Научная статья на тему 'Право на заключение и расторжение брака: сравнительный анализ нормативной базы Азербайджанской Республики и Российской Федерации'

Право на заключение и расторжение брака: сравнительный анализ нормативной базы Азербайджанской Республики и Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
357
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / УСЛОВИЯ ЗАКЛЮЧЕНИЯ И РАСТОРЖЕНИЯ БРАКА / МЕДИЦИНСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ / ПРОЦЕДУРЫ ЗАКЛЮЧЕНИЯ И РАСТОРЖЕНИЯ БРАКА С ЛИЦАМИ / НАХОДЯЩИМИСЯ В МЕСТАХ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ / FAMILY RELATIONS / CONDITIONS OF DETENTION АND DISSOLUTION OF MARRIAGE / MEDICAL EXAMINATION / CONCLUSION PROCEDURES АND DISSOLUTION OF MARRIAGE WITH PERSONS IN DETENTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Соколова А.В., Халафов Э.А.

В статье проводится сравнительно-правовой анализ законодательного регулирования семейных отношений в Азербайджанской Республики и Российской Федерации. В статье также рассматривается правовое регулирование заключения и расторжения брака в данных странах, в том числе и с лицами, находящимися в местах лишения свободы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Right to conclude and dissolve marriage: comparative analysis of the regulatory framework of the Republic of Azerbaijan And the Russian Federation

The article provides a comparative legal analysis of the legislative regulation of family relations in the Republic of Azerbaijan and the Russian Federation. The article also deals with the legal regulation of marriage and divorce in these countries, Including persons in detention.

Текст научной работы на тему «Право на заключение и расторжение брака: сравнительный анализ нормативной базы Азербайджанской Республики и Российской Федерации»

УДК 347.6

ПРАВО НА ЗАКЛЮЧЕНИЕ И РАСТОРЖЕНИЕ БРАКА: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ НОРМАТИВНОЙ БАЗЫ АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Соколова А.В., Владимирский юридический институт ФСИН России, Академия ФСИН России, г. Владимир, Российская Федерация, sokolova.alenka@mail.ru

Халафов Э.А., Академия юстиции Министерства юстиции Азербайджанской Республики, г. Баку, Республика Азербайджан, khalafov.elchin@gmail.com

В статье проводится сравнительно-правовой анализ законодательного регулирования семейных отношений в Азербайджанской Республики и Российской Федерации. В статье также рассматривается правовое регулирование заключения и расторжения брака в данных странах, в том числе и с лицами, находящимися в местах лишения свободы.

Ключевые слова: семейные отношения, условия заключения и расторжения брака, медицинское обследование, процедуры заключения и расторжения брака с лицами, находящимися в местах лишения свободы.

DOI: 10.21779/2224-0241-2020-33-1-115-121 UDC 347.6

RIGHT TO CONCLUDE AND DISSOLVE MARRIAGE: COMPARATIVE ANALYSIS OF THE REGULATORY FRAMEWORK OF THE REPUBLIC OF AZERBAIJAN AND THE RUSSIAN

FEDERATION

Sokolova A.V., Vladimir law Institute of the Federal penitentiary service of Russia, Academy of the Federal penitentiary service of Russia, Vladimir, Russian Federation sokolova.alenka@mail.ru

Khalafov E.A., Justice Academy of the Ministry of Justice of the Republic of Azerbaijan, Baku, Republic of Azerbaij an, khalafov.elchin@gmail.com

The article provides a comparative legal analysis of the legislative regulation of family relations in the Republic of Azerbaijan and the Russian Federation. The article also deals with the legal regulation of marriage and divorce in these countries, Including persons in detention.

Key words: Family relations, conditions of detention аnd dissolution of marriage, medical examination, conclusion procedures аnd dissolution of marriage with persons in detention.

DOI: 10.21779/2224-0241-2020-33-1-115-121

Многие столетия существует явление, которое объединяет мужчину и женщину, соединяя их судьбы в одно целое, название ему - брак. Данное явление является как социальным, так и правовым основанием, которое порождает права и обязанности супругов по отношению друг к другу, так и по отношению к детям. Можно смело утверждать, что именно в браке люди удовлетворяют свою потребность в продолжении своего рода, что, в свою очередь, помогает человечеству развиваться и не исчезнуть с лица Земли.

