Научная статья на тему 'Квихпакская миссия:
проникновение православной веры
вглубь Северо-Американского континента'

Квихпакская миссия: проникновение православной веры вглубь Северо-Американского континента Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
162
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Русская Православная Церковь / православие / православная куль- тура / крещение / миссионерская работа / Русская Америка / Аляска / индейцы / алеуты / эскимосы / протоиерей Иаков Нецветов / священник Григорий Головин / Russian Orthodox Church / Orthodoxy / Orthodox culture / Baptism / missionary work / Russian America / Alaska / Native Americans / Aleuts / Eskimos / Archpriest Jacob Netsvetov / Priest Gregory Golovin

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Анастасия Михайловна Азова

Статья посвящена одной из малоизученных страниц истории Рус- ской Америки — деятельности православных миссионеров в регионе рек Юкон (Квихпак) и Кускоквим. Духовно-просветительская работа квихпакских миссионе- ров явилась неоценимым для Русской Америки и Русской Православной Церкви трудом, поскольку благодаря их усилиям Православие проникло вглубь матери- ковой Аляски и окрепло в душах и образе жизни индейцев и эскимосов северо- запада материковой Аляски. В статье раскрываются особенности духовно- просветительской работы в Квихпакском регионе, препятствовавшие и способ- ствовавшие проникновению Православия вглубь Северо-Американского конти- нента. Особое внимание уделено рассмотрению миссионерских трудов прото- иерея Иакова Нецветова, священника Григория Головина, иеромонаха Илариона. Настоящая статья написана на основании доклада, представленного на Всерос- сийской научно-практической конференции «Империя и Церковь» (12–13 марта 2020 г.), организованной Историческим обществом Санкт-Петербургской Духов- ной Академии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Kuigpak Mission: the Spread of Orthodoxy Deep into the North American Continent

The article is devoted to one of the little-studied pages in the history of Russian America – the activities of Orthodox missionaries in the region of the Yukon (Kuigpak) and Kuskokwim Rivers. The spiritual and educational work of the Kuigpak missionaries was invaluable for Russian America and the Russian Orthodox Church, because thanks to their efforts, Orthodoxy penetrated deep into mainland Alaska and became stronger in the souls and way of life of the Native Americans and Eskimos of the northwest of mainland Alaska. The article reveals the features of spiritual and educational work in the Kuigpak region, which hindered and contributed to the penetration of Orthodoxy deep into the North American continent. Special attention is paid to examining the missionary works of Archpriest Jacob Netsvetov, Priest Gregory Golovin, Hieromonk Hilarion. This article was written on the basis of a report presented at the All-Russian Scientific and Practical Conference “Empire and Church” (March 12–13, 2020), organized by the Historical Society of St. Petersburg Theological Academy.

Текст научной работы на тему «Квихпакская миссия: проникновение православной веры вглубь Северо-Американского континента»

ВЕСТНИК ИСТОРИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ ДУХОВНОЙ АКАДЕМИИ

Научный журнал

№ 2 (5) 2020

А. М. Азова

Квихпакская миссия: проникновение православной веры вглубь Северо-Американского континента

DOI: 10.24411/2587-8425-2020-10041

Аннотация: Статья посвящена одной из малоизученных страниц истории Русской Америки — деятельности православных миссионеров в регионе рек Юкон (Квихпак) и Кускоквим. Духовно-просветительская работа квихпакских миссионеров явилась неоценимым для Русской Америки и Русской Православной Церкви трудом, поскольку благодаря их усилиям Православие проникло вглубь материковой Аляски и окрепло в душах и образе жизни индейцев и эскимосов северо-запада материковой Аляски. В статье раскрываются особенности духовно-просветительской работы в Квихпакском регионе, препятствовавшие и способствовавшие проникновению Православия вглубь Северо-Американского континента. Особое внимание уделено рассмотрению миссионерских трудов протоиерея Иакова Нецветова, священника Григория Головина, иеромонаха Илариона. Настоящая статья написана на основании доклада, представленного на Всероссийской научно-практической конференции «Империя и Церковь» (12-13 марта 2020 г.), организованной Историческим обществом Санкт-Петербургской Духовной Академии.

Ключевые слова: Русская Православная Церковь, православие, православная культура, крещение, миссионерская работа, Русская Америка, Аляска, индейцы, алеуты, эскимосы, протоиерей Иаков Нецветов, священник Григорий Головин.

