УДК 332.02+336.02
Вестник СПбГУ. Экономика. 2017. Т. 33. Вып. 1
С. Л. Белозёров
ОСОБЕННОСТИ НАЦИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Основная цель деятельности государства как экономической единицы заключается в удовлетворении общественных (публичных) потребностей. Государства создают пенсионные системы, результатом функционирования которых являются общественные блага. Пенсии как основная форма социальных трансфертов — это значимый источник денежного дохода домашних хозяйств. Исследования особенностей национальных пенсионных систем позволяют сформировать рекомендации, направленные на повышение эффективности их деятельности.
В настоящей статье автор анализирует результаты функционирования национальных пенсионных систем, уровень пенсионного обеспечения в различных государствах, динамику и взаимосвязь показателей, характеризующих пенсионные системы отдельных государств.
При этом установлено, что в классическом виде распределительный и накопительный механизмы осуществления пенсионных выплат не функционируют ни в одной из представленных в статье стран. В каждой из них наблюдается сочетание элементов этих двух механизмов финансирования пенсионных выплат. Преимущества и недостатки каждой из анализируемых национальных систем пенсионного обеспечения проявляются в различные периоды развития национальной экономики и общества. В современных условиях национальные пенсионные системы активно реформируются. Пенсионные реформы имеют своей целью создание механизма, адекватно и своевременно реагирующего на экономические, демографические, социальные и иные проблемы, которые препятствуют нормальному функционированию пенсионной системы.
Уровень пенсионного обеспечения характеризует, в частности, динамика таких статистических показателей, как страховые взносы — сумма отчислений в государственный пенсионный фонд и их доля в ВВП; государственные расходы на пенсионное обеспечение и их доля в ВВП. Анализ динамики указанных показателей за период 2004-2014 гг. позволил определить основные тенденции функционирования отдельных национальных пенсионных систем.
Полученные результаты могут быть использованы при формировании рекомендаций, направленных на повышение эффективности деятельности национальных пенсионных систем. Библиогр. 29 назв. Ил. 2. Табл. 7.
Ключевые слова: пенсионное обеспечение, пенсионная система, страховой взнос, налог, расходы государства на выплату пенсий, финансы домашнего хозяйства, доход домашнего хозяйства.
S. A. Belozyorov
SPECIFICS OF NATIONAL PENSION PLANS
The main mission of the state as an economic unit is both to create public goods and to satisfy public needs. The states create pension systems, which produce public benefits. Different types of pension benefits as the main form of social transfers are the significant source of households' cash income. The research aimed to identify features of national pension systems could elaborate recommendations in order to increase the efficiency of their functioning.
In the paper we analyze the results of functioning of national pension systems, the level of pension provision in several countries, the dynamics and the relationship between indicators, characterizing pension systems in these countries.
Cергей Анатольевич БЕЛОЗЁРОВ — доктор экономических наук, профессор, Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7-9; [email protected]
Sergey A. BELOZYOROV — Doctor of Economics, Professor, St. Petersburg State University, 7-9, Universitetskaya nab., St. Petersburg, 199034, Russian Federation; [email protected]
© Санкт-Петербургский государственный университет, 2017
We found that in classical context both distribution and funded pension arrangements do not work in any considered country; The distribution and prefunding elements of pensions arrangements are combined in each of them. Advantages and disadvantages of analyzed national pension systems evolve in different periods of development of the national economy and society. In modern conditions the national pension systems are under heavy transformation. Pension reforms are aimed at creating a mechanism, which would adequately and timely respond to the economic, demographic, social and other problems that interfere with the normal functioning of the pension system.
The level of pension provision characterizes, in particular, the dynamics of such statistics as insurance premiums, i.e. the amount of contributions to the state pension fund and their share in GDP, public spending on pensions and their share in GDP. Analysis of the dynamics of these indicators for the 2004-2014 allowed us to identify the main trends in the functioning of some national pension systems.
The obtained results could be helpful to elaborate recommendations in order to improve performance of national pension systems. Refs 29. Figs 2. Tables 7.
Keywords: pension benefits, pension system, pension contribution, tax, public pension spending, household finance, household income.
Введение
Создание и функционирование системы пенсионного обеспечения, адекватной уровню развития национальной экономики, позволяет обеспечить денежный доход населению преклонного возраста и играет важную роль в развитии социально-экономической, общественно-политической, финансово-бюджетной сфер общества. Система пенсионного обеспечения связана с налогообложением, влияет на уровень совокупного дохода домашних хозяйств, повышает заинтересованность участников домашнего хозяйства в поиске высокооплачиваемой работы, является одним из факторов, определяющих конъюнктуру рынка труда. Такая система не может быть статичной в условиях постоянного развития национальных экономик. Причины, вызывающие необходимость реформирования пенсионных систем, различны. К ним можно отнести снижение темпов экономического развития; изменения в социальной структуре; рост занятости женщин; рост уровня доходов пенсионеров; состояние демографического перехода и др.
