Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ УКРАИНЫ'

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ УКРАИНЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
75
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПЕНСИЯ / ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / PENSION / ВИДЫ ПЕНСИЙ / TYPES OF PENSIONS / СОТРУДНИКИ ПРОКУРАТУРЫ / PENSION PROVIDING / WORKERS OF OFFICE OF PUBLIC PROSECUTOR

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Пшонка А.В.

Статья посвящена исследованию особенностей пенсионного обеспечения прокурорско-следственных сотрудников на современном этапе. В работе проанализированы понятие пенсионного обеспечения сотрудников прокуратуры, рассмотренные основания назначения пенсий сотрудникам прокуратуры согласно законодательству Украины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN STATE PENSION EMPLOYEES OF THE PROSECUTION BODIES OF UKRAINE

The article is devoted research of features of the pension providing of public prosecutor’s-consequence workers on the modern stage. The concepts of the pension providing of public prosecutor’s-consequence workers are in-process analyzed, considered grounds of setting of pensions to the workers of office of public prosecutor to in compliance with the legislation Ukraine.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ УКРАИНЫ»

ПРАВО И ЭКОНОМИКА

A.B. ПШОНКА, кандидат юридических наук, народный депутат Украины, Первый заместитель Председателя Комитета Верховного совета Украины по вопросам законодательного

обеспечения правоохранительных органов

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ УКРАИНЫ

Статья посвящена исследованию особенностей пенсионного обеспечения прокурорско-след-ственных сотрудников на современном этапе. В работе проанализированы понятие пенсионного обеспечения сотрудников прокуратуры, рассмотренные основания назначения пенсий сотрудникам прокуратуры согласно законодательству Украины.

Ключевые слова: пенсия, виды пенсий, пенсионное обеспечение, сотрудники прокуратуры.

A.V. PSHONKA, candidate of legal sciences, people's Deputy of Ukraine, First Deputy Chairman of the Verkhovna Rada Committee on legislative support of law enforcement

MODERN STATE PENSION EMPLOYEES OF THE PROSECUTION BODIES OF UKRAINE

The article is devoted research of features of the pension providing of public prosecutor's-consequence workers on the modern stage. The concepts of the pension providing of public prosecutor's-consequence workers are in-process analyzed, considered grounds of setting of pensions to the workers of office of public prosecutor to in compliance with the legislation Ukraine.

Key words: pension, types of pensions, pension providing, workers of office of public prosecutor.

Становление Украины как социального государства, что определено на конституционном уровне, требует радикальной реформы социальной защиты населения, одним из видов которого является пенсионное обеспечение. Право на пенсию, которое неразрывно связано с трудовой деятельностью человека, есть важнейшая составляющая благосостояния нетрудоспособных граждан и демонстрирует реальное стремление государства придерживаться принципов гуманизма в отношении тех, кто отдал обществу труд, интеллект и здоровье.

В правовом регулировании пенсионного обеспечения сотрудников органов прокуратуры накопилось немало проблем, которые существенно влияют на уровень их социальной защищенности и, соответственно, на эффективность выполнения возложенных на них правоохранительных задач. Существующие проблемы пенсионного обеспечения и пути их решения были исследованы в трудах многих ученых, в частности С.С. Алексеева, A.M. Бандурки, В.С. Венедиктова, М.И. Иншина, К.Ю. Мельника, П.Д. Пилипенко, Е.М. Поповича, А.И. Процевского и др. Однако, несмотря на интенсивность и широкий спектр исследований, посвященных различным аспектам пенсионного обеспечения, значительное количество вопросов в этой сфере остается еще дискуссионным. В первую очередь следует отметить, что реформирование пенсионного обеспечения в целом и сотрудников прокуратуры, в частности - сложный, многогранный и комплексный

процесс, который должен существенно изменить баланс политических, экономических и социальных интересов, а главное - обеспечить зависимость размера пенсии от характера правоохранительной деятельности, трудового вклада и страхового стажа прокурорско-следственных сотрудников. Итак, современный этап реформирования пенсионного законодательства, характер служебно-трудовой деятельности сотрудников прокуратуры, необходимость совершенствования их социально-правовой защиты обусловливают актуальность и важность комплексного исследования широкого круга вопросов, связанных с правовым регулированием пенсионного обеспечения этой категории сотрудников правоохранительных органов.

