Научная статья на тему 'Право на самоопределение: конституционно-правовые и международно-правовые аспекты реализации'

Право на самоопределение: конституционно-правовые и международно-правовые аспекты реализации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1505
184
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВО НА САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ПРИНЦИП ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ЦЕЛОСТНОСТИ / ПОЛИТИЧЕСКИЙ СУВЕРЕНИТЕТ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Абдулаев Магомед Имранович, Серкеров Самур Эльмирович

В рамках данной научной статьи авторы предпринимают попытку объективного осмысления принципа права наций и народов на самоопределение и анализа конституционно-правовых (в условиях российской действительности) и международно-правовых вопросов его реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Право на самоопределение: конституционно-правовые и международно-правовые аспекты реализации»

Общественные и гуманитарные науки

111

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 34;347.764

ПРАВО НА САМООПРЕДЕЛЕНИЕ: КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ И МЕЖДУНАРОДНОПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ

THE SELF-DETERMINATION RIGHT: CONSTITUTIONAL-LEGAL AND INTERNATIONAL-LEGAL ASPECTS OF THE IMPLEMENTATION

© 2014 Абдулаев М. И., Серкеров С. Э.

Дагестанский государственный педагогический университет

© 2014 Абдулаев М. И., Серкеров С. Э. Dagestan State Pedagogical University

Резюме. В рамках данной научной статьи авторы предпринимают попытку объективного осмысления принципа права наций и народов на самоопределение и анализа конституционно-правовых (в условиях российской действительности) и международноправовых вопросов его реализации.

Abstract. The authors of the article make an attempt of the objective understanding the principle of the nations and peoples’ right for the self-determination and analysis of the constitutional-legal (in the conditions of the Russian reality) and international-legal aspects of its implementation.

Rezjume. V ramkah dannoj nauchnoj stat’i avtory predprinimajut popytku ob’ektivnogo os-myslenija principa prava nacij i narodov na samoopredelenie i analiza konstitucionno-pravovyh (v uslovijah rossijskoj dejstvitel’nosti) i mezhdunarodno-pravovyh voprosov ego realizacii.

Ключевые слова: право на самоопределение, принцип территориальной целостности, политический суверенитет.

Keywords: right for self-determination, principle of territorial integrity, political sovereignty.

Kljuchevye slova: pravo na samoopredelenie, princip territorial’noj celostnosti, politicheskij su-verenitet.

Проблематика реализации права наций и народов на самоопределение, а также взаимосвязи принципа территориальной целостности государств и принципа самоопределения наций и народов относится к числу актуальных проблем современной правовой науки. Решение данного вопроса представляется исключительно важным и для теории и практики государственного строительства, в особенности тех государств, которые образованы на федеративных началах. Тем более что в последнее время наблюдается известная противоре-

чивость в доктринальном толковании принципа права наций и народов на самоопределение, несмотря на его всемирное значение.

Следует заметить, что принцип права наций и народов на самоопределение получил свое международно-правовое закрепление во второй половине XX в. В соответствии с п. 2 ст. 1 Устава ООН целью ООН является развитие дружественных отношений между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов [8]. Дальнейшее развитие данного принци-

112

Известия ДГПУ, №1, 2014

па связано с принятием Генеральной Ассамблеей ООН 14 декабря 1960 г. Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам и Декларации о принципах международного права от 24 октября 1970 г. Зафиксирован рассматриваемый принцип и в Международных пактах о правах человека от 16 декабря 1966 г., а также в таких международных актах регионального характера, как Заключительный акт СБСЕ от 1 августа 1975 г., Африканская хартия прав человека и народов 1981 г. и др. документах.

Для правильного понимания правового значения данного принципа необходимо рассмотреть его международноправовую характеристику.

Известно, что вторая половина прошлого столетия характеризовалась ростом активности национальноосвободительных движений во всем мире, в результате чего получили независимость десятки колониальных стран и народов, которые сегодня являются полноправными субъектами международного права. В этой связи в Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам от 14 декабря 1960 г. говорится, что «подчинение народов иностранному игу и господству и их эксплуатация являются отрицанием основных прав человека, противоречат Уставу ООН и препятствуют развитию сотрудничества и установлению мира во всем мире» [1]. Поэтому данная Декларация закрепляет право народов на самоопределение. В дальнейшем принцип претерпевает некоторые сущностные изменения - если раньше на первый план выдвигалась задача борьбы с колониализмом, ущемляющим политические, экономические, национально-культурные права, то ныне, в соответствии с принципом, право на самоопределение имеют каждые нация или народ, решившие изменить свой политический статус. Так в п. 1 ст. 1 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах от 16.12.1966 г. закрепляется, что: «Все народы имеют право на самоопределение. В силу этого права они свободно устанавливают свой политический статус и свободно обеспечивают свое экономическое, социальное и культурное развитие» [5]. При этом в соответствии с п. 3 ст. 1 Пакта все государства, участвующие в Пакте (а это подавляющее

