Научная статья УДК 349.422
doi: 10.55186/25876740_2023_66_4_353
ПРАВО НА ЗАНЯТИЕ СЕЛЬСКИМ ТУРИЗМОМ КАК ЭЛЕМЕНТ ПРАВОВОГО СТАТУСА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ
Т.В. Папаскири1, Е.А. Позднякова1, Е.П. Ананичева1, С.Р. Набиев2, А.А. Румянцев1
Тосударственный университет по землеустройству, Москва, Россия Российский государственный университет туризма и сервиса, Москва, Россия
Аннотация. В статье рассматривается содержание правового статуса сельскохозяйственных товаропроизводителей, анализируется возможность реализации ими права на занятие сельским туризмом наряду со своей основной деятельностью. Данное право в России закреплено сравнительно недавно, а именно в 2021 году и законодательная база по этому вопросу еще только формируется. На этом этапе встречаются определенные пробелы в правовом регулировании, что может для отдельных сельскохозяйственных товаропроизводителей существенно затруднить реализацию такого права. Сделан вывод о том, что действующее сегодня законодательство, регулирующее данный вопрос, нуждается в совершенствовании. Кроме того, сельскохозяйственные товаропроизводители должны встроиться в систему туристической индустрии, чтобы соответствовать всем нормам законодательства о туристической деятельности в Российской Федерации, что позволит не только качественно оказывать услуги в данной сфере, но и претендовать на получение грантов, субсидий и иных мер поддержки, предусмотренных государством для развития сельского туризма. Ключевые слова: право, правовое регулирование, прибыль, реализация, сельский туризм, агротуризм, сельскохозяйственные товаропроизводители, правовой статус
Original article
THE RIGHT TO ENGAGE IN RURAL TOURISM AS AN ELEMENT OF THE LEGAL STATUS OF AGRICULTURAL PRODUCERS
T.V. Papaskiri1, E.A. Pozdnyakova1, E.P. Ananicheva1, S.R. Nabiev2, A.A. Rumyantsev1
1State University of Land Use Planning, Moscow, Russia 2 Russian State University of Tourism and Service, Moscow, Russia
Abstract. The article examines the content of the legal status of agricultural producers, analyzes the possibility of their exercising the right to engage in rural tourism along with their main activities. This right has been established in Russia relatively recently, namely in 2021, and the legislative framework on this issue is still being formed. At this stage, there are certain gaps in legal regulation, which may significantly complicate the implementation of such a right for individual agricultural producers. It is concluded that the current legislation regulating this issue needs to be improved. In addition, agricultural producers should integrate into the system of the tourism industry in order to comply with all the norms of the legislation on tourism activities in the Russian Federation, which will not only provide high-quality services in this area, but also qualify for grants, subsidies and other support measures provided by the state for the development of rural tourism.
Keywords: rights, legal regulation, profit, sale, rural tourism, agritourism, agricultural producers, legal status
Введение. Сельский туризм является одним из видов туризма, который довольно давно известен в мировой практике. Однако в последние годы и в России к данному виду туризма стали довольно активно проявлять интерес, причем на уровне государства. Так, в 2015 году ГОСТ Р 566412015 [18] закрепил определение сельского туризма. В 2021 году, посредством внесения изменений и дополнений в законодательство, такое определение было закреплено в ст.1 ФЗ «Об основах туристкой деятельности в Российской Федерации» [19]. В п. 15 ст. 7 ФЗ «О развитии сельского хозяйства» поддержка и развитие сельского туризма закреплены в числе основных направлений государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства [20]. Стратегия устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации до 2030 года закрепляет значимость развития несельскохозяйственных видов деятельности как источника занятости и доходов сельского населения, среди которых самостоятельное место принадлежит сельскому туризму [21]. Стратегия развития агропромышленного и рыбохозяйственных комплексов до 2030 года закрепляет, что государственная политика в данной сфере направлена на поддержку предпринимательства в сельской местности, включая сферу сельского туризма
Пристальное внимание уделяется сельскому туризму и в научной литературе. В частности, подробно исследовались вопросы понятия сель-
ского туризма [3], формирования его концепции [15], правового регулирования [12], специфики [4], перспектив развития [9], влияния на развитие сельских территорий [17]. Таким образом, даже поверхностный анализ ряда нормативных правовых актов и научной литературы свидетельствуют о востребованности развития сельского туризма в России. Соглашаясь с востребованностью данного вида туризма, нам представляется важным провести исследование о субъектном составе лиц, которые наделены правом заниматься сельским туризмом.
Методика исследования. Исследование было проведено с применением совокупности общенаучных и частно научных методов. Из общенаучных при изучении законодательства применялись анализ, логика и классификация. Из частно правовых были использованы формально-юридический и сравнительно-правовой. Критический анализ и сравнение норм законодательства позволили выявить имеющиеся законодательные пробелы и противоречия, что является препятствием для эффективного развития как права на занятие сельским туризмом, так и самого института сельского туризма. В результате проведенного исследования авторами были сформулированы предложения по совершенствованию действующего законодательства в целях наиболее эффективной реализации своего права на занятие сельским туризмом. По своей структуре исследование содержит три части, ко-
торые логично выстроены по принципу «от общего к частному». Первая часть посвящена исследованию неопределенностей в дефиниции «сельскохозяйственного товаропроизводителя», вторая часть содержит анализ норм, посвященных правовому статусу сельскохозяйственных товаропроизводителей, третья часть содержит выводы и рекомендации.
