Научная статья на тему 'ИСТОЧНИКИ ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГРАЖДАН КАК ЭЛЕМЕНТ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫХ ГАРАНТИЙ'

ИСТОЧНИКИ ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГРАЖДАН КАК ЭЛЕМЕНТ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫХ ГАРАНТИЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2181
318
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО СОЦИАЛЬНОЕ ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО / ВЛАСТЬ УПРАВЛЕНИЕ / РЕШЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ПРОБЛЕМ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Хорошев Иннокентий Александрович

Актуальность исследования обусловлена тем ,что в научной литературе проблемы права на социальное обеспечение разрабатывались и раньше однако практика общественно-политического развития Российской Федерации на современном этапе подтверждает неотложность продолжения исследования всех аспектов всех аспектов сущности конституционного права на социальное обеспечение граждан ,глубоко изучения содержания компетенции органов публичной власти различных уровней Российской Федерации в сфере социального обеспечения, проблем реального повышения эффективности осуществления региональных полномочий и практического воплощения конституционных норм в указанной сфере ,безусловно совершенствования механизма гарантий их реализации и нормативную деятельность субъектов Федерации в упомянутой области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Хорошев Иннокентий Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOURCES OF THE RIGHT OF SOCIAL SECURITY OF CITIZENS AS AN ELEMENT OF CONSTITUTIONAL AND LEGAL GUARANTEES

The relevance of the research is due to the fact that the problems of the right to social security have been developed in the scientific literature before, however, the practice of socio-political development of the Russian Federation at the present stage confirms the urgency of continuing the study of all aspects of all aspects of the essence of the constitutional right to social security of citizens, in-depth study of the content of the competence of public authorities of various levels of the Russian Federation in the field of social security, problems of real improvement of the effectiveness of the implementation of regional powers and the practical implementation of constitutional norms in this area, of course, the improvement of the mechanism of guarantees for their implementation and the regulatory activities of the subjects of the Federation in this area.

Текст научной работы на тему «ИСТОЧНИКИ ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГРАЖДАН КАК ЭЛЕМЕНТ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫХ ГАРАНТИЙ»

DOI 10.47643/1815-1337_2023_2_120

ИСТОЧНИКИ ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГРАЖДАН, КАК ЭЛЕМЕНТ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫХ ГАРАНТИЙ SOURCES OF THE RIGHT OF SOCIAL SECURITY OF CITIZENS AS AN ELEMENT OF CONSTITUTIONAL AND LEGAL GUARANTEES

ХОРОШЕВ Иннокентий Александрович,

аспирант кафедры конституционного и административного права, ФГБОУ ВО «Байкальский государственный университет». 664003, Россия, Иркутская обл., г. Иркутск, ул. Ленина, 11. E-mail: khoroshev-97@mail.ru;

Khoroshev Innokenty A.,

postgraduate student of the Department of Constitutional and Administrative Law, Baikal State University. 11 Lenin Street, Irkutsk, 664003. E-mail : khoroshev-97@mail.ru

Краткая аннотация: Актуальность исследования обусловлена тем ,что в научной литературе проблемы права на социальное обеспечение разрабатывались и раньше однако практика общественно-политического развития Российской Федерации на современном этапе подтверждает неотложность продолжения исследования всех аспектов всех аспектов сущности конституционного права на социальное обеспечение граждан глубоко изучения содержания компетенции органов публичной власти различных уровней Российской Федерации в сфере социального обеспечения, проблем реального повышения эффективности осуществления региональных полномочий и практического воплощения конституционных норм в указанной сфере ,безусловно совершенствования механизма гарантий их реализации и нормативную деятельность субъектов Федерации в упомянутой области.

Abstract: The relevance of the research is due to the fact that the problems of the right to social security have been developed in the scientific literature before, however, the practice of socio-political development of the Russian Federation at the present stage confirms the urgency of continuing the study of all aspects of all aspects of the essence of the constitutional right to social security of citizens, in-depth study of the content of the competence of public authorities of various levels of the Russian Federation in the field of social security, problems of real improvement of the effectiveness of the implementation of regional powers and the practical implementation of constitutional norms in this area, of course, the improvement of the mechanism of guarantees for their implementation and the regulatory activities of the subjects of the Federation in this area.