В современных условиях многие государства активно реформируют национальные пенсионные системы. в целом пенсионные реформы имеют сходные цели, которые заключаются в создании механизма, адекватно и своевременно реагирующего на экономические, демографические, социальные и иные проблемы, которые препятствуют нормальному функционированию пенсионной системы. выбор государством того или иного типа реформы обусловлен прежде всего действующей пенсионной системой, уровнем развития социального и пенсионного законодательства, национального финансового рынка и целями дальнейшего преобразования. Следовательно, анализ особенностей и результатов функционирования национальных пенсионных систем имеет важное значение для определения выводов, влияющих на развитие теории общественных финансов, финансов домашнего хозяйства налогообложения и других областей финансовой науки. кроме того, результаты теоретического анализа пенсионных систем могут дать определенные ориентиры в разработке основных направлений пенсионных реформ.
Целью данной статьи является исследование результатов функционирования национальных пенсионных систем, уровня пенсионного обеспечения в различных
государствах, выявление особенностей в динамике и взаимосвязи между показателями, которые характеризуют пенсионные системы отдельных государств.
Выбор стран для анализа (Германия, Латвия, Норвегия, Россия, Польша, Швеция, Франция, Эстония) обусловлен различными типами пенсионных систем, действующими в этих странах, а следовательно, и различными стартовыми условиями для их реформирования; кроме того, рядом обстоятельств, вызывающих, на наш взгляд, дополнительный интерес к результатам анализа. Так, например, Латвия, Эстония, Россия являются постсоветскими государствами, поэтому стартовые условия модернизации пенсионных систем в этих странах были одинаковыми и начинались такие реформы почти одновременно; результаты экономического развития Норвегии и России во многом зависят от добычи нефти и газа.
Уровень пенсионного обеспечения населения характеризуется рядом статистических показателей. В статье проведен анализ четырех показателей: 1) страховые взносы — сумма отчислений в государственный пенсионный фонд; 2) доля страховых взносов в ВВП; 3) государственные расходы на пенсионное обеспечение (public pensions spending)1; 4) доля государственных расходов на пенсионное обеспечение в ВВП. Цель сравнительного и графического анализа значений показателей и их динамики за период с 2004 по 2014 г. состоит в выявлении основных тенденций функционирования отдельных национальных пенсионных систем. Использование методов статистического анализа позволило также проверить предположение, возникшее в ходе предыдущих исследований [Страхование..., 2017], о том, что условно-накопительные системы пенсионного обеспечения, действующие в ряде стран, сокращают зависимость государственных пенсионных выплат от размера взносов на пенсионное страхование.
1. Обзор литературы
Подходы Всемирного банка к построению пенсионных систем в странах мира (обязательное, добровольное и индивидуальное пенсионное страхование) с позиций макроэкономики, микроэкономики и политической экономии рассматривал нобелевский лауреат по экономике J. Stiglitz [1999]. Впоследствии R. Holzmann и соавторы [2008] исследовали эти подходы, разработав критерии их оценки.
A. Borsch-Supan [2012] изучал основные проблемы реформирования государственного пенсионного обеспечения (в частности, солидарные системы пенсионного страхования) в странах Европы с точки зрения высоких затрат и старения населения. В продолжение этих исследований M. Wong [2015] анализировал основные недостатки солидарной пенсионной системы, принимая во внимание проблемы ее стабильности в экономике со стареющим населением, искажения стимулов к труду, накопления неявного пенсионного долга, а также основные особенности пенсионных реформ в странах мира, в частности полный или частичный переход от системы фиксированных выплат к системе фиксированных взносов.
1 В дальнейшем под термином "pensionspending" понимается сумма расходов государства на выплату различных видов пенсий: по старости (old-agepension), по инвалидности (disabilitypension), по потере кормильца (survivors' pension) и т. д. — согласно описанию данных Eurostat, используемых в статистическом анализе.
Нобелевский лауреат по экономике Р. Diamond [2011] анализировал влияние различных подходов к построению пенсионной системы на рынки труда, сбережения и экономический рост. В работе "Economic Theory and Tax and Pension Policies" [2011] он исследовал также системы обязательного пенсионного страхования с точки зрения теории оптимального налогообложения. Автор пришел к выводу о том, что существующие системы налогообложения доходов от капитала благоприятствуют формированию пенсионных накоплений (на примере пенсионных систем Австралии и Новой Зеландии).
Среди исследований пенсионных систем в странах мира в зависимости от уровня их экономического развития можно отметить работу D. Bloom и R. McKinnon [2013], которые рассматривали основные аспекты построения и внедрения систем государственного пенсионного страхования в развивающихся странах и странах с переходной экономикой, с учетом основных целей таких систем, направленных на сокращение бедности, обеспечение должного уровня дохода пенсионеров, независимо от гендерных различий; сокращение рисков недостаточного финансирования. По мнению авторов, оптимальная пенсионная политика должна включать в себя совокупность мер, направленных на оптимизацию страховых взносов, страховых выплат и финансирования, с учетом демографической, исторической, политической и фискальной ситуации в стране, сложившейся практики поддержки пенсионеров, а также ситуации на рынке труда.
E. Vogel и соавторы [2012], используя методы экономико-математического моделирования, исследовали изменения демографической ситуации в индустриальных странах, которые привели к сокращению численности работоспособного населения. В результате были определены основные направления предотвращения негативных последствий таких изменений: рост инвестиций за рубеж, повышение пенсионного возраста и эндогенное наращивание человеческого капитала.
