http://www.zabvektor.com
ISSN 2542-0038 (Online) ISSN 1996-7853
УДК 27 (510)
Юлия Николаевна Ланцова1,
кандидат исторических наук, Забайкальский государственный университет (672039, Россия, г. Чита, ул. Александро-Заводская, 30),
e-mail: [email protected]
Евгений Викторович Дроботушенко2,
кандидат исторических наук, доцент Забайкальский государственный университет (672039, Россия, г. Чита, ул. Александро-Заводская, 30),
e-mail: [email protected]
Проблемы историографии православия на Севере и Северо-Востоке Китая в начале 1920-х - середине 1950-х годов
В статье проводится историографический анализ имеющихся на сегодняшний день наиболее известных публикаций по истории православия на Севере и Северо-Востоке Китая с начала 1920-х до середины 1950-х годов. Актуальность темы исследования определена имеющимся и постоянно возрастающим интересом к истории Китая в целом и истории православия на его территории, в частности. Авторы дают как общее представление о раскрытии истории православной церкви в рассматриваемом регионе, так и останавливаются на характеристике отдельных публикаций. Называются исследователи, внёсшие наибольший вклад в изучение проблемы. Определяются основные аспекты в изучении православной истории Северного и Северо-Восточного Китая. Основным выводом исследования является замечание о том, что, на сегодняшний день, история православия в рассматриваемом регионе в 1920-1950-е годы изучена недостаточно. Значительная часть научных публикаций по православной истории Китая рассматривает историю Духовной миссии в Пекине с упоминанием её подворья в г. Харбине. Православие же на Севере и Северо-Востоке страны затрагивается вскользь. Имеются публикации по теме относительно отдельных временных отрезков, либо же это исследования по конкретным аспектам. Иное замечание заключается в мысли о слабом использовании авторами источников. В значительной массе работ источником являются имеющиеся публикации, либо используется ограниченное количество источников, воспоминания современников, отдельные архивные данные и газетные статьи. Очевидным становится то, что требуется дальнейшее подробное изучение истории православия в Северном и Северо-Восточном Китае с использованием, прежде всего, данных источников, как архивов, так и средств массовой информации.
Ключевые слова: история, историография, источники, православие, православная церковь, Северный и Северо-Восточный Китай
Вводная часть. Активные в настоящее время контакты между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой предопределили постоянно возрастающий интерес к истории двух стран, особенно к истории, имеющей совместное значение. Такой является история православия в Китае, развитие которого предопределено, во многом, контактами с Русской Православной Церковью сначала в Российской империи, затем в СССР и в постсоветской России. Не все страницы православной истории Китая на сегодняшний день, несмотря на неослабевающий к ней интерес, нашли отражение в научных и научно-популярных публикациях. Отсюда появление настоящей статьи представляется актуальным.
Цель исследования - выявление проблемных аспектов историографии православия на Севере и Северо-Востоке Китая в результате систематизации и характеристики основных, наиболее известных научных публикаций, несущих в себе информацию по истории существования православия на Севере и Северо-Востоке Китая в 1920-е - середине 1950-х годов. Данная цель предопределила те задачи, которые поставили перед собой авторы. Это выявление основных направлений изучения православия в Китае в целом и на рассматриваемых территориях, в частности; выделение основных исследователей, работавших и работающих над проблематикой; анализ и систематизация их наиболее известных публикаций по теме;
1 Ю. Н. Ланцовой проведён анализ, разработана методология исследования.
2 Е. В. Дроботушенко - систематизация материала, разработаны основные положения исследования. © Ланцова Ю. Н., Дроботушенко Е. В., 2017
выявление проблемных аспектов историографии православия в Северном и Северо-Восточном Китае; определение «белых пятен» истории православия в рассматриваемых регионах; определение возможных дальнейших перспектив работы в рамках проблемного поля статьи.
Как видно из сказанного, авторы не ставили перед собой задачи выявления всех имеющихся публикаций и не собирались выходить за хронологические рамки, определённые в названии статьи.
Материалы статьи, выводы, сделанные на основе исследования, очевидно, позволяют по-новому взглянуть на изучение истории православия в Китае. Они могут быть использованы в дальнейшей работе по воссозданию наиболее полной православной истории Китая.
В основу исследования положено использование исторической и религиоведческой терминологии. Это совокупность терминов, основными из которых являются: «история», «историография», «религия», «православие», «верующие» и т. д.