Ключевые слова: социальная политика социальное государство социальное правовое государство ,власть управление ,решение общественных проблем.

Keywords: social policy ,social state ,social legal state, power, management, solution of social problems.

Для цитирования: Хорошев И.А. Источники права социального обеспечения граждан как элемент конституционно-правовых гарантий // Право и государство: теория и практика. 2023. № 2(218). С. 120-123. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_2_120.

For citation: Khoroshev I.A. Sources of the right of social security of citizens as an element of constitutional and legal guarantees // Law and state: theory and practice. 2023. No. 2(218). pp. 120-123. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_2_120.

Статья поступила в редакцию: 20.11.2022

Основным источником правового регулирования защиты прав граждан в сфере социального обеспечения выступает Конституция РФ. Конституция РФ закрепляет следующие самостоятельные категории: защита прав и свобод человека и гражданина как обязанность государства (ст. 2); государственная защита прав и свобод человека и гражданина (ч. 1 ст. 45); судебная защита прав и свобод личности (ч. 1 ст. 46).

Принцип социального государства, нашедший воплощение в российской Конституции (ч. 1 ст. 7), идет в одном контексте с провозглашением политики государства, направленной на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В связи с этим одним из наиболее значимых индикаторов современного социального государства является закрепление в Конституции социальных прав человека и гражданина как общей гарантии доступности для личности системы общественных благ - минимально необходимых для развития личности ценностей цивилизации.

Конституция РФ закрепляет широкий спектр социальных прав и свобод, образующих самостоятельную группу в едином комплексе конституционных прав и свобод человека и гражданина. Развитие социальных прав подчиняется общей диалектике общественного развития. При этом Конституция РФ предоставляет каждому человеку возможность защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом, и гарантирует своим гражданам государственную защиту их прав и свобод как в судебном, так и в административном порядке.

Определяя российскую конституционную модель социального государства, нельзя не заметить, что закрепление в ней социальных прав человека осуществлено на уровне не меньшем, чем это предусмотрено международными стандартами и основными законами иных социальных государств1. Детализация конституционных норм, устанавливающих социальные права человека и гражданина, производится с помощью развития социального законодательства. При этом динамика государственно-правового развития приводит ко все большему накоплению нормативных правовых актов разных секторах социальной сферы. Таким образом, интенсивно развивается и сама социальная функция государства2. Социальная сфера охватывает такие области жизни человека, как труд, семья, социальное обеспечение, жилищные условия. Указанные сферы непосредственно выделены в ст. 72 Конституции РФ, где они определяются в рамках трудового, жилищного, семейного, административного зако-

1 Хабриева Т.Я. Российская конституционная модель социального государства // Конституции, закон и социальная сфера общества. М.: Юриспруденция, 2009. С. 8.

2 Социальное законодательство: Научно-практическое пособие / Е.Г. Азарова, В.Н. Зенков, В.В. Лапаева и др.; отв. ред. Ю.А. Тихомиров, В.Н. Зенков. М.: КОНТРАКТ, ИНФРА-М, 2005. С. 184.

нодательства. Это значит, что развитие социального законодательства может осуществляться не только на федеральном уровне, но и на уровне субъектов РФ, где также принимаются законы и иные нормативные правовые акты, приумножая тем самым общий массив законодательного регулирования.

Известно, что реализация социальных прав в наибольшей степени, чем иные виды конституционных прав, зависит от уровня экономического развития государства. Конституционные нормы, как правило, не содержат предписаний, которые можно было бы отнести к экономико-правовым гарантиям реализации данной группы прав. В то же время государство не может устраниться от выполнения социальной функции, в связи с чем в литературе совершенно справедливо обосновывается идея государственного содействия реализации человеком своих социальных прав1. Эти права становятся задачами и целью государства, раскрывают его социальную сущность, особенно сущность «социального государства». Они отличаются от политических прав меньшей определенностью, меньшей четкостью и жесткостью формулировок. Фундаментом множества существующих социальных прав служат такие предельно общие и широкие понятия, как «справедливый», «достойный», «удовлетворительный», «разумный» и т.п., которые отражают изменчивые явления, крайне трудно определяемые в юридическом смысле. В связи с этим практическое использование и защита этих прав требуют рассмотрения и установления особых критериев, рамок, количественной меры, определяемой едва ли не в каждом конкретном случае.