Российские исследователи также уделяют серьезное внимание изучению современного этапа реформирования отечественной и зарубежных пенсионных систем и их влияния на развитие национальной экономики.
В. А. Мау [2012] одним из важных факторов современного экономического роста считает человеческий капитал. Влияние данного фактора на экономическую активность хозяйствующих субъектов зависит, с точки зрения этого исследователя, в том числе и от результатов функционирования пенсионной системы, от формирования условий для качественного скачка в ее развитии.
Оценку краткосрочных последствий изменений пенсионной системы РФ в 2010 г. и возможные долгосрочные сценарии развития системы трудовых пенсий дает Е. Т. Гурвич [2010], утверждая, что при сохранении размеров трансферта в ПФ РФ коэффициент замещения будет последовательно падать. Для его поддержания на неизменном уровне необходимо увеличение размеров пенсионного трансферта на один процентный пункт ВВП каждые пять лет или ежегодное повышение ставки пенсионных взносов на один процент. А. К. Соловьев [2013] анализирует состояние и развитие пенсионной системы России в долгосрочной перспективе. При этом он определяет причины существующего дефицита Пенсионного фонда РФ и показывает, что основными следует считать актуарную несбалансированность тарифной политики, неучастие существенной части трудоспособного населения в выплатах
в ПФР, а также наличие значительного числа лиц, получающих трудовую пенсию досрочно.
О. Дмитриева и соавторы [2010] сравнивают эффективность накопительной и распределительной пенсионных систем, утверждая при этом, что в российских условиях доходность пенсионных накоплений не покрывает инфляцию, значительно отстает от индексации страховой части пенсии и еще больше — от роста средней заработной платы. В результате при прочих равных условиях пенсия у граждан с обязательным накопительным элементом будет меньше, чем у тех, кто находится в рамках полностью распределительной пенсионной системы.
Особое внимание пенсионным системам и их преобразованиям уделяется международными финансово-экономическими организациями, такими как ОЭСР, Всемирный банк, МВФ, Международная организация труда, которые проводят ежегодные обзоры пенсионного и страхового рынков и пенсионных систем в странах и регионах мира.
2. Сравнительный анализ российской и европейских систем пенсионного обеспечения
Для классификации национальных систем пенсионного обеспечения теоретики используют различные критерии, определяя их перечень и приоритетность в зависимости от установленной цели.
Задачи, поставленные в рамках данного исследования, определяют необходимость использования такого критерия классификации систем пенсионного обеспечения, как механизм их финансирования. Осуществление пенсионных выплат может осуществляться на основе распределительного или накопительного механизма.
В распределительных пенсионных системах (unfunded pension system, pay-as-you-go, PAYGO) выплаты пенсий финансируются за счет страховых взносов или налогов, поступающих в государственный пенсионный фонд. Система основывается на равенстве поступлений и выплат в каждый период времени. государственные пенсии выплачиваются на основе принципа «солидарности поколений», т. е. пенсионеры получают деньги за счет страховых взносов (налогов), уплачиваемых работающими гражданами. Бремя пенсионного обеспечения старшего населения несет на себе экономически активное население страны. Собранные деньги не инвестируются, они идут на выплату текущих пенсий.
В накопительной пенсионной системе (funded pension system) происходит не только сбережение пенсионных взносов, вносимых представителями каждого поколения, но и их инвестирование. В результате пенсии выплачиваются за счет средств, внесенных работником в пенсионный фонд, сумма которых увеличивается как результат инвестиционной политики фонда, согласованной со страхователем.
Каждая из систем имеет свои преимущества и недостатки, которые в большей или меньшей мере проявляются в различные периоды развития национальной экономики и общества. Степень их влияния зависит от экономических, социальных, демографических и иных факторов.
Представленные выше механизмы финансирования пенсионных выплат в классическом виде существуют только в теории, тогда как на практике наблюдается различное сочетание их элементов. Особенности функционирования ме-
ханизмов финансирования пенсионного дохода домашних хозяйств в отдельных странах можно обнаружить по результатам эмпирического анализа национальных систем пенсионного обеспечения.
В табл. 1 представлен ряд показателей, которые служат ориентиром для определения направлений пенсионных реформ и разработки пенсионных схем в анализируемых странах.
Таблица 1. Основные показатели, характеризующие пенсионные системы в 2014 г.
Наименование показателей Средние по ОЭСР Германия Латвия РФ Норвегия Польша Швеция Франция Эстония
Средняя зарплата работника (USD) 40 007 55 649 10 280 6691 72 602 11 978 52 272 33 036 15 060
Государственные пенсионные расходы (% от ВВП) 7,9 10,6 7,7 8,5 5,4 10,8 7.4 13,8 6,9
Ожидаемая продолжительность жизни (лет) 80,0 80,7 74 67,9 81,7 76,3 81,7 81,7 74,3
Средний возраст дожития (от 65 лет) 19,3 19,4 16,1 14,4 19,8 17,4 19,9 21,0 16,8
Население в возрасте старше 65 лет (% от общей численности) 16,2 21,4 17,2 13,2 16,4 15,3 20,0 18,7 18,4
Источник: [Pensions at a Glance..., 2015].
