского берега, острова Александровского архипелага. Коренными жителями являются индейцы, алеуты, эскимосы и русские.

Экспедиция В. Беринга и А.И.Чиркова в 1728 г. Экспедиции В. Беринга и А.И.Чиркова в 1741 г.

Рис. 1. Первая (1728 г.) и Вторая (1741 г.) Камчатские экспедиции.

В ХУ1-ХУП вв. территория Российского государства значительно увеличилась благодаря присоединению к ней Урала и Сибири. Заселение восточных окраин (Среднего Поволжья, Приуралья, Западной Сибири) привело к строительству новых городов, развитию промышленности и торговли, что вызвало потребность в поиске новых источников сырья1.

Наиболее выгодным и распространенным источником дохода на Руси в то время была торговля мехом пушного зверя, но уже к концу XVII в. добыча ценного меха в Сибири упала, и взоры промышленных людей и чиновников устремились на Дальний Восток и в бассейн Тихого океана2.

В то время русскими землепроходцами — промышленниками и казаками — была открыта и исследована вся Северо-Восточная Азия: от Оби до Тихоокеанского побережья, а также совершено множество плаваний по арктическим морям3.

Хотя на островах Тихого океана пушнины было не так много как в Сибири, не менее ценной и прибыльной там была добыча кож и шкур морского зверя — морских бобров, котов, сивучей (морских львов), моржей, а также моржовой кости. Отправляясь в плавания, промышленники и мореходы, имевшие в своем распоряжении самые простые и примитивные средства, в качестве судов первоначально использовали обычные плоты, строившиеся почти без гвоздей

1 См.: Лебедев Лев, прот. «Колумбы Росские». Апостольство Русской Православной Церкви в Америке (ХШП-Х1Х вв.). М.: «Русский Хронограф», 2003. С. 52-53.

2 См.: Ефимов А. В. Из истории русских географических открытий в Северном Ледовитом и Тихом океанах (XVII - первая половина XVIII в.). М.: Гос. изд-во геогр. лит-ры, 1950. С. 58.

3 См.: Фёдорова С. Г. Русское население Аляски и Калифорнии: Конец XVIII в. — 1867 г. / Академия наук СССР, Ин-т этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая; отв. ред. А. В. Ефимов. М.: Наука, 1971. С. 100.

и соединявшиеся с помощью ремней. Поэтому большинство первых экспедиций оканчивались трагично для их участников — они погибали, терпя кораблекрушения в суровых и неспокойных арктических морях. В тех же случаях, когда путешествие заканчивалось благополучно, смелые мореплаватели возвращались с обильной добычей, которая с лихвой вознаграждала их за перенесенные тяготы и лишения1.

Таким образом, основной причиной стремительного освоения Русью новых земель — от Урала до Америки, являлись большие экономические выгоды этого процесса.

В первое время этот процесс имел стихийный характер, и проходил без участия российской армии и флота. И только с первой половины XVIII в., после окончания Северной войны со Швецией в 1721 г., со стороны российского правительства начинается обследование, открытие, а затем и освоение островов Тихого океана и побережья Северной Америки2.

Инициатором этого процесса был царь Петр I, который стремился расширить географические познания о новых землях, а также интересовался морскими путями в Индию и Китай, распространением влияния России в Тихоокеанском бассейне и возможностью достичь берегов Северной Америки с целью разведки иностранных владений и военно-политических условий в этом регионе3.

По его распоряжению 27 декабря 1724 г. был издан указ о снаряжении Первой Камчатской экспедиции, носившей научный характер — определить соединяется ли Азия с Америкой4.

В 1728 г. в ходе экспедиции под командованием служившего в русском флоте датчанина Витуса Беринга было установлено, что Азию и Америку разделяет морской пролив. Хотя мореплаватели выполнили поставленную перед ними задачу, американского континента им так и не удалось увидеть5.

Только участникам Второй Камчатской экспедиции 1741 г. под командованием В. Беринга и А. Чирикова удалось открыть северо-западный берег Америки и собрать достоверные сведения об Алеутских островах и Аляске6.

Сведения, привезенные участниками Второй Камчатской экспедиции о новых землях, изобилующих пушным зверем, возбудили интерес предприимчивых русских торговых и промышленных людей. На Алеутские острова устремились

1 См.: Там же. С. 100-101.

2 См.: Арсланов Р. А., Керов В. В., Мосейкина М. Н. История России с древнейших времен до начала XX века: Учеб. для студентов гуманит. спец. / Под ред. В. В. Керова. М.: Высш. шк., 2001. С. 126.

3 См.: Лебедев Лев, прот. «Колумбы Росские». Апостольство Русской Православной Церкви в Америке (ХШП-ХК вв.). М.: «Русский Хронограф», 2003. С. 16.

4 См.: Греков В. И. Очерки из истории русских географических исследований в 1725-1765 гг. М.: Изд-во Академии наук СССР,1960. С. 20.

5 См.: Фёдорова С. Г. Русское население Аляски и Калифорнии: Конец XVIII в. - 1867 г. / Академия наук СССР, Ин-т этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая; отв. ред. А. В. Ефимов. М.: Наука, 1971. С. 5.

6 См.: Ефимов А. В. Из истории русских географических открытий в Северном Ледовитом и Тихом океанах (XVII - первая половина XVIII в.). М.: Гос. изд-во геогр. лит-ры, 1950. С. 182.

Рис. 2. Аляска и Алеутские острова в период Русской Америки.

