Научная статья на тему '«Владивостокские епархиальные ведомости» из истории православных журналов в России в начале ХХ века'

«Владивостокские епархиальные ведомости» из истории православных журналов в России в начале ХХ века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
283
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Казачество
ВАК
Область наук
Ключевые слова
Русская православная церковь / периодическая печать / православная пресса / Владивостокские епархиальные ведомости (ВЕВ)

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кукушкина О. К.

Данная статья посвящена истории православной периодической печати. В 1903 году были созданы «Владивостокские епархиальные ведомости». Основываясь на архивных материалах, автор исследует работу епархиального печатного органа, определяет и рассматривает проблемы, которые мешали журналу на протяжении его существования. Рассматривает историческую значимость «ВЕВ».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««Владивостокские епархиальные ведомости» из истории православных журналов в России в начале ХХ века»

Кукушкина О.К.

Аспирант, департамент журналистики (Дальневосточный федеральный университет).

«Владивостокские епархиальные ведомости» из истории православных журналов в России в начале ХХ века

В настоящее время интерес населения к религии наполняется не только посредствам деятельности религиозных групп, но и с помощью средств массовой информации. Церковные СМИ ориентируются в основном на духовное просвещение общества, но также они обращают внимание и на миссионерскую деятельность, катехизацию, диалог со светской аудиторией на доступном ей языке, борьбу с враждебной Церкви идеологией и т. д. Однако со временем стиль написания статей церковных СМИ не раз изменялся под влиянием различных факторов. Поэтому «Владивостокские епархиальные ведомости», выходившие в печать век назад, имевшие определенные трудности и стратегию развития отличаются от ныне существующих ведомостей.

Епархиальные ведомости в первые на просторах России появились в Ярославской епархии в 1860 г. Идея основать в каждой губернии (начиная с Ярославской) епархиальные ведомости принадлежала выдающемуся церковному иерарху святителю архиепископу Иннокентию Херсонскому. Он разработал действующую программу епархиальных ведомостей, которую принял и утвердил Святой Синод. Она и послужила основой для создания официальных периодических органов епархий православной церкви по всей России. Журнал состоит из официальной и неофициальной части, которые в свою очередь делится на разделы. Официальная часть существовала и использовалась в основном для служителей церкви и делилась на три раздела: «Распоряжения правительственные», «Местные распоряжения и известия» и «Епархиальные распоряжения и объявления», в которых публиковались законодательные и подзаконные акты, регулирующие деятельность служителей церкви. Неофициальная часть была создана для более широкого круга читателей. Она снабжала читателей вы-

держками из богословских сочинений, проповедями, поучениями, духовными беседами, сведениями по истории епархии.

Большинство епархиальных ведомостей выпускались два раза в месяц, некоторые - еженедельно. Журнал «Владивостокские епархиальные ведомости» также выпускался стабильно два раза в месяц. А с августа 1917 г. стал выходить один раз в месяц.

«Владивостокские епархиальные ведомости» (далее

- ВЕВ) являлись официальным печатным органом Владивостокской епархии Русской православной церкви. Разрешение на создание собственного печатного органа Владивостокскому епархиальному начальству с 1 января 1903 года выдано Св. Синодам в 1902 года. Журнал выходил в печать по март 1918 г. включительно.

Вначале вопрос о необходимости издания собственного периодического органа не поднимался, так как не являлся столь насущным. Однако Евсевий, Епископ Владивостокский в представлении Св. Синоду по сему предмету писал что «в следствии большого развития церковно-приходской жизни Владивостокской епархии, выражающегося в построении новых церквей, открытии новых приходов, увеличение числа духовенства и паствы, умножении церковных школ и прочее

- последней надлежит необходимость иметь свой собственный печатный орган, так как пользование чужим органом -Благовещенской епархии, - как было до настоящего времени,

- решительно не удовлетворяет неотложные нужды епархии в связи с отдаленностью редакции «Благовещенских епархиальных ведомостей» от г. Владивостока - центра местного Епархиального управления»1. Инициатива издания «ВЕВ» принадлежит именно этому талантливому организатору и администратору Евсевию, Епископу Владивостокскому. Он наиболее полно владел всей доступной информацией о состоянии дел в епархии, о ее финансовых возможностях и непосредственных потребностях.

