Научная статья на тему 'ПРАВО НА ЗАЩИТУ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ ОСУЖДЕННЫХ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ: ИТОГИ АНКЕТНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ'

ПРАВО НА ЗАЩИТУ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ ОСУЖДЕННЫХ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ: ИТОГИ АНКЕТНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
81
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ДАННЫЕ ОСУЖДЕННЫХ / АНКЕТИРОВАНИЕ ОСУЖДЕННЫХ / АНКЕТИРОВАНИЕ СОТРУДНИКОВ / ПРАВО НА ЗАЩИТУ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ / ОБРАБАТЫВАЕМЫХ В УИС / МЕХАНИЗМ ЗАЩИТЫ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ / АНКЕТА / УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / ИНФОРМАЦИЯ / ЗАЩИТА ИНФОРМАЦИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сивцова Анастасия Юрьевна

В статье автором подводятся итоги социологического исследования по вопросу права осужденных к лишению свободы на защиту персональных данных. Автором было направлены анкеты для сотрудников и осужденных в четыре территориальных органа ФСИН России: УФСИН России по Самарской области, УФСИН России по Саратовской области, УФСИН России по Оренбургской области и УФСИН России по Волгоградской области. Задачи анкетирования: установление структурных элементов права на защиту персональных данных осужденных в местах лишения свободы, выявление степени защищенности личной информации, отношения осужденных к возможным нарушениям права и способам его защиты, определение отношения сотрудников УИС к праву осужденных на защиту персональных данных, сфера его реализации, определение путей совершенствования в исправительных учреждениях в ходе исполнения наказаний в виде лишения свободы. Всего прошло анкетирование 150 осужденных к лишению свободы и 297 сотрудников уголовно-исполнительной системы Российской Федерации в указанных областях. Ответы на анкеты позволили сделать практические выводы, которые позволили структуировать элементы механизма защиты персональных данных осужденных к лишению свободы, выработанного в рамках проводимого диссертационного исследования на соответствующую тему.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RIGHT TO PROTECT PERSONAL DATA OF PERSONS SENTENCED TO IMPRISONMENT: RESULTS OF THE QUESTIONNAIRE STUDY

The author presents the results of a sociological study by means of a questionnaire on the issue of the right of persons sentenced to imprisonment to protect personal data. The author sent questionnaires to interview employees and convicts in clear territorial bodies of the Federal Penitentiary Service of Russia: the Federal Penitentiary Service of Russia for the Samara region, the Federal Penitentiary Service of Russia for the Saratov region, the Federal Penitentiary Service of Russia for the Orenburg Region and the Federal Penitentiary Service of Russia for the Volgograd region. The objectives of the survey: to establish the structural elements of the right to protection of personal data of convicts in places of deprivation of liberty, to identify the degree of protection of personal information, the attitude of convicts to possible violations of the right and ways to protect it, to determine the attitude of the employees of the penal system to the right of convicts to protection of personal data, the scope of its implementation, to identify ways to improve in correctional institutions during the execution of sentences in the form of imprisonment. A total of 150 persons sentenced to imprisonment and 297 employees of the penitentiary system of the Russian Federation in these areas were surveyed. The answers to the questionnaires allowed us to draw practical conclusions that allowed us to structure the elements of the mechanism for protecting the personal data of persons sentenced to imprisonment, developed within the framework of the dissertation research on the relevant topic.

Текст научной работы на тему «ПРАВО НА ЗАЩИТУ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ ОСУЖДЕННЫХ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ: ИТОГИ АНКЕТНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ»

вестник сюи

DOI 10.37523/SUI.2022.51.5.022 УДК 343

Сивцова Анастасия Юрьевна

адъюнкт,

Академия ФСИН России,

390036, Россия, г. Рязань, ул. Сенная, 1,

e-mail: anastasiasivtsova@mail.ru

Anastasia Yu. Sivtsova

adjunct,

Academy of the Federal Penitentiary Service of Russia, 1, Sennaya str., Ryazan, Russia, 390000, e-mail: anastasiasivtsova@mail.ru

ПРАВО НА ЗАЩИТУ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ ОСУЖДЕННЫХ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ:

