Научная статья на тему 'КВИХПАКСКАЯ МИССИЯ: УСЛОВИЯ РАСПРОСТРАНЕНИЕ ПРАВОСЛАВИЯ В СЕВЕРО-ЗАПАДНОМ РЕГИОНЕ МАТЕРИКОВОЙ АЛЯСКИ В 1840-1860-Х ГГ'

КВИХПАКСКАЯ МИССИЯ: УСЛОВИЯ РАСПРОСТРАНЕНИЕ ПРАВОСЛАВИЯ В СЕВЕРО-ЗАПАДНОМ РЕГИОНЕ МАТЕРИКОВОЙ АЛЯСКИ В 1840-1860-Х ГГ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
68
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ / ПРАВОСЛАВИЕ / КВИХПАКСКАЯ МИССИЯ / МИССИОНЕРСКАЯ РАБОТА / РУССКАЯ АМЕРИКА / АЛЯСКА / ИНДЕЙЦЫ / ЭСКИМОСЫ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Азова Анастасия Михайловна

Статья посвящена одной из малоизученных страниц истории Русской Америки - Квихпакской миссии. Русские православные миссионеры, осуществляя духовно-просветительскую деятельность среди индейцев и эскимосов северо-запада материковой Аляски, внесли неоценимый вклад в расцвет Американской православной миссии на Северо-Американском континенте в 1820- 1850-х гг. В статье рассматриваются условия развития миссии в отдаленном от центра российских заокеанских владений северо-западном регионе Аляски: в частности, поднимаются проблемы финансирования миссии, законодательства Российской империи, особенностей автохтонного образа жизни и менталитета коренных жителей Аляски.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE KWIKPAK MISSION: CONDITIONS FOR THE SPREAD OF ORTHODOXY IN THE NORTHWESTERN REGION OF MAINLAND ALASKA IN THE 1840S-1860S

This article is devoted to the one of unstudied issues in the history of Russian America - The Yukon mission. Russian Orthodox missioners, carrying out spiritual and educational activities among the Indians and the Eskimos in Alaska, made an invaluable contribution to the flourishing of the American Orthodox mission on North America in the 1820-1850s. There are discussed conditions for the development of the mission in the northwestern region of Alaska, remote from the center of Russian overseas colony. The article focuses on the financing of the Yukon mission, Russian Empire legislation, the features of the unique lifestyle habits of autochthons of Russian America and their mentality.

Текст научной работы на тему «КВИХПАКСКАЯ МИССИЯ: УСЛОВИЯ РАСПРОСТРАНЕНИЕ ПРАВОСЛАВИЯ В СЕВЕРО-ЗАПАДНОМ РЕГИОНЕ МАТЕРИКОВОЙ АЛЯСКИ В 1840-1860-Х ГГ»

ВЕСТНИК ИСТОРИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ ДУХОВНОЙ АКАДЕМИИ

Научный журнал № 2 (7) 2021

А. М. Азова

Квихпакская миссия: условия распространение Православия

в северо-западном регионе материковой Аляски в 1840-1860-х гг.

DOI 10.47132/2587-8425_2021_2_150

Аннотация: Статья посвящена одной из малоизученных страниц истории Русской Америки — Квихпакской миссии. Русские православные миссионеры, осуществляя духовно-просветительскую деятельность среди индейцев и эскимосов северо-запада материковой Аляски, внесли неоценимый вклад в расцвет Американской православной миссии на Северо-Американском континенте в 18201850-х гг. В статье рассматриваются условия развития миссии в отдаленном от центра российских заокеанских владений северо-западном регионе Аляски: в частности, поднимаются проблемы финансирования миссии, законодательства Российской империи, особенностей автохтонного образа жизни и менталитета коренных жителей Аляски.

Ключевые слова: Русская Православная Церковь, Православие, Квихпакская миссия, миссионерская работа, Русская Америка, Аляска, индейцы, эскимосы.

Об авторе: Анастасия Михайловна Азова

Студентка I курса магистратуры института педагогики СПБГУ, преподаватель ГБОУ лицей

№ 410 Пушкинского района Санкт-Петербурга.

