Научная статья на тему 'Трансформация российского законодательства в условиях становления многополярного мира: реалии и перспективы'

Трансформация российского законодательства в условиях становления многополярного мира: реалии и перспективы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
55
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
трансформация правотворчества / многополярность / национальный интерес / антисанкционная политика / традиционная духовно-нравственная ценность / юридическая техника / правовая аналитика / правовой эксперимент / transformation of lawmaking / multipolarity / national interest / anti-sanctions policy / traditional spiritual and moral value / legal technique / legal analytics / legal experiment

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гришин Олег Михайлович

Актуальность: становление многополярного мироустройства является комплексным фактором, оказывающим самое существенное воздействие на трансформацию российской правовой системы и, прежде всего, на правотворческий процесс. Экзистенциальные вызовы и угрозы российской государственности, которые во многом являются следствием активных действий России по противостоянию дальнейшему несправедливому однополярному развитию, требуют не только мобилизации внутренних ресурсов государства, но и изучения основных направлений и ключевых результатов их воздействия на правотворческий процесс в целом и действующее законодательство в частности. Постановка проблемы: несмотря на то, что именно становление многополярного мироустройства является наиболее значимой детерминантой трансформации российского право творчества, данная проблематика остается практически не изученной как на уровне общей теории права, так и отраслевых юридических наук. В настоящее время наблюдается значительное количество работ, связанных с влиянием глобализационных процессов на развитие правотворчества и других элементов правовой системы, что тем не менее не может компенсировать образовавшуюся исследовательскую нишу в силу очевидной причины: глобализация и переход к многополярному устройству – далеко не тождественные понятия. Цель исследования: обосновать важнейшее влияние, которое оказывает становление многополярного мира на трансформацию российского правотворчества и выделить ключевые направления (векторы) данной трансформации. Методы исследования: в работе были использованы как общенаучные, так и частнонаучные методы познания: диалектический, системно-структурный, функциональный, формально-юридический, сравнительно-правовой, метод правового моделирования и т. д. Необходимость глубокого анализа текстов нормативных правовых актов предопределила особое внимание к герменевтическому методу. Результаты и ключевые выводы: обосновывается авторская позиция, согласно которой современные тенденции развития российского правотворчества отражают эффективный подход его субъектов к защите национальных интересов государства, взвешенное противодействие агрессивной санкционной политике, интеграцию общества вокруг традиционных духовно-нравственных ценностей, социально обусловленную и неизбежную юридификацию российского общества, равно как и эволюцию самой юридической техники правотворчества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Transformation of Russian Legislation in the Context of the Formation of a Multipolar World: Realities and Prospects

Relevance: the formation of a multipolar world order is a complex factor that has the most significant impact on the transformation of the Russian legal system and, above all, on the law-making process. Existential challenges and threats to Russian statehood, which are largely the result of Russia’s active actions to counter further unfair unipolar development, require not only the mobilization of internal resources of the state, but also the study of the main directions and key results of their impact on the law-making process in general and the current legislation in particular. Problem statement: despite the fact that it is the formation of a multipolar world order that is the most significant determinant of the transformation of Russian lawmaking, this issue remains practically unexplored both at the level of general theory of law and branch legal sciences. Currently, there is a significant amount of work related to the influence of globalization processes on the development of lawmaking and other elements of the legal system, which nevertheless cannot compensate for the research niche that has formed for an obvious reason: globalization and the transition to a multipolar system are far from identical concepts. The purpose of the study is to substantiate the most important influence that the formation of a multipolar world has on the transformation of Russian lawmaking and to identify the key directions (vectors) of this transformation. Research methods: both general scientific and private scientific methods of cognition were used in the work: dialectical, system-structural, functional, formal-legal, comparative-legal, legal modeling method, etc. The need for in-depth analysis of the texts of normative legal acts predetermined special attention to the hermeneutic method. Results and key conclusions: the author’s position is substantiated, according to which modern trends in the development of Russian lawmaking reflect the effective approach of its subjects to protecting the national interests of the state, balanced opposition to aggressive sanctions policy, the integration of society around traditional spiritual and moral values, the socially conditioned and inevitable legitimization of Russian society, as well as the evolution of the legal technology of lawmaking itself.

Текст научной работы на тему «Трансформация российского законодательства в условиях становления многополярного мира: реалии и перспективы»

ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОЕ

строительство в России и за рубежом

Гришин Олег Михайлович,

директор юридического управления строительной компании ООО «Реставрация», Российская Федерация, 115114, г. Москва, ул. Кожевническая, д. 14, стр. 2

ORCID 0009-0008-7202-5879

E-mail: [email protected]

Научная специальность: 5.1.1. Теоретико-исторические правовые науки

УДК 34.01

DOI 10.24412/2072-9391-2024-371-29-39

Дата поступления статьи: 3 мая 2024 г.

Дата принятия статьи в печать: 18 сентября 2024 г.

Oleg Mihajlovich Grishin,

Director of the Legal Department of the Construction Company OOO "Restavraciya", Russian Federation, 115114, Moscow, Kozhevnicheskaya St., 14, building 2

ORCID 0009-0008-7202-5879

E-mail: [email protected] Scientific speciality:

5.1.1. Theoretical and Historical Legal Sciences

Трансформация российского законодательства в условиях становления многополярного мира: реалии и перспективы

Transformation of Russian Legislation in the Context of the Formation of a Multipolar World: Realities and Prospects

Аннотация

Актуальность: становление многополярного мироустройства является комплексным фактором, оказывающим самое существенное воздействие на трансформацию российской правовой системы и, прежде всего, на правотворческий процесс. Экзистенциальные вызовы и угрозы российской государственности, которые во многом являются следствием активных действий России по противостоянию дальнейшему несправедливому однополярно-му развитию, требуют не только мобилизации внутренних ресурсов государства, но и изучения основных направлений и ключевых результатов их воздействия на правотворческий процесс в целом и действующее законодательство в частности.

