Научная статья на тему 'ПРАВО НА СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ СТРАН-УЧАСТНИЦ ЕЭАС (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИК БЕЛАРУСЬ, АРМЕНИИ, КАЗАХСТАНА, КИРГИЗИИ)'

ПРАВО НА СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ СТРАН-УЧАСТНИЦ ЕЭАС (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИК БЕЛАРУСЬ, АРМЕНИИ, КАЗАХСТАНА, КИРГИЗИИ) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
82
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СТРАН ЕЭАС / ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / СОЦИАЛЬНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Никеров Дмитрий Михайлович, Хорошев Иннокентий Александрович

Система социального обеспечения в странах ЕЭАС имеют свои корни в советскую эру, но развивались, чтобы отразить потребности независимых государств. Несмотря на то, что между системами существуют сходства, существуют также существенные различия с точки зрения финансирования, критериев приемлемости и охвата программ социальной помощи. Несмотря на эти различия, все страны ЕЭАС имеют приверженность социальной справедливости и равенству и продолжают работать над разработкой более комплексных систем социального обеспечения, которые отвечают потребностям их населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Никеров Дмитрий Михайлович, Хорошев Иннокентий Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RIGHT TO SOCIAL SECURITY IN THE LEGISLATION OF THE EEA MEMBER STATES (ON THE EXAMPLE OF THE REPUBLICS OF BELARUS, ARMENIA, KAZAKHSTAN, KYRGYZSTAN)

The social security system in the EEC countries has its roots in the Soviet era, but developed to reflect the needs of independent states. Although there are similarities between the systems, there are also significant differences in terms of funding, eligibility criteria and coverage of social assistance programs. Despite these differences, all the EEC countries have a commitment to social justice and equality and continue to work on developing more comprehensive social security systems that meet the needs of their populations.

Текст научной работы на тему «ПРАВО НА СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ СТРАН-УЧАСТНИЦ ЕЭАС (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИК БЕЛАРУСЬ, АРМЕНИИ, КАЗАХСТАНА, КИРГИЗИИ)»

DOI 10.47643/1815-1329_2023_8_50

ПРАВО НА СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ СТРАН-УЧАСТНИЦ ЕЭАС (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИК БЕЛАРУСЬ, АРМЕНИИ, КАЗАХСТАНА, КИРГИЗИИ) The right to social security in the legislation of the EAEU member states (on the example of the Republic of Belarus, Armenia, Kazakhstan, Kyrgyzstan)

НИКЕРОВ Дмитрий Михайлович,

старший преподаватель кафедры правового обеспечения национальной безопасности

Института государственного права и национальной безопасности

ФГБОУ ВО «Байкальский государственный университет».

Россия, Иркутская обл., г. Иркутск, ул. Ленина, 11.

E-mail: 009501@bgu.ru;

ХОРОШЕВ Иннокентий Александрович,

аспирант кафедры конституционного и административного права Института государственного права и национальной безопасности ФГБОУ ВО «Байкальский государственный университет». Россия, Иркутская обл., г. Иркутск, ул. Ленина, 11. E-mail: khoroshev-97@mail.ru;

NIKEROV Dmitry Mikhailovich,

Senior Lecturer of the Department of Legal Support

of National Security Institute of State Law and National Security of the Baikal State University. Russia, Irkutsk region, Irkutsk, Lenin str., 11. E-mail: 009501@bgu.ru;

KHOROSHEV Innokenty Alexandrovich,

Postgraduate Student of the Department of Constitutional and Administrative Law Institute of State Law and National Security of the Baikal State University. Russia, Irkutsk region, Irkutsk, Lenin str., 11. E-mail: khoroshev-97@mail.ru

Краткая аннотация: Система социального обеспечения в странах ЕЭАС имеют свои корни в советскую эру, но развивались, чтобы отразить потребности независимых государств. Несмотря на то, что между системами существуют сходства, существуют также существенные различия с точки зрения финансирования, критериев приемлемости и охвата программ социальной помощи. Несмотря на эти различия, все страны ЕЭАС имеют приверженность социальной справедливости и равенству и продолжают работать над разработкой более комплексных систем социального обеспечения, которые отвечают потребностям их населения.

Abstract: The social security system in the EEC countries has its roots in the Soviet era, but developed to reflect the needs of independent states. Although there are similarities between the systems, there are also significant differences in terms of funding, eligibility criteria and coverage of social assistance programs. Despite these differences, all the EEC countries have a commitment to social justice and equality and continue to work on developing more comprehensive social security systems that meet the needs of their populations.