Результаты исследования. В соответствии со ст.1 ФЗ № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» деятельность по оказанию услуг в сфере туризма осуществляется сельскохозяйственными товаропроизводителями. Остается выяснить какие же субъекты являются сельскохозяйственными товаропроизводителями. Дело в том, что данное понятие относится к числу дискуссионных вопросов не только в доктрине, но и в законодательстве. Придерживаясь точности формулировок и конкретики, мы разделяем точку зрения В.А. Власова, который подчеркивает, что следует разграничивать понятия «сельскохозяйственный товаропроизводитель» и «сельскохозяйственный предприниматель» [2], но вот с аргументацией данного утверждения согласиться сложно. Автор указывает, что любой сельскохозяйственный предприниматель априори является сельскохозяйственным товаропроизводителем [2]. Однако не следует забывать, что в сельской местности есть предприниматели, которые не занимаются сельскохозяйственной продукцией, например, соци-
© Папаскири Т.В., Позднякова Е.А., Ананичева Е.П., Набиев С.Р., Румянцев А.А., 2023 Международный сельскохозяйственный журнал, 2023, том 66, № 4 (394), с. 353-357.
альное предпринимательство, закрепленное на законодательном уровне в 2007 году, которое предусматривает предпринимательскую деятельность, направленную на достижение общественно полезных целей, способствующая решению социальных проблем граждан и общества [23], а это один из главных признаков сельскохозяйственного товаропроизводителя, указанных законодателем.
Так, сельскохозяйственными товаропроизводителями в соответствии со ст. 3 ФЗ от 29.12.2006 г. № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» признаются организация, индивидуальный предприниматель, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с Перечнем, утверждаемым Правительством РФ, и реализацию этой продукции при условии, что в доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее чем 70% за календарный год [20]. В данной норме обращает на себя внимание тот факт, что в расчет берется не каждая сельскохозяйственная продукция, а только та, которая закреплена специальным Перечнем [24].
Также, сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются:
1) граждане, ведущие личное подсобное хозяйство, в соответствии с ФЗ от 7 июля 2003 г. № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» [25];
2) сельскохозяйственные потребительские кооперативы, созданные в соответствии с ФЗ от 8 декабря 1995 г. № 193-Ф3 «О сельскохозяйственной кооперации» [26]);
3) крестьянские (фермерские) хозяйства в соответствии с ФЗ от 11 июня 2003 г. № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» [27]. Приведенное выше определение сельскохозяйственного товаропроизводителя не является единственным. В отношении вышеуказанных субъектов специальное законодательство тоже закрепляет свое определение. Так, ст. 1 ФЗ от 08.12.1995 г. № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» определяет сельскохозяйственного товаропроизводителя как физическое или юридическое лицо, осуществляющее производство сельскохозяйственной продукции, которая составляет в стоимостном выражении более 50% общего объема производимой продукции, в том числе рыболовецкая артель (колхоз), производство сельскохозяйственной продукции, в том числе рыбной продукции, и уловы водных биологических ресурсов в которой составляет в стоимостном выражении более 70% общего объема производимой продукции [28].
Справедливости ради необходимо сказать, что в законодательстве нет однозначного подхода к определению сельскохозяйственного товаропроизводителя. Так, Гражданский кодекс РФ, в договоре контракции именует одну из сторон «производитель сельскохозяйственной продукции» [29], ФЗ от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» [30] использует понятие «сельскохозяйственная организация». Мы не будем углубляться в анализ норм указанных законов, поскольку закрепленные ими понятия используются только для регулирования вопросов в первом случае — договора, во втором случае — банкротства. Для сравнения отметим, что в СССР использовалось понятие «аграрное предприятие», которое охватывало основные формы ведения сельскохозяйственного производства — колхозы и совхозы [6].
Исходя из этого, для исследования заявленной темы, мы будем руководствоваться определениями сельскохозяйственных товаропроизводителей, которые приведены в ФЗ «О развитии сельского хозяйства» [31] и в ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации». Анализ норм данных законов позволяет определить, что сельскохозяйственными товаропроизводителями, являются следующие субъекты:
- организации и индивидуальные предприниматели;
- граждане (физические лица);
- сельскохозяйственные потребительские кооперативы;
- крестьянские (фермерские) хозяйства и
- рыболовецкие артели (колхозы).
Мы разделяем точку зрения А.Н. Горбачева, который анализируя понятие сельскохозяйственного товаропроизводителя, указал на выделение законодателем двух критериев: это производство сельскохозяйственной продукции (не любой, а только закрепленной перечнем, утвержденным Правительством РФ) и ее преобладание в общем объеме собственной продукции, полагая что данные критерии являются общими [5]. Нам представляется важным отметить, что помимо общих, законодатель выделяет также и специфические признаки, которые присущи лишь некоторым сельскохозяйственным товаропроизводителя. Так, к примеру, ст. 346.2 Налогового кодекса РФ для рыбохозяйственных организаций и индивидуальных предпринимателей кроме доли продукции предусматривает, чтобы средняя численность работников не превышала 300 человек за налоговый период и рыболовство должно осуществляться на судах рыбопромыслового флота, находящихся у них на праве собственности, или на основании договора фрахтования.
В связи с вышеизложенным, мы считаем, маловероятным сценарий развития сельского туризма как в Европе, где поначалу он был непрофильным видом деятельности, но как отмечают Н.С. Морозова и Е.В. Иванова, быстро превратился в самодостаточный бизнес — малозатратный и конкурентоспособный и для многих семей стал основным [11]. Если такой туризм станет основным видом деятельности, то это напрямую вступит в противоречие с вышеуказанными критериями, закрепленными законодателем, за исключением производственных кооперативов. В данном случае, верной следует признать точку зрения ЕЛ Мининой, которая подчеркивает, что ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» не устанавливает каких-либо количественных показателей (таких, например, как соотношение объемов производимой сельскохозяйственной и иной продукции в кооперативе), в зависимость от наличия которых ставилось бы отнесение производственных кооперативов именно к сельскохозяйственным [7].