Методология и методы исследования. В работе над предметным полем статьи были использованы основные принципы исторической науки. Это принципы объективизма и историзма. Публикации по истории православия рассматривались в исторической последовательности их появления. При этом авторы старались давать характеристику исследованиям дистанцированно от субъективного знания с выделением самых общих черт. Это позволяет говорить об относительной непредвзятости подхода авторов.
Следует отметить, что при анализе имеющихся публикаций по проблематике использовались основополагающие методы историографического анализа, такие, как сравнительно-исторический, системный, метод актуализации.
Использование названных принципов и методов в совокупности позволило сформировать целостную, историкообусловленную картину проблем историографии православия на Севере и Северо-Востоке Китая.
История православия в Китае не раз становилась предметом научного анализа, однако, на наш взгляд, на сегодняшний день не все аспекты и не все регионы страны в полной мере проанализированы авторами. Таким аспектом является обобщённая полная история православия на Севере и Северо-Востоке страны.
История православной церкви в Китае в целом, а также на Севере и Северо-Востоке
страны в 1920-1950-е годы стала изучаться относительно недавно. Существует несколько причин этого. Во-первых, стали открываться архивы, в хранилищах которых имеются документы по названному аспекту истории. Имеются в виду архивы в России. Это Государственный архив Российской Федерации, архив Отдела внешних церковных связей Московской Патриархии. Очевидно, что в китайские архивы свободного доступа исследователи не имеют. Во-вторых, изменение самого отношения к истории. История православия, где бы оно ни было, вызывает всё больший и больший интерес. В-третьих, появление заинтересованных авторов и появление у них возможности свободно излагать свои мысли и взгляды относительно православия. Под «недавно» мы понимаем 90-е годы XX века. Таким образом, воссоздание истории православия в Китае в 1920-1950-е годы длится менее трёх десятилетий. Исследователями сделано немало, однако и на сегодняшний день можно говорить о незавершённости работы.
Публикации по истории православия в Китае мы бы разделили на обобщающие, которые характеризуют её в целом, работы по истории Духовной миссии в Пекине и труды по отдельным аспектам истории православной церкви либо по таковой в отдельно взятом регионе страны.
Одним из ведущих исследователей проблематики является священник Дионисий (Поздняев). Он автор целого ряда обобщающих статей и книг по истории православия в Китае, в том числе и в XX веке. Его работы воссоздают православную историю Китая как в целом, так и характеризуя отдельные регионы. Однако какие бы работы автора мы не взяли, становится очевидным, что Север страны затрагивается только вскользь, характеризуются основные, относительно широко известные факты. Это можно проследить и по обобщающему труду «Православие в Китае (1900-1997 гг.)» и по специальной работе «Русская Православная Церковь на Дальнем Востоке в 30-40-е годы XX века», да и по остальным публикациям. Для нас очевидна причина этого. Это отсутствие или слабая известность, на сегодняшний день источников по православию на Севере и Северо-Востоке страны. При этом отметим, что Дионисий (Поздняев) - один из немногих авторов, кто на наш, взгляд, претендует на научность подхода, опираясь в своих исследованиях на архивные данные, на публикации в средствах массовой информации того времени, на воспоминания современников [12-15 и др.].
Отметим, что в дальнейшем основная масса исследователей истории китайского православия в значительной степени опирается именно на работы Дионисия (Поздняева).
Ещё одним, много пишущем об истории православной церкви в Китае автором является красноярский учёный В. Г. Дацышен. Из-под его пера вышел ряд статей, а также объёмная обобщающая работа «Христианство в Китае: история и современность», в которой значительное внимание уделено православной церкви. Помимо этого, им отдельное внимание уделено деятельности Духовной миссии, а также подвижникам православия на китайской территории, примером которых являлся Епископ Иннокентий (Фигуровский). Основная проблема всех публикаций - та же - слабое внимание Северу и Северо-Востоку Китая. Практически во всех исследованиях история православия на китайской земле рассматривается в рамках истории Духовной миссии, а в 1920-1950-е годы её влияние на оговоренные регионы страны было минимальным, даже несмотря на наличие подворья в г. Харбине. Отметим также, что автор в незначительной степени использует архивные источники. Главным образом основой его трудов являются имеющиеся публикации, некоторые воспоминания и жизнеописания [8; 9; 11 и др.].
