Научная статья на тему 'Правоприменительные средства обеспечения национальной безопасности Российской Федерации: вопросы теории и практики'

Правоприменительные средства обеспечения национальной безопасности Российской Федерации: вопросы теории и практики Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
82
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
национальная безопасность / правоприменительное средство / национальный интерес / стратегический национальный приоритет / юридическое средство / правовое регулирование / national security / law enforcement tool / national interest / strategic national priority / legal tool / legal regulation

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Маркус Сергей Альбертович

Актуальность: в сложившихся геополитических условиях многократно возрастает злободневность вопросов, связанных с национальной безопасностью Российской Федерации и в особенности с проблематикой ее правового обеспечения. В числе юридических средств, формирующих механизм правовой охраны и защиты национальных интересов государства, особую роль играют правоприменительные средства, выступающие важнейшей формой реализации нормативно-правовых предписаний и эффективного осуществления субъективных прав и законных интересов граждан. Постановка проблемы: несмотря на то, что правоприменительная деятельность традиционно является предметом достаточно глубокого анализа представителей общей теории права, а разработанность проблематики юридических средств даже сформировала особую теорию правового инструментализма, приходится констатировать тот факт, что правоприменительные средства обеспечения национальной безопасности изучены явно недостаточно. Вместе с тем именно правоприменительные, правотворческие и право-интерпретационные средства и составляют основу правового обеспечения национальной безопасности, костяк механизма правового регулирования общественных отношений в сфере реализации национальных интересов России. Цель исследования: раскрыть содержание, признаки и функции правоприменительных средств обеспечения национальной безопасности, а также продемонстрировать их видовое разнообразие и специфику использования в достижении стратегических национальных приоритетов. Методы исследования: в процессе работы использовались как общенаучные, так и частнонаучные методы: формальной и диалектической логики, герменевтический, формально-юридический, системно-структурный, сравнительно-правовой и др. Результаты и ключевые выводы: предложена авторская концепция правоприменительных средств обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, выделены их признаки, специально-юридические и общесоциальные функции, разработана методика их отграничения от иных правоприменительных средств. На основе анализа видового разнообразия правоприменительных средств обеспечения национальной безопасности обоснован вывод о том, что они во многом выступают антикризисными мерами, связанными с беспрецедентным давлением, оказывающимся на Россию со стороны коллективного Запада, и затрагивают все сферы жизнедеятельности общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Маркус Сергей Альбертович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Law Enforcement Means of Ensuring the National Security of the Russian Federation: Issues of Theory and Practice

in the current geopolitical conditions, the urgency of issues related to the national security of the Russian Federation, and especially with the problems of its legal support, is increasing many times. Among the legal means that form the mechanism of legal protection and protection of the national interests of the state, a special role is played by law enforcement tools, which are the most important form of implementing regulatory legal regulations and the effective exercise of subjective rights and legitimate interests of citizens. Problem statement: despite the fact that law enforcement activities are traditionally the subject of a fairly in-depth analysis of representatives of the general theory of law, and the elaboration of the problems of legal means has even formed a special theory of legal instrumentalism, we have to state the fact that law enforcement means of ensuring national security have clearly not been studied enough. At the same time, it is precisely law enforcement, law-making and legal interpretation tools that form the basis of legal support for national security, the backbone of the mechanism of legal regulation of public relations in the sphere of realization of Russia’s national interests. The purpose of the study is to reveal the content, features and functions of law enforcement tools to ensure national security, as well as to demonstrate their species diversity and specifics of use in achieving strategic national priorities. Research methods: in the course of the work, both general scientific and private scientific methods were used: formal and dialectical logic, hermeneutical, formal legal, systemic structural, comparative legal, etc. Results and key conclusions: the author’s concept of law enforcement means of ensuring the national security of the Russian Federation is proposed, their features, special legal and general social functions are highlighted, and a methodology for distinguishing them from other law enforcement means is developed. Based on the analysis of the species diversity of law enforcement means of ensuring national security, the conclusion is substantiated that they largely act as anti-crisis measures related to the unprecedented pressure exerted on Russia by the collective West, and affect all spheres of society.

Текст научной работы на тему «Правоприменительные средства обеспечения национальной безопасности Российской Федерации: вопросы теории и практики»

Маркус Сергей Альбертович,

советник по правовым и административным вопросам,

АО «МЕТЕОР Лифт», Российская Федерация, 105118, г. Москва, ул. Кирпичная, д. 21

ORCID 0009-0000-2024-7906

Е-mail: [email protected]

Sergej Al'bertovich Markus,

Legal and Administrative Adviser, AO «METEOR Lift», Russian Federation, 105118, Moscow, Kirpichnaya St., 21

ORCID 0009-0000-2024-7906

Е-mail: [email protected]

48

Научная специальность: Scientific speciality: 5.1.1. Теоретико-исторические правовые науки 5.1.1. Theoretical and Historical Legal Sciences

УДК 34.01

DOI 10.24412/2072-9391-2024-371-48-57

Дата поступления статьи: 3 мая 2024 г.

Дата принятия статьи в печать: 18 сентября 2024 г.

