_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 12/2017 ISSN 2410-700Х_
УДК 34
Егоров Б.Д.
Студент, 2 курс, факультет «Юридический» Пермский государственный национальный исследовательский университет
Россия, г. Пермь
КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВАНИЯ ПРИНЯТИЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
В СОСТАВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Аннотация
Статья посвящена юридической оценке воссоединения Крыма с Россией с точки зрения конституционно-правового регулирования территории Российской Федерации, в системе с общепризнанными нормами и принципами международного права, а также практики их применения при возникновении спорных ситуаций.
Ключевые слова
территория Российской Федерации, принятие в Российскую Федерацию нового субъекта, право на самоопределение, демократия, референдум, сецессия, аннексия.
Annotation
Article is devoted to legal assessment of reunion of the Crimea with Russia from the point of view of constitutional and legal regulation of the territory of the Russian Federation, in system with the universally recognized norms and the principles of international law and also practice of their application at emergence of disputable situations.
Key words
the territory of the Russian Federation, acceptance to the Russian Federation the new subject, the right for self-determination, democracy, a referendum, secession, annexation.
С момента принятия в состав Российской Федерации Республики Крым прошло более трех лет, вместе с тем, вопросы о правомерности данных исторических событий, особенно со стороны ведущих мировых держав, остались все те же: аннексия или правомерное воссоединение.
Множество авторов, исследуя правомерность поименованных событий, дают юридическую оценку самого факта передачи Крымской области из состава РСФСР в УССР, последующего вхождения полуострова в состав Украины при распаде СССР и образовании на его территории независимых государств, использования на территории Украины Вооруженных Сил Российской Федерации, сецессии Автономной республики Крым и города с особым статусом Севастополя из состава Украины, с точки зрения законодательства Украины, норм и принципов международного права, а также международной практики разрешения подобных ситуаций.
На наш взгляд, интерес представляет также юридический анализ произошедших событий, в том числе и с точки зрения государственного права Российской Федерации, действующего в системе с общепризнанными нормами и принципами международного права.
Закрепляя основы правового регулирования территории Российской Федерации, положения ч. 1 ст. 1, ст. 2, ч. 3 ст. 5, ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации, определяют Россию демократическим, федеративным и правовым государством, высшей ценностью для которого являются человек, его права и свободы. В качестве основ федеративного устройства и правового регулирования, названные положения Конституции Российской Федерации провозглашают принципы территориальной целостности, равноправия и самоопределения народов, принцип признания составной частью правовой системы России общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации.
Провозглашение России демократическим государством, высшей ценностью для которого является
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 12/2017 ISSN 2410-700Х_
человек, его права и свободы, государством признающим равноправие и самоопределение народов, ориентирует Российскую Федерацию, как институт территориальной организации власти, неукоснительно следовать основополагающим принципам демократического общества, в том числе признание народа носителем суверенитета и единственным источником власти любых государств и их объединений, недопущение какой либо дискриминации человека и гражданина, принципиальное ориентирование политики государства на признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека, как в пределах, так и за пределами своей территории.
Признание Российской Федерацией, в качестве составной части правовой системы, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации, а также провозглашение России правовым государством, обязывают наше государство неуклонно следовать как букве внутригосударственного законодательства, так и основополагающим правилам поведения, сформулированным и соблюдаемым международным сообществом, а также правилам закрепленным международными договорами, участником которых является Российская Федерация.
Являющийся одной из основ конституционного строя Российской Федерации принцип территориальной целостности, предполагает недопустимость изменения территории России путем сецессии какой либо ее части, а в случае появления такой необходимости, осуществление процедуры выхода территории в порядке, предусмотренном ст. 135 Конституции Российской Федерации - путем принятия новой Конституции Российской Федерации.
Вместе с тем, положения ч. 2 ст. 65, ч. 1 ст. 137 Конституции Российской Федерации предусматривают возможность принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации, такая процедура осуществляется путем внесения изменений в ст. 65 Конституции Российской Федерации, на основании федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта Российской Федерации.
В развитие положений ч. 2 ст. 65, ч. 1 ст. 137 Конституции Российской Федерации, был принят Федеральный конституционный закон № 6-ФКЗ, действующий в редакции Федеральный конституционный закон № 7-ФКЗ.
В соответствии со ст. 1 ФКЗ от 17.12.2001 г. № 6-ФКЗ, законодатель разделяет понятия «принятие в Российскую Федерацию нового субъекта» и «образование в составе Российской Федерации нового субъекта», в первом случае речь идет о процедуре изменения состава субъектов Российской Федерации в результате присоединения к ней иностранного государства или его части, во втором о процедуре изменения состава Российской Федерации не связанной с принятием в Российскую Федерацию иностранного государства или его части.
