Научная статья на тему 'ЭКОНОМИКО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕГРАТИВНОГО ПРАВОПОРЯДКА'

ЭКОНОМИКО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕГРАТИВНОГО ПРАВОПОРЯДКА Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
36
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОПОРЯДОК / ИНТЕГРАЦИЯ / ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПРАВОПОРЯДОК / ПРАВОВАЯ СИСТЕМА / ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ / ORDER OF LAW / INTEGRATION / INTEGRATIVE ORDER OF LAW / LEGAL SYSTEM / INTEGRATION LEGAL RELATIONSHIP

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Школа Оксана Вадимовна

Рассмотрены условия развития интеграционных правоотношений, носящие экономический и политический характер. Определены взаимосвязи тенденций объединения общества и государств с эволюцией правовых систем, выявлены условия формирования интегративного правопорядка как результата такой эволюции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMIC AND POLITICAL CONDITIONS FOR THE FORMATION OF AN INTEGRATIVE ORDER OF LAW

The conditions of integration legal relations development, which are economic and political in nature, are considered. The relationship between the trends of the unification of society and States and the evolution of legal systems has been identified, and the conditions for the formation of an integrative legal order as a result of such evolution have been identified.

Текст научной работы на тему «ЭКОНОМИКО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕГРАТИВНОГО ПРАВОПОРЯДКА»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 34 DOI 10.24411/2073-0454-2020-10258

ББК 67 © О.В. Школа, 2020

Научная специальность 12.00.01 — теория и история права и государства; история учений о праве и государстве

ЭКОНОМИКО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕГРАТИВНОГО ПРАВОПОРЯДКА

Оксана Вадимовна Школа, соискатель кафедры теории государства и права

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117997, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12) E-mail: ovsjanka@inbox.ru

Аннотация. Рассмотрены условия развития интеграционных правоотношений, носящие экономический и политический характер. Определены взаимосвязи тенденций объединения общества и государств с эволюцией правовых систем, выявлены условия формирования интегративного правопорядка как результата такой эволюции.

Ключевые слова: правопорядок, интеграция, интегративный правопорядок, правовая система, интеграционные правоотношения.

ECONOMIC AND POLITICAL CONDITIONS FOR THE FORMATION OF AN INTEGRATIVE ORDER OF LAW

Oksana V. Shkola, Applicant of the Department of State and Law Theory

Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117997, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12) E-mail: ovsjanka@inbox.ru

Abstract. The conditions of integration legal relations development, which are economic and political in nature, are considered. The relationship between the trends of the unification of society and States and the evolution of legal systems has been identified, and the conditions for the formation of an integrative legal order as a result of such evolution have been identified.

Keywords: order of law, integration, integrative order of law, legal system, integration legal relationship.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Школа О.В. Экономико-политические условия формирования интегративного правопорядка. Вестник Московского университета МВД России. 2020;(5):38-42.

Взаимосвязь и взаимозависимость экономической, политической и правовой сфер жизни общества сегодня не подвергаются сомнению, и в современной теории права невозможно рассматривать происходящие правовые явления в отрыве от экономико-политических условий их возникновения. Правопорядок, представляя собой устойчивую систему общественных отношений, как часть общественного порядка складывается «на основе права и в результате его действия» [7, с. 105] под влиянием различных экономических и политических факторов; т.е. правопорядок, это общественный порядок, урегулированный нормами права, а его формирование непосредственно представляет собой общий результат современных особенностей жизнедеятельности общества.

В условиях развития современной действительности, распространение идей интеграции, в том числе и их реализация на постсоветском пространстве с участием России, интенсификация их развития и совершенствование интеграционных структур предполагает необходимость анализа экономических предпосылок, выступающих в контексте представленной

темы своеобразной почвой для трансформации правовой сферы и формирования специфических правовых категорий. Кроме того, указанные процессы в рамках непременного влияния факторов глобализации требуют соответствующего политического оформления не только в рамках реализации двусторонних и многосторонних отношений между их участниками, но и вывода рассматриваемой сферы на наднациональный уровень. В указанной связи политические аспекты интеграции играют важную, если не ведущую роль, что опосредованно приводит к формированию нового интеграционного опыта в силу определенных причин как историко-политического, так и экономико-географического и иного характера [4, с. 8], с различным набором структурных характеризующих инструментов, классификационных различий и функциональных характеристик права.