В Конституции Украины, где человек признан высшей ценностью, закреплены необходимые условия для реализации каждым гражданином своих прав, свобод и законных интересов. Одно из таких прав - право на социальную защиту и достаточный жизненный уровень для себя и своей семьи. Эти положения закреплены в ст. 46 Конституции Украины, в которой указано, что граждане имеют право на социальную защиту, учитывая право на обеспечение их в случае полной, частичной или временной потери трудоспособности, потери кормильца, безработицы по независящим от них обстоятельствам, а также в старости и в других случаях, предусмотренных законом1.

1 См.: Вщомост Верховно! Ради Ук-ра'ши. 1996. № 30. Ст. 141.

Учитывая тематическую направленность нашего исследования, считаем целесообразным определиться с содержательным наполнением отдельных ключевых понятий. В Новом толковом словаре украинского языка термин «обеспечивать » означает предоставление или создание материальных средств к существованию; гарантирование чего-либо2 ; в Словаре украинского языка — поставлять что-то в достаточном количестве, удовлетворять определенные потребности, создавать надежные условия для осуществления чего-либо, гарантировать что-то, защищать, охранять кого-нибудь, что-нибудь от опасности3; в Толковом словаре под редакцией В.И. Даля - предоставить все необходимое4 .

Что касается социального обеспечения, то под этим понятием следует понимать организационно-правовую деятельность государства по материальному обеспечению, социальному содержанию, обслуживанию, оказанию медицинской помощи за счет специально созданных финансовых источников лицам, подвергшимся социальному риску, в

2 См.: Новий тлумачний словник ук-рашсько! мови: В 4 т. Для студ. вищих та серед. навч. закл. / В. Яременко,

0. Слшушко. К.: Акошт, 1999. Т. 2: Ж - ОБД. С. 684 (Нов1 словники).

3 См.: Словник украшсько! мови / Ред.

1.К. Бшодщ. Ки!в: Наук. думка, 1972. Т. 3. С. 19.

4 См.: Даль В.И, Толковый словарь

живого великорусского языка: В 4 т. М.:

Рус. язык, 1980. Т. 4. С. 577.

результате которого потеряли здоровье и (или) средства к существованию и не могут материально обеспечить себя и своих иждивенцев5. В свою очередь, С.Н. Прилипко и А.Н. Ярошенко отмечают, что социальное обеспечение в современном демократическом обществе представляет собой сферу пересечения жизненно важных интересов граждан, касается отношений собственности, правовых приемов и средств их регулирования, социальной политики государства и социально-экономических прав человека. Эта сфера является отражением таких общечеловеческих ценностей, как равенство, справедливость, гуманизм, моральные принципы цивилизованного общества6. Таким образом, С.Н. Прилипко и А.Н. Ярошен-ко дают определение социального обеспечения через призму принципов демократического общества.

По нашему мнению, наиболее основательное исследование понятия «социальное обеспечение» было проведено Б.И. Сташкивом. Согласно точке зрения ученого, понятие «социальное обеспечение» может употребляться в различных аспектах, а именно: как общественно-исторический тип материального обес-

5 См.: Болотта Н.Б, Право людини на сощальне забезпечення в Укра!ш : проблема термш1в 1 понять / / Право Украши. 2000. № 4. С. 38.

6 См.: Право социального обеспечения в Украине: Учеб. / Под общ. ред. Л.И. -Лазор, С.Н. Прилипко, О.Н. Ярошенко. Луганск: Изд-во «Шико» ООО «Виртуальная реальность», 2010. С. 17.

печения престарелых и нетрудоспособных; как особая форма распределительных отношений, возникающих при делении части общественных фондов потребления; предмет социальной политики страны; как неотъемлемый элемент образа жизни и его особенности; как самостоятельная функция государства; как правовая форма материального обеспечения определенных категорий населения; как форма опосредованного стимулирования активного участия граждан в социально-экономической жизни общества; как конституционное социальное право человека; как отрасль права и т.д.7

Таким образом, учитывая приведенные выше точки зрения, предлагаем под социальным обеспечением понимать процесс обеспечения как материальными, так и нематериальными благами соответствующих категорий граждан, предоставление необходимых гарантий обеспечения достойного уровня жизнедеятельности и создания соответствующих источников финансирования в соответствии с нормами действующего законодательства.

