Научная статья на тему 'ПРАВО НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО РЕБЁНКА НА ОБЩЕНИЕ С РОДИТЕЛЯМИ И ДРУГИМИ РОДСТВЕННИКАМИ'

ПРАВО НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО РЕБЁНКА НА ОБЩЕНИЕ С РОДИТЕЛЯМИ И ДРУГИМИ РОДСТВЕННИКАМИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
621
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЙ РЕБЕНОК / ОБЩЕНИЕ / РОДИТЕЛИ / БЛИЗКИЕ РОДСТВЕННИКИ / ПРАВО / ОБЯЗАННОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Макарова А.В.

В статье рассматривается право несовершеннолетнего ребенка на общение с родителями и другими родственниками. Раскрывается нормативное закрепление данного права. Выделены особенности реализации данного права, включая отсутствие, корреспондирующейся родственникам обязанности по общению с ребенком. Отмечены проблемные аспекты определения субъектного состава лиц, имеющих право на общение с ребенком, а также предложены способы их разрешения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RIGHT OF A MINOR TO COMMUNICATE WITH PARENTS AND OTHER RELATIVES

The article examines the right of a minor child to communicate with parents and other relatives. The normative consolidation of this right is revealed. The peculiarities of the realization of this right are highlighted, including the absence of a corresponding obligation to communicate with the child to relatives. The problematic aspects of determining the subject composition of persons who have the right to communicate with a child are noted, as well as ways to resolve them are proposed.

Текст научной работы на тему «ПРАВО НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО РЕБЁНКА НА ОБЩЕНИЕ С РОДИТЕЛЯМИ И ДРУГИМИ РОДСТВЕННИКАМИ»

И.А. Мельникова // Гуманитарные и юридические исследования. - 2019. -№ 16. - С. 135-139.

6. Хаконова И.Б. Завещание как сделка и основание наследования / И.Б. Хаконова, М.Г. Шадже, С.Г. Хасанова // Magyar Tudomanyos Journal. -2020. - № 46. - С. 7-9.

7. Апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 23 мая 2016 г. по делу №33-6046/2016 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/

Макарова А.В.

Магистрант 3 курса, ТГУ им. Г.Р. Державина, Институт права и национальной безопасности,

г. Тамбов, Россия

ПРАВО НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО РЕБЁНКА НА ОБЩЕНИЕ С РОДИТЕЛЯМИ И ДРУГИМИ РОДСТВЕННИКАМИ

Аннотация. В статье рассматривается право несовершеннолетнего ребенка на общение с родителями и другими родственниками. Раскрывается нормативное закрепление данного права. Выделены особенности реализации данного права, включая отсутствие, корреспондирующейся родственникам обязанности по общению с ребенком. Отмечены проблемные аспекты определения субъектного состава лиц, имеющих право на общение с ребенком, а также предложены способы их разрешения.

Ключевые слова: несовершеннолетний ребенок, общение, родители, близкие родственники, право, обязанность.

Makarova A.V.

3-year undergraduate student, TSU named after G.R. Derzhavin, Institute of Law and National Security, Tambov, Russia

THE RIGHT OF A MINOR TO COMMUNICATE WITH PARENTS AND OTHER RELATIVES

Abstract. The article examines the right of a minor child to communicate with parents and other relatives. The normative consolidation of this right is revealed. The peculiarities of the realization of this right are highlighted, including the ab-

sence of a corresponding obligation to communicate with the child to relatives. The problematic aspects of determining the subject composition of persons who have the right to communicate with a child are noted, as well as ways to resolve them are proposed.

Key words: minor child, communication, parents, close relatives, right, duty.

Вопросы охраны и защиты детства находятся под охраной государства, и общества. Это проявляется, в том числе, в уровне правового регулирования сферы. Так, уже в Конституции РФ находит закрепление положение о том, что «Материнство и детство, семья находятся под защитой государства» (ч. 1 ст. 38) [1]. Обобщенно данная мысль нашла отражение в актах международного уровня. В частности, Конвенция о правах ребенка закрепила в качестве приоритета интересы и благосостояние детей во всех сферах жизни государства [2]. Отметим, что данная Конвенция является обязательной для исполнения в России. Помимо этого, в п. 3 ст. 1 Семейного кодекса РФ закреплен приоритет семейного воспитания детей [3].

