5. Informacionnoe agentstvo Rossii. [Jelektronnyj resurs] URL: http://tass.ru/obschestvo/1703709
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ / JURISPRUDENCE Абрамова Н.Г.
Кандидат юридических наук, Псковский филиал Академии права и управления ФСИН России ОСОБЕННОСТИ СЕМЕЙНОЙ ПРАВОСУБЪЕКТНОСТИ ОСУЖДЕННЫХ ЛИЦ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ
Аннотация
В статье тезисно рассмотрены вопросы реализации гражданских прав осужденных лиц к лишению свободы в сфере семейных правоотношений; а именно - создание семьи и исполнение родительских обязанностей по воспитанию детей.
Ключевые слова: осужденный к лишению свободы, семейная правосубъектность, заключение и расторжение брака, исполнение родительских обязанностей по воспитанию детей.
Abramova N.G.
Candidate of Law Sciences, the Pskov branch of the Law and Administration Academy of the FSIN of Russia ASPECTS OF FAMILY LEGAL PERSONALITY OF SENTENCED TO IMPRISONMENT PERSONS
Abstract
In the article are observed items of realization civil law rights by sentenced to imprisonment persons; such as a family foundation and discharge of parental duties on bringing up children.
Key words: sentenced to imprisonment persons; family legal personality; conclusion and dissolution of marriage, discharge of parental duties on bringing up children.
Наказание за совершенное преступление оказывает серьезное влияние на совокупность гражданских прав и обязанностей осужденных. Особенно это касается лиц, осужденных к лишению свободы, которые являются участниками различных гражданских правоотношений, в том числе семейных. С одной стороны в семье находят реализацию существенные интересы человека, а с другой - семья влияет на жизнь общества, так как играет решающую роль в отношениях между женщиной и мужчиной, связанных с продолжением человеческого рода, с воспитанием детей.
Факт лишения свободы осужденного лица обуславливает особенности реализации им семейных прав. Социальные связи, поддерживающие человека в повседневной жизни, разрушаются или ослабевают, если человек попадает в экстремальную ситуацию, а именно отбытие наказания в виде лишения свободы.
Изучая проблему реализации осужденными семейной правоспособности в период исполнения наказания в местах лишения свободы, можно прийти к мнению, что она никак не осуществляется. Но это ошибочно, так как отношение к осужденным со стороны общества, государства и отдельных граждан свидетельствует об уровне развития данного общества, степени его гуманизма и демократизма на конкретном историческом рубеже развития.
Важнейшим вопросом для осужденных является вопрос о возможности их вступления в брак во время отбывания наказания. Так, например, среди подразделений УФСИН России по Тюменской области исправительная колония №2 занимает первое место по регистрации браков осуждённых. За 2013 год было зарегистрировано около 100 браков осуждённых, отбывающих наказание в исправительном учреждении №2. В настоящее время в колонии регистрируется от 3 до 5 браков каждую неделю. Обращения от женщин, желающих зарегистрировать отношения с осуждёнными, поступают не только из Тюмени и районов Тюменской области, но также и из соседних областей.
Особенности подачи заявления о вступлении в брак, процедура заключения определяются Федеральным законом от 15 ноября 1997 года №143-ФЗ «Об актах гражданского состояния». В отношении лиц, содержащихся в исправительных колониях, регистрация актов гражданского состояния (брак, развод) производится в общеустановленном порядке. Ведомственные акты содержат нормы, определяющие лишь техническую сторону процедуры регистрации брака с осужденными, так как они лишены права передвижения вне пределов колонии и не могут присутствовать при регистрации брака в органах ЗАГС. Регистрация производится работниками органа ЗАГС в помещении, определяемом администрацией исправительной колонии по согласованию с органом ЗАГС, при личном присутствии лиц, вступающих в брак. Присутствие свидетелей при регистрации брака по действующему семейному законодательству не является обязательным.
В случае вступления в брак с осужденными, отбывающими наказание в колониях-поселениях, регистрация осуществляется в помещении органа ЗАГС. В исправительных колониях-поселениях осужденные с разрешения администрации могут проживать со своими семьями. Реализуя свои семейные права таким образом, осужденный фактически не испытывает всех тягот и лишений, если бы он был в исправительном учреждении. Возникает вопрос, а правильно ли то, что осужденным дается такая возможность или же они специально заключают брак, чтобы избежать наказания? Точного ответа получить невозможно, в первую очередь все зависит от самого человека и от его намерений.