Постановка проблемы: несмотря на то, что именно становление многополярного мироустройства является наиболее значимой детер-минантой трансформации российского право-

Abstract

Relevance: the formation of a multipolar world order is a complex factor that has the most significant impact on the transformation of the Russian legal system and, above all, on the law-making process. Existential challenges and threats to Russian statehood, which are largely the result of Russia's active actions to counter further unfair unipolar development, require not only the mobilization of internal resources of the state, but also the study of the main directions and key results of their impact on the law-making process in general and the current legislation in particular.

Problem statement: despite the fact that it is the formation of a multipolar world order that is the most significant determinant of the transformation of Russian lawmaking, this issue remains practically unexplored both at the level of general theory of law and branch legal sciences. Currently, there is a significant amount of work related to the influence of globalization processes on the develop-

30

творчества, данная проблематика остается практически не изученной как на уровне общей теории права, так и отраслевых юридических наук. В настоящее время наблюдается значительное количество работ, связанных с влиянием глобализационных процессов на развитие правотворчества и других элементов правовой системы, что тем не менее не может компенсировать образовавшуюся исследовательскую нишу в силу очевидной причины: глобализация и переход к многополярному устройству - далеко не тождественные понятия.

Цель исследования: обосновать важнейшее влияние, которое оказывает становление многополярного мира на трансформацию российского правотворчества и выделить ключевые направления (векторы) данной трансформации.

Методы исследования: в работе были использованы как общенаучные, так и частно-научные методы познания: диалектический, системно-структурный, функциональный, формально-юридический, сравнительно-правовой, метод правового моделирования и т. д. Необходимость глубокого анализа текстов нормативных правовых актов предопределила особое внимание к герменевтическому методу.

Результаты и ключевые выводы: обосновывается авторская позиция, согласно которой современные тенденции развития российского правотворчества отражают эффективный подход его субъектов к защите национальных интересов государства, взвешенное противодействие агрессивной санкционной политике, интеграцию общества вокруг традиционных духовно-нравственных ценностей, социально обусловленную и неизбежную юридификацию российского общества, равно как и эволюцию самой юридической техники правотворчества.

Ключевые слова: трансформация правотворчества; многополярность; национальный интерес; антисанкционная политика; традиционная духовно-нравственная ценность; юридическая техника; правовая аналитика; правовой эксперимент.

ment of lawmaking and other elements of the legal system, which nevertheless cannot compensate for the research niche that has formed for an obvious reason: globalization and the transition to a multipolar system are far from identical concepts.

The purpose of the study is to substantiate the most important influence that the formation of a multipolar world has on the transformation of Russian lawmaking and to identify the key directions (vectors) of this transformation.

Research methods: both general scientific and private scientific methods of cognition were used in the work: dialectical, system-structural, functional, formal-legal, comparative-legal, legal modeling method, etc. The need for in-depth analysis of the texts of normative legal acts predetermined special attention to the hermeneutic method.

Results and key conclusions: the author's position is substantiated, according to which modern trends in the development of Russian lawmaking reflect the effective approach of its subjects to protecting the national interests of the state, balanced opposition to aggressive sanctions policy, the integration of society around traditional spiritual and moral values, the socially conditioned and inevitable legitimization of Russian society, as well as the evolution of the legal technology of lawmaking itself.

Keywords: transformation of lawmaking; multipo-larity; national interest; anti-sanctions policy; traditional spiritual and moral value; legal technique; legal analytics; legal experiment.

Введение. В качестве одной из основных тенденций современного мироустройства все отчетливее начинает проявлять себя переход к многополярности, к успешному осуществлению которого Россия прилагает титанические усилия. Построение справедливого многополярного мироустройства является основным вектором внешней политики России, требующим, в свою очередь, предельной мобилизации государственно-управленческого, политико-правового, социально-экономического и ци-

вилизационно-культурного потенциала государства в беспрецедентном противостоянии с коллективным Западом, который продолжает отстаивать сложившуюся неравновесную модель мирового развития.

Значимость и объективно назревшая необходимость перехода к многополярному миру неоднократно подчеркивались Президентом Российской Федерации В. В. Путиным. Так, выступая 30 июня 2022 г. на X Петербургском международном юридическом форуме, основная

тема которого была сформулирована как «Право в многополярном мире», он отметил, что «...многополярная система международных отношений активно формируется. Этот процесс необратим, он происходит на наших глазах и носит объективный характер», а «.более справедливое мироустройство должно выстраиваться на основе взаимного уважения и доверия и, конечно, общепризнанных принципов международного права и Устава ООН»1.

Данные высказывания, подтверждающие как активные усилия, которые прилагает Россия к построению многополярного мира, так и значимость, объективно назревшую его необходимость, предопределяют, в том числе и вектор правового развития государства, являясь мощным фактором трансформации российской правовой системы.

Безусловно, трансформация российской правовой системы обусловливается целым рядом факторов и становление многополярного мира — лишь один из них. Вместе с тем необходимо подчеркнуть то серьезное значение, которое оказывает как на отдельные элементы правовой системы, так и на всю правовую систему России именно переход к многополярности, даже если этот фактор действует в совокупности с иными факторами и обстоятельствами.

Несмотря на то, что правовая система представляет собой сосуществование взаимозависимых и неоднородных по своему содержанию элементов, тем не менее правовые нормы являются ее ядром, источником того регулятивного потенциала, который несут в себе различные юридические средства.

В конечном счете любая трансформация правовой системы будет связана с изменением в нормативно-правовом регулировании общественных отношений и, таким образом, с неизбежностью затронет правотворчество, которое, по устоявшемуся в юридической доктрине мнению, представляет собой деятельность компетентных субъектов по принятию, изменению или отмене норм права [9, с. 296] (или же нормативных правовых актов, содержащих в себе нормы права [5, с. 280]).