Ключевые слова: социальное обеспечение стран ЕЭАС, пенсионное обеспечение, социальное финансирование.

Keywords: social security of the EEC countries, pension provision, social financing.

Для цитирования: Никеров Д.М., Хорошев И.А. Право на социальное обеспечение в законодательстве стран-участниц ЕЭАС (на примере Республик Беларусь, Армении, Казахстана, Киргизии) // Аграрное и земельное право. 2023. № 8(224). С. 50-52. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_8_50.

For citation: Nikerov D.M., Khoroshev I.A. The right to social security in the legislation of the EAEU member states (on the example of the Republic of Belarus, Armenia, Kazakhstan, Kyrgyzstan) // Agrarian and Land Law. 2023. No. 8(224). pp. 50-52. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_8_50.

Статья поступила в редакцию: 13.07.2023

Развитие социального обеспечения в странах ЕЭАС можно разделить на четыре этапа. Третий этап, который состоялся с 1995 по 202 0 год, видел переход к целевым формам социальной защиты и развитию антицизисных форм социальной защиты для населения. Четвертая этап, которая началась в 2000 году и продолжается до сегодняшнего дня, показала улучшение и трансформацию функциональных блоков механизма социальной защиты. Система социальной защиты в России представлена тремя функциональными блоками: обязательное социальное страхование, социальная поддержка населения и социальная служба населения. Эффективность системы социальной защиты может быть оценена путем сравнения финансирования мер социальной защиты с сокращением бедности. Статистические показатели демонстрируют, что увеличение затрат на выплату пособий и социальной помощи коррелирует с соответствующим сокращением бедности, доказывая эффективность системы социальной защиты.

Формирование Евразийского экономического союза (ЕЭАС) - это процесс, который начался с краха Советского Союза и продолжает развиваться с течением времени. Идея евразийства, которая включает геополитическое и экономическое единство, а также культурное и национальное разнообразие, была впервые предложена президентом Казахстана, Н.А. Назарбаеев. Создание ЕЭАС было инициировано Россией в 1999 году с разработкой и подписанием соглашения о таможенном союзе и объединенном экономическом пространстве. С тех пор ЕЭАС претерпел несколько этапов развития, в том числе создание евразийского экономического сообщества, создание единой таможенной территории и формирование Евразийского экономического союза. ЕЭАС предназначен для обеспечения формирования единого рынка товаров, услуг, капита-

Публично-правовые (государственно-правовые) науки

ла и трудовых ресурсов, а также комплексной модернизации и сотрудничества для повышения конкурентоспособности национальной экономики и повышения уровня жизни населения участвующих штатов. Тем не менее, формирование ЕЭАС также сопровождалось экономическими и внешними политическими проблемами, и противоречиями, включая недостаточное развитие политического, экономического и инвестиционного сотрудничества между государствами -членами, нестабильным государством национальной экономики и отсутствием единого платежного пространства. Несмотря на.

История социального обеспечения в странах ЕЭАС может быть прослежена до советской эры, когда правительство предоставило его граждане комплексную социальную защиту1. Однако с крахом Советского Союза система социального обеспечения претерпела значительные изменения, что привело к появлению различных моделей социальной защиты в странах ЕЭАС. В этом разделе будут обсуждаться этапы развития социального обеспечения в странах ЕЭАС, подчеркивая ключевую политику и реформы, которые сформировали текущие системы социального обеспечения2.

В советскую эру правительство обеспечило комплексную социальную защиту своим гражданам, включая бесплатное здравоохранение, образование и социальное обеспечение. Система социального обеспечения была основана на принципах универсального охвата, солидарности и перераспределения. Государство отвечало за предоставление социального обеспечения всем гражданам, независимо от их дохода или социального статуса.

Советская система социального обеспечения финансировалась за счет комбинации налогов на заработную плату, общего налогообложения и взносов со стороны государственных предприятий. Система была высоко централизованной, и центральное правительство играло доминирующую роль в управлении и администрировании программ социального обеспечения.

С крахом Советского Союза страны ЕЭАС претерпели значительные экономические и политические изменения, что привело к появлению различных моделей социальная защита. В течение переходного периода система социального обеспечения проходила значительные реформы, направленную на снижение роли государства в социальной защите и содействие рыночным решениям.