Но не смотря на рвение Евсения, Епископа Владивостокского и первого редактора ведомостей А.Г. Разумовского спустя годы второй редактор «ВЕВ» священник В. Давыдов заметил, что создание печатного органа при настолько малом количестве подписчиков и малом бюджете «было делом боль-

1 Владивостокские епархиальные ведомости (ВЕВ). 1903. № 1. С. 1.

шой смелости». Начальство епархиальное планировало, что со временем численность населения Владивостокской епархии возрастет что приведет к росту количества подписчиков, а также сотрудников самой редакции. Однако из-за русско-японской войной и в связи с началом революции данный расчет не оправдался. Так как поток переселенцев в регион значительно уменьшился, и необходимого епархии увеличения числа приходов не случилось.

Первое издание «ВЕВ», вышедшее в свет 1 января, первой статьей и заглавной страницей журнала сделало обращение к читателю «От редакции»2. Дальнейшие номера в основном начинались с «Официальной части» журнала, только иногда редакция добавляло что-то от себя. В статье подробно расписывается назначение данного журнала, рассказывается о рубриках которые должны в достаточной мере отвечать указанным в данном обращении задачам. По мнению Епархиального начальства свое собственное периодическое издание должно быть «своевременным, живым проводником распоряжений с одной стороны, а с другой - должен знакомить духовенство и паству епархии со всеми сторонами быта и жизни, заставлять и тех и других интенсивнее жить интересами епархии и более усердно и разумно стремиться к насаждению православной веры и устройства дел церкви на отдаленных окраинах России»3.

Рубрика, намеченная Владивостокским епархиальным на-чальствам в достаточной мере отвечала поставленным выше задачам и не отступала от стандартной программы ведомостей. Неофициальная часть ВЕВ разработанная А.Г. Разумовским состояла из следующих рубрик:

1. Проповеди Его Преосвященства и местных священников. 2. Внецерковные собеседования, публичные религиозно-направленные чтения. 3. Толкование наиболее трудных для понимания мест Св. Писания. 4. Статьи касающиеся миссионерства среди язычников, а также, статьи по расколу и сектантству. 5. Замечательные религиозно-нравственные явления в жизни духовенства и паствы Владивостокской епархии. 6. Чествования и некрологи современных деятелей. 7. Из быта и жизни церковно-приходской, церковно-школьной, а также

2 ВЕВ. 1903. № 1. С. 1.

3 ВЕВ. 1903. № 1. С. 2.

вопросы пастырской практики. 8. Статьи и заметки исторического, статистического, богословского и литературного содержания; этнографические и естественно-научные статьи по изучению местного края и прочее4.

Первыми пунктами программы указаны разделы вероу-чительного характера. В то время это было необходимо так как редакция журнала считала нужным частично восполнить слабое образование большинства священников с помощью самообразования. Немаловажной частью журнала был миссионерский раздел необходим он был из-за стратегического положения епархии. Наличие на территории епархии большого количества Корейских и Китайских переселенцев делала их основным объектом для миссионерской деятельность. Разделы с историями из жизни епархии должны были наладить более тесный контакт между духовенством и паствой. Этот раздел пополнялся при помощи писем читателей, поступающих в редакцию. Пункт, рассказывающий о цер-ковно-приходской, церковно-школьной и пастырской практики, указан одним из последних, однако важность этого вопроса и необходимость его освящения неоспорима. Также в «ВЕВ» в конце журнала была небольшая рубрика объявлений, состоящая буквально из 2 - 4 страниц. В ней читателям объявлялось об открытии подписок на другие выходящие во Владивостоке журналы, об условиях подписки, их краткое содержании и стоимость.