русские купцы и промышленники с разных регионов страны. Для увеличения своих промыслов они стремительно продвигались на восток, что способствовало открытию новых земель1.

С момента открытия Аляски и Алеутских о-вов в1741 г. знакомство местных жителей с православием носило свободный, непринужденный характер и осуществлялось благодаря проживавшим и промышлявшим на Аляске русским людям, образ жизни которых, связанный с соблюдением традиций Православной Церкви, являлся своеобразным миссионерским делом2.

Со второй половины XVIII в., по мере снижения численности промысловых животных, многие русские промышленники начинают убеждать туземцев-охотников принять Православие и креститься. Святитель Иннокентий (Вениаминов) замечает, что духовное родство, между крещаемым и его восприемником начинает использоваться, как одно из средств для налаживания дружественных контактов и постоянных торговых связей с местным населени-ем3. По мнению святителя, «окрещенные алеуты, уважая восприемников своих,

1 См.: Греков В. И. Очерки из истории русских географических исследований в 1725-1765 гг. М.: Изд-во Академии наук СССР,1960. С. 170.

2 См.: Барсуков И. П. Иннокентий, Митрополит Московский и Коломенский, по его сочинениям, письмам и рассказам современников. М.: Фирма Алеся, 1997. С. 22.

3 См.: Иннокентий (Вениаминов), митрополит, свт. Творения Иннокентия, митрополита Московского: В 3-х кн. / Собр. И. Барсуковым. М.: Синод. тип., 1886-1888. Кн. 2. 1887. С. 3.

как отцов, служили им исключительно и усердно, и никто другой из русских не мог приманить к себе чужих крестников»1.

Знакомство с православной культурой и усвоение ее религиозных и нравственных норм способствовало подготовке сознания местных жителей к восприятию основ общественно-политического строя Российского государства и к признанию ими российского подданства, что привело к укреплению положения Российского государства на пограничных территориях2.

Таким образом, Православие, являющееся, на тот момент духовной основой Российского государства, помимо своей главной задачи — благовестил и просвещения языческих народов, защищало интересы государства на Тихоокеанском Севере.

В целом русские первопроходцы, осуществляя непринужденный тип взаимодействия культур, постепенно, ненасильственно вносили в местные культуры христианские представления и нравственные нормы общественной и частной жизни, тем самым подготовив коренных жителей к систематической миссионерской деятельности, начавшейся с момента прибытия на Аляску участников Первой духовной миссии в 1794 г.

В 1793 г. Святейший Синод назначает в Русскую Америку Первую православную миссию, состоящую из семи валаамских монахов и одного послушника. В состав миссии, во главе с архимандритом Иоасафом (Болотовым), входили иеромонах Ювеналий (Говорухин), иеромонах Макарий (Александров), иеромонах Афанасий (Михайлов), иеродиакон Нектарий (Панов), послушник Михаил Говорухин (брат иеромонаха Ювеналия), монах Иоасаф Евсеев и монах Герман — прославленный в XX в. Русской Православной Церковью святой — преп. Герман Аляскинский3.

Перед отъездом из Санкт-Петербурга миссионерам, по указанию императрицы Екатерины II, была выдана инструкция, в которой «отмечалась высота предстоящего служения миссионеров; указывалось на необходимость быть всегда готовыми внушать путь истины туземному населению и никогда не уклоняться от возложенного на них ответственного послушания; при научении туземцев истинам православной веры быть терпеливыми, кроткими, соблюдая строгую постепенность в переходе от усвоения новообращенными одной истины к другой; среди новообращенных творить справедливый суд; оказывать помощь им в удовлетворении их материальных нужд; перед лицом, не знающим Закона Божьего, самим быть примером доброделания, соблюдать полное бескорыстие»4.

Направление на Аляску первых миссионеров отвечало и другим интересам Российского государства в Североамериканском регионе. Власти стремились

1 Там же.

2 См.: Климент (Капалин), митр. Православие на Аляске: ретроспектива развития в 17411917 гг. Тверь, 2014. С. 110.

3 См.: Куренков А., священник. Аляскинская (Кадьякская) миссия // Православная энциклопедия. М., 2001. Т. 2. С. 90.

4 Скурат К. Е. История Поместных Православных Церквей: Учебное пособие. В 2 т. Т. 2. М.: Русские огни, 1994. С. 265.

использовать пребывание миссионеров на Аляске для закрепления своего положения на американском континенте и для осуществления контроля над стихийной деятельностью русских промышленников на Тихоокеанском Севере. Также, согласно инструкции, глава миссии — архимандрит Иоасаф (Болотов), осуществляя судопроизводство по духовным делам, должен был защищать коренных жителей от произвола и притеснений русскими промышленниками. Таким образом, деятельность членов Первой духовной миссии не носила строгий миссионерский характер1.

По прибытии в сентябре 1794 г. на Аляску, монахи с истинно апостольской ревностью приступили к выполнению своих миссионерских обязанностей. Только в течение первых двух лет деятельности миссии, монахами были крещены около 9000 язычников2.

Для воспитания и обучения, а также пастырской заботы о столь значительном числе туземной паствы были необходимы священники. Считая, что с этими задачами лучше всего справятся священнослужители из числа местных жителей, Святейший Синод посчитал необходимым постоянное пребывание на Аляске епископа, который бы на месте рукополагал достойных кандидатов из выпускников школы в священный сан и осуществлял архипастырское руководство, что способствовало бы развитию миссии и придало бы ей больший авторитет. Для этого в Иркутск был вызван архимандрит Иоасаф и 10 апреля 1799 г. рукоположен во епископа Кадьякского. Однако достичь первому епископу Аляски своей кафедры так и не удалось. В мае того же года корабль, на котором находился епископ, попал в бурю и затонул близ острова Уналашки со всеми пассажирами и командой. На протяжении последующих 40 лет нового епископа на Аляску не назначали3.

