декабрь N»12 (ж) ЗНиСО
21
УДК 613.95; 613.96
ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ У ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ ЦИФРОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ И ИХ РЕАЛИЗАЦИЯ В ГИГИЕНИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ
Н.А. Горбачева
ФБУЗ «Федеральный центр гигиены и эпидемиологии» Роспотребнадзора, г. Москва, Россия
Проведен анализ проблем гиперинформатизации общества и их влияния на образование и воспитание молодого поколения. Дана нормативная оценка правовой базы документов, регламентирующих формирование у детей цифровой компетенции, определена необходимость разработки и обоснования современных подходов к обеспечению безопасности жизнедеятельности подрастающего поколения в современном обществе.
Ключевые слова: дети, цифровая компетентность, информационные технологии, гиперинформационное общество, медиаграмотность.
N.A. Gorbacheva □ LAW ENFORCEMENT ASPECTS OF FORMING OF DIGITAL COMPETENCE AT YOUNGER GENERATION AND THEIR IMPLEMENTATION IN HYGIENIC PRACTICE □ Federal Center of Hygiene and Epidemiology of Rospotrebnadzor, Moscow, Russia.
The analysis of problems of hyperinformatization of society and their influence on education and education of the younger generation is carried out. An assessment of the regulatory base of the documents regulating forming of digital competence at children is given, neea of development and reasons for modern approaches to safety of activity of younger generation for modern society is determined.
Key words: children, digital competence, information technologies, hyperinformation society, media literacy.
Конец XX - начало XXI века стали для подавляющего большинства стран мира временем кардинальных перемен, сущностной причиной которых явилось непрерывающееся расширение информационного пространства. Этот феномен нашел свое выражение и отражение во всех сферах жизни: от политической до повседневной, изменил и продолжает менять сознание людей, создавая новые ценности, модели и паттерны поведения. Интерес к этой теме исследователей, как зарубежных, так и отечественных, стабильно высокий и продолжает расти большими темпами [6-8, 12-14].
Вступление человечества в век информационного общества определяется не только стремительным развитием информационно-коммуникационных технологий и телекоммуникационных и мультмедийных систем, но и формированием принципиально новой информационной сферы жизнедеятельности. Сегодня медиа (средства массовой коммуникации) - комплексное средство освоения человеком окружающего мира. Повсеместное и массовое внедрение новых технологий и повышение информированности общества сопровождается резким облегчением информационной доступности, что, в свою очередь, является серьезным демотиватором в получении классического образования и профессиональных знаний и навыков, профессиональной ориентации, размывает традиции почитания учителя и педагога как основных носителей и трансляторов знаний и требует от общества в целом и отдельного человека в частности высокого уровня общего образования и интеллекта и не менее высокой гражданской и нравственной культуры, некого «фильтра» для взвешенного, критичного и научного восприятия ежедневного потока инфор-
мации, а также наличия стойкого иммунитета к количеству и качеству информации, получаемой из СМИ и мультимедийного пространства [1, 4]. Исходя из того, что человек, как конечный потребитель предлагаемой ему информации, должен уметь эффективно и рационально ее использовать, адекватно в ней ориентироваться, одной из актуальных и стратегических проблем является воспитание и образование подрастающего молодого поколения - части общества, наиболее уязвимой к потреблению электронного контента. Поэтому сегодня медиа находится в центре внимания российской общественности, науки и образования как ведущий инструмент осуществления такого диалога, активно воздействующий на его участников.
В большинстве демократических стран сегодня исходят из того, что взрослый человек (как правило, это человек, достигший 18 лет, хотя в ряде стран возрастом совершеннолетия считается 19 лет или даже 21 год) имеет право «потреблять» любую информационную продукцию, исходя из своих интересов или предпочтений. В то же время, практически повсеместно признается, что доступ детей к определенного рода информации, безопасной для взрослых людей, должен быть ограничен с той целью, чтобы не причинить ущерба здоровью, физическому и психическому развитию еще не сформировавшейся личности.
Современные проблемы гиперинформатизации общества и их влияние на образование и воспитание молодого поколения России рассматриваются в работах И.М. Ильинского с учетом основных тенденций мирового развития, наблюдаемых в последние десятилетия [5]. Результаты достижения научно-технологической революции в области информационных
22
ЗНивО декабрь им2 (20с)
коммуникации, активно происходящей в последние годы, в частности, в США, являются особенно опасными и для молодого поколения России, и для молодежи других стран [9, 10], ведь именно молодежная аудитория сегодня составляет подавляющее большинство абонентов виртуальных социальных сетей практически во всех странах. Опасность этого воздействия уже не только признается реальной в среде ученых и педагогов Российской Федерации, но и попадает в сферу государственных интересов и рассматривается как один из вызовов времени.