В силу того, что правотворчество представляет собой завершающий этап правообразо-вания, в процессе которого отдельные формы сосуществования интересов личности, общества и государства оформляются, облекаются в соответствующую юридическую норму, любые значимые социальные изменения являются не столько следствием, сколько первообразной правотворчества, призванного их учесть и от-

1 Выступление В. В. Путина на X Петербургском международном

юридическом форуме. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/

news/68785/videos (дата обращения: 15.03.2024).

разить в исходящей непосредственно от государства или им санкционированной установке. Это образно и точно описал К. Маркс, законодатель должен смотреть на себя как на естествоиспытателя, ведь он не создает законы, не изобретает их, а лишь формулирует [8, с. 62], опираясь на сложившуюся общественную потребность.

Вследствие этого следует согласиться с позицией И. В. Сехина, который считает, что в процессе правообразования необходимо выделять две фазы: формирование потребности общества в правовом регулировании и непосредственно разработку нормативных правовых актов и их принятие, в связи с чем эффективным правотворчество будет в случае минимального временного разрыва между данными фазами [12, с. 26-27].

Становление многополярного мира как комплексный и наиболее значимый фактор, воздействующий на современную российскую правовую систему, имеет многовекторное влияние на личные, общественные и государственные интересы, требующие своей официальной регламентации и, следовательно, на правотворческий процесс. Новые геополитические реалии масштабные вызовы и угрозы, стоящие перед Россией, ключевым образом трансформируют общественные запросы и настроения, меняют баланс в сосуществовании личного, общественного и государственного, что не может не сказаться на правотворчестве как завершающем этапе правообразования. В то же время оформленная в юридические нормы государственная воля общества влечет за собой масштабные изменения во всех других элементах правовой системы, начиная с правореализационно-го процесса и заканчивая толкованием правовых норм, формированием правового сознания и правовой культуры.

Основное исследование. В связи с изложенным полагаем актуальным выделить ключевые направления, векторы воздействия перехода к многополярному миру на правотворческий процесс в России и проанализировать результаты данного воздействия.

1. Наиболее очевидным и масштабным направлением воздействия на российское правотворчество является прямая угроза национальной безопасности государства, во многом связанная с масштабными усилиями, которые прикладывает Россия для создания справедливого и многополярного мироустройства, а также защиты и максимально возможной реализации своих национальных интересов.

В результате действия данного фактора акцент на защиту национальной безопасности, равно как и национальных интересов России, стал одним из ключевых приоритетов право-

32

творческого процесса, который нашел прямое отражение во всей системе действующего законодательства.

Несмотря на то, что национальная безопасность, в том числе личная, общественная и государственная, на протяжении всей новейшей истории России находила отражение в действующем законодательстве, именно переход к многополярному мироустройству и проведение специальной военной операции как важнейшей составляющей данного процесса обострили обозначенные вопросы, сделав их действительно насущным приоритетом государственной политики и правотворческой деятельности на всех уровнях публичной власти [4, с. 10], включая и Конституцию Российской Федерации (далее — Конституция). Так, Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14 марта 2020 г. № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти»2 к предметам ведения Российской Федерации отнесено обеспечение безопасности личности, общества и государства при применении информационных технологий и обороте цифровых данных (п. «м» ст. 71 Конституции); введены ст. 79.1 Конституции, прямо закрепляющая тот факт, что Российская Федерация принимает меры по поддержанию и укреплению международного мира и безопасности, обеспечению мирного сосуществования государств и народов, а также ст. 67.1, закрепляющая исторически сложившееся государственное единство, провозглашающая обеспечение государством защиты исторической правды и запрещающая умаление подвига народа при защите Отечества.

Пункт «ж» ст. 83 Конституции3 придает конституционный статус Совету Безопасности Российской Федерации, в числе полномочий которого закрепляется содействие Президенту Российской Федерации в его деятельности по обеспечению национальных интересов и безопасности личности, общества и государства, а также поддержанию гражданского мира и согласия в стране, охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности.

Достаточно очевидно, что значительное количество поправок, внесенных в Конституцию,

2 О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти : Закон Рос. Федерации о поправке к Конституции Рос. Федерации от 14 марта 2020 г. № 1-ФКЗ : одобр. Гос. Думой 11 марта 2020 г. : одобр. Советом Федерации 11 марта 2020 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2020. № 11. Ст. 1416.

3 Конституция Российской Федерации : принята всенар. голосованием 12 дек. 1993 г. : с изм., одобренными в ходе общерос. голосования 1 июля 2020 г. // СПС КонсультантПлюс : сайт. URL: https://www.consultant.ru (дата обращения: 21.03.2024).

связано именно с усилением внимания к вопросам национальной безопасности государства, независимости и территориальной целостности Российской Федерации, осуществления ее национальных интересов в процессе реализации усилий по обеспечению мирного сосуществования государств (являющегося неотъемлемой составляющей многополярного мира), что задает соответствующий вектор важнейшим изменениям действующего законодательства.

Необходимость усиления внимания к вопросам, связанным с обеспечением национальной безопасности, которые актуализируются именно в связи с достаточно болезненным переходом к многополярному миру, детально обосновывается в указах Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации»4, от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»5, от 31 марта 2023 г. № 229 «Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации»6, от 5 сентября 2022 г. № 611 «Об утверждении Концепции гуманитарной политики Российской Федерации за рубежом»7 и других документах, носящих концептуальный и стратегический характер.