На наш взгляд, В. Г. Дацышен достаточно вольно, в некоторых случаях, использует термины. Так, одна из статей за его авторством называется «Китайская православная церковь накануне и во время Второй мировой войны». Нам кажется, что правильнее о Китайской православной Церкви говорить, начиная с 1956 года, когда она получает автономию. До того можно говорить о православной церкви в Китае с разным подчинением, либо Московской Патриархии, либо Зарубежному Синоду (Архиерейскому Синоду Русской Православной Церкви за границей) [10].
Отдельные сведения встречаем в работах, таких, к примеру, как «Очерки по истории миссионерства Русской Православной Церкви» А. Б. Ефимова. В ней, в частности, говорится и о православии на Севере и Северо-Востоке Китая, однако приводимые данные не имеют отсылки к источникам [17]. В то же время, отметим, что сам формат очерков не подразумевает строго научного подхода.
Следует назвать и несколько обобщающих работ коллективов авторов. Они дают представление о православной церкви в Китае в целом. Традиционно за границами остаются подробности истории православия
на Севере и Северо-Востоке страны [28; 29 и др.].
Значительное количество публикаций посвящено истории Духовной миссии в Пекине. Это публикации таких авторов, как В. Г. Дацышен (упоминалась выше), С. А. Головин, К. Кепинг, О. Кепинг, Е. В. Ковалева, священник П. Иванов, А. С. Фуганов, И. А. Хисамут-динов, С. А. Шубина и целого ряда иных [7-9; 18; 20-22; 32; 33; 34 и др.]. Сюда же можно отнести и заметки и последнего Начальника Духовной миссии в Китае Архиепископа Виктора (Святина) [2]. Относительно существования и деятельности православной церкви на Севере и Северо-Востоке страны в 1920-е - середине 1950-х годов можно встретить отдельные упоминания и характеристики конкретных фактов или событий.
Как отмечалось выше, несмотря на подворье в г. Харбин, в 1920-1950-е годы серьёзного влияния на Северные и Северо-Восточные территории Китая миссия не оказывала. Они жили самостоятельной жизнью. Отсюда работы по истории Духовной миссии не всегда дают нам пусть минимальные, но данные по истории православия на Севере и Северо-Востоке страны.
Третья группа публикаций даёт нам наибольший объём информации по проблематике. Это труды по истории православия в конкретных регионах Китая либо работы, по-свящённые отдельным аспектам православной китайской истории. Вообще работы по истории православия в конкретных регионах Китая относятся к нескольким территориям. Это Синьцзян, Тяньцзинь, а также интересные нам Северные территории [1; 3; 4; 16].
В свете проблематики статьи особый интерес представляют исследования С. Н. Ба-кониной. Следует сказать, что это прекраснейшие научные труды, в рамках которых автор вводит в научный оборот значительное количество архивных источников. На наш взгляд, это, если и не единственный, то один из немногих авторов, дающих в своих публикациях богатый фактографический материал по истории православия на Севере и Северо-Востоке Китая. Отметим, что автор анализирует относительно незначительный период 1920-х годов. Также следует сказать, что некоторые позиции требуют уточнения [3; 4].
Интереснейшие материалы по проблеме представлены в работе В. Ф. Печерицы «Духовная культура русской эмиграции в Китае» [27].
Существует ряд публикаций по истории православия, не нацеленных впрямую на ха-
рактеристику истории православной церкви на Севере и Северо-Востоке Китая, которые, в то же время, содержат определённый объём информации, описывая конкретные факты или деятельность конкретных священнослужителей. При этом не все имеют авторство [23-25; 30; 31; 35 и др.].
Отдельные упоминания по истории православной церкви на Севере и Северо-Востоке Китая можно встретить в работах по истории русских эмигрантов на данной территории. Однако, в связи с тем, что авторы не ставили своей целью давать развёрнутую характеристику истории именно православия, данные труды служат дополнением при воссоздании общей православной истории Северного и Северо-Восточного Китая в XX века [26 и др.].
В то же время существуют авторы, характеризующие русскую эмиграцию в Китае в контексте её православной жизни. Здесь примером может служить Л. Ф. Говердовская [6 и др.] Однако сталкиваемся с той же проблемой, что при работе с основным количеством трудов по теме - отсутствием опоры на источники, использованием, главным образом, имеющихся публикаций.
Результаты исследования. На сегодняшний день существует относительно большое количество научных публикаций по истории православия в Китае. Однако, в значительной степени они дают общую картину, анализируя православие в стране в целом, на основе приведения фактов из его истории. Работы, в основной своей массе, рассматривают Китай в целом, с выделением этапов существования и развития православной церкви. Северные же и Северо-Восточные территории страны, во многом остались за пределами научного интереса исследователей. В то же время существуют отдельные публикации и по этим регионам, которые дают представление о каких-либо аспектах православной истории, либо характеризуют её в целом в конкретный промежуток времени.