После трагической гибели епископа Иоасафа и сопровождавших его клириков, в том числе двух членов миссии—иеромонаха Макария и иеродиакона Стефана, — миссионерская деятельность на Аляске терпела ощутимый спад в продолжение двух последующих десятилетий. Отсутствие руководителя миссии и сокращение ее состава отрицательно сказалось на ее деятельности. Из членов Первой духовной миссии на Аляске оставалось только четыре человека: иеромонах Афанасий, который, будучи малообразованным, свою миссионерскую деятельность ограничивал только совершением богослужений на о. Кадьяк; иеродиакон Нектарий, отличавшийся слабым здоровьем, покинувший Аляску в 1806 г.; монахи Герман и Иоасаф4.

Дальнейшему развитию миссионерской деятельности помешал и возникший конфликт членов Первой духовной миссии с теми русскими промышленниками, которые своим безнравственным и бесчеловечным поведением

1 См.: История Русской Америки (1732-1867): В 3-х тт.: Т. 1. Основание Русской Америки (17321799) / Отв. ред.: акад. Н. Н. Болховитинов. М.: Междунар. отношения, 1997. С. 262.

2 См.: Лебедев Лев, прот. «Колумбы Росские». Апостольство Русской Православной Церкви в Америке (XVIII-XIX вв.). М.: «Русский Хронограф», 2003. С. 78-79.

3 См.: Корсун С. Преподобный Герман Аляскинский. М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный институт, 2005. С. 40.

4 См.: Климент (Капалин), митр. Русская Православная Церковь на Аляске до 1917 г. М.: ОЛМА Медиа Групп, 2009. С. 68-69.

по отношению к коренным жителям дискредитировали проповедь евангельской любви к ближнему1.

Печальником об угнетенном местном населении в то время был монах Герман, который старался защитить туземный народ от произвола русских промышленников и своей деятельной любовью и участием успокаивал и согревал сердца страждущих2. По своему смирению отец Герман всегда отказывался от священства, но духовным советом и примером своей подвижнической жизни привлекал ко Христу самых разных людей. Он заботился и о духовно-нравственном здоровье русских, и о том, чтобы научить вере и жизни по вере новообращенных из язычников. Отец Герман думал в первую очередь о том, чтобы жители Аляски узнали о Христе и восприняли в своей жизни истины Евангелия. Особое внимание он уделял детям, продолжая заниматься школой на Кадьяке.

Вместе с заботой о духовном благоустроении туземцев и нормальном к ним отношении со стороны русских, монах Герман обучал местных жителей земледелию, кулинарии и ведению домашнего хозяйства. Он не совершал специальных миссионерских поездок и не занимался изучением языков местных народов, но своей святой жизнью, которая была исполнена трудов и лишений, терпения и воздержания, любви и сострадания, оказывал глубокое влияние на людей3.

Старец закончил свою жизнь в 1837 г. в полуотшельничестве на небольшом острове Еловом возле Кадьяка, прозванном «Новым Валаамом». Память о нем благоговейно почитается до наших дней. В 1970 г. он был канонизирован как преподобный Герман Аляскинский4.

Несмотря на все трудности и обширный ряд функций, возложенных на членов Первой духовной миссии, им удалось организовать миссионерскую деятельность на Аляске, результатами которой были: крещение тысяч аборигенов, формирование у них лояльного отношения к русской власти и начало регулярного богослужения в Северной Америке. Обучение детей в устроенной монахами

1 См.: Климент (Капалин), митр. Православие на Аляске: ретроспектива развития в 17411917 гг. Тверь, 2014. С. 204.

2 См.: Корсун С. Преподобный Герман Аляскинский. М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный институт, 2005. С. 79.

3 См.: Климент (Капалин), митр. Русская Православная Церковь на Аляске до 1917 г. М.: ОЛМА Медиа Групп, 2009. С. 94.

4 См.: Григорьев Дмитрий, протоиерей. От древнего Валаама до Нового Света. Русская Православная Миссия в Северной Америке. М.: Изд. ПСТГУ, 2007. С. 10-12.

Рис. 3. Иннокентий (Вениаминов), митрополит Московский и Коломенский.

на о. Кадьяке школе в дальнейшем привело к появлению в поселениях прослойки грамотных работников из коренного населения, воспитанных в православной традиции и хорошо владевших русским и туземным языками. Кроме того, защищая местных жителей от жестокости русских промышленников, миссионеры способствовали формированию у коренного населения положительного отношения к Русской Православной Церкви1.

Недостатком миссионерской деятельности членов Первой духовной миссии было то, что они практически не занимались изучением языков коренных народностей Аляски, что явилось причиной неполного восприятия местными жителями догматических основ и вероучительных истин христианства2.

Следующий этап в развитии православной миссии на Аляске связан с личностью святителя Иннокентия (Вениаминова), служение, миссионерская деятельность, научные труды которого оказали существенное влияние на православие в Северной Америке.

Родом с Иркутской губернии будущий святитель, а в 1824 г. священник Иоанн, оставляет городской приход, дом, землю, и отправляется со своей многочисленной семьей на Аляску, в то время край света, просвещать Евангельским светом алеутов, эскимосов и другие народы американского континента3.

