Научная статья на тему 'ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
8819
1311
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПЕНСИЯ / ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / СОЦИАЛЬНАЯ ПЕНСИЯ / ПЕНСИОННОЕ СТРАХОВАНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПЕНСИЯ / ПЕНСИОННАЯ СИСТЕМА / PENSION / PENSION PROVISION / SOCIAL PENSION / PENSION INSURANCE / PUBLIC SERVICE / STATE PENSION / PENSION SYSTEM

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гирич Елена Андреевна, Цечоев Валерий Кулиевич

В данной статье дана общая характеристика современного пенсионного обеспечения в Российской Федерации. Раскрыто понятие государственного пенсионного обеспечения. Рассмотрены основные виды пенсионного обеспечения. Последовательно изложены основания для получения пенсии по каждому виду пенсионного страхования. Описываются порядок, условия, категории лиц, имеющих право на получение пенсии, с учетом изменений в пенсионном законодательстве

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GENERAL CHARACTERISTICS OF THE PENSION PROVISION IN THE RUSSIAN FEDERATION

This article gives a general description of modern pension provision in the Russian Federation. The concept of state pension provision is disclosed. The main types of pension provision are considered. The grounds for receiving a pension for each type of pension insurance are consistently set out. The order, conditions, categories of persons having the right to receive pension, taking into account changes in the pension legislation are described

Текст научной работы на тему «ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

УДК 349.3 ГИРИЧ Елена Андреевна,

менеджер по персоналу отдела по социальным вопросам и подготовки персонала Публичного акционерного общества «Новороссийский морской торговый порт»

e-mail: Egirich.1408@yandex.ru

ЦЕЧОЕВ Валерий Кулиевич,

доктор юридических наук, профессор кафедры истории государства и права РЮИ ВГУЮ

e-mail: cechvk53@mail.ru

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация. В данной статье дана общая характеристика современного пенсионного обеспечения в Российской Федерации. Раскрыто понятие государственного пенсионного обеспечения. Рассмотрены основные виды пенсионного обеспечения. Последовательно изложены основания для получения пенсии по каждому виду пенсионного страхования. Описываются порядок, условия, категории лиц, имеющих право на получение пенсии, с учетом изменений в пенсионном законодательстве.

Ключевые слова: пенсия, пенсионное обеспечение, социальная пенсия, пенсионное страхование, государственная служба, государственная пенсия, пенсионная система.

GIRICH Elena Andreevna,

the personnel Manager of the division for social Affairs and training of Public joint stock company personnel Novorossiysk commercial sea port company» e-mail: Egirich.1408@yandex.ru

TSECHOEV Valery Kulievich,

Doctor of Law,

Professor of the Department of history of state and law,

RLU at All-RSUJ

GENERAL CHARACTERISTICS OF THE PENSION PROVISION IN THE RUSSIAN FEDERATION

Annotation. This article gives a general description of modern pension provision in the Russian Federation. The concept of state pension provision is disclosed. The main types of pension provision are considered. The grounds for receiving a pension for each type of pension insurance are consistently set out. The order, conditions, categories of persons having the right to receive pension, taking into account changes in the pension legislation are described.

Key words: pension; pension provision; social pension; pension insurance; public service; state pension; pension system.

Произошедшие на рубеже 80 - 90-х годов XX в. радикальные изменения формы Российского государства в сторону перестройки экономических отношений в соответствии с принципами рыночного саморегулирования обусловили необходимость реформирования существующей советской модели пенсионной системы, которая является неотъемлемой частью развития Советского государства и отражена в историко-правовой литературе [1]. Единая универсальная форма государственного социаль-

ного обеспечения, созданная в Советской России, предусматривала пенсионное обеспечение исключительно за счет бюджетных ассигнований и не устанавливала прямой зависимости размера пенсии от заработка, утраченного при наступлении инвалидности. Эта модель пенсионной системы не соответствует новым условиям рыночной экономики с ее многообразием форм собственности, свободной конкуренции и приоритет договорного механизма регулирования отношений между хозяйствующими субъектами. В 1990 -