E-mail: karambolaka@yandex.ru

ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8562-7958

Ссылка на статью: Азова А. М. Квихпакская миссия: условия распространение Православия в северо-западном регионе материковой Аляски в 1840-1860-х гг. // Вестник Исторического общества Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2021. №2 (7). С. 150-160.

* Изображения предоставлены автором. 150

HERALD OF THE HISTORICAL SOCIETY OF SAINT PETERSBURG THEOLOGICAL ACADEMY

Scientific Journal No. 2 (7) 2021

A. M. Azova

The Kwikpak Mission: Conditions for the Spread of Orthodoxy

in the Northwestern Region of Mainland Alaska in the 1840s-1860s.

DOI 10.47132/2587-8425_2021_2_150

Abstract: This article is devoted to the one of unstudied issues in the history of Russian America — The Yukon mission. Russian Orthodox missioners, carrying out spiritual and educational activities among the Indians and the Eskimos in Alaska, made an invaluable contribution to the flourishing of the American Orthodox mission on North America in the 1820-1850s. There are discussed conditions for the development of the mission in the northwestern region of Alaska, remote from the center of Russian overseas colony. The article focuses on the financing of the Yukon mission, Russian Empire legislation, the features of the unique lifestyle habits of autochthons of Russian America and their mentality.

Keywords: Russian Orthodox Church, Orthodoxy, the Yukon mission, missionary work, Russian America, Alaska, Indians, Eskimo.

About the author: Anastasia Mikhaylovna Azova

1st year student of the Master's program at the Institute of Pedagogy, St. Petersburg State University.

E-mail: karambolaka@yandex.ru

ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8562-7958

Article link: Azova A. M. The Kwikpak Mission: Conditions for the Spread of Orthodoxy in the Northwestern Region of Mainland Alaska in the 1840s-1860s. Herald of the Historical Society of Saint Petersburg Theological Academy, 2021, no. 2 (7), pp. 150-160.

Квихпакская миссия, учрежденная в 1844 г., является частью проекта епископа Камчатского, Курильского и Алеутского Иннокентия (Вениаминова) по распространению Православия вплоть до берегов Северного Ледовитого океана и закрепления Православия в Северной Америке1. Расцвет Квихпакской миссии связан со служением в Русской Америке просветителей священников Григория Головина, Иакова Нецветова, иеромонаха Илариона (Пересокка).

Квихпакские миссионеры реализовали главные идеи епископа Алеутского Иннокентия по распространению Православия на северо-западе Аляски: миссионерский центр был установлен посреди ареала расселения автохтонов Квихпако-Куско-квимского региона — в селение Икогмют, регулярные богослужения совершались в храме и двух часовнях, расположенных в крупнейших селениях региона — в Иког-мюте, Михайловском и Колмаковском редутах, духовно-просветительской работой русских православных миссионеров было охвачено все населения Квихпако-Куско-квимского региона.

На духовно-просветительскую деятельность квихпакских миссионеров оказывали влияние условия существования Квихпакской миссии. С одной стороны, Квихпако-Кускоквимский регион обладал условиями, благоприятствовавшими распространению Православия, с другой стороны, миссионеры сталкивались с препятствия, чинившимися российским правительством, Российско-Американской компанией (далее — РАК) и природными условиями региона.

Главным препятствием для успешного развития миссии в регионе рек Квихпак и Кускоквим являлось отсутствие необходимого финансирования миссии.

При учреждении Квихпакской миссии Синод постановил Главному правлению РАК выделить необходимые для создания новой церкви и дальнейшего содержания Квихпакской миссии средства: «Просить Главное Правление Российско-Американской Компании об оказании со стороны оной зависящего содействия и возможного пособия в сем благородном деле»2.

Согласно проекту Синода об учреждении Кенайской и Квихпакской миссий в 1845 г., финансирование внутренних проектов Американской Православной Церкви, в том числе учреждение и содержание новых миссий, ложилось на плечи РАК, а затраты на содержание церквей и выплаты жалований священно- и церковнослужителям направлялись из управлений Синода: «На содержание шести Американских церквей, на жалования священно и церковнослужителям и на доставление их в Колонию и обратно потребно не менее 16 000 руб. сереб., не считая постройки новых церквей и квартир с отоплением для причта. Постройку же церквей и значительные поправки онеих и квартиры для причта с их отоплением Компания вероятно также примет на свое попечение, как это делает она и ныне»3.