Если рассматривать нормативную правовую базу в части, касающейся семейных отношений, России и Азербайджанской Республики, то мы увидим много общих моментов. Прежде всего, это связано с общими историческими корнями, схожестью правовой и социальной культуры обоих государств. Азербайджанская Республика входила в состав СССР, а Российская Федерация, как извест-

но, является его правопреемницей. Таким образом, находится немало точек соприкосновения в законодательстве и правовой мысли данных государств.

Международная миграция населения, открытые границы между государствами-членами СНГ, постоянно увеличивающееся количество браков между гражданами разных государств, все это причины для тесного правового сотрудничества, а также для сравнительно-правового исследования.

Рассматривая общие положения в области семейного права Российской Федерации и Азербайджанской Республики, можно сделать вывод о том, что заключение брака рассматривается данными государствами, как позитивное явление. Государства заинтересованы в стабильных ячейках общества, что, безусловно, обеспечивает стабильность государства в целом.

Согласно общепринятым международным нормам суверенное государство имеет право само-

стоятельно определять свою внутреннюю политику и устройство. Следовательно, каждое государство самостоятельно определяет условия, необходимые для заключения брака, а также обстоятельства, препятствующие вступлению в брак.

Проведя анализ семейного законодательства данных государств, можно сказать, что основными общими условиями заключения брака являются: возрастной ценз (достижение брачного возраста лицами, вступающими в брак), добрая воля обоих брачующихся, а также их статус.

В семейном законодательстве Российской Федерации, как и в законодательстве Азербайджанской Республики, добровольность является одним из главных условий заключения брака.

Рассмотрим более детально семейное законодательство Азербайджанской Республики, найдем особенности, которые будут интересны для анализа семейных отношений, в том числе и с лицами, находящимися в местах лишения свободы.

Прежде всего, право на заключение брака в Азербайджанской Республике закреплено в статье 34 (Право на брак) Конституции страны [1], а также регулируется разделом II Семейного кодекса Азербайджанской Республики [2].

В особенности необходимо отметить, что в законодательстве по исполнению наказаний, в том числе в Кодексе по исполнению наказаний Азербайджанской Республики, отсутствуют специальные нормы, регулирующие вопросы участия в се-мейно-правовых отношениях, осужденных в период отбывания наказания, так и запрещающие такое участие. На практике для заключения брака осужденные, в соответствии со статьями 10.2.9 (Получение юридической помощи) и 14 (Обращения осужденных и правила их рассмотрения) Кодекса по исполнению наказаний [3] через руководство учреждений по отбыванию наказания могут обращаться в органы регистрации (ЗАГС). Хотелось бы отметить, что, начиная с 2012 года, органы регистрации осуществляют свою деятельность в структуре службы «АСАН» (в Российской Федерации аналог многофункциональные центры предоставления государственных услуг) [4].

Согласно статье 13 (Медицинское обследование лиц, желающих вступить в брак) Семейного кодекса Азербайджанской Республики до регистрации брака лица, желающие заключить брак, проходят бесплатное медицинское обследование. Для них также предусмотрена возможность получения бесплатной консультации по медико-генетическим, медико-психологическим вопросам и вопросам планирования семьи. Лица, отбывающие наказание, желающие вступить в брак, проходят медицинское обследование в пенитенциарных учреждениях, в которых отбывают наказание. Медицинские службы Главного медицинского управления Министерства юстиции Азербайджанской Республики, функционируют во всех пенитенциарных учреждениях страны. Следует обратить внимание на то, что

данное условие обязательно. Кроме того, справка, удостоверяющая прохождение медицинского обследования, является документом, который предоставляется в регистрирующий орган, и без него заявление о заключении брака принято не будет. Отдельно необходимо отметить, что данная справка не отражает результатов медицинского обследования этих лиц, она подтверждает факт его прохождения. В целях сохранения врачебной тайны никто не вправе требовать от лиц, желающих вступить в брак, результатов их медицинского обследования.