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2019

2000 гг. принят ряд законодательных актов, направленных на построение системы обязательного пенсионного страхования, в которых право на получение пенсионного страхования ставится в зависимость от уплаты страховых взносов работодателей, размер пенсии прямо пропорционален сумме перечисленных за работника страховых взносов и появляется возможность формирования пенсионных накоплений [2]. Произошло возвращение понятия «государственная служба», под ней понимается профессиональная деятельность граждан по осуществлению полномочий Российской Федерации, субъектов Федерации, а также федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации. В этой связи, под пенсией по государственному пенсионному обеспечению понимается уже не вознаграждение за службу, а ежемесячная государственная денежная выплата, которая предоставляется гражданам в целях компенсации им заработка, утраченного в связи с прекращением государственной службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на трудовую пенсию по старости, инвалидности, либо в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае потери кормильца, при достижении установленного законом возраста, либо нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств к существованию. С 2012 г. отсчитывается очередной этап реформирования системы обязательного пенсионного страхования, который призван решить ряд назревших проблем как экономического, так и демографического характера. Правительство утвердило Стратегию долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации [3], в которой сформулированы ключевые направления государственной политики в области обязательного пенсионного страхования на период до 2030 г. Во исполнение этой Стратегии в конце 2013 г. был принят ряд законов, вносящих существенные изменения в ранее действующую систему обязательного пенсионного страхования [4]. В то же время, признавая себя социальным государством, Российская Федерация не вправе отказаться от гарантированного пенсионного обеспечения за счет бюджетных средств. В противном случае это лишало бы пенсионного обеспечения тех нетрудоспособных, которые не относятся к категории застрахованных лиц.

Таким образом, в 2015 г. в Российской Федерации сложились следующие формы пенсионного обеспечения:

- обязательное пенсионное страхование, т.е. система создаваемых государством правовых,

экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам заработка, получаемого ими до установления обязательного страхового обеспечения. Обязательное пенсионное страхование осуществляется за счет страховых взносов, уплачиваемых страхователями в пользу застрахованных лиц и аккумулируемых в Пенсионном фонде РФ. В форме обязательного пенсионного страхования назначаются и выплачиваются страховые пенсии (по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца) и накопительные пенсии;

- государственное пенсионное обеспечение, т.е. система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам их дохода, утраченного в связи с прекращением федеральной государственной гражданской службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на страховую пенсию. Государственное пенсионное обеспечение осуществляется за счет федерального бюджета в отношении строго определенных законом категорий субъектов, которые не относятся к числу застрахованных лиц и не подлежат обязательному пенсионному страхованию [5].

В форме государственного пенсионного обеспечения назначаются и выплачиваются следующие виды пенсионного обеспечения: пенсии по государственному пенсионному обеспечению за выслугу лет, по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, социальные пенсии;

- негосударственное пенсионное обеспечение, т.е. система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам заработка, получаемого ими до установления негосударственного пенсионного обеспечения, которая основывается на соглашении между негосударственным пенсионным фондом и вкладчиком фонда [6].

Негосударственное пенсионное обеспечение осуществляется на добровольных началах за счет пенсионных взносов, уплачиваемых вкладчиком в негосударственный пенсионный фонд. В форме негосударственного пенсионного обеспечения выплачиваются пенсии по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца, по иным пенсионным основаниям, установленным законодательством Российской Федерации или пенсионным договором.

Право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению имеют граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Российской Федерации. В последние годы увеличилось количество граждан из дру-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2019

гих стран, прибывших в Россию. В связи с этим, иностранцы, работающие на территории Российской Федерации, стали полноправными участниками программы обязательного пенсионного страхования в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Правительство РФ установило порядок получения пенсий гражданами другой страны и условия внесения страховых взносов на них. Застрахованными лицами в системе пенсионного обеспечения являются: граждане Российской Федерации, занимающиеся трудовой деятельностью, перечисляющие взносы на обязательное пенсионное страхование; иностранные граждане или лица без гражданства, которые проживают в России на постоянной или временной основе, заключившие трудовой договор (бессрочный или на срок в совокупности не меньше 6 месяцев в течение года); лица, официально получившие статус беженцев (в соответствии с ФЗ № 4528-1 «О беженцах»). Этот статус подтверждается наличием специального удостоверения установленного образца.

