Библиографический список
1. Полухин, Т. Барнаульский хрусталь. - Алтайская правда. - 1975. - 13 апреля.
2. Барнаул: Энциклопедия. - Барнаул, 2000.
3. Савельев, Н.Я. Алтайские мастера хрустального дела: Очерк истории Барнаульского стекольного завода / Н.Я. Савельев. - Барнаул: Алтайское книжное издательство, 1958.
4. Безбородов, М.А. Очерки по истории русского стеклоделия. / М.А. Безбородов. - М.: Промстройиздат, 1952.
5. ЦХАФ АК. - Ф. 1. - Оп. 1. - Д. 474. - Л. 36.
6. ЦХАФ АК. - Ф. 1. - Оп. 1. - Д. 474. - Л. 131.
7. ЦХАФ АК. - Ф. 50. - Оп. 18. - Д. 4423.
Статья поступила в редакцию 20.02.09
УДК 751.1+293
Ю.А. Крейдун, соискатель АГУ, г. Барнаул
КОМПЛЕКС БИЙСКОГО АРХИЕРЕЙСКОГО ДОМА И КАТЕХИЗАТОРСКОГО УЧИЛИЩА
В статье описан комплекс зданий резиденции начальника Алтайской духовной миссии в Бийске. В результате исследования выявлена история строительства, а также функциональное предназначение зданий. Подчеркивается значение резиденции как основного просветительского центра на Алтае в конце XIX - нач. XX вв.
Ключевые слова: алтайская духовная миссия, бийский архиерейский дом, бийское катехизаторское училище, миссионерство, русская православная церковь.
Одной из важнейших задач Алтайской духовной миссии (далее АДМ), основанной в 1830 г., с самого начала ее существования была просветительская деятельность среди населения Алтайского Горного округа, особенно среди кочевых народов Горного Алтая. Однако по причине отдаленности и бедности региона Миссия с самого начала своего существования испытывала кадровые проблемы. Необходимо было создание не только школ грамоты, но и решение вопроса подготовки кадров. Возможность организации подготовки учителей и священнослужителей собственными силами появилась лишь с учреждением Бийской архиерейской кафедры и созданием резиденции начальника Алтайской духовной миссии, на территории которой было образовано Катехизаторское училище. Определением Святейшего Синода от 1 декабря 1879 г. в Бийске было учреждено викариатство Томской епархии. Первым епископом Бийским стал архимандрит Владимир (Петров). Хиро-
тония состоялась 16 марта 1880 г. Как писали в губернской газете: «Бийчане наняли для нового архиерея на городской счет приличную квартиру, а на постройку архиерейского дома с церковью сделали некоторое пожертвование частью из общественных сумм, частью - от собственного усердия некоторых лиц, а под усадьбу отвели место вполне достаточное и самое лучшее в городе» [1, с. 220].
Первый двухэтажный полукаменный архиерейский дом был построен к 1883 г. (рис.1).
Тогда же в Бийске было образовано Катехизаторское училище с трехгодичным курсом обучения. Училище разместилось на первом этаже полукаменного архиерейского дома. Сюда были переведены пансионеры-выпускники Улалинско-го центрального училища. Катехизаторским оно стало называться, видимо, только в 1885 г. Тогда же был назначен первый заведующий училищем - выпускник Казанской духовной академии иеромонах Мефодий (Герасимов).
Какова же дальнейшая история создания архитектурного комплекса Бийского Архиерейского дома и Катехизаторского училища? В 1884 г., благодаря пожертвованиям купца А.Я. Сахарова, было «устроено» помещение для начальной миссионерской школы в Бий-ске. Миссионерское образование стало двухступенчатым: одноклассная начальная школа и собственно Училище. Через некоторое время Иаков Алексеевич Бахаев построил новое здание начальной школы.
22 мая 1886 г. пожаром был уничтожен Архиерейский дом. Сгорели покои, архив, библиотека, учебные и спальные комнаты. Преосвященному Макарию пришлось в течение месяца жить в с. Луговском под Бийс-ком, пока не была подыскана для него квартира. Но занятия в Катехизаторском училище не прекращались и проходили, вероятно, в здании начальной школы. В том же 1886 г.