Пенсионная система Германии представлена тремя основными уровнями.
Первый уровень — обязательное государственное пенсионное обеспечение
рабочих и служащих, а также «самозанятого» населения (деятелей искусств, лиц, работающих на дому, и др.); государственных чиновников; фермеров и членов их семей; особых профессиональных групп (медиков, юристов и др.).
Основные принципы обязательного пенсионного страхования определяют распределительный характер государственной пенсионной системы: пенсионные выплаты финансируются за счет текущих налоговых поступлений от работающего поколения и организаций (принцип солидарности поколений). Работник и работодатель в равных долях направляют взносы в государственный пенсионный фонд. Перечисление средств на счета фонда происходит автоматически при начислении заработной платы. С ростом заработной платы работника увеличивается и размер отчислений в государственный пенсионный фонд. Чем выше абсолютное значение суммарного (работника и работодателя) взноса, тем больше будет размер пенсии,
получаемой работником по достижении им пенсионного возраста. Пенсионный возраст в Германии составляет 65 лет для мужчин и для женщин. До 2029 г. планируется его увеличение до 67 лет. В период прохождения гражданином Германии воинской службы или декретного отпуска взнос в пенсионный фонд делает государство.
Алгоритм расчета размера пенсии предполагает использование только относительных коэффициентов, учитывающих различные аспекты трудовой деятельности, поэтому немецкие домашние хозяйства защищены от негативного изменения макроэкономических показателей, например от роста инфляции. Даже в условиях роста цен размер пенсионного дохода будет сопоставим с размером средней заработной платы.
Второй уровень — негосударственное пенсионное обеспечение. При этом предполагается выплата организациями пенсий своим бывшим сотрудникам дополнительно к пенсиям, получаемым ими в рамках обязательного государственного пенсионного страхования. Такая форма обеспечения дохода в старости носит добровольный характер. Организация вправе самостоятельно решать вопрос дополнительного пенсионного обеспечения для своих сотрудников (профессиональные пенсии). Примерно 41% компаний предоставляет дополнительное пенсионное обеспечение своим работникам.
В соответствии с законодательством работодатели могут выбирать один из пяти механизмов пенсионного обеспечения.
1. Прямые пенсионные выплаты (direct pension promise, direct zusage). Источником таких выплат являются накопления, сделанные в течение периода работы гражданина в организации. Работодатель при заключении контракта берет на себя обязательство выплатить работнику определенную денежную сумму после того, как он выйдет на пенсию. Динамика и итоговая величина накоплений фиксируются в пенсионной книжке работника. Работодатель может сократить свой налогооблагаемый доход на величину отчислений на пенсионные счета работников. Пенсионные отчисления работника уменьшают сумму и его налогооблагаемого дохода.
2. Прямое страхование (direct insurance). Используя эту схему, работодатель приобретает для работника полис страхования жизни и выплачивает страховой компании соответствующие взносы.
3. Пенсионные кассы, создаваемые страховыми компаниями. Пенсионные кассы — следующий по величине источник пенсионных выплат в рамках негосударственного пенсионного обеспечения. Они существуют только в Германии. Пенсионная касса обслуживает одного или нескольких работодателей и должна финансироваться в соответствии с актуарными принципами, гарантируя, что все необходимые средства для выполнения пенсионных обязательств доступны в любое время.
4. Пенсионный фонд (pension fund). Пенсионные фонды являются самостоятельными юридическими лицами, созданными, например, в форме акционерного общества. Их деятельность регулирует Закон о страховании. Пенсионные фонды могут быть организованы одной компанией — поставщиком финансовых услуг или в результате реализации общеотраслевой пенсионной программы, финансируемой объединением работодателей и профсоюзов.
Работодатели, использующие такие механизмы пенсионного обеспечения, как прямое страхование, пенсионная касса, пенсионный фонд, имеют право на налого-
вый вычет в том случае если взносы работодателей и работников носят совместный характер в размере 4 % от максимальной суммы пенсионных отчислений.
5. Касса взаимопомощи (unterstutzungskasse). Кассы взаимопомощи являются самостоятельными юридическими лицами, которые создаются в форме ассоциаций, реже — в форме общества с ограниченной ответственностью. Работник не имеет права предъявлять требования к кассе, но может предъявить их финансирующему кассу работодателю. Фонд поддержки может либо финансироваться одной компанией, либо быть основан как групповой фонд поддержки для нескольких компаний. Пенсионные выплаты облагаются налогом как обычный доход.
К третьему уровню пенсионной системы Германии можно отнести самостоятельно формируемые схемы обеспечения дохода в старости. В данном случае речь идет о различных способах формирования индивидуальных активов будущего пенсионера [Pensionsata Glance..., 2015; Hufeld, 2015.]
Современная пенсионная система Латвии также представлена тремя уровнями. Первый уровень — государственное пенсионное обеспечение. Его реформа, проведенная в 1996 г., была необходима, так как демографическая ситуация, уклонение от уплаты взносов в фонд социального страхования, низкий пенсионный возраст, получивший широкое распространение ранний выход на пенсию сделали старую систему неустойчивой. После реформы государственное обязательное пенсионное обеспечение осуществляется в рамках условно-накопительной системы (NDC, notional defined contribution), построенной в соответствии с принципом солидарности поколений.