Кроме того, ФЗ № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» именует сельскохозяйственным кооперативом рыболовецкую артель (колхоз). Исходя из общего подхода указанного закона, кооператив является юридическим лицом, где отличительной особенностью от других кооперативов предусматривается обязательное участие членов такого кооператива в его деятельности. Налоговый кодекс РФ в ст. 346.2 в качестве сельскохозяйственного товаропроизводителя закрепляет также градо- и поселко-образующие российские рыбохозяйственные организации и индивидуальных предпринимателей [32]. Федеральный закон № 148-ФЗ «Об аквакультуре (рыбоводстве)» [33] определяет, что рыбоводное хозяйство может быть как юридическим лицом,
International agricultural journal. Vol. 66, No. 4 (394). 2023
так и крестьянским (фермерским) хозяйством, а также приравненным к ним в целях данного Федерального закона и осуществляющий аквакуль-туру (рыбоводство) индивидуальным предпринимателем.
Далее нам представляется целесообразным классифицировать указанный субъектный состав на две категории: одна категория объединяет тех сельскохозяйственных товаропроизводителей, главная цель которых направлена на получение прибыли, т.е. коммерческие. К данной группе нам представляется возможным отнести: сельскохозяйственные коммерческие организации, индивидуальных предпринимателей, сельскохозяйственные производственные кооперативы, рыболовецкий артели (колхозы), крестьянские (фермерские) хозяйства. И вторая категория это те сельскохозяйственные товаропроизводители, основная цель которых не получение прибыли, а удовлетворение личных потребностей в сельскохозяйственной продукции. К этой группе следует отнести сельскохозяйственные потребительский кооперативы (ст. 4 ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации»), личные подсобные хозяйства (ст. 2 ФЗ «О личном подсобном хозяйстве»).
Данная классификация позволит нам ответить на вопрос все ли перечисленные сельскохозяйственные товаропроизводители могут реализо-вывать предоставленное им право заниматься сельским туризмом? Дело в том, что любой туризм является коммерческим видом деятельности, направленным на получение прибыли. Исключением из этого является социальный туризм, который полностью или частично осуществляется за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов (в том числе средств, выделяемых в рамках государственной социальной помощи), а также средств работодателей. Следовательно, занятие сельским туризмом, относится к коммерческой деятельности. В этом случае возникает определенное противоречие в законодательстве. Речь пойдет о сельскохозяйственных потребительских кооперативах, являющихся некоммерческими организациями и личных подсобных хозяйствах. С одной стороны, являясь сельскохозяйственными товаропроизводителями, они получили право заниматься сельским туризмом (ст. 1 ФЗ Об основах туристской деятельности в Российской Федерации) с другой стороны, если они им будут заниматься, то нарушат законодательство о некоммерческих организациях, поскольку получение прибыли — это признак коммерческой организации. Если не разрешить данное противоречие в законодательстве, то реализация данного права этими категориями сельскохозяйственных товаропроизводителей становится затруднительной или практически невозможной без нарушения законодательства. Реализация данного права в рамках закона будет для них возможна только если будут выделены средства на сельский туризм в категории «социальный туризм». Однако это резко снижает возможности данного туризма, поскольку такое финансирование далеко не всегда возможно, но в тоже время если финансирование частное, то это будет расцениваться как коммерческая деятельность.
Сложившаяся сегодня ситуация может также стать препятствием для получения гранта «Агротуризм», который реализуется в соответствии с Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия [34], Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на развитие сельского туризма [35]
www.mshj.ru
и приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 02.03.2022 года № 116 «Об утверждении перечня целевых направлений расходования гранта «Агротуризм» [36].
Таким образом, право на занятие сельским туризмом, нуждается в доработке в отношении сельскохозяйственных товаропроизводителей, которые являются некоммерческими и личных подсобных хозяйств.
Однако, и с коммерческими сельскохозяйственными товаропроизводителями не все так просто. К примеру, рассмотрим крестьянское (фермерское) хозяйство. По мнению А.П. Овечки-на с деятельной характеристикой фермерского хозяйства возникает целый ряд правовых проблем, в числе которых автор выделяет проблему правоспособности фермерского хозяйства [13]. Действительно вопросы имеются. Так, право участникам крестьянского (фермерского) хозяйства заниматься производственной или иной хозяйственной деятельностью в области сельского хозяйства закреплено п. 5 ст. 23 Гражданского кодекса РФ [37], но указанная деятельностью может осуществляться только в соответствии с ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», ст. 19 которого закрепляет конкретные виды сельскохозяйственной деятельности. Данные виды деятельности классифицируются на основные (производство и переработка сельскохозяйственной продукции) и дополнительные или как их еще называют вспомогательные виды деятельности (транспортировка, перевозка, хранение и реализация сельскохозяйственной продукции собственного производства). Перечень видов деятельности является закрытым и никаких иных видов деятельности не предусматривает. Встает вопрос куда же отнести сельский туризм? Логично, что это дополнительный вид деятельности, но как его реализовать если перечень закрытый?
Для полного исследования данного вопроса, право следует рассматривать в совокупности с другими элементами правового статуса сельскохозяйственного товаропроизводителя в число которых входят корреспондирующие праву обязанности и ответственность за их неисполнение либо ненадлежащее исполнение. Но и здесь в крестьянско-фермерском хозяйстве есть вопросы. В частности, какая обязанность или какие обязанности будут корреспондировать праву крестьянско-фермерского хозяйства заниматься сельским туризмом. На наш взгляд как минимум оказание туристских услуг должно отвечать требованиям Закона РФ «О защите прав потребителей» [38] и требованиям безопасности, что соответствует закрепленным ст. 6 ФЗ № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» правам туриста. Отсюда возникает вопрос и об ответственности такого хозяйства в случае нарушения норм законодательства. Но сегодня складывается парадоксальная ситуация, демонстрирующая, что крестьянское (фермерское) хозяйство как субъект предпринимательской деятельности не несет никаких имущественных предпринимательских рисков. Такие риски возлагаются на членов такого хозяйства и на его главу. Данный вывод основан на ст. 2 Гражданского кодекса РФ, п. 3 ст. 8 и п. 3 ст. 6 Закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве». Оказание качественных туристских услуг сегодня в крестьянских (фермерских) хозяйствах под вопросом, поскольку туристские услуги оказывает само хозяйство, так как именно оно признается сельскохозяйственным товаропроизводителем, но при этом ответственности никакой не несет. В данном контексте, верным на наш взгляд, представляется утверждение А.В. Мицкевича, который
отмечал, что если лицо не может быть привлечено к юридической ответственности за нарушение обязанностей, установленных законом, то это значит, что на него не распространяется действие этих законов, и лицо не является субъектом данных обязанностей хотя они и являются юридическими обязанностями для других лиц [10].
