Научная статья на тему 'ПРАВОСЛАВИЕ И СВЕТСКАЯ ШКОЛА ПРИМОРСКОГО КРАЯ В 1991-2012 ГГ.'

ПРАВОСЛАВИЕ И СВЕТСКАЯ ШКОЛА ПРИМОРСКОГО КРАЯ В 1991-2012 ГГ. Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
53
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛИГИОЗНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ / ДЕСЕКУЛЯРИЗАЦИЯ / ПРИМОРСКИЙ КРАЙ / "ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ" / "ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ"

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Логинова Татьяна Валерьевна

В статье представлен очерк развития в Приморье форм сотрудничества по вопросам духовно-нравственного воспитания, инфраструктуры преподавания православной культуры (учреждений, подразделений, мероприятий, документов) в 1991-2012 гг. В Приморском крае школа декларировала приверженность православию, сотрудничала с РПЦ, но оставалась светской. Попытки извлечь из православия эффективные инструменты воспитания не привели к формированию в регионе системы православной педагогики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORTHODOXY AND THE SECULAR SCHOOL IN PRIMORSKY REGION IN 1990-2012

The article presents an essay on the development of forms of cooperation on issues of spiritual and moral education in Primorye, infrastructure for teaching Orthodox culture (institutions, divisions, events, documents) in 1991-2012. In Primorsky Region this school declared devotion for Orthodox culture, collaborated with Russian Orthodox Church, but it remained to be secular. Attempts to extract effective tools of education from Orthodoxy did not lead to the formation of a system of Orthodox pedagogics in the region.

Текст научной работы на тему «ПРАВОСЛАВИЕ И СВЕТСКАЯ ШКОЛА ПРИМОРСКОГО КРАЯ В 1991-2012 ГГ.»

Ойкумена. Регионоведческие исследования. 2022. № 2. С. 77-86.

Ojkumena. Regional researches. 2022. No. 2. P. 77-86.

Научная статья УДК 34.01;93/94

https://doi.org/10.24866/1998-6785/2022-2/77-86

Православие и светская школа Приморского края в 1991-2012 гг.

Татьяна Валерьевна Логинова МБОУ СОШ № 40 г. Владивостока, Владивосток, Россия, tat.loginova72vi@mail.ru

Аннотация. В статье представлен очерк развития в Приморье форм сотрудничества по вопросам духовно-нравственного воспитания, инфраструктуры преподавания православной культуры (учреждений, подразделений, мероприятий, документов) в 1991-2012 гг. В Приморском крае школа декларировала приверженность православию, сотрудничала с РПЦ, но оставалась светской. Попытки извлечь из православия эффективные инструменты воспитания не привели к формированию в регионе системы православной педагогики. Ключевые слова: религиозное образование, Русская православная церковь, десекуляризация, Приморский край, "Основы православной культуры", "Основы религиозных культур и светской этики" Для цитирования: Логинова Т. В. Православие и светская школа Приморского края в 1991-2012 гг. // Ойкумена. Регионоведческие исследования. 2022. № 2. С. 77-86. https://doi.org/10.24866/1998-6785/2022-2/77-86

Original article

https://doi.org/10.24866/1998-6785/2022-2/77-86

Orthodoxy and the secular school in Primorsky Region in 1990-2012

Tatyana V. Loginova

Municipal Budgetary Educational Institution of Secondary Educational School № 40, Vladivostok, Russia, loginova72vi@mail.ru

Abstract. The article presents an essay on the development of forms of cooperation on issues of spiritual and moral education in Primorye, infrastructure for teaching Orthodox culture (institutions, divisions, events, documents) in 19912012. In Primorsky Region this school declared devotion for Orthodox culture, collaborated with Russian Orthodox Church, but it remained to be secular. Attempts to extract effective tools of education from Orthodoxy did not lead to the formation of a system of Orthodox pedagogics in the region.

Key words: religious education, Russian Orthodox Church, desecularization, Primorsky region, "Fundamentals of Orthodox culture,"Fundamentals of religious culture and secular ethics"

For citation: Loginova T. V. Orthodoxy and the secular school in Primorsky Region in 1990-2012 // Ojkumena. Regional researches. 2022. No. 2. P. 77-86. https://doi.org/10.24866/1998-6785/2022-2/77-86

Введение

Признание роли православной культуры как фактора духовно-нравственного воспитания и формирования национально-культурной идентичности в современной России неоспоримо. Однако оценки взаимодействия Церкви и школы неоднозначны. Они различаются в зависимости от региона. В связи с этим интерес представляет региональная практика отношений светской общеобразовательной школы и Русской православной церкви Московского патриархата (РПЦ (МП)).

История становления принципа светскости образования, практик духовно-нравственного воспитания, преподавания православной культуры в светской общеобразовательной школе и другие аспекты российской государственно-конфессиональной политики в сфере образования получили широкое освещение в исследовательской литературе. Государственная политика и региональная практика провинциальных регионов центральной России в отношении "использования знаний о религии в системе общего образования" [30, с. 24, 100], уроков православной культуры в школе с 2000-х гг. получила всестороннее освещение в трудах О. В. Пигоревой [30; 31]. Формирование системы духовно-нравственного (православного) воспитания школьников, её теоретические и правовые основы исследовали И. А. Галицкая, Т. П. Довгий, З. Д. Ильина, И. В. Метлик, О. В. Пигорева и др. [7; 19; 20; 21; 30; 31; 39; 43]. Большинство работ, освещавших в 1990-2000-е гг. вопрос "школа и Церковь" и уроки религии в школе, посвящались либо федеральной политике, либо практике областей центра России (Белгородская, Курская, Тверская и др.).

