Научная статья на тему 'СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СФЕРЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА ГРАЖДАН НА ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ'

СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СФЕРЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА ГРАЖДАН НА ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1975
363
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВО / ПЕНСИЯ / ОБЕСПЕЧЕНИЕ / РЕГУЛИРОВАНИЕ / ВЫПЛАТЫ / СТРАХОВОЙ СТАЖ / СТРАХОВЫЕ И НАКОПИТЕЛЬНЫЕ ПЕНСИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Прудников А.С.

Цель. Исследовать проблемы, возникающие при реализации права граждан на пенсионное обеспечение.Процедуры и методы. При проведении исследования использованы методы анализа, сравнения, диалектики, прогнозирования.Результаты. В статье рассмотрены дискуссионные вопросы, связанные с правом на выбор пенсии, классификации пенсий, условия назначения пенсий, устанавливаемых за выслугу лет различным категориями граждан, в т. ч. федеральным государственным гражданским служащим и сотрудникам правоохранительных органов. Проанализированы точки зрения российских и зарубежных исследователей. пенсионное обеспечение как вид социального обеспечения населения со стороны государства. Сделаны выводы, что на государственном уровне необходимо внести изменения в действующее законодательство для устранения пробелов, связанных с социальным обеспечением сотрудников правоохранительных органов, выехавших за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства.Теоретическая и/или практическая значимость. Результаты исследования вносят вклад в науку публичного и трудового права и организацию пенсионного обеспечения на территории Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE AND PROSPECTS OF THE RUSSIAN FEDERATION LEGISLATION DEVELOPMENT IN THE SPHERE OF REALIZATION OF CITIZENS’ RIGHT TO PENSION PROVISION

Aim. To investigate the problems arising in the implementation of the right of citizens to pension provisionMethodology. Methods of analysis, comparison, dialectics, forecasting were used in the study.Results. The article discusses controversial issues related to the right to choose a pension, pension classifications, conditions for the appointment of pensions established for long service by various categories of citizens, including federal state civil servants and law enforcement officers. Russian and foreign researchers’ points of view on pension provision are analyzed as a type of social security of the population ensured by the state. Conclusions are drawn that it is necessary to amend the current legislation at the state level to eliminate gaps related to the social security of law enforcement officers who have left the Russian Federation for permanent residence.Research implications. The results of the study contribute to the science of public and labor law and the organization of pension provision in the territory of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СФЕРЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА ГРАЖДАН НА ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ»

ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО; ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ ПРАВО; СЕМЕЙНОЕ ПРАВО; МЕЖДУНАРОДНОЕ ЧАСТНОЕ ПРАВО

УДК 342. 951

DOI: 10.18384/2310-6794-2022-2-51-57

СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СФЕРЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА ГРАЖДАН НА ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Прудников А. С.

Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации имени В. Я. Кикотя 117437, г. Москва, ул. Академика Волгина, д. 12, Российская Федерация

Аннотация

Цель. Исследовать проблемы, возникающие при реализации права граждан на пенсионное обеспечение. Процедуры и методы. При проведении исследования использованы методы анализа, сравнения, диалектики, прогнозирования.

Результаты. В статье рассмотрены дискуссионные вопросы, связанные с правом на выбор пенсии, классификации пенсий, условия назначения пенсий, устанавливаемых за выслугу лет различным категориями граждан, в т. ч. федеральным государственным гражданским служащим и сотрудникам правоохранительных органов. Проанализированы точки зрения российских и зарубежных исследователей. пенсионное обеспечение как вид социального обеспечения населения со стороны государства. Сделаны выводы, что на государственном уровне необходимо внести изменения в действующее законодательство для устранения пробелов, связанных с социальным обеспечением сотрудников правоохранительных органов, выехавших за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства. Теоретическая и/или практическая значимость. Результаты исследования вносят вклад в науку публичного и трудового права и организацию пенсионного обеспечения на территории Российской Федерации.

Ключевые слова: государство, пенсия, обеспечение, регулирование, выплаты, страховой стаж, страховые и накопительные пенсии

THE STATE AND PROSPECTS OF THE RUSSIAN FEDERATION LEGISLATION DEVELOPMENT IN THE FIELD OF REALIZATION OF CITIZENS' RIGHT TO PENSION PROVISION

A. Prudnikov

Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation named after V. Ya. Kikot ul. Akademika Volgina 12, Moscow 117437, Russian Federation

© CC BY Прудников А . С. , 2022.