В соответствии с уголовно-исполнительным законодательством регистрация брака не является основанием для предоставления длительных или краткосрочных отпусков. Отметка о регистрации брака производится в анкете, имеющейся в личном деле осужденного. Становясь субъектами супружеских отношений, осужденные приобретают весь комплекс прав и обязанностей, которые установлены СК РФ.
Действующее законодательство определяет особенности брачных отношений не только при их установлении, поддержании, но и при их расторжении. Согласно ч. 2 ст. 19 СК РФ устанавливается упрощенный порядок расторжения брака по заявлению супруга, находящегося на свободе, независимо от наличия у них общих несовершеннолетних детей, если второй супруг осужден за совершение преступления к лишению свободы на срок свыше трех лет. При этом согласия на расторжение брака супруга, находящегося в исправительном учреждении, не требуется. Однако осужденный должен быть извещен о поданном в ЗАГС заявлении о разводе. Исходя из этого, брак может быть расторгнут в упрощенном порядке, то есть через орган ЗАГС лишь при осуждении лица на срок более трех лет.
Следует отметить особенности расторжения брака между супругами в случае, когда они оба находятся в местах лишения свободы. Согласно п. 4 ст. 33 ФЗ 143 «Об актах гражданского состояния» расторжение брака и государственная регистрация его расторжения производится в присутствии хотя бы одного из супругов по истечении месяца со дня подачи супругами совместного заявления о расторжении брака. Значит, должен быть создан соответствующий механизм реализации права на развод. Нам представляется, что каждый из супругов, содержащийся в местах лишения свободы, должен заполнить заявление для органа ЗАГС о разводе, которое удостоверяется начальником места лишения свободы и направляется в орган ЗАГС по месту нахождения исправительной колонии по выбору супругов. Расторжение брака в таком случае возможно в отсутствии супругов.
Социальная значимость реализации семейных прав выражается в исполнении осужденным лицом своих родительских обязанностей. По состоянию на июль 2014 г. количество лиц, содержащихся в исправительных колониях, ЛИУ, ЛПУ (больницах), на конец отчетного месяца составляет 552949, из них женщин 44869, при этом особую тревожность вызывает тот факт, что количество детей, находящихся в домах ребенка составляет 667 человек.
Вопрос осуществления родительских прав и исполнения обязанностей лицами, находящимися в местах лишения свободы, является довольно интересным и противоречивым. По данным, некоторых исследователей была выявлена следующая тенденция: более 90% осужденных, которые до отбывания наказания полностью осуществляли свои родительские права и исполняли
64
обязанности, после осуждения не осуществляют их и не встречаются со своими детьми. В ходе проведения исследования был выявлен высокий процент осужденных, которые ни разу не встречались со своими детьми после осуждения.
Осуществление осужденными, отбывающими наказание в виде лишения свободы, родительских прав возможно лишь в тех формах, которые определяются условиями отбывания наказания. Формами осуществления родительских прав и обязанностей осужденными к лишению свободы являются свидания осужденных со своими детьми, осуществление воспитательного воздействия посредством переписки, телефонных переговоров, а также во время выездов осужденных за пределы исправительного учреждения.
Нам видится необходимость изменения действующего законодательства в сторону увеличения количества свиданий осужденных лиц для встречи со своими детьми. Кроме того с целью сохранения и восстановления родственных связей осужденных с родственниками, а особенно с детьми, необходимо продолжать внедрять некоторые технические инновации по использованию систем видеосвязи.
Таким образом, современные условия существования гражданского общества диктуют необходимость внесения изменений в российское законодательство по вопросу реализация семейных прав осужденными лицами, отбывающими наказание в местах лишения свободы.
Литература
1. Уголовно исполнительный кодекс Российской Федерации. М.: Норма, 2014.
2. Семейный кодекс Российской Федерации. М.: Проспект, КноРус, 2013.