По прибытии на Аляску он первым делом начинает изучать алеутский язык, который, при всей его трудности и особой сложности произнесения некоторых звуков, он за несколько лет вполне освоил и стал говорить на нем самостоятельно. Это расширило возможности его миссионерской деятельности4.

Для ведения более действенной проповеди он стал вникать в особенности жизни местных жителей, изучал обычаи, нравы, быт, присущие им деловые качества и черты характера. Проявляя заботу об их духовном росте, он стремился уяснить для себя, каковы их религиозные представления и нравственные правила. Такой подход в пастырском делании создал крепкую духовную связь о. Иоанна с местным населением5.

Освоив алеутский язык, священник Иоанн приступил к составлению алеутской азбуки, за основу которой был взят церковно-славянский алфавит. Затем он составил грамматику алеутско-лисьевского языка и словарь объемом около 1200 слов и начал переводить Катехизис. К 1830-м гг. он перевел для алеутов Катехизис, Божественную Литургию, Евангелие от Матфея, часть Евангелия от Луки и Деяний апостольских, составил поучение на алеутском языке о сущности христианства для новокрещенных6.

1 См.: Климент (Капалин), митр. Православие на Аляске: ретроспектива развития в 17411917 гг. Тверь, 2014. С. 204.

2 См.: Там же. С. 207.

3 См.: Максим (Рыжов), игум. Русский человек: Апостол северных народов святитель Иннокентий, митрополит Московский. М.: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2012. С. 29-31.

4 См.: Фиалкин В. Святитель Иннокентий, митрополит Московский и его миссионерская деятельность// ЖМП. 1979. № 3. С. 72.

5 См.: Климент (Капалин), митр. Русская Православная Церковь на Аляске до 1917 г. М.: ОЛМА Медиа Групп, 2009. С. 112.

6 См.: Ефимов А. Б. Очерки по истории миссионерства РПЦ. М.: Изд-во ПСТГУ, 2007. С. 136.

С большой радостью алеуты восприняли возможность читать на своем языке, и многие из них стали учиться грамоте. Просвещая взрослых алеутов, святитель Иннокентий не меньшее внимание уделял и детям. Его нередко можно было видеть в окружении и своих детей, и детей местных жителей, с которыми он, как со-взрослыми, проводил беседы о Боге и предназначении человека. Владение грамотой благоприятствовало большему утверждению местных жителей в православии, и искоренению языческих понятий и обычаев1.

Большое внимание святитель уделял изучению этнографии края. При встречах с жителями Алеутских о-вов и материковой Аляски он со вниманием относился к их рассказам о своей жизни. Из этих рассказов он узнавал о религиозных воззрениях и нравственных принципах туземцев, об их общих чертах характера, нравах и совершаемых обрядах, об укладе повседневной жизни, традициях семейных отношений и особенностях быта. Совершая многочисленные путешествия, он постоянно вел записи о своих поездках. Его этнографические исследования явились научной базой для последующих поколений историков и этнографов, изучающих народы Северной Америки, и являются бесценным наследием отечественной и мировой науки2.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Научные труды священника Иоанна Вениаминова на Алеутских о-вах не ограничивались этнографическими и лингвистическими исследованиями. Он составил подробные описания этой сейсмически активной зоны, ее природных ресурсов, флоры и фауны, вел систематические наблюдения за погодой, причем первым из миссионеров использовал для этого специальные приборы. Проявляя заботу о сохранении природных ресурсов Аляски, он разработал график запусков в охоте на морских котиков с целью сохранения популяции этих редких животных. Применение разумных способов охоты, разработанных о. Иоанном, способствовало сокращению заметно возрастающему уменьшению количества зверей и в дальнейшем быстрому их размножению, что привело к сохранению и увеличению получаемых от промысла доходов3.

Труды священника Иоанна Вениаминова в разных областях науки были обусловлены не столько его любознательностью, сколько отеческой любовью пастыря к своей полудикой пастве. Все свои научные наблюдения и этнографические исследования народов Аляски он делал для того, чтобы впоследствии было легче проводить среди них миссионерскую работу и с большим успехом прививать им основы христианской веры и нравственности4.

Несмотря на то, что с 1796 по 1867 гг. число крещеных местных жителей увеличилось незначительно, с 9000 до 12000 человек, внутреннее состояние аляскинской паствы за этот период существенно изменилось5.

1 См.: Климент (Капалин), митр. Русская Православная Церковь на Аляске до 1917 г. М.: ОЛМА Медиа Групп, 2009. С. 114.

2 См.: Максим (Рыжов), игум. Русский человек: Апостол северных народов святитель Иннокентий, митрополит Московский. М.: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2012. С. 139-142.

3 См.: Барсуков И. П. Иннокентий, Митрополит Московский и Коломенский, по его сочинениям, письмам и рассказам современников. М.: Фирма Алеся, 1997. С. 46-47.

4 См.: Там же. С. 49-50.

5 См.: Фёдорова С. Г. Русское население Аляски и Калифорнии: Конец XVIII в. — 1867 г. / Акаде-

Созданные святителем Иннокентием методы миссионерского служения, основанные на органичности взаимосвязи культуры и ценностей малых народов с миссионерством, позволили развить на Аляске хорошо организованную миссию, действующую на обширных территориях края.

После смерти супруги в 1839 г. о. Иоанн принял постриг с именем Иннокентий и был рукоположен во епископа на открытую в 1840 г. американскую кафедру. Под омофором святителя Иннокентия, занимавшего американскую кафедру с 1840 по 1867 гг., Православная Церковь на Аляске переживала свой расцвет1.

