Научная статья на тему 'РАССУЖДЕНИЯ О ПОНЯТИЯХ «ПЕНСИЯ», «ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПЕНСИЯ» И О ПРАВЕ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА НА ГОСУДАРСТВЕННУЮ ПЕНСИЮ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

РАССУЖДЕНИЯ О ПОНЯТИЯХ «ПЕНСИЯ», «ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПЕНСИЯ» И О ПРАВЕ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА НА ГОСУДАРСТВЕННУЮ ПЕНСИЮ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3054
500
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ПРАВО ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА НА ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПЕНСИЯ / ПЕНСИИ ПО ВОЗРАСТУ / ЗА ВЫСЛУГУ ЛЕТ / ПО ИНВАЛИДНОСТИ / ПО СЛУЧАЮ ПОТЕРИ КОРМИЛЬЦА / СРОКИ ВЫПЛАТЫ ПЕНСИЙ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Винокуров В.А.

В статье рассматриваются понятия «государственная пенсия» и «пенсия» с точки зрения норм Конституции Российской Федерации, приводятся мнения ученых, а также филологическое значение термину «пенсия» и его использование в действующих федеральных законах. В результате осуществленного анализа констатируется отсутствие в Российской Федерации единого закона о социальном обеспечении, а также закона о государственных пенсиях; критически оценивается наличие законов, не отвечающих конституционным требованиям, а также сроки выплаты пенсий, позволяющие выплачивать их за прожитое время, а не вперед. При подготовке статьи использованы аксиологический, сравнительно-правовой и формально-юридический методы, осуществлен анализ нормативных правовых актов Российской Федерации, приведены выводы некоторых ученых. Сформулированы выводы, которые должны стать основой для подготовки федерального закона о государственных пенсиях, а также выработан вариант академического определения понятию «государственная пенсия».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REASONING ABOUT THE CONCEPTS OF «PENSION», «STATE PENSION» AND ABOUT THE RIGHT OF A PERSON AND A CITIZEN TO A STATE PENSION IN THE RUSSIAN FEDERATION

The article discusses the concepts of «state pension» and «pension» from the point of view of the norms of the Constitution of the Russian Federation, provides the opinions of scientists, as well as the philological meaning of the term «pension» and its use in current federal laws. As a result of the analysis carried out, the absence of a single law on social security in the Russian Federation, as well as a law on state pensions, is stated; the existence of laws that do not meet constitutional requirements, as well as the timing of pension payments, allowing them to be paid for the time spent, and not in advance, is critically assessed. In the preparation of the article, axiological, comparative legal and formal legal methods were used, the analysis of normative legal acts of the Russian Federation was carried out, the conclusions of some scientists were given. The conclusions that should form the basis for the preparation of the federal law on state pensions are formulated, as well as a variant of the academic definition of the concept of «state pension» is developed.

Текст научной работы на тему «РАССУЖДЕНИЯ О ПОНЯТИЯХ «ПЕНСИЯ», «ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПЕНСИЯ» И О ПРАВЕ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА НА ГОСУДАРСТВЕННУЮ ПЕНСИЮ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

УДК 340.1; 342.7

РАССУЖДЕНИЯ О ПОНЯТИЯХ «ПЕНСИЯ», «ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПЕНСИЯ» И О ПРАВЕ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА НА ГОСУДАРСТВЕННУЮ ПЕНСИЮ В

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В статье рассматриваются понятия «государственная пенсия» и «пенсия» с точки зрения норм Конституции Российской Федерации, приводятся мнения ученых, а также филологическое значение термину «пенсия» и его использование в действующих федеральных законах. В результате осуществленного анализа констатируется отсутствие в Российской Федерации единого закона о социальном обеспечении, а также закона о государственных пенсиях; критически оценивается наличие законов, не отвечающих конституционным требованиям, а также сроки выплаты пенсий, позволяющие выплачивать их за прожитое время, а не вперед. При подготовке статьи использованы аксиологический, сравнительно-правовой и формально-юридический методы, осуществлен анализ нормативных правовых актов Российской Федерации, приведены выводы некоторых ученых. Сформулированы выводы, которые должны стать основой для подготовки федерального закона о государственных пенсиях, а также выработан вариант академического определения понятию «государственная пенсия».