Лицо, находящееся в местах лишения свободы, также может стать участником семейных отношений. В законодательстве Азербайджанской Республики нет ограничений для этой категории лиц на государственную регистрацию заключения и расторжения брака. Государственная регистрация брака с лицами, находящимися в местах лишения свободы, осуществляется в пенитенциарном учреждении в заранее определенное время с участием работника Регистрационной службы (ЗАГС) и близкими родственниками лиц, вступающих в брак. В конце церемонии бракосочетания лицам, заключившим брак, выдается свидетельство о браке.

В статье 26 Закона АР «Об обеспечении прав и свобод лиц, содержащихся в местах предварительного заключения» [5] предусмотрены нормы, регулирующие участие осужденных и заключенных в гражданско-правовых отношениях. Согласно данной статье задержанные и заключенные лица имеют право в соответствии с Правилами внутреннего распорядка и с согласия органа, осуществляющего уголовный процесс, самостоятельно или через представителя участвовать в гражданско-правовых отношениях.

Согласно пункту 29 Правил внутреннего распорядка Следственных изоляторов (участие заключенных лиц в семейно-правовых отношениях и пользование услугами нотариуса), утвержденному постановлением Кабинета министров АР от 26 февраля 2014-го года № 63 [6], лица, заключенные под стражу в соответствии с требованиями семейного законодательства, имеют право заключать и расторгать брак, а также участвовать в иных семейно-правовых отношениях. В соответствии с указанными нормами заключение брака осуществляется со стороны органов регистрации (ЗАГС) на основании обращения лица в вышеуказанном порядке.

Правила государственной регистрации актов гражданского состояния, утвержденные постановлением Кабинета министров Азербайджанской Республики от 31 октября 2003 года № 145 регулируют также процедуру государственной регистрации брака с осужденными к лишению свободы на определенный срок или пожизненно, с лицами, в отношении которых избрана мера пресечения в виде ареста или находящимися в следственных изоляторах [7].

Данные нормы являются базовыми для правового регулирования семейных отношений с лицами, находящимися в местах лишения свободы. Законодатель указывает на то, что данный гражданин не лишается одной из главной сфер своей жизни, а, наоборот, продолжает быть активным участником семейных правоотношений.

Говоря о семейных правоотношениях, также необходимо затронуть вопросы, связанные с расторжением брака. Не секрет, что только самые крепкие союзы способны пережить изоляцию одного из супруга от общества. Согласно статье 16 главы IV Семейного кодекса Азербайджанской Республики государственная регистрация расторжения брака производится соответствующим органом исполнительной власти. Суд рассматривает вопросы расторжения брака в случаях, предусмотренных статьями 19-21 настоящего Кодекса. Особого внимания заслуживает статья 17 Семейного Кодекса Азербайджанской Республики. Из нее исключена норма, которая давала возможность одному из супругов, независимо от наличия у супругов общих несовершеннолетних детей, производить расторжение брака в соответствующем органе исполнительной власти при осуждении второго супруга к лишению свободы на срок более трех лет. Теперь если складывается такая ситуация, то расторжение брака производится только на основании решения суда. Таким образом, законодатель попытался защитить самую беззащитную сторону - лицо, находящееся в местах лишения свободы. Ведь зачастую, вторую половину просто ставят перед фактом развода, что, в свою очередь, приводит к негативным последствиям, таким как нарушение распорядка дня, правил, психологические расстройства и даже может стать причиной суицида.

При рассмотрении вопроса о расторжении брака с супругом, который является лицом, находящимся в местах лишения свободы, путем судебного разбирательства возможно решение таких важных вопросов, как: раздел имущества; определение размеров алиментов (при наличии общего ребенка); получение средств на содержание, его размер и др.

Таким образом, проанализировав основные моменты законодательства Азербайджанской Республики в области регулирования семейных отношений, и, в частности, с лицами, находящимися в местах лишения свободы, можно сформулировать следующие выводы: законодательная база Азербайджанской Республики по регулированию семейных отношений построена для защиты института брака и семьи; законодатель очень внимательно подошел к вопросу государственной регистрации заключения брака (к порядку и условиям заключения), а также расторжения брака, поставив на первое место защиту интересов семьи и детства.

Для проведения сравнительного анализа правового регулирования семейных отношений,

рассмотрим законодательную базу Российской Федерации.