Однако в действительности Квихпакская миссия, в отличие от Кенайской миссии, получавшей от Синода ежегодно 881 руб. 42 1/3 коп. серебром4, материальной поддержки ни от Синода, ни от Главного правления компании не получала и была основана, по замечанию епископа Иннокентия, «своими средствами, без всякаго пособия от Компании»5.

1 Донесение епископа Камчатского Иннокентия от 30 января 1845 г. РГИА. Ф. 796. Оп. 121. Д. 162. Л. 527.

2 Письмо Главного правления Российско-Американской компании Главному правителю Российско-Американских колоний Тебенькову М. Д. о передаче в Святейший Синод для решения вопроса об учреждении в колониях трех духовных миссий. РГА ВМФ. Ф. 1375. Оп. 1. Д. 18. Л. 299.

3 Обозрение Православной Церкви в Российской Америке. РГИА. Ф. 796. Оп. 121. Д. 162. Л. 65-65 об.

4 Письмо Главного правления Российско-Американской компании Главному правителю Российско-Американских колоний Розенбергу Н. Я. об отпуске средств на содержание Кенайской духовной миссии. РГА ВМФ. Ф. 1375. Оп. 1. Д. 19. Л. 513.

5 Письмо митрополиту Московскому Филарету от 1 мая 1848 г. // Письма Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского. Кн. 1. СПб., 1897. С. 198.

Святитель неоднократно обращался к Синоду с просьбой выделить средства на развитие миссионерской работы на северо-западе Аляски, но вместо реальной материальной помощи получал лишь обещания Синода. Так, в ответ на обращение в 1847 г. о направлении двух иеромонахов или священников в Русскую Америку и оклада на содержание Квихпакской миссии епископ Иннокентий от Синода на первую просьбу «получил Указ, а на последнюю еще не получил никакого решения»6.

Главное правление РАК обещало выделить Новоархангельскому духовному правлению на развитие миссий 2 000 руб. ассигнациями7, а также содействовать строительству церкви в центре Квихпакской миссии, в селении Икогмют8.

Однако, несмотря на обещанную финансовую поддержку, церковь Креста Господня в Икогмюте была основана в 1851г. не на средства Синода или РАК, а на личные средства митрополита Московского Филарета (Дроздова), перечислившего в фонд Хозяйственного управления при Святейшем Синоде «1000 рублей серебром на построение новой церкви в Квихпаке и вновь предполагаемой миссии Камчатской епархии»9.

Квихпакская миссия не получала обещанного Главным правлением компании финансирования из-за угрозы нарушения геополитического равновесия в Квихпа-ко-Кускоквимском регионе. По мнению Главного правления, увеличение финансовой поддержки на развитие миссии привело бы к усилению русского присутствия на северо-западе Аляски, что являлось нежелательным для развития торговли РАК.

В Квихпако-Кускоквимском регионе проживали не только туземцы, находящиеся в подданстве российского императора и, следовательно, РАК, но и находящиеся в зависимости от английской колонии туземцы, а также чукчи, в целом враждебно настроенные к русскому присутствию на северо-западе Аляски. По мнению Главного правления компании, усиление русского влияния в регионе посредством компании может способствовать усилению степени угрозы развитию торговли РАК и существованию артелей компании в этом регионе со стороны чукчей и автохтонов-подданных британской короны, а также может привести к росту опасности существования компанейских отрядов в регионе расселения независимых автохтонных племен10.

6 Письмо графу Н. А. Протасову от 4 июля 1850 г. // Письма Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского. Кн. 1. С. 261.

7 Письмо Главного правления Российско-Американской компании Главному правителю Российско-Американских колоний Этолину А. К. о мероприятиях по улучшению состояния церкви в колониях. РГА ВМФ. Ф. 1375. Оп. 1. Д. 13. Л. 377.