Правоприменительные средства обеспечения национальной безопасности Российской Федерации: вопросы теории и практики

Law Enforcement Means of Ensuring the National Security of the Russian Federation: Issues of Theory and Practice

Аннотация

Актуальность: в сложившихся геополитических условиях многократно возрастает злободневность вопросов, связанных с национальной безопасностью Российской Федерации и в особенности с проблематикой ее правового обеспечения. В числе юридических средств, формирующих механизм правовой охраны и защиты национальных интересов государства, особую роль играют правоприменительные средства, выступающие важнейшей формой реализации нормативно-правовых предписаний и эффективного осуществления субъективных прав и законных интересов граждан.

Постановка проблемы: несмотря на то, что правоприменительная деятельность традиционно является предметом достаточно глубокого анализа представителей общей теории права, а разработанность проблематики юридических средств даже сформировала особую теорию правового инструментализма, приходится констатировать тот факт, что правоприменительные средства обеспечения национальной безопасности изучены явно

Abstract

Relevance: in the current geopolitical conditions, the urgency of issues related to the national security of the Russian Federation, and especially with the problems of its legal support, is increasing many times. Among the legal means that form the mechanism of legal protection and protection of the national interests of the state, a special role is played by law enforcement tools, which are the most important form of implementing regulatory legal regulations and the effective exercise of subjective rights and legitimate interests of citizens.

Problem statement: despite the fact that law enforcement activities are traditionally the subject of a fairly in-depth analysis of representatives of the general theory of law, and the elaboration of the problems of legal means has even formed a special theory of legal instrumentalism, we have to state the fact that law enforcement means of ensuring national security have clearly not been studied enough. At the same time, it is precisely law enforcement, law-making and legal interpretation tools that form the basis of legal support for national security, the backbone of the mechanism of legal regulation of public relations in the sphere

недостаточно. Вместе с тем именно правоприменительные, правотворческие и право-интерпретационные средства и составляют основу правового обеспечения национальной безопасности, костяк механизма правового регулирования общественных отношений в сфере реализации национальных интересов России.

Цель исследования: раскрыть содержание, признаки и функции правоприменительных средств обеспечения национальной безопасности, а также продемонстрировать их видовое разнообразие и специфику использования в достижении стратегических национальных приоритетов.

Методы исследования: в процессе работы использовались как общенаучные, так и частнонаучные методы: формальной и диалектической логики, герменевтический, формально-юридический, системно-структурный, сравнительно-правовой и др.

Результаты и ключевые выводы: предложена авторская концепция правоприменительных средств обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, выделены их признаки, специально-юридические и общесоциальные функции, разработана методика их отграничения от иных правоприменительных средств. На основе анализа видового разнообразия правоприменительных средств обеспечения национальной безопасности обоснован вывод о том, что они во многом выступают антикризисными мерами, связанными с беспрецедентным давлением, оказывающимся на Россию со стороны коллективного Запада, и затрагивают все сферы жизнедеятельности общества.

of realization of Russia's national interests.

The purpose of the study is to reveal the content, features and functions of law enforcement tools to ensure national security, as well as to demonstrate their species diversity and specifics of use in achieving strategic national priorities.

Research methods: in the course of the work, both general scientific and private scientific methods were used: formal and dialectical logic, hermeneu-tical, formal legal, systemic structural, comparative legal, etc.

Results and key conclusions: the author's concept of law enforcement means of ensuring the national security of the Russian Federation is proposed, their features, special legal and general social functions are highlighted, and a methodology for distinguishing them from other law enforcement means is developed. Based on the analysis of the species diversity of law enforcement means of ensuring national security, the conclusion is substantiated that they largely act as anti-crisis measures related to the unprecedented pressure exerted on Russia by the collective West, and affect all spheres of society.

Ключевые слова: национальная безопасность; правоприменительное средство; национальный интерес; стратегический национальный приоритет; юридическое средство; правовое регулирование.

Keywords: national security; law enforcement tool; national interest; strategic national priority; legal tool; legal regulation.

Введение. Беспрецедентные по своему масштабу и экзистенциальные по содержанию вызовы и угрозы, с которыми в настоящее время сталкивается Россия, кризис существующих моделей правового, политического, социально-экономического и духовного развития, претензии стран коллективного Запада на моральное лидерство и усиливающаяся нестабильность в мире обусловливают значимость обеспечения национальной безопасности государства и многократно повышают актуальность и злободневность вопросов, связанных с реализацией его национальных интересов.

Вместе с тем национальная безопасность государства является предельно широким объек-

том правового обеспечения, что значительно повышает проблематичность и актуальность разработки действенной и соответствующей сложившимся геополитическим реалиям системы юридических средств, способных ее обеспечить на должном уровне.

Необходимо отметить, что правовое обеспечение национальной безопасности Российской Федерации — это прежде всего системное и научно обоснованное использование различных юридических средств, которые создают особый правовой режим охраны, защиты и гарантированной реализации национальных интересов России и способствуют достижению ее стратегических национальных приоритетов.