Abstract

Aim. To investigate the problems arising in the implementation of the right of citizens to pension provision Methodology. Methods of analysis, comparison, dialectics, forecasting were used in the study. Results. The article discusses controversial issues related to the right to choose a pension, pension classifications, conditions for the appointment of pensions established for long service by various categories of citizens, including federal state civil servants and law enforcement officers. Russian and foreign researchers' points of view on pension provision are analyzed as a type of social security of the population ensured by the state. Conclusions are drawn that it is necessary to amend the current legislation at the state level to eliminate gaps related to the social security of law enforcement officers who have left the Russian Federation for permanent residence.

Research implications. The results of the study contribute to the science of public and labor law and the organization of pension provision in the territory of the Russian Federation.

Keywords: state, pension, provision, regulation, payments, insurance seniority, insurance and accumulative pensions

Введение

В Конституции Российской Федерации1 в ст. 37 закреплено, что каждый имеет право распоряжаться своими способностями к труду, т. к . , осознавая огромную роль трудовой деятельности граждан, государство законодательно закрепило не только право граждан на свободный выбор способа и места осуществления своей трудовой деятельности, а также, что немаловажно, на обеспечение граждан соответствующими пенсиями, которые гражданин может получать по истечении определённого трудового стажа либо достижения определённого возраста

Важность данного вопроса подтверждается прежде всего тем, что положения о государственных пенсиях закреплены в основополагающем нормативном правовом акте - Конституции Российской Федерации, а именно в ч . 2 ст. 39 .

В соответствии с Федеральным законом № 350-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсии»2 устанавливается право на государственную трудовую пенсию

1 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // СПС Консультант Плюс: [сайт]. URL: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_ LAW_28399/ (дата обращения: 06.06.2022).

2 Федеральным закон от 03.10.2018 (в ред. от 28.01. 2022 г. №1-ФЗ) № 350-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты

Важность обеспечения права граждан на государственную пенсию обусловлено тем, что государство таким образом обеспечивает возможность нетрудоспособного населения на достойное существование после прекращения трудовой деятельности

Основные подходы и направления развития пенсионного обеспечения

Обращаясь к исторической ретроспективе данного вопроса, следует отметить, что важность обеспечения населения пенсией по достижении возраста нетрудоспособности была поддержана ещё председателем Совета народных комиссаров СССР И. В . Сталиным. По его мнению, пенсия должна представлять собой своеобразную плату со стороны государства за отданные годы трудовой деятельности на благо государства, а также плату за воспитание подрастающего поколения, которым в свою очередь зачастую занимаются люди, находящиеся на пенсии [1].

Если обратиться к советскому опыту, пенсионный возраст был рассчитан с учётом биологических возможностей человеческого организма, и было доказано, что человеческий организм может осуществлять трудовую деятельность только до возраста 55 лет для женщин и 60 лет для

Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсии» // СПС Консультант Плюс: [сайт]. URL: http://www. consultant . ru/document/cons_doc_ LAW_308156/ (дата обращения: 06.06.2022).

ISSN 2072-8557

Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Юриспруденция

2022/№ 2

мужчин . Подобные ограничения возраста возможной трудовой деятельности, по мнению медицинских работников данного периода, были обусловлены прежде всего тем, что к данному возрасту существенно замедляется выработка гормонов, которые, в свою очередь, влияют на возможность лица осуществлять трудовую физическую и интеллектуальную деятельность

Изучение юридической литературы и практики свидетельствует, что пенсионное обеспечение является одним из важнейших вопросов социального обеспечения населения со стороны государства. Опираясь на изученную практику, можно также понять, что задача обеспечения населения государственными пенсиями является достаточно непростой задачей, поскольку это расходная частью бюджета государства Отсюда возникает двойственная ситуация, при которой, с одной стороны, обеспечение населения государственной пенсией является своего рода благодарностью государства за добросовестный труд и возможностью далее жить не трудясь, а с другой стороны -расходы бюджета, уходящие безвозмездно на содержание пенсионеров [5].

По поручению главы государства пенсии по старости для неработающих россиян в 2022 г. будут проиндексированы на 8,6% . С учётом этой индексации средний размер пенсии неработающего пенсионера по старости составит 18 984 рубля. При этом из опросов общественного мнения, которые провёл сервис 8ирег1оЬ, следует, что размер «достойной пенсии», по мнению среднестатистического россиянина, составляет 45 300 руб -1 .