8 Письмо Главного правления Российско-Американской компании Главному правителю Российско-Американских колоний Тебенькову М. Д. о передаче в Святейший Синод для решения вопроса об учреждении в колониях трех духовных миссий. РГА ВМФ. Ф. 1375. Оп. 1. Д. 18. Л. 302.

9 Письмо Главного правления Российско-Американской компании Главному правителю Российско-Американских колоний Тебенькову М. Д. о получении денег на строительство церкви в Квихпаке. РГА ВМФ. Ф. 1375. Оп. 1. Д. 18. Л. 431.

10 Письмо Главного правления Российско-Американской компании Главному правителю Российско-Американских колоний Тебенькову М. Д. о передаче в Святейший Синод для решения вопроса об учреждении в колониях трех духовных миссий. РГА ВМФ. Ф. 1375. Оп. 1. Д. 18. Л. 300.

Крестный ход святителя Иннокентия (Вениаминова). М. Шаньков. 2010 г.

V

Зимняя барабора в Икогмюте. В. Долла

Кроме того, по мнению Главного правления, усиление русского влияния в регионе могло вызвать враждебные настроения со стороны не только автохтонного населения, но и Британской империи: «Умножение числа миссий к обращению туземных племен в Православие, по мнению Главного Правления, едва ли может привести к ожидаемым и прочным последствиям прежде ослабления в этих странах неприязненного для нас влияния с Востока англичан и подчиненных им туземцев, а с Запада чукчей»11.

Главное правление компании также затруднялось выделить большие средства на содержание миссии из-за своих финансовых проблем: в частности, поставка продовольствия, осуществляемая до 1849 г. из России и Калифорнии, теперь осуществлялась только из России, на что требовались большие финансовые и временные затраты. В отчетах компании отмечается, что необходимая для развития новых миссий сумма на доставку продуктов и защиту миссий от агрессии автохтонов «превышает те средства, какие Компания в настоящее время имеет, тем более что само продовольствие Компании, по случаю изменившихся обстоятельств в Калифорнии и других прибрежных странах Америки, представляет значительное затруднение»12.

За неимением обещанных от РАК средств Квихпакская миссия финансировалась из капитала Алеутской епархии. Однако Алеутская епархия испытывала финансовые трудности и не имела возможности содержать ни уже имеющиеся храмы и миссии в Русской Америке, ни, тем более, новые миссии: епископ Иннокентий сообщал, что «доходы причтов Американских Церквей и особенно Соборного более и более уменьшаются; и в Миссиях совершенно нет никаких доходов; и оттого оклады жалованья, получаемые ими ныне, становятся не достаточны — особенно для причетников»13.

Вследствие финансовых трудностей епархии Квихпакская миссия не получала даже установленных Синодом в смете средств. Так, согласно решению Синода об учреждении Кенайской и Квихпакской миссий от 12 ноября 1845 г., новоучрежден-ная в долине рек Квихпак и Кускоквим миссия должна была получать ежегодные

11 Там же. Л. 301.

12 Там же. Л. 302-303.

13 Представление Иннокентия, епископа Камчатского, в Святейший правительствующий Синод от 16 января 1845 года. РГИА. Ф. 796. Оп. 121. Д. 162. Л. 523.

выплаты по 881 руб. 42 1/3 коп. серебром из капитала Алеутской епархии, а также для начала миссионерской деятельности должна была получить необходимые для богослужений предметы на сумму в 2 060 руб. ассигнациями из того же источника14. Однако Синод не направил в капитал Алеутской епархии необходимую сумму для открытия двух новых миссий на Северо-Американском континенте, поэтому квихпак-скому миссионеру Иакову Нецветову для покупки необходимых вещей было выдано

1 500 руб. ассигнациями, вместо установленных 2 060 руб. ассигнациями, из капитала Новоархангельского духовного правления15.

Отсутствие финансирования сказывалось на количестве желающих служить в Русской Америке священников: американские православные миссионеры не получали необходимые для жизнеобеспечения и содержания своих семей денежные средства и, тем более, финансовую выгоду от служения в Русской Америке, поэтому представители духовенства не проявляли стремления отправиться на служение в Русскую Америку.