Ключевые слова: Конституция Российской Федерации; социальное обеспечение; право человека и гражданина на пенсионное обеспечение; государственная пенсия; пенсии по возрасту, за выслугу лет, по инвалидности, по случаю потери кормильца; сроки выплаты пенсий.

10.22281/2542-1697-2022-01-04-94-101

Основываясь на нормах Всеобщей декларации прав человека, заключенной в Риме в 1948 году, по которой «каждый человек, как член общества, имеет право на социальное обеспечение» [1, ст. 22], принимая во внимание Декларацию прав и свобод человека и гражданина, принятую Верховным Советом РСФСР в 1991 году, зафиксировавшую, что «каждый имеет право на социальное обеспечение по возрасту, в случае утраты трудоспособности, потери кормильца и в иных, установленных законом случаях» [2, ст. 26], в 1993 году в Конституцию Российской Федерации были включены нормы, предусматривающие обязанность государства законом устанавливать государственные пенсии [3, ч. 2 ст. 7; ч. 2 ст. 39] как гарантию «социального обеспечения по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом» [3, ч. 1 ст. 39].

Следует обратить внимание на то, что в Российской Федерации не существует единого федерального закона о социальном обеспечении в России. Имеются законодательные акты, регулирующие отдельные направления социального обеспечения, например, вопросы социальной защиты инвалидов; оказания государственной социальной помощи; обязательного социального страхования; социального обслуживания граждан [4; 5;

Значительное внимание законодателей было уделено пенсионному обеспечению, что подтверждается большим количеством (более 40 с 1994 года) принятых по данному вопросу законов. В настоящее время действуют, по сути, два базовых федеральных закона: «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» [8] и «О страховых пенсиях» [9]. Автором обращалось внимание на то, что лишь один из них, принятый в целях пенсионного обеспечения федеральных государственных служащих, имеет в названии слова «государственное» и «пенсия», в какой-то мере совпадающие по смыслу со словосочетанием «государственная пенсия» [10, с. 4]. Во всех других случаях наименования законов, касающихся пенсионных вопросов, не содержат предусмотренного Конституцией Российской Федерации словосочетания «государственная пенсия».

Поправкой к Конституции Российской Федерации, принятой в 2020 году, статья 75

Винокуров В.А.

Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России, г. Санкт-Петербург

6; 7].

была дополнена частью 6, по которой «в Российской Федерации формируется система пенсионного обеспечения граждан... и поддерживается ее эффективное функционирование» [11]. Но что в себя включает система пенсионного обеспечения, законодатель пока не определил.

По смыслу конституционных норм государственные пенсии являются одной из форм социального обеспечения жителей нашего государства. В федеральных законах, рассматривающих вопросы пенсионного обеспечения, фиксируется понятие, соответствующее конкретному закону. Так, в Федеральном законе «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» дается определение пенсии по государственному пенсионному обеспечению [8, ст. 2]; в Федеральном законе «О трудовых пенсиях» - трудовой пенсии [12, ст. 2], в Федеральном законе «О страховых пенсиях» -страховой пенсии [9, ст. 3], в Федеральном законе «О накопительной пенсии» -накопительной пенсии [13, ст. 3].

Причем во всех федеральных законах под указанными видами пенсий понимаются ежемесячные денежные выплаты. Разнятся лишь условия их назначения и выплаты, которые определяются соответствующими законами.

С точки зрения русского языка пенсия- это денежное обеспечение, назначаемое лицу при достижении установленного стажа работы или вследствие инвалидности либо старости, а также нетрудоспособным членам семьи в случае смерти кормильца [14, с. 84].