После 2010 г. в связи с принятием ФГОС второго поколения, из которого были исключены школьный и региональный компоненты образования, куда ранее входили уроки религии, и началом апробации курса "Основы религиозных культур и светской этики" (ОРКСЭ) география работ расширилась. Один

© Логинова Т. В., 2022

из центров изучения уроков религиозной культуры в школе и взаимодействия школы и Церкви сложился еще в 2000-е гг. в г. Владивостоке на базе отделения теологии и религиоведения Дальневосточного государственного университета, Приморского института переподготовки и повышения квалификации работников образования (ПИППКРО) и их совместного с Владивостокской епархией проекта — Чтений памяти святых Кирилла и Мефодия. На этой конференции появились первые публикации, посвященные методическим аспектам преподавания православной культуры и религиозного компонента гуманитарных дисциплин в школах г. Владивостока и края [14; 39; 40].

В Приморском крае рост интереса к изучению религиозного компонента светской общеобразовательной школы произошел после 2012 г. и был связан с введением в школах обязательного курса ОРКСЭ. Ряд статей на эту тему опубликовала Т. В. Логинова [16; 17]. В то же время практики взаимодействия Церкви и приморских государственных и муниципальных школ периода до введения ОРКСЭ (1991-2012 гг.) не получили должного освещения. Единственной крупной специальной работой по этой теме остаётся курсовая работа протоиерея Ростислава Мороза (2005 г.) [22].

В связи с этим цель настоящей статьи — дать краткий очерк взаимодействия РПЦ (МП) и светской школы Приморского края в 1991-2012 гг. Кроме того, говоря о формировании взаимоотношений Церкви и светской школы, нельзя не отметить переходный характер периода конца 1980-х — начала 1990-х гг., когда закладывались основы вероисповедного законодательства РСФСР — России и новой модели государственно-церковных отношений. Об этом говорят в своих работах Ю. В. Гераськин, И. И. Маслова, М. И. Одинцов и др. [4; 18; 27; 31, с. 73-74]. Некоторые аспекты изучения вопроса "школа и Церковь" требуют расширения хронологических рамок работы за счет обращения к реалиям позднесоветского периода, в особенности рубежа 1980-х — 1990-х гг.

В основу исследования положены принцип историзма и системный подход. В работе на основе анализа архивных источников, материалов периодической печати, интернет-ресурсов, а также исследовательской литературы, рассматривается процесс становления в Приморском крае религиозного компонента образования в светских общеобразовательных школах. Предпринята попытка выявить черты взаимоотношений между субъектами образовательного пространства по вопросу "школа и Церковь", которые представляют региональную специфику дальневосточного региона, и которые роднят его с регионами центральной России.

Условия сотрудничества Церкви и школы в России и Приморском крае

Важную роль в оформлении сотрудничества РПЦ (МП) и светской общеобразовательной школы Приморья сыграли общероссийские тенденции развития конфессионального пространства 1990-х гг.: образовавшаяся в результате краха коммунистической идеологии неопределенность в обществе и системе образования, ревитализация религии, либерализация вероисповедного законодательства, деятельность православных активистов и др. Сфера образования в постсоветский период переживала десекуляризацию — частичный отказ от принципа светскости, который выражался в расширении религиозного компонента образования и религиозных концепций в воспитании.

Среди российских регионов, в которых сторонники православного воспитания содействовали расширению религиозного компонента в программе светской школы, Приморский край отличался своеобразием. Его характеризовали неукорененность православной традиции; невысокий уровень религиозности населения; удаленное и приграничное положение края; ориентация на национальную русскую культуру и Православие как основу гражданской идентичности; заметная роль нетрадиционных религий; высокая активность миссионеров новых религиозных движений, в том числе иностранцев [9, с. 138-139; 10, с. 246-247; 45, с. 123].

В общероссийском масштабе вопрос "школа и Церковь" предполагал взаимодействие нескольких основных субъектов: государственной власти федерального и регионального уровня, органов местного самоуправления, руководства религиозных организаций, в особенности РПЦ (МП) и ее епархий, органов управления образованием, педагогов и родителей. Обладая поддерж-

кой общества и политической элиты, значительным культурно-историческим капиталом, РПЦ (МП) тем не менее не сумела в первое постсоветское десятилетие создать собственную сеть учебных заведений, автономных по отношению к государственной системе образования. Это способствовало укреплению интереса РПЦ (МП) к ресурсам светской школы для воцерковления подрастающего поколения, несмотря на то, что такой подход не встретил однозначной поддержки у православных ортодоксов [43, с. 120]. В свою очередь, позиция политической элиты на федеральном уровне и в центральных регионах обеспечила возможности для прихода РПЦ в школу.

В Приморском крае, в отличие от центральных областей России, в 1990-е гг. отсутствие живой православной традиции привело к тому, что местные элиты и население были склонны скорее декларировать приверженность к православию, нежели предпринимать реальные меры, направленные на реализацию программ православного воспитания в светских учебных заведениях. Собственные ресурсы РПЦ в крае были ограничены. В 1991 г. возникла Владивостокская епархия РПЦ МП (путём выделения из состава Хабаровской епархии). Священнослужители епархии были малочисленны и не обладали достаточной квалификацией, чтобы развернуть систему религиозного просвещения [34, с. 149] (прежде всего, воскресные школы).

Источники, которые бы позволили судить о сотрудничестве муниципальных школ Приморского края и Церкви, развитии православных образовательных инициатив, немногочисленны и представлены главным образом аналитическими, информационными и публицистическими материалами региональной периодической печати (епархиальная газета Владивостокской и Приморской епархии "Приморский благовест", приходские листки, газета "Владивосток" и др.) [8, с. 159; 44, с. 156]. В начале 1990-х гг. контакты между педагогами школ и священниками, по-видимому, носили спорадический характер. Инициаторами сотрудничества выступали педагоги. Так, в 1991 г. в школе № 35 г. Владивостока прошли "встреча со служителем церкви" и "Рождественский бал" (ГАПК. Ф. 536. Оп. 1. Д. 326. Л. 17).

