Научная статья на тему 'Православная история Бийска в трудах исследователей'

Православная история Бийска в трудах исследователей Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
396
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ / НАУЧНЫЕ ТРУДЫ / ИССЛЕДОВАТЕЛИ / МУЗЕЙ ИСТОРИИ АЛТАЙСКОЙ ДУХОВНОЙ МИССИИ / HISTORY OF ORTHODOX CULTURE / SCIENTIFIC PAPERS / RESEARCHERS / MUSEUM OF HISTORY OF THE ALTAI SPIRITUAL MISSION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Коваленко П. С.

В работе представлен анализ научной и краеведческой литературы по истории православной культуры Бийска, впервые рассматриваются основные работы исследователей по истории православной культуры г. Бийска. Изучение темы учеными и краеведами представлено в хронологическом порядке. Автор обращает внимание на изменение тематики исследований в разные исторические периоды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ORTHODOX HISTORY OF BIYSK IN THE WORKS OF RESEARCHERS

The author of the paper considers the main works of researchers, who studied the history of Orthodox culture of Biysk. Some of the research materials for this paper are used for the first time. The study of this theme by the scientists and historians is represented in a chronological order. The author is especially interested to the alteration of the themes for the investigations in different historical periods.

Текст научной работы на тему «Православная история Бийска в трудах исследователей»

учительских кадров: в Москве работал старообрядческий бого-словско-учительский институт, готовивший эти кадры, но в сравнении с запросами огромной страны его деятельность представляла собой каплю в море; поэтому в провинции повсеместно открывались краткосрочные курсы для подготовки учителей. На епархиальном съезде 1918 г. было принято решение об открытии таких курсов в Барнауле [17, с. 2]. Однако это начинание, как и многие другие, с окончанием гражданской войны не получило дальнейшего развития: после установления советской власти вопросы школьного образования и просвещения были монополизированы государством.

Итак, можно отметить у алтайского старообрядчества конца XIX - начала XX в. стремление к модернизации образовательной системы, попытку продвинуть ее в сторону светской

Библиографический список

науки, сохраняя, в то же время, ее религиозные основы. Можно предположить, что эта тенденция имела большие перспективы: со временем позиции консервативной части старообрядческих объединений, блокировавшей нововведения в области образования, были бы потеснены, и сообщества, желавшие прогресса в сфере просвещения, получили бы более или менее гармоничные образовательные стандарты, соединявшие религиозность и светскую образованность. В советский период, когда система образования была полностью выведена из церковной сферы, оно не только оказалось для старообрядцев слишком светским, но и приобрело неприемлемый для них, подчеркнуто атеистический характер. В этих условиях сообщества актуализировали религиозные компоненты образования, для преподавания которых им пришлось вернуться к практике нелегальных школ.

1. Новиков, И. Обзор деятельности первого Епархиального Миссионерского съезда в г. Томске 10-27 августа 1898 г. Современное состояние местного расколосектантства // Томские епархиальные ведомости. Миссионерский отдел. - 1899. - № 1.

2. КГУ ГААК. Ф. 166. Оп. 1. Д. 1.

3. Сторонятся ли старообрядцы образования? // Слово Церкви. - 1915. - № 1.

4. Куприянова, И.В. Старообрядческая семья: религиозно-культурная доминанта // Мир науки, культуры, образования. Научный журнал. - 2013. - № 4(41).

5. Бухтарминские старообрядцы. - Л., 1930.

6. Вопросы народного образования на всероссийских съездах старообрядцев. - М., 1909.

7. Кириллов, И.А. Старообрядчество и русская школа // И.А. Кириллов. Правда старой веры. - Барнаул, 2008.

8. Мельников, Ф.Е. Краткая история древлеправославной (старообрядческой) Церкви. - Барнаул, 1999.

9. Розанов, В.В. Психология раскола // В.В. Розанов. Религия. Философия. Культура. - М., 1992.

10. КГУ ГААК. Ф. 164. Оп. 1. Д. 106.

11. Златомрежев, В. Раскол в г. Барнауле // Томские епархиальные ведомости. Миссионерский отдел. - 1902. - № 13.