большинство государств мира) должны в соответствии с положениями Устава ООН поощрять осуществление права на самоопределение и уважать это право. Содержание ст. 1 Международного пакта о гражданских и политических правах от 16.12.1966 г. аналогично рассмотренной статье.

Декларация о принципах международного права от 24 октября 1970 г. с одной стороны, также подтверждая обязанность государств поощрять право на самоопределение, устанавливает и обязанность государств «воздерживаться от каких-либо насильственных действий, лишающих народы, о которых говорится выше... их права на самоопределение, свободу и независимость» [2]. В Декларации закрепляются такие формы самоопределения, как создание суверенного и независимого государства, свободное присоединение к независимому государству или объединение с ним, установление любого другого политического статуса, определенного народом. При этом указывается, и это крайне важно, что «ничто. не должно истолковываться, как санкционирующее или поощряющее любые действия, которые вели бы к расчленению или частичному или полному нарушению территориальной целостности или политического единства суверенных и независимых государств» [2]. Таким образом, очевидна взаимосвязь между двумя основными принципами современного международного права.

Российская Федерация является активным участником международного общения, в силу чего обязана соблюдать данный принцип международного права. Кстати, он даже закреплен в преамбуле Конституции Российской Федерации 1993 г. В соответствии с п. 3 ст. 5 Конституции РФ «Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, ... равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации» [4. C. 5]. Также согласно ч. 1 ст. 17 Конституции РФ «В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.» [4. C. 8].

В юридической литературе справедливо отмечается, что конституционное закрепление общепризнанного международно-правового принципа равно-

Общественные и гуманитарные науки •••

правил и самоопределения народов неизбежно порождает вопрос о субъектах права на самоопределение, о формах реализации этого права и их влиянии на федеративное устройство [7]. Указывается, что отсутствие законодательного механизма реализации некоторых форм самоопределения нации или народа создает непреодолимый правовой барьер для реализации данного принципа в условиях современной российской действительности и, как следствие, на современном этапе реализация права наций на самоопределение в форме образования нового государства в силу международноправовых норм практически невозможна и, поэтому, реализация этого права в указанной форме является политической декларацией без каких-либо публичноправовых последствий. Реализация права на самоопределение в иных формах относится уже к сфере внутригосударственного регулирования [6].

Наряду с этим заслуживает внимания и мнение о том, что право наций на самоопределение, основанное на политическом суверенитете, является политически взрывоопасным [3]. Однако следует помнить, что недопустимость того, чтобы национальное самоопределение приводило к разрушению национального единства и территориальной целостности страны подчеркивалась еще в Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам от 14 декабря 1960 г.

Анализ же международного права и национального права России позволяет определить, что право на самоопределение в границах одного государства может быть реализовано в различных формах национальной автономии (например, национально-культурная автономия, национально-территориальная автономия). Поэтому, думается, когда государство в полном объеме выполняет взятые на себя обязательства по сохранению культурной, языковой идентичности нации или народа и иные обязательств, то вопрос о самоопределении в форме образования нового государства не будет стоять остро. Например, такие обязательства содержатся в ч. 1 ст. 9

113

Конституции РФ, связанные с охраной природных ресурсов как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории и в других статьях Конституции РФ. И наоборот, данная проблема будет проявляться в довольно острых формах в ситуациях, когда государство не соблюдает принцип равноправия народов, когда народу (нации) не предоставляются возможности для участия в управлении этим государством, либо когда в отношении его осуществляется политика колониализма (неоколониализма), имеет место иностранное господство и эксплуатация, рассматриваемые в целом, как нарушение права нации или народа на самоопределение, как нарушение основных прав человека. В таком случае должны быть задействованы все ресурсы международного права. В подтверждение сказанному можно привести примеры с самоопределением народов Южной Осетии и Абхазии, которые до обретения независимости существовали в условиях постоянного страха (причем вполне обоснованного) перед угрозой геноцида со стороны грузинских властей. Практически аналогичная ситуация наблюдалась и на Украине, когда насильственная смена государственной власти в стране привела к активизации националистических проявлений в самых жестких формах, героизации пособников нацистской Германии, массовым нарушениям прав человека. В этой связи, в строгом соответствии с международным правом, демократическими процедурами, без внешнего воздействия, путем проведения свободного референдума, состоявшегося 16 марта 2014 года, народ Крыма реализовал свое закрепленное в Уставе ООН и многочисленных основополагающих международно-правовых актах право на самоопределение.

