Научная статья на тему 'Правовой аспект вхождения Крыма и Севастополя в состав России'

Правовой аспект вхождения Крыма и Севастополя в состав России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
5487
717
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЯ / КРЫМ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / МЕЖДУНАРОДНОЕ ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО / КОНСТИТУЦИ ОННОЕ ПРАВО / ФЕДЕРАЦИЯ / СУБЪЕКТЫ ФЕДЕРАЦИИ / RUSSIA / CRIMEA / INTERNATIONAL RELATIONS / PUBLIC INTERNATIONAL LAW / CONSTITUTIONAL LAW / FEDERATION / SUBJECTS OF FEDERATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Курилюк Ю. Е., Семеновский И. Д.

Статья посвящена актуальным вопросам международного и конституционного права, касаю щимся вхождения Республики Крым и города федерального значения Севастополь в состав Российской Федерации. Рассматриваются международно-правовые документы и национальное законодательство в области конститу ционно-правовых отношений. Проводится анализ процедуры принятия в состав России новых субъектов Федера ции и дается ее юридическая оценка. Авторы делают вывод о том, что основополагающие нормы международ ного и внутригосударственного права были соблюдены. Также рассмотрены некоторые правовые последствия включения Крыма в состав Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article is devoted to topical issues of Public international law and Constitutional law relating to entry of the Republic of Crimea in the Russian Federation. Discusses international legal acts and national legislation in the field of Constitutional law. Analyzed the procedure for the entry of the new Russian Federation’s subject and gave its legal evaluation. The authors conclude that fundamental rules of international and national law have been complied. It deals with some of the legal implications of the entry of the Crimea in the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Правовой аспект вхождения Крыма и Севастополя в состав России»

УДК 342.1

Правовой аспект вхождения Крыма и Севастополя в состав России

Аннотация. Статья посвящена актуальным вопросам международного и конституционного права, касающимся вхождения Республики Крым и города федерального значения Севастополь в состав Российской Федерации. Рассматриваются международно-правовые документы и национальное законодательство в области конституционно-правовых отношений. Проводится анализ процедуры принятия в состав России новых субъектов Федерации и дается ее юридическая оценка. Авторы делают вывод о том, что основополагающие нормы международного и внутригосударственного права были соблюдены. Также рассмотрены некоторые правовые последствия включения Крыма в состав Российской Федерации.

Ключевые слова: Россия; Крым; международные отношения; международное публичное право; конституционное право; Федерация; субъекты Федерации.

Abstract. This article is devoted to topical issues of Public international law and Constitutional law relating to entry of the Republic of Crimea in the Russian Federation. Discusses international legal acts and national legislation in the field of Constitutional law. Analyzed the procedure for the entry of the new Russian Federation’s subject and gave its legal evaluation. The authors conclude that fundamental rules of international and national law have been complied. It deals with some of the legal implications of the entry of the Crimea in the Russian Federation.

Keywords: Russia; Crimea; international relations; Public international law; Constitutional law; federation; subjects of federation.

Курилюк Ю.Е.,

кандидат

юридических наук Н yuLiya-kuriLyuk@yandex.ru

Семеновский И.Д.,

студент юридического факультета Финансового университета Н i.semenovskiy@yandex.com

Современная международная обстановка характеризуется сложностью и нестабильностью. В геополитическом пространстве продолжается необъявленная война за процветание отдельных развитых государств. Особенно она проявляется в контексте передела сфер экономического влияния, борьбе за энергетические ресурсы и территории, на которых они находятся, поскольку дефицитные источники энергии являются основой развития экономик и соответственно государств. В частности, в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. закреплено утверждение о том, что «внимание международной политики на долгосрочную перспективу будет сосредоточено на обладании

источниками энергоресурсов, в том числе на Ближнем Востоке, на шельфе Баренцева моря и в других районах...» [1].