Самые высокие пенсии в мире получают жители Люксембурга - 3350 евро в месяц . На втором месте - пенсионеры из Кувейта, чья пенсия в среднем составляет 3000 евро В Объединённых Арабских Эмиратах пенсионеры могут рассчитывать в среднем на 2776 евро ежемесячных выплат .

На наш взгляд, чтобы решить данную проблему в качестве одного из вариантов

Демченко Н . Россияне назвали желаемый размер «достойной пенсии» // РБК: [сайт]. URL: https:// www. rbc .ru/society/19/04/2022/625d60ff9a7947b98b8f 3d37 (дата обращения: 06.06.2022).

по добровольному перечислению в накопительный Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации максимально-определённой суммы способствовало бы формированию в будущем достойной пенсии - примерно 60 тыс руб Чем раньше граждане начнут уплачивать страховые взносы и в полном объёме, тем легче будет накопить подобную сумму [6].

Одним из важных направлений является организация пенсионного обеспечения населения . Так, в Российской Федерации вопросами пенсионного обеспечения занимается Фонд Пенсионного и социального страхования2, целью которого является обеспечение реализации права граждан на получение пенсионных выплат

На каждое застрахованное лицо в Фонде Пенсионного и социального страхования открыт лицевой счёт, на который зачисляются взносы, уплачиваемые работодателем Правила те же, что и для банковских взносов, только эти деньги нельзя снять со счёта, и вместо начисления процентов по вкладу пенсионный капитал ежегодно индексируется К пенсионным накоплениям ежегодно добавляется инвестиционный доход, полученный от управления средствами накопительной части трудовой пенсии, управляющими компаниями

Государство гарантирует, что каждый учтённый на счёте рубль уплаченных взносов и полученного инвестиционного дохода, зафиксированного на дату назначения пенсии, будет возвращён застрахованному лицу в виде пенсии Таким образом, размер пенсии напрямую зависит от суммы на лицевом счёте, сформированной за всю трудовую деятельность, и состоит из 2-х частей:

1) страховая часть пенсии - гарантированные выплаты лицу со стороны государства при достижении им определённого возраста и набора определённых пенсионных коэффициентов;

2) накопительная часть - денежные средства, перечисляемые работодателем в пенсионный фонд, а также те денежные

Федеральный закон от 14.07.2022 N0 236-Ф3 «О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации» // СПС Консультант Плюс .

2

средства, которые работающий гражданин самостоятельно перечислит в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации

Одним из важных направлений пенсионного обеспечения [3] является организация деятельности негосударственных пенсионных фондов (НПФР), которые, в свою очередь, представляют собой частную структуру и заключают с гражданами договор обязательного пенсионного страхования Как же гражданам выбрать, какой Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации надёжнее и куда лучше вложить свои денежные средства? Рассмотрим ряд плюсов и минусов Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации и негосударственного Пенсионного Фонда

Во-первых, на сегодняшний день на рынке представлено несколько десятков негосударственных пенсионных фондов, что обеспечивает их конкуренцию Во-вторых, происходит увеличение размера пенсии за счёт получения инвестиционного дохода в коммерческих пенсионных фондах Из минусов можно отметить возможность банкротства или потери лицензии у негосударственного пенсионного фонда, а также отсутствие гарантий доходности

Здесь следует подчеркнуть, что Фонд Пенсионного и социального страхования лишён традиционных рисков, присущих негосударственному, что влечёт за собой надёжность . Ещё одним плюсом является то, что Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации ежегодно индексирует накопления граждан Из минусов можно выделить только то, что инвестиционная политика Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации не предполагает получение высокого уровня доходности

Чтобы не столкнуться с проблемой пенсионных выплат в старости, будущим пенсионерам следует больше склоняться к выбору пенсионных фондов, гарантированных государством. Множество коммерческих пенсионных фондов преследуют цель получение прибыли, это не

исключает того, что руководитель данной организации не обманет своих клиентов и не скроется с их денежными средствами за границей. В случае же банкротства негосударственного пенсионного фонда гражданам придётся обратиться за помощью к государству, чтобы то выплатило им компенсацию и обеспечило дальнейшее существование