Обсуждение результатов исследования. Приведённым перечнем авторов и исследований список работ по истории православия в Китае в целом и на Северных и Северо-Восточных территориях не ограничивается. Цель данной статьи предопреде-
лила озвучивание имён наиболее известных авторов и перечень с характеристикой наиболее значимых и известных их трудов. Очевидно, что количество публикаций значительно больше и предметное поле данного исследования найдёт своё дальнейшее выражение через углубление историографических обзоров.
Заключение. История православия на Севере и Северо-Востоке Китая в рассматриваемое время нашла определенное отражение на страницах научных изданий. В то же время не сформирована целостная поэтапная картина его существования. Публикации либо рассматривают какой-то один период, либо характеризуют отдельный частный аспект. Основная масса работ по истории православия в Китае рассматривает её в контексте истории Духовной миссии в Пекине. Однако на Север и Северо-Восток страны, особенно в 1920-1950-е годы её влияние было распространено слабо. Отсюда названные труды привносят только некоторые иллюстративные черты в православную историю Северной части государства. При этом далеко не все статьи и монографии берут за основу значительный комплекс источников. В значительной части - это переработка, а отчасти и компиляция уже имеющихся трудов. Источник же - это либо отдельные воспоминания, отдельные публикации средств массовой информации, либо материалы определённых, конкретных архивов. Подобный подход стал причиной возникновения ситуации, в которой некоторые аспекты истории являются спорными, требуют подтверждения либо опровержения. Отдельные публикации опираются на относительно значительный объём источниковых данных, но и они требуют, с одной стороны дополнения, а с другой -их немного и они анализируют только отдельные аспекты развития православия на рассматриваемой территории. Вышесказанное предопределяет мысль о том, что требуется дальнейшее изучение истории православия в Северном и Северо-Восточном Китае. Вновь появляющиеся публикации должны активнее опираться на источники, как на архивные документы, так и на малоизвестные публикации средств массовой информации рассматриваемого периода.
Список литературы
1. Арутюнов Г Млодзяновский Дмитрий Андреевич [Электронный ресурс] // Православие в Китае. Режим доступа: http://www.orthodoxchina.info/localchurch/xinjiang/dmitrymlodzyanovsky_ru.htm (дата обращения: 25.02.2017).
2. Архиепископ Виктор (Святин). Имущество Российской духовной миссии в Китае по состоянию на 11 января 1950 г // Ксения Кепинг. Последние статьи и документы. СПб.: Омега, 2003. С. 314-327.
3. Баконина С. Н. Церковная жизнь русской эмиграции на Дальнем Востоке в 1920-1931 гг. М.: Православный Свято-Тихоновский гум. ун-т, 2014. 389 с.
4. Баконина С. Н. Церковная жизнь русской эмиграции на Дальнем Востоке в 1920-1931 гг. (на материалах Харбинской епархии): дис. ... канд. ист. наук: 07.00.02. М., 2013. 333 с.
5. Богданова Т. А. Архив митрополита Виктора (Святина) в Российской Национальной библиотеке // Ксения Кепинг Последние статьи и документы. СПб.: Омега, 2003. С. 314-327.
6. Говердовская Л. Ф. Русская эмиграция и православная церковь в Китае (1917-1945 гг.) [Электронный ресурс] // Владивостокская епархия. Приморская митрополия Русской Православной Церкви. Режим доступа: http://www.vladivostok-eparhia.ru/eparhia/history/?ID=3077 (дата обращения: 25.02.2017).
7. Головин С. А. Русская духовная миссия в Китае: ист. очерк. Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2013. 284 с.
8. Дацышен В. Г. Епископ Иннокентий (Фигуровский). Начало нового этапа в истории Российской Духовной Миссии в Пекине [Электронный ресурс] // Китайский благовестник. 2000. № 1. Режим доступа: http://www. chinese.orthodoxy.ru/russian/kb3/History.htm (дата обращения: 15.02.2017).
9. Дацышен В. Г. История Российской Духовной Миссии в Китае. Гонконг: Православное Братство святых Первоверховных апостолов Петра и Павла, 2010. 448 с.