Вопрос о корреспондирующих праву заниматься сельским туризмом обязанностях и ответственности является общим по отношению ко всем сельскохозяйственным товаропроизводителям, учитывая специфику сельского туризма, который предусматривает участие туристов в сельскохозяйственном производстве.
Еще одна неясность в правовом статусе крестьянского (фермерского) хозяйства может стать препятствием к получению государственной поддержки на развитие сельского туризма. Так, п. 3 ст. 1 ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» закрепляет норму о том, что фермерское хозяйство осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, которое в соответствии со ст. 16 данного закона возглавляет глава. Согласно ст. 23 Гражданского кодекса РФ, главой крестьянского (фермерского) хозяйства может быть гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя. Поскольку данная статья содержит возможность, а не обязанность, то легко можно предположить, что глава крестьянского (фермерского) хозяйства может и не регистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя, но в этом случае такое хозяйство будет лишено возможности претендовать на меры государственной поддержки для развития сельского туризма. Такой вывод основывается на том, что согласно приказа Министерства сельского хозяйства РФ от 10 февраля 2022 г. № 68 «Об утверждении порядка проведения конкурсного отбора проектов развития сельского туризма» [39] при подаче заявочной документации одним из требований является наличие выписки из Единого государственного реестра юридических лиц или выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, полученной не позднее чем за 20 календарных дней до даты подачи документов в уполномоченный орган. Таким образом, отсутствие государственной регистрации в качестве юридического лица либо индивидуального предпринимателя является основанием для отказа в допуске проекта развития сельского туризма (п. 15 указанного приказа).
Аналогичная ситуация складывается и у личных подсобных хозяйств, поскольку в соответствии со ст. 2 ФЗ № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» личное подсобное хозяйство это форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции и государственная регистрация такого хозяйства не требуется. Кроме того, в Постановлении Правительства РФ от 16.12.2021 г. № 2309 [40] указано, что заявителем на грант «Агротуризм» является сельскохозяйственный товаропроизводитель, относящийся к категории «малое предприятие» или «микропредприятие» в соответствии с ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (за исключением личных подсобных хозяйств). Действительно, согласно ст. 4 ФЗ № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства» к субъектам такого предпринимательства отнесены хозяйственные общества, хозяйственные товарищества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели [41]. Личных подсоб-
Международн
ных хозяйств данный закон не закрепляет. Логика в данной норме имеет место быть поскольку личное подсобное хозяйство не является предпринимательской деятельностью.
Однако, такая позиция законодателя в части возможности получить грант на развитие сельского туризма противоречит принципу равнодоступности, который ученые выделяют в числе принципов на которых должна строиться политика государства в аграрной сфере [1] и ст. 7 ФЗ «О личном подсобном хозяйстве», закрепляющей норму о том, что на личные подсобные хозяйства распространяются меры государственной поддержки, предусмотренные законодательством Российской Федерации для сельскохозяйственных товаропроизводителей за счет средств соответствующих бюджетов и ст. 3 ФЗ «О развитии сельского хозяйства», который признает личные подсобные хозяйства в качестве сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Подобного рода административные барьеры не позволяют грантовой поддержке реализоваться в полном объеме, это отражается и на количестве выданных грантов. Так, Министерство сельского хозяйства РФ в 2022 году поддержало 51 проект развития сельского туризма [42]. Это довольно маленький показатель, который демонстрирует, что даже по одному гранту не приходится на каждый субъект Российской Федерации хотя максимальная сумма, предусмотренная грантами до десяти миллионов рублей, могла бы стать хорошей помощью сельскохозяйственным товаропроизводителям.
Выводы и рекомендации. С учетом вышеизложенного, считаем возможным сформулировать следующие выводы:
1. Пристальное внимание к сельскому туризму в последнее время как со стороны законодателя, так и научного сообщества не случайно, так как статистические данные показывают отток населения из сельской местности, утрату интереса молодежи к работе на селе и как следствие сокращение сельскохозяйственных товаропроизводителей. Так, по данным Росстата, общее число сельскохозяйственных организаций, а также крестьянско-фермер-ских хозяйств в России сократилось с 2016 по 2021 год на 60 тысяч [16]. В связи с этим, сельский туризм рассматривается перспективным направлением, способным оказать позитивное воздействие в поддержке сельскохозяйственных товаропроизводителей.
2. Несмотря на интерес к сельскому туризму и положительный опыт его развития в ряде стран Европейского союза, мы не усматриваем достаточных данных для того, чтобы сельский туризм из непрофильного вида деятельности перешел в основной, поскольку этот будет противоречить сути дефиниции «сельскохозяйственных товаропроизводителей», закрепленной действующим сегодня российским законодательством.
3. Несовершенство законодательства в сфере туризма, а также статуса сельскохозяйственных товаропроизводителей является препятствием для полноценной реализации указанными субъектами права на занятие сельским туризмом, а таже права на получение мер государственной поддержки для его развития. Для устранения вышеуказанных пробелов
и противоречий законодательства, необходимо сделать следующее:
- Официально закрепить право на занятие сельским туризмом в статусе сельскохозяйственных товаропроизводителей, посредством расширения перечня их видов деятельности.
