Научная статья на тему 'ПРАВОПОРЯДОК В ОБЩЕСТВАХ С ПРАВОВЫМИ СИСТЕМАМИ РАЗНОГО ТИПА: СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ'

ПРАВОПОРЯДОК В ОБЩЕСТВАХ С ПРАВОВЫМИ СИСТЕМАМИ РАЗНОГО ТИПА: СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
79
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОПОРЯДОК / ГОСУДАРСТВО / ПРАВОВАЯ СИСТЕМА / ПРАВОВАЯ СЕМЬЯ / ЦЕННОСТИ / ПРАВОВАЯ ИДЕОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шлегель Полина Олеговна

Рассматриваются особенности понимания и формирования правопорядка в наиболее распространенных в мире правовых системах. Автор анализирует понятие правопорядка, сравнивает правовые системы разных обществ, а также предпринимает попытку обоснования неуниверсальности правопорядка. Кроме того, рассматривается значение ценностей, идей и идеологии для развития правовых систем мира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL ORDER IN SOCIETIES WITH DIFFERENT TYPES OF LEGAL SYSTEMS: COMPARATIVE LEGAL ANALYSIS

The peculiarities of the understanding and formation of the legal order in the most common legal systems in the world are examined. The author analyses the concept of the legal order, compares the legal systems of different societies, and attempts to justify the non-universal nature of the legal order. In addition, the significance of values, ideas and ideology for the development of the legal systems of the world is examined.

Текст научной работы на тему «ПРАВОПОРЯДОК В ОБЩЕСТВАХ С ПРАВОВЫМИ СИСТЕМАМИ РАЗНОГО ТИПА: СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Научная статья УДК 340.15

https://doi.org/10.24412/2073-0454-2022-6-256-258 NIION: 2003-0059-6/22-529 MOSURED: 77/27-003-2022-06-728

Правопорядок в обществах с правовыми системами разного типа:

сравнительно-правовой анализ

Полина Олеговна Шлегель

Московский университета МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия, kpo.kras@rambler.ru

Аннотация. Рассматриваются особенности понимания и формирования правопорядка в наиболее распространенных в мире правовых системах. Автор анализирует понятие правопорядка, сравнивает правовые системы разных обществ, а также предпринимает попытку обоснования неуниверсальности правопорядка. Кроме того, рассматривается значение ценностей, идей и идеологии для развития правовых систем мира.

Ключевые слова: правопорядок, государство, правовая система, правовая семья, ценности, правовая идеология Для цитирования: Шлегель П. О. Правопорядок в обществах с правовыми системами разного типа: сравнительно-правовой анализ // Вестник Московского университета МВД России. 2022. № 6. С. 256-258. https://doi. org/10.24412/2073-0454-2022-6-256-258.

Original article

Legal order in societies with different types of legal systems: comparative legal analysis

Polina O. Shlegel

Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after VYa. Kikot', Moscow, Russia, kpo.kras@rambler.ru

Abstract. The peculiarities of the understanding and formation of the legal order in the most common legal systems in the world are examined. The author analyses the concept of the legal order, compares the legal systems of different societies, and attempts to justify the non-universal nature of the legal order. In addition, the significance of values, ideas and ideology for the development of the legal systems of the world is examined.

Keywords: legal order, state, legal system, legal family, values, legal ideology

For citation: Shlegel P. O. Legal order in societies with different types of legal systems: comparative legal analysis. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2022;(6):256-258. (In Russ.). https://doi. org/10.24412/2073-0454-2022-6-256-258.

Категория правопорядок многозначна и изменчива, ее понимание зависит от научного подхода, в рамках которого она исследуется. В традиционном понимании правопорядок есть «упорядоченность» либо «организация» общественной жизни посредством права, представляющая собой некий результат соблюдения, исполнения, использования и применения правовых норм в обществе [1, с. 540].

Кроме того, необходимо обратить внимание, что в юридической литературе в сравнительно-правовом контексте существует понимание правопорядка как совокупности особенностей, присущих определенной правовой системе. В контексте нашего исследования данное определение вполне отвечает цели рассмотрения сущностных черт правопорядка в различных правовых системах, к тому же, оно не вступает в серьезное противотечение с иными распространенными дефинициями. Примечательна позиция, согласно которой право© Шлегель П. О., 2022

порядок, как вид общественного порядка, не может отождествляться с нормами права, устанавливаемыми и обеспечиваемыми государством, а кроме того и с правоотношениями, которые заведомо заранее предполагают правомерное поведение [2, с. 74]. Однако при этом, важно осознавать, что правопорядок не беспочвенен — особое место в качестве его оснований занимают ценности, определенного вида нормы, правосознание и т. п.

Как справедливо замечает А. И. Клименко, в современном обществе правопорядок удачно раскрывается на трех взаимосвязанных и взаимосогласующихся уровнях, базовым из которых выступает уровень правовых ценностей, идейным выражением которых является правовая идеология, выступающая механизмом организации идеологической сферы общества [3, с. 13]. Таким образом, констатируется, что правовая идеология есть важное, хоть и не единственное, основание правопорядка.