Рис. 1. Первый архиерейский дом. Эскиз Г. Гуркина.
с помощью благотворителей (один из них - бийский купец Алексей Вакулович Соколов) было начато строительство нового Архиерейского дома с более обширными помещениями для Катехизаторского училища. Через два года, в 1888 г., новое здание было построено (рис.2).
Рис. 2. Каменный архиререйский дом и домовая Казанская церковь. Фото нач. ХХ в.
Оставалось только оштукатурить фасады. На первом этаже расположилось училище. Здесь же жили и служащие. На втором этаже разместились «братия» Архиерейского дома и канцелярия. В мезонине была устроена домовая церковь свт. Димитрия Ростовского. Но эта церковь оказалась «значительно теснее прежней» [2, с. 23]. В том же году начато строительство отдельно стоящей архиерейской домовой церкви Казанской иконы Божией Матери. Этот просторный и высокий каменный храм был построен в 1891 г. и 8 ноября того же года освящен. Изнутри храм был окрашен масляной краской, а колокольня построена позднее [3].
Растущее число воспитанников вынудило в 1893 г. вновь начать большую стройку.
Весной заложили новый каменный учебный корпус. Через год возвели стены одного этажа. По инициативе купца А.В. Соколова было принято решение изменить проект и строить двухэтажное здание. Вместе с передачей значительной суммы денег на продолжение строительства он высказал пожелание устроить при училище ремесленные классы. Их построили позднее, но А.В. Соколову не суждено было увидеть исполнение своего замысла, он скончался 25 октября 1894 г.
Из-за крайней стесненности уже в октябре 1894 г. в помещениях первого, вчерне сделанного этажа нового корпуса, начались занятия. Не препятствовала этому даже сырость от непросохшей штукатурки. На первом этаже Архиерейского дома остались проживать ученики начальной школы и некоторые учителя. В новом здании было пять классных комнат, четыре спальные комнаты, школа грамоты, квартиры заведующего и воспитателя, кухни и пекарня. В то время в общежитии училища числилось уже 120 человек. Торжественное освящение нового учебного корпуса Катихизаторского училища состоялось 14 сентября 1895 г. Богослужение возглавил начальник Миссии Преосвященный Мефодий, епископ Бийский. После водосвятного молебна и окропления всех помещений
в большом училищном зале общим хором учащихся из 300 человек была пропета молитва «Царю Небесный». Произносились торжественные речи, исполнялись духовные песнопения. По словам начальника Миссии, «Новое, сейчас освященное здание училища, должно составлять целую эпоху в его истории» [4, с. 52]. Через несколько месяцев в большом училищном зале была устроена домовая церковь в честь апостола Иоанна Богослова. Расположилась она в мезонине второго этажа. Освятил церковь епископ Мефодий 9 января 1896 г. Поначалу алтарной перегородкой служил простенький иконостас, сделанный на сто рублей, пожертвованых праведным Иоанном Крон-шадтским [4, с. 76]. Известный Кронштадтский протоиерей жертвовал училищу и Миссии ежегодно.
В 1899 г. была начата новая стройка. Вплотную к северной стене существующего здания училища решено было сделать двухэтажную пристройку. Окончательная форма здания по проекту должна была приобрести Т-образный вид (рис. 3).
Строительство продолжалось несколько лет. В архиве Алтайского края сохранилась «Книга для записи прихода и расхода денежных сумм на постройку нового корпуса» [5].
горько»* упімніЦб.
^ЦМіаІагікбїе
3i.sk.
| | | Ь «вмУ1. Я 1
Щ , | |
ГО III Ш дли г1ио ид г -|
3. Здание Катехизаторского училища. Фото нач. ХХ в.