Обобщая изложенное, следует подчеркнуть, что современное российское правотворчество создает основу для стратегии государственного развития, направленной на укрепление мирового порядка и построение многополярного мироустройства, равноправного и открытого сотрудничества со всеми государствами при одновременном прагматичном отстаивании национальных интересов и обеспечении целостности и неприкосновенности территории государства.

2. Становление многополярного мира при стремлении отдельных государств сохранить сложившуюся неравновесную модель международных отношений обусловливает активные недружественные действия коллективного Запада в отношении Российской Федерации, ко-

4 О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации : Указ Президента Рос. Федерации от 2 июля

2021 г. № 400 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2021. № 27 (ч. 2). Ст. 5351.

5 Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей : Указ Президента Рос. Федерации от 9 нояб.

2022 г. № 809 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2022. № 46. Ст. 7977.

6 Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации : Указ Президента Рос. Федерации от 31 марта 2023 г. № 229 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2023. № 14. Ст. 2406.

7 Об утверждении Концепции гуманитарной политики Рос-

сийской Федерации за рубежом : Указ Президента Рос. Федерации

от 5 сент. 2022 г. № 611 : в ред. от 17 окт. 2022 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2022. № 37. Ст. 6315.

торые выражаются как в неприкрытой военной агрессии, так и в незнающем аналогов в мировой истории санкционном давлении, затрагивающем различные политико-правовые и социально-экономические процессы, происходящие в государстве.

Действие данного фактора предопределяет соответствующее оперативное на него реагирование, противодействие со стороны Российской Федерации, что в значительной степени трансформирует и действующее законодательство. К наиболее очевидным результатам подобного противодействия, направленного на обеспечение национальных интересов государства и смягчение последствий действия односторонних санкций, можно отнести принятие Федерального закона от 4 июня 2018 г. № 127-ФЗ «О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств»8, в котором предусматривается возможность прекращения или приостановления международного сотрудничества как России, так и отдельных юридических лиц с иностранными государствами, прямого регулирования (вплоть до ограничений и запретов) торговли с недружественными иностранными государствами, ввоза и вывоза определенной продукции (ст. 2). Данный закон также учитывает возможность ограничения и запрета организациям, так и или иначе связанным с недружественными странами, выполнять работы и услуги для обеспечения государственных и муниципальных нужд, участвовать в приватизации государственного или муниципального имущества.

Действующим антисанкционным законодательством устанавливается и детально регламентируется особый (ограничительный) порядок заключения сделок с участием резидентов недружественных государств9, что существенно

8 О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств : Федер. закон от 4 июня 2018 г. № 127-ФЗ : в ред. от 19 дек. 2023 г. : принят Гос. Думой 22 мая 2018 г. : одобр. Советом Федерации 30 мая 2018 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2018. № 24. Ст. 3394.

9 См., например: О дополнительных временных мерах экономического характера по обеспечению финансовой стабильности Российской Федерации : Указ Президента Рос. Федерации от 1 марта 2022 г. № 81 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2022. № 10. Ст. 1466; О временном порядке исполнения обязательств перед некоторыми иностранными кредиторами : Указ Президента Рос. Федерации от 5 марта 2022 г. № 95 : в ред. от 3 янв. 2024 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2022. № 10. Ст. 1472; Об особом порядке осуществления (исполнения) отдельных видов сделок (операций) между некоторыми лицами : Указ Президента Рос. Федерации от 8 сент. 2022 г. № 618 : с изм. от 15 окт. 2022 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2022. № 37. Ст. 6316; О некоторых вопросах осуществления (исполнения) отдельных видов сделок (операций) : Указ Президента Рос. Федерации от 15 окт. 2022 г. № 737 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2022. № 42. Ст. 7159; и др.

трансформирует гражданское, корпоративное, финансовое, налоговое и иные отрасли права России, трансформирует допустимые способы удовлетворения законных интересов участников правоотношений [14].

Кроме того, антисанкционное законодательство существенным образом влияет на инвестиционную деятельность и иные формы предпринимательской активности, связанной с взаимодействием с иностранными резидентами. Так, целый ряд сделок, относящихся к купле-продаже ценных бумаг, валютным операциям, иным денежным переводам (если одной из сторон является резидент недружественного государства), требует разрешения Правительственной комиссии, деятельность которой направлена на обеспечение устойчивости финансового рынка и контроля за иностранными инвестициями на территории Российской Федерации10.

К следующему правотворческому средству, ориентированному на защиту национальных интересов и сдерживание односторонних санкций в отношении России, можно отнести Указ Президента Российской Федерации от 25 апреля 2023 г. № 302 «О временном управлении некоторым имуществом», который в случае лишения Российской Федерации или российских юридических или физических лиц права собственности на имущество, находящееся на территориях иностранных государств, предусматривает ответные (практически зеркальные) меры по введению временного управления в отношении имущества недружественных стран и связанных с ними физических или юридических лиц11.

Интересами обеспечения национальной безопасности объясняется действие Федерального закона от 28 декабря 2012 г. № 272-ФЗ «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации», предусматривающего введение статуса организации, деятельность которой признается нежелательной на территории России12, равно

10 См.: Об утверждении Правил выдачи Правительственной комиссией по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации разрешений в целях реализации дополнительных временных мер экономического характера по обеспечению финансовой стабильности Российской Федерации и иных разрешений, предусмотренных отдельными указами Президента Российской Федерации, а также реализации иных полномочий в указанных целях и внесении изменения в Положение о Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации : постановление Правительства Рос. Федерации от 6 марта 2022 г. № 295 : в ред. от 22 янв. 2024 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2022. № 11. Ст. 1689.

11 О временном управлении некоторым имуществом : Указ Президента Рос. Федерации от 25 апр. 2023 г. № 302 : в ред. от 13 марта 2024 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2023. № 18. Ст. 3290.