Для защиты и восстановления нарушенных социальных прав граждане могут обращаться в различные органы, в том числе в международные, по защите прав и свобод человека в тех случаях, когда уже были исчерпаны внутригосударственные средства правовой защиты2. Допустимы не только индивидуальные, но и коллективные формы защиты, в частности, граждане могут участвовать в собраниях, митингах и т.п., прибегать к такому средству защиты, как забастовки. Существуют формы защиты, которые связаны с реализацией общественного контроля.

Однако наиболее действенной формой защиты социальных прав выступает судебная защита. Именно суд вправе обязать государство и его органы выполнить свои обязательства перед человеком и возместить ему ущерб.

Прокуратура является неотъемлемым механизмом российской государственности и не может оставаться в стороне от изменений, происходящих в стране. Определяя концепцию развития прокуратуры на современном этапе, следует учитывать роль прокуратуры в правовом демократическом государстве, а также тот факт, что ее развитие должно осуществляться в соответствии с потребностями общества и государ-

3

ства .

В качестве правовой основы прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина в социальной сфере выступает глава 2 «Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина» Закона о прокуратуре.

Надзорная деятельность по соблюдению прав и свобод человека и гражданина в социальной сфере федеральными министерствами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами регламентируется рядом нормативных документов Генеральной прокуратуры Российской Федерации. К примеру, приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 7 декабря 2007 года №195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина»4 (далее - Приказ об организации прокурорского надзора); приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 26 ноября 2007 года №188 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и моло-

5

дежи» и др.

Помимо вышеуказанных нормативно-правовых актов защита граждан в области социального обеспечения Российской Федерации осуществляется и другими федеральными законами.

Так, пенсионное законодательство является одним из самых объемных по размеру и сложных для восприятия и понимания среди других вопросов, касающихся социальной сферы общественной жизни. Основания возникновения и порядок реализации права граждан РФ на пенсионное обеспечение устанавливаются:

1) федеральным законом от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях»6 (далее - Закон №400-ФЗ).

2) федеральным законом от 15 декабря 2001 года №167-ФЗ «Обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»7 (далее - Закон о пенсионном страховании).

Необходимо отметить, что пенсионная система, вступившая в действие с 1 января 2002 года, в ходе своего становления вызывала большое количество споров и нареканий со стороны специалистов-социологов, общественных формирований и юристов. На самом деле все нарекания сводились к тому, что реформирование может привести не к повышению, а к снижению уровня жизни пенсионеров, а часть пенсионных платежей будет использоваться не по целевому назначению.

1 Хабриева Т.Я. Национальные интересы и законодательные приоритеты России // Журнал российского права. 2005. №12. С. 26.

2 Сыченко Е.В. Практика Европейского суда по правам человека в области защиты трудовых прав граждан и права на социальное обеспечение. М.: Юстицинформ, 2014. С. 84.

3 Бывальцева С.Г. Современная концепция развития российской прокуратуры // Бизнес, Менеджмент и Право. 2013. №2. С. 84.

4 Приказ Генпрокуратуры России от 07.12.2007 №195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» // Законность. 2008. №3.

5 Приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 26.11.2007 №188 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи» // Законность. 2008. №2.

6 Федеральный закон от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (ред. от 12.11.2018 №409-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2013. №52 (часть I). Ст. 6965.

Федеральный закон от 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (ред. от 28.11.2018 №441 -ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. №51. Ст. 4832.

Сейчас, когда с момента начала проведения пенсионной реформы прошло более десятилетия, можно с уверенностью сказать, что данное реформирование имеет прогрессивное значение и положительно отразилось на материальном положении пенсионеров, в особенности тех, которые имеют большой страховой стаж, приобретенный еще в советское время.

