К 25-ЛЕТИЮ КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Право на труд: конституционный и международный аспекты
ЧИКАНОВА Людмила Алексеевна, заведующая отделом законодательства о труде и социальном обеспечении Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, доктор юридических наук
117218, Россия, г. Москва, ул. Большая Черемушкинская, 34
E-mail: [email protected]
Статья посвящена рассмотрению правовой природы права на труд как одного из важнейших прав человека. Анализируются различные точки зрения, высказанные в правовой литературе по вопросу о понятии и содержании права на труд. Автор не разделяет сложившееся в правовой литературе представление о том, что право на труд по действующей Конституции России не имеет самостоятельного значения, а является элементом свободы труда или его можно рассматривать лишь в узком значении, т. е. как право на охрану труда. По мнению автора, напротив, свобода труда входит в содержание права на труд. Свобода труда проявляется в потенциальной возможности выбора гражданином сферы приложения своих трудовых способностей. Право же на труд предполагает не только возможность выбора гражданином сферы приложения своих трудовых способностей, но и содействие со стороны государства в реализации этой возможности. Анализируя различные точки зрения представителей науки трудового права по рассматриваемой проблеме, а также российское и международное право, автор приходит к выводу, что Конституция России закрепляет право на труд как таковое в том значении, которое придают ему международные акты. Что касается самой формулы «право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены» Конституции России, то она никоим образом не свидетельствует об отсутствии права на труд как такового. Напротив, данная формулировка Конституции закрепляет качественно новое содержание права на труд, т. е. не просто право на труд, а право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. Иначе говоря, действующая российская Конституция определенным образом расширяет содержание права на труд, дополнив его новым элементом — правом на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены.
Ключевые слова: право на труд, свобода труда, конституция, международные нормы, условия безопасности и гигиены, содержание права на труд.
Right to Work: Constitutional and International Aspects
L. A. CHIKANOVA, head of the Department of labour and social security legislation of the Institute of Legislation and Comparative Law under the Government of the Russian Federation, doctor of legal sciences
34, Bolshaya Cheremushkinskaya st., Moscow, Russia, 117218
E-mail: [email protected]
The article deals with the legal nature of the right to work as one of the most important human rights. Different points of view expressed in the legal literature on the concept and content of the right to work are analyzed. The author does not share the view in the legal literature that the right to work under the current Constitution does not have an independent meaning, but is an element of freedom of work or it can be considered only in a narrow sense, i.e. as the right to labor protection. In the author's opinion, on the contrary, freedom of work is included in the content of the right to work. Freedom of work is manifested in the potential of the citizen's choice of the sphere of application of their labor abilities. The right to work implies not only the possibility for a citizen to choose the sphere of applying his or her labour abilities, but also the assistance of the state in realizing this possibility. Analyzing various
points of view of representatives of labor law on the issue under consideration, as well as Russian and international law, the author concludes that the Russian Constitution enshrines the right to work as such in the meaning that is given to it by international acts. As for the formula of the Constitution of the Russian Federation: "the right to work in conditions that meet the requirements of safety and hygiene", it does not in any way indicate the absence of the right to work. On the contrary, this wording of the Constitution establishes a qualitatively new content of the right to work, i.e. not just the right to work, but the right to work in conditions that meet safety and hygiene requirements. In other words, the current Russian Constitution in a certain way expands the content of the right to work, adding a new element — the right to working conditions that meet the requirements of safety and hygiene.
Keywords: the right to work, freedom of work, Constitution, international norms, conditions of safety and hygiene, the content of the right to work.
DOI: 10.12737/а^_2018_5_1
Право на труд — одно из важнейших конституционных прав человека. Реализация этого права предопределяет возможность реализации ряда других социально-трудовых прав: право на отдых, на справедливую оплату труда, на безопасные условия труда и др.
На протяжении всего периода развития советское, а затем и российское законодательство о труде предусматривало нормы, закрепляющие право на труд, хотя его понятие и содержание на том или ином этапе было неодинаковым.