Во многом реализация задуманного зависела от средств, поступающих в редакцию и от условий работы редактора. Стоимость годовой подписки на журнал с доставкой до адресата составляла 6,5 р. (подписная плата указана на каждом номере журнала). В общем от подписки редакция получала примерно 600 р. Также епархия выделила из бюджета сумму в размере 650 р. По словам А.Г. Разумовского эти суммы вполне покрывали расходы редакции на издание журнала. Однако в 24 выпуске за 1903 год в обращении от редакции говориться что «редакции весь год приходилось считаться с двумя крупными и единственными затруднениями, а именно: с крайней ограниченностью издательских средств и с недостатком, почти полным отсутствием сотрудников. Что касается средств то кажется у нас их меньше чем у епар-

4 ВЕВ. 1903. № 1. С. 2.

хиальных изданий всей Империи»5. Что касается сотрудников, то издательский фонд был столь мал что «приходилось бережливо считать чуть ли не каждую марку при почтовых расходах»6 поэтому редакция просто не могла себе позволить вознаграждение для сотрудников.

Первым редактором журнала, а в месте с тем и реализатором данной инициативы был А.Г. Разумовский. Он рассматривал «ВЕВ» как орган для общения духовенства со своей паствой. С самой первой страницы первого номера ведомостей он активно призывал читателей и клириков к сотрудничеству. Разумовский неоднократно публиковал части из писем читателей, поступавших в редакцию журнала, печатал ответы и комментарии редактора на них.

Должность редактора «ВЕВ» А.Г. Разумовский занимал примерно чуть больше года. Он редактировал все выпуски за 1903 г. это 18 номеров и номера 2 и 3 в 1904 г. За время редакторской деятельности А.Г. Разумовского ведомости выпускались два раза в месяц. Часть материалов составляли публикации, специально подготовленные для «ВЕВ». Большую часть публикаций журнала за 1903 г., составили статьи, о состоянии и деятельности церковных школ. Были публикации о деятельности Евсения, Епископа Владивостокского, статьи освящавшие проблемы пастырской деятельности, истории Владивостокской епархии. Публикаций о миссионерской деятельности просветительского характера было всего пара штук. В последнем 24 издании за 1903 г. в послании «От редакции» говориться что «в тех невозможных условиях в каких находится дело нашего издания то с облегченным и даже спокойным сердцем можно сказать, что сделано все, что можно было сделать.»7

О. В. Давыдов был яркой личностью, обладающей большим творческим потенциалом. До получения должности редактора он хотел участвовать в работе над журналом в качестве сотрудника. Он был назначен временно исполняющим обязанности редактором ведомостей еще 17 сентября 1903 г. в связи с отъездом А.Г. Разумовского. Он редактировал журналы под номерами с 19 по 24 за 1903 г. и 1 номер за 1904 г. О. В. Давыдов в мае 1905 г. был утвержден на должность решением Св. Сино-

5 ВЕВ. 1903. № 24. С. 540.

6 ВЕВ. 1903. № 24. С. 540.

7 ВЕВ. 1903. № 24. С. 540.

да. Первые годы О. В. Давыдов работал в том же ритме что и А.Г. Разумовский, однако со временем дефицит средств начал сильнее довить на редакцию.

С 1905 по 1906 гг. в работе редакции произошло несколько изменений. Во-первых, возросло число публикаций примерно на 5% по сравнению с прошлыми годами это было достигнуто при помощи увеличения количества статей, подготовленных для «ВЕВ». Во-вторых, периодичность издания журнала в 1905 г. стала стабильней по сравнению с 1904 г. Однако в 1906 г. периодичность выпуска ведомостей снова была нарушена и вернулась к уровню 1904 г. В 1907 г. редакция выпустила всего 17 номеров. Первоочередной причиной сокращения периодичности выпусков журнала послужил дефицит денежных средств Дефицит бюджета в редакции на 1907 г. составил примерно 500 р. Он был покрыт из средств подписки за следующий 1908 г.