Дополняя положения ст. 1 ФКЗ от 17.12.2001 г. № 6-ФКЗ, ст. 5 того же закона устанавливает, что образование в составе Российской Федерации нового субъекта может быть осуществлено в результате объединения двух и более граничащих между собой субъектов, и, соответственно, повлечь за собой прекращение существования субъектов Российской Федерации, территории которых подлежат объединению. Вместе с тем, изменение наименования субъекта Российской Федерации, в порядке, предусмотренном ч. 2 ст. 137 Конституции Российской Федерации, не влечет за собой образование в составе Российской Федерации нового субъекта.
Следует отметить, что ФКЗ от 17.12.2001 г. № 6-ФКЗ предпологает возможность совершения поименованных юридически-значимых действий одномоментно, как произошло в рассматриваемом случае принятия в состав Российской Федерации Республики Крым, и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов: Республики Крым и города федерального значения Севастополь.
Положениями ст. 3 и ст. 4 ФКЗ от 17.12.2001 г. № 6-ФКЗ устанавливаются обязательные требования к принятию и условия принятия в Российскую Федерацию и образованию в ее составе нового субъекта.
К основным требованиям законодатель относит осуществление такой процедуры на добровольной основе, с соблюдением государственных интересов и принципов федеративного устройства Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина, а также с учетом сложившихся исторических, хозяйственных и культурных связей субъектов Российской Федерации, их социально-экономических
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 12/2017 ISSN 2410-700Х_
возможностей.
В качестве условий принятия в Российскую Федерацию нового субъекта, законодатель установил, что принимаемым в Российскую Федерацию субъектом должно являться иностранное государство или его часть. Принятие должно осуществляется при наличии взаимного согласия Российской Федерации и иностранного государства полностью или частично входящего в состав России, а также заключенного между ними международного (межгосударственного) договора о принятии в Российскую Федерацию в качестве нового субъекта иностранного государства или его части. Принимаемому в состав Российской Федерации иностранному государству предоставляется статус республики, если международным договором не предусматривается предоставление новому субъекту статуса края или области. Принимаемой в состав Российской Федерации части иностранного государства предоставляется статус республики, края, области, автономной области или автономного округа, в соответствии с международным договором.
Порядок принятия в Российскую Федерацию нового субъекта регламентирован ст., ст. 6 - 9 ФКЗ от 17.12.2001 г. № 6-ФКЗ, а также действующими в системе положениями ст., ст. 65, 80, 84, 86, 94, 104 - 108, 125, 136 Конституции Российской Федерации, Федеральным конституционным законом от 21.07.1994 г. № 1-ФКЗ, Федеральным законом от 15.07.1995 г. № 101-ФЗ , Федеральным законом от 14.06.1994 г. № 5-ФЗ,,
Основными этапами принятия в Российскую Федерацию нового субъекта, для целей настоящего исследования, можно условно выделить: инициативу такого принятия, рассмотрение поступившей инициативы и заключение международного договора и, при необходимости, специальных протоколов, направление в Конституционный Суд Российской Федерации и рассмотрение им запроса о проверке соответствия Конституции Российской Федерации международного договора, внесение законопроектов федерального закона о ратификации международного договора и федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию нового субъекта, их принятие, подписание, опубликование и вступление в силу, внесение изменений в Конституцию Российской Федерации.
Учитывая изложенное, для юридической оценки процедуры принятия в состав Российской Федерации Республики Крым, следует рассматривать данные события с точки зрения соблюдения всех вышеприведенных принципов составляющих основы конституционного строя России, юридических требований, условий и процедур принятия в состав Российской Федерации нового субъекта, а также с точки зрения соответствия совершенных действий интересам, правам и свободам населения Крымского полуострова, как единственного источника власти и носителя суверенитета на данной территории, имеющего правовую возможность для самоопределения.
Для правильного понимания предпосылок к сецессии Автономной республики Крым и города Севастополя из состава Украины, мы не будем углубляться далеко в историю, говорить об исторической «русскости» Крыма, роли России в его историческом развитии, становлении государственности и суверенитета крымского народа, давать оценку законности Постановления Президиума Верховного Совета РСФСР от 05.02.1954 г, и последующего включения территории Крыма в состав независимого государства Украина по результатам подписания «Беловежских соглашений» от 08.12.1991 г., поскольку последствия данных событий, так или иначе были признаны мировым сообществом, в том числе и Российской Федерацией.