В Советском Союзе понятие «пенсия» появилось в главном законе государства в 1977 году с принятием новой Конституции СССР, где было сказано, что «граждане СССР имеют право на материальное обеспечение в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, а также потери кормильца» и далее, что это право гарантируется, в том числе «выплатой за счет государства . пенсий по возрасту, инвалидности и по случаю потери кормильца» [15, ст. 43]. Как известно, с 1956 по 1990 год на территории РСФСР действовал Закон СССР «О государственных пенсиях», которым определялось три вида государственных пенсий: по старости; по инвалидности; по случаю потери кормильца [16, ст. 2]. В 1990 году Верховным Советом РСФСР принимается собственный Закон РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», также устанавливающий государственные пенсии, видами которых были трудовые пенсии и социальные пенсии [17, ст. 3]. В настоящее время вместо государственных пенсий, как это предусмотрено Конституцией Российской Федерации, в стране введены пенсии по государственному пенсионному обеспечению и страховые пенсии.

Современные исследователи пенсионного законодательства не часто формулируют определение пенсии с точки зрения права. В то же время, Г.Г. Пашкова предложила варианты такого определения, отвечающие конституционным подходам к данному виду социального обеспечения. По одному из определений «Пенсия - это основной, ведущий и наиболее значимый вид социально-обеспечительных предоставлений»; по второму: «Пенсия - это ежемесячная денежная выплата, которая предоставляется государством гражданину с целью его содержания и удовлетворения алиментарных потребностей по основаниям, на условиях, в порядке и в размерах, предусмотренных действующим законодательством» [18, с. 37]. Чаще определение пенсии сводится к обобщению положений законодательства, на основании которых устанавливаются существующие в настоящее время виды пенсий. Например, З.А. Кондратьева в учебнике по праву социального обеспечения дает такое определение пенсии: «Пенсия - это ежемесячная денежная выплата, назначаемая нетрудоспособным гражданам при достижении ими определенного пенсионного возраста, при установлении инвалидности или смерти кормильца, а также в связи с длительной профессиональной деятельностью» [19, с. 105]. Определение пенсии, приводимое Ж.К. Раджабовой в учебном пособии, по смыслу совпадает с предыдущим: «Пенсия - это ежемесячная долгосрочная выплата, назначаемая за счет государственных средств в качестве основного источника средств существования лицам, достигшим установленного возраста, за выслугу лет, по инвалидности, потерявшим кормильца» [20, с. 29]. Авторы учебника «Право

социального обеспечения России», изданного в Томске в 2015 году, справедливо отмечают, что «законодатель не выработал общего, единого понятия пенсии, а закрепил два отдельных определения: пенсии государственной и пенсии страховой» (имея в виду под государственной пенсию по государственному пенсионному обеспечению - В.В.), считая такой подход законодателя неправильным, поскольку суть пенсии в принципе не должна меняться в зависимости от категории субъекта, ее получающего и от источника финансирования, поскольку «разноплановый подход государства к определению пенсии приводит к серьезному диссонансу в уровне (объеме) пенсионного обеспечения и к нарушению принципа социальной справедливости» [21, с. 220-221].

Следует обратить внимание на то, что предусмотренное Конституцией Российской Федерации понятие «государственная пенсия» никаким образом не объясняется в федеральных законах, а также практически не анализируется специалистами.

В Основном Законе государства определено, что Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, что законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации [3, ч. 1 ст. 15], а также, что государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от различных обстоятельств [3, ч. 2 ст. 19].