Основной задачей своей деятельности на Аляске в этот период святитель Иннокентий считал развитие миссии, и годы его архипастырского служения явились временем ее интенсивного роста в Русской Америке.

В течение первых пяти лет епископского служения святителя на территории Аляски были открыты три новые миссии: Нушагакская (1842 г., на р. Нуша-гак), Квихпакская (1844 г., в с. Икогмют, на р. Юкон или Квихпак) и Кенайская (1845 г., на п-ове Кенай). От существовавших прежде в Русской Америке приходов их отличало то, что они охватывали территории, населенные народами с незначительным числом русского населения2.

Святитель Иннокентий был убежден, что учреждение и развитие миссионерских центров в глубине материка приведет к освоению новых районов Аляски, где проживают тысячи непросвещенных Евангельской проповедью аборигенов. Каждому миссионеру предстояло расширять свою пастырскую активность, и посещая отдаленные поселения вверенной ему территории, духовно окормлять местных жителей. Для этого в труднодоступных и отдаленных поселениях строились часовни, которые со временем должны были стать центрами новых приходов и миссий.

Наставляя миссионеров, святитель разъяснял им, что только проповедь, учение и личный пример являются единственными допустимыми и вместе с тем самыми эффективными средствами обращения язычников. Также, святитель Иннокентий обязывал все духовенство своей епархии и приезжавших из России священников-миссионеров переводить на местные языки молитвы, богослужебные тексты, Священное Писание, наставления в православной вере3.

В это время миссионерской деятельностью на Аляске занимались: протоиереи Петр Литвинцев и Иаков Нецветов, иеромонахи Мисаил (Озеров) и Николай (Милитов), священники Илия Петелин, Иннокентий Шаяшников, Григорий Головин, Андрей Сизой, Лаврентий Саламатов и др4.

мия наук СССР, Ин-т этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая; отв. ред. А. В. Ефимов. М.: Наука, 1971. С. 240.

1 См.: Лебедев Лев, прот. «Колумбы Росские». Апостольство Русской Православной Церкви в Америке (XVIII-XIX вв.). М.: «Русский Хронограф», 2003. С. 140-141.

2 См.: Ефимов А. Б. Очерки по истории миссионерства РПЦ. М.: Изд-во ПСТГУ, 2007. С. 141.

3 См.: Григорьев Дмитрий, прот. От древнего Валаама до Нового Света. Русская Православная Миссия в Северной Америке. М.: Изд. ПСТГУ, 2007. С. 27-28.

4 См.: Климент (Капалин), митр. Русская Православная Церковь на Аляске до 1917 г. М.: ОЛМА Медиа Групп, 2009. С. 157.

До 1867 г. на Аляске служило девять священников, два диакона и около 20 псаломщиков1.

Применение православными священниками в этот период заложенных святителем Иннокентием миссионерских принципов служения, основанных на тщательном изучении истории, мировоззрения, культуры, социальных отношений и структуры общества различных народностей Аляски и направленных на сохранение тех элементов их культур, которые не противоречили христианству, способствовало распространению и упрочнению православия среди коренного населения.

К 1850 г. на Аляске имелось уже девять церквей, пять из которых были построены во время епископства святителя Иннокентия, и 35 часовен, и планировалось открытие еще четырех приходов2.

По-прежнему, еще в бытность иереем, владыка Иннокентий огромное значение придавал религиозному образованию детей и подростков.

Его заботами со второй половины 1842 г. при всех храмах Аляски были учреждены школы, где священнослужители, до двух раз в неделю, обучали детей Закону Божию, христианским обязанностям, славянской грамоте и пению3.

По мере открытия новых миссий: в Нушагаке, на р. Юкон, на Кенайском п-ове — в них также были устроены школы для детей4.

Занятия с детьми проходили в церковных зданиях, либо на дому у учите-лей5.

Пример подавал сам архипастырь, который, по окончании строительства архиерейского дома, с начала 1844 г. проводил занятия с детьми у себя в домовом храме два раза в неделю. В его школе обучалось до 150 человек, что было самым высоким показателем. К сравнению, — в других школах обучалось от нескольких человек до двух-трех десятков учеников6.

Создание сети церковных школ при епископе Иннокентии имело большое значение для распространения христианской веры и нравственности среди коренного населения Аляски, способствовало повышению их культурного развития и приобщению к европейским цивилизациям.

В 1850 году, за выдающуюся миссионерскую деятельность, святитель Иннокентий был возведен в сан архиепископа, а в 1852 г. к его огромной епархии была присоединена Якутская область с населением в 200000 жителей, что открыло обширное поле для деятельности миссионера — среди непросвещенных

1 См.: Григорьев Дмитрий, прот. От древнего Валаама до Нового Света. Русская Православная Миссия в Северной Америке. М.: Изд. ПСТГУ, 2007. С. 34.

2 См.: Куренков А., свящ. Аляскинская (Кадьякская) миссия // Православная энциклопедия. М., 2001.Т. 2. С. 91.

3 См.: Иннокентий (Вениаминов), митр., свт. Письма Иннокентия митрополита Московского и Коломенского: В 3-х кн. / Собр. И. Барсуковым. СПб.: Синод. тип., 1897-1901. Кн. 1. (18281855). 1897. С. 114.

4 См.: Барсуков И. П. Иннокентий, Митрополит Московский и Коломенский, по его сочинениям, письмам и рассказам современников. — М.: Фирма Алеся, 1997. — С. 278-280.

5 См.: Там же. С. 276-277.

6 См.: Там же. С. 207.