Записи датированы периодом с 13 февраля 1899 г. по 30 сентября 1900 г. Возможно, в это время были произведены основные работы. Первыми расходами были: предоплата подрядчикам Тюменцеву, Федору Ковалеву, Митрофану Ковалеву, Архипу Борзенкову, а также нотариальные взносы, планы (техник Эрнст Августович Зейферт), покупка телег, лошадей. В течение 1899 г., вероятнее всего, проводились фундаментные работы. Завоз кирпича был начат с 29 июля 1899 г., но тогда еще небольшими партиями. С 6 апреля 1900 г. Строительные работы после зимнего периода были возобновлены. 17 апреля 1900 г. закончили проект пристройки к корпусу. С этого времени стали заключаться контракты на поставку десятков и сотен тысяч штук кирпичей. 20 июля 1900 г. произвели закладку кирпичом 12 окон. Стройка велась настолько активно, что собираемых пожертвований не хватало. В результате после окончания строительства накопился долг в 33 тысячи рублей. Эта сумма была близка к величине годового бюджета всей АДМ. Миссия не могла своими силами погасить его. Проблема финансирования была решена в 1902 г. при
содействии Преосвященного Макария, епископа Томского и Барнаульского. Указом Святейшего Синода долг был погашен за счет капиталов, завещанных в пользу АДМ купцом Осиповым [6, с. 18-20]. После получения такого известия весь преподавательский состав и воспитанники отслужили благодарственный молебен в училищном храме.
В 1905 г. в здание катехизаторского училища был проведен водопровод [7, л.85об.], а в 1906 г. построен небольшой экономский дом [8, л. 74 об.].
Телефон в училище установили в 1916 г., на что было потрачено 163 руб.45 коп. [9, л. 71 об.].
Так в течение более двадцати лет создавался комплекс Бийского Архиерейского дома и Миссионерского Катехизаторского училища. В него входили следующие капитальные постройки: дом начальника АДМ, домовая каменная церковь Казанской иконы Божией Матери, большой корпус Училища, начальная церковно-приходская школа (казанское училище), каменные хозпостройки (дровяной склад, скотный двор, ремесленные классы, экономский дом, а также каменная баня). Первые три здания были связаны подземными переходами. Часть указанных построек была нанесена на карту города Бийска 1914 г. [10]. В 1916 г. во всех зданиях Катехизаторского училища находилось 73 теплых помещения, которые отапливались 67-мью печами и 8-мью «очагами».
К западу от учебного корпуса сохранилось несколько построек. По воспоминаниям старожилов, здесь располагались конюшня и баня. Каменная баня была построена после 1905 г. На ее постройку было потрачено 1845 руб. 63 коп.
Дореволюционных построек на этой территории, не принадлежавших Архиерейскому дому, быть не могло. На карте г. Бийска 1901 г. был отмечен земельный участок комплекса, который составлял прямоугольник 130 м х 110 м [11]. Красная линия участка проходила примерно вдоль фасада дома архиерея. Казанская церковь и начальная школа были вынесены за границу этого участка. К комплексу Архиерейского дома принадлежали два сада: северный размером примерно 380 м х 340 м, южный - 390 м х 200 м. К юго-западной части второго сада примыкали пожарное депо и женский приют.
Остается невыясненным функциональное предназначение одноэтажного дома, находящегося вблизи дома архиерея. Местные жители его называют «свечным заводом», однако о существовании такого завода в документах не упоминается. Более того, на дореволюционной фотографии над восточной частью здания виден небольшой купол с крестом, что говорит о возможном наличии алтаря. Не исключено, что это была отремонтированная после пожара 1886 г. часть первого полука-менного архиерейского дома, в котором находилась домовая церковь. Все вышеуказанные постройки Архиерейского дома и Катехизаторского училища сохранились до наших дней.
Рядом со зданием училища находился училищный садик. Чуть дальше находилась архиерейская роща с прудом (рис. 4).
Небольшой и более старый пруд располагался рядом с Казанской церковью. Училищу принадлежали два плодовых сада - «единственные в Бийске по обширности и красоте». Был также земельный участок в 160 десятин (более 170 гектаров).