12 О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям

основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации : Федер. закон от 28 дек. 2012 г. № 272-ФЗ :

34

как и Федерального закона от 14 июля 2022 г. № 255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием»13, впервые в российской правотворческой практике закрепляющего статус иностранного агента и связанные с данным правовым статусом последствия.

Анализ перечисленных и многих других нормативных правовых актов, имеющих отношение к так называемому антисанкционному законодательству, позволяет прийти к выводу о том, что оно весьма существенно трансформировало целый ряд отраслей российского права, содержание и принципы правового регулирования отношений, связанных с международной, политико-правовой, информационной, финансово-экономической и иной деятельностью. Более того, отмеченное изменение целей, задач, приоритетов и принципов нормативно-правового регулирования носит стратегический, а не временный характер и, минимизировав последствия санкционной политики и иных недружественных действий в отношении России, выступит основой для дальнейшей трансформации российского правотворчества с акцентом на национальные интересы государства в многополярном мире.

3. Следующий вектор воздействия на правотворчество, относящийся к переходу к многополярности и необходимости отстаивания национальных интересов государства при активном противодействии коллективного Запада, связан с трансформацией установившегося баланса сосуществования личных, общественных и государственных интересов, что, с одной стороны, не может не отражаться в процессе принятия нормативных правовых актов, а с другой — активно координируется самими правовыми нормами.

Сложившиеся геополитические реалии с очевидностью демонстрируют приоритетность удовлетворения национальных интересов, связанных с безопасностью государства, успешным окончанием специальной военной операции, укреплением позиции России в мировом гуманитарном пространстве. Само общество показывает социальный запрос на справедливость и патриотизм, неприятие вопиющего эгоизма по отношению к экзистенциальным целям и задачам, стоящим перед государством.

Сказанное объясняет достаточно устоявшуюся тенденцию по принятию целого ряда нор-

в ред. от 13 июня 2023 г. : принят гос. Думой 21 дек. 2012 г. : одобр. Советом Федерации 26 дек. 2012 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2012. № 53 (ч. 1). Ст. 7597.

13 О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием : Федер. закон от 14 июля 2022 г. № 255-ФЗ : в ред. от 24 июля 2023 г. : принят Гос. Думой 29 июня 2022 г. : одобр. Советом Федерации 8 июля 2022 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2022. № 29 (ч. 2). Ст. 5222.

мативных правовых актов, связанных с приоритетным удовлетворением государственных и общественных интересов. Наиболее резонансным в указанном отношении выступил так называемый пересмотр отдельных итогов приватизации государственного и муниципального имущества, ставший возможным в результате внесения изменений в Федеральный закон от 29 апреля 2008 г. № 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства», которые предусматривают необходимость предварительного согласования с компетентными органами публичной власти приобретения акций (долей) компаний, имеющих для развития государства стратегическое значение14.

Выявленные нарушения, допущенные в ходе приватизации такого имущества, и привели к обращению в пользу государства пакетов акций ОАО «АНК «Башнефть», АО «Башкирская содовая компания», ОАО «Соликамский магниевый завод», АО «Волжский оргсинтез», АО «Калининградский морской торговый порт» и целого ряда других предприятий15.

Вместе с тем, выступая 12 сентября 2023 г. на Восточном экономическом форуме Президент Российской Федерации В. В. Путин отметил, что «никакой деприватизации не намечается, никакой деприватизации не будет»16, что подчеркивает достаточно ярко выраженный приоритет как в правотворчестве, так и производной от него правоприменительной деятельности на реализацию стратегических интересов государства и недопущение каких-либо нарушений закона в этой сфере, даже если они могли иметь место несколько десятилетий назад.

4. Достаточно значимая трансформация затронула нормативно-правовое регулирование информационной сферы, а также границы допустимого в выражении гражданами своих мыслей, чувств и убеждений. Интеграция российского общества потребовала пресечения откровенно провокационной информационной деятельности, направленной на разжигание ненависти, подрыв доверия населения к органам

14 О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства : Федер. закон от 29 апр. 2008 г. № 57-ФЗ : в ред. от 28 апреля 2023 г. : принят Гос. Думой 2 апр. 2008 г. : одобр. Советом Федерации 16 апр. 2008 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2008. № 18. Ст. 1940.

15 См.: Файзрахманов К. Пересмотр итогов приватизации. Что объединяет 10 громких дел по искам прокуратуры. URL: https:// zakon.ru/blog/2023/11/19/peresmotr_itogov_privatizacii_chto_ obedinyaet_10_gromkih_del_po_iskam_prokuratury?ysclid=lu0tpa9 0e213187272 (дата обращения: 21.03.2024).

16 См.: Выступление В. В. Путина на пленарном заседании вось-

мого Восточного экономического форума. URL: http://www.kremlin.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ru/events/president/transcripts/72259 (дата обращения: 21.03.2024).

публичной власти, дискредитацию Вооруженных Сил государства, манипулирование информацией [7; 15] и иное деструктивное воздействие на население. Так, установлен конституционный запрет на осуществление действий, ориентированных на отчуждение части территории Российской Федерации, а также на призывы к таким действиям (ст. 67 Конституции), достаточно серьезные изменения были внесены как в уголовное, так и административное законодательство. К примеру, Федеральный закон от 25 декабря 2023 г. № 641-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации»17 внес поправки в указанный кодекс в части установления ответственности за осуществление публичных действий, направленных на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации, в целях защиты интересов России и ее граждан (ст. 280.3 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ)). Запрет на совершение аналогичных действий установлен и в ст. 20.3.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, повторное нарушение которого влечет уголовную ответственность.

Помимо сказанного, Федеральный закон от 14 июля 2022 г. № 260-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» внес поправки в УК РФ, связанные с установлением ответственности за публичные призывы к осуществлению деятельности, направленной против безопасности государства (ст. 280.4 УК РФ)18.

