УДК 341.01
Б01: 10.21779/2500-1930- 2016-31-4-105-111 М.Н.Алиева
Право народов на самоопределение и его реализация во взаимодействии с принципом территориальной целостности государств
Дагестанский государственный университет; Россия, 367001, г. Махачкала, ул. М. Гаджиева, 43а; madina_alieva_75@mail.ru
В статье рассматриваются вопросы реализации важнейших принципов международного права: права народов на самоопределение и права государства на территориальную целостность. Актуальность темы статьи обусловлена необходимостью изучения соотношения этих основополагающих принципов международного права. В статье анализируются международные документы, закрепляющие право наций на самоопределение и право государства на территориальную целостность. Такие документы подтверждают наличие у народа как субъекта права на самоопределение, возможности решать свою судьбу, а также подчёркивают его обладание правом на свободное самоопределение. Сказано, что основанием для изменения государственных границ, не противоречащим принципу территориальной целостности государств, могут служить три условия: проживание на своей исторической территории, наличие общей границы с третьими государствами, всеобщая воля населения региона, выраженная в результатах референдума. Автор делает вывод, что, несмотря на кажущееся противоречие между данными принципами, они не должны конкурировать друг с другом, т. к. они юридически непротивопоставимы и находятся во взаимодействии. Результатом исследования стали выводы и предложения по совершенствованию законодательства.
Ключевые слова: принцип территориальной целостности государств, принцип самоопределения народов, Устав ООН, международное сообщество, плебисцит, Республика Крым.
Право народов на самоопределение - один из основных принципов международного права, который означает право народа самостоятельно решать и выбирать путь развития, форму правления, форму государственного устройства. Другим важнейшим принципом является принцип территориальной целостности государств, который гласит, что территория государства не может быть изменена без его согласия [1, с. 63]. На первый взгляд их сочетание содержит в себе определенное противоречие. Однако если вникнуть глубже в содержание этих принципов, то можно увидеть, что оба принципа имеют одинаковое значение и дополняют друг друга. Рассмотрим подробнее содержание этих принципов.
В содержание принципа самоопределения входят следующие основные элементы: «а) все народы и нации имеют право на самоопределение; б) все участники международного общения обязаны уважать это право; в) оно реализуется путём свободного волеизъявления данного народа или нации; г) его реализация исключает какое-либо давление, принуждение или вмешательство извне; д) оно означает возможность выбора между государственным отделением данного народа или нации и вхождением на тех или иных условиях в другое государство, т. е. свободный выбор политического статуса; е) оно означает также возможность выбора формы государства (т.е. формы правления, государственного устройства, политического режима); ж) оно означает возможность выбора социально-экономического строя и путей своего развития» [2, с. 115].
Принцип территориальной целостности государств включает в себя: «охрану и защиту границ, защиту прав народа всего государства, а не только его части по нацио-
нальному или иному признаку в ущерб остальной части населения, борьбу с сепаратизмом, воздерживаться от угрозы силой или ее применения с целью нарушения существующих международных границ другого государства или в качестве средства разрешения международных споров, в том числе территориальных споров и вопросов, касающихся государственных границ. Защита принципа территориальной целостности не может включать в себя действия, прямо запрещенные международным правом» [3, с. 141].
Ряд важнейших международных документов закрепляет право народов на самоопределение и право государства на территориальную целостность как основополагающие принципы. Так, одной из важнейших целей Организации Объединенных Наций (далее - ООН) Устав ООН в пункте 2 ст. 1 определяет «развитие дружественных отношений между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов...». Согласно ст. 10 Устава государства, члены этой всемирной организации обязались уважать и сохранять территориальную целостность государства «против внешней агрессии». Кроме того, данные принципы закреплены в Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам 1960 г., Декларации о принципах международного права 1970 г., Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах 1966 года, Пакте о гражданских и политических правах 1966 года и в других международно-правовых актах.