12. Журавлев, А. Восток, Запад и старообрядчество // Слово Церкви. - 1916. - № 29.

13. Часовенный. Среди часовенных. Барнаул Томской губернии // Старая Русь. -1912. - № 1.

14. Платово. Открытие старообрядческого Министерства Народного просвещения училища // Старообрядческая мысль. - 1911. - № 1.

15. КГУ ГААК. Ф. 135. Оп. 1. Д. 22.

16. Куприянова, И.В. Революция и гражданская война - годы политического самоопределения старообрядчества // Мир науки, культуры, образования. - 2013. - № 5(42).

17. Обращение ко всем старообрядческим приходам и общинам // Сибирский старообрядец. - 1919. - № 7.

Bibliography

1. Novikov, I. Obzor deyateljnosti pervogo Eparkhialjnogo Missionerskogo sjhezda v g. Tomske 10-27 avgusta 1898 g. Sovremennoe sostoyanie mestnogo raskolosektantstva // Tomskie eparkhialjnihe vedomosti. Missionerskiyj otdel. - 1899. - № 1.

2. KGU GAAK. F. 166. Op. 1. D. 1.

3. Storonyatsya li staroobryadcih obrazovaniya? // Slovo Cerkvi. - 1915. - № 1.

4. Kupriyanova, I.V. Staroobryadcheskaya semjya: religiozno-kuljturnaya dominanta // Mir nauki, kuljturih, obrazovaniya. Nauchnihyj zhurnal. -2013. - № 4(41).

5. Bukhtarminskie staroobryadcih. - L., 1930.

6. Voprosih narodnogo obrazovaniya na vserossiyjskikh sjhezdakh staroobryadcev. - M., 1909.

7. Kirillov, I.A. Staroobryadchestvo i russkaya shkola // I.A. Kirillov. Pravda staroyj verih. - Barnaul, 2008.

8. Meljnikov, F.E. Kratkaya istoriya drevlepravoslavnoyj (staroobryadcheskoyj) Cerkvi. - Barnaul, 1999.

9. Rozanov, V.V. Psikhologiya raskola // V.V. Rozanov. Religiya. Filosofiya. Kuljtura. - M., 1992.

10. KGU GAAK. F. 164. Op. 1. D. 106.

11. Zlatomrezhev, V. Raskol v g. Barnaule // Tomskie eparkhialjnihe vedomosti. Missionerskiyj otdel. - 1902. - № 13.

12. Zhuravlev, A. Vostok, Zapad i staroobryadchestvo // Slovo Cerkvi. - 1916. - № 29.

13. Chasovennihyj. Sredi chasovennihkh. Barnaul Tomskoyj gubernii // Staraya Rusj. -1912. - № 1.

14. Platovo. Otkrihtie staroobryadcheskogo Ministerstva Narodnogo prosvetheniya uchilitha // Staroobryadcheskaya mihslj. - 1911. - № 1.

15. KGU GAAK. F. 135. Op. 1. D. 22.

16. Kupriyanova, I.V. Revolyuciya i grazhdanskaya voyjna - godih politicheskogo samoopredeleniya staroobryadchestva // Mir nauki, kuljturih, obrazovaniya. - 2013. - № 5(42).

17. Obrathenie ko vsem staroobryadcheskim prikhodam i obthinam // Sibirskiyj staroobryadec. - 1919. - № 7.

Статья поступила в редакцию 05.06.14

УДК 271.2 (571.1)

Kovalenko P.S. THE ORTHODOX HISTORY OF BIYSK IN THE WORKS OF RESEARCHERS. The author of the paper considers the main works of researchers, who studied the history of Orthodox culture of Biysk. Some of the research materials for this paper are used for the first time. The study of this theme by the scientists and historians is represented in a chronological order. The author is especially interested to the alteration of the themes for the investigations in different historical periods.

Key words: history of Orthodox culture, scientific papers, researchers, Museum of history of the Altai spiritual mission.