Делая вывод о политической составляющей современного права, А. фон Хайек справедливо указывает: «Мы живем в такой период трансформации права под действием внутренних сил» [8, с. 85]. В связи с этим отмечается сближение правовых и поли-

тических систем различных государств, участвующих в процессе объединения под влиянием политического фактора [6, с. 73].

Поскольку интеграционные объединения стали в современном мире неотъемлемой составляющей отношений между государствами, и начавшись в середине XX в. в Западной Европе, уже давно вышли за рамки одного континента, породив интеграционные блоки в Северной и Латинской Америке, Юго-Восточной Азии, а также на пространстве СНГ, существует широкий спектр направлений их деятельности, позволяющий выявить определенные закономерности формирования интеграционных объединений и направления развития правовой сферы. Толчком для развития сотрудничества послужил переход общества на информационную стадию своего развития, что неизбежно привело к усилению влияния глобализационного эффекта, к фактором которого относятся:

♦ увеличение масштабов хозяйственной деятельности и расширение научно-технического прогресса;

♦ нарастание интенсивности взаимодействия и взаимозависимости между странами экономически, включение их в систему производственных отношений в рамках мирового хозяйства и развитие внешнеэкономической сферы;

♦ динамизм изменения мировой экономики, являющейся сложной и подвижной системой, в направлении интернационализации, а также глобализации производительных сил, международного разделения труда и переплетении капиталов. Таким образом, в рамках вопроса определения экономических условий интеграционного строительства необходимо учитывать внешние мировые и региональные процессы, оказывающие прямое влияние на формирование политической и иных сфер жизни современного общества. К числу их относятся различные политические и экономические процессы, по определенным причинам приводящие государства на разных континентах к схожей идее интеграции.

Иными словами, возможно выделить в качестве необходимых условий развития интеграционных правоотношений текущее состояние и развитие рынка, нуждающегося под влиянием глобализации и нарастания взаимодействия в расширении и притоке капитала для развития новых отраслей производства, в наличии природных ресурсов, что во многом способствует интенсификации сближения между индустриально развитыми и развивающимися странами, нуждаемость в

целях развития в достижениях науки и техники, экологии, ставшей важным пунктом межгосударственных контактов, равно как и предметом переговоров, коммуникации, а также состоянии и стремлении к безопасности, обеспечивающей стабильные условия для развития.

Ярким примером этого может служить активизация панъевропейского движения по окончании Первой мировой войны, провозглашавшего необходимость реализации проекта Европейской федерации или создания Соединенных Штатов Европы, хотя наблюдалось создание и более узких поддерживаемых элитарными группами интеграционных идей объединения. По окончании Второй мировой войны интенсивность интеграционного сотрудничества значительно нарастала и приобрела уже более практический характер ввиду тяжелого состояния экономики региона, а также необходимости поддержания мира и недопущения повторения распространения фашистской идеологии.

Экономика при этом, как правило, выступает двигателем интеграционных процессов, а экономические потребности — предпосылкой формирования интеграционных объединений. К ним в частности, относятся:

♦ близость уровней текущего экономического развития и степень рыночной зрелости стран, участвующих в интеграции;

♦ географическая близость интегрирующихся государств, а также наличие как правило общих границ, исторически налаженных экономических связей;

♦ общность проблем экономического и иного характера, стоящих в области регулирования экономики, финансирования, развития, а также политического сотрудничества и т.д.;

♦ демонстрационный эффект и эффект домино.

Указанный перечень предпосылок может также

быть дополнен сложившимся представлением о регионе, позволяющем очертить его географические пределы и либо занимающем определенную позицию в позиционировании государства на международной арене, либо способным по уровню развития образовать внутри себя площадку, координирующую политические курсы [10, с. 337], а также разделяемой его населением идентичности, указывающей на формирование регионального самосознания [10, с. 331-358]. При этом последнее зачастую затруднительно даже в рамках политического пространства национально-государственного уровня (например, государств восточ-ноазиатского региона), что позволяет утверждать о необходимости определенного уровня развития и по-

литической организации общества для создания полноценного интеграционного объединения со сформированной структурой интегративного правопорядка.