христианской верой языческих народов Восточной Сибири и Дальнего Востока1.

В связи с этим в 1853 г. архиепископ Иннокентий переезжает из столицы Русской Америки — Новоархангельска в Якутск, где со следующего, 1854 г., начинает совершать свои нелегкие и самоотверженные миссионерские путешествия. Забота о якутской пастве не позволяла святителю Иннокентию уделять должное внимание американской части своей епархии. В 1857 г. он совершил свою последнюю поездку на Аляску с целью обозрения приходов2.

Постепенно подходил к концу период существования Русской Америки. Задолго до 1867 г., во время тяжелой для России Крымской войны (1853-1856), среди влиятельных российских политиков стали высказываться предложения о продаже Аляски США. Главным аргументом у сторонников продажи были опасения, что в случае войны Россия не сможет противостоять на море ведущим европейским державам, и ей будет сложно удержать за собой свои колонии в Северной Америке. В правительстве стали разрабатываться проекты продажи Аляски, в которых высказывались разные точки зрения. Вместе с тем, из Соединенных Штатов поступали сведения о проявлении интереса американцев к Аляске. В итоге, в 1866 г. начались переговоры с американской стороной, результатом которых было подписание договора о продаже Аляски США за 7 200 000 долларов3.

Весть об уступке Российских владений в Америке США на преосвященного Иннокентия, как на ревнителя православия, произвела удручающее впечатление. Он понимал, что юная Православная Церковь Аляски, основанная и устроенная его апостольскими трудами, имела еще малую силу и нуждалась в долгих о себе попечениях4.

С продажей Аляски Соединенным Штатам Америки в 1867 г., положение местных жителей, большая часть которых были православные, во многих отношениях ухудшилось. Значительно ухудшились и условия служения русских миссионеров на американском континенте, поскольку договор о продаже Русской Америки не обеспечивал Православной Церкви ее прежнего положения, при котором она пользовалась покровительством и поддержкой властей. Православному духовенству, совершавшему свое служение на Аляске, приходилось встречаться со многими трудностями и непониманием американских чиновников в потребностях миссии. Им требовалось составлять множество справок, брать специальные разрешения у государственных чиновников, прибегать

1 См.: Иванов А. Православие в Америке // ЖМП. 1955. № 1. С. 51.

2 См.: Филяновский И., свящ. Держись мира и сотвори любовь. М.: «Православная педагогика», 2002. С. 49.

3 См.: Петров А. Русская Америка: как это было? История русских колоний в северной части Тихого океана // Виноград. 2008. № 3. С. 80-81.

4 См.: Смирнова И. Ю. «Да скажет Россия: надобно!»...// Святитель Иннокентий (Вениаминов) и научно-просветительская деятельность православного духовенства в Сибири и на Дальнем Востоке XIX - XX века: материалы IV межрегиональной науч.-практ. конф. Иркутск, 8-10 сент. 2017 / сост., науч. ред. С. В. Мельникова; Иркут.обл. гос. универс. Науч. б-ка им. И. И. Молчанова-Сибирского. Иркутск: ИОГУНБ, 2017. С. 30.

к помощи российской дипломатической миссии и консульств, вести переписку с администрацией в Вашингтоне1.

Святитель Иннокентий, неравнодушный к судьбе православной аляскинской паствы, не мог оставить безучастным неопределенность положения и стесненные условия существования на Аляске православного клира. В 1868 г. он получил назначение на Московскую кафедру, откуда постоянно наблюдал за положением православной миссии на Аляске и всячески старался оказать ей поддержку2.

По его настоянию Синод принял решение учредить в Америке новую епархию Русской Православной Церкви. Теперь она стала называться Алеутской и Аляскинской с центром уже не в Новоархангельске, а в Сан-Франциско. Первым епископом этой епархии с 1870-го по 1877 гг. стал владыка Иоанн (Мит-ропольский), бывший помощник инспектора Московской Духовной Академии, лично знакомый святителю Иннокентию. Это было началом нового, очередного периода миссии Русской Церкви на американском континенте3.

Продажей русских владений в Северной Америке окончился второй период в истории Православной Церкви на Аляске. Он был ознаменован расцветом духовной миссии среди местных народов, который был обусловлен апостольскими трудами святителя Иннокентия (Вениаминова) и его помощников.

Благодаря их трудам русская духовная культура широко распространилась в период существования Русской Америки и сохранилась в последующий — американский период владения, вплоть до наших дней. Православие осталось основной верой жителей Аляски и Алеутских островов, верой, помогавшей сохранить свою самобытность и культуру и выжить в трудных условиях.

В целом, просветительская, социальная и исследовательская деятельность православных миссионеров, проникнутая бережным отношением к народным культурам Аляски, сформировала у местного населения положительный образ Русской Православной Церкви и Российского государства и способствовала созданию на Аляске стойких очагов русской культуры и жизнеспособной Православной Церкви, паству которой и в наши дни составляют местные жители.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Арсланов Р. А., Керов В. В., Мосейкина М. Н. История России с древнейших времен до начала XX века: Учеб. для студентов гуманит. спец. / Под ред. В. В. Керова. М.: Высш. шк., 2001. — 784 с.

2. Барсуков И. П. Иннокентий, Митрополит Московский и Коломенский по его сочинениям, письмам и рассказам современников. М.: Фирма Алеся, 1997. — 770 с.

1 См.: Климент (Капалин), митр. Русская Православная Церковь на Аляске до 1917 г. М.: ОЛМА Медиа Групп, 2009. С. 229.