Один из видов социальной защиты, предусмотренной законодательством Украины, - пенсионное обеспечение. Право на пенсию неразрывно связано с трудовой деятельностью человека. Достижение пенсионного возраста является основанием для прекращения трудовых отноше-

7 См.: Сташтв Б.1. Поняття права соц-1ального забезпечення // Право Украши. 2000. № 5. С. 24.

ний работников с работодателями, из-за чего у государства возникает обязанность в пенсионном обеспечении граждан.

В современной научной литературе существуют различные определения содержания понятия «пенсия». Пенсия (от лат. ргшю — платеж) - это регулярная денежная выплата в качестве материальной помощи по возрасту, инвалидности, за выслугу лет, по случаю потери кормильца. В Толковом словаре русского языка С.И. Ожегова термин «пенсия» определяется как денежное обеспечение за выслугу лет, по инвалидности, нетрудоспособности и т.д.8

В.А. Ачаркан определяет пенсию как денежное содержание, которое получают граждане в случаях постоянной или стойкой нетрудоспособности (презюмированной или установленной медицинским обследованием), которое назначается гражданам за их прежнюю работу или общественно полезную деятельность и является для них постоянным и основным источником средств существования9.

По мнению В.С. Андреева, под пенсией следует понимать ежемесячные выплаты из фондов для нетрудоспособных граждан в случаях старости, инвалидности, выслуги лет, потери кормильца, назначаемые в связи с прежней общественно по-

8 См.: Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред. Н.Ю. Шведовой. М.: Рус. яз., 1983. С. 122.

9 См.: Ачаркан В.А. Государственные пенсии. М.: Юрид. лит., 1967. С. 68.

лезной деятельностью, в размерах, как правило, соотнесенных с получаемым ранее заработком10.

Н.М. Стаховская, подвергая критике существующие в научной литературе понятия «пенсия» и признавая их «довольно громоздкими», под пенсией понимает дифференцированную денежную форму содержания престарелых и нетрудоспособных граждан в установленных законодательством случаях за счет общества11 . К характерным признакам пенсии она относит следующие: денежная форма пенсии; периодичность и регулярность выплаты; индивидуально определенный постоянный (относительно) размер; пенсия во многих случаях должна играть роль основного источника существования; дифференциация размеров пенсии в зависимости от размеров прежнего трудового заработка.

В целом соглашаясь с вышеприведенными признаками пенсии, следует подчеркнуть, что такой признак, как «роль основного источника существования» может быть только факультативным, а не обязательным. Это объясняется тем, что нынешний размер пенсии не может обеспечить достойный уровень жизни граждан. По нашему мнению, если пенсионер, получая относительно невысокую пенсию, будет продолжать трудовую деятель-

10 См.: Андреев B.C. Пенсионное законодательство. М.: Юрид. лит., 1965. С. 22.

11 См.: Стаховсъка Н.М. Вщносини в

прав1 сощального забезпечення: Дис. ... канд. юрид. наук. К., 2000. С. 102.

ность, то от этого выиграет не только он (его семья), но и государство в целом. Согласно Закону «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании»12 от 9 июля 2003 г. № 1058- IV пенсия определяется как ежемесячная пенсионная выплата в солидарной системе общеобязательного государственного пенсионного страхования, которую получает застрахованное лицо в случае достижения им предусмотренного пенсионного возраста или признания его инвалидом, или получают члены его семьи, определенные настоящим Законом.

Согласно этому же Закону за счет средств Пенсионного фонда в солидарной системе назначаются следующие пенсионные выплаты:

1) пенсия по возрасту;

2) пенсия по инвалидности вследствие общего заболевания (в том числе увечья, не связанного с работой, инвалидности с детства);

3) пенсия в связи с потерей кормильца.