Как и в Азербайджанской Республике, материнство и детство, семья в Российской Федерации находятся под защитой государства [8]. Статья 10 Семейного кодекса Российской Федерации устанавливает, что государственная регистрация брака производится органами записи актов гражданского состояния (далее - органы ЗАГСа). Кроме того, в данной статье закреплено, что именно со дня государственной регистрации заключения брака в органах ЗАГСа возникают права и обязанности супругов.

В Российской Федерации основным документом, регламентирующим порядок государственной регистрации актов гражданского состояния, в перечень которых входит и государственная регистрация заключения и расторжения брака, является Федеральный закон от 15.11.1997 года № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» (далее - Федеральный закон № 143-ФЗ). Национальное законодательство Российской Федерации ограничений и запретов на вступление в брак с лицами, находящимися в местах лишения свободы, не устанавливает. Все основные юридические события с лицами, находящимися в местах лишения свободы, производятся в общеустановленном порядке, на основании Федерального закона № 143-ФЗ. В связи с тем, что лица, находящиеся в местах лишения свободы, лишены права на свободное передвижение, а гражданские лица обязаны соблюдать правила учреждения уголовно-исполнительной системы, техническую сторону регистрации актов гражданского состояния регулируют такие документы, как Федеральный закон от 15.07.1995 г. № 103-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», приказ Минюста России от 14.10.2005 г. № 189 (ред. от 31.05.2018) «Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы», приказ Минюста России от 16.12.2016 г. № 295 (ред. от 27.06.2019) «Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений».

Процедура подачи заявления не отличается от процедуры подачи заявления согласно семейному законодательству Азербайджанской Республики. В обоих государствах лица, желающие вступить в брак, должны подать совместное заявление в орган записи актов гражданского состояния.

В соответствии с Федеральным законом № 143-ФЗ лица, вступающие в брак, подают в орган ЗАГСа совместное заявление о заключении брака. Письменное заявление подается в орган ЗАГСа лично или через единый портал государственных и муниципальных услуг и региональные порталы государственных и муниципальных услуг. При направлении заявления о вступлении в брак через электронный документооборот оно подписывается электронной подписью каждого заявителя.

Данное заявление может быть подано через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг [9]. Совместное заявление подтверждает добровольное согласие на государственную регистрацию заключения брака, согласно которому обе стороны понимают степень ответственности данного юридического события.

В жизни бывают ситуации, когда один из желающих вступить в брак не имеет возможности лично обратиться в орган ЗАГСа или в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг для подачи совместного заявления. В этом случае добровольное согласие на заключение брака может быть оформлено отдельными заявлениями, а подпись на таком заявлении должна быть нотариально удостоверена. Следует отметить, что к нотариально удостоверенной подписи, в соответствии с действующим законодательством, приравнивается удостоверенная начальником места содержания под стражей или начальником исправительного учреждения подпись лица, находящегося в местах лишения свободы.

В соответствии с законодательством Российской Федерации нотариус взимает государственную пошлину за совершение нотариальных действий по ставкам, установленным Налоговым кодексом Российской Федерации [10]. Выезд нотариуса к месту совершения нотариальных действий оплачивается лицом, вызвавшим нотариуса. Кроме того, при выезде нотариуса для совершения нотариального действия вне места своей работы, заинтересованные лица возмещают ему фактические транспортные расходы.

Если речь идет о лице, находящемся в местах лишения свободы, то данное заявление заполняется собственноручно, без исправлений и помарок. Данные, которые внесены в заявление, проверяются администрацией исправительного учреждения по документам, хранящимся в личном деле. Сотрудники подразделения специального учета проверяют, не состоит ли лицо в другом зарегистрированном браке и нет ли других обстоятельств, препятствующих государственной регистрации заключения брака, свидетельствуют подпись и правильность указанных сведений. После этого заявление передается второму лицу, желающему вступить в брак, для передачи в орган ЗАГСа по месту нахождения учреждения.

Довольно часто в документах личного дела содержатся неполные сведения о лице, находящемся в местах лишения свободы. Достаточно часто в личном деле отсутствует документ, удостоверяющий личность, - паспорт. Государственная регистрация брака производится только при наличии данного документа. Соответственно, сотрудниками подразделения специального учета принимаются меры к получению паспорта гражданина Российской Федерации через территориальные органы Федеральной миграционной службы по месту расположения исправительного учреждения.