На государственном уровне в настоящее время накоплен опыт выработки государственной политики в области развития информационной сферы, отразившийся в нескольких государственных Концепциях развития Российской Федерации, в частности в новой Стратегии национальной безопасности Российской Федерации [21], Основах государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года, а также в проекте новой Доктрины информационной безопасности РФ, который должен быть принят в 2016 г.
Доктрина «является документом стратегического планирования в сфере обеспечения национальной безопасности РФ» и служит основой «для выработки мер по развитию системы информационной безопасности РФ», а также «организации сотрудничества РФ с другими государствами и международными институтами». В документе сказано, что информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) «стали неотъемлемой частью всех сфер деятельности личности, общества и государства», что их «эффективное использование является фактором ускорения экономического развития и способствует формированию общества знания», а «информационная сфера играет важную роль в обеспечении политической стабильности в стране, обороны и безопасности государства». Согласно Доктрине информационной безопасности Российской Федерации, под информационной безопасностью понимается «состояние защищенности ее национальных интересов в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства» [3].
Подрастающему поколению, которое уже начинает с малых лет активно жить в информационном пространстве, необходимо овладевать определенными умениями, знаниями, технологиями и способами информационной деятельности. При этом получаемая информация и технологии должны ими использоваться рационально для того, чтобы избежать возможного негативного влияния, и одновременно для развития своего творческого потенциала.
За последние годы в результате широкой доступности и развития информационных технологий, стремительной медиатизации общества, а также избыточности и хаотичности потока разнообразной информации, получаемой из
сети интернет, подрастающее поколение полу- ^^ чило возможность не только пользоваться любыми интернет-ресурсами, но и легко создавать ^ и размещать в глобальной сети интернет свои сайты, блоги, микроблоги, фото-, аудио- и ви- ^^ деоматериалы, образовывать интернет-сообщест- i= ва, проводить сетевые мероприятия. Данные обстоятельства свидетельствуют о настоятельной необходимости формирования медиакультуры ¡И^ учащихся, тесно связанных с плотным инфор- ^ мационным полем. Современное общество принято называть «информационным» и «медиати-зированным», в большой степени зависящим от медиа, от средств массовой коммуникации. 1— Расширяющееся медиаконвергентное пространство активно воздействует на культурные, социальные, психологические ценности, воспитание и образование, формируя и изменяя установки, модели поведения, деятельность и обучение. Медиа занимают особое место в жизни современного подростка, все более заполняя его культурное пространство. Современные медиа (от лат. media - средство) ассоциируются с понятием «средства массовой коммуникации»: телевидение, видео, кинематограф, мультимедийные компьютерные системы, интернет, радио, печать, фотография, графика, музыка, связь, что содержит идею связи между разными структурами общества и мира в целом [14].
Правительством еще в 2008 году принята «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» [16], где нашла свое отражение идея приоритетного развития медиа-образования. Так, например, в 2010 г., беседуя с репортерами газеты «Известия», первый руководитель Министерства связи и массовых коммуникаций РФ Игорь Щеголев сказал: «Мы считаем очень важно как раз сейчас ввести специальную дисциплину. Называется «медиа-образование». Суть - научиться вычислять для себя полезное и защищать себя от бесполезного. Обществу нужна некая информационная диета. Если человек будет с утра до вечера есть, понятно, что с ним станет. К информации мы почему-то эту аналогию не относим» [22]. Свою заинтересованность этим вопросом продемонстрировал Павел Астахов, предложив курс «Медиаобразование детей и подростков». Во время совместного заседания Президиума Государственного совета РФ и Комиссии по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике в присутствии Д. Медведева П. Астахов предложил - в порядке придания работе по обеспечению ме-диабезопасности детей регулярного характера -эту проблематику предусмотреть в школьном курсе основ безопасности жизнедеятельности (ОБЖ): «Считал бы необходимым предложить Министерству образования ввести специальный курс обучения детей, возможно, даже и родителей, так называемый «Медиабезопас-ность детей и подростков». Это вполне воз-
декабрь N»12 (ж) ЗНиСО
23
можно предусмотреть в обычном курсе основ сэ безопасности жизнедеятельности. Это будет связано непосредственно с выработкой навы-^^ ков у детей безопасного использования интернета и профилактики интернет-зависимости, о ^^ которой так много говорится» [15]. Летом 1— 2011 г. он также выступил с инициативой открыть очередной учебный год уроками медиа-безопасности во всех школах страны. «Зачас-!—р тую дети принимают все, что видят по телевизору и в Интернете, за чистую монету. В силу возраста, отсутствия жизненного опыта и зна-;—р ний в области медиаграмотности они не всегда умеют распознать манипулятивные техники, используемые при подаче рекламной и иной информации, не анализируют степень достоверности информации и подлинность ее источников. Мы же хотим, чтобы ребята стали полноценными гражданами своей страны - теми, кто может анализировать и критически относиться к информационной продукции. Они должны знать, какие опасности подстерегают их в сети и как их избежать» [17]. Сам он провел такой урок в школе-интернате № 15 циркового профиля им. Ю.В. Никулина в Москве для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Был также принят закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», где непосредственное внимание уделяется несовершеннолетним [19]. Этим законом запрещается распространение в детской среде информации, способной причинить вред здоровью и жизни. Предусмотрены возрастные ограничения в отношении изображений насилия, преступлений, смерти и т. п. Вводится подразделение всей информационной продукции на пять категорий, а также временные ограничения трансляции вышеуказанной информации. Введен порядок экспертизы информационной продукции. При этом одним из условий для производителей информационной продукции является ее классификация с размещением перед началом трансляции знака (текстового предупреждения) для каждой возрастной категории и печатанием данного предупреждения на бумажных носителях.