П.С. Коваленко, аспирант ФГБОУ ВПО «Алтайская гос. педагогическая академия»,

г. Барнаул, E-mail: kovalenko197808@mail.ru

ПРАВОСЛАВНАЯ ИСТОРИЯ БИЙСКА В ТРУДАХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ

В работе представлен анализ научной и краеведческой литературы по истории православной культуры Бий-ска, впервые рассматриваются основные работы исследователей по истории православной культуры г Бийска.

Изучение темы учеными и краеведами представлено в хронологическом порядке. Автор обращает внимание на изменение тематики исследований в разные исторические периоды.

Ключевые слова: история православной культуры, научные труды, исследователи, музей истории Алтайской духовной миссии.

Анализ научной и краеведческой литературы по истории православной культуры Бийска позволяет утверждать, что данная тема слабо исследована. Только в последние два десятилетия, с началом перестройки в СССР, возрождается интерес ученых к истории Русской православной церкви. Появляются отдельные статьи в научных изданиях, проводятся научные конференции. В силу ряда известных причин только сегодня начинается изучение архивных документов, преобладающая часть которых пока не введена в научный оборот.

Актуальность темы в настоящее время вызвана необходимостью музеефикации православных историко-культурных и архитектурных памятников в связи с реконструкцией и несанкционированной застройкой отдельных исторических городских районов, развитием в регионе познавательного паломнического туризма, а также возрождением православных храмов и монастырей Бийского благочиния Барнаульской епархии, организацией Музея истории Алтайской духовной миссии.

Одной из важных проблем исследования истории православной жизни Бийска и прилегающего региона является слабая степень изученности во многих архивах городов Сибирского федерального округа, районных и сельских архивных отделах документов, позволяющих проводить изучение истории храмов и монастырей, церковно-приходских школ и приходских училищ, составлять биографии служителей религиозного культа и тем самым реконструировать историю православной культуры Бий-ска. Отсутствие доступной документальной информации, подлинных архитектурно-строительных проектов церковных построек порождает искажение первоначальных названий храмов, приводит к некачественной реставрации и перестройке культовых сооружений, что влечет за собой уничтожение первозданного исторического облика объектов. Поэтому в последнее время многие здания теряют былую привлекательность, выразительные элементы декора фасадов и интерьеров, характерные особенности архитектурных форм и стилей. Все это приводит к утрате ценности строений, выведению зданий из свода особо охраняемых объектов, и как следствие, лишению статуса памятника архитектуры, истории и культуры.

В процессе работы нами была изучена научная дореволюционная литература по истории Сибири, Томской губернии и Томской епархии, Алтайской духовной миссии и г. Бийску, энциклопедические издания: «Энциклопедический словарь» и «Новый энциклопедический словарь» Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона, «Большая энциклопедия» под редакцией С.Н. Южакова. Как показал анализ всех выявленных источников, - книг, сборников статей и справочников, содержащих сведения по Бийску и православной жизни города, истории отдельных церковных объектов просто не существует. Так, только краткую информацию о церковном причте Градо-Бийских Троицкого собора и Успенской церкви дает «Справочная книга. Состав свя-щенно-церковнослужителей Томской епархии», составленная Г. Меншагиным и выпущенная в Томске в октябре 1886 г. [1].

В этом смысле сложно назвать научными исторические работы, которые содержат четыре «Справочные книги по Томской епархии» изданные в период с 1900 по 1914 гг. [2-5].

Характеристика приходов, церковных школ и попечительств, биографии правящих архиереев, священно- и церковнослужителей, содержат данные, взятые из ежегодных клировых ведомостей храмов и монастырей. Это годы постройки бийских церквей, даты открытия учреждений церковного образования, статистические данные о численности приходов, а также биографии церковных причтов. Краткая разобщенная историческая информация по истории Бийского архиерейского подворья, Са-харовской церковно-приходской школы и Бийского миссионерского катехизаторского училища содержится в ежегодных отчетах Алтайской духовной миссии, составленных бийскими архиереями и их помощниками.