- 355
й сельскохозяйственный журнал. Т. 66, № 4 (394). 2023
- Приравнять сельский туризм к социальному туризму (т.е. признать данный вид туризма некоммерческим), что позволит заниматься им не только сельскохозяйственным товаропроизводителям, которые являются коммерческими, но и некоммерческим к которым сегодня относятся сельскохозяйственные потребительские кооперативы. Эта мера также решит вопрос и с личными подсобными хозяйствами, ведение которых не является предпринимательской деятельностью.
- В целях равного доступа сельскохозяйственных товаропроизводителей к мерам государственной поддержки для развития сельского туризма, предусмотреть возможность получения такой поддержки, включая гранты, в том числе и личным подсобным хозяйствам. Считаем возможным применить данный подход и к тем мерам поддержки, которые могут предусмотреть субъекты Российской Федерации.
- В рамках реализации права заниматься сельским туризмом, предусмотреть в статусе сельскохозяйственных товаропроизводителей соответствующие данному праву обязанности и ответственность за их неисполнение или ненадлежащее исполнение. Если учесть, что правам должны корреспондировать соответствующие обязанности, то исходя из ст. 6 ФЗ № 132-Ф3 «Об основах туристкой деятельности в Российской Федерации», закрепляющей права туриста, считаем возможным сформулировать следующие обязанности: предоставление необходимой и достоверной информации о туристическом продукте; обеспечение личной безопасности туриста, его потребительских прав, сохранности имущества и беспрепятственное получение неотложной медицинской помощи; предоставление беспрепятственного доступа к средствам связи. В случае нарушения прав туриста неисполнением или ненадлежащим исполнением своих обязанностей, а также правом туриста на возмещение убытков и компенсацию морального вреда, следует предусмотреть ответственность сельскохозяйственных товаропроизводителей. Это следует сделать несмотря на то, что законом предусматривается страхование туристов, поскольку страхование покрывает только лишь те случае, которые именуются страховыми. Причиненный вред, который не подпадает под «страховые случаи» должен быть возмещен виновным лицом по нормам гражданского законодательства.
В завершении, хочется надеяться, что совершенствование правового регулирования статуса сельскохозяйственных товаропроизводителей, позволит создать условия для эффективного использования предоставленного им права на занятие сельским туризмом, что в свою очередь будет способствовать устойчивому развитию сельских территорий.
Список источников
1. Алентьева Н.В. Основные направления государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей в современных условиях // Вестник аграрной науки. 2018. № 4 (73). С.106-110.
2. Власов В.А. О противоречивости правового регулирования категории «сельскохозяйственный товаропроизводитель» // Правовая политика и правовая жизнь. 2016. № 2. С. 128-133.
3. Волкова-Гончарова Т.А., Маркарян С.О. Понятие и социально-экономическая функция сельского туризма // Вестник СГУТиКД. 2011. № 2 (16). С. 22-25.
4. Гварлиани Т.Е., Бородин А.Н. Сельский и аграрный туризм как специфические виды туризма // Terra economicus. 2011. Том 9. № 4. Часть 3. С. 61-65.
356 -
International agricultural journal. Vol. 66, No. 4 (394). 2023
5. Горбачев А.Н. Понятие «сельскохозяйственный товаропроизводитель» в законодательстве и судебной практике // Вестник Брянского государственного университета. 2018 (3). С. 215-223.
6. Иваньшин И.Е., Лысенко П.Р., Чернов Ю.И. Административно-правовой статус сельскохозяйственных товаропроизводителей // Epomen Scientific Journal. 2021. № 51. С.172-181.
7. Минина Е.Л. Сельскохозяйственные кооперативы в системе российского законодательства о кооперации // Журнал российского права. 2019. № 4 (2б8). С.49-60.
8. Минсельхоз выбрал первых получателей гранта «Агротуризм» // http://mcx.gov.ru/press-service/ news/minselkhoz-vybral-pervykh-poluchateley-granta-agroturizm/ (дата обращения 04.04.2023 г.).
9. Мирошниченко Т.А., Подгорская С.В. Современные тенденции и перспективы развития сельского туризма в России // Вестник ЗабГУ. 2021. Т. 27. № 3. С.119-126.
10. Мицкевич А.В. Избранное. М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, 2010. 304 с.
11. Морозова Н.С., Иванова Е.В. Развитие сельских территорий: зарубежный опыт // Социально-экономические явления и процессы. 2015. Т.10. № б. С.б3-б9.
12. Навальный С.В. О некоторых вопросах правового регулирования развития сельского туризма (агротуриз-ма) // Социально-экономический и гуманитарный журнал Красноярского ГАУ. 2020. № 4. С.5б-б3.
13. Овечкин А.П. Правовой статус крестьянского (фермерского) хозяйства без образования юридического лица // Аграрное и земельное право. 2019. № 10 (178). С.44-4б.
14. Папаскири Т.В., Семочкин В.Н., Позднякова Е.А., Набиев С.Р., Ананичева Е.П. Использование земель сельскохозяйственного назначения в целях развития сельского туризма // Международный сельскохозяйственный журнал. 2023. Том бб, № 2 (392), С. 114-118.
15. Пинаев А.В. Подходы к формированию концепции сельского туризма // Сервис в России и за рубежом. 2014. № 7 (54). С. 130-137.
16. Росстат: сельхозорганизаций и фермерских хозяйств в РФ стало меньше на б0 тыс. за пять лет. http:// milknews.ru/index/selhozorganizacii-snizhenie.html (дата обращения 04.04.2023 г.).
17. Строева А.Г., Иволга А.Г., Елфимова Ю.М. Сельский туризм как перспективное направление развития сельских территорий регионов России // Сервис в России и за рубежом. 2021. Т. 15. № 2. С.110-120.
18. ГОСТ Р 5бб41-2015 Услуги малых средств размещения. Сельские гостевые дома. Общие требования. http://docs.cntd.ru/document/1200124942 (дата обращения 19.03.2023 г.).
19. ФЗ от 24.11.199б г. № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ № 49. Ст. 5419.