Впервые право на труд было закреплено в Кодексе законов о труде РСФСР 1918 г., где говорилось, что все трудоспособные граждане имеют право на применение труда по своей специальности и за вознаграждение, установленное для этого рода работы.
В 1936 г. в СССР в связи с принятием новой Конституции право на труд закреплялось в качестве конституционного права граждан. В статье 118 Конституции было записано: «Граждане СССР имеют право на труд, т. е. право на получение гарантированной работы с оплатой их труда в соответствии с количеством и качеством».
Дальнейшее развитие право на труд получило в Конституции СССР 1977 г. В ней было записано, что граждане СССР имеют право на труд, т. е. на получение гарантированной работы с оплатой труда в соответствии с его количеством и качеством и не ниже установленного
государством минимального размера, включая право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, профессиональной подготовкой, образованием и с учетом общественных потребностей (ст. 40).
Таким образом, в Конституции не только провозглашалось право на труд, но и определялось его содержание. Оно включало следующие элементы: предоставление гражданам работы; оплата их труда не ниже установленного государством минимума; свобода выбора работы; учет общественных потребностей. По сравнению с Конституцией 1936 г. Конституция 1977 г. определенным образом расширила содержание права на труд, закрепив не только право на получение работы, но и возможность выбирать профессию, род занятий и работы.
Конституция 1977 г. закрепляла также определенную систему гарантий, призванных обеспечить реализацию права на труд. В их числе назывались: социалистическая система хозяйства, неуклонный рост производительных сил, бесплатное профессиональное обучение, повышение трудовой квалификации и обучение новым специальностям, развитие системы профессиональной ориентации и трудоустройства.
Вместе с тем, гарантируя право на выбор профессии и рода занятий, Конституция 1977 г. содержала некоторые ограничения реализации этого права. Во-первых, право на выбор профессии, рода занятий и работы в
соответствии с призванием, способностями, профессиональной подготовкой и образованием гарантировалось Конституцией лишь в рамках общественных потребностей. За рамками общественных потребностей Конституция не гарантировала, да и не могла гарантировать право на такой выбор. Во-вторых, закрепляя право на получение гарантированной работы в соответствии с призванием, Конституция исходила из принципа единства прав и обязанностей, т. е. праву на труд корреспондировала правовая обязанность каждого способного к труду гражданина трудиться в избранной им области общественно полезной деятельности1.
Принятое в развитие данного положения Конституции законодательство предусматривало и определенный механизм, обеспечивающий выполнение этой обязанности. Лица, отказывающиеся заниматься общественно полезной деятельностью, признавались тунеядцами и привлекались к административной или уголовной ответственности.
1 Отметим, что обязанность трудиться закреплена в конституциях некоторых стран и сегодня. Например, Конституция Итальянской Республики признает за всеми гражданами право на труд и поощряет условия, которые делают это право реальным. Каждый гражданин в соответствии со своими возможностями и по своему выбору обязан заниматься деятельностью или выполнять функцию, способствующие материальному или духовному прогрессу общества (ст. 4). Согласно ст. 27 Конституции Японии все имеют право на труд и обязаны трудиться. В статье 42 Конституции Китайской Народной Республики предусмотрено, что граждане страны имеют право на труд и обязаны трудиться. В статье 53 Конституции Испании записано: «Все испанцы обязаны трудиться и имеют право на труд, на свободный выбор профессии или рода деятельности, на продвижение по службе, а также на заработную плату, необходимую для поддержания социально обоснованного уровня жизни семьи».
К числу ограничений свободы труда можно отнести и наличие прописки в месте получения работы, без которой нельзя было поступить на работу.
Таким образом, кажущееся на первый взгляд расширение содержания права на труд, включающее право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, профессиональной подготовкой и образованием, фактически сводилось к праву на получение работы как таковой, т. е. работы, которая не всегда соответствовала призванию или квалификации работника.