Вместе с тем, следует отметить, что с XIX века и по настоящее время, территорию Крыма (включая Севастополь), преимущественно населяли русские, украинцы и крымские татары, при этом, с середины XX века более пятидесяти процентов населения полуострова составляли русские . Население Крыма уже на первых этапах распада СССР и формирования украинской государственности добивалось особого статуса автономии. Об этом свидетельствовали принятие 12.11.1990 г Крымским областным Советом народных депутатов декларации, проведение 20.01.1991 г. Обще-крымского референдума по вопросу воссоздания Крымской Автономной Советской Социалистической Республики как субъекта Союза ССР и участника Союзного договора. В 06.05.1992 г. Верховным Советом Автономной Республики Крым была принята Конституция Автономной республики Крым, провозгласившая Республику Крым правовым, демократическим государством, обладающим на своей территории верховным правом в отношении природных богатств, материальных, культурных и духовных ценностей, осуществляющим свои суверенные
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 12/2017 ISSN 2410-700Х_
права и всю полноту власти на данной территории. Кроме того, был принят целый ряд законодательных актов развивающих положения Конституции Автономной республики Крым 1992 г., в том числе: «О выборах Президента Республики Крым» от 17.09.1993 г., «О Президенте Республики Крым» от 14.10.1993 г., «О восстановлении конституционных основ государственности Республики Крым» от 20.05.1994 г., «О Конституционном Суде Республики Крым» от 08.09.1994 г., «О выборах депутатов и председателей сельских, поселковых, районных, городских, районных в городах Советов» от 18.01.1995 г.
Такое правовое положение Крыма, давало возможность его населению реализовывать свое право на самоопределение в составе Украинского государства, однако уже с 1994 г. украинскими властями в одностороннем порядке стали предприниматься меры по ограничению автономии Республики Крым. Законом от 17.03.1995 г. Верховной Радой Украины была отменена Конституция Республики Крым 1992 года, а также целый ряд крымских законодательных актов регламентирующих вопросы восстановления основ государственности Республики Крым и статуса органов государственной власти. Указом Президента Украины от 31.03.1995 г. «О некоторых вопросах взаимоотношений между центральными органами государственной исполнительной власти и органами исполнительной власти Автономной Республики Крым», Правительство Крыма было переподчинено непосредственно Кабинету Министров Украины, также был изменен порядок назначения премьер-министра, членов Правительства Крыма, из под контроля Верховного Совета Крыма были выведены председатели и исполнительные комитеты городских, районных, районных в городах, поселковых, сельских Советов народных депутатов Республики Крым. Принятая 21.10.1998 г. Верховным Советом Крыма Конституция Автономной Республики Крым, сохранила лишь небольшую степень автономии.
Таким образом, к началу XXI века, Крым хоть и продолжал называться автономной республикой, в действительности стал административно-территориальным образованием с несколько более широкой, чем у областей самостоятельностью, он уже не имел в качестве государственных языков русский и крымскотатарский, государственным языком являлся один - украинский, не имел своего гражданства, был лишен права собственности на землю и природные ресурсы, формирование органов власти и их деятельность перешли под контроль центральных органов управления. Более того, на практике, уже с середины 90-х годов прошлого века фактически началось подкрепленное изменениями законодательства и политикой руководства Украины притеснение населения Крыма, нацеленное на искоренение основ государственности данной территории, ее связей с Российской Федерацией. Это выражалось в сокращении русских школ, использовании учебной литературы на украинском языке, ориентирование вещания средств массовой информации на украинский язык, кадровая политика по освобождению с государственных постов по принципу национальной принадлежности.
Государственный переворот, совершенный в Киеве 22 февраля 2014 г., привел к власти радикалов-западников, которые, подтверждая свои слова жестоким физическим подавлением любых проявлений несогласия с насильственным захватом власти на Украине, как то имело место в Киеве, в Донецкой, Луганской областях и многих других регионах, первым делом дали понять крымчанам и всему многонациональному народу Украины, что искоренение русской культуры, русского языка, исторической памяти русского и украинского народов, является для них едва ли не самой главной целью. Вся эта ситуация, сопровождаемая массовым насилием в отношении представителей власти и простых граждан не признающих государственный переворот, принятием под дулами автоматов явно противоречащих Конституции Украины постановлений Верховной Рады Украины от 22.02.2014 г. № 757-VII «О самоустранении Президента Украины от выполнения конституционных полномочий и назначении внеочередных выборов Президента Украины», от 23.02.2014 г. № 764-VII «О возложении на Председателя Верховной Рады Украины исполнения обязанностей Президента Украины в соответствии со статьей 112 Конституции Украины», от 24.02.2014 г. № 775-VII «О реагировании на факты нарушения судьями Конституционного Суда Украины присяги судьи», от 25.02.2014 г. № 788-VII «О предоставлении полномочий временно исполняющему обязанности Президента Украины, председателю Верховной Рады Украины Турчинову О.В. на подписание законов Украины», бесспорно свидетельствовала о том, что фактически начался распад Украины как суверенного, демократического и правового государства, начался
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 12/2017 ISSN 2410-700Х
процесс становления на его территории нового государства с явно авторитарным режимом . ,
В таких условиях сомнительного существования легитимной государственной власти на Украине, и, соответственно, Украины как суверенного правового государства, повсеместного насильственного захвата власти, проведения карательных операций по подавлению, вплоть до физического устранения, любых проявлений несогласия с происходящими событиями, в том числе имевшей место 23.02.2014 г. неудачной попытки устроить Евромайдан в Керчи, учитывая интересы населения Крыма, в период с 25.02.2014 г. органы управления Крыма и Севастополя, заявляя о неподчинении новым киевским властям, начали активно готовить референдум по вопросу статуса Крыма, который первоначально планировалось провести 25.05.2014 г., затем 30.03.2014 г., окончательной датой проведения референдума было назначено 16.03.2014 г. В окончательной редакции, постановлением Верховного Совета Автономной Республики Крым от 06.03.2014 г. «О проведении общекрымского референдума», а также решением Севастопольского городского совета от 06.03.2014 г. № 7151 «Об участии в проведении общекрымского референдума», на голосование были вынесены вопросы: «Вы за воссоединение Крыма с Россией на правах субъекта Российской Федерации?», «Вы за восстановление действия Конституции Республики Крым 1992 года и за статус Крыма как части Украины?» ,,.