Чаще религиозный компонент в образовательном процессе светской школы появлялся без участия священнослужителей, например, за счет обновления учебной литературы, расширения информации о религии в курсах истории, обществознания, литературы и т.п. На рубеже 1980-х — 1990-х гг. претерпела изменения и воспитательная работа. Еще в 1980-е гг. в приморских школах нравственное воспитание заняло одно из центральных мест в системе воспитательной работы, наряду с атеистическим (ГАПК. Ф. Р-1376. Оп. 1. Д. 493. Л. 15, 16, 19). После отмены в 1990 г. атеистического воспитания его место в воспитательной работе школы заняло духовно-нравственное воспитание. Религиозный компонент органично вписался в работу педагогов благодаря имевшемуся у них опыту антирелигиозного воспитания. В первой половине 1990-х гг. инициативы по введению религиозного компонента образования в светских школах края носили в основном светский характер и отражали методические поиски педагогами эффективных воспитательных средств.

Развитие православной педагогики в Приморском крае в постсоветский период

Развитие православного образования в Приморском крае ускорилось во второй половине 1990-х гг. Открывались воскресные школы, духовное училище, православная гимназия святых Кирилла и Мефодия в г. Владивостоке (1997 г.). В 1997 г. начали работу двухгодичные катехизаторские курсы, ориентированные в т.ч. на педагогов [33, с. 202]. В 1999 г. был образован Отдел религиозного образования и катехизации Владивостокской епархии. Он начал готовить преподавателей "Основ православной культуры" (ОПК), налаживать сотрудничество со школами [22]. В 1999 г. в Дальневосточном государственном университете (ДВГУ) открылось отделение теологии и религиоведения (1999 г.). На базе кафедры в 2002 г. был образован Совет по экспертизе учебных программ. В 2000-е гг. на базе кафедры регулярно проводились олимпиады, сотрудники выступали на семинарах, конференциях, разрабатывали программы духовно-нравственного воспитания молодежи, организовывали школы и др. [12].

Налаживанию сотрудничества РПЦ с органами власти на региональном и местном уровне способствовало образование в 2002 г. Комиссии по вопросам религиозных объединений [35]. Такие же Комиссии работали при администрациях городских округов края. Подписание администрацией Приморского края, ДВГУ, ПИППКРО и Владивостокской епархией РПЦ (МП) "Программы сотрудничества в области религиозного образования и духовно-нравственного воспитания" (2002 г.) легитимизировало "православный компонент" школьного образования. В 2003 г. краевая администрация и епархия подписали Договор о сотрудничестве по введению ОПК в программы школ [22]. С 2003-2004 учебного года ОПК стали преподаваться в 9 школах в городах Владивостоке, Находке, Артёме, Спасске-Дальнем, пос. Ярославском [41; 42].

В ПИППКРО открылись двухнедельные курсы повышения квалификации; были подготовлены около 30 педагогов [24]. Православная тематика нашла больший отклик, чем открытые ранее религиоведческие курсы, и в 2004 г. в ПИППКРО открылась Лаборатория православной культуры. За первые полтора года она подготовила 120 педагогов ОПК, сопровождала введение курса в программу 12 школ края (по 3 школы во Владивостоке и Спас-ске-Дальнем, 2 в Находке, по одной в Артёме, пос. Ярославском, Кировском, с. Черниговка) [23]. В Лаборатории проводились семинары для педагогов, психологов, директоров школ, курс повышения квалификации "Православная культура в современной системе социально-гуманитарного образования" [42], спецкурсы "Правовые основы преподавания Библии в школе", "Основы православной культуры и нравственности", "Православие и проблемы воспитания" [3].

Центрами обмена опытом преподавания православной культуры в крае выступали ДВГУ и ПИППКРО. Крупнейшей площадкой популяризации православного воспитания в крае стали Приморские (с 2008 г. — Дальневосточные) образовательные чтения памяти святых Кирилла и Мефодия на базе ДВГУ (2001 г.), ставшие ежегодными. В рамках Чтений проходили конференции "Актуальные проблемы исследования истории и культуры Православия", "Религия. Культура. Человек", проводились обучающие семинары для учителей, в т.ч. от авторов учебников — О.Л. Янушкявичене (2004 г.), А. В. Бородиной (2006 г.) [11; 32]. С 2005 г. в рамках Чтений ежегодно проводились конференции по всему Приморью (в городах Уссурийске, Спасске-Дальнем, Находке, Большом Камне, Черниговском, Кировском районах и др.), круглые столы для педагогов [37; 38].

Расширялась практика ведения уроков ОПК: с 2005-2006 учебного года в Черниговском районе (к 2007 г. 9 школ), в 2007 г. — Кировском районе, г. Дальнереченске [15; 38]. К осени 2008 г. число школ достигло 35 [41], в 2009 г. - 52 (19 районов края) [42]. Наиболее широкое распространение курс ОПК получил в г. Фокино, где преподавался в большинстве школ. В рамках преподавания православной культуры педагоги дальнегорской школы №2 разрабатывали элективные курсы ("История православия в Приморье"), проводили экскурсии детей в храмы, организовывали участие школьников в олимпиадах, выставках, вели краеведческую работу [40, с. 86, 87; 46]. Наряду с уроками православной культуры, учителя организовывали участие школьников в конкурсах "Русь Православная", "Духовное возрождение Приморья", конференциях "Религия. Культура. Человек", "Новомученики и исповедники российские", участвовали со своими проектами в конкурсе "За нравственный подвиг учителя" и др. В ряде школ велась катехизаторская работа: экскурсии, "библейские беседы" в храмах г. Спасска-Дальнего [1, с. 4]. "Дни нравственности" проводились в с. Александровка, Вишнёвка, Чкаловское и др. [6, с. 2], лекции православных волонтеров АНО "Колыбель" "В защиту жизни и семейных ценностей" в г. Находке [25, с. 2]. Не прекращалась "точечная" работа епархии с детьми, например, в школе № 25 г. Владивостока [5].

К 2012 г. общее количество центров преподавания ОПК в Приморье приближалось к 100. Ключевыми фигурами в процессе введения этого предмета в школьную программу стали директора школ, педагоги-энтузиасты и священнослужители. Образовалось несколько десятков центров православной педагогики на уровне школ. Координацию активистов взял на себя руководитель отдела религиозного образования и катехизации Ростислав Мороз. Епархия

сотрудничала с краевой и районными администрациями, руководством муниципальных образований [36].