Что касается понятия «пенсионное обеспечение», то под ним понимается материальное обеспечение, которое предоставляется из Пенсионного фонда и государственного бюджета в соответствии с установленными государством правилами лицам пенсионного возраста и нетрудоспособным гражданам, а также тем, которые потеряли кормильца, учитывая признанную обще-

12 См.: Закон Укра!ни вщ 09.07.2003 «Про загальнообов'язкове державне пен-сшне страхування» // Вщомост Верховно! Ради Укра!ни. 2003. № 49-51. Ст. 376.

ством объективно существующую необходимость предоставлять таким гражданам содержание за счет средств, ассигнованных на эти цели государством13. Из приведенного определения следует, что главной целью пенсионного обеспечения является содержание лиц, которые вследствие нетрудоспособности или других независимых от них причин не имеют достаточных средств к существованию.

Общие правила в сфере пенсионного обеспечения устанавливают законы Украины от 9 июля 2003 г.: № 1058 «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» и № 1057 «О негосударственном пенсионном обеспечении»14. Так, Закон Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» установил в Украине трехуровневую систему пенсионного обеспечения, где первый уровень - солидарная система общеобязательного государственного пенсионного страхования, второй уровень - накопительная система общеобязательного обязательного государственного пенсионного страхования, третий уровень - система негосударственного пенсионного обеспечения.

К основным характерным особенностям пенсионного обеспечения

13 См.: Трудовое право: Энцикл. словарь / Под ред. С.А. Иванова. М.: Сов. энцикл., 1979. С. 74.

14 См.: Закон Украши вщ 09.07.2003

№ 1057-1У «Про недержавне пенсшне

забезпечення» // Вщомост Верховно! Ради Украши. 2003. № 47-48. Ст. 372.

следует отнести цель пенсионного обеспечения, т.е. удовлетворение жизненно важных потребностей, которая достигается за счет периодических денежных выплат. Пенсионное обеспечение осуществляется в отношении определенной категории лиц, имеющих право на получение пенсии, гарантируется, охраняется и защищается государством и выплачивается за счет средств государственных и негосударственных фондов.

Следует отметить, что удовлетворение жизненно важных потребностей обеспечивается уровнем прожиточного минимума на текущий год. Так, в ст. 1 Закона Украины от 15 июля 1999 № 966 «О прожиточном минимуме» прожиточный минимум определен как стоимостная величина, достаточная для обеспечения нормального функционирования организма человека, сохранения его здоровья, набора продуктов питания, а также минимального набора непродовольственных товаров и услуг, необходимых для удовлетворения основных социальных и культурных потребностей личности15 . Прожиточный минимум ниже социального минимума и рассчитывается, исходя из удовлетворения только основных физиологических потребностей и предоставления основных услуг. Разнообразие определений и различное соотношение прожиточного и социального минимума зависят от фи-

15 См.: Закон Украши вщ 15.07.1999 № 966-Х1У «Про прожитковий мш1мум» // Там же. 1999. № 38. Ст. 348.

нансовых возможностей каждой страны.

Следует также обратить внимание на то, что такая помощь, как денежная выплата, отличается от пенсии по ряду признаков:

- помощь, в отличие от пенсии, является дополнительным источником средств к существованию; что касается пенсии, то она, как правило, - единственный или основной источник средств к существованию нетрудоспособных граждан;

- пенсии назначаются в тех социальных обстоятельствах, жизненных ситуациях гражданам, которые больше всего нуждаются в социальной помощи. Такими социальными обстоятельствами или жизненными ситуациями являются старость, инвалидность, потеря кормильца, наличие длительного специального трудового стажа - выслуги лет;

- финансирование выплат пенсий осуществляется, как правило, за счет средств Пенсионного фонда Украины, хотя в последние годы к выплатам пенсий все чаще привлекаются средства государственного бюджета Украины, местных бюджетов, некоторых социальных фондов. Финансирование выплаты пособия осуществляется преимущественно за счет средств социальных фондов, бюджета, местных бюджетов16.

16 См.: Казанчан A.A. Види социального забезпечення громадян в Украшк про-блемт питання // В1сник Запор1зького юрид. ш.-ту Дншропетровського державного ун-ту внутршшх справ. 2010. № 3. С. 16, 17.

Таким образом, по нашему мнению, «периодические денежные выплаты», «помощь» и «пенсия» не являются тождественными понятиями, поскольку они отличаются с целью их предоставления и продолжительности их выплаты.