Об авторе: Анастасия Михайловна Азова

бакалавр истории, преподаватель ГБОУ лицей №410 Пушкинского района Санкт-Петербурга.

E-mail: karambolaka@yandex.ru

ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8562-7958

Ссылка на статью: Азова А. М. Квихпакская миссия: проникновение православной веры вглубь

Северо-Американского континента // Вестник Исторического общества Санкт-Петербургской

Духовной Академии. 2020. № 2 (5). С. 239-248.

* Фотографии предоставлены автором. Православие в Северной Америке

HERALD OF THE HISTORICAL SOCIETY OF SAINT PETERSBURG THEOLOGICAL ACADEMY

Scientific Journal

No. 2 (5) 2020

A. M. Azova

The Kuigpak Mission: the Spread of Orthodoxy Deep into the North American Continent

DOI: 10.24411/2587-8425-2020-10041

Abstract: The article is devoted to one of the little-studied pages in the history of Russian America - the activities of Orthodox missionaries in the region of the Yukon (Kuigpak) and Kuskokwim Rivers. The spiritual and educational work of the Kuigpak missionaries was invaluable for Russian America and the Russian Orthodox Church, because thanks to their efforts, Orthodoxy penetrated deep into mainland Alaska and became stronger in the souls and way of life of the Native Americans and Eskimos of the northwest of mainland Alaska. The article reveals the features of spiritual and educational work in the Kuigpak region, which hindered and contributed to the penetration of Orthodoxy deep into the North American continent. Special attention is paid to examining the missionary works of Archpriest Jacob Netsvetov, Priest Gregory Golovin, Hieromonk Hilarion. This article was written on the basis of a report presented at the All-Russian Scientific and Practical Conference "Empire and Church" (March 12-13, 2020), organized by the Historical Society of St. Petersburg Theological Academy.

Keywords: Russian Orthodox Church, Orthodoxy, Orthodox culture, Baptism, missionary work, Russian America, Alaska, Native Americans, Aleuts, Eskimos, Archpriest Jacob Netsvetov, Priest Gregory Golovin.

About the author: Anastasia Mikhaylovna Azova

Bachelor of History, Instructor at the State Lyceum #410 in the Pushkin District of St. Petersburg.

E-mail: karambolaka@yandex.ru

ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8562-7958

Article link: Azova A. M. The Kuigpak Mission: the Spread of Orthodoxy Deep into the North American Continent. Herald of the Historical Society of Saint Petersburg Theological Academy, 2020, no. 2 (5), pp. 239-248.

Расцвет Американской православной миссии на Северо-Американском континенте 1820-1850-х гг. связан с появлением и развитием новых миссий. Создание новых миссионерских центров было необходимым условием для проникновения Православия вглубь материка и его закрепления в Северной Америке.

Епископ Алеутский Иннокентий (Вениаминов) активно создавал новые миссии в Русской Америке и направлял туда на служение подготовленных священников-миссионеров. В 1844 г. святитель направил священника-креола Иакова Нецветова в долину реки Юкон для создания Квихпакской миссии и распространения православной веры вплоть до берегов Северного Ледовитого океана.

Начало и успешное развитие Квихпакской миссии связывают с именем священника Иакова Нецветова1. Однако первым миссионерскую работу среди автохтонов Северной Америки у Берингова пролива начал уналашкинский священник Григорий Головин.

Отец Григорий получил в 1834 г. в управление Уналашкинский приход, охватывавший обширный регион — Алеутские, Лисьи и Прибылова острова. Кроме того, в состав Уналашкинского Вознесенского прихода входила также территория, прилегавшая к Михайловскому редуту на берегу залива Нортон — регион будущей Квихпакской миссии. В рамках идеи епископа Алеутского Иннокентия по распространению Православия вглубь полуострова Аляска, отец Григорий стремился охватить духовно-просветительской деятельностью все население своего прихода, в том числе жителей северо-запада Аляски.