После получения всего комплекта документов, орган ЗАГС согласовывает дату и время процедуры бракосочетания, при этом соблюдается срок, установленный статьей 11 Семейного кодекса Российской Федерации, который равен одному месяцу. Законодательство Российской Федерации позволяет уменьшить этот срок при наличии уважительных причин, перечень которых не является исчерпывающим [11].

Государственная регистрация заключения брака производится сотрудником органа ЗАГСа в присутствии лиц, вступающих в брак. Что касается лиц, находящихся в СИЗО, то заключение брака производится в помещении СИЗО, согласованном с руководителем органа ЗАГСа. Кроме того, согласно п. 112 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, ограничено количество приглашенных на церемонию бракосочетания - не более двух человек. При государственной регистрации заключения брака всем присутствующим лицам, кроме представителя органа ЗАГСа и арестованного, необходимо иметь письменное разрешение на свидание, выданное лицом или органом, в производстве которых находится уголовное дело [12].

Государственная регистрация заключения брака с осужденными, отбывающими наказание в колониях-поселениях, производится в помещении органа ЗАГСа. После заключения брака в исправительных колониях-поселениях осужденному по постановлению начальника колонии-поселения может быть разрешено проживание со своими семьями на арендованной или собственной жилой площади на территории колонии-поселения или за ее пределами [13].

Согласно действующим нормам за подготовку и проведение церемонии бракосочетания, а также за обеспечение транспортом должностных лиц органов ЗАГСа, выезжающих для регистрации брака с осужденными, несет ответственность администрация исправительного учреждения.

Лицу, вступившему в брак с осужденным, органом ЗАГСа выдается свидетельство о заключении брака, а также проставляется штамп в паспортах брачующихся. В личном деле осужденного, проставляется штамп о регистрации заключения брака с указанием фамилии, имени, отчества и года рождения супруга, а также наименования органа ЗАГСа и времени регистрации заключения брака. Государственная регистрация заключения брака с подозреваемым или обвиняемым, отбывающим дисциплинарное взыскание в карцере, может быть произведена только после отбытия этой меры взыскания.

В российском законодательстве, так же как и в законодательстве Азербайджанской Республики, существует норма, касающаяся медицинского обследования лиц, вступающих брак. В соответствии со статьей 15 Семейного кодекса Российской Федерации медицинское обследование лиц, всту-

пающих в брак, а также консультирование по медико-генетическим вопросам и вопросам планирования семьи проводятся медицинскими организациями государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения по месту их жительства бесплатно и только с согласия лиц, вступающих в брак. Результаты обследования лица, вступающего в брак, составляют врачебную тайну и могут быть сообщены лицу, с которым оно намерено заключить брак, только с согласия лица, прошедшего обследование. Если одно из лиц, вступающих в брак, скрыло от другого лица наличие венерической болезни или ВИЧ-инфекции, последнее вправе обратиться в суд с требованием о признании брака недействительным. Однако следует отметить, что в российском законодательстве эта норма носит добровольный характер, в отличие от законодательства Азербайджанской Республики.

Переходя к вопросу о расторжении брака, необходимо отметить, что процедура государственной регистрации расторжения брака регламентирована семейным законодательством РФ. Длительное лишение свободы одного из супругов не способствует поддержанию брачного союза, и, как правило, такие браки распадаются. Существует две процедуры расторжения брака - расторжение брака в органах записи акта гражданского состояния и расторжение брака в судебном порядке.

Рассмотрим ситуацию, когда в семье нет общих детей, не достигших совершеннолетия и оба супруга согласны на расторжение брака. Государственная регистрация расторжения брака в этом случае производится в органах ЗАГСа по месту регистрации супругов либо по месту регистрации заключения брака. Супруги, желающие расторгнуть брак, подают совместное заявление о расторжении брака в письменной форме лично или направляют заявление в форме электронного документа через единый портал государственных и муниципальных услуг и региональные порталы государственных и муниципальных услуг в орган записи актов гражданского состояния [14].