2 См.: Блохин В. С. История Поместных Православных Церквей: Учебное пособие. Екатеринбург: Информ. изд. отдел ЕДС, 2014. С. 315.

3 См.: Фиалкин В. Святитель Иннокентий, митрополит Московский и его миссионерская деятельность// ЖМП. — 1979. — № 5. — С. 75.

3. Блохин В. С. История Поместных Православных Церквей: Учебное пособие. Екатеринбург: Информ. изд. отдел ЕДС, 2014. — 608 с.

4. Греков В. И. Очерки из истории русских географических исследований в 1725-1765 гг. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1960. — 428 с., ил., карт.

5. Григорьев Дмитрий, протоиерей. От древнего Валаама до Нового Света. Русская Православная Миссия в Северной Америке. М.: Издательство Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, 2007. — 212 с.

6. Ефимов А. Б. Очерки по истории миссионерства Русской Православной Церкви. М.: Изд-во ПСТГУ, 2007. — 688 с., ил.

7. Ефимов А. В. Из истории русских географических открытий в Северном Ледовитом и Тихом океанах (XVII — первая половина Х^Ш в.). М.: Гос. изд-во геогр. лит-ры, 1950. — 318 с., ил., карт.

8. Иванов А. Православие в Америке // ЖМП. 1955. № 1. С. 44-55.

9. Иннокентий (Вениаминов), митрополит, свт. Письма Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского: В 3-х кн. / Собр. И. Барсуковым. — СПб.: Синод. тип., 1897-1901. Кн. 1. (1828-1855). 1897. — XIV, 480, V с.

10. Иннокентий (Вениаминов), митрополит, свт. Творения Иннокентия, митрополита Московского: В 3-х кн. / Собр. И. Барсуковым. М.: Синод. тип., 1886-1888. - Кн. 2. 1887. — 494 с.

11. История Русской Америки (1732-1867): В 3-х тт.: Т. 1. Основание Русской Америки (1732-1799) / Отв. ред.: акад. Н. Н. Болховитинов. М.: Междунар. отношения, 1997. — 480 с., ил.

12. Климент (Капалин), митр. Православие на Аляске: ретроспектива развития в 1741-1917 гг. Тверь, 2014. — 432 с., ил.

13. Климент (Капалин), митр. Русская Православная Церковь на Аляске до 1917 г. М.: ОЛМА Медиа Групп, 2009. — 608 с., ил.

14. Корсун С. Преподобный Герман Аляскинский. М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный институт, 2005. — 200 с.

15. Куренков А., священник. Аляскинская (Кадьякская) миссия // Православная энциклопедия. М., 2001.Т. 2. С. 89-91.

16. Лебедев Лев, протоиерей. «Колумбы Росские». Апостольство Русской Православной Церкви в Америке (XVIII-XIX вв.). М.: «Русский Хронограф», 2003. — 192 с.

17. Максим (Рыжов), игумен. Русский человек: Апостол северных народов святитель Иннокентий, митрополит Московский. М.: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2012. — 224 с., ил.

18. Петров А. Русская Америка: как это было? История русских колоний в северной части Тихого океана // Виноград. 2008. № 3. С. 76-82.

19. Скурат К. Е. История Поместных Православных Церквей: Учебное пособие. В 2 т. Т. 2. М.: Русские огни, 1994. — 320 с., ил.

20. Смирнова И. Ю. «Да скажет Россия: надобно!»: к истории православной миссии в Северотихоокеанском регионе // Святитель Иннокентий (Вениаминов) и научно-просветительская деятельность православного духовенства в Сибири и на Дальнем Востоке XIX-XX века: материалы IV межрегиональной науч.-практ. конф. Иркутск, 8-10 сент. 2017 / сост., науч. ред. С. В. Мельникова;

Иркут.обл. гос. универс. Науч. б-ка им. И. И. Молчанова-Сибирского. Иркутск: ИОГУНБ, 2017. С. 18-33.

21. Фёдорова С. Г. Русское население Аляски и Калифорнии: Конец XVIII в. — 1867 г. / Академия наук СССР, Ин-т этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая; отв. ред. А. В. Ефимов. М.: Наука, 1971. — 276 с.: ил., карт.

22. Фиалкин В. Святитель Иннокентий, митрополит Московский и его миссионерская деятельность // ЖМП. 1979. № 3. С. 70-76; № 4. С. 73-78; № 5. С. 73-78; № 6. С. 68-78.

23. Филяновский Игорь, свящ. Держись мира и сотвори любовь. М.: «Православная педагогика», 2002. — 192 с.

REFERENCES

1. Arslanov R.A., Kerov V. V., Moseykina M. N. Istoriya Rossii s drevneyshi-kh vremen do nachala XX veka: Ucheb.dlya studentov gumanit. spets. / Pod red. V. V. Kerova. M.: Vyssh. shk., 2001. — 784 s. (In Russian).

2. Barsukov I. P. Innokentiy, Mitropolit Moskovskiy i Kolomenskiy po yego so-chineniyam, pis'mam i rasskazam sovremennikov. M.: Firma Alesya, 1997. — 770 s. (In Russian).

3. Blokhin V. S. Istoriya Pomestnykh Pravoslavnykh Tserkvey: Uchebnoye po-sobiye. Yekaterinburg: Inform. izd. otdel YEDS, 2014. — 608 s. (In Russian).

4. Grekov V. I. Ocherki iz istorii russkikh geograficheskikh issledovaniy v 17251765 gg. M.: Izd-vo Akademii nauk SSSR, 1960. — 428 s., il., kart. (In Russian).