50

Таким образом, именно система юридических средств представляет собой как сущностную, так и функциональную (инструментальную) основу правового обеспечения национальной безопасности России. Именно юридические средства обеспечения национальной безопасности являются тем общим знаменателем, который в условиях проводимой Россией специальной военной операции на Украине и реализуемой ею стратегии по созданию справедливого и многополярного мироустройства способен объединить различные векторы использования ресурсов и потенциала нашего государства в единый механизм правового регулирования [6, с. 26—28], позволяющий гарантировать реализацию национальных интересов не любой ценой, но с сохранением всех ключевых признаков поступательно развивающейся и эволюционирующей правовой государственности.

В системе средств правового обеспечения национальной безопасности правоприменительные средства играют одну из ключевых ролей, так как представляют собой полисубъектную деятельность самого широкого круга субъектов и выступают важнейшей формой реализации нормативных предписаний.

Анализ правоприменительной деятельности выступает важнейшим вектором научного поиска общей теории права и государства на протяжении нескольких десятилетий, в связи с чем данная форма юридической практики получила должное и всестороннее освещение. Вместе с тем сказанное не означает того, что применение права в силу своего устоявшегося статуса «классической категории» правоведения остается в стороне от научных дискуссий и не порождает весьма актуальных вопросов. Полагаем, что исследование правоприменительных средств обеспечения национальной безопасности позволит не только выявить целый ряд подобных спорных аспектов, но и предложить ответы на некоторые из них.

К вопросу о содержании, признаках и функциях правоприменительного средства обеспечения национальной безопасности. Одним из первых достаточно дискуссионных аспектов, который в целях предстоящего анализа требует своего разрешения, является вопрос о том, выступает ли применение права прерогативой исключительно органов государственной власти или представляет собой особую деятельность обладающих специальными полномочиями субъектов правоотношений, круг которых выходит далеко за обозначенные выше пределы. К примеру, В. К. Цечоев и А. Р. Швандерова считают, что применение права представляет собой рассмотрение дел исключительно управомоченными государственными органами и должностны-

ми лицами, что дополнительно подчеркивают и при выделении признаков данной формы реализации права [13, с. 196].

Необходимо отметить, что подобная точка зрения в юридической литературе достаточно распространена. Так, И. Я. Дюрягин рассматривает применение права через призму государственно-властного индивидуального организующего воздействия на поведение людей [4, с. 25; 5, с. 22]. Данная позиция созвучна с высказываниями А. В. Аверина и Ю. А. Грозы, полагающих, что применение права является ответственной правореализационной деятельностью государства [1, с. 61].

Вместе с тем многие ученые менее категоричны в указанном вопросе и высказывают более широкую и взвешенную позицию. Например, Н. Н. Вопленко отмечает, что применение права представляет собой властную организационную деятельность «специально на это уполномоченных органов и должностных лиц» [2, с. 401]. Отсылка не только к государственным органам, но и к более широкому кругу «специальных субъектов» связана с тем, что к способам (разновидностям) правоприменительной деятельности принято относить юрисдикционный, исполнительно-распорядительный, исполнительно-разрешительный, контрольно-надзорный и поощрительный [3, с. 33—35], которые не могут «замыкаться» лишь на деятельности государственных органов.

Схожей точки зрения придерживаются А. В. Малько и Н. И. Матузов, отмечая, что применение права — это способ реализации права, связанный с властными действиями широкого круга юрисдикционных органов и должностных лиц [9, с. 335].

Полагаем, что субъектов правоприменительной деятельности не вполне обоснованно ограничивать лишь органами государственной власти. К их числу необходимо относить органы местного самоуправления, которые наделены собственными полномочиями по решению вопросов местного значения1 и обеспечения реализации прав и свобод граждан [10, с. 20], адвокатские палаты, решения которых обязательны для всех ее членов2, нотариальные палаты, позиция о публично-правовых функциях которых закреплена в «Основах законодательства Рос-

1 Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации : Федер. закон от 6 окт. 2003 г. № 131-ФЗ : в ред. от 25 дек. 2023 г. : принят Гос. Думой 16 сен. 2003 г. : одобр. Советом Федерации 24 сен. 2003 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2003. № 40. Ст. 3822.

2 Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской

Федерации (ст. 29) : Федер. закон от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ : в ред. от 24 июля 2023 г. : принят Гос. Думой 26 апр. 2002 г. : одобр. Советом Федерации 15 мая 2002 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. № 23. Ст. 2102.

сийской Федерации о нотариате»3, корпоративные административно-распорядительные органы и другие субъекты.

Таким образом, полагаем обоснованным исходить из того, что применение права — это властно-императивная форма реализации права, представляющая собой осуществляемую в особой процедурно-процессуальной форме деятельность уполномоченных субъектов, направленную на регулирование правоотношений посредством вынесения индивидуально-определенных правоприменительных актов.

Правоприменительная деятельность выступает важнейшим юридическим средством обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, обеспечивая правовые условия и гарантии удовлетворения объективно значимых потребностей личности, общества и государства в безопасности и устойчивом развитии. Вместе с тем анализ правоприменительной деятельности как таковой через призму юридического средства обеспечения национальной безопасности не тождественен анализу правоприменительных средств обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, на которых, учитывая вышеизложенные аспекты, следует сфокусировать внимание.