Государственная социальная политика по пенсионному обеспечению сотрудников, проходивших службу в особых условиях является одним из направлений в государственной социальной политики Российской Федерации1.

Российское государство постоянно уделяет внимание вопросам социальной защиты сотрудников, проходивших службу в особых условиях. Достаточно вспомнить масштабное увеличение денежного довольствия военнослужащих с 1 января 2012 года и принятие специального федерального закона от 7 ноября 2011 года №306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат»2.

Пенсионное обеспечение сотрудников, проходивших службу в особых условиях также постоянно совершенствуется. Так, с 1 января 2007 года, при наличии условий для назначения страховой пенсии по старости, лица, проходившие военную службу, имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных законом РФ от 12 февраля 1993 года №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»3 (далее - Закон №4468-1), и страховой пенсии по старости (за исключением фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости).

Защита права социального обеспечения также осуществляются в рамках законодательства о социальных пособиях. Конституция РФ говорит о социальных пособиях (ст. 39). Исходя из названия федерального закона от 19 мая 1995 года №81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»4 (далее - Закон №81-ФЗ) видно, что пособия применяются в отношении граждан, которые имеют детей. Государственные единовременные пособия упоминаются в федеральном законе от 17 сентября 1998 года №157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней»5.

Федеральный закон от 17 июля 1999 года №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» раскрывает вопросы социального обеспечения в виде назначения и выплаты пособия малоимущим семьям (гражданам).

Федеральный закон от 12 января 1996 года №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле»6 (далее - Закон о погребении) указывает на такое социальное пособие как пособие на погребение.

Несмотря на разницу в терминологии, все вышеперечисленные пособия включаются всеми современными учеными в систему социальных (государственных) пособий, что свидетельствует о тождестве данных понятий. Мы разделяем точку зрения Л.В. Сотниковой, которая считает, что «социальные пособия имеют в настоящее время более широкую смысловую нагрузку и применяются законодателем и в литературе как обобщенное понятие пособий, предназначенных гражданам в соответствии с действующим законодательством»7. Из вышеуказанного вытекает, что социальные пособия представляют собой меру государственной поддержки.

Как видим, предоставление социальных пособий регулируется большим массивом нормативно-правовых актов.

Правовой основой социального обеспечения являются также акты, которые затрагивают компенсационные выплаты. Компенсационные выплаты как понятие, как юридическая категория используются не только в праве социального обеспечения. Данная категория в какой-то степени является универсальной, поскольку широко применяется и в других отраслях российского права. Так, в соответствии с ч. 2 ст. 164 Трудового кодекса Российской Федерации от 30 декабря 2001 года №197-ФЗ (далее - ТК РФ) компенсации - денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных ТК РФ и другими федеральными законами.

Трудовое законодательство России делит все виды компенсационных выплат на две категории. Первая категория компенсационных выплат, связанных с условиями работы, на основании ст. 129 ТК РФ рассматривается как элемент труда работника, т.е. включается в его заработную плату. Вторая категория предусмотрена ч. 2 ст. 164 ТК РФ, где компенсации определяются как денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных ТК РФ и другими федеральными законами8.

Компенсациям посвящено достаточно много статей в ТК РФ (главы 24-28). В ст. 165 ТК РФ дается перечень случаев предоставления гарантий и компенсаций.

Действующее трудовое законодательство предусматривает компенсацию не только материальных затрат работника, но и морального

1 Ломакина Т.В. Актуальные вопросы назначения страховой пенсии по старости военным пенсионерам // Право в Вооруженных Силах. 2016. №1. С. 23.

2 Федеральный закон от 07.11.2011 №306-ФЭ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» (ред. от 29.12.2017 №473-ФЭ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2011 №45. Ст. 6336.

3 Закон РФ от 12.02.1993 №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (ред. от 20.12.2017 №401-ФЗ) // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1993. №9. Ст. 328.

4 Федеральный закон от 19.05.1995 №81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (ред. от 29.07.2018 №264-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. №21. Ст. 1929.