Но даже в таком «усеченном» виде право на труд как право на получение гарантированной работы в значительной степени оставалось декларативным. Оно не было обеспечено экономически, а значит, и практически было невыполнимо. Попытки реализовать закрепленный в Конституции принцип предоставления работы каждому, принцип полной занятости не принесли должных результатов. Напротив, они породили скрытую безработицу, неэффективность труда и в итоге снижение уровня жизни населения2. И это вполне закономерно. Как показывает опыт стран с развитой экономикой, полная или близкая к ней занятость являются скорее исключением, чем правилом. Такую занятость можно рассматривать лишь как целевую установку государства. Реальное же осуществление реализации права на труд может быть компенсировано правом на защиту от безработицы.
Развитие в России рыночных отношений повлекло необходимость пересмотра и отношения к пониманию конституционного права на
2 Как отмечал известный экономист Н. Шмелев, по нашим технологическим нормам в промышленности каждый третий работник — лишний. В масштабах страны это составляет 20—25 млн человек (см.: Труд. 1994. 9 сент.).
труд. Если, как уже отмечалось, ключевым элементом права на труд по Конституции 1977 г. было право на получение гарантированной работы, то в Конституции, принятой в декабре 1993 г., акцент сделан на свободу и защиту от безработицы.
Действующая Конституция РФ не предусматривает обязанности трудиться. В соответствии со ст. 37 Конституции труд свободен, каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Принудительный труд запрещен. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
Такая формулировка ст. 37 Конституции РФ вызвала в правовой литературе широкую дискуссию по вопросу о том, закрепляет ли вообще действующая Конституция РФ право на труд как таковое. Существуют различные точки зрения по данному вопросу.
Одни авторы исходят из того, что действующая ныне Конституция РФ не закрепляет право на труд как таковое и рассматривают его лишь как элемент (составную часть) свободы труда. Другие полагают, что нынешняя формулировка ст. 37 Конституции позволяет рассматривать право на труд лишь в узком его значении, т. е. как право на охрану труда. По мнению третьих, с исчезновением категории «всеобщность труда» и обязанности трудиться равное право на труд предстает в существенно измененном виде, поскольку оно не гарантируется3.
3 См., например: Головина С. Ю. Конституционные принципы и права в сфере труда и их конкретизация в трудовом законодательстве России // Российский юридический журнал. 2015. № 1; Маврин С. П.
Не отрицая наличие в Конституции РФ права на труд, некоторые представители науки трудового права полагают, что право на труд включено в понимание конституционно установленной свободы труда или что право на труд эквивалентно свободе труда — это равнозначные понятия и нет никаких оснований в их противопоставлении4.
Такое различие в подходах к пониманию положений действующей Конституции о праве на труд обусловливает необходимость остановиться на анализе высказанных позиций, в том числе с точки зрения правовой природы права на труд, его содержания и представления о нем в значении, придаваемом действующей Конституцией РФ. Необходимо также определить, насколько понятие данного права, сформулированное в Конституции РФ, соответствует пониманию и содержанию этого права, определенного международными правовыми актами.
Как уже отмечалось, большинство авторов полагают, что Конституция РФ не закрепляет это право как таковое.
Так, В. Н. Скобелкин пишет, что нельзя не обратить внимание на то, как изложена эта статья. Помимо отсутствия упоминания о гаранти-рованности она переносит акцент с обеспечения работой на условия труда, т. е. речь идет о праве не на труд, а лишь на труд в благоприятных условиях. Строго говоря, формулировка ч. 3 ст. 37 Конституции не закрепляет право на труд как таковое, хотя и использует эти три слова
Курс российского трудового права. Т. 1 / под ред. Е. Б. Хохлова. СПб., 1996. С. 239— 240; Крылов К. Д. Тенденции развития правовых стандартов политики в сфере труда: дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2002. С. 9—12; Бугров Л. Ю. Проблемы свободы труда в трудовом праве России. Пермь, 1992.