10. Дацышен В. Г. Китайская православная церковь накануне и во время Второй мировой войны // Государство, общество, церковь в истории России XX века: материалы XV Междунар. науч. конф.: в 2 ч. Ч. 1 (г. Иваново, 23-24 марта 2016 г). Иваново: Изд-во Иванов. гос. ун-та, 2016. С. 124-130.
11. Дацышен В. Г Христианство в Китае: история и современность. М.: Научно-образовательный форум по международным отношениям, 2007. 240 с.
12. Дионисий (Поздняев). Китайская Православная Церковь на пути к автономии // Проблемы Дальнего Востока. 1998. № 4. С. 125-134.
13. Дионисий (Поздняев). Православие в Китае (1900-1997 гг.). М.: Свято-Владимирское Братство, 1998. 276 с.
14. Дионисий (Поздняев). Русская Православная Церковь на Дальнем Востоке в 30-40-е годы XX века [Электронный ресурс] // Самый Восточный. Информационно-просветительский портал Хабаровской епархии. Режим доступа: http://www.pravostok.ru/blog/rysskaya-pravoslavnaya-cerkov-na-dalnem-vostoke-v-30-40-e-godi-xx-veka/ (дата обращения: 15.02.2017).
15. Дионисий (Поздняев). Церковь в Китае: на пути к автономии [Электронный ресурс] // Альфа и Омега. Режим доступа: http://www.aliom.orthodoxy.ru/arch/014/014-pozn.htm (дата обращения: 19.02.2017).
16. Доу Иоанн. Распространение Русской Православной Церкви в Тяньцзине и его окрестностях [Электронный ресурс] // Китайский Благовестник. 1999. № 2. Режим доступа: http://www.chinese.orthodoxy.ru/ russian/kb2/History3.htm (дата обращения: 19.02.2017).
17. Ефимов А. Б. Очерки по истории миссионерства Русской Православной Церкви. М.: Свято-Тихоновский ун-т, 2007. 688 с.
18. Иванов П. История возникновения Московского подворья Пекинской Духовной Миссии // Китайский Благовестник. 1999. № 2. С. 14-23.
19. История Российской Духовной Миссии в Китае: сб. ст. / ред. С. Л. Тихвинский, В. С. Мясников, А. С. Ипатова, Дионисий (Поздняев). М.: Изд-во Свято-Владимирского Братства, 1997. 415 с.
20. Кепинг К. Судьба Российской духовной миссии в Китае // Ксения Кепинг. Последние статьи и документы. СПб.: Омега, 2003. С. 236-263.
21. Кепинг О. В. Последний начальник Российской духовной миссии в Китае - Архиепископ Виктор // Ксения Кепинг Последние статьи и документы. СПб.: Омега, 2003. С. 264-272.
22. Ковалева Е. В. Православная Церковь в Харбине: служение епископа Ювеналия (Килина) // Вестник церковной истории. 2007. № 4. С. 42-58.
23. Косых В. И. Забайкальская епархия 1908-1923 гг. Чита: ЗабГГПУ 2007. 203 с.
24. Мелетий Заборовский [Электронный ресурс] // Русское православие. Режим доступа: http://www. ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_675 (дата обращения: 20.01.2017).
25. Михаил (Богданов) [Электронный ресурс] // Русское православие. Режим доступа: http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_1528 (дата обращения: 19.02.2017).
26. Наземцева Е. Международно-правовые проблемы эмиграции, реэмиграции и репатриации русских из Китая в 1945-1949 гг. [Электронный ресурс] // Международная жизнь. 2015. 20 марта. Режим доступа: https://www.interaffairs.ru/news/show/12811 (дата обращения: 15.02.2017).
27. Печерица В. Ф. Духовная культура русской эмиграции в Китае. Владивосток: ДВГУ, 1998. 276 с.
28. Православие в Китае / под ред. М. Л. Титаренко. М.: Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата, 2010. 251 с.
29. Православие в Китае: сб. материалов выставки / сост. В. В. Селивановский. Благовещенск: Амурская ярмарка, 2013. 68 с.
30. Саввин Д. В. Епископ Селенгинский Софроний (Старков): архипастырь эпохи великих перемен и потрясений // Вестник церковной истории. 2009. № 1-2. С. 183-184.
31. Софроний (Старков Сергей Прокопьевич) [Электронный ресурс] // Духовенство Русской Православной Церкви в XX в. Режим доступа: http://www.pravoslavnoe-duhovenstvo.ru/person/125/ (дата обращения: 20.01.2017).