Святитель Иннокентий отмечал, что американские священники в служении в Русской Америке не получают установленных «значительных выгод, а именно: из числа каждогодно отпускаемых ныне от Компании на содержание духовенства 24 927 руб. ассигнациями Компанию назначено было священникам сверх жалованья столовых

2 310 руб. на путевые издержки 315 руб. и всего 2 625 руб. и кроме того в награду по прошествии первых 5 лет 2 100 руб. Но в настоящее время американские священники, не имея никакой надежды на денежную награду за пятилетие, жалованья и вспом. окладов получают по 2 100 рублей»16. Не имея вспомогательных окладов, американские православные миссионеры не могли обеспечить свою семью необходимым пропитанием и, тем более, направить личные средства на развитие своей духовно-просветительской работы в регионе.

Наконец, за свои просветительские и пастырские труды американские миссионеры не получали пожизненной пенсии, в отличие от служивших на территории Российской империи священников, которые были также приписаны к Камчатской, Курильской и Алеутской епархии. Проблема отсутствия «благодарности» в материальном эквиваленте за годы служения в суровом Аляскинском регионе впервые коснулась участников Квихпакской миссии в 1844 г.

Первый квихпакский миссионер Григорий Головин, покидая пастырский пост в Русской Америке, просил епископа Иннокентия выделить ему пожизненный пенсион, однако епископ Алеутский отказал отцу Григорию: положение о пенсиях служителей Камчатской, Курильской и Алеутской епархии распространялось только на камчатских и охотских священников и не затрагивало американских священников, поскольку они проживали на территории Русской Америки17.

Однако положение о пенсиях служителей Камчатской, Курильской и Алеутской епархии не учитывало состава американских православных служителей: в 1845 г. причт Американских православных церквей состоял не только из священников-креолов, но также и из священников, прибывших на служение на Аляску из России. Так, в 1845 г. в Русской Америке служило 5 священников-выходцев из России, которые не являлись представителями автохтонного населения Северной Америки или креолами.

Епископ Иннокентий обращался к Синоду с просьбой распространить действие положения о пенсиях на американских священников, «и если не на всех, то по крайней мере на тех, кои приезжают из России»18, и хотя бы в сокращенном окладе.

14 Ответ Синода на донесение Иннокентия от 30 января 1845 года. РГИА. Ф. 796. Оп. 121. Д. 162. Л. 530-530 об.

15 Климент (Капалин), митр., ПетровА.Ю., ЧижиковаА.С. Значение деятельности протоиерея Иакова Нецветова // Американский ежегодник. 2014. С. 241.

16 Представление Иннокентия, епископа Камчатского в Святейший Правительствующий Синод от 29 декабря 1845 года. РГИА. Ф 796. Оп. 121. Д. 162. Л. 544 об.

17 Там же.

18 Там же.

Фрагмент карты туземных наречий на Алеутских островах и северо-западном берегу Америки.

Верман Ф. К. 1865. Личный архив автора

Святитель предлагал Синоду «выдавать от казны пожизненным пенсионом если не 560 руб. ассиг. как значится в расписании, то по крайней мере по 300 руб. ассигнациями, т. е. на равных с камчатскими священниками...»19. Одобрительного ответа от Синода епископ Иннокентий не получил, и положение о пенсиях по-прежнему не распространялось на американских служителей Русской Церкви.

Отсутствие необходимого количества финансов препятствовало развитию Квихпакской миссии в целом: миссионеры не имели возможности строить церкви и часовни в крупных автохтонных поселениях, приглашать на служение помощников и совершать необходимые для обращения автохтонов и закрепления основ Православия в душах новокрещенных туземцев длительные и дорогостоящие пастырские поездки по северо-западной части Аляски.

Особенности образа жизни автохтонного населения также не содействовали успешному миссионерскому делу в Квихпако-Кускоквимском регионе. Поскольку с апреля по ноябрь мужчины-автохтоны были заняты морским зверобойным промыслом, а женская половина — бортничеством, в селениях застать коренное население не представлялось возможным. Проповедовать во время промысловых работ миссионер также не мог, согласно инструкции от Синода: Синод наставлял американских миссионеров планировать поездки по автохтонным селениям таким образом, чтобы «не предпринимать путешествий во время промыслов, чем можно лишить выгод как Компанию, так и самих дикарей»20. Таким образом, миссионер был вынужден проповедовать только в зимнее время года, когда коренные жители не были заняты промысловыми работами21.