Перспективы развития реализации права граждан на пенсионное обеспечение

На сегодняшний день поднимается ряд острых проблем, связанных с пенсионным обеспечением определённой части населения В связи с введением санкций против России западными странами появились опасения, что произойдёт сокращение пенсионных гарантий. 8 марта 2022 г. президент Российской Федерации подписал закон1, который предполагает защиту граждан и экономики, а также проведение дополнительной индексации пенсий пожилым людям Ряд экспертов отмечают: «Пенсионный кризис в стране может быть вызван, прежде всего, регрессивным обложением доходов граждан, при котором чем человек беднее, тем он больше платит» . Далеко не все граждане добросовестно осуществляют отчисления с собственного дохода в государственную казну. Это связано с увеличением различных махинаций на рынке ценных бумаг, которые подразумевают возможность получения дохода без выплаты налогов Министерство финансов считает, что десятки миллионов граждан не платят налогов со своих зарплат [2].

Особой проблемой правовой регламентации пенсионных выплат в настоящее время является вопрос, связанный с так называемой «скрытой» зарплатой -работодатель не заключает с работником официальный трудовой контракт, что, в

1 Федеральный закон от 08.03.2022 № 46-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Президент России: [сайт]. URL: http://www. kremlin .ru/acts/bank/47600 (дата обращения: 06.06.2022).

V5V

свою очередь, освобождает и работодателя, и работника от ряда налоговых обязательств: работодатель не уплачивает в пенсионный фонд какие-либо платежи в целях создания накопительной части пенсии своих работников, в результате по достижении пенсионного возраста человек, который честно трудился, но при этом получал «серую» заработную плату, будет получать достаточно скромную пенсию

В настоящее время данная проблема крайне актуальна, и связано это в первую очередь с тем, что большое число граждан РФ обладают достаточно низким уровнем правовой грамотности, следовательно, не могут объективно оценить все положительные и отрицательные аспекты получения «серой» заработной платы [3]. Борьба с данным явлением является одной из задач Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, а также достаточно важной задачей для всей системы государственных органов

Особого внимания также заслуживает вопрос, связанный с пенсионным обеспечением сотрудников правоохранительных органов

Согласно законодательству, сотрудникам правоохранительных органов положены следующие пенсионные выплаты: пенсия по инвалидности, пенсия по выслуге лет, пенсия по потере кормильца Механизм исчисления данных пенсионных выплат схож с механизмом начисления пенсий у гражданского населения, но с некоторыми особенностями

Так, например, вместо возрастных границ необходимых для получения права на пенсию, у сотрудников правоохранительных органов существует выслуга для получения пенсии. Для службы в правоохранительных органах таким сроком службы является 20 лет В данный срок может быть засчитана служба в рядах Вооружённых сил, а также обучение в ведомственных учебных заведениях В отдельных случаях для некоторых районов России могут устанавливаться льготные коэффициенты исчисления выслуги лет (в основном

для районов Крайнего Севера и Дальнего Востока).

Право на пенсию по инвалидности имеют лица, если инвалидность наступила в период прохождения ими службы или не позднее 3-х месяцев после увольнения со службы, либо если инвалидность наступила позднее этого срока, но вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период прохождения службы [4].

Пенсия по случаю потери кормильца семьям назначается, если кормилец умер (погиб) во время прохождения службы или не позднее 3-х месяцев со дня увольнения со службы, либо позднее этого срока, но вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период прохождения службы, а семьям пенсионеров из числа этих лиц - если кормилец умер в период получения пенсии или не позднее 5 лет после прекращения выплаты ему пенсии

Перед сотрудниками правоохранительных органов, получивших право на пенсию и не проживающих в Российской Федерации, особенно остро встаёт вопрос

0 её получении Как известно, гражданам, выехавшим на постоянное жительство за границу, пенсия выплачивается независимо от смены места жительства1 . т. к. перечисленные денежные средства поступают на специальный счёт в валюте того государства, в котором находится сотрудник, и есть шанс, что перечисляемая сумма может просто обнулиться в связи с экономическими и политическими обострениями между странами

Решением данной проблемы может выступать открытие сотрудникам правоохранительных органов безопасных иностранных счетов для поступления пенсионных выплат, которые будут контролироваться банками Российской Федерации

1 Постановление Правительства РФ от 17 декабря 2014 г. № 1386 «О порядке выплаты пенсий лицам, выезжающим (выехавшим) на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации» (с изменениями) // Гарант: [сайт]. URL: https://base . garant, ru/70826240/ (дата обращения: 06 06 2022)