32. Фуганов А. С. К юбилею Пекинской Духовной миссии // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2013. Т. 14, вып. 1. С. 34-41.
33. Хисамутдинов А. А. Духовные миссии Китая, Японии и Кореи (конец XIX - первая половина XX вв.) // Известия Восточного института. 2012. № 2. С. 96-112.
34. Шубина С. А. Русская Православная Миссия в Китае (XVIII - начало ХХ вв.): автореф. дис. ... канд. ист. наук: 07.00.02. Ярославль: ЯГУ им П. Д. Демидова, 1998. 25 с.
35. Woerl M. Bishop Mikhail (Bogdanov, d. July 1925) of Primorsk and Vladivostok [Электронный ресурс] // РПЦЗ: обзор. Режим доступа: http://www.rocorstudies.org/2012/06/25/bishop-mikhail-mikhail-bogdanov-6-nov-1857-9-jul-1925-of-primorsk-vladivostok/ (дата обращения: 19.02.2017).
Статья поступила в редакцию 01.03.2017; принята к публикации 27.04.2017
Библиографическое описание статьи
Ланцова Ю. Н., Дроботушенко Е. В. Проблемы историографии православия на Севере и Северо-Востоке Китая в начале 1920-х - середине 1950-х годов // Гуманитарный вектор. 2017. Т. 12, № 4. С. 105-112.
Yulia N. Lantsova1,
Candidate of History, Transbaikal State University (30 Aleksandro-Zavodskaya st., Chita, 672039, Russia),
e-mail: [email protected]
Eugeny V. Drobotushenko2,
Candidate of History, Associate Professor, Transbaikal State University (30 Aleksandro-Zavodskaya st., Chita, 672039, Russia),
e-mail: [email protected]
Problems of Historiography of Orthodoxy in the North and North-East China in the Early 1920s - Mid-1950s
The article presents a historiographical analysis of the available, most well-known publications on the history of Orthodoxy in the North and North-East China from the beginning of the 1920s to the mid-1950s. Topicality of the research is determined by growing interest in the history of China in general and the history of Orthodoxy in its territory in particular. The authors reveal both a general idea of the history of Orthodox Church in the region and stop on the characteristics of individual publications. We mention researchers who have made the greatest contribution to the study of the problem. We identify the main aspects in the study of Orthodox history in North and northeast China. The main conclusion of this study is the fact that history of Orthodoxy in the region in the 1920s - 1950s has not been enough studied. A significant part of scientific publications on Orthodox Chinese history examines the history of the Spiritual mission in Beijing mentioning its monastery in Harbin. The question of Orthodoxy in the North and North-East of the country is mentioned in passing. There are publications on the topic regarding the individual time periods or research on specific aspects. Another point is thinking about the weak use of sources. The large mass of work source are available publications, or a limited number of sources is used, i. e. memoirs of contemporaries, separate archival data and newspaper articles. It is evident that further, detailed study of the history of Orthodoxy in North and northeast China, using primarily data sources, archives and the media is required.
Keywords: history, historiography, sources, Orthodoxy, Orthodox Church, Northern and North-Eastern China
References
1. Arutyunov G. Mlodzyanovskii Dmitrii Andreevich [Elektronnyi resurs] // Pravoslavie v Kitae. Rezhim dos-tupa: http://www.orthodoxchina.info/localchurch/xinjiang/dmitrymlodzyanovsky_ru.htm (data obrashcheniya: 25.02.2017).
2. Arkhiepiskop Viktor (Svyatin). Imushchestvo Rossiiskoi dukhovnoi missii v Kitae po sostoyaniyu na 11 yan-varya 1950 g. // Kseniya Keping. Poslednie stat'i i dokumenty. SPb.: Omega, 2003. S. 314-327.
3. Bakonina S. N. Tserkovnaya zhizn' russkoi emigratsii na Dal'nem Vostoke v 1920-1931 gg. M.: Pravo-slavnyi Svyato-Tikhonovskii gum. un-t, 2014. 389 s.
1 Yu. N. Lantsova - the analysis, the methodology of the study.
2 E. V. Drobotushenko - systematization of the material developed by the main provisions of the study.
4. Bakonina S. N. Tserkovnaya zhizn' russkoi emigratsii na Dal'nem Vostoke v 1920-1931 gg. (na materialakh Kharbinskoi eparkhii): dis. ... kand. ist. nauk: 07.00.02. M., 2013. 333 s.
