Научная статья на тему 'Отношение к знаниям о политике занятого населения'

Отношение к знаниям о политике занятого населения Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
89
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Отношение к знаниям о политике занятого населения»

По сравнению с процентным анализом принципиально новыми возможностями обладает индексный анализ, при котором все три процентные характеристики сводятся в один индекс, и каждый параметр анкеты вместо трех численных значений получает всего одно. В исследовании жизнедеятельности населения среднего города России (Таганрога), проведенном под руководством проф. ВБ. Чичилимова, использовался именно индексный анализ. Применялась широко распространенная в социальных исследованиях пятиступенчатая шкала Лайкерта (по две позиции положительных и

, ). распределения рассчитывался индекс по формуле:

С = ----Х100%,

I (+) +1 (0) +1 (-)

где ^ (+) - сумма всех положительных ответов, ^ (0) - сумма всех неопределенных ответов, ^ (-) - сумма всех отрицательных ответов.

Применение индексного анализа открывает возможности имитацион-

,

реализации управленческих решений, предварительно апробировав их на модели и выяснив их последствия. Также на основе коэффициента корреляции Спирмена можно строить графы связей отдельных сфер и ситуаций жизнедеятельности между собой, что при содержательной интерпретации позволяет глубже проникнуть в суть исследуемых социальных явлений и проследить характер их взаимодействий и взаимовлияний.

УДК 66.01

В.В. Акимова ОТНОШЕНИЕ К ЗНАНИЯМ О ПОЛИТИКЕ ЗАНЯТОГО НАСЕЛЕНИЯ

Отношение граждан к политике складывается и постоянно саморазвива-ется в процессе анализа и оценивания внутриполитической реальности. Это фактор крайне важен при прогнозировании социального и политического раз.

Весьма важна оценка значимости знаний о политике, интерес к ним. Отсутствие интереса может означать отсутствие осознанности потребности познания смысла политической жизни страны, желания личности своей деятельностью изменить политическую ситуацию. Потенциальная политическая активность во многом определяется также уровнем субъектности и уверенности в вероятности благоприятных изменений в будущем.

Анализ знаний о политике занятого населения города Таганрога, проведенных по возрастным группам, показывает, что социальная группа возрастом 25-29 лет знания о политике считает менее значимым, чем знания об обществе и экономике. Интерес к политике незначителен (-9), потребность в знаниях о политике и субъектность одинаковы и стабильно низкие (-2). Стимул к приобретению таких знаний весьма не определен (0). При этом уровень вероятности изменений в этой области значительно ниже (22). Это свиде-

Известия ТРТУ

Специальный выпуск

тельствует о весьма низкой потенциальной политической активности этой .

Представители социальной группы в возрасте 30-39 лет знания о политике считают несколько более значимыми. Интерес к ним составляет (-2), потребности (-4), стимул (-1), вероятность увеличения знаний о политике (-15), субъектность не определена (0). Социальная группа возраста 40 - 49 лет знания о политике считает несколько менее значимыми. Интерес составляет (-3), потребность (-12), стимул к приобретению такого рода знаний снижается и равен (-4), вероятность составляет (-27), уровень субъектности резко снижа-(-33). -

ния среднего города России показывает, что интерес и вероятность стабильно снижается с возрастом, уровень субъектности падает только в возрастной группе 40-49 лет.

УДК 66.01

..

ПРАВО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ И ПРОБЛЕМА ЛЕГИТИМНОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В политической теории сталкиваются две полярных системы приоритетов: одна, восходящая к трудам Джона Локка ставит превыше всего “естественные права” индивидов и их свободу политического самоопределения; другая отдает преимущество интересам государственного суверенитета ^ан-).

В хартии Организации Объединенных Наций записано, среди прочих целей, стремление «развивать дружеские отношения между нациями, основанные на уважении принципов равноправия и самоопределения людей». Какой реальный смысл вкладывается здесь в понятие самоопределения? Как

,

, ?

ли в такой конфликтной ситуации пожертвовать частью суверенных прав государства или надо отказаться от столь же суверенного права людей на самоопределение? Абстрактные декларации ООН здесь, на практике, оказыва-.

Вообще не существует никакого универсального рецепта разрешения такого рода противоречий. В каждом отдельном случае необходимо определить конкретные условия достижения легального компромисса между понятиями самоопределения и государственного суверенитета. Важно, однако понять, что основанием такого компромисса не могут выступать ни отвлечен- “ ”, конституций идеологема о “целостности и неделимости” территории государства. В обоих случаях противоречие на деле не разрешается, а лишь еще более обостряется либо устраняется за счет насильственного подавления интересов одной из сторон.

Оптимальным решением была бы ясно и жестко прописанная в конституции страны процедура отделения всякого территориального образования, равно как и процедура легального и добровольного присоединения новых

.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.