За период с 1904 по 1907 г. большинство публикаций ведомостей были посвящены вопросам деятельности священников, современному положению православной церкви и ее проблемам. Большая часть статей, как и в прошлые года, были посвящены вопросам образования и церковно-приходским школам. Такие публикации как поучения и речи священнослужителей, произнесенные на церковные праздники или мероприятия, а также толкование Св. Писания составляли примерно десятую часть от всего материала. Выпуск 1904 г. (неофициальная часть) начат со статьи «Поученья на новый год» в содержании которой и поздравления, и поучения, и призыв к миссионерской деятельности для обычных прихожан. В 1905 г. выпуск журнала открывает статья на злободневную тему «Школа в борьбе за трезвость». Выпуск 1906 г. начат со статьи, посвященной миссионерской деятельности. Выпуск 1907 г. начинается с обсуждения новых церковных реформ в статье под названием «К третьему епархиальному съезду»

В 1908 г. бюджет редакции ведомостей был также скромен. В выпуске №1 за 1909 г. в статье «От редакции» описывается денежная ситуация издания: «Расходы по изданию (печать, корректура, рассылка, канцелярские расходы) выражаются в чрезвычайно скромной сумме (редактор без жалования) 1400-1500 р. в год причем подписная плата дает всего около 700, а с 1908 г. около 800 р., следовательно, даже и при таком

скромном бюджете ежегодно недостает на покрытие расходов около 700 р.8». В выпуске под сдвоенным номером 17-18 выпущенном 15 сентября 1909 г. в официальной части под заголовком «журнал №9»9 содержится информация подтверждающая денежные затруднения журнала «ВЕВ». Из заметки видно, что: «депутаты слушали доклад о дефиците средств образовавшегося по изданию за 1909 г. в сумме приблизительно 500 рублей». Который также, как и в прошлый раз был покрыт средствами подписки за следующий год. Эта проблема могла стать закономерной и требовала решения. В заметке также приводится и постановление депутатов, позже утвержденное Его Высокопреосвященством от 23 июля 1909 года за № 221110. Редакции было выделено единовременное пособие, составившее 348 рублей. И по решению съезда депутатов с 1 января следующего 1910 г. подписная плата увеличивалась до 9 рублей. Однако практика заимствования денежных средств из подписных денег будущего года не изменилась. Причиной этому стала увеличение суммы подписной платы и то что не все прихожане готовы были перечислять в редакцию такие средства для оплаты подписки.

С 1908 по 1915 гг. большую часть материалов, опубликованных в ведомостях составляли статьи, посвященные деятельность священнослужителей и современному положению РПЦ. Среди них были стати по вопросам борьбы с пьянством в обществе. К примеру, в 1908 г. в № 9 опубликована заметка «Филологическая догадка»11 досконально разбирающая слово «алкоголь», а в 1913 г. опубликован молебен на три газетных листа «Последование молебного пения при изъявлении обета трезвости»12. Также в этот период разбирались вопросы по организации жизни прихожан, по материальной обеспеченность клира. За эти годы выросло число публикаций посвященных миссионерской деятельности почти в четыре раза в 1914 г. опубликован отчет разделенный на 8 частей в № с 18 по 24 о прохождении «1-го Камчатского Миссионерского Съезда»13. Публикации, посвященные образованию выпускались

8 ВЕВ. 1909. № 1. С. 9.

9 ВЕВ. 15.09.1909. № 17-18. С. 465.

10 ВЕВ. 15.09.1909. № 17-18. С. 466.

11 ВЕВ. 1908. № 9. С. 238.

12 ВЕВ. 1913. № 2. С. 53.

13 ВЕВ. 1914. №24. С. 418.,№23. С.376., №22. С.352., №21. С.328. №18. С.243. №19. С.273 №20. С. 295

в том же количестве. Они затрагивали как образование всей епархии, так и школы отдельных станов. К примеру, в 1908 г. был опубликован «протокол 2-го учительского съезда учащих церковных школ Владивостокской епархии»14 а сразу под ним заметка о «Школьной елке»15 проведенной на средства жителей для учащихся церковных школ Посъетскаго стана.

