ратура РФ в условиях отсутствия целостной системы контроля за исполнением законов и принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов, затрагивающих права и свободы граждан, является важным инструментом, гарантирующим защиту этих прав, осуществляет надзор за соблюдением закона в стране.
Рассмотренные правовые средства защиты в системе право-обеспечения позволяют гарантировать права и законные интересы граждан от неправомерных действий администрации. В ряде случаев гражданин пользуется свободой усмотрения при выборе определенного способа защиты своих прав и свобод. В некоторых ситуациях законодатель устанавливает инстанци-онность подачи гражданином его обращения.
Укрепление и развитие существующих способов, а также конструирование новых механизмов отражают усиливающуюся тенденцию государства к созданию комплекса правовых гарантий защиты прав граждан в сфере действия публичной администрации.
М.Э. Дзарасов* КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРАВА В СФЕРЕ ТРУДА И ПРОБЛЕМЫ ИХ РЕАЛИЗАЦИИ
Проведение в России политических и экономических реформ требует, несмотря на значительные успехи последних лет в этой сфере, разработки нового подхода к социальной политике. В связи с этим исследования, посвященные социальному государству, социальной функции, социальной политике государства, приобрели особую актуальность, результатом чего стало значительное количество работ по данной проблематике1.
* Старший научный сотрудник Института государства и права РАН, кандидат юридических наук.
1 См., например: Мамут Л.С. Социальное государство с точки зрения права // Государство и право. 2001. № 7; Пашуков А.Л. Социальная сущность, социальная функция, социальная политика государства (теоретический и сравнительно-правовой аспекты): Дисс. ... канд. 44
Труды Института государства и права Российской академии наук № 1/2011
Не вызывает сомнений, что построение социально ориентированного государства невозможно без модернизации и усиления его роли в социальной сфере.
Конституция РФ, являясь нормативным правым актом высшей юридической силы государства, закладывает основу для всего национального законодательства, в том числе и в сфере труда, и содержит ряд принципов, прав и свобод, имеющих важнейшее значение. «...Конституционные (основные) права и свободы человека и гражданина - это его неотъемлемые права и свободы, принадлежащие ему от рождения (в надлежащих случаях в силу гражданства), защищаемые государством и составляющие ядро правового статуса личности»2.
Согласно ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Их признание, соблюдение и защита -обязанность государства. Конституция провозгласила нашу страну социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ч. 1 ст. 7). «В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты» (ч. 2 ст. 7).
При этом следует помнить, что конституционные права имеют объективную природу и тесно связаны с уровнем развития экономики, благосостояния общества. Как отмечает Е.А. Лу-кашева, права и свободы индивида - это его социальные возможности, детерминированные экономическими и культурными
юрид. наук. М., 2005; Самойленко В.А. Социальная функция современного российского государства: Дисс. ... канд. юрид. наук. Коломна, 2006; Социальное государство и защита прав человека / Отв. ред. Е.А. Лукашева. М., 1994.
2 Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М., 2006. С. 214.
условиями жизни общества и законодательно закрепленные государством3.
Реализация положений Конституции РФ, направленных на обеспечение достойной жизни каждого российского гражданина, -сложный процесс, тесно связанный с возможностью реализации гражданами своих прав в сфере труда, поскольку важнейшим элементом достижения целей достойной жизни человека является достойный труд. Труд как источник достойного существования лежит и в основе социального государства.
Права в сфере труда имеют чрезвычайно важные особенности, так как их реализация возможна лишь при условии более активного влияния государства, повышения уровня государственного управления, развития системы гарантий и механизмов правовой защиты прав в этой сфере, а также с учетом ряда других факторов политического и правового характера.
Конституционное регулирование ключевых направлений развития этой сферы направлено на то, чтобы создать основы прогрессивной современной модели взаимоотношений работников и работодателей независимо от форм собственности, достичь баланса интересов и гармоничного развития общества в целом, социального мира, модернизации экономики.
Исследованию конституционных прав в сфере труда посвящены работы как по общей теории права, так и по конституционному, трудовому праву4. Это прежде всего связано с тем, что значение конституционных прав в сфере труда весьма велико, труд является необходимым условием существования человека, а «система прав и обязанностей - сердцевина, центр пра-
3 См.: Общая теория прав человека / Под ред. Е.А. Лукашевой. М., 1996. С. 35.