Исходя из первого указанного конституционного посыла, в части пенсионного обеспечения должен был быть принят федеральный закон именно о государственных пенсиях, в котором, на наш взгляд, следует дать определение государственным пенсиям, а также определить их виды, принципы и общие условия назначения, а также другие общие вопросы социального обеспечения в части таких пенсий. Второе процитированное конституционное требование говорит о равенстве прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации, что означает одинаковый подход государства к государственному пенсионному обеспечению всех граждан страны, независимо от каких-либо обстоятельств. В этом случае общие, базовые правила назначения государственных пенсий должны быть одинаковыми для всех лиц, проживающих в современном Российском государстве. Виды таких пенсий также должны быть едиными для всех работников и служащих, в частности: по возрасту; за выслугу лет; по инвалидности и по случаю потери кормильца.

При этом выплата так называемых социальных пенсий должны быть прекращена, тем более, что она в законодательстве (при определенных условиях) именуется «социальная пенсия по инвалидности», «социальная пенсия по случаю потери кормильца», «социальная пенсия по старости». Лишь одна социальная пенсия - социальная пенсия детям, оба родителя которых неизвестны, выплачиваемая детям возрасте до 18 лет (при определенных условиях обучения - до 23 лет), то есть круглым сиротам, на наш взгляд, должна быть заменена государственным пособием, поскольку формально к пенсиям эта выплата отнесена быть не может. Подобный подход позволит сформировать понятную и прозрачную систему пенсионного обеспечения граждан на основе принципов всеобщности, справедливости и солидарности поколений и поддерживать ее эффективное функционирование, как это предусмотрено Конституцией Российской Федерации [3, ч. 6 ст. 75].

Понятно, что мерилами размеров государственных пенсий, условий их назначения как были, так и останутся стаж работы или службы и объем средств, получаемый в виде заработной платы или денежного содержания (вознаграждения). Но как только правила и условия назначения государственной пенсии будут понятны всем, то:

1) государственная пенсия, как выплата, обеспечиваемая государством, станет единой в четырех возможных вариантах: по возрасту; за выслугу лет; по инвалидности; по случаю потери кормильца;

2) в трех из указанных видов государственной пенсии будет осуществляться назначение и выплата также и социальных пенсий (по возрасту, по инвалидности, по случаю потери кормильца);

3) исчезнет социальное неравенство, то есть не будет противостояния между различными категориями пенсионеров;

DOAJ

directory of open access

journals Научный журнал «Экономика. Социология. Право.», 2022, №4(28)

4) поскольку законодатели будут получать пенсии по тем же правилам, что и все остальные граждане, в этом случае:

а) ликвидируется разрыв между пенсионным обеспечением лиц, замещающих государственные должности и должности государственной или муниципальной службы, от всех остальных работников;

б) повышение размеров пенсий или введение новых условий их выплат, будет касаться всех пенсионеров, в том числе и самих законодателей, что позволит с большей степенью разумности принимать решения по пенсионным вопросам;

5) законодательно будет зафиксирован отказ от выплаты государственной пенсии лицам, не имеющим минимально установленного стажа работы, что в какой-то мере подвигнет жителей страны заниматься общественно полезным трудом;

6) социальная пенсия детям, оба родителя которых неизвестны, выплачиваемая детям возрасте до 18 лет (при определенных условиях обучения - до 23 лет), будет заменена подходящим по смыслу видом социального обеспечения - государственным пособием детям, оставшихся без попечения родителей, на период их очного обучения по программам среднего и высшего образования.

Природа пенсии, в отличие от заработной палаты, предполагает ее выплату вперед за месяц, который человек должен прожить на этот вид социального обеспечения. Но поскольку российское законодательство предусматривает, что выплата пенсии на территории Российской Федерации, включая ее доставку, производится за текущий месяц [9, ч. 1 ст. 26], то в утвержденных в 2021 году Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации правилах выплаты пенсий устанавливают период доставки пенсии организацией почтовой связи с 3 по 25 число каждого месяца по графику, а кредитная организация обязана осуществлять доставку пенсии за текущий месяц на счет в день поступления средств от территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, причем в сроки, определяемые этим фондом [22, п. 123, 135].