3. «Об актах гражданского состояния»: Федеральный закон от 15.11.1997 № 143-ФЗ (ред. от 05.05.2014) // СПС Консультант Плюс
4. Распоряжение Правительства РФ от 14.10.2010 № 1772-р (ред. от 31.05.2012) «О Концепции развития уголовноисполнительной системы Российской Федерации до 2020 года»
5. Гладковская Е.И. Реализация семейных прав: вопросы правоприменения //Вестник Пермского университета. Юридические науки - 2012 - № 2. - С.32-37.
6. Официальный сайт УФСИН по Тюменской области.
References
1. Ugolovno ispolnitel'nyi kodeks Rossiiskoi Federatsii. M.: Norma, 2014.
2. Semeinyi kodeks Rossiiskoi Federatsii. M.: Prospekt, KnoRus, 2013.
3. «Ob aktakh grazhdanskogo sostoyaniya»: Federal'nyi zakon ot 15.11.1997 № 143-FZ (red. ot 05.05.2014) // SPS Konsul'tant Plyus.
4. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 14.10.2010 № 1772-r (red. ot 31.05.2012) «O Kontseptsii razvitiya ugolovno-ispolnitel'noi sistemy Rossiiskoi Federatsii do 2020 goda»
5. Gladkovskaya E.I. Realizatsiya semeinykh prav: voprosy pravoprimeneniya //Vestnik Permskogo universiteta. Juridicheskie nauki - 2012. - № 2. - S.32-37.
6. Oficial'nyi sait UFSIN po Tiumenskoi oblasti.
Ефименко Л.В.
Магистрант, Тюменский государственный университет ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, ИСКЛЮЧАЮЩИЕ ВИНУ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА В СОВЕРШЕНИИ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ
Аннотация
В статье анализируются форс-мажорные обстоятельства в административном праве, имеющие место при решении вопроса о привлечении к административной ответственности юридических лиц.
Ключевые слова: юридическое лицо, административная ответственность, форс-мажорные обстоятельства, административное правонарушение.
Efimenko L.V.
Undergraduate, Tyumen State University
ESX XTENUATING CIRCUMSTANCES WHICH OCCUR WHEN DECIDING ON THE ADMINISTRATIVE LIABILITY
OF LEGAL PERSONS.
Abstract
The article analyzes the _ force majeure in administrative law, which occur when deciding on the administrative liability of legal persons.
Keywords: a legal person, administrative liability, force majeure, an administrative offence.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ28, «юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению». Установлению подлежат два обстоятельства — во-первых, наличие возможности для соблюдения правил и, во-вторых, принятие всех необходимых мер для их соблюдения.
Принятие юридическим лицом всех зависящих от него мер для соблюдения требований законодательства находится в прямой связи с тем, насколько хорошо организовано юридическое лицо, насколько компетентны его работники, насколько налажена система контроля за их деятельностью в целях избежания вредных последствий ошибок — то есть от того, наличествуют ли дефекты в организации данного юридического лица29.
Таким образом, указывая на то, что юридическое лицо не приняло мер для соблюдения требований законодательства, фактически, доказывается наличие дефекта в организации данного лица — описывается его субъективное состояние. При этом можно выяснить, в чем именно заключался данный дефект-работник: не обладал достаточной компетенцией, между работниками отсутствовали взаимосвязи, и так далее - то есть указать конкретную причину совершения правонарушения, которая должна быть устранена. Перечень мер, принятие которых необходимо в определенных ситуациях, может закрепляться в нормативных актах30. Безусловно, если обязанность принятия определенных мер в какой-либо ситуации закреплена законодательно, то их непринятие должно влечь ответственность. Однако представляется, что законодательное прописывание того перечня мер, принятие которых
28 Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. в ред.от 21.07.2014// Консультант Плюс: URL: http://www.consultant.ru.
29Панов А.Б. Некоторые вопросы порядка привлечения к административной ответственности как путь к эффективности и справедливости // Право. Журнал НИУ-ВШЭ. 2011. № 4.- 0,75 п.л.
30 Положение о применении Инструкции Банка России и ГТК России "О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию выручки от экспорта товаров" от 13.10.1999 N 86-И и N 01-23/26541 (соответственно), утв. ЦБ РФ N 101-П, ГТК РФ N 01-23/32005 22.12.1999// Консультант Плюс: URL: http://www.consultant.ru.
65