По всему миру борьба за ресурсы и влияние выражается в ряде как относительно скрытых, так и неприкрытых циничных военных конфликтов, доходящих до прямого вмешательства одних государств в суверенные дела других государств. Независимо от природы происхождения данных конфликтов, неоспоримым является факт, что ряд территорий, находящихся в составе суверенных государств, желают изменить своей конституционно-правовой статус. Примерами могут служить Шотландия в составе Великобритании, Каталония в составе Испании, Фландрия в составе Бельгии. Ряд государств считаются непризнанными (например, Приднестровская Молдавская Республика и Нагорно-Карабахская Республика) или частично признанными (Абхазия, Южная Осетия, Республика Косово) международным сообществом. Таким образом, современные глобальные процессы позволяют судить о том, что существующие в мире границы государств еще не являются окончательно установившимися, а политическая карта мира в будущем может претерпеть изменения. Наиболее ярким и обсуждаемым событием весны 2014 г. стало вхождение в состав Российской Федерации двух новых субъектов: Республики Крым и города федерального значения Севастополь. Не углубляясь в политическую и экономическую сферы, однако применяя комплекс-

ный подход, оценим это событие с юридической точки зрения, т. е. с позиций международного права и законодательства Российской Федерации.

Важнейшим регулятором международных отношений в современном мире выступает международное право, которое базируется на целом ряде принятых государствами совместно документов, является основой межгосударственного взаимодействия и позволяет решать конфликты юридическими, дипломатическими средствами, т. е. мирным путем. В то же время, как справедливо отмечает А.К. Кузнецов, «международное публичное право является инструментом внешней политики государства», способом выражения его воли в мировом сообществе [2].

Главным международным документом, обязательным для исполнения всеми государствами мира, является Устав Организации Объединенных Наций (далее - Устав ООН), вступивший в силу 24 октября 1945 г. после завершения Второй мировой войны и закрепивший основы современного международного правопорядка, принципы взаимодействия на международной арене. Другими важнейшими документами в сфере регулирования международных отношений являются Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН, от 24 октября 1970 г. и Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе от 1 августа 1975 г. Для нашего государства исполнение данных документов носит обязательный характер, поскольку они были ратифицированы в установленном порядке.

Вхождение Республики Крым и города Севастополь в состав Российской Федерации вызвало различные трактовки мировым сообществом международно-правовых норм, в особенности норм, касающихся равноправия и самоопределения народов и территориальной целостности государств. Вспомним, как это было, и постараемся дать юридическую оценку событиям в Крыму.

Началом процесса сближения, по нашему мнению, явилось обращение Председателя Совета министров Республики Крым к Президенту Российской Федерации об оказании содействия в обеспечении мира и спокойствия на территории Крыма 1 марта 2014 г. Более того, в этот же день Президенту России поступило аналогичное обращение законно избранного Президента Украины. В рамках Военной доктрины Российской Федерации, утвержденной Указом Президента России от 5 февраля 2012 г. № 146, «считается правомерным применение Вооруженных сил и других войск... для обеспечения защиты своих граждан, находящихся за пределами Российской Федерации, в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права» [3]. Президент России в рамках целого ряда нормативных

актов и на основании пункта «г» части 1 статьи 102 Конституции внес в Совет Федерации обращение «об использовании Вооруженных сил Российской Федерации на территории Украины до нормализации общественнополитической обстановки в этой стране» и получил согласие на данное действие [4].

Таким образом, все внутригосударственные правовые процедуры, касающиеся вопроса использования Вооруженных сил России за пределами страны, были проведены в соответствии с законом. Поскольку Президент до настоящего момента не воспользовался правом на их использование, то и у международного сообщества вопросов на этот счет с юридической точки зрения возникнуть не могло в принципе, а все обвинения по данному поводу выглядят необъективными и политически мотивированными.

Общественно-политическая ситуация на Украине и в Автономной Республике Крым, сложившаяся к началу марта, привела к тому, что 6 марта высшими представительными органами власти Крыма в рамках своей компетенции было принятое решение о досрочном проведении 16 марта референдума о статусе полуострова с целью расширения самостоятельности и о возможном вхождении в состав Российской Федерации. 11 марта депутатами высших представительных органов была принята Декларация о независимости Автономной Республики Крым и г. Севастополя, в которой было отмечено, что в случае положительного волеизъявления граждан и на основании норм международного права Крым «будет объявлен независимым и суверенным государством с республиканской формой правления» [5]. Это позволило бы в дальнейшем облегчить Республике, как самостоятельному субъекту международного права, процесс вхождения в Российскую Федерацию.