В 1910 и 1911 гг. вышли книги бийского уездного полицейского исправника В. П. Штейнфельда «Бийский уезд Томской губернии: Топографический, экономический и этнографический очерк уезда» и «Справочник по городу Бийску и Бийскому уез-

ду» [6-8]. Это, по сути, первый научный труд по истории Бийска, где отдельная глава посвящена истории и различным аспектам жизни города. К сожалению, в книгах дается только перечисление названий православных приходов и упоминание о Бийском архиерейском подворье - резиденции бийских архиереев, начальников Алтайской миссии.

Изучение опубликованных краеведческих изданий и отдельных статей в местной и краевой периодической печати по Бийс-ку и Алтайскому краю в советские годы, в период 19201980-х гг., буквально обходят церковную тему стороной или направлены на «разрушение» православных вероубеждений читателей. Пропитанные духом советского атеизма публикации бийских краеведов Л.А. Мальцева, Э.П. Шмойлова, В. Третьякова и других исследователей содержат только упоминания названий бийских храмов и отдельных учреждений церковного образования.

В связи с изменением политического курса в стране в конце 1980-х гг., подготовкой к празднованию 1000-летия христианства на Руси церковная тематика краеведческих исследований и публикаций становится с каждым годом все более актуальной. Так, бийский краевед В.Н. Шипилов, первым предпринимает попытки изучения роли церкви в жизни дореволюционного бийского общества, рассматривает благотворительную деятельность некоторых купцов, направленную на строительство церковных зданий, школ и причтовых помещений. Ему принадлежат первые краткие публикации и статьи, рассказывающие на страницах городских газет «Бийский рабочий», «Кредо», «Круг» историю Успенской церкви, судьбы миссионеров, Апостолов Алтая Макария (Глухарева) и Макария (Невского), регента архиерейского хора А.В. Анохина, настоятеля Старо-Успенского «Казачьего» собора протоиерея Владимира Дагаева [9]. Работая в центральных государственных архивах Москвы, Санкт-Петербурга, Томска и Барнаула, В.Н. Шипилов создает объемную рукопись «Макарий Невский - Апостол Алтая», которая до настоящего времени не издана, но интересна и актуальна, так как содержит ценные и редкие исторические данные о миссионерской деятельности святителя.

Возрождение Казанской архиерейской церкви, возведение храма во имя святого благоверного князя Александра Невского у истока Оби, что в Одинцовском Посаде, строительство комплекса Свято-Макарьевского Покровского мужского монастыря в Бийске порождают в начале 1990-х гг. в местных газетах ряд публикаций журналистов Б.С. Косенкова, А. Никольского, Ю.П. Верещагина, О.И. Павловой, краеведа Б.Х. Кадикова, иерея Валерия Замятина и других.

Назревший в обществе вопрос о передаче Александро-Не-вской церкви Бийска, используемой со времен Великой Отечественной войны под кузнечный участок и склады предприятия «Электропечь» побуждает члена Союза журналистов России, ведущего корреспондента газеты «Бийский рабочий» Л.М. Хвос-тенко разобраться в истории храма, собрать воспоминания старожилов и бывших прихожан. Итогом стала статья «Дорога мимо храма» [10]. Статья нашла серьезный отклик жителей города и получила свое развитие в отзывах читателей, опубликованных в последующих номерах газеты.

В 1992 г. в связи с формированием краевого свода памятников историко-культурного наследия Алтайского края создается сборник-каталог бийских памятников «Бийск. Бийский район. Памятники истории и культуры», где появляются краткие описания Успенской церкви и комплекса Бийского архиерейского подворья исследователей из г. Барнаула - доктора искусствоведения Т.М. Степанской и краеведа, писателя, бывшего ответственного секретаря Бийского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры В.Ф. Гришаева [11].

С образованием Барнаульско-Алтайской епархии с 1994 г., в г. Барнауле начинает ежемесячно издаваться епархиальная газета «Алтайская миссия», в которой публикуется несколько исторических исследований, посвященных святым местам Бий-ска. Это статья о Бийском Тихвинском монастыре архивариуса

Барнаульской епархии Т.В. Скворцовой и председателя миссионерского отдела епархии иерея Георгия Крейдуна, материалы краеведов Бийска М.В. Торопчина - об изъятии церковных ценностей из храмов Бийска в 1920-е гг. и П.С. Коваленко, автора данной статьи, по истории Успенского собора, Покровской и Свято-Димитриевской церквей, Бийского архиерейского подворья, катехизаторского училища и другие.