4 См., например: Федин В.В. Соотношение принципа свободы труда и права на труд // Lex Russica. Научные труды МГЮА. 2004. № 2. С. 411-435; Снегирева И.О. Конституционная основа трудового законодательства России // Трудовое право. 2004. № 4-5. С. 43-48; № 6. С. 12-20; Ершова Е.А. Конституция как источник трудового права // Трудовое право. 2004. № 3. С. 39-42.
вовой сферы, и здесь лежит ключ к решению основных юридических проблем»5.
Конституционные права и свободы человека и гражданина характеризуются рядом признаков. Во-первых, они «опосредуют наиболее существенные коренные отношения между государством и его гражданами в связи с их местом в важнейших областях жизни и деятельности»6. Во-вторых, они составляют юридическую базу для всей системы прав и свобод, так как содержат исходные, принципиальные положения в той или иной сфере регулирования общественных отношений. В-третьих, они обладают наивысшей юридической силой. Иными словами, все другие права и свободы должны в принципе соответствовать конституционным правам и свободам, лицам не могут быть предоставлены такие права, которые противоречат конституционным или несовместимы с ними. В-четвертых, они подлежат повышенной защите .
Нормы об основных правах и свободах помещены в отдельной главе Конституции РФ (гл. 2). В соответствии с ч. 1 ст. 15 Конституции она имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ. Согласно ч. 1 ст. 17 в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и в соответствии с Конституцией.
Первое, на что необходимо обратить внимание при анализе конституционных прав и свобод в сфере труда, - это отсутствие их четкой классификации и систематизации в литературе, посвященной данной проблематике.
5 Мальцев Г.В. Социальная справедливость и право. М., 1977. С. 241.
6 Воеводин. Л.Д. Юридический статус личности в России. М., 1996. С. 147-148.
7 См.: Антонович Б.А., Антонович Е.К. Права и свободы человека и гражданина в современном мире // Административное и муниципальное право. 2009. № 10. С. 8.
Так, Т.А. Сошникова, отмечая, что одного провозглашения свободного труда и права человека на труд недостаточно для полноценной защиты и охраны этого блага, указывает, что важнейшую роль при этом играют сопутствующие и развивающие права в сфере труда, а именно:
право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности;
право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию;
право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены;
право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда; право на защиту от безработицы;
право на индивидуальные и коллективные трудовые споры; право на забастовку; право на отдых8.
В.А. Бережной, разграничивая конституционные принципы и конституционные права в сфере труда, к таким конституционным принципам относит свободу труда, принцип равного обращения и равных возможностей в труде, недопустимость дискриминации в трудовых отношениях, принцип охраны труда государством и гарантированных минимальных условий труда, принцип свободы объединения и ряд других. В числе конституционных прав в сфере труда он выделяет: право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены; право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда; право на защиту от безработицы (ч. 3 ст. 37 Конституции РФ); право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения; право на заба-
8 См.: Сошникова Т.А. Механизм защиты конституционных прав и свобод в сфере труда в Российской Федерации. М., 2004. С. 9. 48
стовку (ч. 4 ст. 37); право на отдых; право на фиксированное рабочее время продолжительностью не более установленного законом максимума; право на ежегодный оплачиваемый отпуск (ч. 5 ст. 37)9.
Отметим, что принцип является более широким понятием, чем право, и может зачастую охватывать комплекс конкретных прав и свобод. Соответственно конституционные принципы могут быть выражены в комплексе норм, содержащихся в Конституции РФ.
Основываясь на содержании Конституции РФ, можно предложить следующий перечень основных прав и свобод человека и гражданина, признание, соблюдение и защита которых являются обязанностью государства: свобода труда, право каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (ч. 1 ст. 37); право каждого на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены (ч. 3 ст. 37); право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (ч. 3 ст. 37); право на защиту от безработицы (ч. 3 ст. 37); право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая и право на забастовку (ч. 4 ст. 37); право каждого на отдых, которое гарантируется всем работающим по трудовому договору установлением федеральным законом продолжительности рабочего времени, предоставлением выходных и праздничных дней, ежегодного оплачиваемого отпуска (ч. 5 ст. 37); право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов (ч. 1 ст. 30); право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных федеральным законом (ч. 1 ст. 39).
Конституционные права человека - не «дар» государства, а социальные возможности, обеспечивающие человеку опреде-
9 См.: Бережной В.А. Конституционные принципы и права в сфере труда и их защита в Российской Федерации: Дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2007. С. 26.