Пенсионное обеспечение гарантируется, охраняется и защищается государством. Важная гарантия реализации права на пенсионное обеспечение - существование четкого механизма защиты прав граждан в случае его нарушения (судебная защита)17 . Одной из важнейших гарантий пенсионного обеспечения также является соблюдение принципа законности. Нормативно-правовые акты, регулирующие особенности пенсионного обеспечения, не должны ухудшать положение лица, подвергшегося социальному риску.

Важное значение также приобретает необходимость приведения законодательства в сфере пенсионного обеспечения в соответствие с международными стандартами. В связи с этим приобретает свою актуальность унификация национального законодательства о пенсионном обеспечении. Так, по мнению В.В. Караваева, под унификацией норм пенсионного законодательства ни в коем случае нельзя понимать утверждение каких-либо стандартных норм пенсионного обеспечения (например, единых размеров пенсий для всех пенсионеров или для тех,

17 См.: Прилипко С.М. Право на пенс-шне забезпечення та його реал1защя в умовах ринково! економши / / Право Украши. 2003. № 2. С. 47.

кто получает пенсию одного вида, например, для инвалидов одной и той же группы). Унификация пенсионного законодательства - это такое упрощение, в результате которого резко сокращается число норм, которые по-разному регулируют одни и те же вопросы по отдельным видам пенсионных выплат (пенсии служащих, сотрудников органов внутренних дел, органов проку-ратуры)18. Необходимо подчеркнуть, что унификация уменьшает количество нормативно-правовых актов, исключает их дублирование.

На сегодняшний день пенсионное обеспечение в Украине регулируется 30 законами. Большинство граждан, а это более 12.4 млн пенсионеров, получают пенсию по Закону Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании». Другие же лица, а это более 1.3 млн граждан19, получают пенсии по так называемым специальным законам Украины. Специальный нормативный правовой акт, определяющий виды пенсий для сотрудников органов прокуратуры, регулирующий порядок их начисления и выдачи, - Закон Украины от 5 ноября 1991 № 1789 «О проку-ратуре»20. В соответствии со ст. 50 этого Закона прокуроры и следова-

18 См.: Караваев В.В, О совершенствовании пенсионного законодательства // Сов. гос. и право. 1971. № 10. С. 60.

19 См. там же.

20 См.: Закон Украши вщ 05.11.1991 № 1789-Х11 «Про прокуратуру» // Вщо-мост1 Верховно! Ради Украши. 1991. № 53. Ст. 793.

тели имеют право на пенсионное обеспечение за выслугу лет независимо от возраста, при наличии на день обращения выслуги лет не менее:

- до 30 сентября 2011 г. - 20 лет, в том числе стажа работы на должностях прокуроров и следователей прокуратуры не менее 10 лет;

- с 1 октября 2011 г. по 30 сентября 2012 г. - 20 лет 6 месяцев, в том числе стажа работы на должностях прокуроров и следователей прокуратуры не менее 10 лет 6 мес.;

- с 1 октября 2012 г. по 30 сентября 2013 г. - 21 год, в том числе стажа работы на должностях прокуроров и следователей прокуратуры не менее 11 лет;

- с 1 октября 2013 г. по 30 сентября 2014 г. - 21 год 6 мес., в том числе стажа работы на должностях прокуроров и следователей прокуратуры не менее 11 лет 6 мес.;

- с 1 октября 2014 г. до 30 сентября 2015 г. - 22 года, в том числе стажа работы на должностях прокуроров и следователей прокуратуры не менее 12 лет, и так до 25 лет выслуги лет, в том числе стажа работы на должностях прокуроров и следователей прокуратуры не менее 15 лет.

При этом пенсия назначается в размере 80% от суммы их месячной (действующей) заработной платы, в которую включаются все виды оплаты труда, с которой был уплачен единый взнос на общеобязательное государственное социальное страхование, а до 1 января 2011 г. - страховые взносы на общеобязательное государственное пенсионное страхо-

вание, получаемой перед месяцем обращения за назначением пенсии. По нашему мнению, пенсионное обеспечение сотрудников органов прокуратуры в соответствии со схемой, предусмотренной Законом Украины «О прокуратуре», весьма простое, обоснованное и приемлемое для применения в современных условиях. Важно также отметить, что для более глубокого анализа правовой природы пенсионного обеспечения сотрудников органов прокуратуры необходимо учитывать следующие обстоятельства.