Комплекс Бийского Архиерейского дома и Катехизаторского училища стал центром духовного просвещения всего региона. В 1911 г. три четверти сотрудников АДМ были выпускниками Бийского Миссионерского Катехизаторского училища. Благодаря деятельности АДМ алтайская паства увеличивалась. К подготовке миссионеров на месте призывал архимандрита
Макария (Глухарева) еще в 1830-е годы митрополит Филарет (Дроздов). А в своей работе «Мысли о просвещении инородцев...» основатель АДМ высказал идею создания миссионерского института [12, с. 163-290].
Тенденции угасания духовного образования стали обнаруживаться задолго до 1917 г. В 1911 г. епископ Иннокентий (Соколов) писал, что «освободительные годы (имеются в виду 1905-1907 годы - прим. Ю.К.) нанесли удар делу христианской благотворительности, отразились на благосостоянии Алтайской Миссии, существующей, главным образом, на доброхотные пожертвования, поступающие в Православное Миссионерское Общество» [13, с. 80]. В частности, в 1912 и 1913 годах от сметы 29689 рублей Миссии было обеспечено только 17 тысяч рублей.
Нарастание напряженности усилилось в годы первой мировой войны. «Под тяжелым бременем войны Алтайская Миссия переживала 1915 год», - так начинался отчет АДМ за 1915 г. Заведующий Училища тогда вынужден был писать о критическом положении. Складывалось впечатление, что об Училище все «забыли» и никто не занимался его нуждами. Число «бесплатных» пансионеров сократилось до минимума. Даже сотрудники Миссии должны были платить за обучение своих детей.
Пришедшее к власти правительство большевиков в лице Бийского уездного ревкома 27 мая 1920 г. принимает решение передать бывший Архиерейский дом в ведение местной больницы, а в бывших монастырях устроить сельхозкоммуны. С 1930 г. комплекс бывшего Архиерейского дома заняла воинская часть. В доме архиерея - штаб, в училище - гарнизонный дом офицеров, в начальной школе - средняя школа. В доме архиерея - штаб, в училище - гарнизонный дом офицеров, в начальной школе - средняя школа. В 2001 г. воинская часть передислоцирована. Но из всех построек Церкви возвращен только Казанский храм (в 1993 г), который в настоящее время освящен в честь св. Димитрия Ростовского.
Вопрос о возвращении Церкви других зданий комплекса остается открытым. Между тем было бы наиболее целесообразно вернуть этим зданиям первоначальное предназначение и таким образом восстановить православный духовно-образовательный центр. Это способствовало бы сохранению целостности комплекса как уникального для региона памятника истории и архитектуры.
Библиографический список
1. Томские епархиальные ведомости, 1881. - №15.
2. Отчет об Алтайской и киргизской миссиях за 1888 г. Томск, 1889.
3. ЦХАФ АК. Ф.164. Оп.1. Д.90; там же 164. Оп. 2. Д. 71.
4. Отчет об Алтайской духовной миссии за 1895 г. Томск, 1896.
5. ЦХАФ АК. Ф. 186. Оп. 1. Д. 6.
6. Отчет о деятельности Алтайской духовной миссии за 1902 г. Б.м., б.г.
7. ЦХАФ АК. Ф. 186. Оп.1. Д. 24.
8. ЦХАФ АК. Ф.186. Оп.1. Д. 26.
9. ЦХАФ АК. Ф.186. Оп.1. Д. 45.
10. ЦХАФ АК. Ф. 50. Оп.13. Д. 73.
11. ЦХАФ АК. Ф. 50. Оп. 13. Д. 74.
12. Архимандрит Макарий. Мысли к успешнейшему распространению христианской веры // Свет Христов просвещает всех. Новосибирск, 2000.
13. Отчет Алтайской Духовной Миссии за 1913 г.