Под правоприменительным средством предлагаем понимать как осуществляемую в особой процедурно-процессуальной форме деятельность уполномоченных субъектов, направленную на регулирование правоотношений посредством вынесения индивидуально-определенных правоприменительных актов, так и сами акты применения права, являющиеся результатом данной деятельности.

Именно правоприменительный акт, представляющий собой особую разновидность правового акта, исходящий от компетентного субъекта и направленный на властно-императивное регулирование общественных отношений на основе нормы права и является основным правоприменительным средством, которое может выступать в виде как официального письменного документа, так и определенных действий (акты-деяния).

Кроме того, к правоприменительному средству полагаем возможным отнести и сам правоприменительный процесс, направленный на издание правоприменительного акта, так как данный процесс является тем юридическим средством (деянием), которое приводит к обозначенному юридически значимому результату. Более того, специфическая природа правоприменительного процесса, представ-

ляющая собой определенный синтез соблюдения, исполнения и использования права субъектом правоприменения, позволяет выделить саму рассматриваемую деятельность в особое юридическое средство (правоприменительное средство).

Сказанное также соответствует ставшему достаточно классическому представлению о природе юридических средств, представляющих собой как средства-установления (нормы права, правоприменительные акты, конкретные права и обязанности сторон и т. д.), так и средства-деяния, в качестве которых и следует рассматривать различные виды юрисдикцион-ного процесса.

Исходя из официального определения национальной безопасности как особого состояния защищенности национальных интересов Российской Федерации от внутренних и внешних угроз4, логично предположить, что правоприменительное средство обеспечения национальной безопасности и будет направлено на всемерное содействие реализации национальных интересов Российской Федерации.

Вместе с тем подобная логическая конструкция порождает вопрос о том, а есть ли вообще какое-либо правоприменительное средство, ненаправленное на обеспечение национальной безопасности Российской Федерации, ведь любой правоприменительный процесс имеет своей целью обеспечить такое властно-императивное воздействие на общественные отношения, которое бы всемерно содействовало удовлетворению объективно значимых потребностей личности, общества и государства в безопасности и устойчивом развитии, представляющих собой сущностную основу национальных интересов.

Другими словами, возникает вопрос, как отграничить правоприменительное средство обеспечения национальной безопасности от прочих правоприменительных средств и возможно ли это сделать в принципе?

Полагаем, что таким критерием может служить направленность правоприменительного средства на реализацию национальных интересов Российской Федерации, прямо обозначенных в п. 25 Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, и его способность содействовать достижению стратегических национальных приоритетов, изложенных в п. 26 обозначенного документа.

Таким образом, считаем целесообразным выделять следующие признаки правоприменительного средства обеспечения национальной безопасности Российской Федерации:

3 Основы законодательства Российской Федерации о нотариате : утв. Верховным Судом Рос. Федерации 11 фев. 1993 г. № 4462-1 : в ред. от 24 июля 2023 г. // Рос. газ. 1993. № 49.

4 О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации : Указ Президента Рос. Федерации от 2 июля 2021 г. № 400 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2021. № 27 (ч. 2). Ст. 5351.

52

— направлено на охрану, защиту и обеспечение гарантированной реализации национальных интересов Российской Федерации;

— содействует достижению стратегических национальных приоритетов Российской Федерации.

Именно наличие данных двух признаков позволяет говорить о том, что конкретное правоприменительное средство не только направлено на охрану и защиту субъективных прав, свобод и законных интересов участников правоотношений [7; 8], но и является средством обеспечения национальной безопасности России, содействуя гармоничному сосуществованию интересов личности, общества и государства.

В связи с этим правоприменительное средство обеспечения национальной безопасности Российской Федерации — это как осуществляемая в особой процедурно-процессуальной форме деятельность уполномоченных субъектов, направленная на регулирование правоотношений посредством вынесения индивидуально-определенных правоприменительных актов, так и сами акты применения права, являющиеся результатом данной деятельности, ориентированные на охрану, защиту и обеспечение гарантированной реализации национальных интересов Российской Федерации, а также содействие достижению стратегических национальных приоритетов государства.

Полагаем, что правоприменительное средство обеспечения национальной безопасности Российской Федерации выполняет следующие специально-юридические функции:

— регулятивную (регулирует общественные отношения исходя из необходимости защиты национальных интересов и достижения стратегических национальных приоритетов);

— охранительную (устраняет препятствия на пути реализации национальных интересов, пресекает противоправные деяния).

В рамках обозначенных функций можно выделить целый ряд подфункций (иных направлений воздействия на общественные отношения), в которых проявляется сущность правоприменительных средств обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. К таким подфункциям, к примеру, можно отнести карательную (направленную на наказание правонарушителей), функцию реализации нормативных предписаний (в особенности тех, которые имеют своей непосредственной задачей обеспечение национальной безопасности) и др.

Помимо специально-юридических функций, правоприменительные средства обеспечения национальной безопасности выполняют и общесоциальные функции:

— политическую (содействуют слаженному функционированию органов публичной влас-

ти, повышают эффективность управленческих процессов в государстве и т. д.);

— экономическую (направлены на оптимизацию экономических процессов, обеспечение финансовой безопасности государства, повышение эффективности валютного контроля и т. д.);

— социальную (направлены на повышение уровня и качества жизни населения, защиту социально незащищенных слоев общества и т. д.);

— идеологическую (содействуют утверждению в обществе традиционных духовно-нравственных ценностей и т. д.);

— интегративную (способствуют консолидации общества перед лицом внутренних и внешних угроз национальной безопасности);

— информационную (доносят до участников правоотношений объективно значимую информацию о принимаемых управленческих решениях, позицию компетентных органов по определенному делу) и т. д.