Подобные изменения в действующем законодательстве в качестве посягательства на свободу слова могут рассматриваться лишь на уровне непрофессиональных и эмоциональных спекуляций. Очевидно, что любое государство, тем более в условиях активного и системного деструктивного информационно-психологического на него воздействия, заинтересовано в обеспечении целостности общества, сохранения доверия к органам публичной власти и их легитимности, недопущении распространения ложной информации о проводимой государством политике. Описанные выше и тесно связанные с ними иные изменения законодательства официально формализовали те критерии допустимости, которыми следует руководство-

17 О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации : Федер. закон от 25 дек. 2023 г. № 641-ФЗ : принят Гос. Думой 12 дек. 2023 г. : одобр. Советом Федерации 22 дек. 2023 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2024. № 1 (ч. 1). Ст. 22.

18 О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации : Федер. закон от 14 июля 2022 г. № 260-ФЗ : принят Гос. Думой 6 июля 2022 г. : одобр. Советом Федерации 8 июля 2022 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2022. № 29 (ч. 2). Ст. 5227.

ваться, реализуя право на свободу слова, чтобы данная свобода не переросла в деструктивную силу, размывающую устои самой государственности [16, с. 90].

Вместе с тем данная тенденция подчеркивает то, что российское правотворчество, в полной мере обеспечивая гарантированную реализацию всех конституционных прав и свобод граждан, начинает системно и через призму ци-вилизационно-культурных особенностей государства пресекать деструктивные попытки, препятствующие реализации его национальных интересов.

5. Рассмотренные тенденции и процессы обусловливают значительное расширение границ, пределов правового регулирования или, иными словами, юридификацию современного российского общества. Данная тенденция связана как с трансформацией российской правовой системы в целом, так и с правотворческим процессом в частности.

Российское правотворчество стало гораздо оперативнее реагировать на социальные запросы, изменение геополитической ситуации, проблемы или приоритеты, связанные с реализацией национальных интересов. Так, с достаточной оперативностью ключевые субъекты правотворческой деятельности отреагировали на необходимость сохранения и укрепления традиционных духовно-нравственных ценностей19, уделяя повышенное внимание патриотическому воспитанию молодежи20, сохранению исторической памяти21, стимулированию развития добровольческих движений, волон-терства22. В частности, Федеральным законом от 27 ноября 2023 г. № 558-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» был закреплен статус ресурсного центра добровольчества, были существенно расширены права волонтеров, которым будут оплачиваться расходы на медицин-

19 См.: Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей : Указ Президента Рос. Федерации от 9 нояб.

2022 г. № 809 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2022. № 46. Ст. 7977 ; О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации : Указ Президента Рос. Федерации от 2 июля 2021 г. № 400 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2021. № 27 (ч. 2). Ст. 5351.

20 О совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания : Указ Президента Рос. Федерации от 20 окт. 2012 г. № 1416 : в ред. от 26 июня 2023 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2012. № 43. Ст. 5817.

21 О создании автономной некоммерческой организации «Национальный центр исторической памяти при Президенте Российской Федерации» : Указ Президента Рос. Федерации от 2 нояб.

2023 г. № 817 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2023. № 45. Ст. 8034.

22 О благотворительной деятельности и добровольчестве (волон-терстве) : Федер. закон от 11 авг. 1995 г. № 135-ФЗ : в ред. от 27 нояб. 2023 г. : принят Гос. Думой 7 июля 1995 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1995. № 33. Ст. 3340.

36

ские услуги и обучение, необходимые для добровольческой деятельности23.

На уровне федеральных и региональных нормативных правовых актов стали регламентироваться вопросы, относящиеся к образовательным программам и стандартам, отражаться в национальных проектах и получать дальнейшую нормативную регламентацию отдельные аспекты, связанные с досуговой деятельностью молодежи и ее творческим развитием.

Обозначенные выше, равно как и другие позитивные тенденции, связанные с политико-правовым, социально-экономическим, духовно-культурным развитием России, с неизбежностью ведут к расширению пределов правовой регламентации, постепенно закрепляя за правовыми нормами статус не только основного, непосредственно связанного с государством, но и универсального средства регулирования общественных отношений.

6. Становление многополярного мироустройства обусловило выраженный акцент российского правотворчества на создание нормативно-правовых основ для международных интеграционных процессов, их политической, финансово-экономической, социокультурной и даже технологической составляющей. Как на уровне стратегических, концептуальных официальных документов, так и нормативных правовых актов определяются ключевые векторы по развитию международных платежных систем, использованию национальных валют государств — партнеров во взаимных расчетах, сотрудничеству в области новых финансовых технологий и информационной безопасности в финансовом секторе и т. д.24

В связи с этим достаточно наглядно демонстрируют себя две сосуществующие тенденции трансформации российского правотворчества: обеспечение и прагматичная защита национальных интересов российского государства, общества и граждан на основе традиционных духовно-нравственных ценностей при одновременной активизации участия в международных интеграционных процессах и расширения присутствия России в мировом гуманитарном пространстве.

7. Становление многополярного мира со всеми очевидными плюсами данного процесса, равно как и теми масштабными вызовами и угрозами, которые неизбежно связаны с перестройкой глобальной архитектуры международ-

23 О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации : Федер. закон от 27 нояб. 2023 г. № 558-ФЗ : принят Гос. Думой 16 нояб. 2023 г. : одобр. Советом Федерации 22 нояб. 2023 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2023. № 49 (ч. 3). Ст. 8675.

24 См., например: Стратегия экономического партнерства БРИКС до 2025 года. URL: https://brics-russia2020.ru (дата обращения: 23.03.2024).

ных отношений, непосредственным образом сказывается и на трансформации юридической техники, в том числе и правотворческой.