Кроме того, наряду с экономическими, политические факторы также оказывают влияние на формирование интеграционных объединений и степень успешности развития интеграции. В данном контексте целесообразно говорить о том, что политика в целом и политические режимы в частности оказывают исключительно существенное влияние на ее процесс. В виду указанного подтверждается на практике, что, не смотря на схожесть институциональной системы, например западноевропейского и западноафриканского объединений, эффективность интеграции последнего и практическая реализация поставленных целей существенно ниже европейского аналога. Следовательно, эффективная интеграция возможна и необходима в построении на базе демократических режимов, создающих условия и возможности реализовать ее потенциал путем обеспечения экономических свобод и политических прав лиц интеграционного объединения, в том числе в части обеспечения свободы труда, защиты интересов личности и организаций, прав человека, а впоследствии — свобод общего рынка. Таким образом, демократический режим выступает одним из важнейших условий реализации интеграционного процесса.

В виду сказанного, европейский проект признается как созданный в рамках капиталистической системы «совершенно уникальный феномен современного права» [6, с. 76], созданный под влиянием исторических и экономических предпосылок, взаимоувязанный с процессами политизации и стремящийся в своем развитии от экономического (валютного) союза к политическому. Развитие интеграционных процессов при этом выступает в качестве закономерного результата роста международного движения факторов производства и товаров, что опосредованно требует создания более надежных экономических и политических связей между государствами и устранения существующих препятствий и барьеров на пути международной торговли. Интеграционные объединения стали логическим инструментом реализации возможностей мирового хозяйства на основе многосторонних политических соглашений.

Так, впервые став реальным явлением на западноевропейском пространстве, сфокусированном на создании единого экономического комплекса, институциональной системы и единстве культурных символов, интеграция в рамках Европейского Союза в течение

длительного времени рассматривалась как уникальное каноническое явление, появившееся на основе глубоко проработанных взглядов об идее европейского единства. Однако, развитие идей регионализма привело к исследованию и иных типов интеграционных образований, сформировавшихся в рамках иных регионов и континентов, приведших в выявлению отдельных свойств, различий и тенденций исследуемого явления, по итогам анализа которых западноевропейская интеграция представляется в качестве нетипичного частного случая регионализма.

Запущенный в Евросоюзе процесс институциона-лизации интеграционных отношений приобрел так называемый «принцип велосипеда» [1, с. 26], предполагающий непрерывное изобретение новых более глубоких интеграционных процессов в целях недопущения упадка и стагнации политических отношений, которые не всегда оказывают положительное влияние на интеграционное развитие по причине неготовности европейского общества к их принятию. В качестве примеров выделяются провал проекта Конституции для Европы и необходимости его замены договорными механизмами, сложности, связанные с расширением ЕС за счет включения в состав стран Восточной Европы (экономическая неготовность и социальное отставание стран-кандидатов, а также последствия переориентации финансирования региональной политики ЕС-15) [1, с. 26].

Однако, указанная сфера является лишь базисом для эффективного функционирования и развития, требующим правовой надстройки, которая не может заключаться лишь в некоторых двусторонних или многосторонних соглашениях, и даже в формировании новой системы права, поскольку для сглаживания различного типа социальных, культурных, идеологических и иного рода различий необходимо построение новой системы, отличной от уже существующей в рамках одного государства, коррелирующей с потребностями всех участников интеграционного объединения, поддерживающей взаимокорректирующую связь их политической жизни.

Рассматривая в рамках настоящей статьи условия развития интеграционных правоотношений, представляется необходимым их классифицировать на общие, оказывающие влияние на все интеграционные отношения и специфические, присущие конкретному региону или группе объединяющихся государств, отразив взаимосвязи экономических и политических аспектов.