ИТОГИ АНКЕТНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Аннотация. В статье автором подводятся итоги социологического исследования по вопросу права осужденных к лишению свободы на защиту персональных данных. Автором было направлены анкеты для сотрудников и осужденных в четыре территориальных органа ФСИН России: УФСИН России по Самарской области, УФСИН России по Саратовской области, УФСИН России по Оренбургской области и УФСИН России по Волгоградской области. Задачи анкетирования: установление структурных элементов права на защиту персональных данных осужденных в местах лишения свободы, выявление степени защищенности личной информации, отношения осужденных к возможным нарушениям права и способам его защиты, определение отношения сотрудников УИС к праву осужденных на защиту персональных данных, сфера его реализации, определение путей совершенствования в исправительных учреждениях в ходе исполнения наказаний в виде лишения свободы. Всего прошло анкетирование 150 осужденных к лишению свободы и 297 сотрудников уголовно-исполнительной системы Российской Федерации в указанных областях. Ответы на анкеты позволили сделать практические выводы, которые позволили структуировать элементы механизма защиты персональных данных осужденных к лишению свободы, выработанного в рамках проводимого диссертационного исследования на соответствующую тему.

Ключевые слова: персональные данные осужденных; анкетирование осужденных; анкетирование сотрудников; право на защиту персональных данных, обрабатываемых в УИС, механизм защиты персональных данных; анкета; уголовно-исполнительная система; информация; защита информации.

Summary. The author presents the results of a sociological study by means of a questionnaire on the issue of the right of persons sentenced to imprisonment to protect personal data. The author sent questionnaires to interview employees and convicts in clear territorial bodies of the Federal Penitentiary Service of Russia: the Federal Penitentiary Service of Russia for the Samara region, the Federal Penitentiary Service of Russia for the Saratov region, the Federal Penitentiary Service of Russia for the Orenburg Region and the Federal Penitentiary Service of Russia for the Volgograd region. The objectives of the survey: to establish the structural elements of the right to protection ofpersonal data of convicts in places of deprivation of liberty, to identify the degree ofprotection ofper-sonal information, the attitude of convicts to possible violations of the right and ways to protect it, to determine the attitude of the employees of the penal system to the right of convicts to protection ofpersonal data, the scope of its implementation, to identify ways to improve in correctional institutions during the execution of sentences in the form of imprisonment. A total of 150 persons sentenced to imprisonment and 297 employees of the penitentiary system of the Russian Federation in these areas were surveyed. The answers to the questionnaires allowed us to draw practical conclusions that allowed us to structure the elements of the mechanism for protecting the personal data of persons sentenced to imprisonment, developed within the framework of the dissertation research on the relevant topic.

Keywords: personal data of convicts, questioning of convicts, questioning of employees, the right to protection of personal data processed in the UIS, personal data protection mechanism, questionnaire, penal enforcement system, information, information protection.

Информация играет неотъемлемую роль на современном этапе развития нашего общества. Информационные технологии в российскоv политико-государственном механизме должны быть направлены на обеспечение и реализацию национальных интересов.

THE RIGHT TO PROTECT PERSONAL DATA OF PERSONS SENTENCED TO IMPRISONMENT: RESULTS OF THE QUESTIONNAIRE STUDY

© 2022 Сивцова А. Ю.

трибуна мололого ученого

В рамках стратегии развития информационного общества в России на 2017-2030 годы государством установлены ключевые векторы совершествования общества информатизации. К принципам стратегии развития информационного общества в России относится в том числе обеспечение прав доступа к информации, соблюдение принципа законности при сборе и обработке информации, государственная защита Российской Федерации и ее граждан в информационной сфере по различным направлениям деятельности [1].

В развитие данного указа Президента РФ была утверждена Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации», одной из целей которой является «создание устойчивой и безопасной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры высокоскоростной передачи, обработки и хранения больших объемов данных, доступной для всех организаций и домохозяйств» [2].