20. ФЗ от 29.12.200б г. № 2б4-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» // Собрание законодательства РФ от 01.01.2007 г. № 1 (часть I) ст.27.
21. Распоряжение Правительства РФ от 02.02.2015 г. № 151-р «Об утверждении Стратегии устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации до 2030 года». http://mcx-consult.ru/d/strategiya_razvitiya_ selskikh_territoriy_rf_do_2030_goda.pdf (дата обращения 21.03.2023 г.).
22. Распоряжение Правительства РФ от 08.09.2022 г. № 25б7-р «Об утверждении Стратегии развития агропромышленного и рыбохозяйственных комплексов до 2030 года». http://static.government.ru/media/files/G3hz RyrGPbmFAfBFgmEhxTrecб94MaHp.pdf (дата обращения 19.02.2023 г.).
23. ФЗ от 2б.07.2019 г. № 245-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» в части закрепления понятий «социальное предпринимательство», «социальное предприятие». http://www.garant.ru/products/ipo/ prime/doc/72232770/ (дата обращения 24.03.2023 г.).
24. Распоряжение Правительства РФ от 25.01.2017 N 79-р (ред. от 31.08.2021) «Об утверждении перечня сельскохозяйственной продукции, производство, первичную и последующую (промышленную) переработку которой осуществляют сельскохозяйственные товаропроизводители, а также научные организации, профессиональные образовательные организации, образовательные организации высшего образования в процессе своей
научной, научно-технической и (или) образовательной деятельности».
25. ФЗ от 07.07.2003 г. № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» // Собрание законодательства РФ от 14.07.2003 г. № 28. Ст. 2881.
26. ФЗ от 08.12.1995 г. № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» // Собрание законодательства РФ от 11.12.1995 г. № 50. Ст. 4870.
27. ФЗ от 11.06.2003 г. № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» // Собрание законодательства РФ от 16.06.2003 г. № 24. Ст. 2249.
28. ФЗ от 08.12.1995 г. № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» с изм. внесенными ФЗ от 29.12.2022 г. № 637-ФЗ, вступив. в силу с 01.03.2023 г. // Российская газета от 16.12.1995 г. № 242.
29. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 г. № 14-ФЗ (с изм. и доп. вступ. в силу с 01.01.2022 г.) // Собрание законодательства РФ от 29.01.1996 г. № 5. Ст. 410.
30. ФЗ от 26.10. 2002 г. № 127-ФЗ (ред. от 28.12.2022 г.) «О несостоятельности (банкротстве)» // Российская газета от 02.11.2002 г. № 209-210.
31. ФЗ от 09.07.2002 г. № 83-ФЗ «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей») // Собрание законодательства РФ от 15.07.2002 г. № 28.
32. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть 2. от 05.08.2000 г. № 117-ФЗ (ред. от 18.03.2023 г.) // Российская газета от 10.08.2000 г. № 153-154.
33. ФЗ от 02.07.2013 г. № 148-ФЗ «Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и изм. и доп. внесенными ФЗ от 11.06.2021 г. № 163-ФЗ // Собрание законодательства РФ от 08.07.2013 г. № 27. Ст.3440.
34. Постановление Правительства РФ от 14.07.2012 г. № 717 «Об утверждении Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» // Собрание законодательства РФ. 2012 г.. № 32. ст. 4549.
35. Мамонтова И.Ю., Фомин А.А. Экономические методы регулирования земельных отношений в России // International agricultural Journal. 2023. № 3
36. Приказ Министерства сельского хозяйства РФ от 02 марта 2022 года № 116 «Об утверждении перечня целевых направлений расходования гранта «Агротуризм». http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/403709474/ (дата обращения 26.03.2023 г.).
37. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть I от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ // Российская газета от 08.12.1994 г. № 238-239.
38. Закон РФ от 07.02.1992 г. № 2300-р (ред. от 05.12.2022 г.) «О защите прав потребителей» // Российская газета от 07.04.1992 г.
39. Приказ Министерства сельского хозяйства РФ от 10 февраля 2022 г. № 68 «Об утверждении порядка проведения конкурсного отбора проектов развития сельского туризма». http://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/404461204/ (дата обращения 02.04.2023 г.).
40. Постановление Правительства РФ от 16.12.2021 г. № 2309 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации». http://static. government.ru/media/files/n0t5wHuAaSDLBA29gup0Tg0j EXi20DEn.pdf (дата обращения 04.04.2023 г.).
41. ФЗ от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» // Российская газета от 31.07.2007 г. № 164
42. Минсельхоз выбрал первых получателей гранта «Агротуризм». http://mcx.gov.ru/press-service/ news/minselkhoz-vybral-pervykh-poluchateley-granta-agroturizm/ (дата обращения 04.04.2023 г.).
References:
1. Alentyeva N.V. (2018). Osnovnye napravleniya gosu-darstvennoj podderzhki sel'skohozyajstvennyh tovaroproiz-voditelej v sovremennyh usloviyah [The main directions of state support of agricultural producers in modern conditions]. Bulletin of Agrarian Science, no. 4 (73). pp. 106-110. http://dx.doi.org/10.15217/48484
2. Vlasov V.A. (2016). O protivorechivosti pravovogo regulirovaniya kategorii «sel'skohozyajstvennyj tovaroproiz-voditel'» [On the inconsistency of the legal regulation of the category «agricultural commodity producer»]. Legal policy and legal life, no.2, pp. 128-133.
www.mshj.ru
3. Volkova-Goncharova T.A., Markaryan S.O. (2011). Po-nyatie i social'no-ekonomicheskaya funkciya sel'skogo turizma [The concept and socio-economic function of rural tourism]. Bulletin of the SGUTiKD, no. 2 (16), pp. 22-25.
4. Gvarliani T.E., Borodin A.N. (2011). Sel'skiji agrarnyj tur-izm kakspecificheskie vidy turizma [Rural and agrarian tourism as specific types of tourism]. Terra economicus, vol. 9, no. 4., part 3, pp. 61-65.