В 1914 г. Россия вступает в Первую мировую войну. В 21 выпуске «ВЕВ» датируемом 1 ноября 1914 г. в официальной части публикуется документ, «Высочайший Манифест» под полным названием «Высочайший Манифест. Божией милостью, мы Николай Второй, император и самодержиц всероссийский царь польский, великий князь финляндский, и прочая, и прочая, и прочая»16 где сообщается что, Германия и Австро-Венгрия прибегла к помощи Оттоманского правительства «Предводимый германцами турецкий флот осмелился вероломно напасть на наше Черноморское побережье»17. Также в данном выпуске выходит новая рубрика «Приходская помощь семьям запасных» состоящая в основном из протоколов и отчетов попечительских советов. В которых в свою очередь сообщалось о проделанной работе, о сборе средств и оказании материальной помощи семьям запасных, призванных на войну. Попечительские соборы, образованны в каждом православном приходе согласно циркуляру Владивостокской Духовной Консистории от 27 августа с. г. за №2918. Также в журнале стали публиковать заимствованные статьи, связанные с военными действиями, а в 1915 г. большее количество публикаций затрагивали Первую мировую войну.

В июне 1915 г. в «ВЕВ» меняется редактор. О.В. Давыдов оставляет пост редактора в связи с поступлением в Киевскую духовную академию. Его место занимает протоиерей В.А. Попов. Он оставался редактором «ВЕВ» до августа 1917 г. После того как В.А. Попов ушел с поста редактора в журнале до самого последнего номера, вышедшего 1918 г. имени нового редактора не указывалось. Также в этот отрезок времени «ВЕВ» выходили только раз в месяц и в марте 1918 г. вышел последний выпуск содержащий только официальный раздел с докумен-

14 ВЕВ. 1908. № 3. С. 77.

15 ВЕВ. 1908. № 3. С. 81.

16 ВЕВ. 1914. № 21. С. 323.

17 ВЕВ. 1914. № 21. С. 324.

18 ВЕВ. 1914. № 21. С. 342.

тами: указами Св. Синода, постановлениями Владивостокского епископского совета и др.19

Подводя итоги необходимо подчеркнуть, что Владивостокской епархии было необходимо издание собственного печатного органа. На 1902 г. у епархии не было возможности быстро доводить информацию до священнослужителей также их большинство не имело полного образования. В данной ситуации необходимо было делать все возможное для самообразования и саморазвития, для обмена опытом между священнослужителями. Главным средством в решении данных вопросов стало издание собственного печатного органа. Конечно редакторам «ВЕВ» приходилось действовать в сложных условиях, бороться с систематической нехваткой денежных средств. Несмотря на это, им удалось по мере развития превратить «ВЕВ» в важный источник информации для священнослужителей по многим вопросам и злободневным темам.

Список литературы:

1. Владивостокские епархиальные ведомости (ВЕВ). 1903. № 1. С. 1-2.

2. ВЕВ. 1903. № 24. 540 с.

3. ВЕВ. 1908. № 9. 238 с.

4. ВЕВ. 1908. № 3. 77 с.

5. ВЕВ. 1908. № 3. 81 с.

6. ВЕВ. 1909. № 17-18. С. 465-466.

7. ВЕВ. 1909. № 1. 9 с.

8. ВЕВ. 1914. №24. С. 418.,№23. С.376., №22. С.352., №21. С.328. №18. С.243. №19. С.273 №20. С. 295 с.

9. ВЕВ. 1914. № 21. 323-324.

10. ВЕВ. 1914. № 21. 342 с.

11. Смагин А.Н. Епархиальные ведомости в системе управления Владивостокской епархией Русской Православной Церкви. 2008. http://www.vladivostok-eparhia.ru/ eparhia/history/?ID=1943.

19 Смагин А.Н., Епархиальные ведомости в системе управления Владивостокской епархией Русской Православной Церкви. 2008. http://www.vladivostok-ерагЫа.ги/ерагЫа/Ы8Шгу/?ГО=1943

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.