Если один из супругов не имеет возможности явиться в орган ЗАГСа для подачи совместного заявления о расторжении брака, в этом случае его волеизъявление на расторжение брака с супругом (супругой) оформляется отдельным заявлением о расторжении брака. Подпись на заявлении должна быть нотариально удостоверена. Второй супруг заполняет второе заявление в части, касающейся его, оплачивает государственную пошлину за расторжение брака. Государственная регистрация расторжение брака производятся в присутствии хотя бы одного из супругов по истечении месяца со дня подачи супругами совместного заявления при предъявлении свидетельства о заключении брака, которое возвращается заявителям с отметкой о государственной регистрации расторжения брака. Такая же процедура производится, если один из желающих расторгнуть брак является спецсубъек-

том - подозреваемым, обвиняемым или осужденным.

При наличии общих несовершеннолетних детей или при несогласии одного из супругов на расторжение брака брак расторгается в судебном порядке. Интересы супруга, который не имеет возможности присутствовать на заседании суда, может представлять его судебный представитель, уполномоченный на это доверенностью, выданной и оформленной в соответствии с законом, т. е. удостоверенной начальником соответствующего места лишения свободы [15].

Государственная регистрация расторжения брака на основании решения суда производится органом записи актов гражданского состояния по месту государственной регистрации заключения брака либо по месту жительства бывших супругов (любого из них) на основании выписки из решения суда и заявления бывших супругов (одного из них) или заявления опекуна недееспособного супруга [16]. Согласно действующему семейному законодательству, датой прекращения брака в записи акта о расторжении брака указывается дата вступления решения суда в законную силу.

Особенностью семейного законодательства Российской Федерации является выделение в отдельную категорию вопросов расторжения брака с лицами, отбывающими наказание в исправительных учреждениях. Расторжение брака по заявлению одного из супругов производится в органах ЗАГСа при наличии вступившего в законную силу решения суда об осуждении супруга за совершение преступления к лишению свободы на срок свыше трех лет. Супруг, находящийся на свободе, подает заявление о расторжении брака, прилагая копию приговора или выписку из него, кроме этого, сообщается адрес исправительного учреждения, в котором отбывает наказание второй супруг.

Орган ЗАГСа, принявший заявление о расторжении брака обязан в трехдневный срок оповестить супруга, отбывающего наказание, о поступившем заявлении и дате, назначенной для государственной регистрации расторжения брака. В извещении также указывается на необходимость сообщить до даты, назначенной для государственной регистрации расторжения брака, фамилию, которую он избирает при расторжении брака. Важным представляется то, что согласия лица, отбывающего наказание, на расторжение брака не требуется. Государственная регистрация расторжения брака производится в присутствии лица, подавшего заявление, по истечении месяца со дня подачи заявления о расторжении брака.

Расторжение брака и государственная регистрация расторжения брака между супругами, один из которых является подозреваемым (обвиняемым) и находится под арестом в СИЗО, происходит в ЗАГСе, обслуживающем территорию, на которой расположен данный СИЗО.

Таким образом, проведя сравнительный анализ нормативной базы Азербайджанской Республики и Российской Федерации, можно сделать следующий вывод: правовое регулирование семейных отношений в этих странах очень похоже, процедуры государственной регистрации и расторжения брака имеют общие исторические корни. В российском семейном законодательстве более детально регламентирована процедура расторжения брака, кроме того, работают механизмы правового регулирования семейных отношений с лицами, находящимися в местах лишения свободы. Семейное законодательство Азербайджанской Республики не содержит норм, регулирующих государственную регистрацию расторжения брака с лицами, находящимися в местах лишения свободы.

Интересной особенностью, на наш взгляд, семейного законодательства Азербайджанской

Республики является обязательное медицинское обследование лиц, вступающих в брак. Целью данной нормы, безусловно, является забота о «качестве» подрастающего поколения, стремление обезопасить своих граждан и правовая защита традиционных семейных отношений.

На наш взгляд, оправдано включение опыта Азербайджанской Республики по обязательному медицинскому обследованию лиц, вступающих в брак, в действующее законодательство Российской Федерации. Данная норма позволила бы лицам, желающим вступить в брак, оценивать перспективы такого союза с точки зрения репродуктивной функции. Желание иметь здоровое потомство является естественным желанием каждого человека.

Литература

1. Конституция Азербайджанской Республики от 12 нояб. 1995 года // Свод законов. 1997. № 1. URL: https://ru.president.az/azerbaijan/constitution (дата обращения: 23.01.2020).