5. Bogdanova T. A. Arkhiv mitropolita Viktora (Svyatina) v Rossiiskoi Natsional'noi biblioteke // Kseniya Ke-ping. Poslednie stat'i i dokumenty. SPb.: Omega, 2003. S. 314-327.
6. Goverdovskaya L. F. Russkaya emigratsiya i pravoslavnaya tserkov' v Kitae (1917-1945 gg.) [Elektronnyi resurs] // Vladivostokskaya eparkhiya. Primorskaya mitropoliya Russkoi Pravoslavnoi Tserkvi. Rezhim dostupa: http://www.vladivostok-eparhia.ru/eparhia/history/?ID=3077 (data obrashcheniya: 25.02.2017).
7. Golovin S. A. Russkaya dukhovnaya missiya v Kitae: ist. ocherk. Blagoveshchensk: Izd-vo BGPU, 2013. 284 s.
8. Datsyshen V. G. Episkop Innokentii (Figurovskii). Nachalo novogo etapa v istorii Rossiiskoi Dukhovnoi Mis-sii v Pekine [Elektronnyi resurs] // Kitaiskii blagovestnik. 2000. № 1. Rezhim dostupa: http://www.chinese.orthodoxy. ru/russian/kb3/History.htm (data obrashcheniya: 15.02.2017).
9. Datsyshen V. G. Istoriya Rossiiskoi Dukhovnoi Missii v Kitae. Gonkong: Pravoslavnoe Bratstvo svyatykh Pervoverkhovnykh apostolov Petra i Pavla, 2010. 448 s.
10. Datsyshen V. G. Kitaiskaya pravoslavnaya tserkov' nakanune i vo vremya Vtoroi mirovoi voiny // Go-sudarstvo, obshchestvo, tserkov' v istorii Rossii XX veka: materialy XV Mezhdunar. nauch. konf.: v 2 ch. Ch. 1 (g. Ivanovo, 23-24 marta 2016 g.). Ivanovo: Izd-vo Ivanov. gos. un-ta, 2016. S. 124-130.
11. Datsyshen V. G. Khristianstvo v Kitae: istoriya i sovremennost'. M.: Nauchno-obrazovatel'nyi forum po mezhdunarodnym otnosheniyam, 2007. 240 s.
12. Dionisii (Pozdnyaev). Kitaiskaya Pravoslavnaya Tserkov' na puti k avtonomii // Problemy Dal'nego Vosto-ka. 1998. № 4. S. 125-134.
13. Dionisii (Pozdnyaev). Pravoslavie v Kitae (1900-1997 gg.). M.: Svyato-Vladimirskoe Bratstvo, 1998. 276 s.
14. Dionisii (Pozdnyaev). Russkaya Pravoslavnaya Tserkov' na Dal'nem Vostoke v 30-40-e gody XX veka [Elektronnyi resurs] // Samyi Vostochnyi. Informatsionno-prosvetitel'skii portal Khabarovskoi eparkhii. Rezhim dostupa: http://www.pravostok.ru/blog/rysskaya-pravoslavnaya-cerkov-na-dalnem-vostoke-v-30-40-e-godi-xx-veka/ (data obrashcheniya: 15.02.2017).
15. Dionisii (Pozdnyaev). Tserkov' v Kitae: na puti k avtonomii [Elektronnyi resurs] // Al'fa i Omega. Rezhim dostupa: http://www.aliom.orthodoxy.ru/arch/014/014-pozn.htm (data obrashcheniya: 19.02.2017).
16. Dou Ioann. Rasprostranenie Russkoi Pravoslavnoi Tserkvi v Tyan'tszine i ego okrestnostyakh [Elektronnyi resurs] // Kitaiskii Blagovestnik. 1999. № 2. Rezhim dostupa: http://www.chinese.orthodoxy.ru/russian/kb2/History3. htm (data obrashcheniya: 19.02.2017).
17. Efimov A. B. Ocherki po istorii missionerstva Russkoi Pravoslavnoi Tserkvi. M.: Svyato-Tikhonovskii un-t, 2007. 688 s.
18. Ivanov P. Istoriya vozniknoveniya Moskovskogo podvor'ya Pekinskoi Dukhovnoi Missii // Kitaiskii Blagovestnik. 1999. № 2. S. 14-23.
19. Istoriya Rossiiskoi Dukhovnoi Missii v Kitae: sb. st. / red. S. L. Tikhvinskii, V. S. Myasnikov, A. S. Ipatova, Dionisii (Pozdnyaev). M.: Izd-vo Svyato-Vladimirskogo Bratstva, 1997. 415 s.