Отметим, что серьезную дискуссию вызвал вопрос о том, вправе ли были высшие представительные органы власти Крыма и Севастополя проводить референдум о статусе полуострова, поскольку статьей 73 Конституции Украины закрепляется положение о том, что вопросы об изменении территории Украины решаются исключительно всеукраинским референдумом. Также отметим, что в соответствии с частью 2 статьи 7 Конституции Автономной Республики Крым территория республики «может быть изменена с учетом решения республиканского (местного) референдума и решения Верховной Рады Автономной Республики Крым в соответствии с Конституцией Украины». Таким образом, существование с 1998 г. положения Конституции Автономной Республики Крым, которое могло пойти вразрез с решением верховной власти Украины, изначально несло в себе внутреннее противоречие, было «бомбой» замедленного действия в решении вопроса о статусе Крыма.

Вместе с тем анализ положений Конституции Украины не представляется релевантным вообще, поскольку референдум проводился после принятия Декларации

о независимости, в качестве одного из обоснований принятия которой выступило заключение Международного Суда ООН в отношении Косово, в котором было признано, что провозглашение независимости частью государства в одностороннем порядке не нарушает ни одну из норм международного права. Таким образом, и в данной части не усматривается противоречий ни национальному законодательству Украины, ни нормам международного права.

Одним из вопросов референдума был такой: «Вы за воссоединение Крыма с Россией на правах субъекта Российской Федерации?» На этот вопрос ответили «Да» 96,77 и 95,6% населения Крыма и г. Севастополь, что было утверждено Комиссиями по проведению референдума на соответствующих территориях 17 марта.

Таким образом, на основании Декларации о независимости и исходя из результатов проведенного референдума Верховным Советом Автономной Республики Крым было принято Постановление «О независимости Крыма» от 17 марта 2014 г. На тех же основаниях было принято Решение Севастопольского городского Совета «О статусе города Севастополя» от 17 марта 2014 г. Согласно этим документам, Крым стал независимым суверенным государством, на территории которого находится город с особым статусом Севастополь, и обратился к ООН и всем государствам мира с призывом признать новое государство, каким оно стало, как минимум, де-факто. В том же постановлении Крым обратился к России «с предложением о принятии Республики Крым в состав Российской Федерации в качестве нового субъекта Российской Федерации со статусом республики» [6].

Все действия крымской стороны, основанные на принципе равноправия и самоопределения народов, по мнению многих членов международного сообщества, являлись незаконными, поскольку их результатом стало нарушение территориальной целостности Украины. Именно в соотношении этих двух принципов завязан узел противоречий, однако, при беспристрастной оценке, представляется возможным найти верное решение.

Принцип территориальной целостности государств получил закрепление в Уставе ООН и Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Исходя из его содержания, следует вывод, что данный принцип защищает территорию государства от внешних вмешательств и относится к взаимодействию независимых государств, а не к процессам в рамках одного государства. Например, пункт 4 статьи 2 Устава ООН гласит: «все Члены ООН воздерживаются в их международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной не-

прикосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, несовместимым с Целями ООН» [7]. То есть мы видим, что данный принцип обращен к другим государствам. Более ясное толкование этот принцип получает в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе: «государства-участники будут уважать территориальную целостность каждого из го-сударств-участников. Государства-участники будут равным образом воздерживаться от того, чтобы превращать территорию друг друга в объект военной оккупации или других прямых или косвенных мер применения силы в нарушении международного права» [8].

Следует также вспомнить установленный нами факт, что хотя Президент России и получил право использования Вооруженных сил на территории Украины в целях защиты прав граждан и соотечественников, Черноморского флота, находящегося в Крыму на основании международного договора, глава государства это право не реализовывал, а следовательно, российская сторона в данном случае вряд ли может считаться нарушителем.

Подводя промежуточный итог, отметим, что данный принцип направлен на защиту территориальной целостности государства от посягательств со стороны другого государства и напрямую не связан с правом народа на самоопределение, поскольку вопрос самоопределения по общему правилу является внутригосударственным.

Принцип равноправия и самоопределения народов закреплен в гораздо большем количестве международно-правовых актов и уже по этому признаку можно судить о его высокой значимости. В частности, он провозглашается в Уставе ООН, Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам, Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, Международном пакте о гражданских и политических правах, Декларации о принципах международного права и уже упоминавшемся Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе.