Заключение

Процесс формирования пенсионных резервов представляет собой достаточно непростую процедуру, поскольку в ней принимают участие не только государственные органы, но и работодатели, а также будущие пенсионеры

Однако стоит отметить, что право граждан на пенсии не ограничивается только лишь правом на трудовые пенсионные выплаты по достижению определённого трудового стажа либо достижения определённого возраста Законодательством также предусмотрены иные виды государ-

ственных пенсий, например, пенсия по инвалидности, по потере кормильца и т д

В настоящее время пенсионное обеспечение населения является одной из важнейших задач, которые решаются органами публичной власти. Совершенствование пенсионного обеспечения будет способствовать улучшению жизни граждан и мотивировать подрастающее поколение в участии формирования своей будущей пенсии

Статья поступила в редакцию 16.05.2022.

ЛИТЕРАТУРА

1. Албогачиева Б . М. Модели построения систем пенсионного обеспечения // Аллея науки. 2019 . Т. 1. № 11. С. 271-274.

2 . Алеева И. А . Комментарий к законодательству Российской Федерации о пенсионных накоплени-

ях. М. : Норма, 2021. 846 с.

3 . Глинская Д . Р. Основные проблемы пенсионного обеспечения в Российской Федерации // Аллея

науки. 2018 . Т. 3 . № 8 (24). С. 69-73. 4. Ерофеева О . В . Защита прав граждан на пенсионное обеспечение . М . : Проспект, 2022. 172 с .

5 . Тучкова Э . Г. Международные и Российские нормы пенсионного обеспечения . Сравнительный

анализ. М. : Проспект, 2019. 395 с.

6 . Щеглов В . П . Организационное обеспечение деятельности учреждений социальной за-

щиты населения и органов Пенсионного фонда РФ. М.: Издательские решения, 2022. 273 с

REFERENCES

1. Albogachieva B. M. [Models for building pension systems]. In: Alleya nauki [Alley of Science], 2019, vol. 1, no . 11, pp . 271-274.

2 . Aleeva I . A. Kommentariy k zakonodatelstvu Rossiyskoy Federatsii o pensionnykh nakopleniyakh

[Commentary on the legislation of the Russian Federation on pension savings]. Moscow, Norma Publ. , 2021. 846 p.

3 . Glinskaya D. R . [The main problems of pension provision in the Russian Federation]. In: Alleya nauki

[Alley of Science], 2018, vol. 3, no. 8 (24), pp. 69-73. 4. Erofeeva O. V. Zashchita pravgrazhdan na pensionnoye obespecheniye [Protection ofthe rights of citizens to pension provision]. Moscow, Prospekt Publ. , 2022. 172 p .

5 . Tuchkova E. G . Mezhdunarodnyye i Rossiyskiye normy pensionnogo obespecheniya. Sravnitelnyy analiz

[International and Russian norms of pension provision . Comparative analysis]. Moscow, Prospekt Publ. , 2019 395 p

6 . Shcheglov V. P Organizatsionnoye obespecheniye deyatelnosti uchrezhdeniy sotsialnoy zashchity nas-

eleniya i organov Pensionnogo fonda RF [Organizational support for the activities of institutions of social protection of the population and bodies of the Pension Fund of the Russian Federation]. Moscow, Izdatelskiye resheniya Publ , 2022 273 p

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Анатолий Семенович Прудников - доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры конституционного и муниципального права Московского университета МВД России имени В . Я . Кикотя, заслуженный юрист России; e-mail: tanya_198307@mail. ru

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Anatoly S. Prudnikov - Dr. Sci. (Law), Prof. , Department of Constitutional and Municipal Law, Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V. Ya . Kikotya, Honored Lawyer of Russia; e-mail: tanya_198307@mail.ru

ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА НА СТАТЬЮ

Прудников А . С. Состояние и перспективы развития законодательства Российской Федерации в сфере реализации права граждан на пенсионное обеспечение // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Юриспруденция . 2022. № 2 . С. 51-57. DOI: 10.18384/2310-6794-2022-2-51-57

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

FOR CITATION

Prudnikov A . S . State and Prospects of the Russian Federation Legislation Development in the Sphere of Realization of Citizens' Right to Pension Provision . In: Bulletin of Moscow Region State University. Series: Jurisprudence, 2022, no. 2, рр. 51-57. DOI: 10.18384/2310-6794-2022-2-51-57

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.