Принцип равноправия и самоопределения народов подробно рассматривается в Декларации о принципах международного права (от 24 октября 1970 г.), в которой говорится: «В силу принципа равноправия и самоопределения народов, закреплённого в Уставе ООН, все народы имеют право свободно определять без вмешательства извне свой политический статус и осуществлять свое экономическое, социальное и культурное развитие, и каждое государство обязано уважать это право в соответствии с положениями Устава». В этой же Декларации указывается, что способами осуществления права на самоопределение могут быть «создание суверенного и независимого государства, свободное присоединение к независимому государству или объединение с ним, или установление любого другого политического статуса». Далее подчёркнуто, что все государства должны «воздерживаться от угрозы силой или ее применения с целью нарушения существующих международных границ другого государства или в качестве средства разрешения международных споров, в том числе территориальных споров и вопросов, касающихся государственных границ». В Декларации также указывается, что «право на самоопределение» применимо к колониальным ситуациям, т. е. признается, что помимо свободных народов этим правом обладают народы, находящиеся в колониальной или иностранной зависимости.
Похожие принципы зафиксированы в документах Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе - Хельсинкском Заключительном акте 1975 г., Итоговом документе Венской встречи 1986 г., документе Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ 1990 г. и других международно-правовых актах. Одним из последних международно-правовых документов, в котором зафиксирован принцип самоопределения и равенства народов, следует назвать Декларацию о праве и обязанности отдельных лиц, групп и органов общества поощрять и защищать общепризнанные права человека и основные свободы, принятую Резолюцией 53/144 Генеральной Ассамблеи ООН от 09.12.1998 г., в которой сказано, что «массовые, грубые и систематические нарушения прав и свобод человека являются результатом отказа признать право народов на самоопределение и право каждого народа на осуществление полного суверенитета над своими богатствами и природными ресурсами».
Такие документы подтверждают наличие у народа как субъекта права на самоопределение, возможности решать свою судьбу, а также подчёркивают его обладание правом на свободное самоопределение.
Однако реализация принципа самоопределения народов осуществляется отнюдь не последовательно. Одной из проблем, возникающих при рассмотрении вопроса о реализации права на самоопределение, является его взаимосвязь с принципом территориальной целостности. В частности, как отмечают Б.А. Молчанов, Ж.Б. Иванова и С. Н. Мамедов, в Декларации о принципах международного права ничего не сказано о том, какая автономия предоставляется коренным народам и как она должна осуществляться. Противоречие заключается в признании права на политическое самоопределение и признании коренных общин в качестве народов одновременно с ограничением их суверенитета. Это связано, по мнению ученых, с тем, что принцип самоопределения сформулирован недостаточно чётко и полно [4, с. 14]. Как отмечают Е.А. Паращевина и Е.М. Карасёва, «существует определённое противоречие между проведением в жизнь права народов на самоопределение и принципом территориальной целостности государства, гласящим, что территория государства не может быть изменена без его согласия. Неспособность сторон найти мирное решение такого противоречия приводит к усугублению национальных конфликтов, зачастую перерастающих в военное противостояние» [5, с. 145]. Другими словами, можно говорить о существовании определённого противоречия между реализацией права народов на самоопределение и принципом территориальной целостности государства. Выход из такой ситуации видится в наделении этих народов более широким правом принятия решений (суверенитет), чем это закрепляется в Декларации.
В Декларации о принципах международного права данное противоречие решается следующим образом: в ней сказано, что в действиях государств «ничто не должно истолковываться как санкционирующее или поощряющее любые действия, которые вели бы к расчленению или к частичному или полному нарушению территориальной целостности или политического единства суверенных и независимых государств, соблюдающих в своих действиях принцип равноправия и самоопределения народов». То есть делается вывод, что принцип территориальной целостности не применяется к государствам, не обеспечивающим равноправие проживающих в нём народов и не допускающим свободное самоопределение таких народов.