Гражданам, имеющим одновременно право на различные виды пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, устанавливается одна пенсия по их выбору. Однако законом установлено исключение для определенной группы лиц. Право на одновременное получение двух пенсий предоставляется:

- гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы. Им могут устанавливаться пенсия по инвалидности и страховая пенсия по старости;

- участникам Великой Отечественной войны. Им могут устанавливаться пенсия по инвалидности и страховая пенсия по старости; - родителям военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, погибших (умерших) в период прохождения военной службы или умерших вследствие военной травмы после увольнения с военной службы (за исключением случаев, когда смерть военнослужащих наступила в результате их противоправных действий). Им могут устанавливаться пенсия по случаю потери кормильца и страховая пенсия по старости (инвалидности), или пенсия по случаю потери кормильца и социальная пенсия, или пенсия по случаю потери кормильца и пенсия за выслугу лет (по инвалидности);

- вдовам военнослужащих, погибших в период прохождения военной службы по призыву вследствие военной травмы, не вступившим в новый брак. Им могут устанавливаться пенсия по случаю потери кормильца и страховая пенсия по старости (инвалидности), или пенсия по случаю

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2019

потери кормильца и социальная пенсия, или пенсия по случаю потери кормильца и пенсия за выслугу лет (по инвалидности);

- гражданам, награжденным знаком «Жителю блокадного Ленинграда». Им могут устанавливаться пенсия по инвалидности и страховая пенсия по старости;

- членам семей погибших (умерших) граждан из числа космонавтов. Им могут устанавливаться пенсия по случаю потери кормильца и любая другая пенсия, установленная в соответствии с законодательством Российской Федерации (за исключением пенсии по случаю потери кормильца или социальной пенсии по случаю потери кормильца). Пенсии по государственному пенсионному обеспечению устанавливаются и выплачиваются независимо от получения накопительной части трудовой пенсии.

Вместо положений о персональных пенсиях, действовавших в советский период российской истории, в настоящее время в Российской Федерации существует Федеральный закон от

04.03.2002 г. № 21-ФЗ «О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией».

По данному Закону правом на дополнительное ежемесячное материальное обеспечение пользуются граждане Российской Федерации, проживающие на территории Российской Федерации, получающие пенсию, ежемесячное пожизненное содержание, выплачиваемое пребывающему в отставке судье, и имеющие выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией. Помимо названного Закона, в настоящее время действует Указ Президента РФ от

28.08.2003 г. № 995 «О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении лиц, замещавших должности первых заместителей и заместителей Министров Союза ССР и РСФСР, первых заместителей и заместителей председателей государственных комитетов Союза ССР и РСФСР, заместителей управляющих делами Советов Министров Союза ССР и РСФСР и заместителей председателей комитетов народного контроля Союза ССР и РСФСР».

В социальном государстве, которым провозглашается Россия, право на пенсию должно быть признано за каждым гражданином. Нетрудоспособным гражданам, не имеющим права на трудовую пенсию и независимо от выполнения трудовой или иной общественно полезной деятельности, а также уплаты законодательно установленных платежей на цели пенсионного обеспечения устанавливаются социальные пенсии. Данный вид пенсионных выплат является государственной гарантией материального обеспечения граж-

дан при наступлении социально значимых обстоятельств. Данный институт относительно новый в отечественном пенсионном праве. Его история насчитывает около 18 лет. Впервые социальные пенсии были предусмотрены Законом СССР от 15 мая 1990 г. «О пенсионном обеспечении граждан в СССР».

Принципиально, что право на социальную пенсию по действующему законодательству предоставляется только постоянно проживающим в нашей стране лицам. Право на социальную пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют постоянно проживающие в Российской Федерации:

- инвалиды I, II и III группы, в т.ч. инвалиды с детства;

- дети-инвалиды;

- дети в возрасте до 18 лет, а также старше этого возраста, обучающиеся по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, потерявшие одного или обоих родителей, и дети умершей одинокой матери;

- граждане из числа малочисленных народов Севера, достигшие возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины), постоянно проживающие в районах проживания малочисленных народов Севера на день назначения пенсии;

- граждане Российской Федерации, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно, мужчины и женщины), а также иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Российской Федерации не менее 15 лет и достигшие указанного возраста.

В связи с повышением пенсионного возраста с 1 января 2019 г. в данное положение будут внесены изменения. Так, правом на социальную пенсию будут обладать граждане Российской Федерации, достигшие возраста 70 и 65 лет (соответственно мужчины и женщины);

- дети в возрасте до 18 лет, а также старше этого возраста, обучающиеся по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, оба родителя которых неизвестны.