В первых четырех документах он обозначен пунктирно, причем в трех из них (за исключением Устава ООН) имеет одинаковую формулировку: «все народы имеют право на самоопределение. В силу этого права они свободно устанавливают свой политический статус и свободно обеспечивают свое экономическое, социальное и культурное развитие». Именно в этом контексте и действовали власти Крыма.

Более подробное изложение данный принцип получает в Декларации о принципах международного права и уже не раз упоминавшемся Заключительном акте Совещания по безопасности в Европе. В первом документе, провозглашая данный принцип, стороны также установили положение, согласно которому ничто «не должно

истолковываться как санкционирующее или поощряющее любые действия, которые вели бы к расчленению или к частичному или полному нарушению территориальной целостности или политического единства суверенных и независимых государств, соблюдающих в своих действиях принцип равноправия и самоопределения народов. и, вследствие этого, имеющих правительства, представляющие. весь народ, проживающий на данной территории» [9].

Однако, объективно оценивая февральско-мартовские события на Украине, говорить о соблюдении этих принципов и наличии представляющего весь народ правительства не приходится, поскольку власть в государстве была захвачена антиконституционным путем в результате вооруженного мятежа. И именно этот факт послужил поводом для обращения законно избранного Президента Украины и Совета Министров Автономной Республики Крым к Российской Федерации за помощью и проведения референдума о статусе Крыма.

Декларация о принципах международного права устанавливает также формы осуществления народами своего права на самоопределение. Ими являются «создание суверенного и независимого государства, свободное присоединение к независимому государству или объединение с ним или установление любого другого политического статуса» [9]. Таким образом, властями Крыма были последовательно реализованы положения данной Декларации в рамках своей компетенции, результатом чего явилось предложение нового независимого и суверенного государства - Республики Крым и города со специальным статусом Севастополь в ее составе,- принять его в состав Российской Федерации.

Заключительный акт Совещания по безопасности в Европе устанавливает, что «все народы всегда имеют право в условиях полной свободы определять, когда и как они желают, свой внутренний и внешний политический статус без вмешательства извне» [8]. Государства же, в свою очередь, согласно этому документу, обязаны уважать право народов распоряжаться своей судьбой.

Таким образом, соотнося эти два принципа, мы можем сделать вывод, что право народов на самоопределение стоит выше принципа территориальной целостности государства, если оно само не соблюдает принцип равноправия и самоопределения народов. В свою очередь, территориальная целостность государства может и должна подлежать защите лишь при условии фактического функционирования данного государства на основе свободного самоопределения народов в его составе и только против агрессивных действий других государств. Именно такой вывод следует из анализа соотношения международно-правовых норм.

Тем не менее ряд государств, по нашему мнению, исключительно по политическим, а не юридическим причинам отказались признать легитимность референдума и его результаты - высшее воплощение народной воли. Более того, степень политизированности данной реакции отчетливо видна в сравнении с консультативным заключением Международного суда ООН от 22 июля 2010 г. по вопросу о соответствии нормам международного права одностороннего провозглашения независимости временными институтами самоуправления Косово, поставленному Республикой Сербия. Несмотря на то что данное решение суда не имеет обязательной юридической силы, признав легитимным одностороннее объявление независимости Косово, оно послужило институциональной, идеологической и политической основой признания самопровозглашенной автономии множеством государств, а также весьма опасным в мировом масштабе прецедентом. В частности, в заключении содержатся следующие слова: «общее международное право не содержит какого-либо применимого запрета на провозглашение независимости и Декларация независимости от 17 февраля 2008 г. не нарушает норм международного права» [10].

Сравнивая два примера о провозглашении независимости, отметим, что, в отличие от косовского, где решение было принято «всего лишь» парламентом, решение относительно судьбы Крыма принималось путем референдума, т. е. одной из высших форм непосредственной демократии. Проанализировав действия крымских властей и международный аспект исследуемого нами процесса, обратимся к нормам права России, регулирующим порядок принятия в Федерацию новых субъектов.