Таким образом, формально-юридически пенсия за текущий месяц может быть выплачена и доставлена в течение всего месяца, в том числе в последний день месяца. На практике отделения пенсионного фонда составляют графики, в которых определяют не только период доставки пенсии почтовыми отделениями (что важно для лиц, получающих наличные деньги в почтовом отделении), но и для перечисления средств в кредитные организации. Кредитные организации получают от Пенсионного фонда Российской Федерации средства, как правило, начиная с 16-17 числа месяца, то есть во второй половине месяца. Причем из кредитных организаций отдельно выделено Публичное акционерное общество «Сбербанк России» (имеющее большинство счетов пенсионеров), которое получает денежные средства для выплаты пенсионерам позже всех, с ориентиром на 20 число месяца.

В результате пенсия выплачивается не вперед за месяц, а фактически захватывает уже прожитую часть месяца, составляющую две, а то и три недели. С учетом развития электронных средств платежа и наличием у значительной части населения (во всяком случае, в городах) пенсионных счетов в банках, перечислить кредитным организациям средства на выплату пенсий можно в течение трех-четырех рабочих дней в начале месяца, а не во второй его половине. Доставка пенсий через кредитные организации в начале месяца будет способствовать тому, что количество лиц, получающих наличные деньги, будет сокращаться. Кроме того, выплата и доставка пенсий в начале месяца (например, до 5 числа) как раз и будет является гарантией соблюдения прав человека и гражданина на пенсионное обеспечение, учитывая его природу - вперед за месяц, а не за прожитое время.

На основании проведенного анализа терминов «пенсия», «государственная пенсия», а также принимая во внимание конституционные нормы, гарантирующие соблюдение права человека на государственную пенсию, предлагается зафиксировать в законодательстве следующее определение понятию «государственная пенсия»:

«Государственная пенсия - это:

DOAJ

directory of open access

journals Научный журнал «Экономика. Социология. Право.», 2022, №4(28)

1) форма государственного социального обеспечения;

2) состоящая из следующих видов: пенсий по возрасту; пенсия за выслугу лет; пенсия по инвалидности; пенсия по случаю потери кормильца;

3) денежная сумма, выплачиваемая всем пенсионерам за текущий месяц (до 5 числа этого месяца);

4) условия, порядок и размеры которой предусматриваются федеральным законом о государственных пенсиях или федеральными законами о конкретном виде государственной пенсии».

Сформулированные предложения позволят выйти, с одной стороны, на соблюдение равенства прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации в части пенсионного обеспечения, а с другой стороны, - на гарантированное государством право на государственную пенсию, независимо от видов этой пенсии.

Список использованных источников

1. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года) // Российская газета. 1998. 10 декабря.

2. Декларация прав и свобод человека и гражданина, принятая постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 ноября 1991 года № 1920-1 // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР.1991. № 52. Ст. 1865.

3. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года) // Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru). 2020, 4 июля. № 0001202007040001.

4. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 48. Ст. 4563.

5. Федеральный закон «О государственной социальной помощи» // Собрание законодательства Российской Федерации 1999. № 29. Ст. 3699.

6. Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. № 1 (ч. I). Ст. 18.

7. Федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2013. № 52 (ч. I). Ст. 7007.

8. Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. № 51. Ст. 4831.

9. Федеральный закон «О страховых пенсиях» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2013. № 52 (ч. I). Ст. 6965.

10. Винокуров В.А. Проблемы взаимосвязи обязанности гражданина России защищать Отечество с его правом на государственную пенсию по старости досрочно (по трудовому стажу) // Военно-юридический журнал. 2020. № 11. С. 3-7.

11. Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2020. № 11. Ст. 1416.

12. Федеральный закон «О трудовых пенсиях» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. № 52 (ч. I). Ст. 4920.

13. Федеральный закон «О накопительной пенсии» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2013. № 52 (ч. I). Ст. 6989.

14. Толковый словарь русского языка. Том III. Под редакцией Д.Н. Ушакова. - М.: ООО «Издательство Астрель», ООО «Издательство АСТ», 2000. - 720 с.

15. Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик // Ведомости Верховного Совета СССР. 1977. № 41. Ст. 617.

16. Закон СССР «О государственных пенсиях» // Ведомости Верховного Совета СССР. 1956. № 15. Ст. 313.

гло л 'directory of

j journals Научный журнал «Экономика. Социология. Право.», 2022, №4(28)

17. Закон РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1990. № 27. Ст. 351.

18. Пашкова Г.Г. Право социального обеспечения: учебное пособие. - Томск: Издательский Дом Томского государственного университета. 2018. - 160 с. - (Библиотека магистранта).

19. Право социального обеспечения: учебник / под ред. К.Н. Гусова. - М.: Проспект; ПБОЮЛ Грачев СМ., 2001. - 328 с.

20. Раджабова Ж.К. Учебное пособие. (Курс лекций) «Право социального обеспечения» для направления «Юриспруденция», профиля подготовки «Гражданское право» и «Уголовное право». Махачкала: ДГУНХ, 2019 - 133 с.

21. Право социального обеспечения России: учебник / Д.В. Агашев, В.С. Аракчеев, Е.И. Бутенко и др.; под ред. Д.В. Агашева, В.С. Аракчеева. - Томск: Издательство Томского университета, 2015. - 508 с.

22. Правила выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии, утвержденные приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 5 августа 2021 года № 545н, // Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru). 2021. 14 октября. № 0001202110140039.

Сведения об авторе

Винокуров Владимир Анатольевич - профессор кафедры теории и истории государства и права Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России (196105, Санкт-Петербург, Московский пр., 149), доктор юридических наук, доцент, заслуженный юрист Российской Федерации; рабочий телефон: 8 (812) 645-20-20, добавочный 5064; e-mail: tigp@igps.ru

UDC 340.1; 342.7

REASONING ABOUT THE CONCEPTS OF «PENSION», «STATE PENSION» AND ABOUT THE RIGHT OF A PERSON AND A CITIZEN TO A STATE PENSION IN THE

RUSSIAN FEDERATION

Vinokurov V.A.

Saint Petersburg University of the Ministry of Emergency Situations of Russia, Saint Petersburg

The article discusses the concepts of «state pension» and «pension» from the point of view of the norms of the Constitution of the Russian Federation, provides the opinions of scientists, as well as the philological meaning of the term «pension» and its use in current federal laws. As a result of the analysis carried out, the absence of a single law on social security in the Russian Federation, as well as a law on state pensions, is stated; the existence of laws that do not meet constitutional requirements, as well as the timing of pension payments, allowing them to be paid for the time spent, and not in advance, is critically assessed. In the preparation of the article, axiological, comparative legal and formal legal methods were used, the analysis of normative legal acts of the Russian Federation was carried out, the conclusions of some scientists were given. The conclusions that should form the basis for the preparation of the federal law on state pensions are formulated, as well as a variant of the academic definition of the concept of «state pension» is developed.

Keywords: The Constitution of the Russian Federation; the right of a person and citizen to pension provision; state pension, labor pension, insurance pension, old-age pension; early retirement; work experience; insurance experience; periods counted in the insurance experience; the duty of a citizen to protect the Fatherland; military service.

References

1. The Universal Declaration of Human Rights (adopted by the UN General Assembly on December 10, 1948) // Rossiyskaya Gazeta. 1998. December 10.

2. Declaration of Human and Civil Rights and Freedoms adopted by Resolution No. 1920-I of the Supreme Soviet of the RSFSR dated November 22, 1991 // Vedomosti of the Congress of People's Deputies of the RSFSR and the Supreme Soviet of the RSFSR.1991. No. 52. St. 1865.

3. Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote on December 12, 1993) // Official Internet portal of legal information (www.pravo.gov.ru ). 2020, July 4. № 0001202007040001.