В июне 1842 г. отец Григорий впервые прибыл в Михайловский редут для совершения богослужений и таинства крещения над изъявившими желание автохтонами: «Вечером собирались в часовню для слушания слова Божия, как новокрещенные, так и готовящиеся ко крещению»2. Кроме того, получив известие о большом количестве желающих услышать его проповедь в селениях реки Пастоль, отец Григорий посетил селения Кууяк и Куничитак, совершив таинство крещения над 75 автохтонами3. В последующие посещения региона отец Григорий постепенно увеличивал квихпак-скую паству: в 1843 г. в Михайловском редуте крестил 163 эскимо- , и . са из разных селений4. А в 1844 г. V;.'.." отец Григорий крестил первых 113 автохтонов реки Кускоквим5.

Кроме организации проповедей, отец Григорий Головин реали-зовывал на северо-западе Аляски идею епископа Иннокентия по созданию новых церквей, где бы совершались службы даже в отсутствие священника. В рамках пастырской поездки 1844 г. отец Григорий построил в Михайловском

редуте часовню Покрова Пресвя- Карта русских владений в Северной Америке

той Богородицы6. Таким образом, во второй половине XIX в.

1 Корчинский И. Квихпакская миссия на реке Юкон // Американский Православный Вестник. 1899. № 13. С. 359.

2 Извлечения из дневника Атхинского священника Григория Головина // Памятник трудов православных благовестников русских с 1793 до 1853 года. М., 1857. С. 314.

3 Там же. С. 316.

4 Донесение епископа Камчатского Иннокентия от 26 января 1844 г. РГИА.Ф.796. Оп.121. Д. 162. Л. 443-443 об.

5 Донесение епископа Камчатского Иннокентия от 30 января 1845 г. РГИА. Ф. 796. Оп. 121. Д. 162. Л. 526 об.

6 Климент (Капалин), митр., Петров А. Ю., Чижикова А. С. Значение деятельности протоиерея Иакова Нецветова // Американский ежегодник. 2014. С. 254.

в отдаленном от центра Алеутской епархии регионе появился храм, в котором службы совершались либо силами местных жителей, либо прибывшим миссионером.

Трудами отца Григория численность христиан-автохтонов Русской Америки постепенно росла: в 1845 году Квихпакская миссия состояла из 280 душ, не считая проживавших в Михайловском редуте креолов и русских переселенцев7. Однако неблагоприятные климатические условия и тяжелейшие поездки вынудили отца Григория оставить Уналашкинский приход в 1844 г.8.

Для укрепления основ православия в душах окрещенных туземцев и креолов, и распространения слова Христова до берегов Северного Ледовитого океана епископ Алеутский Иннокентий с согласия главного правителя Русской Америки А. К. Это-лина и Св. Синода учредил Квихпакскую миссию во главе со священником-креолом Иаковом Нецветовым9.

В помощь миссионеру отцу Иакову были назначены два причетника из числа автохтонов — дьяк Иннокентий Шаяшников и пономарь креол Константин Лукин, которые стали, по замечанию епископа Иннокентия, толмачами при миссии10.

Первым делом миссионерского служения отца Иакова стало изменение центра Квихпакской миссии — он был перенесен из русской крепости Михайловский редут в туземное селение Икогмют, расположенное на реке Квихпак. Решение о перенесении центра миссии было принято епископом Иннокентием из-за удаленности редута от селений туземцев, расположенных по берегам рек Квихпак и Кускоквим11.

За первые три года миссионерского служения отец Иаков достиг хороших результатов: во время летних и зимних поездок по селениям реки Квихпак и побережью Берингова моря Русская православная миссия на Аляске пополнилась 655 последователями из числа автохтонов12. Трудами квихпакского миссионера в 1848 г. Квихпакская миссия насчитывала уже 1250 участников13.

Отец Иаков также стремился охватывать духовно-просветительской работой обитателей реки Кускоквим. Первую поездку по селениям реки Кускоквим он совершил зимой 1849 г. В рамках этой поездки миссионер познакомился с укладом жизни автохтонов. В 1851 г. отец Иаков развил миссионерскую работу среди индейцев-инка-литов — Православие приняло 137 кускоквимцев. А во время зимней поездки 1852 г. по селениям реки Кускоквим отец Иаков крестил 70 душ из числа автохтонов14.

За три года просветительской работы отца Иакова православная паства увеличилась, согласно данным епископа Алеутского Иннокентия, на 290 человек, и «число всех обращенных в Квихпакской миссии, по 12 июля 1851 г., простирается до 1516 душ»15.