В 2013 году Роскомнадзором подготовлена «Концепция информационной безопасности детей», раздел № 20 которой назван «Стратегия, цели, задачи и методы информационного образования детей и подростков». В данном документе содержатся основные принципы обеспечения информационной безопасности (в первую очередь - детской и молодежной) от вредоносных медийных влияний, обозначены приоритетные задачи и механизмы реализации государственной политики в области информационной безопасности детей, а также результаты, ожидаемые в 2020 г. В Концепции указывается на необходимость разработки, установления и соблюдение правил гигиены и безопасно-
сти при использовании информационно-коммуникационных технологий [11].
Современное информационное пространство, где наряду с традиционными медиа сосуществуют новые средства массовой коммуникации и информации, возникновение которых стало возможным благодаря стремительному развитию технологий в последние десятилетия, способно оказывать более мощное, чем когда-либо, воздействие как на физическое и психическое здоровье и развитие каждого отдельного ребенка, так и на формирование социальных установок современного поколения детей и подростков в целом. При этом, с точки зрения гигиенической безопасности детского населения, ощущающего на себе все большее влияние современного медиа-мира, большую тревогу вызывает предпочтение детьми пассивных форм отдыха, к которым относятся компьютерные игры, длительный просмотр телепередач. Выявлено, что абсолютное большинство дошкольников (86,0-93,0 %) являются телезрителями. Более часа проводят у экрана в рабочие дни от
14.8 до 20,7 %, к выходным их численность увеличивается до 47,7 % у младших школьников и до 67,5 % у старших (р < 0,001). При этом значительная часть игровой деятельности у данного контингента связана с использованием различных электронных гаджетов, которые, не являясь детскими игрушками, активно осваиваются подрастающим поколением раньше, чем чтение и письмо [18].
Согласно анкетным данным, в выходные дни смартфоном для игр пользуется каждый шестой ребенок младшего возраста и каждый четвертый ребенок старшего дошкольного возраста, причем 82,1-89 % детей играют более 15 минут. С возрастом отмечается достоверное увеличение количества детей, пользующихся компьютером и планшетом. В рабочие дни играют на компьютере 15,0 % детей младшего возраста и каждый четвертый ребенок старшего дошкольного возраста (р < 0,05), а на планшете - соответственно 28,9 и 41,7 % (р < 0,01). В выходные дни пользуются компьютером 23,1 % детей 3-4-х лет и 40,2 % детей 5-7-летнего возраста (р < 0,001), а планшетом - половина дошкольников (48,0 и 54,5 % соответственно). При этом продолжительность игр с использованием электронных гаджетов у большинства дошкольников не соответствует гигиеническим требованиям. Так, количество младших дошкольников, пользующихся компьютером и планшетом в соответствии с возрастными регламентами, в рабочие дни составляет соответственно
26.9 и 14,0 %, а в выходные дни - всего 7,0 % (р < 0,001). Аналогичная тенденция наблюдается и в старшем дошкольном возрасте. Продолжительность игр не более 15 минут на компьютере и планшете в рабочие дни регистрируется у 7,5 % детей, а в выходные дни - лишь у 1,93,4 % дошкольников [20].