На основании обращения Государственного Совета Крыма к ООН и международному сообществу о признании Республики суверенным независимым государством Президент России издал Указ от 17 марта 2014 г. № 147 следующего содержания: «учитывая волеизъявление народов Крыма на общекрымском референдуме, состоявшемся 16 марта 2014 г., признать Республику Крым, в которой город Севастополь имеет особый статус, в качестве суверенного и независимого государства» [11].

Республика Крым в качестве суверенного и независимого государства 17 марта обратилась к России с предложением о принятии в состав Федерации в качестве нового субъекта со статусом республики. Процедура принятия в состав Российской Федерации и образование в ней нового субъекта регулируется частью 2 статьи 65 Конституции и принятым в ее исполнение Федеральным конституционным законом от 17 декабря 2001 г. № 6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации». В соответствии с пунктом 2 статьи 4 данного закона «принятие в Российскую Федерацию в качестве нового субъекта иностранного государства

право

или его части осуществляется по взаимному согласию Российской Федерации и данного иностранного государства в соответствии с международным (межгосударственным) договором» [12].

18 марта 2014 г. в г. Москве был подписан Договор между Российской Федерацией и Республикой Крым

0 принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов. В соответствии с ним в Российской Федерации образовались два новых субъекта: Республика Крым, просуществовавшая в качестве независимого государства всего один день, и город федерального значения Севастополь.

После подписания этого документа Президент России на основании пункта 4 статьи 7 Федерального конституционного закона «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» обратился в Конституционный суд с запросом о соответствии Конституции нового международного договора. Конституционный суд, в свою очередь, в Постановлении от 19 марта 2014 г. № 6-П признал «международный договор между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов соответствующим Конституции Российской Федерации» [13].

Итогом рассматриваемой нами процедуры стало принятие Федерального закона от 21 марта 2014 г. № 36-Ф3 «О ратификации Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов», имеющего идентичное содержание, и одобрение Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя». С марта 2014 года в России стало на 2 субъекта больше, а их общее количество составило 85.

Этим же Федеральным конституционным законом до

1 января 2015 г. установлен переходный период, в течение которого предусматривается интеграция двух новых субъектов Федерации в правовую, экономическую, финансовую и иные системы. Стоит отметить, что процесс интеграции начался достаточно интенсивно. Указом Президента России от 21 марта 2014 г. № 168 был образован Крымский федеральный округ, ставший девятым по счету федеральным округом в России. Также в соответствии с Указом Президента России от 31 марта 2014 г. № 190 «в целях повышения эффективности деятельности федеральных органов исполнительной власти по интеграции Республики Крым и г. Севастополя в экономическую, фи-

нансовую, кредитную и правовую системы» было образовано Министерство Российской Федерации по делам Крыма [14].

Таким образом, рассмотрев процедуру вхождения в состав Российской Федерации Республики Крым и города федерального значения Севастополь, можно сделать вывод, что трактовать эти события как аннексию ни с юридической, ни, следовательно, с какой-либо другой точки зрения недопустимо, поскольку в данном процессе были соблюдены основополагающие нормы как международного, так и внутригосударственного права. Все обвинения в адрес Российской Федерации лежат в политической плоскости и разумному легальному объяснению не подлежат. На основании действующего законодательства и принятых подзаконных актов начался активный процесс правовой, экономической и иной интеграции новых субъектов в пространство Российской Федерации. В таблице перечислены нормативные правовые акты (за период с марта по начало мая 2014 г.), которые способствовали этому процессу.

литература

1. Указ Президента России от 12.05.2009 № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года», пункт 11.

2. Кузнецов А.К. Основы международного публичного права. Конспект лекций: Учебное пособие. М.: Финансовая академии при Правительстве РФ, 2006. С. 5.

3. Указ Президента России от 05.02.2010 № 146 «О Военной доктрине Российской Федерации», пункт 20.

4. http://kremLin.ru/news/20353 (дата обращения 10.04.2014).

5. Декларация о независимости Автономной Республики Крым и г. Севастополя от 11.03.2013, пункт 1.

6. Постановление «О независимости Крыма» от 17.03.2014, пункт 8.

7. Устав Организации Объединенных Наций, статья 2, пункт 4.

8. Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе от 01.08.1975.

9. Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН от 24.10.1970.