Следует отметить, что п. 1 и п. 9 указанного акта Верховного Совета Автономной Республики Крым от 06.03.2014 г., было постановлено: «Войти в состав Российской Федерации в качестве субъекта Российской Федерации», «Обратиться к Президенту Российской Федерации и Федеральному Собранию Российской Федерации с предложением о начале процедуры вхождения в состав Российской Федерации в качестве субъекта Российской Федерации», аналогичное решение о вхождении города Севастополя в состав Российской Федерации в качестве субъекта Российской Федерации, содержалось в п. 1 решения Севастопольского городского Совета от 06.03.2014 г. № 7151. Данные решения Верховного Совета Автономной Республики Крым и Севастопольского городского Совета, на наш взгляд, являлись предварительными, требующими окончательного принятия на предстоящем 16.03.2014 г. Обще-крымском референдуме.
Также следует отметить, что вопрос о принятии Крыма в состав Российской Федерации, в качестве субъекта Российской Федерации, также являлся предметом рассмотрения органов государственной власти Российской Федерации, перед которыми стояли задачи не только по обеспечению безопасности населения Крыма, рассмотрении вопроса о возможности принятия данной территории в состав России, но по обеспечению легитимности данной процедуры, в т.ч. с точки зрения ее соответствия как нормам международного права, так и нормам российского законодательства, которое, как уже оговаривалось выше, не предусматривает возможности принятия в состав территории Российской Федерации части иностранного государства при отсутствии взаимного согласия данных государств и заключенного между ними международного договора. Именно для целей устранения данного правового препятствия, в Государственной Думе Российской Федерации шла работа над внесенным 28.02.2014 г. депутатами фракции «Справедливая Россия» законопроектом, предполагающим внесение изменений в ФКЗ от 17.12.2001 г. № 6-ФКЗ, согласно которым допускалось принятие в состав Российской Федерации нового субъекта - части иностранного государства, в т.ч. и при отсутствии международного договора, в случаях, когда жители данной территории приняли решение вступить в состав России на референдуме или же если легитимные органы государственной власти данной территории осуществили официальное прошение к России .
Поскольку Крым являлся частью Украины, действующие органы власти которой категорически не признавали ни возможность наделения самостоятельностью, ни, тем более, возможность выхода данной территории из Украины, вопрос о правомерности сецессии Крыма и его возможном вхождении в состав Российской Федерации, являлся одним из самых проблемных как для властей Крыма, так и для властей Российской Федерации, осознающих, что правомерность сецессии будет оспорена не только представителями «новой» украинской власти, но и многими государствами - которые являются членами ООН.
Учитывая существующую практику образования государств при сецессии части территории из
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 12/2017 ISSN 2410-700Х_
состава суверенного государства, с точки зрения ее оценки государствами - Членами ООН, а также Международным Судом ООН, позиции которых подробно изложены в консультативном заключении Международного Суда от 22.07.2010 г., по вопросу о соответствии нормам международного права Декларации независимости Косово, принятой 17.02.2008 г., в дополнение к решениям, принятым поименованным постановлением Верховного Совета Автономной Республики Крым от 06.03.2014 г. «О проведении обще-крымского референдума», постановлениями Верховной Рады Автономной Республики Крым и Севастопольского городского Совета, от 11.03.2014 г. была утверждена Декларация о независимости Автономной Республики Крым и Города Севастополя. В соответствии с Декларацией, в случае если в результате предстоящего 16.03.2014 г. референдума буде принято решение о вхождении Крыма, включая Автономную республику Крым и город Севастополь, в состав России, Крым будет объявлен независимым и суверенным государством с республиканской формой правления.
В тот же день 11.03.2014 г. МИД России выступил с официальным заявлением о принятии Декларации о независимости Автономной Республики Крым и города Севастополя, согласно которому посчитал данное решение абсолютно правомерным, а также заявил о позиции Российской Федерации, которая будет в полной мере уважать результаты свободного волеизъявления народов Крыма в ходе референдума.