ленный стандарт жизни. В противном случае становится очевидно, что государство не выполняет свои прямые функции организации жизни общества10. Как правильно отмечает В.С. Шевцов, с выявлением того факта, что в современном обществе его члены нуждаются не столько в свободе от государства, сколько в позитивных действиях с его стороны в их пользу, каталог естественных прав и свобод был дополнен «правами второго поколения», а более соответствующим новым условиям было признано социальное правовое государство, призванное не только гарантировать личные и политические свободы, но и обеспечить членам общества социально-экономические и культурные права11.
Поэтому вполне логично, что Конституция РФ не только провозглашает права в сфере труда, но и предусматривает, как указывалось выше, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Закрепление прав на конституционном уровне дает возможность защищать их посредством конституционного правосудия. Повышенная гарантия защиты конституционных прав и свобод проявляется и в предоставлении Конституцией РФ необходимых полномочий Конституционному Суду РФ по защите нарушенных конституционных прав и свобод граждан (ст. 125).
Следует отметить, что влияние деятельности Конституционного Суда РФ в рамках судебного толкования на разрешение коллизий в рассматриваемой сфере весьма велико. В литературе выделяют следующие направления деятельности Конституционного Суда РФ: 1) рассмотрение дел по жалобам работников, связанным с трудовыми отношениями; 2) рассмотрение дел по запросам компетентных субъектов о соответствии Конституции РФ норм трудового законодательства, отдельных нормативных актов, принимаемых высшими органами власти; 3) рассмотрение
10 См.: Фролов С.И. Конституционные права и свободы человека и гражданина в сфере труда (современный российский опыт): Дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2006. С. 25.
11 См.: Шевцов В.С. Права человека и государство в Российской Федерации. М., 2002. С. 28.
дел по запросам судов относительно вопросов применения норм трудового права; 4) толкование норм трудового права12.
В своем постановлении от 31 октября 1995 г. № 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции РФ при осуществлении правосудия»13 (в ред. от 6 февраля 2007 г.) Пленум Верховного Суда РФ разъясняет: «В соответствии со ст. 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Учитывая это конституционное положение, а также положение ч. 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации, гарантирующей каждому право на судебную защиту его прав и свобод, суды обязаны обеспечить надлежащую защиту прав и свобод человека и гражданина путем своевременного и правильного рассмотрения дел».
Правам в сфере труда уделяется серьезное внимание не только на национальном, но и на международном уровне. В силу этого юридические нормы, защищающие социально-экономические права, в том числе в сфере труда, содержатся как в национальном, так и в международном праве.
Исследование конституционных прав человека и гражданина в сфере труда направлено не только на совершенствование законодательства РФ, но и на прогнозирование его развития с учетом перспектив и требований международных стандартов в сфере труда.
Согласно ст. 15 Конституции РФ, если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотрено законом, то применяются правила международного договора, т.е. в ней закреплен приоритет общепризнанных принципов и норм
12 Подробнее см.: Ершова Е.П. Юридическая природа правовых позиций Конституционного Суда РФ // Трудовое право. 2004. № 11. С. 1320; Головина С.Ю. Роль судебной практики в формировании понятийного аппарата трудового права // Вестник Омск. ун-та. 1997. № 3. С. 101.
13 Российская газета. 1995. 28 дек.
международного права над внутренним российским законодательством. Кроме того, Российская Федерация присоединилась к Уставу Совета Европы14, на нормы международного права все чаще ссылается Конституционный Суд РФ в своих постановлениях и определениях15.
Весьма подробные разъяснения приводятся в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. № 8 (в ред. от 6 февраля 2007 г.). В частности, в нем указывается, что судам при осуществлении правосудия надлежит исходить из того, что общепризнанные принципы и нормы международного права, закрепленные в международных пактах, конвенциях и иных документах (во Всеобщей декларации прав человека, Международном пакте о гражданских и политических правах, Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах), и международные договоры РФ являются в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ составной частью ее правовой системы.
Далее в постановлении отмечается, что суд при рассмотрении дела не вправе применять нормы закона, регулирующего возникшие правоотношения, если вступившим в силу для Российской Федерации международным договором, решение о согласии на обязательность которого для Российской Федерации было принято в форме федерального закона, установлены иные правила, чем предусмотренные законом. В этих случаях применяются правила международного договора РФ. При этом судам необходимо иметь в виду, что в силу п. 3 ст. 5 Федерального за-
14 См.: Федеральный закон от 23 февраля 1996 г. № 19-ФЗ «О присоединении Российской Федерации к Уставу Совета Европы» // СЗ РФ. 1996. № 9. Ст. 774.