Система NDC, которая охватывает все домашние хозяйства, предполагает тесную связь между взносами в пенсионный фонд и пенсионными выплатами. Участие в NDC является обязательным для всех работающих по найму и самозанятых людей старше 15 лет и добровольным для тех, кто не работает. Для получения пенсии граждане должны делать взносы в систему как минимум в течение 10 лет в период их активной трудовой деятельности. установленный законом минимальный возраст выхода на пенсию в настоящее время составляет 62 года для мужчин и 61 год для женщин. Пенсионеры, получая полную пенсию, имеют право продолжать работу. Размер пенсий индексируется в соответствии с изменением индекса потребительских цен и величиной средней заработной платы. Индексация зависит и от размера получаемой пенсии.
Система государственных пенсий NDC определенным образом соответствует принципам формирования ресурсов и выплаты накопительных пенсий: каждому участнику системы открывается виртуальный счет, на котором накапливаются взносы, сделанные в течение всей его трудовой жизни. На остаток на этом счете начисляется определенный доход. В момент выхода на пенсию размер пенсионного пособия рассчитывается путем деления суммы, накопленной на счете, на количество месяцев ожидаемой продолжительности жизни. С 1997 г. доход домашних хозяйств, полученный в форме пенсий, облагается подоходным налогом. Однако пенсии по старости, назначавшиеся до января 1996 г., не подлежат налогообложению.
Второй уровень системы пенсионного обеспечения Латвии предусматривает обязательное открытие для будущего пенсионера индивидуального счета. Возможность открытия таких счетов существует с 2001 г. Участие в накопительной
программе стало обязательным для лиц, начавших свою трудовую деятельность, и для работников в возрасте до 30 лет на момент начала функционирования данной программы пенсионного обеспечения. Работники в возрасте от 30 до 40 лет могли сделать выбор между участием только в системе NDC и перераспределением части взносов, существующих в рамках этой системы, на накопительные счета. граждане старше 50 лет не могли присоединиться к этому уровню системы пенсионного обеспечения.
В настоящее время равная доля взносов направляется на финансирование и государственных, и накопительных пенсий. В течение 18 месяцев с момента начала работы этой схемы управлять остатком на накопительных счетах могло только государственное казначейство. Затем это правило изменилось, и право управления делегируется также частным управляющим компаниям. Предполагается, что постепенно государство совсем откажется от управления пенсионными активами, а государственная казна перестанет участвовать в схемах управления средствами, сформировавшимися на накопительных счетах, и их распределение будет под управлением частных менеджеров.
В отличие от многих стран Центральной и Восточной Европы, частные управляющие компании имеют целый ряд ограничений при формировании индивидуальных пенсионных схем. Подобные ограничения направлены на то, чтобы в любом случае компании могли обеспечить для будущих пенсионеров определенный минимальный доход.
так как накопительные счета являются элементом государственного пенсионного обеспечения в Латвии, то граждане не имеют права на единовременное изъятие средств с этих счетов. По достижении пенсионного возраста граждане, управляя финансами домашнего хозяйства, делают выбор между использованием накопленных средств для покупки аннуитета у страховой компании или их использованием для получения надбавки к пенсии, рассчитываемой по формуле, незначительно отличающейся от формулы NDC.
Третий уровень пенсионного обеспечения Латвии представлен схемами пенсионных накоплений, которые граждане выбирают самостоятельно. Речь идет о частных профессиональных и индивидуальных пенсионных схемах. Частные пенсионные фонды в Латвии действуют с 1998 г. Будущий пенсионер может реализовать индивидуальную пенсионную схему, обратившись в фонд непосредственно либо с помощью работодателя. Последний может самостоятельно или в сотрудничестве с другими работодателями создать закрытый пенсионный фонд или заключить коллективный договор о членстве с открытым или закрытым фондом. Работодатели нечасто предлагают своим сотрудникам индивидуальные пенсионные схемы (только порядка 5 % латвийских компаний, в основном крупных). Добровольные пенсионные схемы находятся преимущественно в ведении частных пенсионных фондов. Пенсионные фонды передают свои активы в управление кредитным организациям, компаниям по страхованию жизни, инвестиционным компаниям и компаниям по управлению активами. участие в добровольных схемах пенсионного страхования предполагает налоговые льготы для работодателей и работников. В частности, взносы работодателей и работников в размере до 10 % годового дохода работников могут сократить налогооблагаемую базу налога на прибыль или подоходного налога [Pensionsata Glance., 2015; Hufeld, 2015].
К настоящему времени пенсионная система Российской Федерации на федеральном уровне представлена двумя видами пенсий, которые следует различать в зависимости от источника их финансового обеспечения: 1) трудовые (страховые) пенсии и 2) пенсии по государственному пенсионному обеспечению.