К первой группе возможно отнести тезис о том, что рост интеграционных процессов регионального или мирового масштаба свидетельствует о естественности природы данного процесса, вызванного глобализационным эффектом. В указанной связи интересен естественно-научный подход, появившийся вследствие распространения идей дарвинизма и предполагавший схожесть интеграции государств, сближавшихся на основе схожих внутрисистемных характеристик подобно миру живой природы. Модернистские подходы к процессу государственного строительства предопределили социопо-литическую трактовку интеграционных процессов как проекта формирования национального государства, который нацелен на разрешение направлений модернизации посредством ликвидации локальных барьеров.

Глобализация при этом способствует процессу размывания границ между внешней и внутренней политикой, что приводит к вопросу о необходимости разграничения между внешнеполитическими и внутриполитическими субъектами сфер компетенции и частичному отказу от принципа национального суверенитета национального страны, происходит переориентация на общенациональный уровень с местного. Указанные подходы стали основой формирования современных идей интеграции, в том числе актуальной теории Б. Ба-лаши об уровнях интеграции [9].

Кроме того, экономическая основа интеграция зачастую преобразуется в сочетающуюся с военно-политическими аспектами, реализуемыми в целях соблюдения геополитических интересов стран-участников интеграционного проекта. Сочетание таких составляющих, как геополитическая и экономическая при этом приводят, как правило, к конвертации факторов геополитики в экономический ракурс. Также данные условия выступают в качестве определяющих в процессе формирования национальной и региональной безопасности участвующих в интеграции стран, а также — в ряде случаев — определяющими внешнеполитическую стратегию участника в виду секьюритизированности вопросов как национальной безопасности, так и безопасности интеграционного образования [3].

Усиление региональной сегментации, наблюдаемой в мировой экономике под давлением глобализации, приводит к увеличению активности включения участвующих в интеграции государств в глобальные общемировые процессы, а иная часть таких объединений формирует интеграционные образования в большей мере в качестве формы защиты от влияния

транснациональных корпораций и ведущих мировых держав, ограничить воздействия которых без достижения синергетического эффекта не представляется возможным, что говорит о достаточно усеченном перечне целей и отсутствии стремления к формированию полноценной правовой системы и становления интегра-тивного правопорядка.

Таким образом, возможно говорить о необходимости создания институциональной структуры объединения и формировании правовой надстройки при развитии интеграции далее таможенного союза, поскольку на более ранней стадии сотрудничество возможно обеспечить посредством межправительственных соглашений. На стадии же таможенного союза возникает первая значимая политическая структура, получающая определенные суверенные полномочия в области правил таможенного контроля, формирования и регулирования внешних торговых тарифов, гармонизации национальных законодательств. Как отмечается далее, для «функционирования валютного союза нужен наднациональный институт, который управлял бы валютным курсом, официальными резервами и внутренней денежно-кредитной политикой» [2, с. 24] и соответствующая сформированная правовая система, которая смогла бы обеспечить эффективное функционирование объединения.

Кроме того, следуя логике неофункционализма, в данном случае неизменно возникает spillover effect [11, с. 38], в результате которого как политическая, так и экономическая интеграция, несмотря на изначальную независимость своего формирования, преобразуются на последующих стадиях интеграции в один единый двойственный процесс, стремящийся к полной интеграции либо созданию политического союза. Так, создание ЭВС также предполагает передачу интегрирующимися государствами суверенитета в области денежно-кредитной политики наднациональному институту, что распространяет интеграцию на сферы региональной и бюджетной политики. Приближение к политическому союзу в данном случае соответствует также логике федералистской идеологи.

Таким образом, интеграция выступает в качестве модели участия группы стран в процессе глобализации, носящем добровольный и активный характер, имеющим общую цель создания максимально успешного постоянно функционирующего объединения в укреплении позиций в приоритетных сферах и обеспечения максимально благоприятной стратегической перспек-

тивы, под влиянием экономических и политических факторов с формированием правовой надстройки. Задача эффективного построения интегративного правопорядка при этом требует следования общим принципам, заключающимся в:

♦ создании льготных условий для большинства участников и преимущественных возможностей;

♦ постепенности и проработке общей политики;

♦ создании адекватного механизма принятия решений, их реализации и контроля за исполнением, подразумевающего практику согласования позиций и поиска компромиссов в принятии коллективных решений, которые отвечают интересам всего сообщества;

♦ устранении противоречий между общими и национальными интересами, национальным суверенитетом и полномочиями группировки, а также прогрессом интеграции и целостностью интеграционного объединения, позицией элит и общественным мнением.