2. Семейный Кодекс Азербайджанской Республики от 28 дек. 1999 г. // Свод законов. 2000. № 3. Кн. 1, ст. 126. URL: http://www.e-qanun.az/code/10 (дата обращения: 23.01.2020).

3. Кодекс Азербайджанской Республики об исполнении наказаний от 14 июля 2000 года // Свод законов. 2000. №8. Кн. 3, ст. 586. URL: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=30420206. (дата обращения: 23.01.2020).

4. О создании Государственного Агентства по оказанию услуг гражданам и социальным инновациям при Президенте Азербайджанской Республики - службы «Асан»: указ Президента Азербайджанской Республики от 13 июля 2012 года № 685 // Свод законов. 2012. № 7, ст. 694. URL: http://vxsida.gov.az/en/page/agentlik-haqqinda (дата обращения: 23.01.2020).

5. Об обеспечении прав и свобод лиц, содержащихся в местах предварительного заключения: закон Азербайджанской Республики от 22 мая 2012 года // Свод законов. 2012. № 7, ст. 641. URL: http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=55144 (дата обращения: 23.01.2020).

6. Правило внутреннего распорядка Следственных изоляторов. Утверждено Постановлением Кабинета Министров Азербайджанской Республики от 26 февр. 2014 года № 63. URL: http://e-qanun.az/framework/33805 (дата обращения: 20.01.2020).

7. Правило государственной регистрации актов гражданского состояния. Утверждено постановлением Кабинета Министров Азербайджанской Республики от 31 октября 2003-го года №145 // Свод законов. 2003. № 10, ст. 627. URL: http://e-qanun.gov.az/framework/23926 (дата обращения: 23.01.2020).

8. Конституция Российской Федерации: принята всенар. голосованием 12 дек. 1993 г., ст. 38 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. № 31, ст. 4398.

9. Об актах гражданского состояния: федер. закон Рос. Федерации от 15 нояб. 1997 г. № 143-ФЗ, ст.26, п. 1 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1997. № 47, ст. 5340.

10. Основы законодательства Российской Федерации о нотариате: утв. ВС РФ от 11 февр. 1993 г. № 4462-1, ст. 22 // Рос. газ. 1993. 13 марта.

11. Семейный кодекс Российской Федерации: федер. закон Рос. Федерации от 29 дек. 1995 г. № 223-ФЗ, ст. 11 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. № 1, ст.16.

12. Об утверждении правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы: приказ Минюста РФ от 14 окт. 2005 г. № 189, п.112. // Бюл. нормативных актов федер. органов исполн. власти. 2005. № 46.

13. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации: федер. закон Рос. Федерации от 8 янв. 1997 г. № 1-ФЗ, ст. 129.// Собр. законодательства Рос. Федерации. 1997. № 2, ст. 198.

14. Об актах гражданского состояния: федер. закон Рос. Федерации от 15 нояб. 1997 г. № 143-ФЗ, ст. 26, п.1, ст. 33 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1997. № 47, ст. 5340.

15. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая: федер. закон Рос. Федерации от 30 нояб. 1994 г. № 51-ФЗ, ст. 185.1 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1994. № 32, ст. 3301.

16. Об актах гражданского состояния: федер. закон Рос. Федерации от 15 нояб. 1997 г. № 143-ФЗ, с. 35 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1997. № 47, ст. 5340.

References

1. Konstitutsiya Azerbaidzhanskoi Respubliki ot 12 noyab. 1995 goda // Svod zakonov. 1997. № 1. URL: https://ru.president.az/azerbaijan/constitution (data obrashcheniya: 23.01.2020).

2. Semeinyi Kodeks Azerbaidzhanskoi Respubliki ot 28 dek. 1999 g. // Svod zakonov. 2000. № 3. Kn. 1, st. 126. URL: http://www.e-qanun.az/code/10 (data obrashcheniya: 23.01.2020).

3. Kodeks Azerbaidzhanskoi Respubliki ob ispolnenii nakazanii ot 14 iyulya 2000 goda // Svod zakonov. 2000. №8. Kn. 3, st. 586. URL: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=30420206. (data obrashcheniya: 23.01.2020).

