Научная статья на тему 'Право наций на самоопределение на примере воссоединения Крыма и России'

Право наций на самоопределение на примере воссоединения Крыма и России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2054
286
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРАВА ЧЕЛОВЕКА / СОБЛЮДЕНИЕ ПРАВ / МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДОКУМЕНТ / ПРАВО НАРОДОВ НА САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ПАКТ / ДЕКЛАРАЦИЯ / ПРИНЦИПЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА / ИНТЕГРАЦИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Паращевина Е.А., Карасёва Е.М.

В наше время очень большое внимание уделяется правам человека, незыблимость реализации которых провозглашены всеми странами мира. Отдельное значение занимает и право наций на самоопределение, особенно, если учитывать недавнее воссоединение Крыма и России и возникшие при этом острые международные противоречия. В статье проанализировано определение чёткого места права наций на самоопределение в системе прав человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Право наций на самоопределение на примере воссоединения Крыма и России»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №4/2016 ISSN 2410-6070_

Таким образом, родовым объектом правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ст. 6.24 КоАП РФ, является здоровье населения, а, следовательно, наделение должностных лиц органов, осуществляющих федеральный государственный пожарный надзор, функциями по рассмотрению данных дел противоречит требованиям Положения о федеральном государственном пожарном надзоре.

В связи со сказанным выглядит вполне логичным внесение изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части, касающейся органов, имеющих право рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 6.24 КоАП РФ. По мнению авторов настоящей статьи, рассмотрение таких дел должно входить в компетенцию судей, а также органов внутренних дел (полиции).

Список использованной литературы:

1. Федеральный закон от 21.10.2013 №274-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон «О рекламе» в связи с принятием Федерального закона «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» // Собрание законодательства РФ, 28.10.2013, №43, ст. 5444.

2. Постановление Правительства РФ от 12.04.2012 №290 (ред. от 24.10.2015) «О федеральном государственном пожарном надзоре» (вместе с «Положением о федеральном государственном пожарном надзоре») / [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: www.base.consultant.ru (дата обращения: 11.04.2016).

3. Федеральный закон от 23.02.2013 № 15-ФЗ (ред. от 30.12.2015) «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» / [Электронный ресурс] -Режим доступа. - URL: www.base.consultant.ru (дата обращения: 11.04.2016).

© Заряева Н.П., Супонина Е.А., 2016.

УДК 341

Е.А. Паращевина

к.ю.н.,доцент кафедры государственно-правовых дисциплин Крымского Юридического института ( филиал) Академии Генеральной Прокуратуры РФ

Е.М. Карасёва студентка 2 курса Крымского Юридического института ( филиал) Академии Генеральной Прокуратуры РФ г.Симферополь, Российская Федерация

ПРАВО НАЦИЙ НА САМООПРЕДЕЛЕНИЕ НА ПРИМЕРЕ ВОССОЕДИНЕНИЯ

КРЫМА И РОССИИ

Аннотация

В наше время очень большое внимание уделяется правам человека, незыблимость реализации которых провозглашены всеми странами мира. Отдельное значение занимает и право наций на самоопределение, особенно, если учитывать недавнее воссоединение Крыма и России и возникшие при этом острые международные противоречия. В статье проанализировано определение чёткого места права наций на самоопределение в системе прав человека.

Ключевые слова

Права человека, соблюдение прав, международный документ, право народов на самоопределение, пакт, декларация, принципы международного права, интеграция.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №4/2016 ISSN 2410-6070_

Права человека — это определенные нормативно структурированные свойства и особенности бытия личности, которые выражают ее свободу и являются неотъемлемыми и необходимыми способами и условиями ее жизни, ее взаимоотношений с обществом, государством, другими индивидами. Они характеризуют правовой статус человека по отношению к государству, его возможности и притязания в экономической, социальной, политической и культурной сферах.

Гарантию соблюдения прав каждого жителя планеты дает принятая после окончания в 1948 году декларация прав человека ООН. Однако ошибочно было бы считать, что подобный международный документ — это результат кратковременной работы. Понятие прав человека начало возникать еще в Средние века в виде приемлемых стандартов поведения, а оформилось уже в 18 веке, в результате принятия Конституций многими западными странами.