Виды правоприменительных средств обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. Полагаем важным остановиться на анализе отдельных видов правоприменительных средств обеспечения национальной безопасности, которые наиболее ярко демонстрируют их специфику и природу, являются обусловленными текущей геополитической ситуацией и позволяют отграничить последние от иных правоприменительных средств. Так, весьма многочисленны судебные решения, отказывающие в удовлетворении исковых требований о признании недействительными отдельных положений нормативных правовых актов на том основании, что они были разработаны в целях защиты национальных интересов Российской Федерации в связи с недружественными действиями иностранных государств. К примеру, рассмотрев исковое заявление индивидуального предпринимателя о признании недействующим подп. «б» п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2022 г. № 629 «Об особенностях регулирования земельных отношений в Российской Федерации в 2022 и 2023 годах, а также о случаях установления льготной арендной платы по договорам аренды земельных участков, находящихся в федеральной собственности, и размере такой платы» в части, предусматривающей необходимость предоставления заявителем дополнительных документов, обосновывающих фактическое осуществление деятельности, под которую испрашивается земельный участок, Верховный Суд Российской Федерации в числе прочих оснований отказа в исковом заявлении указал на то, что указанное постановление Правительства Российской Федерации разработано в целях защиты национальных интересов Российской Федерации и, в том чис-

ле в силу данных обстоятельств, не влечет нарушение прав и законных интересов истца5.

Таким образом, правоприменительные средства обеспечения национальной безопасности, выполняя функцию реализации нормативно-правовых предписаний, прежде всего обеспечивают реализацию нормативных правовых актов, принятых в целях защиты национальных интересов Российской Федерации.

На целесообразность обеспечения интересов национальной безопасности ссылается в своем постановлении Двадцатый Арбитражный апелляционный суд от 21 марта 2022 г. № 20АП-1221/2022 по делу № А23-8340/2021, указывая на то, что требования к форме выплаты заработной платы через счета в уполномоченных банках установлены Федеральным законом от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» и обусловлены необходимостью обеспечения интересов национальной безопасности, решения задач внутренней и внешней политики государства и именно поэтому не могут расцениваться как дискриминационные. В том числе на этом основании судом было отказано в удовлетворении искового заявления об отмене актов о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а в самом решении подчеркивалось, что нарушение валютного законодательства сопряжено с угрозой безопасности государства6.

Следовательно, направленность на защиту национальных интересов, которые представляют собой объективно значимые потребности личности, общества и государства в безопасности и устойчивом развитии, является одним из критериев того, что подобное юридическое средство (как деяние, так и установление, инструмент) не будет признано дискриминационным, даже если не позволит удовлетворить определенные законные интересы участников правоотношений [12, с. 126—128].

Вынося приговор подсудимому, Реутовский гарнизонный военный суд исходил из того, что

5 Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующими подпункта «б» пункта 1, пунктов 3, 4 Постановления Правительства РФ от 09.04.2022 № 629 «Об особенностях регулирования земельных отношений в Российской Федерации в 2022 и 2023 годах, а также о случаях установления льготной арендной платы по договорам аренды земельных участков, находящихся в федеральной собственности, и размере такой платы» : решение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Рос. Федерации от 14 нояб. 2023 г. № АКПИ23-737 // СПС Консуль-тантПлюс : сайт. URL: http:// www.consultant.ru (дата обращения: 01.05.2024).

6 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 21 марта 2022 г. № 20АП-1221/2022 по делу № А23-8340/2021 // СПС КонсультантПлюс : сайт. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 01.05.2024).

он «совершил преступление, связанное с незаконным оборотом наркотических средств, противодействие которому продолжает оставаться актуальной проблемой национальной безопасности государства, в связи с чем представляет повышенную общественную опасность»7. Таким образом, повышенная общественная опасность деяния определяется судами исходя в том числе из интересов обеспечения национальной безопасности Российской Федерации и достижения установленных стратегических национальных приоритетов.

Именно реализация национальных интересов в информационной сфере послужила основанием для отмены Верховным Судом Российской Федерации апелляционного и кассационного определений судов нижестоящих инстанций по причине того, что они неверно применили положения Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации», так как не учли правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в постановлении от 17 января 2019 г. № 4-П «По делу о проверке конституционности статьи 19.1 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации», в котором отмечалось, что связанные с учреждением средства массовой информации ограничения обусловлены стремлением федерального законодателя воспрепятствовать установлению контроля над учредителями средств массовой информации со стороны иностранных лиц и оказанию ими влияния на принятие стратегических решений, поскольку в отдельных случаях такое влияние может угрожать информационной безопасности государства8.