Здесь следует обратить внимание на то, что в процессе самоопределения нации затрагиваются интересы других народов, а иногда и сопредельных государств. Все они имеют равные права, а значит, и их интересы должны быть учтены. В этом случае, по мнению ученых, право народа на самоопределение часто противоречит принципу территориальной целостности. Часто столкновение этих принципов приводит к межэтническим, военным или межгосударственным конфликтам, что нарушает принципы международного права. Например, события в Абхазии и Южной Осетии, где реализация права на самоопределение сопровождалась вооруженными столкновениями, и ситуация разрешилась только после ввода российских войск. В настоящее время эти республики являются частично признанными государствами. В 2008 г. в результате вооруженного конфликта была образована республика Косово, что создало прецедент для различных непризнанных государственных образований во всем мире, добивающихся признания своего суверенитета [6, с. 374]. Право на самоопределение было использовано и населением Крыма. Автономная Республика Крым инициировала народный плебисцит о выходе полуострова из состава Украины и присоединении ее к РФ. 11 марта 2014 года Верховный Совет Автономной Республики Крым и Севастопольский городской совет
приняли в одностороннем порядке декларацию о независимости Автономной Республики Крым и города Севастополя. 16 марта 2014 года состоялся общекрымский референдум о статусе республики, в ходе которого подавляющее большинство проголосовавших высказалось за присоединение к России. По официальным данным, на территории Автономной Республики Крым 96,77 % избирателей проголосовали за воссоединение Крыма с Россией на правах субъекта РФ, в Севастополе - 95,6 % [7, с. 47]. 18 марта 2014 года был подписан межгосударственный договор о принятии независимой Республики Крым в состав Российской Федерации и образовании новых субъектов Федерации - Республики Крым и города федерального значения Севастополя [5, с. 145].
Мировым сообществом данное событие было воспринято как нарушение территориальной целостности Украины, из-за чего к России были применены санкции.
Во многих источниках говорится о приоритете принципа территориальной целостности по отношению к праву на самоопределение. Это связано с тем, что международное сообщество стремится поставить принцип территориальной целостности и принцип политического единства суверенных государств выше принципа права нации на самоопределение, что вытекает из анализа ряда международных документов, принятых в ХХ веке после распада крупнейших государств: Австро-Венгрии, Османской империи, СССР, Югославии. Тогда перед мировым сообществом встал вопрос о соотношении идеи самоопределения народов с предотвращением сепаратизма, распада государств [8, с. 130]. В принятых международных документах, в частности в Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН, в Декларации о правах коренных народов, принятой резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 13 сентября 2007 г., и др., была предпринята попытка решения этого вопроса. В них говорится, что право на самоопределение имеют те народы, страны которыхявляются колониями или подверглись иностранной оккупации.
Большое значение применительно к рассматриваемому нами вопросу имеет Хельсинкский Заключительный акт 1975 года, привлекший «широкое внимание к принципу нерушимости границ как к универсальной обязывающей норме, противостоящей «внешнему» самоопределению» [9, с. 32], в котором предпринята попытка установить баланс между принципами территориальной целостности и самоопределения народов. В нем сказано, что эти принципы должны «одинаково и неукоснительно применяться при интерпретации каждого из них с учетом других».
По мнению ряда российских ученых, ни один из этих принципов не является второстепенным по сравнению с основополагающим принципом территориальной целостности [10, с. 101]. Они вообще не должны противопоставляться друг другу. С точки зрения международного права, противопоставление принципа территориальной целостности государств принципу самоопределения народов просто некорректно, «ибо принципы эти, хотя они и соприкасаются, юридически непротивопоставимы». Как считает С.К. Мамедов, с которым мы солидарны, «принцип территориальной целостности государств не обладает верховенством по отношению к праву на самоопределение», т. к. оба принципа находятся во взаимодействии [3, с. 141].
После окончания холодной войны в международно-правовой практике возникла ситуация, когда народы, ранее проживавшие в одной стране, образовали независимые государства, признаваемые ООН [4, с. 7]. После распада Советского Союза образовался целый ряд государств, население которых составляют этнические меньшинства. У новых независимых государств возникло множество проблем политического, социально-экономического и правового характера, среди которых наиболее острымиявляются во-
просы самоопределения народов и территориальной целостности. Это обусловлено тем, что деление прежде единого политического пространства СССР произошло по границам бывших союзных республик, созданных по национально-территориальному принципу, а стремление к собственному самоопределению зачастую служило оправданием нарушения прав других народов, населявших самоопределившиеся территории.