19 Там же. Л. 545.

20 Обозрение Православной Церкви в Российской Америке. РГИА. Ф. 796. Оп. 121. Д. 162. Л. 63-63 об.

21 Донесение епископа Камчатского Иннокентия от 26 января 1844 г. РГИА. Ф. 796. Оп. 121. Д. 162. Л. 444.

Из-за сильных морозов совершать такие путешествия пешком миссионеры не могли, единственным способом перемещения между селениями была нарта. Но содержание нарт было дорогостоящим и зачастую непосильным для квихпакского миссионера делом: по замечанию иеромонаха Илариона (Пересокка), «для езды нужно иметь собственных 10 собак, нарты и двух работников, которые должны бежать впереди и на поводе вести собак», которых необходимо также прокормить22.

За 4 месяца квихпакский миссионер, даже при условии наличия помощников и нарты, не успевал охватить духовно-просветительской работой всех автохтонов региона. Кроме того, за неимением возможности духовно окормлять коренных жителей во время промыслов планы Американской православной миссии по проведению регулярных богослужений в туземных селениях нарушались.

Серьезные препятствия для развития Квихпакской миссии чинились со стороны российского правительства. Согласно принятой в 1863 г. поправке к «Положению об инородцах», крещение язычника могло быть совершено только после того как местное гражданское начальство удостовериться в том, что «желающий принять крещение имеет должное разумение о христианской вере»23. Однако в Положении не прописывались предметы вероучения, которые должны были знать автохтоны перед крещением, поэтому миссионеры не могли подготовить туземцев ко крещению по всем новым правилам.

Епископ Иннокентий отмечал, что новые правила крещения автохтонного населения препятствовали христианизации населения Русской Америки: этот закон «не мало останавливает наши действия по обращению туземцев. Выходит так, что не только священник, но даже и я сам не могу окрестить туземцев, если местный начальник найдет, что желающие принять крещение не вполне еще знаю, что следует знать»24. Не имея установленных норм качества знания христианского вероучения, американские православные миссионеры были вынуждены, по замечанию святителя, «задабривать и заискивать чиновников»25 для того, чтобы получить разрешение на обращение автохтонов в Православие. Таким образом, в процесс миссионерской работы с автохтонами Русской Америки и, в частности, Квихпако-Кускоквимского региона был включен чиновничий фактор, тормозивший развитие Американской православной миссии.

Однако, несмотря на многочисленные трудности миссионерского служения в долине рек Квихпак и Кускоквим, регион обладал также условиями, которые благоприятствовали апостольскому служению.

Автохтонное население северо-запада Аляски проявляли восприимчивость к Православию. Святитель Иннокентий отмечал, что новокрещенные коренные жители Квихпако-Кускоквимского региона старательно следовали заветам Христа: «Ежели не все, то очень многие из них помнят и стараются исполнять данные им при крещении обещания; отступлений на прежний путь язычества не слышно»26.

Кроме того, некоторые автохтонные народы отличались доброжелательным отношением к русским поселенцам, что облегчало миссионерские труды квихпакских просветителей. Индейцы побережья залива Нортон, несмотря на усилия чукчей по распространению антироссийских настроений, сами прибывали к священнику

22 Из журнала Илариона, миссионера на реке Кускоквим (1861-1862 гг.) // Русская Америка по личным впечатлениям миссионеров, первопроходцев, моряков, исследователей и других очевидцев. М., 1994. С. 205.

23 Письмо А. П. Ахматову от 6 марта 1864 г. // Письма Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского. Кн. 2. СПб., 1898. С. 441.

24 Письмо А. Н. Муравьеву от 2 мая 1864 г. // Письма Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского. Кн. 2. С. 451.

25 Письмо А. П. Ахматову от 6 марта 1864 г. // Письма Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского. Кн. 2. С. 442.