Права человека представляют собой относительно небольшой набор ценностей, которые регулируют в основном отношения вертикального толка - «человек-государство». Права принадлежат каждому индивиду, и не зависят от гражданства, вероисповедания и социального статуса. Они имеют естественное происхождение, принадлежат каждому от рождения. У человека нельзя отнять права, они неотчуждаемы.

Права личности классифицируются на:

1) политические (свобода слова, право на объединение, свобода собраний);

2) культурные (право на образование, право на свободное творчество);

3) социально-экономические (право на частную собственность, право на жилище и социальное обеспечение).

Они находят свое отражение в принятых государственных актах и законах. Государство же, принимая конституцию, обязуется соблюдать и чтить права своих граждан, а также беженцев и иностранных подданных. Если же происходит нарушения соблюдения прав человек, срабатывают механизмы защиты. Они могут иметь правовой, политический характер, могут проводиться просвещенческие и общественные акции. По своей масштабности защита прав человека может применяться защита как во внутригосударственных органах (суды, Уполномоченный по правам человека, крайняя инстанция — Конституционный суд), так и на международном уровне (крайняя инстанция — Европейский Суд по правам человека, также возможны обращения в Комиссию по правам человека, различные комитеты по дискриминации).

Право народов на самоопределение - один из основных принципов международного права, означающий право каждого народа самостоятельно решать вопрос о форме своего государственного существования, свободно устанавливать свой политический статус и осуществлять свое экономическое и культурное развитие. Этот принцип вместе с другими принципами провозглашен в Уставе ООН, ставящем целью «развивать дружественные отношения между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов». Эта же цель ставится в Уставе ООН в связи с развитием экономического и социального сотрудничества между государствами.

Кроме отделения подразумевается значительное количество возможностей самоопределения от полного отказа от каких-то особенных прав до самоуправления, автономии или различных форм культурного обособления.

Право на самоопределение — один из общепризнанных принципов международного права. Процесс становления этой нормы начался с 1792 г., когда присоединение папских Анклавов Авиньон и Венсенн к Франции произошло на основе плебисцита. Он получил признание в процессе распада колониальной системы сначала в статье 1 вступившего в силу в 1945 году Устава ООН, а затем в Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам (принятой резолюцией № 1514 XV-ой Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1960 г.) и последующих международных пактах и декларациях ООН.

В Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах и Международном пакте о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. (в обоих пактах — статья 1) закреплено: «Все народы имеют право на самоопределение. В силу этого права они свободно устанавливают свой политический статус и свободно обеспечивают свое экономическое, социальное и культурное развитие... Все участвующие в настоящем Пакте государства. должны в соответствии с положениями Устава ООН

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №4/2016 ISSN 2410-6070_

поощрять осуществление права на самоопределение и уважать это право».

В Декларации о принципах международного права (от 24 октября 1970 г.) значится: «В силу принципа равноправия и самоопределения народов, закреплённого в Уставе ООН, все народы имеют право свободно определять без вмешательства извне свой политический статус и осуществлять свое экономическое, социальное и культурное развитие, и каждое государство обязано уважать это право в соответствии с положениями Устава».

В этой же Декларации указывается, что способами осуществления права на самоопределение могут быть «создание суверенного и независимого государства, свободное присоединение к независимому государству или объединение с ним, или установление любого другого политического статуса».

Аналогичные принципы закреплены в документах Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе — Хельсинкском Заключительном акте 1975 года, Итоговом документе Венской встречи 1986 года, документе Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ 1990 года и других международно-правовых актах.

Право наций на самоопределение провозглашалось ещё в начале XX века правительством США (В. Вильсон), а также российскими большевиками, закрепление которого было одним из основных требований и направлений начального периода их деятельности. Оно было декларировано во всех советских конституциях. Более того, Конституции социалистических федеративных государств — СССР и Югославии (СФРЮ) - включали положения о праве выхода республик из союза — в то же время такое право было предусмотрено лишь для союзных республик, но не для автономных образований.

Существует определённое противоречие между проведением в жизнь права народов на самоопределение и принципом территориальной целостности государства, гласящим, что территория государства не может быть изменена без его согласия. Неспособность сторон найти мирное решение такого противоречия приводит к усугублению национальных конфликтов, зачастую перерастающих в военное противостояние. При этом представители центральной государственной власти обычно приводят в качестве аргумента в защиту своей позиции утверждение о приоритете принципа территориальной целостности по отношению к праву на национальное самоопределение.