15 См., например: постановление Конституционного Суда РФ от 24 января 2002 г. «По делу о проверке конституционности положений части второй статьи 170 и части второй статьи 235 Кодекса законов о труде Российской Федерации и пункта 3 статьи 25 Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» в связи с запросами Зерноградского районного суда Ростовской области и Центрального районного суда города Кемерово» // СЗ РФ. 2002. № 7. Ст. 745.
кона РФ «О международных договорах Российской Федерации» положения официально опубликованных международных договоров РФ, не требующие издания внутригосударственных актов для применения, действуют в Российской Федерации непосредственно. В иных случаях наряду с международным договором РФ следует применять и соответствующий внутригосударственный правовой акт, принятый для реализации положений указанного международного договора.
Таким образом, все большее значение придается международному праву. «Международное право постепенно становится универсальным, а его нормы и принципы - обязательными для всех государств - участников международного сообщества»16.
Международные правовые акты в рассматриваемой сфере можно подразделить на два вида: 1) универсальные, содержащие так называемые стандарты прав человека, представляющие собой общепризнанные нормы поведения государств, которые последние должны соблюдать в законодательстве и на практике в отношении всех лиц, находящихся под их юрисдикцией; 2) региональные, разработанные и принятые в рамках соответствующих международных организаций, а также двусторонние (многосторонние) международные договоры, в том числе разработанные государствами отдельных регионов.
К универсальным источникам относится, прежде всего, Устав ООН, закрепивший юридически обязательные положения о достоинстве и ценности человеческой личности, равноправии мужчин и женщин, равенстве прав больших и малых наций, о необходимости осуществления международного сотрудничества в поощрении и развитии уважения к правам и основным свободам для всех без различия расы, пола, языка и религии. В рамках ООН разработаны и приняты: Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г.
Статья 23 Всеобщей декларации прав человека закрепляет:
16 Карташкин В.А. Права человека в международном и внутригосударственном праве. М., 1995. С. 35.
«1. Каждый человек имеет право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы.
2. Каждый человек, без какой-либо дискриминации, имеет право на равную оплату за равный труд.
3. Каждый работающий имеет право на справедливое и удовлетворительное вознаграждение, обеспечивающее достойное человека существование для него самого и его семьи и дополняемое, при необходимости, другими средствами социального обеспечения.
4. Каждый человек имеет право создавать профессиональные союзы и входить в профессиональные союзы для защиты своих интересов».
Развернутый перечень социально-экономических прав, в том числе и в сфере труда, содержится в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах.
Государства, участвующие в Пакте, признали право каждого человека на труд. В нем также определены меры, которые должны быть приняты государствами в целях полного осуществления этого права (ст. 6), на справедливые и благоприятные условия труда (ст. 7), право на достаточный уровень жизни, включающий адекватное питание, одежду и жилище, право на непрерывное улучшение условий жизни (ст. 11) и другие социально-экономические права.
Таким образом, социально-экономические и культурные права были провозглашены во Всеобщей декларации прав человека (ст. 22-27) и развиты в Международном пакте о социальных, экономических и культурных правах.
3 июня 2009 г. Президент РФ Дмитрий Медведев подписал Федеральный закон № 101-ФЗ «О ратификации Европейской социальной хартии (пересмотренной) от 3 мая 1996 года»17, который утвердил в качестве составной части российской правовой системы отдельные положения Хартии, подписанной от имени Российской Федерации еще в сентябре 2000 г.
17 СЗ РФ. 2009. № 23. Ст. 2756. 54
Российская Федерация принимает на себя обязательства в отношении 19 из 31 статьи Хартии, в том числе шесть статей (1, 5, 6, 7, 16 и 20) из девяти обязательных (в том числе о праве на труд, на объединение, на коллективные переговоры, на равные возможности и равное обращение в сфере занятости и профессиональной деятельности без дискриминации по признаку пола и др.).
Необходимо отметить, что сфера труда, пожалуй, как никакая другая, получила развитие в современном международном регулировании. На сегодняшний день одних только конвенций и рекомендаций Международной организации труда действует около четырехсот.
Важным и практически значимым является вопрос о том, должно ли государство брать на себя защиту социально-экономических и культурных прав человека и гарантировать их обеспечение.
Однозначно на него ответил В.А. Карташкин: «.Ни одно государство не имеет право отказаться от взятых на себя международных обязательств по обеспечению основных социально-экономических и культурных прав своих граждан»18. Поэтому если даже в российском законодательстве и отсутствуют те или иные нормы, каждый гражданин страны должен иметь возможность защищать свои права, ссылаясь на международное право.