Вступление в силу новых федеральных стандартов государственного образования (ФГОС) в сентябре 2009 г. активизировало сотрудничество по вопросам духовно-нравственного воспитания. Центрами распространения и обмена опытом преподавания православной культуры в Приморском крае выступали ДВГУ и ПИППКРО, в котором были разработаны новые курсы повышения квалификации учителей "Система воспитания на основе традиционной российской культуры" [26]. В 2010 г. на основе проекта "Концепция духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодёжи в Приморском крае" (С. Е. Ячин, Р. Мороз, С. Е. Григорьева и др.) была принята "Программа духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодёжи в Приморском крае". В преддверии распространения курса ОРКСЭ в 2011 г. в Приморье активизировались подготовка педагогов, конференции и круглые столы [2]. К 2012 г. в ПИППКРО прошли переподготовку порядка 1000 чел., отдельные педагоги получили образование в ДВГУ [28, с. 6]. По активности участия священнослужителей в подготовке учителей православной культуры Приморье оказалось среди регионов-лидеров [29, с. 58]. В 2011-2012 гг. мероприятия по расширению религиозного компонента проводились в основном в рамках федеральных программ. Внимание в них уделялось всем модулям курса ОРКСЭ, не только православной культуре.

Заключение

Появление в Приморском крае религиозного компонента в общеобразовательной светской школе и случаи сотрудничества педагогов муниципальных школ со священнослужителями относятся к началу 1990-х гг. Эти процессы на Дальнем Востоке были значительно менее интенсивны, нежели в провинциальных регионах Центра страны. Православные инициативы по введению в светских школах уроков православной культуры в Приморье появились поздно, лишь в 2000-е гг. Они не стали массовыми и не сложились в единую систему ни на уровне региона, ни на уровне муниципальных образований. Внедрение православной культуры были ограничено численно (несколько десятков центров) и по масштабу (класс, школа). Оно было неоднородно (в глубинке активнее, чем в крупных городах), что позволяет разделить Приморский край на более атеизированные территории и своего рода "внутреннюю провинцию".

Представители власти, школы и РПЦ активно сотрудничали по вопросам воспитания. Наряду с надеждами, возлагаемыми на воспитательный потенциал православия, необходимость знакомства детей с православной культурой обосновывалась целями социализации подрастающего поколения в русле консервативной идеологии, патриотического и гражданского воспитания, сохранения и конструирования культурной традиции и этнокультурной идентичности в условиях пограничного региона, форпоста России на Тихом океане, и в целом противостояния русской цивилизации и западной [13, с. 61-62].

В рассматриваемый период Владивосток стал центром духовно-религиозного образования на юге российского Дальнего Востока (наряду с Хабаровском и Благовещенском) [34, с. 157]. Приморье отличал заметный вклад православных священнослужителей и структур РПЦ МП в подготовку педагогов ОПК, активное многостороннее сотрудничество по вопросам духовно-нравственного воспитания. С 2012 г. преподавание православной культуры стало частью единого процесса по внедрению в школах курса ОРКСЭ. Автономное развитие приморского центра православного образования завершилось, едва начавшись.

Литература

1. Благого много не бывает. В Спасском благочинии учатся проводить миссионерскую работу с молодежью // Приморский благовест. 2012. №1 (190). С. 4.

2. В рамках XI образовательных чтений проходят конференции по духовному воспитанию. 23.03.2011 [Электронный ресурс] Владивостокская епархия. URL: https://www.vladivostok-eparhia.ru/ news/mitropolia/2003_2011/?id=4460 (дата обращения: 22.02.2022).

3. Владивостокская и Приморская епархия [Электронный ресурс] Православная энциклопедия под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Электронная версия. URL: https:// www.pravenc.ru/text/158930.html (дата обращения: 25.06.2021).

4. Гераськин Ю. В. Русская Православная Церковь, верующие, власть (конец 30-х - 70-е годы ХХ века): монография. Рязань: РГУ, 2007. 271 с.

5. День православной книги начался встречей со школьниками. 14.03.2011 [Электронный ресурс] Владивостокская епархия. Приморская митрополия РПЦ. URL: https://www.vladivostok-eparhia.ru/news/mitropolia/2003_2011/?id=4432 (дата обращения: 22.02.2022).

6. Дни нравственности // Приморский благовест. 2012. №10 (199). С. 2.

7. Довгий Т. П., Налетова Н. Ю. Религиозно-философский, культурно-исторический и педагогический аспекты формирования духовно-нравственных ценностей учащейся молодежи. Смоленск: Смядынь, 2010. 270 с.

8. Дударёнок С. М. Православная пресса на Дальнем Востоке России на рубеже 1990-2000-х гг. // Народы и религии Евразии. 2022. Т. 27. № 1. С. 153-172.

9. Дударёнок С. М. Религиозная ситуация на российском Дальнем Востоке: история и современность // Россия и АТР. 2004. № 2 (44). С. 130-140.

10. Дударёнок С. М. Религия и интеллигенция на Российском Дальнем Востоке: 1990-е - начало 2000-х годов // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2020. № 3. С. 241-268.

11. Закончились IV Приморские образовательные чтения. Дата публикации 22.05.2004 [Электронный ресурс] Владивостокская епархия. Приморская митрополия Русской Православной Церкви. URL: https://www.vladivostok-eparhia.ru/news/mitropolia/2003_2011/?id=175 (дата обращения: 25.06.2021).

12. Информация для абитуриентов [Теология (ДВФУ)] [Электронный ресурс] Владивостокская епархия. Приморская митрополия Русской Православной Церкви. URL: https://www.vladivostok-eparhia.ru/education/teol_university/abiturient/ (дата обращения: 25.06.2021).

13. Комашинская Т. С. Два пути современного образования // Использование информационно-коммуникационных технологий в современной системе образования. Сборник научных статей и докладов. Владивосток: ДВФУ, 2017. С. 61-63.