26 Письмо А. Н. Муравьеву от 11 июня 1845 г. // Письма Иннокентия, митрополита Московского. Кн. 1. С. 135.

Обитатели залива Нортон. И. Г. Вознесенский. Вторая половина XIX в.

МАЭ 1142-29, Музей антропологии и этнографии, Санкт-Петербург

Григорию Головину на проповеди и литургии или приглашали миссионера в свои селения: епископ Иннокентий отмечал, что местные индейцы «принимали его (отца Григория. — А. А.) ласково, а крещение — с большим усердием»27.

Иеромонах Иларион отмечал дружелюбные настроения автохтонов Кускокви-ма. Он отмечал, что индейцы-колчане, «завидев нас, все сплотились и подошли с громкими песнями, что по их обычаю служило знаком миролюбивых отношений к русским»28. Отец Иларион также отмечал интерес к Православию даже у автохтонов, живущих рядом с британскими поселениями: например, проживавшие у озера Ментох туземцы не желали принимать веру англичан, но желали «видеть русского священника и креститься от него»29.

Священник Иаков Нецветов отмечал неподдельный интерес детей к христианству: «Многие дети стали приходить без всякого зова, и все начали внимать и понимать учение и произносить на своем языке спасительные истины»30. Расположенность коренных жителей к русским и к русской духовной культуре облегчала миссионерский труд и способствовала укреплению Православия в жизни автохтонов северо-западной Аляски.

Кроме того, автохтоны региона включались в миссионерский процесс и распространяли веру Христову среди своих соплеменников. Участие в распространении русской духовной культуры автохтонов-мирян было важным фактором успеха миссии, поскольку коренные жители передавали основы Православия на понятном аборигенам языке: епископ Иннокентий отмечал случаи, когда «некоторые из них (жители

27 Донесение епископа Камчатского Иннокентия от 26 января 1844 г. РГИА. Ф. 796. Оп. 121. Д. 162. Л. 443 об.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

28 Из журнала Илариона, миссионера на реке Кускоквим (1861-1862 гг.) // Русская Америка по личным впечатлениям миссионеров, первопроходцев, моряков, исследователей и других очевидцев. М., 1994. С. 207.

29 Из журнала Илариона, миссионера на реке Кускоквим за 1863 год // Русская Америка по личным впечатлениям миссионеров, первопроходцев, моряков, исследователей и других очевидцев. С. 213.

30 Письма Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского. Кн. 1. С. 197.

региона Квихпака и Кускоквима. — А. А.), более проникнутые словом истины, старались передать свои понятия о христианстве своим язычествующим собратиям и тем убедили многих к принятию крещения»31.

Автохтоны-миряне также личным примером вдохновляли соплеменников на принятие православия. Так, к миссионеру священнику Иакову Нецветову с просьбой креститься пришла пожилая эскимоска, которая решилась принять Православие по примеру своей дочери32. Отец Иаков также отмечал положительное влияние примера детей на взрослых, которые вслед за своими детьми начинали ходить на проповеди миссионера: «Родители их говорят: дети наши уже знают и читают молитвы, а мы еще ничего не знаем»33.

Условия существования и развития Квихпакской миссии сложно назвать благоприятными: отсутствие финансирования миссии, нехватка священно- и церковнослужителей, суровые климатические условия, особенности автохтонного образа жизни, изменчивое законодательство империи препятствовали успешному развитию Квихпакской миссии. Однако доброжелательное отношение автохтонов региона к русским переселенцам и православному духовенству, восприимчивость автохтонов к Православию, вовлеченность автохтонов-мирян в процесс христианизации северо-запада Аляски и самоотверженное служение квихпакских миссионеров на благо Русской Православной Церкви и Российской империи способствовали распространению православия вглубь Аляски, до берегов Северного Ледовитого океана.

За первые 25 лет существования Квихпакской миссии просветители столкнулись с множеством трудностей, преодолевая которые совместными усилиями с коренными жителями северо-западной Аляски, достигли поставленной цели — Православие окрепло в душах жителей Аляски и до сих пор сохраняется ее современными жителями. Таким образом, русские православные миссионеры внесли неоценимый вклад в расцвет Американской православной миссии на Северо-Американском континенте в 1820-1850-х гг.