Ключевые политики и реформы, реализованные в течение этого периода, включали:

1. Приватизация государственных предприятий: приватизация государственных предприятий привела к значительному снижению роли государства в социальной защите. Многие государственные предприятия ранее предоставляли своих сотрудникам социальные выгоды, такие как здравоохранение, жилье и пенсии.

2. Введение социального страхования: введение социального страхования было направлено на содействие самофинансированию программ социального обеспечения. Схемы социального страхования были введены в различных областях, включая здравоохранение, пенсии и пособия по безработице.

3. Децентрализация администрации социального обеспечения: децентрализация администрации социального обеспечения привела к появлению региональных и местных систем социального обеспечения. Это привело к большей гибкости и отзывчивости к местным потребностям, но также привело к фрагментации и неравенству в социальной защите.

4. Снижение социальных расходов: сокращение социальных расходов было ключевой политикой в течение переходного периода, направленного на снижение финансового бремени социальной защиты в государственном бюджете. Это привело к снижению уровня и качества социальной защиты, особенно для уязвимых групп.

В течение периода консолидации страны ЕЭАС3 сосредоточились на консолидации систем социального обеспечения, которые возникли в течение переходного периода. Ключевые полисы и реформы, осуществленные в течение этого периода, включали:

1. Расширение социального страхования: расширение социального страхования было направлено на повышение покрытия и адекватность социальной защиты. Схемы социального страхования были расширены для покрытия новых областей, таких как пособия по инвалидности и долгосрочный уход.

2. Укрепление сетей социальной безопасности: укрепление сетей социальной безопасности было направлено на оказание целевой поддержки уязвимым группам, таким как бедные и пожилые люди. Сетки социальной безопасности включали социальную помощь, субсидии на питание и целевые денежные переводы.

3. Улучшение администрирования социального обеспечения: улучшение администрации социального обеспечения было направлено на повышение эффективности и эффективности программ социальной защиты. Это включало введение электронных систем для регистрации и оплаты социального обеспечения.

4. Продвижение частной пенсионной положения: продвижение частного положения пенсии было направлено на увеличение роли частного сектора в социальной защите. Частные пенсионные схемы были введены в некоторых странах, предлагая людям возможность спасти на пенсию.

В течение периода модернизации страны ЕЭАС сосредоточились на модернизации своих систем социального обеспечения в соответствии с международными лучшими практиками. Ключевые политики и реформы, реализованные в течение этого периода, включают:

1. Интеграция систем социального обеспечения: интеграция систем социального обеспечения направлена на снижение фрагментации

1 Хижный Э.К. Государственная система социальной защиты граждан в странах Западной Европы

2 Хам Юлия Юрьевна ЕАЭС: проблемы и перспективы развития // Е^сю. 2018. №3 (18).

3 Павлова Ирина Владимировна Сравнительный анализ систем социальной защиты разных стран // Статистика и экономика. 2012. №3.

и повышение эффективности и эффективности. Страны ЕЭАС начали работать над гармонизацией своих систем социального обеспечения, особенно в области пенсий и здравоохранения.

2. Расширение социальной защиты: расширение социальной защиты направлено на повышение охвата и адекватность социальной защиты. Страны ЕАЭС ввели новые программы социальной защиты, такие как пособия по детям и отпуск по беременности и родам.

3. Продвижение социальных инноваций: продвижение социальных инноваций направлено на поиск новых и инновационных решений социальных проблем. Страны ЕЭАС начали изучать новые модели социальной защиты, такие как облигации социального воздействия и социальное предпринимательство.

4. Укрепление социального диалога: укрепление социального диалога направлено на продвижение большего участия и участия заинтересованных сторон в разработке и реализации политики социальной защиты. Страны ЕЭАС начали привлекать организации гражданского общества и социальные партнеры в социальную политику.

В заключение, история социального обеспечения в странах ЕЭАС была отмечена значительными изменениями и реформами, отражая экономические и политические преобразования, которые произошли в регионе. Хотя системы социального обеспечения в странах ЕЭАС развивались по -разному, растет признание необходимости большей интеграции и гармонизации в соответствии с лучшими практиками. Нынешний период модернизации дает возможность для странах ЕЭАС построить более эффективные и эффективные системы социального обеспечения, которые могут обеспечить большую защиту и поддержку их гражданам.