14. Комиссарова Э. В. Опыт преподавания "Основ православной культуры" в общеобразовательной школе // Дальневосточные образовательные чтения, посвященные памяти Святых Кирилла и Мефодия: материалы 20092010 гг. Владивосток: Дальневосточный федеральный университет, 2012. С. 66-72.

15. Круглые столы по обмену опытом преподавания ОПК в Кировке и Черниговке. 02.04.2007 [Электронный ресурс] Владивостокская епархия. URL: https://www.vladivostok-eparhia.ru/news/ mitropolia/2003_2011/?id=1005 (дата обращения: 22.02.2022).

16. Логинова Т. В. Курс ОРКСЭ как основа религиозного компонента школьного образования на современном историческом этапе // Общество: философия, история, культура. - 2017. - № 8. -С. 135-138; Логинова Т.В. Выбор модулей курса "Основы религиозных культур и светской этики" (ОРКСЭ) (Приморский край) // Современная наука: актуальные проблемы и пути их решения. 2016. № 6 (28). С. 30-32.

17. Логинова Т. В. Религиозный компонент в школьном образовании на современном историческом этапе (на примере Приморского края, г. Владивостока) // Свобода совести в России: исторический и современный аспекты: Вып. 14. Сб. ст. Владивосток: ИИАЭ ДВО РАН, 2018. С. 329-340.

18. Маслова И. И. Эволюция вероисповедной политики советского государства и деятельности Русской Православной церкви (1953-1991 гг.) : дисс. ... докт. ист. наук: 07.00.02. М., 2005. 545 с.

19. Меньшиков В. М. Духовно-нравственное воспитание как важнейшая проблема современной России // СОТИС - социальные технологии, исследования. 2016. № 4 (78). С. 17-24.

20. Метлик И. В. Интеграция знаний о религии в учебно-воспитательной деятельности светской школы : дис. ... докт. пед. наук: 13.00.01. М., 2005. 409 с.

21. Метлик И. В., Потаповская О. М., Галицкая И. А. Взаимодействие социальных институтов в духовно-нравственном воспитании детей в российской школе. / Ред. И. В. Метлик. М: ФГБНУ ИИДСВ РАО, 2018. 240 с.

22. Мороз Р. Отчёт о работе отдела религиозного образования и катехизации Владивостокской епархии Русской Православной Церкви за 2003 год. 05.03.2004 [Электронный ресурс] Владивостокская епархия. URL: https://www.vladivostok-eparhia.ru/blagovest/archive/info/?ID=222&forprint (дата обращения: 22.02.2022).

23. Мороз Р. Преподавание основ православной культуры в общеобразовательных школах Приморского края. Способы реализации, современное состояние, проблемы и перспективы. Курсовая работа студента 2 курса факультета доп. образования Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. М., 2005 // ПСТГУ [Электронный ресурс] URL: https://pstgu.ru/upload/me dialibrary/506/5060ab37213a1e284d4eadc1c83e2727.pdf (дата обращения: 22.02.2022).

24. Началась подготовка учителей для преподавания "Основ православной культуры". 13.10.2003 [Электронный ресурс] Владивостокская епархия. URL: https://www.vladivostok-eparhia.ru/ news/mitropolia/2003_2011/?id=95 (дата обращения: 22.02.2022)

25. О семейных ценностях // Приморский благовест. 2012. №10 (199). С. 2.

26. Обнародован итоговый документ Образовательных чтений. Дата публикации 25.06.2009 [Электронный ресурс] Владивостокская епархия. Приморская митрополия Русской Православной Церкви. URL: https://www.vladivostok-eparhia.ru/news/mitropolia/2003_2011/?id=2796 (дата обращения: 25.06.2021).

27. Одинцов М. И. Государство и церковь в России. XX век. М.: Луч, 1994. 174 с.

28. Основы православной культуры в Приморье будут изучать 62 % учеников четвертых классов // Приморский благовест. 2012. №3 (192). С. 6.

29. Петракова Т. И. Совместная деятельность органов управления образованием и религиозных организаций по духовно-нравственному образованию и воспитанию, изучению истории и культуры религий. Из опыта работы регионов России // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Сер. 4: Педагогика. Психология. 2008. № 4 (11). С. 17-82.

30. Пигорева О. В. Государственная политика и региональная практика использования знаний о религии в образовательном пространстве центра России: 1985-2012 годы: дисс. ... докт. ист. наук: 07.00.02. Курск, 2017. 552 с.

31. Пигорева О. В., Ильина З. Д. Расширение знаний о религии в образовательном пространстве РСФСР - России в конце 1980-х - 2000-е гг. // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2015. № 3 (35). С. 73-81.

32. Подведены итоги работы VI Приморских образовательных чтений. Дата публикации 23.05.2006 [Электронный ресурс] Владивостокская епархия. Приморская митрополия Русской Православной Церкви. URL: https://www.vladivostok-eparhia.ru/news/mitropolia/2003_2011/?id=700 (дата обращения: 25.06.2021)].

33. Поповкина Г. С. Религиозное образование на юге Дальнего Востока России: история и развитие // Образовательный потенциал Тихоокеанской России. XVIII-XXI вв. (VIII Крушановские чтения, 2016 г.). Владивосток, 2017. С. 197-203.

34. Поповкина Г. С. Религиозное образование на юге Дальнего Востока России в постсоветский период // Образование и наука. 2017. Т. 19. № 9. С. 144-163.

35. Постановление губернатора Приморского края № 210 от 05.04.2002 "О комиссии по вопросам религиозных объединений при Администрации Приморского края" [Электронный ресурс] URL: http://docs.pravo.ru/document/view/4825386/111129255/ (дата обращения: 25.06.2021).

36. Православная культура дошла и до Приморской глубинки. Дата публикации 26.10.2006 [Электронный ресурс] Владивостокская епархия. Приморская митрополия Русской Православной Церкви. URL: https://www.vladivostok-eparhia.ru/news/mitropolia/2003_2011/?id=804 (дата обращения: 25.06.2021).

37. Приморские образовательные чтения раздвигают границы. 17.02.2005 [Электронный ресурс] Владивостокская епархия. URL: https://www.vladivostok-eparhia.ru/news/ mitropolia/2003_2011/?id=358 (дата обращения: 22.02.2022).