Что касается негосударственного пенсионного обеспечения, то юридическим основанием является договор негосударственного пенсионного обеспечения. Порядок заключения такого договора регулируется Федеральным законом «О негосударственных пенсионных фондах». Порядок и условия исполнения негосударственным фондом обязательств по договорам негосу-

дарственного пенсионного обеспечения определяется в пенсионных правилах фонда, которые утверждаются советом директоров или наблюдательным советом фонда и регистрируются в порядке, установленном банком России. В правилах устанавливается перечень видов пенсионных схем, применяемых фондом и их описание, а также перечень пенсионных оснований.

Пенсионная схема - это совокупность условий, определяющих порядок уплаты пенсионных взносов и выплат негосударственных пенсий. Пенсионное обеспечение - одна из главных социальных гарантий развития государства, поскольку оно затрагивает интересы всего населения страны: и граждан, уже получающих пенсию, и будущих пенсионеров.

В Российской Федерации продолжается пенсионная реформа. Реформа пенсионного законодательства и пенсионной системы в целом в настоящее время является предметом широкой общественной и научной дискуссии.

Список литературы:

[1] Цечоев В.К. История отечественного государства и права: учеб. пособие. - М.: Прометей, 2017. - С. 405-488; Цечоев В.К., Власов В.И., Степанов О.В. История отечественного государства и права: учеб. пособие / отв. ред. В.К. Цечоев. - М.: ИКЦ «Март», Ростов/н/Д.: ИЦ «Март», 2003. - С. 400-444.

[2] Сиваков И.В. Пенсии. Полный универсальный справочник: учеб. пособие. - М.: Проспект, 2018. - 192 с.

[3] Распоряжение Правительства РФ от 25.12.2012 г. № 2524-р (в ред. от 24.10.2018 г.) «Об утверждении Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации» // СЗ РФ. - 2012. - № 53 (ч. 2), ст. 8029.

[4] Сиваков И.В. Пенсии. Полный универсальный справочник: учеб. пособие. - М.: Проспект, 2018. - 192 с.

[5] Федеральный закон от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ (в ред. от 27.06.2018 г.) «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» // Росс. газ. - 2001. - 20 дек.

[6] Федеральный закон от 07.05.1998 г. № 75-ФЗ (в ред. от 29.07.2018 г.) «О негосударственных пенсионных фондах» // СЗ РФ. - 1998. - № 19, ст. 2071.

Spisok literatury:

[1] Cechoev V.K. Istoriya otechestvennogo gosudarstva i prava: ucheb. posobie. - M.: Prometej, 2017. - S. 405-488; Cechoev V.K., Vlasov V.I., Stepanov O.V. Istoriya otechestvennogo gosudarstva i prava: ucheb. posobie / otv. red. V.K. Cechoev. - M.:

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2019

IKC «Mart», Rostov/n/D.: IC «Mart», 2003. - S. 400444.

[2] Sivakov I.V. Pensii. Polnyj universal'nyj spravochnik: ucheb. posobie. - M.: Prospekt, 2018. - 192 s.

[3] Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 25.12.2012 g. № 2524-r (v red. ot 24.10.2018 g.) «Ob utverzhdenii Strategii dolgosrochnogo razvitiya pen-sionnoj sistemy Rossijskoj Federacii» // SZ RF. -2012. - № 53 (ch. 2), st. 8029.

[4] Sivakov I.V. Pensii. Polnyj universal'nyj spravochnik: ucheb. posobie. - M.: Prospekt, 2018. - 192 s.

[5] Federal'nyj zakon ot 15.12.2001 g. № 167-FZ (v red. ot 27.06.2018 g.) «Ob obyazatel'nom pen-sionnom strahovanii v Rossijskoj Federacii» // Ross. gaz. - 2001. - 20 dek.

[6] Federal'nyj zakon ot 07.05.1998 g. № 75-FZ (v red. ot 29.07.2018 g.) «O negosudarstvennyh pen-sionnyh fondah» // SZ RF. - 1998. - № 19, st. 2071.

ЮРКОМ ПАНИ

www. law-books, ru

Юридическое издательство

«ЮРКОМПАНИ»

Издание учебников, учебных и методических пособий, монографий, научных статей.

Профессионально.

В максимально короткие сроки.

Размещаем в РИНЦ, Е-1лЪгагу.

Г

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.