4 См.: Морозов П. Е. Право на труд //
Юридический мир. 2015. № 4; Дмитрие-
ва И. К. Принципы российского трудового
права. М., 2004. С. 215.
в тексте5. Данную точку зрения разделяет А. М. Лушников. Он утверждает, что действующая Конституция РФ отказалась от легального закрепления права на труд как такового и его гарантий, ограничившись провозглашением свободы труда, определяя право каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию6.
Аналогичная позиция высказана С. Ю. Головиной, По ее мнению, следует признать, что Конституция РФ провозглашает не право на труд как на гарантированную государством занятость, а право на безопасные условия труда. Отказавшись от прямого закрепления права на труд как права на получение гарантированной работы, государство провозглашает право на защиту от безработицы (ч. 3 ст. 37 Конституции), а ТК РФ в ч. 1 ст. 2 уточняет: защита от безработицы и содействие в трудоустройстве7.
На сегодняшний день, как считают В. И. Анишина и Ю. Г. Попонов, позиция государства к принципу права на труд в его прежнем смысле однозначно не выражена. Это дает определенные основания сомневаться в сохранении конституционного права граждан на труд, понимаемого как гарантированное государством право на трудоустройство, и рассматривать свободу труда как отсутствие обязательств государства, а соответственно, и работодателя по обеспечению права каждого на труд.
Рассматривая проблему соотношения принципов права на труд и свободы труда, В. В. Федин так-
5 См.: Скобелкин В. Н. Трудовое правоотношение. М., 1999. С. 154.
6 См.: Лушников А. М. Право на труд: ис-торико-догматическое эссе // Вестник трудового права и права социального обеспечения. Вып. 2. Право на труд и социальное обеспечение в системе прав человека. Ярославль, 2007. С. 85.
7 См.: Головина С. Ю. Указ. соч.
же приходит к выводу, что право на труд утратило свойство всеобщности, в полной мере государством не обеспечивается и более похоже на лозунг, чем на конкретное обязательное к исполнению предписание8.
В правовой литературе отмечается также, что в Конституции РФ не только изменилась последовательность закрепления социально-экономических прав, но и утратила силу прежняя ориентация на главенствующую роль государства, предоставляющего эти права человеку и гражданину. Претерпели изменение трудовые права, на первое место выдвинута свобода труда, право каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду и закреплено право на труд, которое текстуально отделено от свободы труда и включено вместе с другими правами в содержание ч. 3 ст. 37 Конституции9.
Насколько обоснованы такие позиции? Для ответа на этот вопрос необходимо прежде всего определиться с соотношением понятий «свобода труда» и «право на труд», так как большинство авторов исходят из того, что «свобода труда» более широкое понятие, которое может включать в себя право на труд10.
Так, по поводу соотношения права на труд и свободы труда Г. А. Трофимова пишет, что в рамках Конституции РФ право на труд не ликви-
8 См.: Федин В. В. Соотношение принципа свободы труда и права на труд // Lex Russica (Русский закон). 2004. Т. LXIII. № 2. С. 424.
9 См.: Александров Н. Г. Право на труд и социалистическое правовое регулирование труда // Социалистическая законность. 1937. № 5; Дмитриева И. К. Указ. соч.
10 Следует отметить, что вопросы соотношения свободы труда и права на труд неоднократно исследовались в работах известных ученых, однако до настоящего времени единой позиции по этому вопросу нет (см., например: Александров Н. Г. Указ. соч.; Пашерстник А. Е. Право на труд. М., 1957; Смирнов О. В. Природа и сущность права на труд в СССР. М., 1964; Бугров Л. Ю. Указ. соч.
дировано, а является частью свободы труда11.