В этой связи следует подчеркнуть, что далеко не всегда достаточно принять тот или иной закон или объявить о приоритете международного права над национальным. Здесь прежде всего необходим механизм реализации закона - национального или международного19. Кроме того, как отмечает Б.С. Эбзеев, в отличие от гражданских и политических прав социально-экономические права рассматриваются не как субъективные права человека, а как обязанности государства, выполнение которых зависит от уровня экономического развития. Фактически
18 Карташкин В.А. Международное право и защита прав человека в условиях перехода к рынку // Социальное государство и защита прав человека / Отв. ред. Е.А. Лукашева. С. 45.
19 См.: там же. С. 49.
они представляют собой целевые установки, конкретизируемые в законодательстве с учетом финансовых возможностей страны20.
Современное состояние российской экономики характеризуется тем, что в значительной степени произошел переход собственности, а соответственно и организации деятельности предприятий в частные руки, что с неизбежностью повлекло за собой изменения в конституционно-правовом регулировании общественных отношений в сфере труда.
Положение ст. 37 Конституции РФ о свободе труда тесно связано с нормами ст. 8 о свободе экономической деятельности, поскольку успешная экономическая деятельность и соответственно модернизация, построение высокоэффективной экономики практически невозможны без найма труда, без свободы труда, права на труд и соответствующих гарантий со стороны государства.
Принцип свободы труда является основным для всех трудовых прав граждан, закрепленных как в Конституции РФ, так и в законодательстве. Однако в науке конституционного и трудового права до сих пор вопрос о соотношении свободы труда и права на труд является дискуссионным. Неоднозначно решается также вопрос о том, закреплено ли в Конституции РФ право на труд.
В связи этим необходимо выяснить, что понимается под свободой труда и как она соотносится с правом на труд.
С нашей точки зрения, логичным является подход, согласно которому свобода труда представляет собой возможность реализации своих способностей вне всяких форм принуждения.
Свобода труда означает свободный для гражданина выбор трудиться или не трудиться. Конституция РФ запрещает принудительный труд и закрепляет за каждым человеком право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности. Эти права гарантированы Конституцией РФ, поскольку в ней закреплены право частной собственности, свобода предпринимательской и творческой дея-
20 См.: Эбзеев Б.С. Конституция. Правовое государство. Конституционный Суд. М., 1997. С. 55. 56
тельности, равный доступ к государственной службе и другие права (ст. 32, 34, 35, 37, 44), что позволяет каждому выбирать для себя род деятельности, в наибольшей степени отвечающий его личным потребностям и интересам21.
Аналогичной позиции придерживается В.В. Глазырин, который также отмечает, что право свободно распоряжаться своими способностями к труду означает и право вообще не заниматься трудовой деятельностью, так как в Конституции РФ нет указания на юридическую обязанность граждан трудиться22.
Как указывает О.В. Смирнов, принцип свободы труда означает, прежде всего, возможность каждого трудоспособного гражданина свободно распоряжаться своей способностью к труду (рабочей силой), выбирать род деятельности. Таким образом, этот принцип отражает сущностные свойства правовых норм, регулирующих привлечение трудоспособных граждан к труду в качестве наемных работников23.
Ю.И. Лейбо, Г.П. Толстопятенко, К.А. Экштайн, комментируя ст. 37 Конституции РФ, делают вывод, что защите подлежит право человека на самостоятельное принятие решения о профессиональной деятельности в условиях найма, на свободный выбора работодателя и согласование условий труда. Работодатель же обладает свободой найма лица: свободой выбора нанимаемого лица и определения срока его работы24.
В связи с вышесказанным возникает вопрос: означает ли свобода труда полный отказ государства от регулирования соответствующих отношений и одновременно государственного гарантирования в этой сфере?
21 См.: Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации / Отв. ред. В.В. Лазарев. М., 2001. С. 71.
22 См.: Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный) / Под ред. Л.А. Окунькова. 2-е изд. М., 1996. С. 34.
23 См.: Трудовое право: Учебник / Под ред. О.В. Смирнова. М., 2005. С. 28.
24 См.: Лейбо Ю.И., Толстопятенко Г.П., Экштайн К.А. Научно-практический комментарий к главе 2 Конституции Российской Федерации «Права и свободы человека и гражданина» / Под ред. К.А. Экштайна. М., 2000. С. 246.