Во-первых, видом социального обеспечения, в том числе сотрудников прокуратуры, должно выступать пенсионное обеспечение, а не пенсия, ведь пенсия — это лишь определенное материальное благо, которое предоставляется нетрудоспособным гражданам в пределах пенсионного обеспечения. Его содержанием является предоставление нетрудоспособным гражданам денежных выплат - пенсий. При этом термины «пенсионное обеспечение» и «пенсия» должны соотноситься как философские категории «форма» и «содержание».

Во-вторых, пенсионное обеспечение выступает одним из основных видов социального обеспечения нетрудоспособных граждан, единственным или главным источником средств для их существования.

В-третьих, пенсионное обеспечение носит регулярный характер. Иные виды денежного обеспечения имеют как одноразовый, так и регулярный характер, однако уплачиваются не ежемесячно. Кроме того,

пенсии могут выплачиваться как в течение длительного времени, так и пожизненно. В частности, согласно ч. 1, 5, 17 ст. 50 Закона Украины «О прокуратуре» пожизненный характер для сотрудников органов прокуратуры имеют пенсии по возрасту, выслуге лет, а при определенных обстоятельствах - по случаю потери кормильца.

В-четвертых, пенсионное обеспечение сотрудников органов прокуратуры предусматривает выплату только одной пенсии из числа тех, на которые имеют право нетрудоспособные граждане. Например, в соответствии с ч. 10 ст. 50 указанного Закона прокурорам и следователям, имеющим одновременно право на различные государственные пенсии, назначается одна пенсия по их выбору, в том числе на условиях, предусмотренных ст. 37 Закона Украины от 16 декабря 1993 № 3723 «О государственной службе»21 .

В-пятых, достаточный уровень пенсионного обеспечения сотрудников органов прокуратуры есть один из минимальных государственных социальных стандартов, который обеспечивается за счет средств системы обязательного государственного пенсионного и социального страхования, а также за счет средств государственного бюджета.

Таким образом, анализ действующего законодательства и научных трудов в этой сфере дает основа-

21 См.: Закон Украши вщ 16.12.1993 № 3723-Х11 «Про державну службу» // Вщомост Верховно! Ради Украши. 1993. № 52. Ст. 490.

ния для выделения характерных признаков пенсионного обеспечения сотрудников органов прокуратуры: это - денежные платежи, которые осуществляются за счет средств Пенсионного фонда Украины и государственного бюджета;

эти платежи, как правило, осуществляются регулярно (ежемесячно);

размер пенсии зависит от выслуги лет, стажа работы, предварительного заработка и занимаемой должности;

пенсии назначаются только в строго установленных законодательством случаях: наступление пенсионного возраста, выслуга лет, инвалидность, потеря кормильца;

цель назначения пенсий - удовлетворение с помощью периодических денежных выплат жизненно важных потребностей человека;

максимальный размер пенсии не может превышать 10 прожиточных минимумов, установленных для лиц, утративших трудоспособность.

Учитывая приведенные признаки, под пенсионным обеспечением сотрудников органов прокуратуры целесообразно понимать вид социального обеспечения, который предусматривает периодические денежные выплаты (ежемесячные, пожизненные) сотрудникам органов прокуратуры, которые начисляются в зависимости от выслуги лет, стажа работы, прежнего заработка, занимаемой должности и других обстоятельств, предусмотренных действующим законодательством, выплачивается за счет средств Пенсионного фонда Украины и в случа-

ях, предусмотренных действующим законодательством, государственного бюджета.

Библиографический список:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Андреев B.C. Пенсионное законодательство. М.: Юрид. лит., 1965.

2. Ачаркан В.А. Государственные пенсии. М.: Юрид. лит., 1967.

3. Болотта Н.Б. Право людини на сощальне забезпечення в Украшк проблема термш1в i понять / / Право Украши. 2000. № 4. С. 35-39.

4. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 т. М.: Рус. яз., 1980. Т. 4.