Последние тенденции развития права народов на самоопределение таковы, что оно осуществляется в границах государства, в состав которого входит народ, в формах, предусмотренных внутригосударственным правом, к примеру, национально-культурных или территориальных автономий и т. п. (внутреннее самоопределение).
Таким образом, можно сделать следующие выводы.
Выбор той или иной формы самоопределения зависит от того, какая из них в каждом конкретном случае сможет наиболее полно обеспечить права человека. Самоопределение народа, нации является не самоцелью, а только средством защиты прав личности.
Несмотря на кажущееся противоречие между принципами самоопределения народов и территориальной целостности, они не должны конкурировать друг с другом, так как они юридически непротивопоставимы и находятся во взаимодействии.
Как представляется, отделение и/или вхождение в состав другого государства не будет противоречить принципу территориальной целостности при следующих условиях: проживание народа на своей исторической территории, наличие общей границы с третьими государствами, всеобщая воля населения региона, выраженная в результатах референдума [11, с. 75]. Только эти три условия, вместе взятые, могут служить основанием для изменения государственных границ, не противоречащим принципам и нормам международного права.
Литература
1. Джанбакиева И.Х. Проблемы реализации права наций и народов на самоопределение // Актуальные проблемы права и управления глазами молодежи: Материалы международной научной студенческой конференции / под общ. ред. И.Б. Богородицко-го. - Тула, 2014. - С. 62-63.
2. Асриев Р.В. процесс самоопределения народов и создание новых государств // Вестник РУДН. - 2010. -№ 5. - С. 113-119.
3. Мамедов С.К. Реализация принципа территориальной целостности в контексте обеспечения права народов государства на самоопределение // Юридическая наука: история и современность. - 2012. - № 9. - С. 138-141.
4. Молчанов Б.А., Иванова Ж.Б., Мамедов С.Н. Декларация ООН о правах коренных народов на самоопределение // Крымский научный вестник. - 2015. - № 53. -С. 3-18.
5. Паращевина Е.А., Карасёва Е.М. Право наций на самоопределение на примере воссоединения Крыма и России // Инновационная наука. - 2016. -№ 44. - С. 143146.
6. Догузова О.Р. Реализация права народа на самоопределение и проблемы его признания // Перспективы развития АПК в современных условиях: материалы 6-й Ме-ждунар. науч.-практ. конференции. 7-8 апреля 2016 г. - Владикавказ, 2016. - С. 372-374.
7. Абасова З.Т. К вопросу о формах реализации права народов на самоопределение в Российской Федерации // Актуальные проблемы российского права. - 2015. -№ 3. - С. 46-50.
8. Гроза Ю.А. Право народов на самоопределение и право государства на территориальную целостность: проблема соотношения // Вестник Владимирского юридического института. - 2G16. - № 1 (38). - С.129-131.
9. Явкин Н.В. Проблема обеспечения единства и территориальной целостности государства в условиях борьбы народов за самоопределение: автореф. дис. ... к. полит. н.-Нижний Новгород, 2GG4.
1G. Чирикин В.А., Гроза Ю.А. Место суверенитета в системе государственных ценностей // Правовая политика и правовая жизнь. - 2G15. -№ 2. - С. 1G1-1G3.
11. Шонин Н.Е. О принципе права народов на самоопределение в международном праве и его влиянии на международные отношения // Гуманитарное знание: особенности, исторические и современные проблемы: сб. науч. тр. по материалам I межд. науч.-практ. конференции НОО «Профессиональная наука». - 2G16. - С. 71-76.
References
1. Dzhanbakieva I.Kh. Problemy realizatsii prava natsii i narodov na samoopredelenie // Aktual'nye problemy prava i upravleniya glazami molodezhi: materialy mezhdunarodnoi nauchnoi studencheskoi konferentsii / pod obshch. red. I.B. Bogoroditskogo. - 2G14. -S. 62-63.