Не остается в стороне от указанных процессов и уголовно-исполнительная система Российской Федерации (далее - УИС). Вопросы реализации программы цифровой трансформации УИС с включением ФСИН России в национальный проект «Цифровая экономика Российской Федерации» рассматривается во ФСИН России: совместная деятельность по внедрению цифровых технологий направлена на улучшение контроля и упрощение обеспечения безопасности в учреждениях УИС и соблюдения прав граждан, находящихся в местах лишения свободы [3]. В результате была утверждена ведомственная программа цифровой трансформации Федеральной службы исполнения наказаний на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов [4].

Уголовно-исполнительная система Российской Федерации в правоотношениях, связанных с получением, обработкой и последующим использованием и хранением информации об осужденных, относимой к категории персональных данных, в лице органов и учреждений выступает в качестве оператора персональных данных [5].

Информация об осужденных лицах, обрабатываемая ФСИН России, довольна обширна, чувствительна, и ее утечка или несанкционированный доступ к ней посторонних лиц может как крайне негативно сказаться на безопасности отдельно взятого человека, нарушении его прав и законных интересов, так и повлиять на безопасность и престиж УИС в целом.

Персональным данным как категории, как объекту правоотношений дано определение сравнительно недавно, хотя «личная информация об осужденных» собиралась и обрабатывалась в системе УИС фактически с момента зарождения государственности и выполнения правоохранительных функций. В рамках своей эволюции общество всегда стремилось отделить законопослушных граждан от лиц, совершивших преступления. Выделение преступников осуществлялось путем клеймения, членовредительства, нанесения татуировок. При необходимости поиска беглых рабов использовалось словесное описание внешности [6].

С развитием научно-технического прогресса возникла возможность осуществлять сбор и учет иного вида информации, такой как биометрические данные о личности. В общих чертах описание примет начало встречаться в журналах учета органов власти, осуществляющих полицейские и уголовно-исполнительные функции на раннем этапе развития сбора и учета информации о лицах, но фотоизображения, отпечатки пальцев и сбор биологических образцов - прошли определенный эволюционный путь.

Осуществление правоохранительными структурами своей деятельности неразрывно связано с необходимостью документирования социальных функций общества. В ходе деятельности государственных органов в сфере охраны правопорядка и исполнения уголовных наказаний образовывались документы, которые объединялись в картотеки и архивы.

Само понятие «персональные данные» может трактоваться очень широко, что позволяет относить к персональным данным практически любую информацию.

Еще несколько лет назад подобное казалось совершенно невозможным. Но развитие информационных технологий в современном мире настолько стремительно, что зачастую государству приходится разрабатывать методику защиты каких-либо общественных отношений уже после их появления. Подобная ситуация складывается и с персональными данными в системе УИС.

В связи с развитием компьютеризации и автоматизации всех процессов в общественных отношениях общества и государства, все большую актуальность приобретает проблема обеспечения контроля несанкционированного доступа к персональным данным. В случае наличия общественных отношений между государством и субъектом персональных данных в обеспечении функции по борьбе с преступными посягательствами, сложно переоценить огромный массив персональных данных, подлежащих обработке органами исполнительной власти.

Таким образом, проблема правовой регламентации и соответственно защиты персональных данных осужденных в местах лишения свободы остро встает перед обществом и государством.

вестник сюи

Между тем четких путей и механизмов защиты персональных данных осужденных пока еще не предложено. В науках уголовно-правового цикла отсутствуют фундаментальные исследования, в которых бы с практической точки зрения и законодательной базы, а также передового опыта других стран предлагались механизмы защиты персональных данных осужденных в местах лишения свободы, и признание права именно осужденного как субъекта правоотношений на защиту персональных данных.

Для уточнения системы элементов, входящих в категорию права осужденных на защиту персональных данных, по мнению сотрудников УИС и осужденных к лишению свободы, нами было проведено социологическое исследование. Задачами его являлись установление структурных элементов права на защиту персональных данных осужденных в местах лишения свободы, выявление степени защищенности личной информации, отношения осужденных к возможным нарушениям права и способам его защиты, определение отношения сотрудников УИС к праву осужденных на защиту персональных данных, сфера его реализации, определение путей совершенствования в исправительных учреждениях в ходе исполнения наказаний в виде лишения свободы.