Источники и литература

Источники

1. Донесение епископа Камчатского Оп. 121. Д. 162. Л. 443-444 об.

2. Донесение епископа Камчатского Оп. 121. Д. 162. Л. 526-528 об.

3. Из журнала Илариона, миссионера на реке Кускоквим (1861-1862 гг.) // Русская Америка по личным впечатлениям миссионеров, первопроходцев, моряков, исследователей и других очевидцев. М., 1994. С. 203-211.

4. Из журнала Илариона, миссионера на реке Кускоквим за 1863 год // Русская Америка по личным впечатлениям миссионеров, первопроходцев, моряков, исследователей и других очевидцев. М., 1994. С. 211-221.

31 Письмо А. Н. Муравьеву от 11 июня 1845 г. // Письма Иннокентия, митрополита Московского. Кн. 1. С. 135.

32 Письмо митрополиту Московскому Филарету от 1 мая 1848 г. // Письма Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского. Кн. 1. С. 196.

33 Там же. С. 197.

Иннокентия от 26 января 1844 г. РГИА. Ф. 796. Иннокентия от 30 января 1845 г. РГИА. Ф. 796.

5. Обозрение Православной Церкви в Российской Америке. РГИА. Ф. 796. Оп. 121. Д. 162. Л. 2-74 об.

6. Ответ Синода на донесение Иннокентия от 30 января 1845 года. РГИА. Ф. 796. Оп. 121. Д. 162. Л. 530-530 об.

7. Письмо А. Н. Муравьеву от 11 июня 1845 г. // Письма Иннокентия, митрополита Московского. Кн. 1. СПб., 1897. С. 135-138.

8. Письмо А. Н. Муравьеву от 2 мая 1864 г. // Письма Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского. Кн. 2. СПб., 1898. С. 449-453.

9. Письмо А. П. Ахматову от 6 марта 1864 г. // Письма Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского. Кн. 2. СПб., 1898. С. 439-444.

10. Письмо Главного правления Российско-Американской компании Главному правителю Российско-Американских колоний Розенбергу Н. Я. об отпуске средств на содержание Кенайской духовной миссии. РГА ВМФ. Ф. 1375. Оп. 1. Д. 19. С. 513-514.

11. Письмо Главного правления Российско-Американской компании Главному правителю Российско-Американских колоний Тебенькову М. Д. о передаче в Святейший Синод для решения вопроса об учреждении в колониях трех духовных миссий. РГА ВМФ. Ф. 1375. Оп. 1. Д. 18. Л. 295-304.

12. Письмо Главного правления Российско-Американской компании Главному правителю Российско-Американских колоний Тебенькову М. Д. о получении денег на строительство церкви в Квихпаке. РГА ВМФ. Ф. 1375. Оп. 1. Д. 18. Л. 431-433.

13. Письмо Главного правления Российско-Американской компании Главному правителю Российско-Американских колоний Этолину А. К. о мероприятиях по улучшению состояния церкви в колониях. РГА ВМФ. Ф. 1375. Оп. 1. Д. 13. Л. 376-402.

14. Письмо графу Н. А. Протасову от 4 июля 1850 г. // Письма Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского. Кн. 1. СПб., 1897. С. 258-262.

15. Письмо митрополиту Московскому Филарету от 1 мая 1848 г. // Письма Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского. Кн. 1. СПб., 1897. С. 194-202.

16. Представление Иннокентия, епископа Камчатского в Святейший Правительствующий Синод от 29 декабря 1845 года. РГИА. Ф 796. Оп. 121. Д. 162. Л. 544-545.

17. Представление Иннокентия, епископа Камчатского, в Святейший правительствующий Синод от 16 января 1845 года. РГИА. Ф. 796. Оп. 121. Д. 162. Л. 523-523 об.

Литература

18. Климент (Капалин), митр., Петров А. Ю., Чижикова А. С. Значение деятельности протоиерея Иакова Нецветова // Американский ежегодник. 2014. С. 236-257.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.