Безусловно, для гармоничного развития детей необходимым условием является их нахождение в семье. Базовым правом ребенка является возможность воспитания в семье, а корреспондирующей обязанностью родителей является воспитание своих детей.

Очевидна связь данного права с особой ролью права детей на общение с близкими родственниками, практическая реализация которого находит свое отражение в прохождении им этапов социализации в обществе. Соглашаясь с высказываниями исследователей вопросов социализации детей, в частности, Ю.О. Косовой, можем отметить, что личность человека является во многом проявлением результата симбиоза человека с процессами, его окружающими. В рамках такого взаимодействия происходит развитие личности ребенка [4, c. 46]. В этой связи видится значимым тот факт, что общение родственников с ребенком необходимо поддерживать на одинаковом среднем уровне, остающимся постоянным вне зависимости от межличностных отношений взрослых. Наиболее часто встречаются ситуации нарушения такого баланса в рамках отношений между родителями, находящимися в разводе.

Данное уточнение имеет особую актуальность в контексте фактически складывающейся практикой проживания и общения детей после развода супругов с одним из них. Зачастую общение второго родителя с ребенком связано с рядом ограничений, носящих демонстративный характер, что связано с нежеланием реализации права ребенка на общение с одним из родителей. В виду вышесказанного, такое общение обладает повышенным уровнем тревожности для всех его участни-

ков [5, с. 26]. Именно в данной ситуации проявляется особая роль, возлагаемая на родителей ребенка - несмотря на наличие противоречий, они обязаны обеспечить успешное прохождение социализации, одним из механизмов прохождения которой выступает общение с представителями разных поколений семьи. Однако, зачастую подобные вопросы возможно решить лишь в судебном порядке. В частности, решением Чеховского городского суда Московской области от 20 июля 2020 г. по делу № 2-1737/2020, предметом которого являлось препятствие матери ребенка его общению с отцом и родственниками со стороны бывшего супруга (в частности, с бабушкой ребенка), установлен режим общения данных лиц с несовершеннолетним ребенком [6]. Отметим так же, что данный режим общения установлен исключительно с соблюдением интересов ребенка и особенностями жизненной ситуации конкретной семьи.

Право на общение со своими родителями ребенок утрачивает в случае, если родители были лишены судом родительских прав. В данном случае законодатель исходит из интересов ребенка, применяя к недобросовестным родителям меры ответственности, а в отношении ребенка - меры защиты его прав и законных интересов, «поскольку устраняется противоправное виновное действие (бездействие) родителей в отношении детей, пресекаются нарушения прав ребенка» [7, с. 80].

Право несовершеннолетнего ребенка на общение с близкими родственниками имеет ряд особенностей в части его практической реализации.

Первой особенностью, отмечаемой в научной литературе по вопросу семейных правоотношений, является отсутствие закрепленной корреспондирующей обязанности родственников общаться с ребенком [8, с. 159]. Семейное законодательство лишь указывает на наличие такого права в ст. 67 Семейного кодекса Российской Федерации [3]. Данная особенность напрямую вытекает из основной цели закрепления права ребенка на общение с дедушками, бабушками, братьями, сестрами и иными родственниками - социализация ребенка, формирование устойчивых семейных связей, создание атмосферы любви в рамках семьи в ее расширенном понимании. Безусловно, закрепление обязанности по общению с ребенком за близкими родственниками противоречило бы основной цели данного права ребенка, поскольку в отсутствие желания такое общение принесет скорее вред, чем пользу.