Во время летней пастырской поездки 1853 г. отец Иаков развил успехи миссии: в Чагелюкском селении в регионе Кускоквима крестил чагелюкцев, инкалитов и колчан16; за 5 дней его пребывания в одном селении на реке Чагелюк к Квихпаской пастве присоединилось 231 коренных жителей.

7 Донесение епископа Камчатского Иннокентия от 30 января 1845 г. РГИА.Ф.796. Оп.121. Д. 162. Л. 526 об.

8 Письмо епископа Камчатского Иннокентия обер-прокурору Н. А. Протасову от 9 февраля 1844 года. РГИА. Ф. 796. Оп. 121. Д. 162. Л. 448.

9 Донесение епископа Камчатского Иннокентия от 30 января 1845г. РГИА.Ф.796. Оп.121. Д. 162. Л. 527.

10 Там же. Л. 527 об.

11 Донесение епископа Камчатского Иннокентия от 26 января 1844 г. РГИА.Ф.796. Оп.121. Д. 162. Л. 444.

12 Климент (Капалин), митр., ПетровА.Ю., ЧижиковаА.С. Значение деятельности протоиерея Иакова Нецветова... С. 255.

13 Климент (Капалин), митр. Русская Православная Церковь на Аляске до 1917 года. М., 2009. С. 211.

14 Письма Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского. Кн. 1. СПб., 1897. С. 369-370.

15 Там же. С. 308.

16 Нецветов И., прот. Извлечения из дневника Квихпакского миссионера протоиерея Иакова Нецветова 1853 года // Прибавления к Творениям св. Отцов. 1855. Ч. 14. Кн. 1. С. 76-83.

Заботясь о состоянии новокрещенных, отец Иаков совершил зимнюю поездку 1854 г. по реке Кускоквим, в рамках которой, в частности, в селении Калькагмют совершил таинство крещения над 56 кускоквим-цами, выходцами из христианских семей17. Это событие является важным достижением русских православных миссионеров на Аляске, поскольку их трудами спустя всего 12 лет после учреждения миссии воспитывалось уже второе поколение индейцев-христиан материковой Аляски.

Зимние путешествия по реке Кускоквим к Колмаковскому редуту, как правило, отец Иаков совершал по просьбе местных жителей, которые не имели постоянного священника, но нуждались в пастырской поддержке. Прибывавшего миссионера автохтоны встречали несмотря на занятость на промысловых работах и на нестерпимый февральский холод: например, в феврале 1856 г. к миссионеру в Колмаковский редут стянулись жители соседних селений, и в итоге за февраль 1856 г. православная квихпакская паства увеличилась на 117 человек18.

Миссионерская проповедь отца Иакова давала свои плоды: православие пускало глубокие корни в душах автохтонов и их образе жизни. Автохтоны, усваивая догматы Православия, меняли свое отношение к ближнему и образ жизни. В своем дневнике протоиерей Иаков Нецветов описывает большую радость при виде того, что еще недавно враждовавшие племена оставили кровавую войну и дружно молились в одном селении: «Какая сердечная радость чувствуема была мною при виде стольких душ (более 300), в одном месте молящихся; разноплеменные народы, прежде бывшие между собою неприязненные и враги, теперь соединились вместе и как одно стадо Христовой Церкви приносили со мною молитву истинному Богу»19. Русский православный миссионер достиг поставленной цели — семена благочестия, посеянные в душах индейцев, давали свои первые плоды, искореняя враждебные настроения в сердцах автохтонов северо-западной материковой Аляски.

Благодаря апостольскому подвигу квихпакских миссионеров православная община северо-запада Аляски быстро увеличивалась и к 1860 г. состояла из 1.926 прихожан20.

Поскольку для организации регулярных богослужений в Квихпакской миссии, включающей в себя большое количество прихожан, проживавших на обширном пространстве, двух часовен — в Колмаковском и Михайловском редутах было недостаточно, отец Иаков совместными усилиями с уналашкинскими алеутами, двумя причетниками и автохтонами основал в 1851 г. церковь Креста Господня в селении Икогмют21. Так в туземном селении на реке Квихпак, в главном миссионерском

17 Письма Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского. Кн. 1.... С. 87.

18 Нецветов И., прот. Извлечения из журнала Квихпакского миссионера протоиерея Иакова Нецветова с 1856 по июль 1857 года // Прибавления к Творениям св. Отцов. 1860. Ч. 19. Кн. 1. С. 97.