Историком и краеведом, учителем Бийского лицея С.Ю. Исуповым в 1990-е гг. предпринимаются исследования, посвященные первым храмам Бийска. Их итоги публикуются сначала в местной периодической печати, а затем в двух его книгах «Бийск: острог, крепость, город» и «Крепость Бийская есть главная». В основу его работы были положены материалы фондов Бийского краеведческого музея, в частности, сборник указов из Барнаульского духовного десятоначалия священно-церковнос-лужителям крепости Бийской за 1749-1807 гг. [12].

В 1996 и 1997 гг. в Бийске была предпринята попытка издания еженедельника благотворительного фонда «Возрождение Алтая», приложения к газете «Бийский рабочий». В это же время начинает выходить газета «Храм» Бийского благочиния и Казанского православного братства г. Бийска, затем переименованная в «Наш храм», где на страницах появляются воспоминания бийчан о бийских храмах - Троицком соборе, Сретенской церкви, а также более десятка исторических статей о православных святынях города.

Стараниями магистра богословия, протоиерея Бориса Пи-воварова составлен сборник «Из духовного наследия алтайских миссионеров» изданный в 1998 г. в Новосибирске. Цель сборника, которую ставил составитель, - представить богатейшее духовное наследие миссионеров-просветителей Алтайской духовной миссии [13].

С 1999 г. в Барнауле и Бийске издаются книги писателя В.Ф. Гришаева «Дважды убитые» и «Невинно убиенные», рассказывающие о политических репрессиях на Алтае и в г. Бийс-ке, где часть статей посвящена судьбам священно- и церковнослужителей, невинно пострадавших за православные вероу-беждения [14-15].

В 2000-е гг. выходит несколько брошюр и книг по истории Алтайской духовной миссии, миссионерскому делу на Алтае доктора искусствоведения и кандидата богословия, протоиерея Георгия Крейдуна. В 2001 г. издается брошюра «Бийский архиерейский дом и катехизаторское училище (1880-1921 гг.», первая попытка объединить разрозненную информацию по истории Бийского архиерейского подворья [16]. Позднее, в 2010 г. -монография «Бийский архиерейский дом. История и архитектура» с дополнительной информацией и приложениями: списками состава братии архиерейского дома и сотрудников катехизаторского училища [17].

В 2003 г. протоиерей Г. Крейдун выступает в качестве составителя брошюры «Материалы к жизнеописанию священ-номученика Никиты (Прибыткова)», епископа Бийского, репрессированного в 1930-е гг. [18].

В последние два десятилетия в монографиях, сборниках научных тезисов конференций и других изданиях барнаульских и бийских ученых - историков и искусствоведов вузов края В.А. Скубневского, А.В. Старцева, Ю.М. Гончарова, Т.М. Сте-панской, кандидата исторических наук А.В. Летягиной, а также писателя В.А. Шнайдера, посвященных в основном теме купечества и предпринимательства в Сибири и на Алтае, появляются отдельные факты из православной жизни Бийска.

Библиографический список

Книга В.А. Шнайдера «Дворики старого Бийска» основана на многочисленных архивных источниках государственного архива Алтайского края, которые автор исследовал более двух десятилетий. В книге подробно, на научной основе, освящается благотворительная деятельнось бийских купцов и предпринимателей в адрес Алтайской духовной миссии во второй половине XIX - начале XX вв.

Кандидат исторических наук, декан факультета истории и права Алтайской государственной академии образования имени В.М. Шукшина Р.В. Мезенцев в своей диссертации на тему «Православная Церковь на Алтае в 1917-1940 гг.» и ряде научных публикаций рассмотрел тему церковного обновленчества, предпринял попытку обобщить в том числе данные по г. Бийску.