В. И. Анишина и Ю. Г. Попонов также полагают, что понятия «свобода труда» и «право на труд» отражают основополагающий конституционный подход к регулированию широкого круга отношений по участию граждан в труде. По их мнению, правильным является подход, при котором свобода труда рассматривается как основополагающий принцип в этой сфере, а право на труд — как субъективное право, один из элементов юридического статуса личности. Конституционно-правовое содержание свободы труда, пишут авторы, не вытеснило, не упразднило общепризнанного принципа права на труд, а включило этот принцип в качестве элемента в свой состав. Право на труд не утратило своей значимости как гарантированное государством право реализации возможности каждого трудиться в соответствии со своими способностями и призванием, а лишь обрело свое определенное место в содержании нового, более широкого конституционного принципа — свободы труда12.
Именно как элемент свободы труда право на труд сформулировано и в ст. 2 ТК РФ: исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией РФ, основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признается свобода труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности.
11 См.: Трофимова Г. А . Право на труд и свобода труда: проблемы соотношения // Трудовое право в России и за рубежом. 2014. № 2; Морозов П. Е. Право на труд // Юридический мир. 2015. № 4.
12 См.: Анишина В. И., Попонов Ю. Г. Сво-
бода труда или право на труд // Журнал российского права. 2007. № 4.
Высказанные суждения представляются весьма спорными.
Конечно, нельзя отрицать, что определенное сходство в содержании таких правовых категорий, как свобода на труд и право на труд, имеется. Кроме того, они, как правило, используются в сочетании «право на труд и свобода труда». Тем не менее поставить между ними знак равенства нельзя. Основное различие заключается в механизме реализации права на труд и права на свободу труда.
Статья 37 Конституции РФ, провозглашая принцип свободы труда, раскрывает и его содержание. Согласно данной статье каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Возможность трудиться свободно, т. е. свобода труда, гарантируется в Российской Федерации запретом принуждения к труду как таковому и к труду в определенной сфере. Принудительный труд запрещен. Иначе говоря, провозглашая свободу труда, государство предоставляет индивиду возможность выбора: работать на основе трудового договора или заниматься предпринимательством. Гражданин вправе вообще отказаться от участия в общественном труде, он вправе не работать и получать доходы от использования своей собственности и др. Аналогично принцип свободы труда формулируется и в правовой литературе. Свобода труда, писал С. А. Иванов, проявляется в добровольном, самостоятельном избрании человеком форм приложения труда. Применительно к труду, как и в других проявлениях, свобода труда — это прежде всего добровольный и самостоятельный выбор. Свобода труда означает в конечном счете свободу выбора формы приложения труда13.
Предоставив гражданам свободу труда, т. е. свободный выбор прило-
13 См.: Иванов С. А., Лившиц Р. З. Личность в советском трудовом праве: монография. М., 1982. С. 65.
жения своих способностей к труду, государство не несет перед ними каких-либо обязательств, связанных с таким выбором. Провозглашая же право на труд, государство принимает на себя определенные обязательства, связанные с реализацией гражданами этого права. В частности, обязательства, касающиеся обеспечения условий труда, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, вознаграждения за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также защиты от безработицы.
Иначе говоря, праву на труд корреспондирует соответствующая обязанность государства, тогда как свобода труда обеспечена лишь общим законодательным запретом принудительного труда и дискриминации в трудовых отношениях.
Свобода труда проявляется в потенциальной возможности выбора гражданином сферы приложения своих способностей к труду. Право же на труд предполагает не только возможность выбора гражданином сферы приложения своих трудовых способностей, но и содействие со стороны государства в реализации этой возможности.
Отсюда следует вывод, что право на труд — это более широкое понятие.
Оно включает следующие элементы: свободу труда, право на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд, не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, право на защиту от безработицы.
Под свободой труда, как уже отмечалось, понимается право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. То есть свобода труда — это элемент, составная часть права на труд14.
14 В связи с этим напомним, что Конституция 1977 г., гарантируя право на труд, не
Подобная позиция высказывалась еще в советской правовой литературе. Так, анализируя положения ст. 40 Конституции 1977 г., С. А. Иванов писал: «Право на труд включает: во-первых, получение гарантированной работы; во-вторых, оплату труда в соответствии с его количеством и качеством; в-третьих, выбор формы приложения труда». Первые два элемента права на труд — получение гарантированной работы и оплата труда по его количеству и качеству — неотделимы от его третьего элемента — свободы выбора тру-да15.