Правотворческая юридическая техника, включая в себя разнообразные средства право-образования [1, с. 9], переживает активный период своей трансформации в силу действия следующих ключевых взаимосвязанных факторов: геополитической реальности, изменения общественного сознания и социальных запросов, а также революционного развития информационно-коммуникационных технологий. Сосуществование данных комплексных факторов политизирует правотворческий процесс, координирует его в соответствии с осуществляемой государством политикой; позволяет эффективно выявлять потребности и запросы населения и адекватно на них реагировать; делает возможным более активно воздействовать на все сферы общественного развития, регламентацию практически любых общественных отношений.

Изложенное обусловливает два важнейших направления трансформации правотворческой юридической техники. К ним предлагаем отнести: повышение значимости правовой аналитической работы (правовой аналитики), возрастающей роли которой посвящен целый ряд научных исследований [10] и интенсификацию правотворческой экспериментальной деятельности в связи с новыми вызовами и нестандартным характером задач, стоящих перед субъектами правотворческого процесса. Данные направления тесно связаны друг с другом и в определенном контексте можно утверждать, что правовой (в том числе и правотворческий) эксперимент — определенная форма правовой аналитики. Правовые эксперименты активно используются в технологической и финансово-экономической сфере, экологическом и земельном праве, в сфере регулирования электронной торговли и т. д. [3; 11; 13; 17; 18].

Полагаем, что именно инновационный характер подлежащей правовому регулированию деятельности, определенная неуверенность в результате, желание апробировать конкретные юридические механизмы увеличивают не только масштабы и распространение правотворческого эксперимента, но и его значимость в накоплении важнейшей информации о реализации юридических норм.

8. Важнейшим вектором развития правотворческой деятельности, обусловленным становлением многополярного мира, является формирование единого правового пространства в Российской Федерации, которое выступает залогом эффективного государственного управления и устойчивости страны перед лицом внешних вызовов и угроз.

Согласованность нормативных правовых актов, обеспечивающих реализацию национальных интересов государства, является сущностной составляющей единого правового пространства, значимость построения которого обеспечивает эффективное функционирование российской правовой системы. В свою очередь, следует солидаризироваться с мнением А. В. Малько, согласованность нормативных правовых актов предполагает приоритетность удовлетворения общегосударственных интересов, что и является содержательным признаком единого правового пространства. Однако «это не означает, что в подобном случае игнорируются региональные, муниципальные, общественные, личные и иные интересы. Речь идет о том, что в процессе государственного управления все вышеназванные интересы, несомненно, учитываются и одновременно обобщаются на уровне общегосударственных. Только в этом случае возможно какое-либо единство правового пространства и проведение какой-либо единой политики» [6, с. 15].

Более того, значимость создания единого правового пространства все актуальнее заявляет о себе в международных отношениях, в интеграционных процессах, когда государства осознают необходимость нахождения общих знаменателей, единого вектора развития в определенном направлении [2, с. 13—13].

Выводы. Следует подчеркнуть, что становление многополярного мира оказывает комплексное влияние на развитие правотворческого процесса в современной России, которое тем не менее может быть сведено к перечисленным выше направлениям.

Несмотря на те вызовы и угрозы, с которыми сталкивается российская государственность в попытках противодействия однополярному мироустройству, следует констатировать, что

тенденции развития российского правотворчества отражают более прагматичный подход его субъектов к защите национальных интересов государства; взвешенное противодействие агрессивной санкционной политике в отношении России, направленное как на смягчение ее последствий, так и максимально эффективное использование сложившейся ситуации в национальных интересах; изменение баланса сосуществования интересов личности, общества и государства в сторону приоритетности правового обеспечения национальных интересов и интеграции общества вокруг традиционных духовно-нравственных ценностей с достаточно очевидным акцентом на пресечение откровенно аморальных и явно антипатриотических действий и высказываний; расширение пределов нормативно-правовой регламентации общественных отношений, социально-обусловленную и неизбежную юридификацию российского общества; создание правовой основы для участия России в интеграционных процессах на выгодных для государства условиях на основе норм международного права; эволюцию юридической техники правотворчества с акцентом на расширение потенциала правовой аналитики и правового эксперимента в пилотном регулировании специфических общественных отношений; стремление субъектов правотворчества построить единое правовое пространство, основанное на согласованности действующего законодательства.

С уверенностью можно сказать, что данные тенденции не только адекватно отражают сложившиеся геополитические реалии, но и позволяют запустить механизмы самоорганизации иных элементов российской правовой системы таким образом, чтобы эффективно преодолеть экзистенциальные вызовы и угрозы российской государственности и создать правовую основу для дальнейшего гармоничного развития России.

Список литературы:

References:

1. Баранов В. М. Вступительное слово профес- 1. сора В. М. Баранова при открытии XXV между-нар. междисципл. науч.-практ. форума «Юр-технетика» // Юридическая техника. 2024.

№ 18. С. 9-10.

2. Брановицкий К. Л. Актуальное состояние 2. и перспективы единого правового пространства Евразийского экономического союза: на примере сферы гражданского процесса // Арбитражный и гражданский процесс. 2021. № 8. С. 12-13.

3. Ефремов А. А. Специальные правовые режимы 3. для проведения экспериментов в государственном управлении // Конституционализм

и государствоведение. 2019. № 2 (14). С. 29-34.

Baranov V. M. Introductory speech by Professor V. M. Baranov at the opening of the XXV international interdisciplinary scientific and practical Forum "Yurtekhnetika" // Legal technique. 2024. № 18. P. 9-10. Branovickij K. L. The relevant status and prospects of the single legal environment of the Eurasian economic union: on the example of the civil procedure sphere // Arbitration and Civil procedure. 2021. № 8. P. 12-13.