5. Gorbachev A.N. ( 2018). Ponyatie «sel'skohozyajstvennyj tovaroproizvoditel» vzakonodatel'stve i sudebnoj praktike [The concept of «agricultural commodity producer» in legislation and judicial practice]. Bulletin of the Bryansk State University, no. 3, pp. 215-223.
6. Ivanshin I.E., Lysenko P.R., Chernov Yu.I. (2021). Administrativno-pravovoj status sel'skohozyajstvennyh tovaro-proizvoditelej [Administrative and legal status of agricultural producers]. Epomen Scientific Journal, no. 51, pp.172-181.
7. Minina E.L. (2019). Sel'skohozyajstvennye kooperativy v sisteme rossijskogo zakonodatel'stva o kooperacii [Agricultural cooperatives in the system of Russian legislation on cooperation]. Journal of Russian Law, no. 4 (268), pp. 49-60. DOI: 10.12737/art_2019_4_4.
8. The Ministry of Agriculture selected the first recipients of the Agrotourism grant. http://mcx.gov.ru/press-ser-vice/news/minselkhoz-vybral-pervykh-poluchateley-granta-agroturizm / (accessed 04.04.2023).
9. Miroshnichenko T.A., Podgorskaya S.V. (2021). Sovre-mennye tendencii i perspektivy razvitiya sel'skogo turizma v Rossii [Modern trends and prospects of rural tourism development in Russia]. Bulletin of ZabGU, vol.27, no.3, pp.119126. DOI: 10.21209/2227-9245-2021-27-3-119-126.
10. Mickiewicz A.V. (2010). Izbrannoe [Favorites]. Moscow, Institute of Legislation and Comparative Law under the Government of the Russian Federation, 304c.
11. Morozova N.S., Ivanova E.V. (2015). Razvitie sel'skih territorij: zarubezhnyj opyt [Development of rural territories: foreign experience]. Socio-economic phenomena and processes, vol. 10, no. 6, p. 63-69.
12. Navalny S.V. (2020). O nekotoryh voprosah pravovogo regulirovaniya razvitiya sel'skogo turizma (agroturizma) [On some issues of legal regulation of the development of rural tourism (agrotourism)]. Socio-economic and Humanitarian Journal of the Krasnoyarsk State University, no. 4, pp. 56-63. DOI: 10.35718/2500-1825-2020-4-56-63.
13. Ovechkin A.P. (2019). Pravovoj status krest'yanskogo (fermerskogo) hozyajstva bez obrazovaniya yuridicheskogo lica [Legal the status of a peasant (farmer) farm without the formation of a legal entity]. Agrarian and land law, no. 10 (178), p. 44-46.
14. Papaskiri T.V., Semochkin V.N., Pozdnyakova E.A., Nabiev S.R., Ananicheva E.P. (2023). Ispol'zovanie zemel'sel'sko-hozyajstvennogo naznacheniya v celyah razvitiya sel'skogo tu-rizma [Use of agricultural land for the development of rural tourism]. International Agricultural Journal, vol. 66, no. 2 (392), pp.114-118. DOI:10.55186/25876740_2023_2_114.
15. Pinaev A.V. (2014). Podhody k formirovaniyu koncepcii sel'skogo turizma [Approaches to the formation of the concept of rural tourism]. Service in Russia and abroad, no. 7 (54), pp. 130-137.
16. Rosstat: agricultural organizations and farms in the Russian Federation have decreased by 60 thousand in five years. http://milknews.ru/index/selhozorganizacii-snizhenie .html (accessed 04.04.2023).
17. Stroeva A.G., Ivolga A.G., Elfimova Yu.M. (2021). Sel'skij turizm kak perspektivnoe napravlenie razvitiya sel'skih territorij regionovRossii [Rural tourism as a promising direction for the development of rural territories of the regions of Russia]. Service in Russia and abroad, vol. 15, no. 2, pp. 110120. DOI: 10.24412/1995-042X-2021-2-110-120.
18. GOST R 56641-2015 Services of small accommodation facilities. Rural guest houses. General requirements. http:// docs.cntd.ru/document/1200124942 (accessed 19.03.2023).
19. FZ dated 24.11.1996 No. 132-FZ «On the basics of tourist activity in the Russian Federation». Collection of Legislation of the Russian Federation dated 02.12.1995, no. 49, st.5419.
20. FZ dated 29.12.2006 No.264-FZ «On development of agriculture» // Collection of legislation of the Russian Federation dated 01.01.2007, no. 1 (part I), article 27.
21. Decree of the Government of the Russian Federation No. 151-r dated 02.02.2015 «On approval of the Strategy for Sustainable Development of Rural territories of the Russian Federation until 2030». http://mcx-consult.ru/d/ strategiya_razvitiya_selskikh_territoriy_rf_do_2030_goda. pdf (accessed 21.03.2023).
22. Decree of the Government of the Russian Federation dated 08.09.2022 No. 2567-r «On approval of the Strategy for the development of agro-industrial and fisheries complexes until 2030». http://static.government.ru/media/ files/G3hzRyrGPbmFAfBFgmEhxTrec694MaHp.pdf (accessed 19.02.2023).
23. Federal Law No. 245-FZ dated 26.07.2019 «On Amendments to the Federal Law «On the Development of Small and Medium-sized Entrepreneurship in the Russian Federation» regarding the consolidation of the concepts of «social entrepreneurship», «social enterprise». http://www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/72232770 / (accessed 03.24.2023).
24. Order of the Government of the Russian Federation dated 25.01.2017 N 79-r (ed. dated 31.08.2021) «On approval of the list of agricultural products, the production, primary and subsequent (industrial) processing of which is carried out by agricultural producers, as well as scientific organizations, professional educational organizations, educational organizations of higher education in the process of their scientific, scientific, technical and (or) educational activities».