Аналогичная точка зрения высказана В. Е. Чиркиным: «Нормативное содержание конституционного права на труд включает: правомочие на свободный труд, т. е. на труд, который работник свободно выбирает или на который свободно соглашается; правомочие свободно распоряжаться своими способностями к труду; правомочие свободно выбирать род деятельности и профессию; правомочие на труд в безопасных и здоровых условиях труда; правомочие на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискримина-ции...»16.
Таким образом, применительно к действующей Конституции и исходя из ее текста можно выделить следующие закрепленные в ней права. Это — право на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, право на защиту от безработицы и свободу тру-
предусматривала свободы труда. То есть право на труд у граждан было, но в содержании этого права отсутствовал такой элемент, как свобода труда (право выбора — работать или не работать). См.: Морозов П. Е. Указ. соч.
15 См.: Иванов С. А., Лившиц Р. З. Указ. соч. С. 67.
16 Чиркин В. Е. Конституционное право России. М., 2004. С. 169.
да (право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию). Все эти права в совокупности и составляют содержание права на труд, что позволяет говорить о закреплении в действующей Конституции права на труд как такового.
Содержание права на труд, вытекающее из положений ст. 37 Конституции РФ, в полной мере согласуется с международными актами, в которых раскрывается содержание права на труд. В них право на труд не связывается с получением гарантированной работы, но закрепляется право на предоставление каждому возможности зарабатывать себе на жизнь трудом, который он свободно выбирает или на который свободно соглашается. Следовательно, право на труд предполагает право на обеспечение возможности выбрать вид занятий, род деятельности, профессию. Наряду с этим подчеркивается и необходимость содействия поиску работы, создания условий для повышения уровня занятости.
Так, в ст. 6 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. говорится, что участвующие в Пакте государства признают право на труд, которое включает право каждого человека на получение возможности зарабатывать себе на жизнь трудом, который он свободно выбирает или на который он свободно соглашается, и предпримут надлежащие шаги к обеспечению этого права.
Меры, которые должны быть приняты в целях полного осуществления этого права, включают программы профессионально-технического обучения и подготовки, пути и методы достижения неуклонного экономического, социального и культурного развития и полной производительной занятости в условиях, гарантирующих основные политические и экономические свободы человека.
Как видно из приведенного положения, основными элементами,
составляющими содержание права на труд, являются: свобода труда и право на получение возможности заработать себе на жизнь трудом, обеспеченные определенными государственными мерами, включая пути и методы достижения полной производительной занятости.
В статье 7 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах речь идет о праве каждого на справедливые и благоприятные условия труда, включая, в частности, условия работы, отвечающие требованиям безопасности и гигиены.
Всеобщая декларация прав человека 1948 г. также предусматривает, что каждый человек имеет право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы (ст. 23).
Европейская социальная хартия 1961 г. (в ред. 1996 г.), провозглашая право на труд, предусматривает соответствующие обязательства сторон, направленные на его реализацию. В частности, в ней говорится, что для обеспечения эффективной реализации этого права стороны обязуются:
признать одной из своих первоочередных целей и обязанностей достижение и поддержание как можно более высокого и стабильного уровня занятости в целях достижения полной занятости;
обеспечить эффективную защиту права работников зарабатывать себе на жизнь свободно выбираемым трудом;
создать или развивать для всех работников бесплатные службы по трудоустройству;
обеспечивать или содействовать развитию соответствующей профессиональной ориентации, профессиональной подготовки и переподготовки.
В Рекомендации Международной организации труда № 169 «О политике в области занятости» 1984 г. отмечается, что предусмотренное Конвенцией о политике в области заня-
тости 1964 г. и Рекомендацией о политике в области занятости 1964 г. содействие полной, продуктивной и свободно избранной занятости следует считать средством обеспечения на практике осуществления права на труд.