19 Нецветов И., прот. Извлечения из дневника Квихпакского миссионера протоиерея Иакова Нецветова 1853 года. С. 83.

20 Климент (Капалин), митр. Русская Православная Церковь на Аляске. С. 216.

21 Выписка из письма преосвященнейшаго Иннокентия, архиепископа Камчатского // Прибавления к Творениям св. Отцов. 1853. № 12. С. 647.

Î

Зарисовка церкви Креста Господня в селении Икогмют. Автор неизвестен. Из собрания Государственной библиотеки Аляски

центре, появился православный храм. Для служения в храме Креста Господня в 1853 г. был направлен иеромонах Гавриил (Милашевич). Таким образом, в долине реки Квихпак появился храм, в котором службы совершались регулярно, и, следовательно, жители обширного региона реки Квихпак также были охвачены постоянной духовно-просветительской работой.

Однако активная жизнь в глубине Аляски, в регионе с суровым климатом, пагубно сказывалась на здоровье миссионера: отец Иаков совершал пастырские поездки даже в морозные месяцы, невзирая на плохое самочувствие. В 1863 г. в связи с потерей зрения протоиерей Иаков Нецветов был переведен в Новоархангельск22.

Миссионерское служения отца Иакова продолжил иеромонах Иларион, служивший в 1861-1862 гг. помощником миссионера в Колмаковском редуте, а с 1863 г. квихпакским миссионером в селении Икогмют23. Во время служения в Колмаковском редуте иеромонах Иларион развил миссионерскую работу с кускоквимцами — жителями реки Кускоквим.

В устье реки Кускоквим православные миссионеры никогда не добирались, поэтому автохтоны региона были либо не затронуты миссионерской работой, либо знания, полученные ими при встрече с миссионером в другом селении, со временем утрачивались: по замечанию местного тоена Трофима Маянака, автохтоны-миряне «почти все забыли, что нам сказано было при крещении, потому мы и живем по-прежнему, по-своему»24. Перед иеромонахом Иларионом стояла задача укрепить основы Православия в душах мирян и провести духовно-просветительскую работу с еще необращенными автохтонами.

Поскольку самостоятельно путешествовать по всем селениям отец Иларион не мог, местные жители, чтобы услышать проповедь русского миссионера, сами прибывали к священнослужителю: «Колчане все — ближние и дальние — еще осенью услышали, что в Колмаковский редут пришел священник; потому некоторые и некрещеные пожелали ныне спуститься к р. Хулитнак, чтобы креститься»25. Кроме того, отец Ила-рион духовно окормлял самое северное русское поселение — Нулатовскую одиночку. За две недели в 1863 г. трудами отца Илариона православное крещение приняло более 270 индейцев26.

Пастырская забота иеромонаха Илариона об автохтонах-мирянах и миссионерская работа с автохтонами-язычниками давала свои плоды: в 1864 г. к миссионеру без его призыва стягивались индейцы, желавшие услышать проповедь. В своих дневниковых записях отец Иларион отмечал, что его предыдущие проповеди автохтоны передавали соплеменниками, оставляя глубокий след в их душах: «Всё, что ты нам теперь говорил, мы слышали от своих родственников, которых ты крестил в прошлом году в Нулатовской одиночке; всему этому мы верим и непременно желаем креститься, чтобы в будущей жизни быть с Богом»27.

Однако, прибывая в Квихпакский регион, миссионеры сталкивались с некоторыми проблемами миссионерского служения. Первая трудность священнослужения в Квихпакской миссии заключалась в обширном пространстве региона. Квихпакская миссия охватывала большое пространство: от берегов Северного Ледовитого океана

22 Климент (Капалин), митр. Русская Православная Церковь на Аляске. С. 166.

23 Корчинский И. Квихпакская миссия на реке Юкон. С.361.

24 Из журнала Илариона, миссионера на реке Кускоквим (1861-1862гг.) // Русская Америка по личным впечатлениям миссионеров, первопроходцев, моряков, исследователей и других очевидцев. М., 1994. С. 204.

25 Там же. С. 207.

26 Из журнала Илариона, миссионера на реке Кускоквим за 1863 год // Русская Америка по личным впечатлениям миссионеров, первопроходцев, моряков, исследователей и других очевидцев. М., 1994. С. 214-216.