Efremov A. A. Special legal regimes for conducting experiments in public administration // Constitutionalism and State studies. 2019. № 2 (14). P. 29-34.

38

4.

5.

6.

7.

9.

Карпович О. Г., Манойло А. В., Вершинина Т. В. и др. Политика многополярности: новые вызовы и угрозы : моногр. М., 2019. 434 с. Лазарев В. В., Липень С. В. Теория государства и права : учеб. для академического бакалавриата. М., 2019. 521 с. Малько А. В. Правовая жизнь общества, аномия и проблемы единства правового пространства в современной России // Государство и право. 2023. № 3. С. 7-18. Малько А. В., Субочев В. В. Политико-правовое манипулирование как психологический феномен и научная категория // Психология и право. 2021. Т. 11. № 1. С. 163-180. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. М., 1960. Т. 1. 648 с.

Матузов Н. И., Малько А. В. Теория государства и права : учеб. М., 2022. 528 с.

10. Новикова Е. В. О практике эколого-право-вых экспериментов // Экологическое право. 2021. № 5. С. 34-40.

11. Правовая аналитика: интеллектуальные технологии юридической деятельности : материалы XXV междунар. междисцип. науч.-практ. форума «Юртехнетика» (Нижний Новгород, 20-23 сентября 2023 г.) / гл. ред. В. М. Баранов // Юридическая техника. 2024. № 18. 1010 с.

12. Сехин И. В. Принцип своевременности правотворчества: проблемы реализации // Актуальные проблемы российского права. 2020. Т. 15. № 2 (111). С. 26-35. Соколов Д. В. Правовой эксперимент как средство обеспечения безопасности дорожного движения // Транспортное право. 2022. № 2. С. 3-6.

Субочев В. В. Законные интересы и принципы права: аспекты взаимосвязи // Философия права. 2007. № 2 (21). С. 27-31. Субочев В. В. Политико-правовое манипулирование как основа управления обществом в эпоху постправды // Вестник Томского государственного университета. Право. 2019. № 34. С. 29-43.

16. Субочев В. В., Куликов М. А. Злоупотребление правом как юридическая составляющая европейской дезинтеграции // Вестник Томского государственного университета. Право. 2022. № 46. С. 85-95. Фатьянов И. В. Правотворческий эксперимент в России как метод правового регулирования : дис. ... канд. юрид. наук. Омск, 2015.283 с.

Черепанова Е. В. Правовой эксперимент как механизм апробации технологий электронной торговли // Международное публичное и частное право. 2020. № 6. С. 38-41.

13.

14.

15.

17.

18.

4. Karpovich O. G, Manojlo A. V., Vershinina T. V. i dr. Politika mnogopolyarnosti: novye vyzovy i ugrozy : monogr. M., 2019. 434 s.

5. Lazarev V. V., Lipen'S. V. Teoriya gosudarstva i prava : ucheb. dlya akademicheskogo bakalavriata. M., 2019. 521 s.

6. Mal'ko A. V. Legal life of the society, anomie and problems of legal space unity in Russia nowadays // State and law. 2023. № 3. P. 7-18.

7. Mal'ko A. V., Subochev V. V. Political and legal manipulation as a psychological phenomenon and a scientific category // Psychology and law.

2021. T. 11. № 1. P. 163-180.

8. Marks K., Engel's F. Sochineniya. M., 1960. T. 1. 648 s.

9. Matuzov N. I., Mal'ko A. V. Teoriya gosudarstva i prava : ucheb. M., 2022. 528 s.

10. Novikova E. V. On the practice of environmental law experiments // Archaeologically. 2021. № 5. P. 34-40.

11. Pravovaya analitika: intellektual'nye tekhnologii yuridicheskoj deyatel'nosti : materialy XXV mezhdunar. mezhdiscip. nauch.-prakt. foruma "Yurtekhnetika" (Nizhnij Novgorod, 20-23 sentyabrya 2023 g.) / gl. red. V. M. Baranov // Yuridicheskaya tekhnika. 2024. № 18. 1010 s.

12. Sekhin I. V. The principle of timeliness of lawmaking: problems of implementation // Current problems of Russian law. 2020. T. 15. № 2 (111). P. 26-35.

13. Sokolov D. V. A legal experiment as a means of ensuring road traffic safety // Transport law.

2022. № 2. P. 3-6.

14. Subochev V. V. Law protected interests and the principles of law: aspects of interaction // The philosophy of law. 2007. № 2 (21). P. 27-31.

15. Subochev V. V. Political-legal manipulation as the basis for the governance of society in the era of post-truth // Bulletin of Tomsk State University. Right. 2019. № 34. P. 29-43.

16. Subochev V. V., Kulikov M. A. Abuse of law as a legal factor of European disintegration // Bulletin of Tomsk State University. Right. 2022. № 46. P. 85-95.

17. Fat'yanov I. V. Pravotvorcheskij eksperiment v Rossii kak metod pravovogo regulirovaniya : dis. ... kand. yurid. nauk. Omsk, 2015. 283 s.

18. Cherepanova E. V. Legal experiment as a mechanism of testing technologies of electronic trade // International public and private law. 2020. № 6. P. 38-41.

Для цитирования:

Гришин Олег Михайлович. Трансформация российского законодательства в условиях становления многополярного мира: реалии и перспективы // Труды Академии управления МВД России. 2024. № 3 (71). С. 29-39.

For citation:

Grishin Oleg Mikhajlovich. Transformation of Russian Legislation in the Context of the Formation of a Multipolar World: Realities and Prospects // Proceedings of Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia. 2024. № 3 (71). P. 29-39.

И

ш

^

a

<

HQ S S S и и о a оэ О оэ н и

л

<

и

H

s

о a н

и

И

о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

03

0 са

á %

С Ó

1 X

UJ

оз H

и

а

<

S?

и о

и

39

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.