Статьи на основе личных исследований, посвященные отдельным аспектам истории православия в Бийске в период с 1990 по 2013 гг., опубликованы краеведами И.В. Молодцовой, Л. Новиковой, А. Кудиновым и другими. Так, И.В. Молодцова, библиотекарь детского образовательно-оздоровительного центра «Алтай», с начала 1990-х гг. изучает историю Бийского Тихвинского женского монастыря, некогда одного из крупнейших в Томской епархии. Итогом стали не только публикации в научных сборниках и периодической печати, но и музейная комната по истории монастыря.

С 2006 по 2008 гг. в рамках совместной просветительской программы Бийского благочиния и Бийского отделения Демидовского фонда выходит три альманаха духовно-нравственного содержания «Бийск православный», приложения к альманаху «Бий-ский вестник». В первом выпуске впервые автором совместно с краеведом М.В. Торопчиным публикуется многолетнее исследование «Православная летопись города Бийска (1709-2006)» [19].

Начиная с 1999 г., автором данной статьи в сборниках тезисов к научно-практическим конференциям, в научных изданиях, в том числе энциклопедии «Бийск», «Алтайский благодатный край», на страницах краевых и городских альманахов, вестников, газет опубликовано более 140 статей, в том числе написано и издано две брошюры «Храмы Бийска» и «Вековая история Успенского собора г. Бийска» [20; 21].

Работы, посвященные вопросам музеефикации объектов православной истории и культуры в Бийске, единичны. Это статьи Н.И. Заниной, заведующей отделом фондов Бийского краеведческого музея имени В.В. Бианки, характеризующие музейное собрание рукописных и старопечатных книг XVII нач. XX вв., опубликованные в историко-публицистическом альманахе музея «Краеведческий вестник» [22]. Других публикаций автором исследования выявлено не было.

Таким образом, научные издания и другие публикации в рамках темы исследования можно объединить в две группы:

1. Работы по истории православия в Бийске в XIX - XXI вв.;

2. Работы, посвященные музеефикации объектов православной истории Бийска XXI в.

Анализируя работы исследователей по истории православия Бийска, с уверенностью можно говорить пока о слабой изученности разных направлений церковной жизни, неизученности истории многих православных объектов города, биографии и деятельности большинства служителей церкви, отсутствии комплексного исследования трехвековой православной истории Бийска.

Результатом исследования проблемы стал созданный нами библиографический указатель «Бийск православный: XIX - начало XXI вв.».

1. Меншагин, Г. Справочная книга. Состав священно-церковнослужителей Томской епархии. - Томск, 1886.

2. Справочная книга по Томской епархии за 1898-1899 гг. - Томск, 1900.

3. Справочная книга по Томской епархии за 1902-1903 год. - Томск, 1903. - С. 41, 360-365.

4. Справочная книга по Томской епархии за 1909-1910 гг. - Томск, 1911. - С. 36,37, 105-107, 126 - 132.

5. Справочная книга по Томской епархии. 1914 г. - Томск, 1914. - С. 37, 38, 98, 99, 101-105.

6. Штейнфельд, В.П. Бийский уезд Томской губернии: топографический, экономический и этнографический очерк уезда. - Бийск, 1910.

7. Штейнфельд, В. Бийский уезд Томской губернии: топографический, экономический и этнографический очерк уезда. - Бийск, 1911.

8. Штейнфельд, В.П. Справочник по городу Бийску и Бийскому уезду. - Бийск, 1911.

9. Шипилов, В.Н. Биобиблиографический указатель. - Бийск, 1998.

10. Xвостенко, Л.М. Дорога мимо храма // Бийский рабочий. - 1990. - 17 февр.

11. Бийск, Бийский район. Памятники истории и культуры. - Бийск, 1992.

12. Бийский краеведческий музей им. В.В. Бианки (БКМ). ОФ. 8940. Л. 124. Сборник указов из Барнаульского духовного правления свя-щенноцерковнослужителям Бийской крепости. 1749-1807.

13. Из духовного наследия алтайских миссионеров: сборник / сост. прот. Б.И. Пивоварова. - Новосибирск, 1998.

14. Гришаев, В.Ф. Дважды убитые (К истории сталинских репрессий в Бийске). - Барнаул, 1999.