27 Из журнала Илариона, миссионера на реке Кускоквим за 1864 год // Русская Америка по личным впечатлениям миссионеров, первопроходцев, моряков, исследователей и других очевидцев. М., 1994. С. 224.

и вдоль рек Квихпак и Кускоквим с притоками, «которые измеряются целыми тысячами верст»28. Отец Иаков Нецветов неоднократно обращался к епископу Иннокентию с просьбой ограничить пространство Квихпакской миссии и открыть новую миссию — на реке Кускоквим, поскольку уже за два года служения отцу Иакову стало трудно посещать коренных жителей, проживавших вдоль рек Квихпак и Кускоквим29.

Серьезной проблемой развития Квихпакской миссии стало отсутствие священнослужителей в миссии. Святитель Иннокентий отмечал, что пространство региона требует наличия в миссии минимум трех священников, поскольку «жатва там многа и богата, но нет ни деятелей, ни средств к их содержанию»30. Святейший Синод на просьбу епископа направил в помощь квихпакскому миссионеру в 1849 г. иеромонаха Филарета (Дроздова), который, заболев, не смог снять с плеч миссионера часть забот. Прибывшие позднее иеромонах Гавриил (Милашевич) и иеромонах Феоктист (Образцов) также не облегчили пастырский труд отца Иакова, прослужив в миссии несколько лет31. Таким образом, отец Иаков вынужденно сосредоточил миссионерскую работу вокруг селения Икогмют и крупных поселений автохтонов по реках Квихпак и Кускоким, не имея возможности развивать духовно-просветительскую деятельность среди всех автохтонов региона.

Кроме того, охватить миссионерской работой жителей даже крупных поселений было сложно из-за слабо развитых путей сообщения между ними: в рассматриваемый период миссионеры могли передвигаться по обширному региону зимой на нарте или пешком, а летом на байдаре.

Немаловажная трудность служения в Русской Америке была связана также с образом жизни автохтонного населения. Проповедовать миссионер был вынужден в сжатые сроки — преимущественно зимой, когда коренные жители были не заняты промысловыми работами32. В период с апреля по ноябрь мужчины-автохтоны были заняты морским зверобойным промыслом, а женская половина — бортничеством33. Отец Иаков в дневнике отмечал, что летом иной раз не заставал в селении ни одного жителя: «Из числа здешних жителей никого нет здесь (в Паймютском селении на реке Квихпак. — А. А.), и видно, что еще не собираются из отлучек»34.

Зимой также было сложно совершать проповеди, поскольку, по замечанию иеромонаха Илариона, в то время года жители реки Кускоквим устраивали массовые празднества — поминки по усопшим родственникам: «Игры эти сопровождаются плясками и угощением гостей всем, что есть, и бывают очень шумны»35. Проповедь миссионера на фоне шумных празднеств была безуспешной. В этих условиях миссионер не успевал в сжатые сроки охватить миссионерской работой всех автохтонов региона.

Немаловажным препятствием для развития миссии являлась развитость языческих обрядов автохтонов устья реки Кускоквим. Согласно дневниковым записям протоиерея Иакова Нецветова, аборигены Чукагмютского поселения встретили миссионера отстраненно и во время проповеди не задавали никаких вопросов, а местные жители селения Тахчагмют, услышав проповедь отца Иакова во второй раз, продолжили оставаться верными языческим богам36. Иеромонах Иларион также отмечал,

28 Из журнала Илариона, миссионера на реке Кускоквим за 1863 год... С. 211.

29 Письма Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского. Кн. 1.. С. 198.

30 Там же. С. 221.

31 Климент (Капалин), митр. Русская Православная Церковь на Аляске. С. 212.

32 Донесение епископа Камчатского Иннокентия от 26 января 1844 г. РГИА. Ф. 796. Оп. 121. Д. 162. Л. 444.

33 Ляпунова Р. Г. Очерки по этнографии алеутов (конец XVIII — первая половина XIX в.). М., 1975. С. 69-71.

34 Нецветов И., прот. Извлечения из дневника Квихпакского миссионера протоиерея Иакова Нецветова 1853 года. С. 75.

35 Из журнала Илариона, миссионера на реке Кускоквим (1861-1862 гг.). С. 205.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

36 Климент (Капалин), митр., Петров А. Ю., Чижикова А. С. Значение деятельности протоиерея Иакова Нецветова. С. 245.