5. Казанчан А.А. Види сощального забезпечення громадян в Украшк про-блемш питання // Вкник Запорiзького юрид. ш.-ту Дншропетровського державного ун-ту внутршшх справ. 2010. № 3. С. 11-20.

6. Караваев В.В. О совершенствовании пенсионного законодательства // Сов. гос. и право. 1971. № 10. С. 59-64.

7. Новий тлумачний словник укра'!-нсько'! мови: В 4 т. Для студ. вищих та серед. навч. закл. / В. Яременко,

0. Слшушко. К.: Акошт, 1999. Т. 2: Ж - ОБД (Новi словники).

8. Ожегов СИ. Словарь русского языка / Под ред. Н.Ю. Шведовой. М.: Рус. яз., 1983.

9. Право социального обеспечения в Украине: Учеб. / Под общ. ред. Л.И. Ла-зор, С.Н. Прилипко, О.Н. Ярошенко. Луганск: Изд-во «Шико» ООО «Виртуальная реальность», 2010.

10. Прилипко СМ. Право на пенсшне забезпечення та його реалiзацiя в умо-вах ринково'! економжи // Право Укра'!-ни. 2003. № 2. С. 45-48.

11. Словник украшсько'! мови / Ред.

1.К. Бшодщ. Ки'в: Наук. думка, 1972. Т. 3.

12. Стаховська Н.М. Вщносини в правi сощального забезпечення. Дис. ... канд.. юрид. наук. К., 2000.

13.Сташкгв Б.1. Поняття права соц-1ального забезпечення // Право Укра1-ни. 2000. № 5. С. 24-26.

14. Трудовое право: Энцикл. словарь / Под ред. С.А. Иванова. М.: Сов. энцикл.,

1979.

References (transliteration):

1. Andreev V.S. Pensionnoe zakono-datel'stvo. M.: Jurid. lit., 1965.

2. Acharkan V.A. Gosudarstvennye pensii. M.: Jurid. lit., 1967.

3. Bolotina N.B. Pravo ljudini na social'ne zabezpechennja v Ukraini: problema terminiv i ponjat' // Pravo Ukraini. 2000. № 4. S. 35-39.

4. Dal' V.I. Tolkovyj slovar' zhivogo velikorusskogo jazyka. V 4 t. M.: Rus. jaz.,

1980. T. 4.

5. Kazanchan A.A. Vidi social'nogo zabezpechennja gromadjan v Ukraini: problemni pitannja // Visnik Zaporiz'kogo jurid. in.-tu Dnipropetrovs'kogo derzhav-nogo un-tu vnutrishnih sprav. 2010. № 3. S. 11-20.

6. Karavaev V.V. O sovershenstvovanii pensionnogo zakonodatel'stva // Sov. gos. i pravo. 1971. № 10. S. 59-64.

7. Novij tlumachnij slovnik ukraïns'koï movi: V 4 t. Dlja stud. vishhih ta sered. navch. zakl. / V. Jaremenko, O. Slipushko. K.: Akonit, 1999. T. 2: Zh - OBD (Novi slovniki).

8. Ozhegov S.I. Slovar' russkogo jazyka / Pod red. N.Ju. Shvedovoj. M.: Rus. jaz., 1983.

9. Pravo social'nogo obespechenija v Ukraine: Ucheb. / Pod obshh. red. L.I. Lazor, S.N. Prilipko, O.N. Jaroshenko. Lugansk: Izd-vo «Shiko» OOO «Virtual'naja real'nost'», 2010.

10. Prilipko S.M. Pravo na pensijne zabezpechennja ta jogo realizacija v umovah rinkovoï ekonomiki // Pravo Ukraïni. 2003. № 2. S. 45-48.

11. Slovnik ukraïns'koï movi / Red. I.K. Bilodid. Kiïv: Nauk. dumka, 1972. T. 3.

12. Stahovs'ka N.M. Vidnosini v pravi social'nogo zabezpechennja. Dis. ... kand.. jurid. nauk. K., 2000.

13. Stashkiv B.I. Ponjattja prava social'nogo zabezpechennja / / Pravo Ukraïni. 2000. № 5. S. 24-26.

14. Trudovoe pravo: Jencikl. slovar' / Pod red. S.A. Ivanova. M.: Sov. jencikl., 1979.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.