В кассационном определении Верховный Суд Российской Федерации также ссылается на Доктрину информационной безопасности Российской Федерации9, в соответствии с которой реализация национальных интересов в информационной сфере направлена на формирование безопасной среды оборота достоверной информации [11], что и определило его позицию относительно неверного толкования нижестоящими судами норм материального права, а именно упомянутого Зако-

7 Приговор Реутовского гарнизонного военного суда от 22 июня 2023 г. № 1-81/2023 // СПС КонсультантПлюс : сайт. URL: http:// www.consultant.ru (дата обращения: 01.05.2024).

8 Кассационное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 18 окт. 2023 г. № 45-КАД23-18-К7 // СПС КонсультантПлюс : сайт. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 01.05.2024).

9 Об утверждении Доктрины информационной безопас-

ности Российской Федерации : Указ Президента Рос. Федерации

от 5 дек. 2016 г. № 646 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2016. № 50. Ст. 7074.

54

на Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации»10.

Таким образом, нарушения норм материального права, допущенные в определениях судов нижестоящих инстанций, были признаны существенными, так как данные правоприменительные акты не в полной мере учитывали национальные интересы Российской Федерации в сфере информационной безопасности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Следовательно, правоприменительные средства обеспечения национальной безопасности Российской Федерации тесно связаны с грамотным толкованием различных нормативных правовых актов в сфере ее обеспечения, а также правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации и исходят из приоритетного удовлетворения именно национальных интересов Российской Федерации по отношению ко всем иным законным интересам участников правоотношений.

Следует отметить, что реализация каждого из перечисленных в Стратегии национальной безопасности национальных интересов Российской Федерации активно обеспечивается специально для этого разработанным правоприменительным средством. Многие из данных правоприменительных средств весьма нестандартны и отражают как текущую геополитическую ситуацию, так и стремление правоприменителя соблюсти национальные интересы государства. Так, правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации в отношении того, что государственные награды Российской Федерации, государственные награды СССР пользуются тождественной правовой охраной и защитой, защитила одну из основ солидарности российского общества — историческую память на-

рода11.

Многие правоприменительные средства, используемые для обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, являются достаточно новыми для российской юридической практики, вызывают оживленные споры как среди ученых-юристов, так и граждан, не имеющих отношения к юридической профессии.

Одним из таких распространенных правоприменительных средств стала достаточно активная реализация компетентными органами положений Федерального закона от 14 июля

2022 г. № 255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием»12, другими словами — признание определенных физических, юридических лиц иностранными агентами с соответствующими негативными для них последствиями.

Министерство юстиции Российской Федерации (далее — Минюст России) принимает соответствующие решения о признании конкретного физического или юридического лица иноагентом, ведет реестр таких лиц, равно как и физических лиц, аффилированных с иностранными агентами.

Ограничения и обязанности, накладываемые на лицо, признанное иностранным агентом, способствуют обеспечению национальной безопасности Российской Федерации и защиты суверенитета государства в условиях беспрецедентного внешнего давления и являются, по справедливому мнению специалистов, весьма действенным правоприменительным средством обеспечения национальной безопасности, реализуемым уполномоченными органами исполнительной власти [14, с. 18]. Данное правоприменительное средство используется компетентными субъектами исключительно в целях обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, а иные позитивные эффекты от его использования являются своего рода «внешними эффектами», которые также способствуют повышению качества правовой жизни современного российского общества.

Другим правоприменительным средством обеспечения национальной безопасности Российской Федерации является полномочие Генеральной прокуратуры Российской Федерации, реализуемое совместно с Министерством иностранных дел Российской Федерации (далее — МИД России) по признанию деятельности иностранной или международной неправительственной организации нежелательной на территории Российской Федерации13.

Решение о признании деятельности нежелательной принимает Генеральная прокуратура Российской Федерации по согласованию с МИД России, после чего оно публикуется на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации и в течение десяти рабочих дней вносится в соответствующий

10 Кассационное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 18 окт. 2023 г. № 45-КАД23-18-К7 // СПС КонсультантПлюс : сайт. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 01.05.2024).

11 По делу о проверке конституционности статьи 324 Уголовного кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки Н. М. Деменьшиной : Постановление Конституционного Суда Рос. Федерации от 27 февр. 2020 г. № 10-П // СПС КонсультантПлюс : сайт. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 01.05.2024).

12 О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием : Федер. закон от 14 июля 2022 г. № 255-ФЗ : в ред. от 24 июля 2023 г. : принят Гос. Думой 29 июня 2022 г. : одобр. Советом Федерации 8 июля 2022 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2022. № 29 (ч. 2). Ст. 5222.

13 О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и сво-

бод граждан Российской Федерации : Федер. закон от 28 дек.

2012 г. № 272-ФЗ : в ред. от 13 июня 2023 г. : принят Гос. Думой 21 дек. 2012 г. : одобр. Советом Федерации 26 дек. 2012 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2012. № 53 (ч. 1). Ст. 7597.

реестр Минюста России. Таким образом, речь идет о комплексном, межведомственном правоприменительном средстве обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.

Другим межведомственным правоприменительным средством обеспечения национальной безопасности Российской Федерации является признание организации террористической14.