Михайловский редут. Вознесенский И. Г. Вторая половина XIX в.

что языческие традиции пустили глубокие корни в душах автохтонов устья Куско-квима: его проповеди местные жители слушали с абсолютным равнодушием, по ходу беседы даже покидали палатку и отказывались принимать крещение, поскольку «оне сильно привязаны к шаманству, от которого никак не хотят отстать»37.

Наконец, развитию миссионерской работы мешало отсутствие финансирования миссии. Епископ Иннокентий отмечал, что миссия была основана «своими средствами, без всякаго пособия от Компании»38. За неимением средств, выделенных Св. Синодом или Российско-Американской компанией, миссия финансировалась из средств Алеутской епархии. Так, при учреждении миссии для покупки необходимых вещей было выдано 1.500 рублей ассигнациями из капитала Новоархангельского духовного правления39. Но, поскольку Алеутская епархия испытывала финансовые трудности, Квихпакская миссия серьезной материальной поддержки не получала.

Вместе с тем квихпакские миссионеры получили в управление приход, обладавший положительными чертами, которые способствовали апостольскому служению. Так, коренные жители северо-запада Аляски — эскимосы-юиты, -чнагмюты, -малемю-ты и индейцы-атапаски, -инкаилиты, отличались инициативностью в вопросах веры, что облегчало миссионерскую работу.

Автохтоны, узнавая о скором прибытии в их область русского миссионера, приглашали его в свои селения для совершения таинства крещения или сами приезжали к миссионеру. Например, 11 июля 1842 г. к священнику Григорию Головину в Михайловский редут прибыла байдарка с 10 аборигенами, желавшими креститься40.

Некоторые семьи в летнее, промысловое время, специально направляли мужчин для ожидания миссионера и, получив известие о его прибытии, оставляли промысел, чтобы услышать его. Так, священника Иакова Нецветова в Чагелюкском селении дожидались не только местные жители, но и три индейца-колчана из другого селения, прибывшие, чтобы «дать знать своим о прибытии моем (отца Иакова. — А. А.) сюда»41. На следующий день в селение прибыло более 100 инкалитов и колчан, и в течение двух дней Квихпакская миссия пополнилась 176 участниками42.

37 Из журнала Илариона, миссионера на реке Кускоквим (1861-1862 гг.). С. 209.

38 Письма Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского. Кн. 1.. С. 198.

39 Климент (Капалин), митр., ПетровА.Ю., ЧижиковаА.С. Значение деятельности протоиерея Иакова Нецветова. С. 241.

40 Извлечения из дневника Атхинского священника Григория Головина // Памятник трудов православных благовестников русских с 1793 до 1853 года. М., 1857. С. 314-316.

41 Нецветов И., прот. Извлечения из дневника Квихпакского миссионера протоиерея Иакова Нецветова 1853 года. С. 76.

42 Там же. С. 81.

Инициативность жителей северо-западной Аляски проявлялась также в подготовке необходимых условий для совершения таинства: жители селения реки Куско-квим сами подготовили купель и «лишь только он (отец Иаков. — А.А.) приехал к ним, — они уже настоятельно просили его окрестить их»43.

Важным фактором, способствовавшим развитию миссии, являлось привлечение к процессу распространения русской духовной культуры автохтонов-мирян. Православные автохтоны передавали основы веры Христовой на понятном аборигенам языке и вдохновляли соплеменников своим примером принимать православное крещение. Так, автохтоны-миряне активно включались в процесс миссионерской работы отца Григория: по совету индейцев-инкалитов Марка и Параскевы Якутовых православное крещение приняло 40 человек, по совету малегмюта Ивана Экулина — 8 автохтонов44. Видя пример соплеменников, туземцы сами приходили к миссионерам с просьбой о совершении таинства. В распространении русской духовной культуры принимали активное участие дети из числа коренных жителей.

Протоиерей Иаков Нецветов отмечал неподдельный интерес детей к христианству: «Многие дети стали приходить без всякого зова, и все начали внимать и понимать учение и произносить на своем языке спасительные истины»45. Таким образом, неподдельный интерес детей к христианству побуждал взрослых приходить на проповеди миссионера: отец Иаков отмечал, что «родители их говорят: дети наши уже знают и читают молитвы, а мы еще ничего не знаем»46 и сами приходили на его проповеди. Так, в 1848 г. к миссионеру отцу Иакову пришла старуха с просьбой о крещении, «будучи убеждена в истине веры дочерью своей, которая, в числе прочих детей туземцев, ходила к миссионеру слушать поучения и, приходя домой, каждый раз рассказывала своей матери все, что слышала»47.