Трудовые (страховые) пенсии. В РФ действует система обязательного пенсионного страхования. Обеспечивая функционирование этой системы, государство предпринимает правовые, экономические и организационные меры, направленные на компенсацию гражданам заработка, получаемого ими до выхода на пенсию. Пенсионный возраст составляет 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин. Участниками обязательного пенсионного страхования являются граждане России и иностранные граждане, которые застрахованы в системе, включая работающих и пенсионеров (застрахованные лица). Всего в системе обязательного пенсионного страхования в 2015 г. было зарегистрировано 149,7 млн индивидуальных лицевых счетов. В качестве страхователей выступают физические и юридические лица, уплачивающие страховые взносы. Всего в 2015 г. в системе было зарегистрировано 5,8 млн организаций и 3,7 млн самозанятых граждан. Функции государственного страховщика по обязательному пенсионному страхованию осуществляет Пенсионный фонд России (ПФР) — один из трех государственных внебюджетных фондов, обеспечивающих обязательное социальное страхование в России.
Доходы ПФР формируются за счет страховых взносов — обязательных платежей, которые уплачиваются в фонд и целевым назначением которых является обеспечение прав граждан на получение страховых пенсий, фиксированных выплат к ним и социальных пособий на погребение. Страховые взносы включают в себя также индивидуально возмездные обязательные платежи, персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение накопительной пенсии. ПФР осуществляет сбор страховых взносов и на обязательное медицинское страхование (ОМС), которые затем передаются в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования. Тариф страховых взносов на обязательное медицинское страхование для работодателей составил 5,1% от размера фонда оплаты труда в отношении каждого работника. С 2015 г. взносы на ОМС впервые уплачивались со всей суммы фонда оплаты труда, не ограничиваясь, как раньше, предельной величиной для начисления взносов.
Расходы ПФР складываются из пенсионных выплат (страховые, социальные, накопительные и другие пенсии). ПФР осуществляет также социальные выплаты федеральным льготникам и иным категориям граждан, выплаты материнского капитала, софинансирование социальных программ, реализуемых субъектами РФ, и др.
До 2015 г. в РФ устанавливались трудовые пенсии. Существовали различные виды трудовых пенсий: трудовая пенсия по старости, которая состояла из страховой и накопительной частей; трудовая пенсия по инвалидности; трудовая пенсия по случаю потери кормильца. С 2015 г. введен новый порядок формирования пенсии. Законодательное понятие «трудовая пенсия по старости» заменено понятием «страховая пенсия». Существуют следующие виды страховых пенсий: страховая пенсия по старости; страховая пенсия по инвалидности; страховая пенсия по случаю потери кормильца. Право на страховую пенсию по старости имеют граждане,
достигшие пенсионного возраста. Она назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа.
Для работающих граждан, родившихся в 1967 г. и позже, в обязательном порядке сохраняется накопительная часть трудовой пенсии. Средства накопительной части учитываются ПФР в специальной части индивидуального лицевого счета. ПФР направляет на формирование накопительной части 6 % от фонда оплаты труда (ФОТ). По решению будущего пенсионера они передаются для инвестирования управляющей компании, или негосударственному пенсионному фонду, или по умолчанию во Внешэкономбанк. Доход, полученный в результате инвестирования, увеличивает остаток на индивидуальном лицевом счете. Накопленный ко времени выхода на пенсию остаток (пенсионные накопления) делится на 228 месяцев (19 лет — средний возраст дожития по выходу на пенсию) и выплачивается равными долями в течение оставшегося периода жизни пенсионера.
Пенсии по государственному пенсионному обеспечению. Эти пенсии выплачиваются за счет средств федерального бюджета, они находятся вне системы обязательного пенсионного страхования. Существуют следующие виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению: пенсия за выслугу лет; пенсия по старости; пенсия по инвалидности; пенсия по случаю потери кормильца; социальная пенсия. Право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению имеют федеральные государственные гражданские служащие; военнослужащие; участники Великой Отечественной войны; граждане, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»; граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф; граждане из числа космонавтов и работники летно-испы-тательного состава; нетрудоспособные граждане или члены их семей (в отдельных случаях).
С учетом новых назначений численность пенсионеров по линии ПФР к концу 2015 г. достигла 42,7 млн человек, увеличившись по сравнению с 2014 г. В 2015 г. 35,6 млн пенсионеров получали страховую пенсию по старости, средний размер которой составил 12 830 руб., 3,6 млн пенсионеров получали пенсию по государственному пенсионному обеспечению, средний размер которой составил 8 795 руб. Около 306 тыс. пенсионеров получали в 2015 г. две пенсии ПФР2.
Согласно измененному в 2009 г. пенсионному законодательству, пенсионный возраст в Норвегии установлен на уровне 67 лет. Однако гражданин может продолжить трудовую деятельность и после достижения этого возраста, работая до 70 лет, увеличивая, таким образом, размер назначаемой пенсии.
2 См.: О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации: ФЗ РФ № 166-ФЗ от 15.12.2001 (ред. от 03.07.2016). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34419/ (дата обращения: 10.10.2016); Об обязательном пенсионном страховании в РФ: ФЗ РФ № 167-ФЗ от 15.12.2001 (ред. от 14.12.2015). URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LA W;n=34447;dst=100003 (дата обращения: 10.10.2016); О трудовых пенсиях в РФ: ФЗ РФ № 173-ФЗ от 17.12.2001 (ред. от 28.12.2013, с изм. от 19.11.2015). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_34443/ (дата обращения: 10.10.2016); О страховых пенсиях: ФЗ РФ № 400-ФЗ от 28.12.2013. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_156525/ (дата обращения: 10.10.2016); О накопительной пенсии: ФЗ РФ № 424-ФЗ от 28.12.2013.URL: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_156541/ (дата обращения: 10.10.2016); ПФ РФ. Годовой отчет за 2015 г. URL: http://www. pfrf.ru/files/id/press_center/godovoi_otchet/Pension_fund_Annual_report_2015_1.pdf (дата обращения: 11.10.2016).