4. O sozdanii Gosudarstvennogo Agentstva po okazaniyu uslug grazhdanam i sotsial'nym innovatsiyam pri Prezidente Azerbaidzhanskoi Respubliki - sluzhby «Asan»: ukaz Prezidenta Azerbaidzhanskoi Respubliki ot 13 iyulya 2012 goda № 685 // Svod zakonov. 2012. № 7, st. 694. URL: http://vxsida.gov.az/en/page/agentlik-haqqinda (data obrashcheniya: 23.01.2020).

5. Ob obespechenii prav i svobod lits, soderzhashchikhsya v mestakh predvaritel'nogo zaklyucheniya: zakon Azerbaidzhanskoi Respubliki ot 22 maya 2012 goda // Svod zakonov. 2012. № 7, st. 641. URL: http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=55144 (data obrashcheniya: 23.01.2020).

6. Pravilo vnutrennego rasporyadka Sledstvennykh izolyatorov. Utverzhdeno Postanovleniem Kabineta Ministrov Azerbaidzhanskoi Respubliki ot 26 fevr. 2014 goda № 63. URL: http://e-qanun.az/framework/33805 (data obrashcheniya: 20.01.2020).

7. Pravilo gosudarstvennoi registratsii aktov grazhdanskogo sostoyaniya. Utverzhdeno postanovleniem Kabineta Ministrov Azerbaidzhanskoi Respubliki ot 31 oktyabrya 2003-go goda №145 // Svod zakonov. 2003. № 10, st. 627. URL: http://e-qanun.gov.az/framework/23926 (data obrashcheniya: 23.01.2020).

8. Konstitutsiya Rossiiskoi Federatsii: prinyata vsenar. golosovaniem 12 dek. 1993 g., st. 38 // Sobr. za-konodatel'stva Ros. Federatsii. 2014. № 31, st. 4398.

9. Ob aktakh grazhdanskogo sostoyaniya: feder. zakon Ros. Federatsii ot 15 noyab. 1997 g. № 143-FZ, st.26, p. 1 // Cobr. zakonodatel'stva Ros. Federatsii. 1997. № 47, st. 5340.

10. Osnovy zakonodatel'stva Rossiiskoi Federatsii o notariate: utv. VS RF ot 11 fevr. 1993 g. № 4462-1, st. 22 // Ros. gaz. 1993. 13 marta.

11. Semeinyi kodeks Rossiiskoi Federatsii: feder. zakon Ros. Federatsii ot 29 dek. 1995 g. № 223-FZ, st. 11 // Sobr. zakonodatel'stva Ros. Federatsii. 1996. № 1, st.16.

12. Ob utverzhdenii pravil vnutrennego rasporyadka sledstvennykh izolyatorov ugolovno-ispolnitel'noi sistemy: prikaz Minyusta RF ot 14 okt. 2005 g. № 189, p.112. // Byul. normativnykh aktov feder. organov ispoln. vlasti. 2005. № 46.

13. Ugolovno-ispolnitel'nyi kodeks Rossiiskoi Federatsii: feder. zakon Ros. Federatsii ot 8 yanv. 1997 g. № 1-FZ, st. 129.// Sobr. zakonodatel'stva Ros. Federatsii. 1997. № 2, st. 198.

14. Ob aktakh grazhdanskogo sostoyaniya: feder. zakon Ros. Federatsii ot 15 noyab. 1997 g. № 143-FZ, st. 26, p.1, st. 33 // Cobr. zakonodatel'stva Ros. Federatsii. 1997. № 47, st. 5340.

15. Grazhdanskii kodeks Rossiiskoi Federatsii. Chast' pervaya: feder. zakon Ros. Federatsii ot 30 noyab. 1994 g. № 51-FZ, st. 185.1 // Sobr. zakonodatel'stva Ros. Federatsii. 1994. № 32, st. 3301.

16. Ob aktakh grazhdanskogo sostoyaniya: feder. zakon Ros. Federatsii ot 15 noyab. 1997 g. № 143-FZ, s. 35 // Cobr. zakonodatel'stva Ros. Federatsii. 1997. № 47, st. 5340.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Поступила в редакцию 27 февраля 2020 г.

Received 27 February, 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.