Всестороннее признание государствами-членами права на труд следует связывать с осуществлением экономической и социальной политики, цель которой — содействие полной, продуктивной и свободно избранной занятости.
Сказанное позволяет сделать вывод, что, провозглашая право на труд, международные акты связывают это понятие с обязанностью государства содействовать гражданам в реализации этого права путем проведения государственной политики, направленной на содействие занятости и трудоустройству. Достижение полной занятости, обеспечение каждого работой рассматривается в качестве социальной цели.
В таком понимании право на труд совпадает с содержанием права на труд, заложенным в ст. 37 Конституции РФ.
Охрана же труда в конституционном контексте означает обязанность государства создавать и развивать законодательство, направленное на защиту жизни и здоровья работника в процессе трудовой деятельности, т. е. на обеспечение достойных условий труда лиц, реализовавших свое право на труд.
Меры, направленные на реализацию права на труд, предусмотрены в законодательстве, принятом в развитие данного положения Конституции РФ.
Так, в соответствии со ст. 220 ТК РФ государство гарантирует работникам защиту их права на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда. Статья 219 ТК РФ предусматривает, что каждый работник имеет право на рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда.
Статья 12 Закона от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» закрепляет гарантии государства в реализации права граждан на труд. В частности, гражданам Российской Федерации гарантируются: свобода выбора рода деятельности, профессии (специальности), вида и характера труда; защита от безработицы; бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве при посредничестве органов службы занятости; информирование о положении на рынке труда.
Таким образом, анализ положений Конституции РФ и принятого в их развитие российского законодательства дает основание для утверждения о том, что Конституция РФ закрепляет право на труд как таковое и в том его значении, которое придают ему международные акты. Что касается формулы «право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены» Конституции РФ, то она никоим образом не свидетельствует об отсутствии права на труд как такового. Напротив, данная формулировка Конституции РФ закрепляет качественно новое содержание права на труд, т. е. не просто право на труд, а право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. Иначе говоря, действующая российская Конституция определенным образом расширяет содержание права на труд, дополнив его новым элементом — правом на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены. Закрепляя право гражданина зарабатывать себе на жизнь трудом, который он свободно выбирает или на который свободно соглашается, Конституция вместе с тем гарантирует возможность реализовать это право в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.
В связи с этим представляется не согласующейся с Конституцией РФ и положениями международных
актов формулировка ст. 2 ТК РФ, где акцент сделан на свободу труда, право же на труд закрепляется в качестве ее элемента.
Следует отметить, что перенесение текстуально конституционного принципа свободы труда в качестве отраслевого принципа в Трудовой кодекс РФ вряд ли можно признать оправданным, так как Конституция закрепляет права и свободы человека и гражданина как субъектов конституционного права. Принципы же трудового законодательства являются основными направлениями правового регулирования трудовых отношений, т. е. отношений между работником и работодателем.
В связи с этим конституционный принцип свободы труда, понимаемый как возможность свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, не в полной мере применим к работнику, ибо, заключив трудовой договор (вступив в трудовое правоотношение), работник уже реализовал свое конституционное право на свободу труда. В рамках трудового правоотношения он не может самостоятельно определять, по какой профессии ему работать и каким родом деятельности заниматься, так как они обусловлены сторонами при добровольном заключении ими трудового договора, и работник не вправе изменять их по своему усмотрению
Исходя из этого, трудно согласиться с высказанным в правовой литературе мнением, что свобода труда, будучи одним из принципов регулирования трудовых отношений, приобретает значение свободы трудового договора17.
Представляется, что свобода трудового договора, как и свобода труда, предполагает добровольный и исключительно самостоятельный выбор рода деятельности и организации (работодателя), в которой она будет осуществляться. Однако сво-
17 См.: Бугров Л. Ю. Указ. соч. С. 199—202.