Безусловно, право ребенка на общение с указанными лицами обеспечивается за счет наличия закрепленной корреспондирующей

встречной обязанности родителей по обеспечению самой возможности общения с близкими родственниками, конечно, при условии не противоречия такого общения его интересам. Отсюда следует справедливый вывод о том, что близкие родственники обладают правом требования предоставления возможности общения с ребенком, не вмешиваясь в процесс его воспитания.

В целом, вопросы организации общения ребенка с родственниками решаются индивидуально в рамках семейных отношений, основываясь на разных факторах. А.И. Дубровская, в частности, в числе ключевых отмечает существующие родственные связи, местные и национальные традиции [9, с. 149]. Однако, особо подчеркнем еще раз тот факт, что ключевым фактором в данном вопросе выступают интересы ребенка, поскольку данный механизм направлен именно на их защиту. Именно вышесказанным определяется позиция судов, в соответствии с которой им определяется в случае необходимости лишь процедурные моменты - порядок общения, то есть частота и периодичность встреч ребенка, но не их содержание.

Стоит отметить, что закрепленный механизм реализации рассматриваемого права не является совершенной, обладает рядом проблем. В частности, это касается такого вопроса, как возраст ребенка. На законодательном уровне в данный момент отсутствует разница в практических особенностях реализации рассматриваемого права в связи с возрастом несовершеннолетнего. В этой связи ряд авторов отмечает наличие возможности введения процедуры запроса позиции ребенка, достигшего определенного возраста (в литературе наиболее часто отмечается возраст 10 лет [10, с. 13]) и предоставление ему права самостоятельно решать вопрос об общении с тем или иным родственником. В противовес этому, Н.А. Темникова предлагает ввести в Семейный кодекс Российской Федерации норму, закрепляющую за родителем право «требовать ограничения такого общения в органах опеки и попечительства и суде, если оно оказывает вредное влияние на ребенка» [11, с. 77].

Таким образом, реализация права несовершеннолетнего ребенка на общение с близкими родственниками находится в зависимости от ряда факторов, ведущими, в числе которых являются семейные традиции, возраст ребенка и фактически сложившиеся взаимоотношения в семье между родственниками.

Еще одним вопросом, требующим рассмотрения в рамках изучения права ребенка на общение с родителями и иными родственниками, является субъектный состав лиц, имеющих право на общение с ребенком.

Если в названии статьи 67 Семейного кодекса Российской Федерации указан конкретный перечень родственников, то в п. 3 статьи говорится обобщенно о «близких родственниках». Данная смысловая неопределенность вызывает множество вопросов относительно субъектного состава лиц, имеющих право на общение с ребенком.

Однако хотелось бы отметить, что сведение данного перечня лиц исключительно к близким родственникам является в корне неверным, поскольку и более дальние родственники вполне могут иметь желание общаться, а также быть эмоционально важными для ребенка.

В целом, сведение данного вопроса исключительно к критерию кровного родства видится не совсем верным, что находит отражение и в судебной практике. В частности, ЕСПЧ в одном из своих решений указывает на то, что «кровные связи не гарантируют взаимную любовь, уважение и глубокую привязанность. Эмоциональные отношения формируются в ходе совместной жизни, общения, воспитания, совместной деятельности» [12].

Видится очевидным, что формальное отношение к определению круга родственников ребенка, основанное лишь на биологической близости, не является приемлемым. Применение такого механизма лишает своего права на общение с близким им ребенком целые группы родственников-свойственников, формально дальних родственников.

Думается, что законом в данный момент не защищены интересы ребенка в части обеспечения легальных механизмов общения с той частью людей, что не являются ему родственниками вовсе, однако оказали значительную поддержку родителям в процессе воспитания ребенка. Так, к числу лиц, отброшенных от действия нормы ст. 67 СК можно отнести отчима, мачеху.

Из вышесказанного с определенной долей очевидности можно сделать вывод о необходимости внесения ряда точечных поправок в законодательное регулирование по вопросу обеспечения права ребенка на общение с близкими родственниками. Представляется возможным закрепление супруга (бывшего супруга) родителя ребенка в качестве лица, обладающего аналогичными правами, что и другие близкие родственники (бабушки, дедушки). Аналогичным образом было бы правильным включение в указанный перечень иных лиц, в семье которых осуществлялся длительный уход за ребенком.