Статья поступила в редакцию 12.04.09
УДК 7.034 (45-57)
Т.В. Прохорова, преп. Новосибирской государственной архитектурно-художественной академии, г. Новосибирск
РЕЛИГИОЗНЫЙ СИНКРЕТИЗМ БУРЯТ В ХУ1ШШ ВВ. И ЕГО ВЗАИМОСВЯЗЬ С ПРАВОСЛАВНЫМ ИСКУССТВОМ ВОСТОЧВОЙ СИБИРИ
В XVN-XVШ вв. в Восточной Сибири наблюдается яркая картина религиозного синкретизма, взаимопроникновение трех вероисповеданий. Сибирская икона несет в себе черты, не свойственные православному искусству: облачные фоны, монголоидные черты и изображение улыбки в рисунках ликов. Своеобразие сибирской жизни, внешность и характер сибиряков, их религиозное мировоззрение во многом сказывались в произведениях сибирского православного искусства, в него проникали восточные черты, отвечавшие вкусам авторов, выросших на Сибирской земле.
Ключевые слова: освоение территории Сибири, православие, шаманизм, буддизм (ламаизм), синкретизм, сибирская икона, деревянная церковная скульптура Сибири, взаимопроникновение культур.
Процесс освоения Сибири русскими протекал с поразительной быстротой. К 1620 году была освоена территория от Урала до Енисея, в 1638 году русские отряды под руководством Ивана Юрьева Москвитина вышли на берег Охотского моря, а в 1648-1649 годах отряды Дежнева и Хабарова достигли Тихого океана и прошли по Амуру. В конце ХУ1-начале XVIII века русские утвердились и на Камчатке.
На территории региона возникали первые русские поселения. Появление населенного пункта: крепости, острога или города, сопровождалось обязательной постройкой храма или основанием монастыря. Новая религия начинала утверждаться в Сибири, местами вытесняя шаманизм и буддизм. Это время было отмечено массовым крещением коренного населения в православную веру. При митрополите Филофее Лещинском в христианство были обращены сорок тысяч язычников, при том, что все «призваны в христианство не нуждою, не страхом, не иным каким-либо путем, но точно Евангельской проповедью» [1]. Однако известно также, что первоначально крещение бурят осуществлялось насильственно над взятыми в плен мужчинами и женщинами [2, с. 137], позже, этому способствовал рост числа монастырей в Сибири. Монастырям нужны были работники, и новокрещенные буряты закреплялись на монастырских землях. В лоно церкви шла беднейшая часть коренного населения, чтобы получить какой-нибудь подарок или временно избавиться от податей. Это было невыгодно казне, так как уменьшилось количество ясакоплатель-щиков. Поэтому в начале века Священный Синод дает инст-
рукцию: «Никаких не употреблять насильственных мер к привлечению иноверцев к крещению, но располагать к тому кротким и постоянным убеждением». Часто крещение носило чисто формальный характер, многие крестились по нескольку раз, но не оставляли прежних, традиционных обычаев и обрядов.
Несколько раньше того времени, когда в Сибири появились первые русские насельники, через посредническую деятельность тибетских и монгольских миссионеров в Бурятии утвердился ламаизм. В 1741 году императрица Елизавета Петровна подписала Указ об официальном признании буддизма в качестве религии бурят. Но, «Считаясь официально ... буддистами, буряты ... где явно, а где тайно ... оставались приверженцами шаманской практики» [3, с. 4].
Яркой иллюстрацией религиозного синкретизма в Бурятии, мог бы послужить культ шаманского персонажа Буха-ной-она, ставший сначала «ревнителем ламаизма», а затем обращенный в православие: «В Тунке, где находится священная скала Буха-нойона, ... ламы ... построили буддийскую кумирню», а православная церковь «в борьбе за паству . построила в 1861 году часовню святого Парфения» [2, с. 141]. Об этом же персонаже пишет К.М. Герасимова: «Поклоняются ему все: шаманы, ламы и христиане - русские и новокрещенные буряты» [4, с. 118].
Интересно отметить, что проникновение религий, восточной и православной, было взаимным. Христианские святые не заменили полностью восточных богов, а просто присоединялись к ним. Особенно популярен был среди бурят Никола