5 Федеральный закон от 17.09.1998 №157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» (ред. от 07.03.2018 №56-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. №38. Ст. 4736.

6 Федеральный закон от 12.01.1996 №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (ред. от 23.05.2018 №117-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. №3. Ст. 146.

7 Сотникова Л.В. Социальное обеспечение семей с детьми в РФ (правовые вопросы): Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2007. С. 124.

8 Адриановская Т.Л. Компенсации в праве социального обеспечения и в трудовом праве // Социальное и пенсионное право. 2014. №4. С. 27.

вреда (ч. 4 ст. 3 ТК РФ; ч. 9 ст. 394 ТК РФ).

Как видим, важную роль в правовом регулировании компенсационных выплат играет трудовое законодательство.

Библиогра фия:

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 01.07.2020 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 01.07.2020, N 31, ст. 4398.

2. Федеральный закон от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (ред. от 12.11.2018 №409-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Фе-дерации,2013, №52 (часть I), Ст. 6965.

3. Федеральный закон от 07.11.2011 №306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» (ред. от 29.12.2017 №473-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, №45, Ст. 6336.

4. Федеральный закон от 22.08.2004 №122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»» (ред. от 03.08.2018 №308-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, №35, Ст. 3607.

5. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 №138-ФЗ (ред. от 03.08.2018 №340-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, №46, Ст. 4532.

6. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 №197-ФЗ (ред. от 11.10.2018 №360-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, №1 (ч. 1), Ст. 3.

7. Федеральный закон от 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (ред. от 28.11.2018 №441-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, №51, Ст. 4832.

8. Федеральный закон от 17.09.1998 №157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» (ред. от 07.03.2018 №56-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, №38, Ст. 4736.

9. Федеральный закон от 12.01.1996 №10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (ред. от 03.07.2016 №305-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, №3, Ст. 148.

10. Федеральный закон от 12.01.1996 №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (ред. от 23.05.2018 №117-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, №3, Ст. 146.

11. Федеральный закон от 19.05.1995 №81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (ред. от 29.07.2018 №264-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, №21, Ст. 1929.

12. Административное право / Под ред. Л.Л. Попова. - М.: Высшее образование, 2012. - 482 с.

13. Адриановская Т.Л. Компенсации в праве социального обеспечения и в трудовом праве // Социальное и пенсионное право. - 2014. - №4. - С. 2730.

14. Амирбеков К.И., Магомедов А.М. Функция прокуратуры Российской Федерации как выполняемая ею роль в правовой системе // Вестник Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. - 2016. - №1. - С. 3-9.

15. Андриченко Л.В. Проблемы судебной защиты социальных прав граждан Российской Федерации // Журнал российского права. - 2016. - №9. - С.

5-17.

16. Аракчеев В.С. О необходимости и целесообразности принятия Социального кодекса Российской Федерации. Режим доступа: https://cyberleninka.rU/article/n/o-neobhodimosti-i-tselesoobraznosti-prinyatiya-sotsialnogo-kodeksa-rossiyskoy-federatsii (дата обращения 10.01.2019).

17. Бывальцева С.Г. Современная концепция развития российской прокуратуры // Бизнес, Менеджмент и Право. - 2013. - №2. - С. 84-86.

18. Вершинин А.П. Выбор способа защиты гражданских прав. - СПб.: Питер, 2000. - 384 с.

19. Габричидзе Б.Н., Чернявский А. Г. Административное право России. - 3-е изд. - М.: Велби, 2011. - 683 с.

References:

I. The Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote on 12.12.1993) (subject to amendments made by the Laws of the Russian Federation on Amendments to the Constitution of the Russian Federation of 30.12.2008 N 6-FKZ, of 30.12.2008 N 7-FKZ, of 05.02.2014 N 2-FKZ, of 01.07.2020 N 11-FKZ) // Collection of Legislation of the Russian Federation, 01.07.2020, No. 31, Article 4398.2.

Federal Law No. 400-FZ of December 28, 2013 "On Insurance Pensions" (ed. No. 409-FZ of November 12, 2018) // Collection of Legislation of the Russian Federation, 2013, No. 52 (Part I), Article 6965.