38. Приморские учителя обмениваются опытом преподавания ОПК. 22.03.2007 [Электронный ресурс] Владивостокская епархия. URL: https://www.vladivostok-eparhia.ru/news/ mitropolia/2003_2011/?id=980 (дата обращения: 22.02.2022).

39. Ракова Т. Г. Интегративный подход к преподаванию православной культуры в современной школе // Дальневосточные образовательные чтения, посвященные памяти Святых Кирилла и Мефодия: материалы 2009-2010 гг. Владивосток: Дальневосточный федеральный университет, 2012. С. 60-66.

40. Семина Т. Ю. Изучение православной культуры как основа системы воспитания // Дальневосточные образовательные чтения, посвященные памяти Святых Кирилла и Мефодия: материалы 2009-2010 гг. Владивосток: Дальневосточный федеральный университет, 2012. С. 84-88.

41. Сродни миссионерству [Интервью с протоиереем Р. Морозом] 20.10.2008 [Электронный ресурс] Владивостокская епархия. URL: https://www.vladivostok-eparhia.ru/blagovest/archive/s_ interviews/?ID=1174 (дата обращения: 22.02.2022).

42. Суслова С. Зачем изучать основы православной культуры? 04.05.2009 [Электронный ресурс] Православный Хабаровск. Официальный портал Приамурской митрополии. URL: http:// pravkhabarovsk.ru/blog/zachem-izychat-osnovi-pravoslavnoi-kyltyri/ (дата обращения: 22.02.2022).

43. Фахразеева С. Р. Русская православная церковь и политика в сфере образования: включение "религиозного курса" в школьные программы // Вестник Пермского университета. 2012. Вып. № 4 (20). С. 115-124.

44. Федирко О. П. Газетные публикации как исторический источник о религиозной жизни российского Дальнего Востока в 1990-е гг. // Россия и АТР. 2021. № 4 (114). С. 154-169.

45. Федирко О. П. Религиозное образование на Дальнем Востоке России в 1980-х - начале 2000-х гг. // Общество: философия, история, культура. 2018. № 1. С. 119-124.

46. Хомякова Э. Г. [учитель школы № 2 г. Дальнегорска] Путь к Основам православной культуры. [Электронный ресурс] Сайт г. Дальнегорска. URL:http://dalnegorsk.ru/main/587-put-k-osnovam-pravoslavnoy-kultury.html (дата обращения: 25.06.2021).

Транслитерация по ГОСТ 7.79-2000 Система Б

1. Blagogo mnogo ne byvaet. V Spasskom blagochinii uchatsya provodit' missionerskuyu rabotu s molodezh'yu // Primorskij blagovest. 2012. №1 (190). S. 4.

2. V ramkakh XI obrazovatel'nykh chtenij prokhodyat konferentsii po dukhovnomu vospitaniyu. 23.03.2011 [EHlektronnyj resurs] Vladivostokskaya eparkhiya. URL: https://www.vladivostok-eparhia.ru/ news/mitropolia/2003_2011/?id=4460 (data obrashheniya: 22.02.2022).

3. Vladivostokskaya i Primorskaya eparkhiya [EHlektronnyj resurs] Pravoslavnaya ehntsiklopedi-ya pod redaktsiej Patriarkha Moskovskogo i vseya Rusi Kirilla. EHlektronnaya versiya. URL: https://www. pravenc.ru/text/158930.html (data obrashheniya: 25.06.2021).

4. Geras'kin YU. V. Russkaya Pravoslavnaya TSerkov1, veruyushhie, vlast' (konets 30-kh - 70-e gody KHKH veka): monografiya. Ryazan': RGU, 2007. 271 s.

5. Den' pravoslavnoj knigi nachalsya vstrechej so shkol'nikami. 14.03.2011 [EHlektronnyj resurs] Vladivostokskaya eparkhiya. Primorskaya mitropoliya RPTS. URL: https://www.vladivostok-eparhia.ru/ news/mitropolia/2003_2011/?id=4432 (data obrashheniya: 22.02.2022).

6. Dni nravstvennosti // Primorskij blagovest. 2012. №10 (199). S. 2.

7. Dovgij T. P., Naletova N. YU. Religiozno-filosofskij, kul'turno-istoricheskij i pedagogicheskij as-pekty formirovaniya dukhovno-nravstvennykh tsennostej uchashhejsya molodezhi. Smolensk: Smyadyn', 2010. 270 s.

8. Dudaryonok S. M. Pravoslavnaya pressa na Dal'nem Vostoke Rossii na rubezhe 1990-2000-kh gg. // Narody i religii Evrazii. 2022. T. 27. № 1. S. 153-172.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Dudaryonok S. M. Religioznaya situatsiya na rossijskom Dal'nem Vostoke: istoriya i sovremen-nost' // Rossiya i ATR. 2004. № 2 (44). S. 130-140.

10. Dudaryonok S. M. Religiya i intelligentsiya na Rossijskom Dal'nem Vostoke: 1990-e - nachalo 2000-kh godov // Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta im. A.S. Pushkina. 2020. № 3. S. 241-268.

11. Zakonchilis' IV Primorskie obrazovatel'nye chteniya. Data publikatsii 22.05.2004 [EHlektronnyj resurs] Vladivostokskaya eparkhiya. Primorskaya mitropoliya Russkoj Pravoslavnoj TSerkvi. URL: https:// www.vladivostok-eparhia.ru/news/mitropolia/2003_2011/?id=175 (data obrashheniya: 25.06.2021).

12. Informatsiya dlya abiturientov [Teologiya (DVFU)] [EHlektronnyj resurs] Vladivostokskaya eparkhiya. Primorskaya mitropoliya Russkoj Pravoslavnoj TSerkvi. URL: https://www.vladivostok-eparhia. ru/education/teol_university/abiturient/ (data obrashheniya: 25.06.2021).