24
ЗНиСО ДШШ №12 (20Е)
Все вышеперечисленное отрицательно сказывается на режиме дня и приводит к дефициту сна, снижению двигательной активности, сокращению времени пребывания на свежем воздухе. Длительное нахождение ребенка перед экраном монитора требует постоянной зрительной концентрации на близко расположенном неподвижном экране электронного устройства, что может привести к утомлению и перенапряжению зрительного анализатора.
В динамике обучения с 1-го по 4-й класс увеличивается доля лиц с дефицитом ночного сна - с 65,3 % в 1-2-м до 83,3 % в 4-м классе (р < 0,05). Ежедневно 53,8 % учащихся тратят на просмотр телепередач 2 ч и более, 13,8 % из них - 3-4 ч. Большинство учащихся младших классов занимаются (играют) дома на компьютере. В динамике обучения число школьников, работающих с компьютером, достоверно возрастает - с 74,5 % в 1-2-х классах до 88,0 % в 4-х (р < 0,01). Каждый второй ребенок проводит за монитором компьютера по 1 ч в день, 15,4 % - по 2 ч и более, причем 25,4 % мальчиков и 15,3 % девочек - ежедневно. Согласно полученным данным, прогностическое значение в формировании новых случаев функциональных отклонений сердечно-сосудистой системы (артериальной гипертензии, гипотензии, функциональной кардиопатии) имеют такие факторы, как длительный просмотр телепередач (более 1 ч в день), снижение времени прогулок на свежем воздухе (менее 2 ч в день), дефицит ночного сна (9 ч и менее), а также возраст при поступлении в школу младше 7 лет.
В возникновении новых случаев функциональных нарушений глаза и его придаточного аппарата (спазм аккомодации, предмиопии и миопии слабой степени) имеют место такие факторы, как дефицит сна (9 ч и менее), длительный просмотр телепередач (2 ч и более), снижение продолжительности прогулок на свежем воздухе (менее 2 ч), возраст при поступлении в школу младше 7 лет. Риск формирования функциональных отклонений повышается с увеличением возраста отца на момент рождения ребенка, с курением матери во время беременности. В возникновении новых случаев функциональных отклонений нервной системы (вегетативной дисфункции, невротических и астенических реакций, цефалгий различного генеза, синдрома гиперактивности и дефицита внимания) прогностическое значение имеют ежедневные занятия (игры) на компьютере (1 ч и более), просмотр телепередач (2 ч и более в день), превышение гигиенического норматива времени приготовления уроков (для учащихся 1-х классов - более 1,5 ч; 2-4-х классов - более 2 ч), низкая двигательная активность, а также возраст при поступлении в школу младше 7 лет [2].
В условиях стремительно меняющегося мира одной из наиболее острых и стратегически важных проблем современности является
проблема образования и воспитания молодого поколения, одной из первоочередных задач - ° формирование у детей цифровой компетент- ^ ности, позволяющей им безопасно ориентиро- ^Ер ваться в современной информационной среде. ^^ Для реализации этих целей необходимо 1= обеспечение взаимодействия различных ведомств в части создания условий информационной безопасности детей. Особое внимание ¡И^ следует обратить на их защиту от информации, ^ способной причинить вред здоровью и развитию. При этом следует иметь в виду, что по- ^г тенциальную опасность для здоровья детей представляет не только содержание информа- 1— ции, но и организация «работы» с ней, используемые информационно-коммуникационные технологии. Оценка вредного воздействия информации и информационной продукции в целом должна осуществляться с использованием воз-растно-психологического подхода.
Малоподвижный образ жизни, сокращение физической активности, уменьшение времени, отведенного на сон и на другие занятия, способствующие психическому и физическому развитию, за счет времени, проведенного перед экраном телевизора, компьютера, сказывается на разных категориях населения, но, в первую очередь, негативно влияет на растущий организм ребенка. Учитывая те проблемы, к которым приводит бесконтрольное потребление детьми информации из разнообразных медиа, во многих демократических странах набирает сегодня силу институт саморегулирования медиа в информационном сообществе. Особенно развит этот институт в тех странах, где государственно-правовое регулирование потребления информации детьми и подростками не представлено или представлено в незначительной степени (как, например, в США). Медиаре-гулирование, как один из ключевых компонентов Концепции информационной безопасности детей и подростков, является необходимым и неизбежным на современном этапе развития медиа-технологий в России, охватывающих все сферы жизни общества. Поэтому для реализации правительственной концепции особо актуальной становится разработка и обоснование современных подходов к обеспечению гигиенической безопасности жизнедеятельности детей в гиперинформационном обществе. Дальнейшая реализация системы гигиенической безопасности жизнедеятельности детей в гиперинформационном обществе позволит достичь ожидаемых результатов при реализации правительственной концепции информационной безопасности детей в части обеспечения оптимального личностного и физического развития, сохранения психического и психологического здоровья и благополучия, создания новой медиасреды, соответствующей следующим характеристикам:
- наличие развитых информационно-коммуникационных механизмов, направленных на
декабрь №12 (2ВЕ) ЗНивО
25
социализацию молодого поколения и раскрытие его творческого потенциала;
- популяризация здорового образа жизни среди молодого поколения с использованием информационных технологий и медиасредств;
- формирование среди детей устойчивого спроса на получение высококачественных информационных продуктов;
- снижение уровня противоправного и преступного поведения среди детей.