Весьма дискуссионным, но востребованным правоприменительным средством является принятие решения компетентным органом о прекращении гражданства Российской Федерации. С одной стороны, ст. 5 Федерального закона от 28 апреля 2023 г. № 138-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации»15 повторяет конституционный принцип о том, что гражданин Российской Федерации не может быть лишен гражданства Российской Федерации или права изменить его, с другой — в ст. 22 указанного закона действия, создающие угрозу национальной безопасности Российской Федерации, наряду с другими обстоятельствами, рассматриваются в качестве оснований для прекращения гражданства Российской Федерации.

Активное использование данного средства компетентными органами исполнительной власти является не только инструментом пресечения действий, направленных на подрыв национальной безопасности Российской Федерации, но и мощным профилактическим средством, останавливающим значительное количество лиц, получивших российское гражданство, от совершения преступных действий, особенно тех, которые ориентированы на осквернение исторической памяти или демонстрируют явно пренебрежительное отношение к общественному порядку и традиционным духовно-нравственным ценностям российского общества.

В полной мере отвечающими вызовам и угрозам, стоящим перед Россией, являются следующие правоприменительные средства, направленные на обеспечение национальной безопасности государства:

— существенные полномочия специально созданной Правительственной комиссии по повышению устойчивости российской экономики в условиях санкций, которая согласовывает и координирует действия как органов публичной власти, так и отдельных юридических лиц

14 О противодействии терроризму : Федер. закон от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ : в ред. от 10 июля 2023 г. : принят Гос. Думой 26 фев. 2006 г. : одобр. Советом Федерации 1 марта 2006 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2006. № 11. Ст. 1146.

15 О гражданстве Российской Федерации : Федер. закон от 28 апр. 2023 г. № 138-ФЗ : принят Гос. Думой 18 апр. 2023 г. : одобр. Советом Федерации 26 апр. 2023 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2023. № 18. Ст. 3215.

в целях оптимизации экономической политики государства16;

— расширенные полномочия органов исполнительной власти ряда субъектов Российской Федерации в сфере обеспечения безопасности и правопорядка на соответствующих территориях17;

— дополнительные полномочия органов исполнительной власти по продлению действий ряда лицензий и разрешений с целью поддержки предпринимательской деятельности;

— расширенные полномочия судебных органов по приостановлению осуществления корпоративных прав определенных видов хозяйственных обществ18 и т. д.

Выводы. Изложенные выше примеры использования правоприменительных средств обеспечения национальной безопасности Российской Федерации свидетельствуют как о достаточном их многообразии, так и об определенной динамике их развития, во многом связанной со стоящими перед государством вызовами и проблемами.

Однако следует отметить, что отдельные правоприменительные средства обеспечения национальной безопасности Российской Федерации во многом выступают антикризисными мерами, связанными с беспрецедентным давлением, оказывающимся на Россию со стороны коллективного Запада и затрагивают все сферы жизнедеятельности общества. Это, в свою очередь, предполагает неизбежное расширение границ правового регулирования, использование юридических средств для координации таких сфер общественной жизни, которые традиционно находились вне пределов правовой регламентации. Вместе с тем складывающиеся геополитические реалии, попытки очернить имидж России, подорвать ее национальное единство и размыть цивилизационную идентичность обусловливают необходимость именно правового регулирования вопросов, связанных с укреплением традиционных российских духовно-нравственных ценностей, развитием патриотизма, воспитанием и обучением детей и молодежи, контролем за пропагандой аморального образа жизни и т. д.

16 Об утверждении Положения о Правительственной комиссии по повышению устойчивости Российской экономики в условиях санкций : постановление Правительства Рос. Федерации от 21 янв. 2022 г. № 25-2 : в ред. от 31 окт. 2022 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2022. № 10. Ст. 1485.

17 О мерах, осуществляемых в субъектах Российской Федерации в связи с Указом Президента Российской Федерации от 19 октября 2022 г. № 756 : Указ Президента Рос. Федерации от 19 окт. 2022 г. № 757 : в ред. от 25 авг. 2023 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2022. № 43. Ст. 7382.

18 Об особенностях регулирования корпоративных отношений в хозяйственных обществах, являющихся экономически значимыми организациями : Федер. закон от 4 авг. 2023 г. № 470-ФЗ : в ред. от 25 дек. 2023 г. : принят Гос. Думой 20 июля 2023 г. : одобр. Советом Федерации 28 июля 2023 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2023. № 32 (ч. 1). Ст. 6202.

56

В связи с этим представляется несколько надуманной, искусственно подогреваемой отдельными средствами массовой информации дискуссия о том, что нормативно-правовое закрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей якобы лишает их особой природы, проявляющейся в саморегуляции в процессе общественной жизни, отсутствии тесной связи с государственно-волевым началом, а также применения каких-либо императивов в их обеспечении. Полагаем, что целенаправленное деструктивное и системное информационное воздействие на российское общество, ориентированное в том числе и на нивелирование значимости традиционных ценностей, обусловливает необходимость именно государственной стратегии по противодействию данному влиянию и не позволяет отдавать обозначенные процессы на «откуп» самоорганизации гражданского общества.

Таким образом, правовое обеспечение традиционных духовно-нравственных ценностей осуществляется как правотворческими, так и правоприменительными средствами, мобилизуя для этого деятельность не только правоохранительных органов, но и иных властных субъектов.