15. Гришаев, В.Ф. Невинно убиенные. К истории сталинских репрессий православного духовенства на Алтае. - Барнаул, 2004.

16. Крейдун, Ю.А. Бийский архиерейский дом и катехизаторское училище (1880-1931 гг.). - Барнаул:, 2001.

17. Крейдун, Ю.А. Бийский архиерейский дом. История и архитектура / Ю.А. Крейдун. - Бийск, 2010.

18. Материалы к жизнеописанию священномученика Никиты (Прибыткова) / сост. Ю.А. Крейдун. - Барнаул, 2003.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19. Коваленко, П.С. Православная летопись города Бийска (1709-2006) / П.С. Коваленко, М.В. Торопчин // Бийск православный. К истории православия в городе Бийске (приложение к альманаху «Бийский вестник» № 1, 2006 г.). - Бийск, 2006.

20. Коваленко, П.С. Вековая история Успенского собора города Бийска (брошюра). - Бийск, 2003.

21. Коваленко, П.С. Храмы Бийска (брошюра). - Бийск, 2006.

22. Занина, Н.И. Книги и рукописи древнерусской традиции в фондах БКМ им. В. Бианки // Краеведческий вестник. - 2001. - № 11. Bibliography

1. Menshagin, G. Spravochnaya kniga. Sostav svyathenno-cerkovnosluzhiteleyj Tomskoyj eparkhii. - Tomsk, 1886.

2. Spravochnaya kniga po Tomskoyj eparkhii za 1898-1899 gg. - Tomsk, 1900.

3. Spravochnaya kniga po Tomskoyj eparkhii za 1902-1903 god. - Tomsk, 1903. - S. 41, 360-365.

4. Spravochnaya kniga po Tomskoyj eparkhii za 1909-1910 gg. - Tomsk, 1911. - S. 36,37, 105-107, 126 - 132.

5. Spravochnaya kniga po Tomskoyj eparkhii. 1914 g. - Tomsk, 1914. - S. 37, 38, 98, 99, 101-105.

6. Shteyjnfeljd, V.P. Biyjskiyj uezd Tomskoyj gubernii: topograficheskiyj, ehkonomicheskiyj i ehtnograficheskiyj ocherk uezda. - Biyjsk, 1910.

7. Shteyjnfeljd, V. Biyjskiyj uezd Tomskoyj gubernii: topograficheskiyj, ehkonomicheskiyj i ehtnograficheskiyj ocherk uezda. - Biyjsk, 1911.

8. Shteyjnfeljd, V.P. Spravochnik po gorodu Biyjsku i Biyjskomu uezdu. - Biyjsk, 1911.

9. Shipilov, V.N. Biobibliograficheskiyj ukazatelj. - Biyjsk, 1998.

10. Khvostenko, L.M. Doroga mimo khrama // Biyjskiyj rabochiyj. - 1990. - 17 fevr.

11. Biyjsk, Biyjskiyj rayjon. Pamyatniki istorii i kuljturih. - Biyjsk, 1992.

12. Biyjskiyj kraevedcheskiyj muzeyj im. V.V. Bianki (BKM). OF. 8940. L. 124. Sbornik ukazov iz Barnauljskogo dukhovnogo pravleniya svyathennocerkovnosluzhitelyam Biyjskoyj kreposti. 1749-1807.

13. Iz dukhovnogo naslediya altayjskikh missionerov: sbornik / sost. prot. B.I. Pivovarova. - Novosibirsk, 1998.

14. Grishaev, V.F. Dvazhdih ubitihe (K istorii stalinskikh repressiyj v Biyjske). - Barnaul, 1999.

15. Grishaev, V.F. Nevinno ubiennihe. K istorii stalinskikh repressiyj pravoslavnogo dukhovenstva na Altae. - Barnaul, 2004.