Противоречие разрешается следующим образом: согласно Декларации о принципах международного права, в действиях государств «ничто не должно истолковываться как санкционирующее или поощряющее любые действия, которые вели бы к расчленению или к частичному или полному нарушению территориальной целостности или политического единства суверенных и независимых государств, соблюдающих в своих действиях принцип равноправия и самоопределения народов».

Таким образом, делается заключение, что принцип территориальной целостности неприменим к государствам, не обеспечивающим равноправие проживающих в нём народов и не допускающим свободное самоопределение таких народов.

В качестве примера реализации нацией права на самоопределение я хотел бы привести события 2014 года в Крыму, когда русское население Крыма приняло решение о воссоединении с РФ.

11 марта 2014 года Верховный Совет Автономной Республики Крым и Севастопольский городской совет приняли в одностороннем порядке декларацию о независимости Автономной Республики Крым и города Севастополя. Декларация провозглашала, что, если в результате предстоящего референдума будет принято решение о присоединении Крыма к России, Крым будет объявлен независимой и суверенной республикой и именно в таком статусе обратится к Российской Федерации с предложением о принятии в состав Российской Федерации в качестве её нового субъекта.

16 марта 2014 года состоялся общекрымский референдум о статусе республики, в ходе которого подавляющее большинство проголосовавших высказалось за присоединение к России.

18 марта 2014 года был подписан межгосударственный договор о принятии независимой Республики Крым в состав Российской Федерации и образовании новых субъектов Федерации — Республики Крым и города федерального значения Севастополя. Договором был предусмотрен переходный период до 1 января 2015 года, в течение которого требовалось урегулировать вопросы интеграции Республики Крым и города

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №4/2016 ISSN 2410-6070_

Севастополь в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, в систему органов государственной власти Российской Федерации, а также вопросы исполнения воинской обязанности и несения военной службы на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя.

21 марта 2014 года президент России Владимир Путин подписал федеральный конституционный закон о вхождении Крыма в состав РФ и образовании новых субъектов федерации. До этого закон был принят Госдумой (20 марта) и одобрен Советом Федерации (21 марта). Вместе с законом Путин утвердил ратификацию Договора о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым. Одновременно был подписан указ о создании Крымского федерального округа и назначении полномочным представителем президента РФ в округе Олега Белавенцева.

2 апреля 2014 года президент Российской Федерации Владимир Путин подписал указ, согласно которому Республика Крым включена в состав Южного военного округа.

11 апреля 2014 года Республика Крым и город федерального значения Севастополь включены в перечень субъектов РФ в Конституции России.

В заключении хотелось бы отметить, что несмотря на то, что право наций на самоопределение зачастую противоречит принципу территориальной целостности государств, а также часто трактуется как проявление сепаратизма, всё же занимает важное место в системе прав человека, должно соблюдаться и гарантироваться.

Список использованной литературы:

1. Права человека. Энциклопедический словарь. Отв. редактор С. С. Алексеев. М.: Норма, 2009. 656 с. (Ряд статей из раздела «История прав человека».)

2. Словарь-справочник по правам человека: основные понятия и институты. М.: Изд. «Права человека», 2006.

3. Хански Р., Сукси М. (ред.) Введение в вопросы международной защиты прав человека Москва: «Права человека», 1997—1998. Пер. А. Иванченко. Ред. Л. Архипова

4. Экштайн К. Основные права и свободы по российской Конституции и Европейской Конвенции. Учебное пособие для вузов. — М.: Nota Bene, 2004. — 496 c.

© Паращевина Е.А., Карасёва Е.М., 2016

УДК 34.09

А.Г. Китаева

2 курс юридического факультета Ростовский филиал ФГБОУ ВО «Российский государственный

университет правосудия» г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация

Н.Г. Китаева 3 курс направления «СКД» ФГБОУ ВО «Калмыцкий государственный университет

имени Б.Б. Городовикова» г. Элиста, Российская Федерация

ГЕНЕЗИС ПРИНЦИПОВ ПРАВОСУДИЯ Аннотация

В статье рассматривается генезис принципов правосудия. Основополагающей целью практической реализации принципов правосудия следует считать защиту граждан и иных субъектов правоотношений,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.