Известия ТРТУ
Специальный выпуск
тельствует о весьма низкой потенциальной политической активности этой социальной группы.
Представители социальной группы в возрасте 30-39 лет знания о политике считают несколько более значимыми. Интерес к ним составляет (-2), потребности (-4), стимул (-1), вероятность увеличения знаний о политике (-15), субъектность не определена (0). Социальная группа возраста 40 - 49 лет знания о политике считает несколько менее значимыми. Интерес составляет (-3), потребность (-12), стимул к приобретению такого рода знаний снижается и равен (-4), вероятность составляет (-27), уровень субъектности резко снижа-(-33). -
ния среднего города России показывает, что интерес и вероятность стабильно снижается с возрастом, уровень субъектности падает только в возрастной группе 40-49 лет.
УДК 66.01
ИЛ. Майданская
ПРАВО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ И ПРОБЛЕМА ЛЕГИТИМНОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В политической теории сталкиваются две полярных системы приоритетов: одна, восходящая к трудам Джона Локка ставит превыше всего “естественные права” индивидов и их свободу политического самоопределения; другая отдает преимущество интересам государственного суверенитета ^ан-).
В хартии Организации Объединенных Наций записано, среди прочих целей, стремление «развивать дружеские отношения между нациями, осно-
».
Какой реальный смысл вкладывается здесь в понятие самоопределения? Как
,
, ?
ли в такой конфликтной ситуации пожертвовать частью суверенных прав государства или надо отказаться от столь же суверенного права людей на самоопределение? Абстрактные декларации ООН здесь, на практике, оказыва-.
Вообще не существует никакого универсального рецепта разрешения такого рода противоречий. В каждом отдельном случае необходимо определить конкретные условия достижения легального компромисса между понятиями самоопределения и государственного суверенитета. Важно, однако понять, что основанием такого компромисса не могут выступать ни отвлечен- “ ”, конституций идеологема о “целостности и неделимости” территории государства. В обоих случаях противоречие на деле не разрешается, а лишь еще более обостряется либо устраняется за счет насильственного подавления интересов одной из сторон.
Оптимальным решением была бы ясно и жестко прописанная в конституции страны процедура отделения всякого территориального образования, равно как и процедура легального и добровольного присоединения новых
.