4. Federal Law «On social protection of disabled persons in the Russian Federation»« // Collection of Legislation of the Russian Federation. 1995. No. 48. St. 4563.

5. Federal Law «On State Social Assistance» // Collection of Legislation of the Russian Federation 1999. No. 29. St. 3699.

6. Federal Law «On compulsory social insurance in case of temporary disability and in connection with maternity» // Collection of Legislation of the Russian Federation. 2007. No. 1 (Part I). Article 18.

7. Federal Law «On the basics of social services for citizens in the Russian Federation» // Collection of Legislation of the Russian Federation. 2013. No. 52 (Part I). Article 7007.

8. Federal Law «On State pension provision in the Russian Federation» // Collection of Legislation of the Russian Federation. 2001. No. 51. St. 4831.

9. Federal Law «On Insurance pensions» // Collection of Legislation of the Russian Federation. 2013. No. 52 (part I). Article 6965.

10. Vinokurov V.A. Problems of interrelation of the duty of a citizen of Russia to defend the Fatherland with his right to a state old-age pension ahead of schedule (according to work experience) // Military Law Journal. 2020. No. 11. pp. 3-7.

11. The Law of the Russian Federation on the amendment to the Constitution of the Russian Federation «On improving the regulation of certain issues of the organization and functioning of public power» // Collection of Legislation of the Russian Federation. 2020. No. 11. St. 1416.

12. Federal Law «On labor Pensions» // Collection of Legislation of the Russian Federation. 2001. No. 52 (part I). Article 4920.

13. Federal Law «On accumulative pension» // Collection of legislation of the Russian Federation. 2013. No. 52 (part I). Article 6989.

14. Explanatory dictionary of the Russian language. Volume III. Edited by D.N. Ushakov. -M.: LLC «Astrel Publishing House», LLC «AST Publishing House», 2000. - 720 p.

15. Constitution (Basic Law) of the Union of Soviet Socialist Republics // Vedomosti of the Supreme Soviet of the USSR. 1977. No. 41. St. 617.

16. The Law of the USSR «On State pensions» // Vedomosti of the Supreme Soviet of the USSR. 1956. No. 15. St. 313.

17. The Law of the RSFSR «On State pensions in the RSFSR» // Vedomosti of the Congress of People's Deputies of the RSFSR and the Supreme Soviet of the RSFSR. 1990. No. 27. St. 351.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18. Pashkova G.G. Social security law: textbook. - Tomsk: Publishing House of Tomsk State University. 2018. - 160 p. - (Undergraduate Library).

19. The law of social security: textbook / edited by K.N. Gusov. - M.: Prospect; PBOYL Grachev S.M., 2001. - 328 p.

20. Radzhabova Zh.K. Textbook. (Course of lectures) «Social security law» for the direction «Jurisprudence», the profile of training «Civil law» and «Criminal law». Makhachkala: DGUNKH, 2019 - 133 p.

21. The right of social security in Russia: textbook / D.V. Agashev, V.S. Arakcheev, E.I. Butenko, etc.; edited by D.V. Agashev, V.S. Arakcheev. - Tomsk: Tomsk University Press, 2015. -508 p.

22. Rules for the payment of pensions, monitoring their payment, conducting checks of documents required for their payment, accrual of pension amounts for the current month in the case of another type of pension or in the case of another pension in accordance with the legislation of the Russian Federation, determining the overpaid pension amounts approved by the order of the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation Federation No. 545n dated

August 5, 2021, // Official Internet portal of legal Information (www.pravo.gov.ru ). 2021. October 14. № 0001202110140039.

Author's information

Vinokurov Vladimir Anatolyevich - professor of the Department of Theory and History of State and Law of the St. Petersburg University of the Ministry of Emergency Situations of Russia (196105, St. Petersburg, Moskovsky Ave., 149), Doctor of Law, Associate Professor, Honored Lawyer of the Russian Federation; work phone: 8 (812) 645-20-20, extension 5064; e-mail: tigp@igps.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.