10. Консультативное заключение Международного Суда ООН от 22.07.2010.

11. Указ Президента России от 17.03.2014 № 147 «О признании Республики Крым», пункт 1.

12. Федеральный конституционный закон от 17.12.2001 № 6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации», статья 4, пункт 2.

13. Постановление Конституционного Суда России от 19.03.20146-П «По делу о проверке конституционности не вступившего в силу международного договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов».

14. Указ Президента России от 31.03.2014 № 190 «О Министерстве Российской Федерации по делам Крыма»

Таблица 1

Перечень юридически значимых для республики крым и города федерального значения севастополь событий и документов за период с марта по начало мая 2014 г.

ДАТА СОБЫТИЕ

06.03.2014 Постановление Верховной Рады Автономной Республики Крым «О проведении общекрымского референдума»

11.03.2014 Декларация о независимости Автономной Республики Крым и города Севастополя, утвержденная Постановлением Верховной Рады Автономной Республики Крым

16.03.2014 Референдум о статусе Крыма

17.03.2014 Постановление Государственного совета Республики Крым «О независимости Крыма». Решение Севастопольского городского Совета «О статусе города Севастополя»

17.03.2014 Указ Президента России № 147 «О признании Республики Крым»

18.03.2014 Договор между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в состав Российской Федерации Республики Крым

19.03.2014 Постановление Конституционного Суда России 6-П «По делу о проверке конституционности не вступившего в силу международного договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов»

21.03.2014 Федеральный конституционный закон № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя»

21.03.2014 Указ Президента Российской Федерации № 168 «Об образовании Крымского федерального округа»

31.03.2014 Указ Президента Российской Федерации от № 190 «О Министерстве Российской Федерации по делам Крыма»

31.03.2014 Указ Президента Российской Федерации № 192 «О мерах государственной поддержки граждан, являющихся получателями пенсий на территориях Республики Крым и г. Севастополя»

31.03.2014 Указ Президента Российской Федерации от № 193 «О повышении заработной платы работников бюджетной сферы и сотрудников государственных и муниципальных органов Республики Крым и г. Севастополя»

02.04.2014 Федеральный закон от № 37-ФЗ «Об особенностях функционирования финансовой системы Республики Крым и города федерального значения Севастополя на переходный период»

02.04.2014 Федеральный закон от № 39-ФЗ «О защите интересов физических лиц, имеющих вклады в банках и обособленных структурных подразделениях банков, зарегистрированных и (или) действующих на территории Республики Крым и на территории города федерального значения Севастополя»

02.04.2014 Включение Республики Крым в состав Южного военного округа указом Президента.

08.04.2014 Постановление Правительства Российской Федерации № 276 «Об осуществлении ежемесячной выплаты к пенсии гражданам, являющимся получателями пенсий на территориях Республики Крым и г. Севастополя»

11.04.2014 Утверждение Конституции Республики Крым Государственным Советом Республики Крым

11.04.2014 Включение Республики Крым и города федерального значения Севастополь в перечень субъектов Российской Федерации в Конституции Российской Федерации

20.04.2014 Указ Президента Российской Федерации от № 263 «О государственной комиссии по вопросам социально-экономического развития Республики Крым и г. Севастополя и об упразднении Государственной комиссии по подготовке и проведению XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи»

21.04.2014 Указ Президента Российской Федерации от № 268 «О мерах по реабилитации армянского, болгарского, греческого, крымскотатарского и немецкого народов и государственной поддержке их возрождения и развития»

25.04.2014 Установление государственной границы Российской Федерации между субъектом Российской Федерации Республикой Крым и Украиной

30.04.2014 Указ Президента Российской Федерации от № 287 «О Территориальном управлении Управления делами Президента Российской Федерации в Республике Крым»

30.04.2014 Постановление Правительства Российской Федерации от № 402 «О предоставлении в 2014 году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации иных межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с отдыхом и оздоровлением детей в организациях отдыха детей и их оздоровления, расположенных в Республике Крым и г. Севастополе»

05.05.2014 Федеральный закон от № 84-ФЗ «Об особенностях правового регулирования отношений в сфере образования в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»

05.05.2014 Федеральный закон от № 91-ФЗ «О применении положений Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.