Список литературы:

1. Аверин А. В., Гроза Ю. А. Правосудие и право : моногр. М., 2020. 436 с.

2. Вопленко Н. Н. Очерки общей теории права. Волгоград, 2009. 896 с.

3. Вопленко Н. Н. Реализация права. Волгоград, 2001. 46 с.

4. Дюрягин И. Я. Право и управление. М., 1981.168 с.

5. Дюрягин И. Я. Применение норм советского права. Свердловск, 1973. 247 с.

6. Куликов М. А. Сущность и природа юридических средств // Юридический мир. 2022. № 8. С. 26-30.

7. Малько А. В., Субочев В. В. Законный интерес и юридическая обязанность: аспекты соотношения // Юридический мир. 2007. № 3. С. 21-29.

8. Малько А. В., Субочев В .В. Правовая политика в сфере реализации законных интересов // Правовая политика и правовая жизнь. 2007. № 2. С. 8-14.

9. Матузов Н. И., Малько А. В. Теория государства и права. М., 2022. 528 с.

10. Мигущенко О. Н. Взаимодействие органов местного самоуправления и органов внутренних дел в сфере профилактики правонарушений // Муниципальная служба: правовые вопросы. 2022. № 3. С. 18-28.

11. Сабаева С. В. Роль и место духовно-культурной (цивилизационной) безопасности в

Необходимо также подчеркнуть, что усиливающееся внешнее давление на Россию со стороны недружественных стран приводит к активной трансформации и оптимизации всей правоприменительной политики государства, направленной на обеспечение его национальной безопасности и представляющей собой соответствующую систему правоприменительных средств.

Данные правоприменительные средства ориентированы на развитие человеческого потенциала и улучшение качества жизни граждан; защиту суверенитета, конституционного строя государства и повышение его обороноспособности; недопущение раскола в обществе и поддержание правопорядка в условиях масштабных публично-политических преобразований; развитие информационного пространства, цифровых технологий и защиту населения от деструктивного информационно-психологического воздействия; устойчивое развитие российской экономики и охрану окружающей природной среды; укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей, мира и безопасности в новых условиях, определенных для себя самостоятельно, и в которых предстоит жить гражданам России.

References:

1. Averin A. V., Groza YA. A. Pravosudie i pravo : monogr. M., 2020. 436 s.

2. Voplenko N. N. Ocherki obshchej teorii prava. Volgograd, 2009. 896 s.

3. Voplenko N. N. Realizaciya prava. Volgograd, 2001. 46 s.

4. Dyuryagin I. Ya. Pravo i upravlenie. M., 1981. 168 s.

5. Dyuryagin I. Ya. Primenenie norm sovetskogo prava. Sverdlovsk, 1973. 247 s.

6. Kulikov M. A. The essence and nature of legal remedies // Legal world. 2022. № 8. P. 26-30.

7. Malko A. V., Subochev V. V. Legitimate interest and legal obligation: aspects of correlation // Legal world. 2007. № 3. P. 21-29.

8. Malko A. V., Subochev V. V. Legal policy in the field of realization of legitimate interests // Legal policy and legal life. 2007. № 2. P. 8-14.

9. Matuzov N. I., Mal'ko A. V. Teoriya gosudarstva i prava. M., 2022. 528 s.

10. Migushchenko O. N. Interaction between local self-government authorities and internal affairs agencies in crime prevention // Municipal service: legal issues. 2022. № 3. P. 18-28.

11. Sabaeva S. V. The role and place of spiritual and cultural (civilizational) security in the national security system of the Russian Federation // Administrative law and process. 2023. № 8. P. 30-34.

12. Subochev V. V. Dialectics of the interests of the individual, society and the state as a general le-

системе национальной безопасности Российской Федерации // Административное право и процесс. 2023. № 8. С. 30-34.

12. Субочев В. В. Диалектика интересов личности, общества и государства как общеправовая проблема // Право и государство: теория и практика. 2006. № 5. С. 125-135.

13. Цечоев В. К., Швандерова А. Р. Теория государства и права : учеб. М., 2017. 330 с.

14. Цыганов Р. Л., Белянская Л. И. Правовой статус иностранных агентов в России — новация или осознанная традиция // Государственная власть и местное самоуправление. 2023. № 7. С. 16—19.

gal problem // Law and the State: theory and practice. 2006. № 5. P. 125-135.

13. Cechoev V. K, Shvanderova A. R. Teoriya gosu-darstva i prava : ucheb. M., 2017. 330 s.

14. Tsyganov R. L, Belyanskaya L. I. The legal status of foreign agents in Russia: a novelty or an acknowledged tradition // State power and local self-government. 2023. № 7. P. 16-19.

Для цитирования:

For citation:

Маркус Сергей Альбертович. Правоприменительные средства обеспечения национальной безопасности Российской Федерации: вопросы теории и практики // Труды Академии управления МВД России. 2024. № 3 (71). С. 48—57.

Markus Sergej Albertovich. Law Enforcement Means of Ensuring the National Security of the Russian Federation: Issues of Theory and Practice // Proceedings of Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia. 2024. № 3 (71). P. 48-57.

57

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.