Как и в других рассматриваемых странах, в Норвегии существуют три варианта пенсионного обеспечения: государственное, производственное и индивидуальное пенсионное страхование.
Государственное пенсионное обеспечение. Финансирование национальной страховой системы осуществляется за счет взносов наемных работников, индивидуальных предпринимателей, работодателей, государства. Размер взносов работников и индивидуальных предпринимателей зависит от величины дохода, учитываемого при установлении пенсии. Если сумма дохода составляет менее NOK 39600, взносы на счета национальной страховой системы не осуществляются. Базой для расчета взносов работодателей является начисленная заработная плата. Размер взносов зависит от региона, в котором расположено предприятие, так как регионы имеют климатические особенности и различаются по уровню экономического развития.
Право на получение минимальной пенсии по старости в Норвегии имеют лица, безвыездно находившиеся в стране не менее трех лет, если их возраст в период проживания составлял от 16 до 66 лет включительно. Эта пенсия состоит из базовой части и особой надбавки.
Полная пенсия по старости (в сумму которой входит не только минимальная, но и дополнительная пенсия) гарантирована в том случае, если человек работал и получал заработную плату в Норвегии более трех лет. Размер назначаемой пенсии изменяется в соответствии с продолжительностью периода трудовой деятельности в стране и величиной получаемого дохода.
Базовая (гарантированная пенсия). В реформируемой пенсионной системе минимальную пенсию постепенно заменит базовая (гарантированная) пенсия. Размер базовой пенсии рассчитывается в зависимости от продолжительности страхового периода и не зависит от дохода гражданина, а соответственно, и суммы уплаченных им в национальную страховую систему взносов. Ее средняя минимальная величина за 2014 г. в расчете на одного пенсионера составила NOK 167963, это равняется около 31 % от средней заработной платы. Величина гарантированной пенсии индексируется в соответствии с размером средней заработной платы, но с учетом такого фактора, как ожидаемая продолжительность жизни после достижения 67 лет.
Пенсия, рассчитанная по доходу. В новой системе пенсионные взносы аккумулируются из дохода в виде заработной платы либо другого дохода, засчитываемого для расчета пенсии, полученного в период между 13 и 75 годами. Также в новых условиях размер пенсионных отчислений будет увеличиваться с ростом заработной платы.
Многие виды пособий в рамках национальной системы страхования определяются по отношению к базовой величине (G), которая в среднем за 2014 г. составила NOK 85245.
Гражданин имеет право на получение дополнительной пенсии, если его годовой доход в течение трех лет был больше, чем любое среднегодовое значение (G) после 1966 г.
Размер дополнительной пенсии определяется на основе количества лет, в течение которых гражданин получал доход с правом на пенсию, а также ежегодного количества «пенсионных очков». Пенсионные очки начисляются тем гражданам, чей годовой доход превышал среднегодовое значение (G). Максимальное количество «пенсионных очков» получают граждане с годовым доходом, равным
6 (G). Способ расчета дополнительной пенсии определяет условие (необходимо проработать 40 лет), если оно выполняется, то пенсия, как правило, назначается в максимальном размере. Для лиц, имеющих трудовой стаж менее 40 лет, сумма дополнительной пенсии уменьшается пропорционально сокращению периода трудового стажа.
Накопительное пенсионное страхование (defined contribution scheme).
С 2006 г. для того, чтобы обеспечить выплаты пенсий в рамках программы накопительного пенсионного страхования, работодатели обязаны делать взнос в размере 2 % от заработной платы, выплачиваемой работникам. Работодатель может предложить работнику и схему с заранее зафиксированными пенсионными выплатами (defined benefit), тогда взносы должны быть как минимум на том же уровне, что и ожидаемые выплаты по программе накопительного пенсионного страхования.
Добровольные частные пенсии. Домашние хозяйства, сберегая или инвестируя часть полученного дохода, могут самостоятельно обеспечить прибавку к своей пенсии по старости, назначаемой в рамках программ государственного пенсионного обеспечения или накопительного пенсионного страхования.
Досрочный выход на пенсию. В Норвегии с 1989 г. возможен досрочный выход на пенсию (AFP). Досрочно на пенсию выходят около 2/3 граждан страны.
С 2011 г. в государственной пенсионной схеме действует эластичный, основанный на принципе актуарной нейтральности, режим выхода на пенсию для возрастной группы 62-75 лет. Начиная с 62 лет можно работать (полная или неполная занятость) и получать пенсию, независимо от величины дохода, причем размер пенсии может не быть максимальным. Размер пенсии корректируется в зависимости от ожидаемой продолжительности жизни для граждан, только что начавших получать пенсию. Период ожидаемой продолжительности жизни определяются для каждой возрастной группы. Он устанавливается, когда группа находится в возрасте 61 года, и не подлежит пересмотру. Каждой группе присваивается набор значений показателя «Ожидаемая продолжительность жизни» начиная с возраста 62 года и до 75 лет. При выходе на пенсию размер годовых пенсионных выплат определяется путем деления накопленных пенсионных прав на ожидаемую продолжительность жизни.