Представляется, что нет. Дело заключается в том, что государство обязано принимать меры, содействующие обеспечению социально-экономических прав. Как указывает Е.А. Лукашева, анализируя историю развития представлений о правах человека, установка на социально ориентированную политику означала:
возрастание роли государства в воздействии на экономические процессы;
«умаление индивидуалистической доктрины» и обязанность правителей применять «находящуюся в их распоряжении наибольшую силу для дела общественной взаимозависимости. Они должны не только воздерживаться; они должны действовать, и эта обязанность переводится в юридическую обязанность обеспечить обучение и гарантировать труд»25;
попытку «нравственного измерения» экономических процессов, основанную на стремлении ликвидировать нищету и неравенство, установить социальную справедливость;
определение основных векторов социального реформирования общества, которое создало «второе поколение» прав чело-
26
века - социальных, экономических и культурных .
Свобода труда предполагает именно возможность реализации своих способностей вне всяких форм принуждения. Свобода экономической деятельности работодателя на рынке труда автоматически означает отсутствие такой свободы у работника (он не конкурент работодателю).
Как правильно отмечают Ю.И. Лейбо, Г.П. Толстопятенко, К.А. Экштайн, именно на рынке труда существует опасность неравенства положения сторон на переговорах и согласования социально неприемлемых условий труда. Если действует неограниченная свобода соглашений, то следует опасаться преобладания позиций работодателей, так как отдельное лицо, ищущее работу:
часто подвержено давлению в силу необходимости быстрого трудоустройства в целях обеспечения себя и своей семьи;
25 Дюги Л. Социальное право, индивидуальное право и преобразование государства. М., 1909. С. 72.
26 См.: Права человека / Отв. ред. Е.А. Лукашева. 2-е изд. М., 2009. С. 220.
58
плохо информировано о принятых условиях труда; противостоит в качестве партнера по переговорам могущественным предпринимателям, обладающим достаточными ресурсами, чтобы избежать спешки и проследить ситуацию на рынке труда.
И поэтому кандидаты на трудоустройство часто соглашаются на условия труда, предусматривающие продолжительный рабочий день в непригодных условиях и мизерную плату27.
Таким образом, как представляется, необходим механизм, направленный на обеспечение действительной свободы труда, недопущение, предотвращение экономического принуждения, а законодательство должно содержать нормы, которые бы защищали права работника, способствовали бы реальному обеспечению прав в сфере труда и тем самым гарантировали бы реальную, а не декларируемую свободу и равенство. Создание такого механизма невозможно без права на труд и гарантий его реализации со стороны государства.
Л.Ю. Бугров, характеризуя право на труд, отмечает, что трудно представить возможность чего-то более фундаментального и значимого в сфере трудового права, чем право каждого человека на труд28. По мнению В.Л. Гейхмана, право на труд рассматривалось и рассматривается в юридической литературе
„29
как одно из величайших завоеваний .
Конституция РФ закрепляет положение о том, что труд свободен, а каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (ч. 1 ст. 37); каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознагражде-
27 См.: Лейбо Ю.И., Толстопятенко Г.П., Экштайн К.А. Указ. соч. С. 247.
28 См.: Бугров Л.Ю. О праве на труд в России и за ее рубежом // Современные тенденции развития трудового права и права социального обеспечения. Материалы Международной научно-практической конференции / Под ред. К.Н. Гусова. М., 2007. С. 163.
29 См.: Гейхман В.Л. Свобода труда и право на труд в России (в постсоветский период) // Современные тенденции развития трудового права и права социального обеспечения. С. 156.
ние за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы (ч. 3 ст. 37).
Вышеприведенная норма неоднозначно толкуется в российской юридической науке. Как метко подмечено Л.Ю. Бугровым, во-первых, можно утверждать, что в Российской Федерации каждый имеет право на труд, причем еще и на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, а также ряду других критериев, оставшихся за пределами исследуемого текста, во-вторых, буквальная трактовка ст. 37 Конституции РФ позволяет говорить о констатации в ней только права на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены30. Он же далее отмечает, что в тексте данной конституционной нормы можно обнаружить и ряд иных положений, фрагментарно раскрывающих содержание права на труд: «Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию», «Каждый имеет. право на защиту от безработицы». Как бы то ни было, констатирует Л.Ю. Бугров, «действующая Конституция нашего государства не содержит четкой и полной формулировки неотъемлемого права каждого человека на труд»31.
В.И. Анишина и Ю.Г. Попонов, указывая на то, что Конституция РФ не содержит формулировки, которая бы бесспорно свидетельствовала о закреплении права на труд, пишут, что текстуально Конституция не закрепляет права на труд. В результате чего это дает определенные основания сомневаться в сохранении конституционного права граждан на труд, понимаемого как гарантированное государством право на трудоустройство, и рассматривать свободу труда как отсутствие обязательств государства, а соответственно, и работодателя по обеспечению права
32
каждого на труд .