За 25 лет служения в Квихпакской миссии русские просветители — священники Григорий Головин и Иаков Нецветов и иеромонах Иларион, внесли весомый вклад в становление Православия на Северо-Американском континенте. Трудами квихпак-ских миссионеров в американскую православную паству вошли индейцы и эскимосы, жители крупнейшего региона Аляски — долины рек Квихпак и Кускоквим. Миссионеры совместными трудами с автохтонами построили первые в северо-западной части Аляски две часовни и церковь для совершения богослужений.

Развивая Квихпакскую миссию, русские миссионеры внесли вклад в общее дело Американской православной миссии — Православие проникло вглубь Аляски и распространилось до берегов Северного Ледовитого океана и, таким образом, внутренние регионы полуострова Аляска были включены в сферу влияния Американской православной миссии.

Источники и литература

источники

1. Выписка из письма преосвященнейшаго Иннокентия, архиепископа Камчатского // Прибавления к Творениям св. Отцов. 1853. № 12. С. 647-654.

2. Донесение епископа Камчатского Иннокентия от 30 января 1845 года об учреждении Миссии на реке Квихпак в Северной Америке. РГИА. Ф. 796. Оп. 121. Д. 162. Л. 526-528 об.

43 Письма Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского. Кн. 1.... С. 308-309.

44 Донесение епископа Камчатского Иннокентия от 30 января 1845 года. РГИА. Ф. 796. Оп. 121. Д. 162. Л. 527-527 об.

45 Письма Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского. Кн. 1.. С. 197.

46 Там же. С. 197.

47 Там же. С. 196.

3. Донесение епископа Камчатского Иннокентия от 26 января 1844 г. РГИА.Ф.796. Оп. 121. Д. 162. Л. 443-444 об.

4. Извлечения из дневника Атхинского священника Григория Головина // Памятник трудов православных благовестников русских с 1793 до 1853 года. М., 1857. С. 312-317.

5. Из журнала Илариона, миссионера на реке Кускоквим (1861-1862 гг.) // Русская Америка по личным впечатлениям миссионеров, первопроходцев, моряков, исследователей и других очевидцев. М., 1994. С. 203-211.

6. Из журнала Илариона, миссионера на реке Кускоквим за 1863 год // Русская Америка по личным впечатлениям миссионеров, первопроходцев, моряков, исследователей и других очевидцев. М., 1994. С. 211-221.

7. Из журнала Илариона, миссионера на реке Кускоквим за 1864 год // Русская Америка по личным впечатлениям миссионеров, первопроходцев, моряков, исследователей и других очевидцев. М., 1994. С. 221-229.

8. Корчинский И.Квихпакская миссия на реке Юкон // Американский Православный Вестник. 1899. № 13. С. 359-362.

9. Нецветов И., прот. Извлечения из дневника Квихпакского миссионера протоиерея Иакова Нецветова 1853 года // Прибавления к Творениям св. Отцов. 1855. Ч. 14. Кн. 1. С. 74-88.

10. Нецветов И., прот. Извлечения из журнала Квихпакского миссионера протоиерея Иакова Нецветова с 1856 по июль 1857 года // Прибавления к Творениям св. Отцов. 1860. Ч. 19. Кн. 1. С. 95-105.

11. Письмо епископа Камчатского Иннокентия обер-прокурору Н.А. Протасову от 9 февраля 1844 года. РГИА. Ф. 796. Оп. 121. Д. 162. Л. 448-449 об.

12. Письма Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского. В 3-х кн. / Собр. Иваном Барсуковым. Кн. 1. СПб., 1897. 485 с.

Литература

13. Климент (Капалин), митр., ПетровА.Ю, ЧижиковаА.С. Значение деятельности протоиерея Иакова Нецветова // Американский ежегодник. 2014. С. 236-257.

14. Ляпунова Р. Г. Очерки по этнографии алеутов (конец XVIII — первая половина XIX в.). М., 1975. 200 с.

15. Климент (Капалин), митр. Русская Православная Церковь на Аляске до 1917 года. М., 2009. 605 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.