JURISPRUDENCE

Непосредственно действуя в социальной среде, правовая идеология и правопорядок взаимосвязаны. В большинстве своем в юридической науке определяется роль правовой идеологии как укрепляющей и обеспечивающей сам правопорядок [3, а 245]. Современная концептуализация правовой идеологии позволяет придавать значение последней в обеспечении общественной безопасности современного государства западного типа.

Чтобы раскрыть правопорядок в сравнительном правоведении, обратимся к определению понятия национальной правовой системы, введенному В. В. Гав-риловым, — это «характерная для данного государства (общества) целостная совокупность действующих на его территории правовых норм, а также юридических органов, учреждений, организаций и правовой идеологии, обеспечивающих в процессе юридической практики, опосредованной правовой психологией, урегулирование общественных отношений в соответствии с объективными закономерностями развития общества» (курсив мой — П. Ш.) [4, а 19]. Обратим внимание на то, что правовая идеология, как один из компонентов правовой действительности (наряду с нормами и способами их создания, правовой культурой, и правореализацией), называется в качестве элемента правовой системы, который участвует в регулировании общественных отношений. Идеи, ценности и установки, существующие в общественном сознании, во многом отличаются в различных правовых системах, стало быть, и правопорядок в них может отличаться, наполняясь отличным от других содержанием, а потому — нельзя сказать о существовании универсального правопорядка.

Возникает вопрос: что представляет собой правопорядок в обществах с правовыми системами разного типа?

Традиционные общества отличает сложившаяся система обычного права, отсутствие формально-определенных правовых норм. Правопорядок в таких обществах складывается как бы сам собой, под воздействием естественных факторов. Система правовых ценностей, идей и принципов еще не сформирована в традиционном обществе. Вместо них обычаи и традиции регламентируют общественные отношения.

Общества, в которых религия является господствующим регулятором общественных отношений, либо же существует наряду с государственным правом, отличается тем, что в таких правовых системах повышенную значимость при организации жизни имеют религиозные представления и верования, при этом правовые нормы проникают в последние. Идея греха в религиозном обществе, по сути, созвучна преступлению в светском обществе, угрожающему существующему правопорядку, то есть такому положению вещей в мире, которое организовано под воздействием верований и идей. Таким образом, важность здесь приобретают не правовые нормы, а религиозные догмы.

Наиболее развитыми в настоящее время считаются общества с романо-германской и англо-американской правовыми системами. Общественная жизнь здесь регулируется, в первом случае, с помощью кодифицированных законов — именно закон формирует основу право-

порядка, а во втором — с помощью правовой практики (в основном судебным прецедентом).

В отличие от традиционной и религиозной правовых систем, социалистическая система права отличается характером формальной определенности. Неслучайно многие из современных государств, которые относились к социалистической правовой системе, в результате качественных изменений теперь входят романо-германскую правовую систему. В государстве доминируют публично-правовые институты, законы обеспечивают интересы партии, провозглашается власть народа, права и свободы граждан. Результатом осуществления права является социалистический правопорядок — система общественных отношений, которая складывается на основе и в соответствии с нормами права. Все подчинено строгой законности, являющейся составной частью политического режима в государстве — общественная дисциплина, строгое соблюдение юридических обязанностей, неотвратимость ответственности за нарушение правопорядка. Правопорядок как состояние права в социалистическом обществе формируется под влиянием мощнейшей правовой идеологии, исходящей, в первую очередь, от государства.

Важно затронуть также особенности устройства правовой системы Дальнего Востока. В Китае, основываясь на философских учениях, таких как конфуцианство и даосизм, данная система содержит моральные нормы и традиции, передаваемые из поколения в поколение, выстраивая определенный порядок взаимодействия людей в обществе на основе почитания семьи и старших. В таком обществе важным является ценностное восприятие права и его отражение в общественном сознании [5, а 70]. Любые вопросы, которые на западе принято решать через применение норм права — на Востоке решаются примирением сторон, находя компромиссы. Суть правопорядка заключается в достижении гармонии между людьми, слиянии человека с природой («дао»), проявлении смирения и осознании человеком правил гармоничного сосуществования («ли») [6, а 328]. Таким образом, в философии даосизма, присущей некогда дальневосточной правовой системе до проникновения в нее западных традиций, правопорядок — это состояние, восстановить который суд не способен. Философия китайского легиз-ма, наоборот, предполагает, что человеческое существо эгоистично, а потому каждый должен следовать закону под страхом строгого наказания, и в таком случае праву отводится роль единой меры, стандарта, которое способно организовать общественную жизнь. В Японии же для регулирования поведения людей используются правила морально-правовых предписаний «гири» (общее благо, верность, групповое мышление), которые постепенно изживают себя в связи с процветающей вестернизацией японского права. В результате исторических изменений, правовая система Японии сначала вобрала в себя правовые традиции романо-германской правовой системы, а затем претерпела влияние американского права, но при этом сохранила приверженность моральным нормам, приобретающим характер обычая.