30 См.: Бугров Л.Ю. Указ. соч. С. 163.
31 Там же.
32 См.: Анишина В.И., Попонов Ю.Г. Свобода труда или право на труд? // Журнал российского права. 2007. № 4. С. 92.
60
Более резко высказывается по данному поводу В.Л. Гейх-ман. Он полагает, что в Конституцию РФ впервые не включено цельное понятие «право на труд», в связи с чем норма, закреп-
« 33
ленная в ст. 37, носит декларативный характер .
Высказываются и иные точки зрения.
В частности, В.В. Федин, отмечая, что понятия «свобода труда» и «право на труд» отражают основополагающий конституционный подход к регулированию широкого круга отношений по участию граждан в труде, предлагает подход, согласно которому свобода труда рассматривается как основополагающий принцип в этой сфере, а право на труд - как субъективное право, один из элементов юридического статуса личности34. Иными словами, понятие свобода труда трактуется более широко, чем право на труд, что, как нам представляется, весьма рационально.
Как указывает Л.Ю. Бугров, если не ограничиваться лишь конституционными нормами, а анализировать правовую систему РФ, то выяснится, что полноценная формулировка права на труд в ней все-таки есть. Она есть благодаря указанию ст. 15 Конституции РФ на то, что общепризнанные принципы, нормы международного права и международные договоры РФ являются частью отечественной правовой системы35.
Так, в ст. 23 Всеобщей декларации прав человека закреплено право на труд, включающее свободный выбор работы, справедливые и благоприятные условия труда, защиту от безработицы, получение справедливого и удовлетворительного вознаграждения, обеспечивающего достойное человека существование для него самого и его семьи.
Кроме того, в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах закреплено: «Участвующие в настоящем Пакте государства признают право на труд, которое включает право каждого человека на получение возможности зарабатывать себе на жизнь трудом, который он свободно выбирает или на который он свободно соглашается, и предпримут надлежащие шаги к обеспечению этого права» (ст. 6). «Участ-
33 См.: Гейхман В.Л. Указ. соч. С. 156.
34 См.: Федин В.В. Указ. соч. С. 412.
35 Бугров Л.Ю. Указ. соч. С. 163-164.
вующие в настоящем Пакте государства признают право каждого на справедливые и благоприятные условия труда, включая, в частности: а) вознаграждение, обеспечивающее, как минимум, всем трудящимся: ^ справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности без какого бы то ни было различия, причем, в частности, женщинам должны гарантироваться условия труда не хуже тех, которыми пользуются мужчины, с равной платой за равный труд; и) удовлетворительное существование для них самих и их семей в соответствии с постановлениями настоящего Пакта; Ь) условия работы, отвечающие требованиям безопасности и гигиены; с) одинаковую для всех возможность продвижения в работе на соответствующие более высокие ступени исключительно на основании трудового стажа и квалификации; d) отдых, досуг и разумное ограничение рабочего времени и оплачиваемый периодический отпуск, равно как и вознаграждение за праздничные дни» (ст. 7).
Указанными международными нормами следует руководствоваться и при определении права на труд в Российской Федерации. В упомянутом выше постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. № 8 предписано руководствоваться положениями Всеобщей декларации прав человека и Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах.
Согласно ст. 2 Трудового кодекса РФ (далее - ТК РФ) к основным принципам правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений относятся прежде всего свобода труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности. Таким образом, ТК РФ закрепляет и гарантирует это право, подчеркивая, что оно является неотъемлемым элементом свободы труда.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что в Российской Федерации гарантируется право на труд.
Несмотря на то что в Конституции РФ закреплен весьма широкий перечень прав и свобод в сфере труда, далеко не все
проблемы в этой сфере разрешены, права граждан на практике часто нарушаются.
Весьма распространены нарушения прав работников, связанные с дискриминацией. Согласно ч. 2 ст. 6 Конституции РФ каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией. Кроме того, принцип свободы труда основывается также на общем принципе равенства всех перед законом и судом и недопустимости дискриминации. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности (ст. 19 Конституции РФ). Ч. 3 ст. 19 Конституции гарантирует, что мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации. Часть 3 ст. 37 Конституции провозглашает, что каждый имеет право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Указанные конституционные положения конкретизируются в ТК РФ. Так, согласно ст. 3 Кодекса каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав (ч. 1); никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества независимо от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, политических убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника (ч. 2).