3. Federal Law No. 306-FZ of 07.11.2011 "On the monetary allowance of servicemen and the provision of separate payments to them" (ed. No. 473-FZ of 29.12.2017) // Collection of Legislation of the Russian Federation, 2011, No. 45, Article 6336.

4. Federal Law No. 122-FZ of 22.08.2004 "On Amendments to Legislative Acts of the Russian Federation and Invalidation of Certain Legislative Acts of the Russian Federation in Connection with the Adoption of Federal Laws "On Amendments and Additions to the Federal Law "On General Principles of Organization of Legislative (Representative) and Executive Bodies of State Power of the Subjects of the Russian Federation"and "On the general principles of the org anization of local self-government in the Russian Federation"" (ed. dated 03.08.2018 No. 308-FZ) // Collection of Legislation of the Russian Federation, 2004, No. 35, Article 3607.

5. Civil Procedure Code of the Russian Federation dated 14.11.2002 No.138-FZ (ed. dated 03.08.2018 No.340-FZ) // Collection of Legislation of the Russian Federation, 2002, No. 46, Article 4532.

6. The Labor Code of the Russian Federation No. 197-FZ of 30.12.2001 (ed. No. 360-FZ of 11.10.2018) // Collection of Legislation of the Russian Federation, 2002, No. 1 (Part 1), Article 3.

7. Federal Law No. 167-FZ dated 15.12.2001 "On compulsory pension insurance in the Russian Federation" (ed. No. 441 -FZ dated 28.11.2018) // Collection of Legislation of the Russian Federation, 2001, No. 51, Article 4832.

8. Federal Law No. 157-FZ dated 17.09.1998 "On immunoprophylaxis of infectious diseases" (ed. No.56-FZ dated 07.03.2018) // Collection of Legislation of the Russian Federation, 1998, No. 38, Article 4736.

9. Federal Law No. 10-FZ of 12.01.1996 "On Trade Unions, Their Rights and Guarantees of Activity" (ed. No. 305-FZ of 03.07.2016) // Collection of Legislation of the Russian Federation, 1996, No. 3, Article 148.

10. Federal Law No. 8-FZ of 12.01.1996 "On Burial and funeral business" (ed. of 23.05.2018 No.117-FZ) // Collection of Legislation of the Russian Federation, 1996, No. 3, Article 146.

II. Federal Law of 19.05.1995 No. 81-FZ "On state benefits to citizens with children" (ed. of 29.07.2018 No.264-FZ) // Collection of Legislation Of the Russian Federation, 1995, No. 21, Article 1929.

12. Administrative law / Edited by L.L. Popov. - M.: Higher Education, 2012. - 482 p.

13. Adrianovskaya T.L. Compensations in the law of social security and in labor law // Social and pension law. - 2014. - No. 4. - pp. 27-30.

14. Amirbekov K.I., Magomedov A.M. The function of the Prosecutor's Office of the Russian Federation as its role in the legal system // Bulletin of the Academy of the Prosecutor General's Office of the Russian Federation. - 2016. - No. 1. - pp. 3-9.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Andrichenko L.V. Problems of judicial protection of social rights of citizens of the Russian Federation // Journal of Russian Law. - 2016. - No. 9. - pp. 5-17.

16. Arakcheev V.S. On the necessity and expediency of adopting the Social Code of the Russian Federation. Access mode: https://cyberleninka.ru/article/n/o-neobhodimosti-i-tselesoobraznosti-prinyatiya-sotsialnogo-kodeksa-rossiyskoy-federatsii (accessed 10.01.2019).

17. Byvaltseva S.G. The modern concept of the development of the Russian prosecutor's office // Business, Management and Law. - 2013. - No. 2. - pp. 84-86.

18. Vershinin A.P. The choice of a way to protect civil rights. - St. Petersburg: Peter, 2000. - 384 p.

19. Gabrichidze B.N., Chernyavsky A.G. Administrative law of Russia. - 3rd ed. - Moscow: Velbi, 2011. - 683 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.