Резюмируя, можно констатировать, что право наций и народов на самоопределение относится к числу коллективных прав и его нарушение представляет собой грубейшее нарушение основополагающих норм и принципов международного права.

Литература

1. Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам. Принята Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 14 декабря 1960 г. / Справочная правовая система «Консультант Плюс». 2. Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН. При-

114

Известия ДГПУ, №1, 2014

нята резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 24 октября 1970 г. / Справочная правовая система «Консультант Плюс». 3. Золотарева М. Национальный суверенитет: на стыке права и политики // Федерализм. 1999. № 3. С. 157-159. 4. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. М., 2013. С. 5. 5. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16.12.1966 г. / Справочная правовая система «Консультант Плюс». 6. Тимофеев Е. В. Новые аспекты принципа права наций на самоопределение // Моск. журн. междунар. права. 1993. № 4. С. 100-111. 7. Умнова И. А. Конституционные основы современного российского федерализма. М., 1998. 151 с. 8. Устав Организации Объединенных Наций от 26 июня 1945 г. / Справочная правовая система «Консультант Плюс».

References

1. The Declaration on the granting of independence to colonial countries and peoples. Adopted by the Resolution of the UN General Assembly on 14 December 1960 / legal Reference system "Consultant Plus". 2. The Declaration on principles of international law concerning friendly relations and cooperation among States in accordance with the UN Charter. Adopted by the resolution of the UN General Assembly on 24 October 1970 / legal Reference system "Consultant Plus".

3. Zolotareva M. National sovereignty: at the interface of law and politics // Federalism. 1999. # 3. P. 157-159. 4. The Constitution Of The Russian Federation. Adopted by popular vote on 12, December, 1993. M., 2013. P. 5. 5. The international Covenant on economic, social and cultural

rights of 16.12.1966 / legal Reference system "Consultant Plus". 6. Timofeyev Y. V. New aspects of the principle of the right of Nations to self-determination // Mosk. Ukr. the Intern. rights. 1993. # 4. P. 100-111. 7. Umnov I. Constitutional basis for the modern Russian federalism. M, 1998. 151 p.

8. The Charter of the United Nations of 26 June, 1945 / Legal Reference system "Consultant Plus". Literatura

1. Deklaracija o predostavlenii nezavisimosti kolonial'nym stranam i narodam. Prinjata Rezoljuciej General'noj Assamblei OON 14 dekabrja 1960 g. / Spravochnaja pravovaja sistema «Konsul'tant Pljus». 2. Deklaracija o principah mezhdunarodnogo prava, kasajushhihsja druzhestvennyh otnosh-enij i sotrudnichestva mezhdu gosudarstvami v sootvetstvii s Ustavom OON. Prinjata rezoljuciej General'noj Assamblei OON 24 oktjabrja 1970 g. / Spravochnaja pravovaja sistema «Konsul'tant Pljus».

3. Zolotareva M. Nacional'nyj suverenitet: na styke prava i politiki // Federalizm. 1999. № 3. S. 157159. 4. Konstitucija Rossijskoj Federacii. Prinjata vsenarodnym golosovaniem 12 dekabrja 1993 g. M., 2013. S. 5. 5. Mezhdunarodnyj pakt ob jekonomicheskih, social'nyh i kul'turnyh pravah ot

16.12.1966 g. / Spravochnaja pravovaja sistema «Konsul'tant Pljus». 6. Timofeev E. V. Novye aspekty principa prava nacij na samoopredelenie // Mosk. zhurn. mezhdunar. prava. 1993. № 4.

S. 100-111. 7. Umnova I. A. Konstitucionnye osnovy sovremennogo rossijskogo federalizma. M.,

1998. 151 s. 8. Ustav Organizacii Ob#edinennyh Nacij ot 26 ijunja 1945 g. / Spravochnaja pravovaja sistema «Konsul'tant Pljus».

Статья поступила в редакцию 02.03.2014 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.