20. Keping K. Sud'ba Rossiiskoi dukhovnoi missii v Kitae // Kseniya Keping. Poslednie stat'i i dokumenty. SPb.: Omega, 2003. S. 236-263.
21. Keping O. V. Poslednii nachal'nik Rossiiskoi dukhovnoi missii v Kitae - Arkhiepiskop Viktor // Kseniya Keping. Poslednie stat'i i dokumenty. SPb.: Omega, 2003. S. 264-272.
22. Kovaleva E. V. Pravoslavnaya Tserkov' v Kharbine: sluzhenie episkopa Yuvenaliya (Kilina) // Vestnik tserkovnoi istorii. 2007. № 4. S. 42-58.
23. Kosykh V. I. Zabaikal'skaya eparkhiya 1908-1923 gg. Chita: ZabGGPU, 2007. 203 s.
24. Meletii Zaborovskii [Elektronnyi resurs] // Russkoe pravoslavie. Rezhim dostupa: http://www.ortho-rus.ru/ cgi-bin/ps_file.cgi?2_675 (data obrashcheniya: 20.01.2017).
25. Mikhail (Bogdanov) [Elektronnyi resurs] // Russkoe pravoslavie. Rezhim dostupa: http://www.ortho-rus.ru/ cgi-bin/ps_file.cgi?2_1528 (data obrashcheniya: 19.02.2017).
26. Nazemtseva E. Mezhdunarodno-pravovye problemy emigratsii, reemigratsii i repatriatsii russkikh iz Kitaya v 1945-1949 gg. [Elektronnyi resurs] // Mezhdunarodnaya zhizn'. 2015. 20 marta. Rezhim dostupa: https://www. interaffairs.ru/news/show/12811 (data obrashcheniya: 15.02.2017).
27. Pecheritsa V. F. Dukhovnaya kul'tura russkoi emigratsii v Kitae. Vladivostok: DVGU, 1998. 276 s.
28. Pravoslavie v Kitae / pod red. M. L. Titarenko. M.: Otdel vneshnikh tserkovnykh svyazei Moskovskogo Patriarkhata, 2010. 251 s.
29. Pravoslavie v Kitae: sb. materialov vystavki / sost. V. V. Selivanovskii. Blagoveshchensk: Amurskaya yarmarka, 2013. 68 s.
30. Savvin D. V. Episkop Selenginskii Sofronii (Starkov): arkhipastyr' epokhi velikikh peremen i potryasenii // Vestnik tserkovnoi istorii. 2009. № 1-2. S. 183-184.
31. Sofronii (Starkov Sergei Prokop'evich) [Elektronnyi resurs] // Dukhovenstvo Russkoi Pravoslavnoi Tserkvi v XX v. Rezhim dostupa: http://www.pravoslavnoe-duhovenstvo.ru/person/125/ (data obrashcheniya: 20.01.2017).
32. Fuganov A. S. K yubileyu Pekinskoi Dukhovnoi missii // Vestnik Russkoi khristianskoi gumanitarnoi aka-demii. 2013. T. 14, vyp. 1. S. 34-41.
33. Khisamutdinov A. A. Dukhovnye missii Kitaya, Yaponii i Korei (konets XIX - pervaya polovina XX vv.) // Izvestiya Vostochnogo instituta. 2012. № 2. S. 96-112.
34. Shubina S. A. Russkaya Pravoslavnaya Missiya v Kitae (XVIII - nachalo XX vv.): avtoref. dis. ... kand. ist. nauk: 07.00.02. Yaroslavl': YaGU im P. D. Demidova, 1998. 25 s.
35. Woerl M. Bishop Mikhail (Bogdanov, d. July 1925) of Primorsk and Vladivostok [Elektronnyi resurs] // RPTsZ: obzor. Rezhim dostupa: http://www.rocorstudies.org/2012/06/25/bishop-mikhail-mikhail-bogdanov-6-nov-1857-9-jul-1925-of-primorsk-vladivostok/ (data obrashcheniya: 19.02.2017).
Received: March 01, 2017; accepted for publication April 27, 2017
Reference to the article
Lantsova Yu. N., Drobotushenko E. V. Problems of Historiography of Orthodoxy in the North and North-East China in the Early 1920 s - Mid-1950 s // Humanitarian Vector. 2017. Vol. 12, No. 4. PP. 105-112.