Таким образом, анализ экономико-политических условий объединения общества приводит к эволюции правовой надстройки, которая «проявляется во взаимодействии посредством использования инструментария сравнительного права, внутреннего права разных стран, международного права и интеграционного права» [5, с. 4], а результатом углубления такого взаимодействия выступает формирование интегративного правопорядка.

Литература

1. Барабанов О.Н. Закат ЕС: лицемерие и реалии 2015 года // Пространство и Время. 2015. № 4(22).

2. Буторина О.В. Негативные и позитивные задачи Европейского валютного союза // Современная Европа. 2017. № 2(74).

3. Война и мир 21 века. Международная стабильность и баланс нового типа: Доклад междунар. дискуссионного клуба «Валдай» / Под ред. Ф.А. Лукьянова. 2016.

4. Егоров С.А., Школа О.В. Возможности обеспечения совместимости различных типов интеграционных правовых систем // Вестник экономической безопасности. 2018. № 4.

5. Кашкин С.Ю. и др. Интеграционное право в современном мире: сравнительно-правовое исследование / Отв. ред. С.Ю. Кашкин. М., 2015.

6. Клименко А.И., Казаков Д.В. Влияние политического фактора на законотворчество: теоретико-правовой аспект. Lap Lambert Academic Publishing, 2011.

7. Теория государства и права. Базовый курс: Учеб. пособие / [А.Ю. Гарашко и др.]; Под ред. А.Г. Мамонтова, С.А. Иванова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017.

8. Хайек Ф.А. Право, законодательство и свобода: Современное понимание либеральных принципов справедливости и политики. М., 2006.

9. Balassa B. The Theory of economic integration. London: George Allen & Unwi N Ltd, 1962.

10. Hurrell A. Explaining the Resurgence of Regionalism in World Politics // Review of International Studies. 1995. № 21.

11. Ilievski N.L. The concept of political integration: the perspectives of neofunctionalist theory // Journal of Liberty and International Affairs. 2015. № 1.

References

1. Barabanov O.N. Zakat ES: litsemerie i realii 2015 goda // Prostranstvo i Vremya. 2015. № 4(22).

2. Butorina O. V. Negativnye i pozitivnye zadachi Ev-ropeyskogo valyutnogo soyuza // Sovremennaya Evropa. 2017. № 2(74).

3. Voyna i mir 21 veka. Mezhdunarodnaya stabil'nost' i balans novogo tipa: Doklad mezhdunar. diskussionnogo kluba «Valday» / Pod red. F.A. Luk'yanova. 2016.

4. EgorovS.A., Shkola O.V. Vozmozhnosti obespec-heniya sovmestimosti razlichnykh tipov integratsionnykh pravovykh sistem // Vestnik ekonomicheskoy bezopasno-sti. 2018. № 4.

5. Kashkin S.Yu. i dr. Integratsionnoye pravo v so-vremennom mire: sravnitel'no-pravovoe issledovanie / Otv. red. S.Yu. Kashkin. M., 2015.

6. Klimenko A.I., Kazakov D.V. Vliyanie politiche-skogo faktora na zakonotvorchestvo: teoretiko-pravovoy aspekt. Lap Lambert Academic Publishing, 2011.

7. Teoriya gosudarstva i prava. Bazovyy kurs: Ucheb. posobie / [A.YU. Garashko i dr.]; Pod red. A.G. Mamon-tova, S.A. Ivanova. M.: YUNITI-DANA, 2017.

8. Khayek F.A. Pravo, zakonodatel'stvo i svoboda: Sovremennoe ponimanie liberal'nykh printsipov spraved-livosti i politiki. M., 2006.

9. Balassa B. The Theory of economic integration. London: George Allen & Unwi N Ltd, 1962.

10. Hurrell A. Explaining the Resurgence of Regionalism in World Politics // Review of International Studies. 1995. № 21.

11. Ilievski N.L. The concept of political integration: the perspectives of neofunctionalist theory // Journal of Liberty and International Affairs. 2015. № 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.