16. Kreyjdun, Yu.A. Biyjskiyj arkhiereyjskiyj dom i katekhizatorskoe uchilithe (1880-1931 gg.). - Barnaul:, 2001.

17. Kreyjdun, Yu.A. Biyjskiyj arkhiereyjskiyj dom. Istoriya i arkhitektura / Yu.A. Kreyjdun. - Biyjsk, 2010.

18. Materialih k zhizneopisaniyu svyathennomuchenika Nikitih (Pribihtkova) / sost. Yu.A. Kreyjdun. - Barnaul, 2003.

19. Kovalenko, P.S. Pravoslavnaya letopisj goroda Biyjska (1709-2006) / P.S. Kovalenko, M.V. Toropchin // Biyjsk pravoslavnihyj. K istorii pravoslaviya v gorode Biyjske (prilozhenie k aljmanakhu «Biyjskiyj vestnik» № 1, 2006 g.). - Biyjsk, 2006.

20. Kovalenko, P.S. Vekovaya istoriya Uspenskogo sobora goroda Biyjska (broshyura). - Biyjsk, 2003.

21. Kovalenko, P.S. Khramih Biyjska (broshyura). - Biyjsk, 2006.

22. Zanina, N.I. Knigi i rukopisi drevnerusskoyj tradicii v fondakh BKM im. V. Bianki // Kraevedcheskiyj vestnik. - 2001. - № 11.

Статья поступила в редакцию 19.09.14

УДК 94 (571.1)

Skopa V.A. ORGANIZATION AND ACTIVITIES OF THE STATISTICAL COMMITTEES OF THE STEPPE REGION IN THE LAST THIRD PART OF THE 19 - EARLY 20 CENTURIES. The article conducts research on a process of formation and development of statistical committees in the territorial boundaries of the Steppe Region. Steppe governor-generalship in the Russian Empire existed from 1882 to 1917 on the territories of modern Russia and Kazakhstan. On the basis of archival materials and published sources the researcher tells about the organization of Akmola, Semipalatinsk and Semirechensk statistical committees and their activities. A special emphasis is made on the formation and popularization of scientific knowledge of the region through the creation of statistical committees at museums and libraries.

Key words: history; statistical committee; Steppe Region; statistics.

В.А. Скопа, канд. ист. наук, доц. каф. историко-культурного наследия и туризма ФГБОУ ВПО

«Алтайская гос. педагогическая академия», г. Барнаул, E-mail: sverhtitan@rambler.ru

ОРГАНИЗАЦИЯ И НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАТИСТИЧЕСКИХ КОМИТЕТОВ СТЕПНОГО КРАЯ В ПОСЛЕДНЕЙ ТРЕТИ XIX - НАЧАЛЕ XX ВВ.

В статье рассматривается процесс становления и развития статистических комитетов в территориальных границах Степного края. Степное генерал-губернаторство в Российской империи существовало с 1882 года по 1917 год на территории современных России и Казахстана. На основе архивного материала и опубликованных источников раскрываются организационные начала Акмолинского, Семипалатинского и Семиреченского статистических комитетов и их направления деятельности. Отдельное внимание уделено формированию и популяризации научных знаний о регионе посредством создания при статистических комитетах музеев и библиотек.

Ключевые слова: история; статистический комитет; Степной край; статистика.

Развитие статистического учета, а вместе с тем и унифицированное формирование статистических данных в Степном крае, напрямую связано с организацией и деятельностью статистических комитетов в территориальных границах Семипалатинской, Акмолинской и Семиреченской областей.

До начала 1830-х гг. единой статистической службы в Российской империи не было. Сбором статистических сведений занимались разные министерства: полиции, финансов, народного просвещения и другие. Результатом такого положения являлось отсутствие общеустановленной методики получения и обработки материалов, а нередко и встречавшиеся разногласия по статистическим данным [1, с. 7].

Юридическое оформление региональных статистических центров, которые существовали только как де-юре, было определено положением от 20 декабря 1834 г. Реформы 60-70-х годов XIX века создали благоприятные условия для развития экономики, социальной сферы, а вместе с тем и существующих общественных и государственных институтов.

Природные богатства и людские ресурсы Степного края, большие площади земель, широкий рынок сбыта и дешевизна рабочей силы привлекали к этому краю, способствовали его быстрейшему хозяйственному освоению. Вовлечение присоединенных территорий в капиталистические отношения, потребности в изучении конъюнктуры, источников сырья, рынков сбыта застав-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.