Исследование проводилось в два этапа: анкетирование сотрудников исправительных колоний и анкетирование осужденных, отбывающих уголовное наказание в исправительных колониях общего, строгого и особого видов режимов.

Вопросы, представленные в анкетах для сотрудников, классифицируются следующим образом:

1) факты работы с персональными данными осужденных;

2) сфера деятельности в колонии;

3) регулирование порядка предоставления информации третьим лицам;

4) элементы, входящие в состав дефиниции «персональные данные осужденных»;

5) место права на защиту персональных данных в структуре прав человека и гражданина и степень защищенности права в исправительных учреждениях.

Из общего числа опрошенных лиц только 3 % отнесли к персональным данным информацию, представляющую совокупность данных о лице. Это может говорить о низком уровне теоретической базы и представления лиц, обрабатывающих персональные данные, о том, что является объектом защиты в данном случае.

На вопрос о том, какие персональные данные могут быть переданы третьим лицам без согласия осужденного и есть ли те, которые требуют безоговорочного согласия, большинство опрашиваемых ответило следующим образом. К персональным данным, которые требуют согласия, отнесли сексуальные предпочтения, информацию о состоянии здоровья и информацию о месте отбывания наказания.

В ходе анкетирования респондентам был предложен вопрос «Считаете ли Вы необходимым использование обезличенных данных в работе с осужденными и надзоре за их поведением (цифровых и буквенных кодов на нагрудных знаках и прикроватных табличках либо штрихкодов с возможностью их автоматического считывания посредством служебных смартфонов)» подавляющее большинство сотрудников (96 %) ответили отрицательно.

Одной из целей анкетирования было определение места права на защиту персональных данных в системе иных конституционных норм: права на жизнь, на свободу передвижения, вероисповедания, защиту чести и достоинства, частную собственность, свободу информации.

Только в 20,2 % исследуемых анкет (59 опрашиваемых) право на защиту персональных данных вошло в первую пятерку, что позволяет предположить низкий уровень информированности сотрудников о возможных негативных последствиях нарушения данного права, при этом не только в рамках ущемления в правах осужденного и наступления для него личных негативных последствий, но и на уголовно-исполнительную систему в целом.

На втором этапе проведения социологического исследования было опрошено 150 осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы в исправительных учреждениях общего, строгого и особого режимов, расположенных в Самарской, Саратовской и Волгоградской областях.

Вопросы, предлагаемые осужденным лицам, можно классифицировать следующим образом:

1) определение наиболее чувствительных персональных данных;

2) позиция осужденного по вопросу необходимости изменений в порядок работы с личной информацией;

3) уровень защищенности и достаточности права осужденных на защиту персональных данных.

трибуна мололого ученого

При планировании исследования предполагалось, что право на защиту персональных данных - конституционное право, происходящее из права на неприкосновенность частной жизни. В условиях исполнения наказаний процесс по возникновению правоотношения в сфере обработки личной информации не зависит от желания субъекта и информации, и следовательно государство должно обеспечивать сохранность персональных данных осужденных.

В начале исследования автором определена гипотеза, по которой осужденные к лишению свободы лица оценивают информацию о своем заключении иными лицами (не сотрудниками исправительных учреждений) в негативном ключе. Анализ представленных ответов показал, что факт нахождения в исправительной колонии, факт осуждения, статья не оцениваются респондентами негативно. Более того, часть осужденных (67 %) испытывают безразличие, 30 % - стыд, а 3 % - чувство гордости.

При анализе результатов исследования были выявлены некоторые проблемы и особенности, связанные с восприятием сотрудниками уголовно-исполнительной системы права на защиту персональных данных осужденных.

Особенно следует отметить, что главной из них является то, что, судя по опросам, у сотрудников исправительных учреждений весьма размыто понятие об объекте защиты, хотя большинство признает, что защищаться право должно вне зависимости от факта осуждения лица к лишению свободы.

Библиографический список

1. О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 20172030 годы: указ Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203 // Собрание законодательства РФ. 2017. № 20. Ст. 2901.