16.03.2014 г. в Крыму прошел референдум, по результатам которого 96.77% принявших в нем участие жителей проголосовали за вхождение автономии в состав Российской Федерации. С учетом результатов референдума, положений Декларации о независимости Республики Крым от 11.03.2014 г., Верховная Рада Автономной Республики Крым приняла постановление от 17.03.2014 г. № 1745-6/14 «О независимости Крыма», согласно которому постановила: провозгласить Крым независимым суверенным государством - Республикой Крым, в которой город Севастополь имеет особый статус, а также обратилась к ООН и ко всем государствам мира с призывом признать независимое государство, созданное народами Крыма. Республика Крым, в лице Верховной Рады Автономной Республики Крым обращается к Российской Федерации с предложением о принятии Республики Крым в состав Российской Федерации со статусом Республики. Решение Верховной Рады Автономной Республики Крым «О независимости Крыма» было подержано решением Севастопольского городского Совета от 17.03.2014 г. № 7156. Этим же решением город Севастополь в лице Севастопольского городского Совета обратился к Российской Федерации с предложением о принятии города Севастополя в состав Российской Федерации в качестве субъекта Российской Федерации.
Учитывая волеизъявление народа Крыма на обще-крымском референдуме, состоявшемся 16.03.2014 г., а также обращение Республики Крым о признании ее в качестве независимого государства, Президент Российской Федерации В.В. Путин подписал Указ от 17.03.2014 г. № 147 «О признании Республики Крым», которым постановил «...признать Республику Крым, в которой город Севастополь имеет особый статус, в качестве суверенного и независимого государства».
Таким образом, по состоянию на 17.03.2014 г., на территории Крыма было образовано независимое государство - Республика Крым, которое получило признание Россией, а значит формально обрело международную правосубъектность. Народ данного государства путем прямого волеизъявления добровольно принял решение о вхождении в состав Российской Федерации, аналогичные решения были приняты представительными органами власти Крыма (Автономной Республики Крым и города Севастополя) по результатам референдума. Такое вхождение территории Крыма в состав России в полной мере отвечало сложившейся на территории Украины обстановке, правам и свободам человека и гражданина (населения Крыма, граждан Российской Федерации), государственным интересам Российской Федерации, принципам ее федеративного устройства. Иными словами, были соблюдены все предусмотренные ст. 3 ФКЗ от 17.12.2001 г. № 6-ФКЗ требования для разрешения вопроса о принятии Крыма в состав Российской Федерации и образования в ее составе новых субъектов. Кроме того, разрешение вопроса о принятии Крыма в состав Российской Федерации, также в полной мере отвечало вышеназванным основам правового регулирования территории Российской Федерации, в т.ч. принципам равноправия и самоопределения народов, признания человека, его прав и свобод, высшей ценностью, признания и защиты прав и свобод
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 12/2017 ISSN 2410-700Х_
человека, и не противоречило общепризнанным принципам и нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации.
Именно при таких обстоятельствах, при наличии предусмотренной п. 1 ст. 6 ФКЗ от 17.12.2001 г. № 6-ФКЗ инициативы - предложения о принятии в Российскую Федерацию в качестве нового субъекта иностранного государства, распоряжением от 17.03.2014 г. № 63-рп, в соответствии с положениями ст. 11 Федерального закона от 15.07.1995 г. № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации», Президент Российской Федерации принял решение о целесообразности подписания Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым, о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов , начав тем самым урегулированную нормами внутригосударственного законодательства Российской Федерации процедуру принятия Крыма в состав России.
В рамках установленного п. 2 ст.6 ФКЗ от 17.12.2001 г. № 6-ФКЗ порядка рассмотрения предложения о принятии в Российскую Федерацию в качестве нового субъекта иностранного государства, 18.03.2014 г. Президент Российской Федерации В.В. Путин выступил перед членами Совета Федерации и депутатами Государственной Думы Российской Федерации, руководителями регионов России и представителями гражданского общества, с обращением (уведомлением) об обращении Республики Крым по вопросу ее принятия в Российскую Федерацию и о предстоящем подписании соответствующего международного договора.
18.03.2014 г. между Российской Федерацией в лице Президента Российской Федерации - Владимира Путина, действующего на основании ч. 3 и 4, п. «а,б» ст. 86 Конституции Российской Федерации, ст. 12, ст. 13 Федерального закона от 15.07.1995 г. № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации», и Республикой Крым в лице Председателя Государственного Совета Республики Крым - Владимира Константинова, Председателя Совета министров Республики Крым Сергея Аксенова и председателя Координационного совета по организации Севастопольского городского управления по обеспечению жизнедеятельности Севастополя - Алексея Чалого, был подписан Договор «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов». В соответствии с Договором, Республика Крым считается принятой в Российскую Федерацию, с даты его подписания, в составе Российской Федерации образуются новые субъекты - Республика Крым и город федерального значения Севастополь, настоящий Договор временно применяется с даты подписания и вступает в силу с даты ратификации.