2. AsrievR.V.protsesssamoopredeleniyanarodovisozdanienovykhgosudarstv // VestnikRUDN. - 2G1G. -№ 5. -S. 113-119.
3. Mame-
dovS.K.Realizatsiyaprintsipaterritorial'noitselostnostivkonteksteobespecheniyapravanarodovg osudarstvanasamoopredelenie // Yuridicheskayanauka: istoriyaisovremennost'. - 2G12.-№ 9.-S. 138-141.
4. MolchanovB.A., IvanovaZh.B., MamedovS.N. DeklaratsiyaOONopravakhkoren-nykhnarodovnasamoopredelenie // Krymskiinauchnyivestnik. - 2G15.-№ 53. -S. 3-18.
5. Parashchevina E.A., Karaseva E.M. Pravo natsii na samoopredelenie na primere vossoedineniya Kryma i Rossii // Innovatsionnaya nauka. - 2G16. -№ 44. - S. 143-146.
6. Doguzova O.R. Realizatsiya prava naroda na samoopredelenie i problemy ego priznaniya // Perspektivy razvitiya APK v sovremennykh usloviyakh: materialy 6-i mezhdu-nar. nauch.-prakt. konf., 7-8 aprelya 2G16 g. - Vladikavkaz, 2G16. - S. 372-374.
7. Abasova Z.T. K voprosu o formakh realizatsii prava narodov na samoopredelenie v Rossiiskoi Federatsii // Aktual'nye problemy rossiiskogo prava. - 2G15. -№ 3. - S. 46-5G.
8. Groza Yu.A. Pravo narodov na samoopredelenie i pravo gosudarstva na territori-al'nuyu tselostnost': problema sootnosheniya // Vestnik Vladimirskogo yuridicheskogo institu-ta. - 2G16. -№ 1 (38). - S.129-131.
9. Yavkin N.V. Problema obespecheniya edinstva i territorial'noi tselostnosti gosu-darstva v usloviyakh bor'by narodov za samoopredelenie: avtoref. dis. ... kand. polit. nauk. -Nizhnii. Novgorod, 2GG4.
1G. Chirikin V.A., Groza Yu.A. Mesto suvereniteta v sisteme gosudarstvennykh tsen-nostei // Pravovaya politika i pravovaya zhizn'. - 2G15. -№ 2. - S. 1G1-1G3.
11. Shonin N.E. O printsipe prava narodov na samoopredelenie v mezhdunarodnom prave i ego vliyanii na mezhdunarodnye otnosheniya // Gumanitarnoe znanie: osobennosti, istoricheskie i sovremennye problemy: sb. nauch. tr. po materialam I mezhdunar. nauch.-prakt. konf. NOO «Professional'naya nauka». - 2G16. - S. 71-76.
Поступилавредакцию 25 октября 2016 г.
UDC 341.01
DOI: 10.21779/2500-1930- 2016-31-4-105-111
Peoples' right to self-determination and its implementation in accordance with the principle of territorial integrity
M.N.Aliyeva
Dagestan State University; Russia, 367001, Makhachkala, M. Gadzhiyev st., 43a; madi-na_alieva_75@mail.ru
This article deals with the implementation of the most important principles of international law: peoples' right to self-determination and the state's right to territorial integrity. The relevance of the article is determined by the necessity to study the relationship of these fundamental principles of international law. The article analyzes the international documents recognizing the right of nations to self-determination and a state's right to territorial integrity. Such documents confirm the existence of the people as the subject of the right to self-determination, the possibility to decide their fate, as well as underscore its possession of the right to self-determination. It is said that the reason for the change of state borders, which does not contradict the principle of territorial integrity of states, can have three conditions: living in their historic territory, the existence of a common border with the third countries, the general will of the people of the region, having been expressed in the referendum results. The author concludes that despite the apparent contradiction between these principles, they do not compete with each other, since they are legally non-opposable and are in communication. The result of the research work is to formulate conclusions and proposals to improve the legislation and the investigation of the discussed principles.
Keywords: the principle of territorial integrity of States, the principle of self-determination, the UN Charter, the international community, the plebiscite, Republic of Crimea.
Received 25 October, 2016