13. Komashinskaya T. S. Dva puti sovremennogo obrazovaniya // Ispol'zovanie informatsion-no-kommunikatsionnykh tekhnologij v sovremennoj sisteme obrazovaniya. Sbornik nauchnykh statej i dokladov. Vladivostok: DVFU, 2017. S. 61-63.

14. Komissarova EH. V. Opyt prepodavaniya "Osnov pravoslavnoj kul'tury" v obshheobrazova-tel'noj shkole // Dal'nevostochnye obrazovatel'nye chteniya, posvyashhennye pamyati Svyatykh Kirilla i Mefodiya: materialy 20092010 gg. Vladivostok: Dal'nevostochnyj federal'nyj universitet, 2012. S. 66-72.

15. Kruglye stoly po obmenu opytom prepodavaniya OPK v Kirovke i CHernigovke. 02.04.2007 [EHlektronnyj resurs] Vladivostokskaya eparkhiya. URL: https://www.vladivostok-eparhia.ru/news/mi-tropolia/2003_2011/?id=1005 (data obrashheniya: 22.02.2022).

16. Loginova T. V. Kurs ORKSEH kak osnova religioznogo komponenta shkol'nogo obrazovaniya na sovremennom istoricheskom ehtape // Obshhestvo: filosofiya, istoriya, kul'tura. - 2017. - № 8. - S. 135-138; Loginova T.V. Vybor modulej kursa "Osnovy religioznykh kul'tur i svetskoj ehtiki" (ORKSEH) (Primorskij kraj) // Sovremennaya nauka: aktual'nye problemy i puti ikh resheniya. 2016. № 6 (28). S. 30-32.

17. Loginova T. V. Religioznyj komponent v shkol'nom obrazovanii na sovremennom istoricheskom ehtape (na primere Primorskogo kraya, g. Vladivostoka) // Svoboda sovesti v Rossii: istoricheskij i sovre-mennyj aspekty: Vyp. 14. Sb. st. Vladivostok: IIAEH DVO RAN, 2018. S. 329-340.

18. Maslova I. I. EHvolyutsiya veroispovednoj politiki sovetskogo gosudarstva i deyatel'nosti Russkoj Pravoslavnoj tserkvi (1953-1991 gg.) : diss. ... dokt. ist. nauk: 07.00.02. M., 2005. 545 s.

19. Men'shikov V. M. Dukhovno-nravstvennoe vospitanie kak vazhnejshaya problema sovremennoj Rossii // SOTIS - sotsial'nye tekhnologii, issledovaniya. 2016. № 4 (78). S. 17-24.

20. Metlik I. V. Integratsiya znanij o religii v uchebno-vospitatel'noj deyatel'nosti svetskoj shkoly : dis. ... dokt. ped. nauk: 13.00.01. M., 2005. 409 s.

21. Metlik I. V., Potapovskaya O. M., Galitskaya I. A. Vzaimodejstvie sotsial'nykh institutov v duk-hovno-nravstvennom vospitanii detej v rossijskoj shkole. / Red. I. V. Metlik. M: FGBNU IIDSV RAO, 2018. 240 s.

22. Moroz R. Otchyot o rabote otdela religioznogo obrazovaniya i katekhizatsii Vladivostokskoj eparkhii Russkoj Pravoslavnoj TSerkvi za 2003 god. 05.03.2004 [EHlektronnyj resurs] Vladivostok-skaya eparkhiya. URL: https://www.vladivostok-eparhia.ru/blagovest/archive/info/?ID=222&forprint (data obrashheniya: 22.02.2022).

23. Moroz R. Prepodavanie osnov pravoslavnoj kul'tury v obshheobrazovatel'nykh shkolakh Pri-morskogo kraya. Sposoby realizatsii, sovremennoe sostoyanie, problemy i perspektivy. Kursovaya rabota studenta 2 kursa fakul'teta dop. obrazovaniya Pravoslavnogo Svyato-Tikhonovskogo guman-itarnogo universiteta. M., 2005 // PSTGU [EHlektronnyj resurs] URL: https://pstgu.ru/upload/mediali-brary/506/5060ab37213a1e284d4eadc1c83e2727.pdf (data obrashheniya: 22.02.2022).

24. Nachalas' podgotovka uchitelej dlya prepodavaniya "Osnov pravoslavnoj kul'tury". 13.10.2003 [EHlektronnyj resurs] Vladivostokskaya eparkhiya. URL: https://www.vladivostok-eparhia.ru/news/mi-tropolia/2003_2011/?id=95 (data obrashheniya: 22.02.2022)

25. O semejnykh tsennostyakh // Primorskij blagovest. 2012. №10 (199). S. 2.

26. Obnarodovan itogovyj dokument Obrazovatel'nykh chtenij. Data publikatsii 25.06.2009 [EHlektronnyj resurs] Vladivostokskaya eparkhiya. Primorskaya mitropoliya Russkoj Pravoslavnoj TSerkvi. URL: https://www.vladivostok-eparhia.ru/news/mitropolia/2003_2011/?id=2796 (data obrashheniya: 25.06.2021).

27. Odintsov M. I. Gosudarstvo i tserkov v Rossii. XX vek. M.: Luch, 1994. 174 s.

28. Osnovy pravoslavnoj kul'tury v Primor'e budut izuchat' 62 % uchenikov chetvertykh klassov // Primorskij blagovest. 2012. №3 (192). S. 6.

29. Petrakova T. I. Sovmestnaya deyatel'nost' organov upravleniya obrazovaniem i religioznykh organizatsij po dukhovno-nravstvennomu obrazovaniyu i vospitaniyu, izucheniyu istorii i kul'tury religij. Iz opyta raboty regionov Rossii // Vestnik Pravoslavnogo Svyato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta. Ser. 4: Pedagogika. Psikhologiya. 2008. № 4 (11). S. 17-82.

30. Pigoreva O. V. Gosudarstvennaya politika i regional'naya praktika ispol'zovaniya znanij o religii v obrazovatel'nom prostranstve tsentra Rossii: 1985-2012 gody: diss. ... dokt. ist. nauk: 07.00.02. Kursk, 2017. 552 s.