2. Паспорт национального проекта «Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 04.06.2019 № 7 [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 30.11.2022).

3. В ФСИН России прошла рабочая встреча по вопросам цифровой трансформации УИС [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал ФСИН России. URL: //https://fsin.gov.ru/news/index.php?ELEMENT_ID=543115 (дата обращения: 12.11.2022).

4. Об утверждении ведомственной программы цифровой трансформации Федеральной службы исполнения наказаний на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 гг.: приказ ФСИН России от 30.12.2020 № 984 (ред. от 22.10.2021) [Электронный ресурс] // СПС «Консультант плюс» (дата обращения: 30.11.2022).

5. Сивцова А. Ю. Понятие оператора персональных данных в рамках обработки информации, связанной с реализацией функции исполнения наказания в виде лишения свободы в России // Пенитенциарная безопасность: национальные традиции и зарубежный опыт: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Самара, 3-4 июня 2021 г. Самара: Самарский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний, 2021, 265 р.

6. Мельников И. Татуировки и клеймение. Тенденции [Электронный ресурс]. URL: https://thelib.ru/books/ilya_melnikov/tatuirovka_i_kleymenie_tendencii-read.html (дата обращения: 30.11.2022).

References

1. O Strategii razvitiya informacionnogo obshchestva v Rossijskoj Federacii na 2017-2030 gody: ukaz Prezidenta RF ot 9 maya 2017 g. no. 203 [On the Strategy for the Development of the Information Society in the Russian Federation for 2017-2030]. Sobranie zakonodatel'stva RF [Collection of legislation Russian], 2017, no. 20, st. 2901 [in Russian].

2. Pasport nacional'nogo proekta «Nacional'naya programma «Cifrovaya ekonomika Rossijskoj Federacii» [Passport of the national project «National Program «Digital Economy of the Russian Federation»] (utv. prezidiumom Soveta pri Prezidente RF po strategicheskomu razvitiyu i nacional'nym proektam, protokol ot 04.06.2019 no. 7. SPS «Konsultant Plyus» [SPS Consultant Plus] (Accessed: 30.11.2022). [in Russian].

becthmk cm

3. V FSIN proshla rabochaya vstrecha po voprosam cifrovoj transformacii UIS [The FSIN held a working meeting on the digital transformation of the UIS]. Oficial'nyj internet-portal FSIN Rossii [The official Internet portal of the Federal Penitentiary Service of Russia]. //https://fsin.gov.ru/news/index.php?ELEMENT_ID=543115 (Accessed: 20.11.2022) [in Russian].

4. Ob utverzhdenii vedomstvennoj programmy cifrovoj transformacii Federal'noj sluzhby ispolneniya nakazanij na 2021 god i na planovyj period 2022 i 2023 godov: prikaz FSIN Rossii ot 30.12.2020 № 984 (red. ot 22.10.2021) [On approval of the departmental program of digital transformation of the Federal Penitentiary Service for 2021 and for the planning period of 2022 and 2023]. SPS «Konsul'tant Plyus» [SPS Consultant Plus] (Accessed: 30.11.2022) [in Russian].

5. Sivcova A. Yu. Ponyatie operatora personal'nyh dannyh v ramkah obrabotki informacii, svyazannoj s realizaciej funkcii ispolneniya nakazaniya v vide lisheniya svobody v Rossii [The concept of the operator of personal data in the framework of information processing related to the implementation of the function of execution of punishment in the form of imprisonment in Russia]. Penitenciarnaya be-zopasnost': nacional'nye tradicii i zarubezhnyj opyt: materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj kon-ferencii s mezhdunarodnym uchastiem, Samara, 3-4 iyunya 2021 goda [Penitentiary security: National traditions and foreign experience : materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference with International participation, Samara, 03-04 June 2021]. Samara, 2021, 265 р. [in Russian]

6. Mel'nikov I. Tatuirovki i klejmenie. Tendencii [Tattoos and branding. Trends]. URL: https://thelib.ru/books/ilya_melnikov/tatuirovka_i_kleymenie_tendencii-read.html (Accessed: 20.11.2022) [in Russian]/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.