В соответствии с действующими в системе положениями п. «г» ч. 2 ст. 125 Конституции РФ, п. 1 ст. 8 ст. 6 ФКЗ от 17.12.2001 г. № 6-ФКЗ, ст. 89 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации», п. 4 ст. 7. ФКЗ от 17.12.2001 г. № 6-ФКЗ, ст. 15 Федерального закона от 15.07.1995 г. № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации», по запросу Президента Российской Федерации, конституционность не вступившего в силу Договора «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов», была проверена Конституционным Судом Российской Федерации, который Постановлением от 19.03.2014 г. № 6-П, признал Договор соответствующим Конституции Российской Федерации.
При этом, Конституционный Суд Российской Федерации отметил, что не оценивает политическую целесообразность заключения международного договора, решает исключительно вопросы права (абз. 2 п. 2 Постановления); возможность применения международного договора до его вступления в силу, если это предусмотрено в договоре или если об этом была достигнута договоренность со сторонами, подписавшими договор, вытекает из пункта 1 ст. 25 Венской конвенции о праве международных договоров от 23.05.1969г., ст. 23 Федерального закона от 15.07.1995 г. № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» и была подтверждена Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 27.03.2012 г. № 8-П (абз. 2 п. 3 Постановления); применительно к рассматриваемому Договору, Республика Крым и город федерального значения Севастополь находятся в составе Российской Федерации в качестве ее субъектов, указание же в ст. 1 Договора на то, что с даты его подписания Республика Крым считается
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 12/2017 ISSN 2410-700Х_
принятой в Российскую Федерацию, носит, по существу, характер принципиального политического волеизъявления, предполагающего в дальнейшем использование процедуры оформлении принятия в состав Российской Федерации и образования на основе территории Республики Крым новых субъектов Российской Федерации - Республики Крым и города федерального значения Севастополя (абз. 3 п. 3 Постановления); исходя из положений ст. 5, 65 и 66 Конституции Российской Федерации, а также учитывая конкретно-исторические особенности, характеризующие формирование различных субъектов Российской Федерации, наделение Республики Крым после ее принятия в Российскую Федерацию статусом республики в составе Российской Федерации, а города Севастополя - статусом города федерального значения не может быть поставлено под сомнение и соответствует Конституции Российской Федерации (абз. 2 п. 4 Постановления); принятие на основании рассматриваемого Договора Республики Крым в Российскую Федерацию с одновременным образованием в ее составе двух новых субъектов Российской Федерации - Республики Крым и города федерального значения Севастополя должно быть реализовано путем установления особенностей такого совмещения процедур в федеральном конституционном законе о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым (абз. 3 п. 4 Постановления).
В соответствии с положениями ч. 2 ст. 65, п. «г» ст., ст. 84, 104, 105, 108 Конституции Российской Федерации, ст. 8 и ст. 9 ФКЗ от 17.12.2001 г. № 6-ФКЗ, ст., ст. 14, 16 и 17 Федерального закона от 15.07.1995 г. № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации», Президент Российской Федерации В.В. Путин внес в Государственную Думу Российской Федерации не вступивший в законную силу на ратификацию Договор «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов» от 18.03.2014 г., а также проект Федерального конституционного закона «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя».
20.03.2014 г. Государственной Думой был принят Федеральный закон «О ратификации договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов», а также одобрен Федеральный конституционный закон «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя», 21.03.2014 г. названные законы были одобрены Советом Федерации, и в тот же день, в соответствии с положениями п. «д» ст. 84 Конституции Российской Федерации, ст. 3, ст. 4 Федерального закона от 14.06.1994 г. № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания», промульгированы Президентом Российской Федерации, им были присвоены номера, соответственно, № 36-ФЗ и № 6-ФКЗ .,,.
В соответствии со ст. 10 Договора «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов» от 18.03.2014 г., Договор временно применяется с даты его подписания и вступает в силу с даты ратификации.
Учитывая, что Федеральный закон от 21.03.2014 г. № 36-ФЗ «О ратификации договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов» не содержит специальных сроков вступления его в силу, в соответствии с положениями со ст. 6 Федерального закона от 14.06.1994 г. № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания», данный закон, а значит и поименованный договор, вступили в законную силу по истечении десяти дней с момента официального опубликования Федерального закона от 21.03.2014 г. № 36-ФЗ, т.е. 01.04.2014 г. С этой же даты, в соответствии со ст. 24 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 г. № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя», вступил в силу данный Федеральный конституционный закон.
Таким образом, процедура принятия Республики Крым в состав Российской Федерации, была осуществлена в соответствии с установленным законодательством Российской Федерации порядком,
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 12/2017 ISSN 2410-700Х_
является легитимной и не подлежит переосмыслению как с политической, так и с правовой точки зрения.
Вместе с тем, на наш взгляд, все же следует выделить некоторые вопросы в качестве проблемных.