25. Federal Law of 07.07.2003 No. 112-FZ «On personal subsidiary farm» // Collection of Legislation of the Russian Federation of 14.07.2003, no. 28, st. 2881.
26. FZ dated 08.12.1995 No. 193-FZ «On agricultural cooperation». Collection of Legislation of the Russian Federation dated 11.12.1995, no. 50, st. 4870.
27. FZ dated 11.06.2003 No. 74-FZ «On peasant (farmer) economy». Collection of Legislation of the Russian Federation dated 16.06.2003, no. 24, st. 2249.
28. FZ dated 08.12.1995 No. 193-FZ «On agricultural cooperation» with amendments. as amended by Federal Law No. 637-FZ dated 29.12.2022, having entered into force. effective from 01.03.2023. Rossiyskaya Gazeta, no. 242 dated 16.12.1995.
29. The Civil Code of the Russian Federation (Part Two) of 26.01.1996 No. 14-FZ (with amendments and additions). introduction. effective from 01.01.2022). Collection of Legislation of the Russian Federation dated 29.01.1996, no. 5, st. 410.
30. FZ dated 26.10. 2002 No.127-FZ (ed. dated 28.12.2022) «On insolvency (bankruptcy) ». Rossiyskaya Gazeta no. 209-210, dated 02.11.2002.
31. Article 2 of the Federal Law of 09.07.2002 No.83-FZ «On Financial rehabilitation of agricultural producers» also refers to the Federal Law «On the Development of Agriculture» in terms of the definition of agricultural producers). Collection of Legislation of the Russian Federation of 15.07.2002, no. 28, st. 2787.
32. The Tax Code of the Russian Federation. Part 2. dated 05.08.2000, No. 117-FZ (ed. dated 18.03.2023). Rossiyskaya Gazeta, no. 153-154, dated 10.08.2000.
33. Federal Law No. 148-FZ dated 02.07.2013 «On Aquaculture (Fish Farming) and on Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation» and amendments and Additions. as amended by Federal Law No. 163-FZ dated 11.06.2021. Collection of Legislation of the Russian Federation dated 08.07.2013, no. 27, st. 3440.
34. Decree of the Government of the Russian Federation dated 14.07.2012 No. 717 «On Approval of the State Program for the Development of Agriculture and regulation of agricultural products, raw materials and food markets». Collection of Legislation of the Russian Federation, 2012, no. 32, article 4549.
35. Mamontova I.Y., Fomin A.A. (2023). Economic methods of land relations regulation in Russia. International agricultural Journal, no. 3. DOI: 10.55186/25876740_2023_7_3_23
36. Order of the Ministry of Agriculture of the Russian Federation No. 116 dated March 02, 2022 «On approval of the list of target areas of expenditure of the Agrotourism grant». http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/403709474 / (accessed 26.03.2023).
37. The Civil Code of the Russian Federation. Part I of 30.11.1994 No. 51-FZ. Rossiyskaya Gazeta, no. 238-239, dated 08.12.1994.
38. Law of the Russian Federation of 07.02.1992 No. 2300-r (ed. of 05.12.2022) «On Consumer Rights protection». Rossiyskaya Gazeta, dated 07.04.1992
39. Order of the Ministry of Agriculture of the Russian Federation No. 68 dated February 10, 2022 «On approval of the procedure for competitive selection of rural tourism development projects». http://www.garant.ru/products/ipo/ prime/doc/404461204 / (accessed 02.04.2023).
40. Resolution of the Government of the Russian Federation No. 2309 dated 12/16/2021 «On Amendments to Certain Acts of the Government of the Russian Federation». http://static.government.ru/media/files/nOt5wHuAaSDLBA-29gup0TgOjEXi20DEn.pdf (04.04.2023).
41. FZ dated 24.07.2007 No. 209-FZ «On the development of small and medium-sized enterprises in the Russian Federation». Rossiyskaya Gazeta, no. 164, dated 31.07.2007.
42. The Ministry of Agriculture has chosen the first recipients of the grant «Agrotourism». http://mcx.gov.ru/press-service/news/minselkhoz-vybral-pervykh-poluchateley-granta-agroturizm / (accessed 04.04.2023).
Информация об авторах:
Папаскири Тимур Валикович, доктор экономических наук, кандидат сельскохозяйственных наук, профессор, врио ректора, Государственный университет по землеустройству, ORCID: http://orcid.org/0000-0002-3780-9060, t_papaskiri@mail.ru Позднякова Елена Александровна, кандидат юридических наук, доцент кафедры земельного права, Государственный университет по землеустройству, ORCID: http://orcid.org/0000-0002-3028-349X, elenaap7306@mail.ru Ананичева Екатерина Павловна, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры землеустройства, Государственный университет по землеустройству, ORCID: http://orcid.org/0000-0002-6638-4604
Набиев Сергей Руфаилович, кандидат юридических наук, доцент, Российский государственный университет туризма и сервиса Румянцев Алексей Алексеевич, студент, Государственный университет по землеустройству
Information about the authors:
Timur V. Papaskiri, doctor of economic sciences, candidate of agricultural sciences, professor, acting rector, State University of Land Use Planning, ORCID: http://orcid.org/0000-0002-3780-9060, t_papaskiri@mail.ru Elena A. Pozdnyakova, candidate of legal sciences, associate professor of the department of land law, State University of Land Use Planning, ORCID: http://orcid.org/0000-0002-3028-349X, elenaap7306@mail.ru
Ekaterina P. Ananicheva, candidate of economic sciences, associate professor, associate professor of the department of land use planning, State University of Land Use Planning , ORCID: http://orcid.org/0000-0002-6638-4604
Salavat R. Nabiev, candidate of legal sciences, associate professor, Russian State University of Tourism and Service Alexey A. Rumyantsev, student, State University of Land Use Planning
elenaap7306@mail.ru
Международный сельскохозяйственный журнал. Т. 66, № 4 (394). 2023