В настоящее время современность сопровождает

№ 6 / 2022

Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia

257

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

процесс смешения правовых систем. Все чаще прослеживается тенденция проникновения элементов одной правовой системы в другую. Их взаимное влияние не сможет полностью изменить сущностные основы действующих правовых систем, сложившихся на протяжении длительного исторического развития государств, однако может повлечь за собой изменение правосознания (в первую очередь, представителей государства), а за ним и общее понимание правопорядка.

Общественный порядок преобразуется в правопорядок под давлением правовой идеологии на другие формы и системы организации жизни общества, при этом именно ценности наделяют правопорядок качеством справедливости, тем самым актуализируя идею первостепенной роли правовой идеологии как основания правопорядка в современном государстве. Государства, развивающиеся в чистом правовом ключе, чей правопорядок находится в прямой взаимосвязи с нормами права и соблюдением законности, развиваются благодаря проводимому правовому дискурсу. Игнорирование процесса формирования правовых ценностей и укрепления правосознания может привести к тому, что государство перестанет быть правовым, а правопорядок — легитимным. Исходя из этого, можно констатировать, что правопорядок конвенционален и подвержен развитию, всецело находясь в зависимости от правового дискурса.

Список источников

1. Венгеров А. Б. Теория государства и права : учебник / А. Б. Венгеров. 13-е изд., стер. Москва : Дашков и К, 2019. 608 с.

2. Правопорядок : элементы общей теории : монография / под общ. ред. М. А. Беляева, В. В. Денисенко, А. И. Клименко. Москва : Проспект, 2020. 208 с.

3. Клименко А. И. Функционально-структурные характеристики правовой идеологии : диссертация на соискание ученой степени доктора юридических наук : 12.00.01 / А. И. Клименко. Москва, 2016. 541 с.

4. Гаврилов В. В. Международная и национальные правовые системы : понятие и основные направления взаимодействия. Автореферат дис. на соискание ученой степени доктора юридических наук : 12.00.10 / В. В. Гав-рилов. Казань, 2006. 41 с.

5. Сравнительное правоведение : учебное пособие / И. А. Андреева, Д. А. Матанцев. Москва : Академия управления МВД России, 2021. 96 с.

6. Демичев Д. М. Общая теория права : учебное пособие / Д. М. Демичев, А. А. Бочков. Минск : Вышэйшая школа, 2019. 480 с.

References

1. Vengerov A. B. Theory of state and law : textbook / A. B. Vengerov. 13th ed., sr. Moscow : Dashkov and K, 2019. — 608 p.

2. Law and order : elements of a general theory : monograph / ed. ed. M. A. Belyaeva, V. V. Denisenko, A. I. Klimenko. Moscow : Prospekt, 2020. 208 p.

3. Klimenko A. I. Functional and structural characteristics of legal ideology. Thesis for the degree of Doctor of Law : 12.00.01 / A. I. Klimenko. Moscow, 2016. 541 p.

4. Gavrilov V. V. International and national legal systems : concept and main directions of interaction. Abstract dis. for the degree of Doctor of Law : 12.00.10 / V. V. Gavrilov. Kazan, 2006. 41 p.

5. Comparative law : textbook / I. A. Andreeva, D. A. Matantsev. Moscow : Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2021. 96 p.

6. Demichev D. M. General theory of law : textbook / D. M. Demichev, A. A. Bochkov. Minsk : Higher School, 2019. 480 p.

Библиографический список

1. Клименко А. И. Правовая идеология как особая форма идеологии современного политически организованного общества : сущность и функциональные характеристики // Вестник Московского университета МВД России. 2013. № 10. С. 14-23.

2. Раков К. А. Формальные и содержательные основания правопорядка : проблема оптимального соотношения // Вестник Академии Следственного комитета Российской Федерации. 2021. № 1 (27). С. 152-156.

Bibliographical list

1. Klimenko A. I. Legal ideology as a special form of the ideology of a modern politically organized society : essence and functional characteristics // Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2013. № 10. P. 14-23.

2. Rakov K. A. Formal and substantive foundations of the legal order: the problem of the optimal ratio // Bulletin of the Academy of the Investigative Committee of the Russian Federation. 2021. № 1 (27). P. 152-156.

Информация об авторе

П. О. Шлегель - адъюнкт факультета подготовки научно-педагогических и научных кадров Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя.

Information about the author P. O. Shlegel — Post-graduate student of the Faculty of Training Scientific-Pedagogical and Scientific Personnel of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after VYa. Kikot'.

Статья поступила в редакцию 13.05.2022; одобрена после рецензирования 12.07.2022; принята к публикации 30.08.2022.

The article was submitted 13.05.2022; approved after reviewing 12.07.2022; accepted for publication 30.08.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.