ЛИТЕРАТУРА
1. Асмолов А.Г. и др. От Мы-медиа к Я-медиа: трансформации идентичности в виртуальном мире / А.Г. Асмолов, Г.А. Асмолов // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2010. №1. С. 3-21.
2. Вызовы XXI века: гигиеническая безопасность детей в изменяющейся среде. Актовая речь члена-корреспондента РАН В.Р. Кучмы [Электронный ресурс]. URL: http://www.nczd.ru/sites/default/files/pdfs/akt rech Kuch ma blok%20end.pdf (дата обращения: 02.11.2016).
34. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 9 сентября 2000 г. № Пр-1895).
4. Задонская И.А. Информационная культура личности как основа формирования информационного общества // Социально-экономические явления и процессы. 2015. №2. С. 98-104.
5. Ильинский И.М. Собрание сочинений. В пяти томах. М.: Терра, 2016.
6. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура: сайт. - URL:http://www.gumer. info/bibliotek Buks/Polit/kastel/intro.php (дата обращения: 20.10.2016).
7. Кашкина М.Г. Медиакультура информационного общества в аспекте философского дискурса: Автореф. дисс. ... канд. филос. наук. Краснодар, 2011. 25 с.
8. Кириллова Н.Б. Медиакультура как интегратор среди социальной модернизации: Автореф. дисс. . д-ра культурологии. М., 2005. 45 с.
9. Колин К. К. Глобальные угрозы развитию цивилизации в XXI веке // Стратегические приоритеты. 2014. № 1. С. 6-30.
10. Колин К.К. Проблема воспитания молодого поколения России в научном творчестве профессора И.М. Ильинского // Стратегические приоритеты. 2016. № 10.
11. Концепция информационной безопасности детей (утв. Распоряжением Правительства РФ от 2 декабря 2015 г. № 2471-р).
♦
♦
12. Кузнецова Е.И. Медиакультура в коммуникативном пространстве цивилизации. Н-Новгород, 2008. 272 с.
13. Кузьмина М.В. Медиакультура современного подростка - основа самоопределения в глобальном информационном пространстве // Медиаобразование. 2011. № 1. С. 61-68.
14. Маклюэн М. Понимание медиа: Внешние расширения человека: сайт. - URL: http://www.gumer.info/bibliotek Buks/Culture/makl2/index.php (дата обращения: 20.10.2016).
15. О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию: Закон РФ от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ.
16. О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р (ред. от 08.08.2009).
17. Памятка для родителей по информационно-психологической безопасности несовершеннолетних [Электронный ресурс]. URL: http://pspsch2.ucoz.ru/ppms/ pamjatka po inform_bezop_roditeljam.doc (дата обращения: 02.11.2016).
18. Солдатова Г. и др. Новые образовательные и воспитательные технологии. Использование цифровых устройств детьми дошкольного возраста / Г. Солдатова,
B. Шляпников // Нижегородское образование. 2015. № 3. С. 78-84.
19. Стенографический отчет о совместном заседании президиума Государственного совета и Комиссии по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике (30 мая 2011 г.) [Электронный ресурс]. URL: http: // state.kremlin.ru/state_council/ 11396 (дата обращения: 01.11.2016).
20. Степанова М.И. и др. Особенности жизнедеятельности и состояния здоровья современных дошкольников / М.И. Степанова, Н.О. Березина, З.И. Сазанюк // Здоровье населения и среда обитания. 2016. № 8 (281).
C. 13-15.
21. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации. Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 683 // Стратегические приоритеты. 2016. № 1(9). С. 140-159.
22. Фатеева И.А. Актуальные проблемы медиаобразова-ния: учеб. пособие. Челябинск: Изд-во Челяб. гос. унта, 2015. 129 с.
Контактная информация:
Горбачева Наталия Анатольевна, тел.: +7 (985) 483-96-43, e-mail: [email protected]
Contact information:
Gorbacheva Natalija, phone: +7 (985) 483-96-43,
e-mail: [email protected]
♦ -