Не являются дискриминацией установление различий, исключений, предпочтений, а также ограничение прав работников, которые определяются свойственными данному виду труда тре-
бованиями, установленными федеральным законом, либо обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите (ч. 3).
В ст. 64 ТК РФ предусмотрены гарантии при заключении трудового договора: не допускается, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом, какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав или установление прямых или косвенных преимуществ при заключении трудового договора в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, возраста, места жительства (в том числе наличия или отсутствия регистрации по месту жительства или пребывания), а также других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников.
Таким образом, как Конституция РФ, так и трудовое законодательство содержит весьма обширный перечень прав граждан и их гарантий, призванных оградить их от дискриминации в сфере труда.
Тревожным симптомом, как представляется, являются нарушения прав женщин со стороны работодателей (например, дискриминационный подход при отборе кандидатов на занятие той или иной вакансии, понуждение женщины к увольнению в случае беременности и др.).
Следует указать на необходимость повышения социальной защищенности женщин и лиц с семейными обязанностями в сфере труда. Можно согласиться с А.С. Авакьяном, который видит необходимость в более «высокой поддержке» трудовых прав женщин на конституционном уровне. Так, он считает целесообразным поднять на конституционный уровень некоторые гарантии для женщин, «в частности, проведение государственной политики по обеспечению женского равноправия, повышению заботы о работающих женщинах, о матерях и т.д.»36.
Кроме того, необходимо обратить внимание на такое основание дискриминации, как возраст.
36 Авакьян С.А. Конституционное право России: Учебный курс: В 2 т. Т. 1. М., 2005. С. 509. 64
Норма права, дискриминирующая пенсионеров по возрасту, содержится, по нашему мнению, в ст. 59 ТК РФ. Согласно ч. 2 данной статьи по соглашению сторон срочный трудовой договор может заключаться с поступающими на работу пенсионерами по возрасту. Как известно, работник заинтересован в заключении трудового договора на неопределенный срок, а работодатель - в заключении срочного трудового договора. Возникает вопрос: будет ли норма о возможности заключения срочного трудового договора дискриминировать работника-пенсионера по возрасту? С нашей точки зрения, будет, так как в данном случае работник-пенсионер оказывается в несколько худшем положении по сравнению с такими же работниками, не вышедшими на пенсию.
Иной точки зрения придерживается Конституционный Суд РФ, который своим определением от 15 мая 2007 г. № 378-О-П37 отказал в принятии к рассмотрению запроса Амурского городского суда Хабаровского края о проверке конституционности положения ст. 59 ТК РФ, посчитав, что он не отвечает требованиям Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», в соответствии с которыми запрос суда в Конституционный Суд РФ может быть признан допустимым.
В связи с этим следует обратить внимание на особое мнение судьи Конституционного Суда РФ О.С. Хохряковой, не согласной с данным выводом. Так, она считает, что «предусматривая заключение с пенсионерами по возрасту - при отсутствии к тому объективных причин - именно срочного трудового договора, в то время как с любым другим лицом, претендующим на данное рабочее место и не являющимся пенсионером, трудовой договор при прочих равных условиях должен был бы заключаться на неопределенный срок, положение абзаца третьего части второй статьи 59 Трудового кодекса Российской Федерации ставит пенсионеров в худшее положение по сравнению с другими гражданами, ограничивает равенство возможностей для этой категории лиц при реализации ими своих способностей к труду, а потому допустимость такого ограничения должна оцениваться
37 Вестник Конституционного Суда РФ. 2007. № 6.
с точки зрения требований как статьи 37 (часть 1) Конституции Российской Федерации, так и ее статей 19 (части 1 и 2) и 55 (часть 3)»38.
Аналогичной позиции придерживается Е.А. Ершова, по мнению которой данные положения ст. 59 ТК РФ сложно согласовать с ч. 2 ст. 19 Конституции РФ, гарантирующей «равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от... должностного положения... а также от других обстоятельств»39.
Представляется, что в данном случае положения ч. 2 ст. 59 ТК РФ противоречат как вышеприведенным положениям Конституции РФ, так и ст. 3 и 64 ТК РФ, так как ограничения прав работников-пенсионеров не определяются свойственными тому или иному виду труда требованиями, установленными федеральным законом, и не обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите.
Таким образом, указанная норма ТК РФ должна быть приведена в соответствие с Конституцией РФ.
38 Вестник Конституционного Суда РФ. 2007. № 6. С. 31.
39 См.: Ершова Е.А. Трудовое право в России. М., 2007. С. 281. 66