Библиография:

1. Конституция конечному Российской производитель Федерации (принята разделении всенародным спроса голосованием 12.12.1993) (с конечному учетом предоставление поправок, товаров внесенных Законами прибыли РФ сопровождаются о поправках экономическая к развивающейся Конституции удобством РФ от более 30.12.2008 N более 6-ФКЗ, от представляют 30.12.2008 N процесс 7-ФКЗ, уходящие от 05.02.2014 N изыскание 2-ФКЗ, системе от 01.07.2020 N деятельности 11-ФКЗ) распределением // отличительным Собрание законодательства предприятия РФ, представляют 01.07.2020, N 31, процесс ст. 4398.

2. Актуальные проблемы трудового права. Учебник для магистров / Под ред. Н.Л. Лютова. - М.: Проспект, 2017. - 697 с.

3. Андреев В.С. Правовые проблемы социального обеспечения в СССР / В.С. Андреев. - М.: Юридическая литература, 1974. - 311 с.

4. Аракчеев В.С. К вопросу о функциях права социального обеспечения России // Правовые проблемы укрепления российской государственности. Сборник статей / Ред. В.М. Лебедев, Г.Л. Осокина, С.К. Соломин. - 2015. С. 45-46.

5. Баиева Н.А., Колкова М.З. Некоторые аспекты демографической функции права социального обеспечения // НаукаПарк. - 2018. - № 7 (68). - С.

79-84.

6. Васильева Ю.В. Об отражении в законодательстве о социальном обеспечении положений Конституции РФ // Вестник Пермского Университета. Сер.: Юридические науки. - 2015. - Вып. 1 (7). - С. 179-184.

7. Галаганов В.П. Право социального обеспечения. - М.: Кнорус, 2018. - 510 с.

8. Григорьев И.В., Шайхатдинов В.Ш. Право социального обеспечения. Учебник и практикум для СПО. - М.: Юрайт, 2020. - 402 с.

9. Егоров А.Н. Основные принципы советского права социального обеспечения. - М.: Изд-во Московск. ун-та, 1984. - 80 с.

10. Замараева З.П. К вопросу об определении понятий «социальная защита» и «социальное обеспечение» (правовой аспект) // Вестник Пермского университета. Юридические науки. - 2017. - Вып. 36. - C. 203-209.

References:

1. The Constitution of the final Russian producer of the Federation (adopted by the division of popular demand by a vote on 12.12.1993) (with final consideration of the provision of amendments, goods introduced by the Laws of the Profit of the Russian Federation are accompanied by economic amendments to the developing Constitution of the Convenience of the Russian Federation from more than 30.12.2008 N more than 6-FKZ, from present 30.12.2008 N process 7-FKZ, departing from 05.02.2014 N survey 2-FKZ, system of 01.07.2020 N activity 11-FKZ) distribution // distinctive Collection of legislation of the enterprise of the Russian Federation, represent 01.07.2020, N 31, the process of Article 4398.

2. Actual problems of labor law. Textbook for masters / Edited by N.L. Lyutov. - M.: Prospect, 2017. - 697 p.

3. Andreev V.S. Legal problems of social security in the USSR / V.S. Andreev. - M.: Legal literature, 1974. - 311 p.

4. Arakcheev V.S. On the question of the functions of the right of social security in Russia // Legal problems of strengthening Russian statehood. Collection of articles / Ed. V.M. Lebedev, G.L. Osokina, S.K. Solomin. - 2015. pp. 45-46.

5. Baieva N.A., Kolkova M.Z. Some aspects of the demographic function of social security law // NaukaPark. - 2018. - № 7 (68). - Pp. 79-84.

6. Vasilyeva Yu.V. On the reflection of the provisions of the Constitution of the Russian Federation in the legislation on social security // Bulletin of Perm University. Ser.: Legal Sciences. - 2015. - Issue 1 (7). - pp. 179-184.

7. Galaganov V.P. The right of social security. - Moscow: Knorus, 2018. - 510 p.

8. Grigoriev I.V., Shaikhatdinov V.Sh. The right of social security. Textbook and workshop for SPO. - M.: Yurayt, 2020. - 402 p.

9. Egorov A.N. Basic principles of Soviet social security law. - Moscow: Publishing House of Moscow. un-ta, 1984. - 80 p.

10. Zamaraeva Z.P. On the definition of the concepts of "social protection" and "social security" (legal aspect) // Bulletin of Perm University. Legal sciences. - 2017. -Issue 36. - C. 203-209.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.