5. Grigor'yev Dmitriy, protoiyerey. Ot drevnego Valaama do Novogo Sveta. Russkaya Pravoslavnaya Missiya v Severnoy Amerike. M.: Izdatel'stvo Pravoslavnogo Svyato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta, 2007. — 212 s. (In Russian).

6. Yefimov A. B. Ocherki po istorii missionerstva Russkoy Pravoslavnoy Tserkvi. M.: Izd-vo PSTGU, 2007. — 688 s., il. (In Russian).

7. Yefimov A. V. Iz istorii russkikh geograficheskikh otkrytiy v Severnom Ledo-vitom i Tikhom okeanakh (XVII — pervaya polovina KHVIII v.). M.: Gos. izd-vo geogr. lit-ry, 1950. — 318 s., il., kart. (In Russian).

8. Ivanov A. Pravoslaviye v Amerike // ZHMP. 1955. № 1. S. 44-55. (In Russian).

9. Innokentiy (Veniaminov), mitropolit, svt. Pis'ma Innokentiya, mitropolita Moskovskogo i Kolomenskogo: V 3-kh kn. / Sobr. I. Barsukovym. — SPb.: Sinod. tip., 1897-1901. Kn. 1. (1828-1855). 1897. — XIV, 480, V s. (In Russian).

10. Innokentiy (Veniaminov), mitropolit, svt. Tvoreniya Innokentiya, mitropolita Moskovskogo: V 3-kh kn. / Sobr. I. Barsukovym. M.: Sinod. tip., 1886-1888. - Kn. 2. 1887. — 494 s. (In Russian).

11. Istoriya Russkoy Ameriki (1732-1867): V 3-kh tt.: T.1. Osnovaniye Russkoy Ameriki (1732-1799) / Otv. red.: akad. N. N. Bolkhovitinov. M.: Mezhdunar. otnosh-eniya, 1997. — 480 s., il. (In Russian).

12. Kliment (Kapalin), mitr. Pravoslaviye na Alyaske: retrospektiva razvitiya v 1741-1917 gg. Tver', 2014. — 432 s., il. (In Russian).

13. Kliment (Kapalin), mitr. Russkaya Pravoslavnaya Tserkov' na Alyaske do 1917 g. M.: OLMA Media Grupp, 2009. — 608 s., il. (In Russian).

14. Korsun S. Prepodobnyy German Alyaskinskiy. M.: Pravoslavnyy Svyato-Tikhonovskiy gumanitarnyy institut, 2005. — 200 s. (In Russian).

15. Kurenkov A., svyashchennik. Alyaskinskaya (Kad'yakskaya) missiya // Pra-voslavnaya entsiklopediya. M., 2001.T. 2. S. 89-91. (In Russian).

16. Lebedev Lev, protoiyerey. «Kolumby Rosskiye». Apostol'stvo Russkoy Pravo-slavnoy Tserkvi v Amerike (XVIII-XIX vv.). M.: «Russkiy Khronograf», 2003. — 192 s. (In Russian).

17. Maksim (Ryzhov), igumen. Russkiy chelovek: Apostol severnykh narodov svyatitel' Innokentiy, mitropolit Moskovskiy. M.: Izdatel'stvo Moskovskoy Patriarkhii Russkoy Pravoslavnoy Tserkvi, 2012. — 224 s., il. (In Russian).

18. Petrov A. Russkaya Amerika: kak eto bylo? Istoriya russkikh koloniy v sever-noy chasti Tikhogo okeana // Vinograd. 2008. № 3. S. 76-82. (In Russian).

19. Skurat K. Ye. Istoriya Pomestnykh Pravoslavnykh Tserkvey: Uchebnoye po-sobiye. V 2 t. T. 2. M.: Russkiye ogni, 1994. — 320 s., il. (In Russian).

20. Smirnova I.YU. «Da skazhet Rossiya: nadobno!»: k istorii pravoslavnoy missii v Severotikhookeanskom regione // Svyatitel' Innokentiy (Veniaminov) i nauchno-prosvetitel'skaya deyatel'nost' pravoslavnogo dukhovenstva v Sibiri i na Dal'nem Vostoke XIX-XX veka: materialy IV mezhregional'noy nauch.-prakt. konf. Irkutsk, 8-10 sent. 2017 / sost., nauch. red. S. V. Mel'nikova; Irkut.obl. gos. univers. Nauch. b-ka im. I. I. Molchanova-Sibirskogo. Irkutsk: IOGUNB, 2017. S. 18-33. (In Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

21. Fodorova S. G. Russkoye naseleniye Alyaski i Kalifornii: Konets XVIII v. — 1867 g. / Akademiya nauk SSSR, In-t etnografii im. N. N. Miklukho-Maklaya; otv. red. A. V. Yefimov. M.: Nauka, 1971. — 276 s.: il., kart. (In Russian).

22. Fialkin V. Svyatitel' Innokentiy, mitropolit Moskovskiy i yego missionerskaya deyatel'nost' // ZHMP. 1979. № 3. S. 70-76; № 4. S. 73-78; № 5. S. 73-78; № 6. S. 68-78. (In Russian).

23. Filyanovskiy Igor', svyashch. Derzhis' mira i sotvori lyubov'. M.: «Pravo-slavnaya pedagogika», 2002. — 192 s. (In Russian).

Статья поступила в редакцию 06.09.2021; одобрена после рецензирования: 10.10.2021; принята к публикации 31.10.2021.

The article was submitted 06.09.2021; approved after reviewing: 10.10.2021; accepted for publication 31.10.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.