Представляется необходимым внести изменения в ФКЗ от 17.12.2001 г. № 6-ФКЗ, поскольку, ст. 4 и ст. 5 данного нормативного акта, не предусмотрено принятие в состав Российской Федерации в качестве нового субъекта иностранного государства, с одномоментным образованием в пределах территории данного субъекта дополнительного субъекта Российской Федерации - города федерального значения.
Учитывая признание Российской Федерацией, как части правовой системы, общепризнанных норм и принципов международного права и международных договоров, а также установления приоритета норм международного договора, в случаях их коллизии с внутригосударственным законодательством, представляется необходимым ввести в практику Конституционного Суда Российской Федерации, при проверке на соответствие Конституции Российской Федерации международного договора предметом которого является принятие в состав России иностранного государства или его части, обязательной оценки правомерности заключения международного договора с точки зрения его соответствия нормам международного права.
Также, Конституционному Суду Российской Федерации следует оценивать конституционность заключения такого международного договора конкретными представителями иностранного государства или его части, поскольку дав оценку конституционности его подписания Президентом Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации не привел каких либо доводов о легитимности подписания Договора представителями Республики Крым, с точки зрения наличия у них и/или у кого либо из них, законных полномочий представлять данное государство при осуществлении процедуры обсуждения и подписания международного договора.
Представляется необходимым, при осуществлении процедуры ратификации международного договора, предметом которого является принятие в состав России иностранного государства или его части, при принятии соответствующего федерального закона о ратификации, также специально оговаривать дату вступления его в силу, поскольку отнеся вопрос о вступлении в силу международного договора и, соответственно, федерального конституционного закона о принятии в состав России нового субъекта, к дате ратификации, Государственная Дума внесла некоторую неясность в определении даты вступления в силу Федерального конституционного закона от 21.03.2014 г. № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов -Республики Крым и города федерального значения Севастополя», который вступил в силу с 01.04.2014 г. Вместе с тем, при его применении судами делались суждения о том, что применять его следует с 21.03.2014 г. - с даты принятия закона о ратификации (см., к примеру апелляционное определение Верховного Суда РФ от 09.12.2015 г. № 117-АПГ15-5, решение Верховного Суда Республики Крым от 08.12.2015 г. по делу № 12-1648/2015).
В заключении хотелось отметить, что вхождение Республики Крым в состав Российской Федерации, является бесспорно исторически знаковым событием, в т.ч., с точки зрения создания прецедента в практике международно-правовых отношений при сецессии территории из состава государства претерпевающего революционные изменения связанные с насильственной сменой власти, а также с точки зрения обеспечения реализации общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, приоритета прав и свобод человека, при возникновении подобных ситуаций. Не исключено, что такая практика будет весьма актуальной при дальнейшем определении статусов и судьбы таких вновь образованных государств как Абхазия и Южная Осетия, статусов непризнанных государственных образований возникших на территории Донбасса, и пр.
Список использованных источников
1. Конституция РФ 1993г.
2. Федеральный конституционный закон то 17.12.2001 г. № 6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации», действующий в редакции Федерального конституционного закона от 31.10.2005 г. № 7-ФКЗ (далее по тексту ФКЗ от 17.12.2001 г. № 6-ФКЗ).
3. Федеральным конституционным законом от 21.07.1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 12/2017 ISSN 2410-700Х_
Российской Федерации»
4. Федеральным законом от 15.07.1995 г. № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации»
5. Федеральным законом от 14.06.1994 г. № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания».
6. Постановления Президиума Верховного Совета РСФСР от 05.02.1954 г. «О передаче Крымской области из состава РСФСР в состав Украинской ССР»
7. Интернет ресурс '' Население Крыма" https://ru.wikipedia.org/wiki/Население_Крыма
8. 12.11.1990 г Принятие Крымским областным Советом народных депутатов декларации «О государственном и правовом статусе Крыма»
9. 20.01.1991 г. Проведение обще-крымского референдума по вопросу воссоздания Крымской Автономной Советской Социалистической Республики как субъекта Союза ССР и участника Союзного договора.
10. 06.05.1992 г. Верховным Советом Автономной Республики Крым была принята Конституция Автономной республики Крым, провозгласившая Республику Крым правовым, демократическим государством, обладающим на своей территории верховным правом в отношении природных богатств, материальных, культурных и духовных ценностей, осуществляющим свои суверенные права и всю полноту власти на данной территории.
11. Конституция Автономной республики Крым 1992 г., Принятие положений «О выборах Президента Республики Крым» от 17.09.1993 г., «О Президенте Республики Крым» от 14.10.1993 г., «О восстановлении конституционных основ государственности Республики Крым» от 20.05.1994 г., «О Конституционном Суде Республики Крым» от 08.09.1994 г., «О выборах депутатов и председателей сельских, поселковых, районных, городских, районных в городах Советов» от 18.01.1995 г.