Закрепление таких критериев обеспечит возможность рассмотрения конкретной ситуации в рамках процедуры судопроизводства и анализа конкретной ситуации конкретной семьи и их взаимоотношений, а также (то основное) степени фактической близости лица с ре-

бенком. Данный обобщенный критерий обеспечит саму возможность обратиться за судебной защитой, в то время как на данный момент такой механизм отсутствует.

Подводя итог, стоит отметить, что реализация права ребенка на общение с близкими родственниками является крайне важным механизмом в процессе его социализации. В то же время на данный момент имеется ряд пробелов в правовом регулировании отношений по обеспечению общения ребенка с лицами, не являющимися родными, но оказавшими значительное влияние на его воспитание (отчим, фактический воспитатель), ввиду чего закрепление права на общение с ребенком для данных лиц является правильным и допустимым.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2014. - № 31. - Ст. 4398.

2. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990) // Сборник международных договоров СССР. - Выпуск XLVI. - 1993.

3. Семейный кодекс Российской Федерации: федер. закон от 29.12.1995 №223-ФЗ (с изм. и доп. от 18.03.2019) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 1996. - № 1. - Ст. 16.

4. Косова О.Ю. О праве на воспитание / Косова О.Ю. // Социально-юридическая тетрадь. - 2012. - № 2. - С. 45-62.

5. Камышова Е.В., Лазарева З.Н. Социальная коррекция взаимоотношений детей и родственников отдельно проживающего родителя после развода / Камышова Е.В., Лазарева З.Н. // Теория и практика общественного развития. -2018. - № 1 (119). - С. 25-29.

6. Решение Чеховского городского суда по делу № 2-1737/2020 от 20.07.2020 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://sudact.ru/regular/doc/n0x777bfSwHr/ (дата обращения: 15.11.2021)

7. Иванова Н.А. К вопросу о семейно-правовой ответственности родителей / Иванова Н.А. // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2014. - № 10 (138). - С. 136-142.

8. Ворожейкин Е.М. Правовые основы брака и семьи / Е.М. Ворожейкин. М., 1969. - 264 с.

9. Дубровская И.А. Права ребёнка / И.А. Дубровская. - М.: ГроссМедиа; РОСБУХ, 2008. - 176 с.

10. Беспалов Ю.Ф. Семейно-правовой статус ребенка: проблемы семейного законодательства РФ / Ю.Ф. Беспалов // Семейное и жилищное право. -2016. - № 5. - С. 11-15.

11. Темникова Н.А. Реализация права ребенка на общение с близкими родственниками / Н.А. Темникова // Социально-юридическая тетрадь. -2019. - № 9. - С. 74-81.

12. Постановление Европейского Суда по правам человека от 20 января 2011 г. Дело «Рытченко (Rytchenko) против Российской Федерации» (жалоба N 22266/04) (Первая секция) // Бюллетень Европейского Суда по правам человека. Российское издание. - 2012. - № 2.

Овчинникова Д.П.

студент,

Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, г. Липецк, Россия Научный руководитель: Жуковская Н.Ю., кандидат исторических наук, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин, Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, г. Липецк, Россия

ВОЗРАСТ СОВЕРШЕННОЛЕТИЯ И СПОСОБЫ ЕГО УСТАНОВЛЕНИЯ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ

Аннотация. В статье представлен анализ факторов, которые влияют на изменение возраста дееспособности в разных странах. Подчеркивается необходимость исследования опыта зарубежных стран для будущего устранения проблем инфантилизма в России и приобщения молодежи к своим правам и обязанностям независимо от возраста.

Ключевые слова: дееспособность, совершеннолетие, инфантильность, правовая культура, молодежь.

Ovchinnikova D.P.

student,

Lipetsk State Pedagogical P. Semenov-Tyan-Shansky University, Lipetsk, Russia

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.