бода трудового договора для гражданина ограничена свободой работодателя, который вправе самостоятельно под свою ответственность осуществлять подбор и расстановку кадров. Поэтому для заключения трудового договора должна быть выражена воля обеих сторон — гражданина и потенциального работодателя. В связи с этим свободу трудового договора можно рассматривать только с точки зрения запрета принудительного труда, т. е. никто не может принудить человека заключить трудовой договор или запретить расторгнуть по собственной инициативе уже заключенный трудовой договор.
Вместе с тем следует отметить, что в настоящее время трудовой договор является основной правовой формой реализации гражданами конституционного права на свободу труда и права на труд.
В связи с этим в ст. 2 ТК РФ в соответствии с Конституцией РФ должен быть закреплен именно принцип права на труд и права на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены.
Эти права работников обеспечены гарантиями, закрепленными в законодательстве о труде.
К числу таких гарантий относятся, в частности:
запрет на изменение определенных сторонами условий трудового договора, в том числе перевод на другую работу, без согласия работника (ст. 72 ТК РФ);
обязанность работодателя перевести работника, нуждающегося в переводе на другую работу в соответствии с медицинским заключением, на другую имеющуюся у работодателя работу, не противопоказанную работнику по состоянию здоровья (ст. 73 ТК РФ);
право работника расторгнуть трудовой договор по собственному желанию в любое время, без каких-либо обоснований (ст. 80 ТК РФ);
возможность увольнения работника по инициативе работодателя толь-
ко в случаях и по основаниям, установленным законом (ст. 77, 81 ТК РФ).
Право работников на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, обеспечены системой сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающей правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.
Каждый работник вправе защищать свои трудовые права и свободы всеми способами, не запрещенными
законом, в том числе путем самозащиты, с помощью профессиональных союзов, путем обращения в органы государственного контроля за соблюдением трудового законодательства, а также в суд.
В целях самозащиты трудовых прав работник может отказаться от выполнения работы, которая непосредственно угрожает его жизни и здоровью. На время отказа от указанной работы за работником сохраняются все права, предусмотренные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права (ст. 379 ТК РФ).
Библиографический список
Александров Н. Г. Право на труд и социалистическое правовое регулирование труда // Социалистическая законность. 1937. № 5.
Анишина В. И., Попонов Ю. Г. Свобода труда или право на труд // Журнал российского права. 2007. № 4.
Бугров Л. Ю. Проблемы свободы труда в трудовом праве России. Пермь, 1992.
Головина С. Ю. Конституционные принципы и права в сфере труда и их конкретизация в трудовом законодательстве России // Российский юридический журнал. 2015. № 1.
Дмитриева И. К. Принципы российского трудового права. М., 2004.
Иванов С. А., Лившиц Р. З. Личность в советском трудовом праве: монография. М., 1982.
Крылов К. Д. Тенденции развития правовых стандартов политики в сфере труда: дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2002.
Лушников А. М. Право на труд: историко-догматическое эссе // Вестник трудового права и права социального обеспечения. Вып. 2. Право на труд и социальное обеспечение в системе прав человека. Ярославль, 2007.
Маврин С. П. Курс российского трудового права. Т. 1 / под ред. Е. Б. Хохлова. СПб., 1996.
Морозов П. Е. Право на труд // Юридический мир. 2015. № 4.
Пашерстник А. Е. Право на труд. М., 1957.
Скобелкин В. Н. Трудовое правоотношение. М., 1999.
Смирнов О. В. Природа и сущность права на труд в СССР. М., 1964.
Трофимова Г. А . Право на труд и свобода труда: проблемы соотношения // Трудовое право в России и за рубежом. 2014. № 2.
Труд. 1994. 9 сент.
Федин В. В. Соотношение принципа свободы труда и права на труд // Lex Russica (Русский закон). 2004. Т. LXIII. № 2.
Чиркин В. Е. Конституционное право России. М., 2004.