12. Закон от 17.03.1995 г. Об отмене Конституции Республики Крым 1992 года
13.Указ Президента Украины от 31.03.1995 г. «О некоторых вопросах взаимоотношений между центральными органами государственной исполнительной власти и органами исполнительной власти Автономной Республики Крым»
14. Конституции Крыма от 21.10.1998г
15. Постановление Верховной Рады Украины от 22.02.2014 г. № 757-VII «О самоустранении Президента Украины от выполнения конституционных полномочий и назначении внеочередных выборов Президента Украины»; от 23.02.2014 г. № 764-VII «О возложении на Председателя Верховной Рады Украины исполнения обязанностей Президента Украины в соответствии со статьей 112 Конституции Украины»; от 24.02.2014 г. № 775-VII «О реагировании на факты нарушения судьями Конституционного Суда Украины присяги судьи»; от 25.02.2014 г. № 788-VII «О предоставлении полномочий временно исполняющему обязанности Президента Украины, председателю Верховной Рады Украины Турчинову О.В. на подписание законов Украины»
16. Тосминов В.А. «Крымское право» или юридические основания для воссоединения Крыма с Россией // Вестник Московского университета. Серия 11 << Право>>.стр 3-32
17. Референдум о статусе Крыма 16.03.2014 г. https://ru.wikipedia.org/wiki/Референдум_о_статусе_Крыма_(2014)
18.Парламент Крыма принял постановление ''О проведении общекрымского референдума'' //http:crime.gov.ru/news/06_03_2014_1
19. Власти Севастополя приняли решение о присоединении города к России //https://ria.ru/world/20140307/998517020/html
20. Вадим Колиснеченко 06.03.2014 Книга 1 ''Языком по Украине''
21. п. 1 Решения Севастопольского городского Совета от 06.03.2014 г. № 7151
22.Источник интернет Официальный сайт партии "Справедливая Россия" 28.02.2014 г. http://www.spravedlivo.ru/5_57958.html
23. Заключении Международного Суда от 22.07.2010 г., ''вопросу о соответствии нормам международного права Декларации независимости Косово, принятой 17.02.2008 г". Интернет источник http://worldconstitutions.ru/?p=1253
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 12/2017 ISSN 2410-700Х_
24. Декларация от 11.03.2014г. "о независимости Автономной Республики Крым и города федерального значения Севастополь'' Интернет источник //http://crimea.gov.ru/app/2988
25. Заявление МИД России от 11 марта 2014 г. "О принятии Декларации о независимости Автономной Республики Крым и г. Севастополя"
26. Референдум в Крыму. Хроника событий Интернет источник //http://expert/ru/2014/03/16/v-krimu-i-sevastopole-prohodit-ryferendum/.
27. Декларации о независимости Республики Крым от 11.03.2014 г., Верховная Рада Автономной Республики Крым приняла постановление от 17.03.2014 г. № 1745-6/14 «О независимости Крыма»
28. Решением Севастопольского городского Совета от 17.03.2014 г. № 7156 "О независимости Крыма"
29.Указ Президента РФ "О признании республики Крым"
30. Распоряжение Президента РФ от 17.03.2014г. №63-рп " О подписании договора между РФ и Республикой Крым о принятии в РФ республику Крым и образовании в составе РФ новых субъектов".
31. Обращение Президента РФ 18.03.2014г.
32.Подписан Договор 18.03.2014г. «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов».
33. Постановление Конституционного Суда от 19.03.2014г. №6-П "О принятии в РФ Республику Крым и образовании в составе РФ новых субъектов".
34.Президент Российской Федерации В.В. Путин внес в Государственную Думу Российской Федерации не вступивший в законную силу на ратификацию Договор "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов'' от 18.03.2014 г.
35. Федерального закона от 14.06.1994 г. № 5-ФЗ ''О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания"
36. Федеральный закон от 21.03.2014 №36-ФЗ ''О ратификации договора между РФ и Республикой Крым о принятии в РФ Крым и образовании в составе РФ новых субъектов''
37. Федеральный конституционный закон №6-ФКЗ от 21.03.2014г. ''О принятии в РФ Республики Крым и образовании в составе РФ новых субъектов - Республики Крым и города Федерального значения Севастополя''.
38. Федеральный закон от 21.03.2014 г. № 36-ФЗ «О ратификации договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов»
© Егоров Б Д., 2017
УДК 347. 2/3.
Л. Закеряева
студенка 2 к. ЮФ ДО филиал Даггосуниверситета в г. Кизляре e-mail: [email protected] И.А. Абдулаева к.фс.н., доцент филиал ДГУ в г. Кизляре,
РД, РФ
e-mail: [email protected] ПРАВОВАЯ СУЩНОСТЬ ВЕЩНЫХ ПРАВ Аннотация
В статье рассматривается вопрос о видах вещных прав в российском законодательстве.