31. Pigoreva O. V., Il'ina Z. D. Rasshirenie znanij o religii v obrazovatel'nom prostranstve RSFSR - Rossii v kontse 1980-kh - 2000-e gg. // Uchenye zapiski. EHlektronnyj nauchnyj zhurnal Kurskogo gosu-darstvennogo universiteta. 2015. № 3 (35). S. 73-81.

32. Podvedeny itogi raboty VI Primorskikh obrazovatel'nykh chtenij. Data publikatsii 23.05.2006 [EHlektronnyj resurs] Vladivostokskaya eparkhiya. Primorskaya mitropoliya Russkoj Pravoslavnoj TSerkvi. URL: https://www.vladivostok-eparhia.ru/news/mitropolia/2003_2011/?id=700 (data obrashheniya: 25.06.2021)].

33. Popovkina G. S. Religioznoe obrazovanie na yuge Dal'nego Vostoka Rossii: istoriya i razvitie // Obrazovatel'nyj potentsial Tikhookeanskoj Rossii. XVIII-XXI vv. (VIII Krushanovskie chteniya, 2016 g.). Vladivostok, 2017. S. 197-203.

34. Popovkina G. S. Religioznoe obrazovanie na yuge Dal'nego Vostoka Rossii v postsovetskij period // Obrazovanie i nauka. 2017. T. 19. № 9. S. 144-163.

35. Postanovlenie gubernatora Primorskogo kraya № 210 ot 05.04.2002 "O komissii po voprosam religioznykh ob"edinenij pri Administratsii Primorskogo kraya" [EHlektronnyj resurs] URL: http://docs.pra-vo.ru/document/view/4825386/111129255/ (data obrashheniya: 25.06.2021).

36. Pravoslavnaya kul'tura doshla i do Primorskoj glubinki. Data publikatsii 26.10.2006 [EHlektronnyj resurs] Vladivostokskaya eparkhiya. Primorskaya mitropoliya Russkoj Pravoslavnoj TSerkvi. URL: https:// www.vladivostok-eparhia.ru/news/mitropolia/2003_2011/?id=804 (data obrashheniya: 25.06.2021).

37. Primorskie obrazovatel'nye chteniya razdvigayut granitsy. 17.02.2005 [EHlektronnyj resurs] Vladivostokskaya eparkhiya. URL: https://www.vladivostok-eparhia.ru/news/mitropolia/2003_2011/?id=358 (data obrashheniya: 22.02.2022).

38. Primorskie uchitelya obmenivayutsya opytom prepodavaniya OPK. 22.03.2007 [EHlektronnyj resurs] Vladivostokskaya eparkhiya. URL: https://www.vladivostok-eparhia.ru/news/mitropo-lia/2003_2011/?id=980 (data obrashheniya: 22.02.2022).

39. Rakova T. G. Integrativnyj podkhod k prepodavaniyu pravoslavnoj kul'tury v sovremennoj shkole // Dal'nevostochnye obrazovatel'nye chteniya, posvyashhennye pamyati Svyatykh Kirilla i Mefodiya: mate-rialy 2009-2010 gg. Vladivostok: Dal'nevostochnyj federal'nyj universitet, 2012. S. 60-66.

40. Semina T. YU. Izuchenie pravoslavnoj kul'tury kak osnova sistemy vospitaniya // Dal'nevostochnye obrazovatel'nye chteniya, posvyashhennye pamyati Svyatykh Kirilla i Mefodiya: materialy 2009-2010 gg. Vladivostok: Dal'nevostochnyj federal'nyj universitet, 2012. S. 84-88.

41. Srodni missionerstvu [Interv'yu s protoiereem R. Morozom] 20.10.2008 [EHlektronnyj resurs] Vladivostokskaya eparkhiya. URL: https://www.vladivostok-eparhia.ru/blagovest/archive/s_inter-views/?ID=1174 (data obrashheniya: 22.02.2022).

42. Suslova S. Zachem izuchat' osnovy pravoslavnoj kul'tury? 04.05.2009 [EHlektronnyj resurs] Pravoslavnyj KHabarovsk. Ofitsial'nyj portal Priamurskoj mitropolii. URL: http://pravkhabarovsk.ru/blog/ zachem-izychat-osnovi-pravoslavnoi-kyltyri/ (data obrashheniya: 22.02.2022).

43. Fakhrazeeva S. R. Russkaya pravoslavnaya tserkov' i politika v sfere obrazovaniya: vkly-uchenie "religioznogo kursa" v shkol'nye programmy // Vestnik Permskogo universiteta. 2012. Vyp. № 4 (20). S. 115-124.

44. Fedirko O. P. Gazetnye publikatsii kak istoricheskij istochnik o religioznoj zhizni rossijskogo Dal'nego Vostoka v 1990-e gg. // Rossiya i ATR. 2021. № 4 (114). S. 154-169.

45. Fedirko O. P. Religioznoe obrazovanie na Dal'nem Vostoke Rossii v 1980-kh - nachale 2000-kh gg. // Obshhestvo: filosofiya, istoriya, kul'tura. 2018. № 1. S. 119-124.

46. KHomyakova EH. G. [uchitel' shkoly № 2 g. Dal'negorska] Put' k Osnovam pravoslavnoj kul'tu-ry. [EHlektronnyj resurs] Sajt g. Dal'negorska. URL:http://dalnegorsk.ru/main/587-put-k-osnovam-pravo-

slavnoy-kultury.html (data obrashheniya: 25.06.2021).

Информация об авторе

Татьяна Валерьевна Логинова, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, учитель истории и обществознания МБОУ СОШ № 40, Владивосток, Россия, e-mail: tat.loginova72vi@mail.ru

Information about the author

TTatyana V. Loginova, Deputy Director for Educational Work, Teacher of History and Social Studies, Municipal Budgetary Educational Institution of Secondary Educational School № 40, Vladivostok, Russia, e-mail: tat.loginova72vi@mail.ru

Поступила в редакцию (Received) 01.10.2021

Одобрена после рецензирования (Approved) 08.05.2022

Принята к публикации (Accepted) 16.05.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.