Для того чтобы досрочно уйти на пенсию, гражданин должен отработать в одной организации не менее трех последних перед выходом на пенсию лет (или быть участником программы AFP не менее 5 лет). На момент выхода на пенсию ежегодный доход гражданина должен быть равен текущей величине (G) либо превышать ее. Годовая заработная плата лица должна быть как минимум равна величине (G) на протяжении 10 или более лет с момента достижения возраста 50 лет. Ежегодный доход в течение самых высокодоходных для гражданина 10 лет за период с 1967 г. и до года, предшествующего году выхода на пенсию, должен как минимум в два раза или более превышать (G) [Pensionsata Glance..., 2015].
Для получения минимальной государственной пенсии в Польше гражданин должен осуществлять взносы в пенсионный фонд не менее 21 года. Предполагается, что этот период увеличится до 25 лет (для мужчин к 2020 г., для женщин — к 2022 г.). Пенсионный возраст в 2014 г. составил 65 лет и 3 месяца для мужчин
и 60 лет и 3 месяца для женщин. С 01.01.2013 пенсионный возраст постепенно увеличивается и достигнет 67 лет (для женщин в 2040 г., а для мужчин в 2020 г.).
Реформа пенсионного обеспечения в Польше началась в 1999 г. В результате сформировались три уровня пенсионной системы.
Государственное пенсионное обеспечение. В пенсионном фонде открываются два вида условно-накопительных счетов (notional account schemes). Взнос по ставке 16,6 % зачисляется на основной накопительный счет будущего пенсионера. Процентная ставка по вкладу, размещенному на этом счете, соответствует темпам роста фонда оплаты труда, но не должна быть меньше темпов инфляции. Взнос по ставке 2,92 % от начисленной заработной платы направляется на дополнительный счет в фонд социального обеспечения (Zaklad Ubiezpieczen Spolecznych). При этом ставка процента, по которой начисляется доход по остатку на счете, соответствует среднегодовому темпу роста номинального ВВП за последние пять лет. Работники могут принять самостоятельное решение и направить эти 2,92 % в частные пенсионные фонды. В феврале 2014 г. 51,5 % нетто-активов частных пенсионных фондов были переданы в управление фонда социального обеспечения. Также предполагается, что индивидуальные активы тех, кто решил остаться в частных фондах, будут постепенно переданы в государственную систему за 10 лет до выхода их владельцев на пенсию. Установленные в рамках данной программы пенсионные выплаты подлежат периодической индексации в соответствии с темпами инфляции.
Минимальная пенсия выплачивается по схеме pay-as-you-go. Начиная с марта 2014 г. размер гарантированной минимальной пенсии по возрасту составляет PLN 844,45. Помимо этого государственное пенсионное страхование предусматривает пенсии по старости и пенсии по инвалидности. Источником выплаты являются взносы граждан в размере установленной доли начисленной заработной платы, но размер взноса не может превышать 30 % величины среднемесячной заработной платы (табл. 2).
Таблица 2. Ставки страховых взносов в 2016 г., %
Пенсионная программа Работодатель Работник Итого
Пенсия по возрасту, % 9,76 9,76 19,52
Пенсия по инвалидности, % 6,50 1,50 8,00
Источник: [Poland., 2016].
В рамках негосударственного пенсионного обеспечения работают открытые пенсионные фонды (otwartefunduszeemerytalne). Пенсия, выплачиваемая этими фондами, зависит от накопленной на индивидуальном счете суммы и от возраста пенсионера. В июле 2016 г. правительство объявило о реформировании системы частных пенсионных фондов (с государственной гарантией) и передаче большей доли их активов в паевые фонды (mutual funds).
Добровольное пенсионное страхование. Сюда включены индивидуальное производственное пенсионное страхование и индивидуальные пенсионные счета (IKEs), введенные в 2004 г., и индивидуальные пенсионные страховые счета (IKZEs), введенные в 2012 г. Доходы от IKE и доходы от IKZE не облагаются налогом на прирост капитала (capital gains tax). Основное отличие между ними состоит в том, что доход по IKE не облагается индивидуальным подоходным налогом (personal income
tax, PIT), в отличие от дохода по IKZE. Выплаты при IKZE облагаются налогом на доход по ставке 10 %. При IKZE есть возможность вычитать платежи в пенсионный фонд из дохода, который используется для определения суммы индивидуального подоходного налога [Commission staff., 2016; Kaczmarczyk, 2014; Pensionsata Glance., 2015].
Для получения государственной пенсии в Швеции необходимо прожить не менее трех лет. Гарантированная государственная пенсия выплачивается с 65 лет. Максимальная гарантированная пенсия требует проживания в стране в течение 40 лет. Если период проживания меньше, то ее размер пропорционально сокращается.
В Швеции работают три основных механизма (или уровня) пенсионного обеспечения: 1) государственное; 2) негосударственное; 3) индивидуальное.
Государственное пенсионное обеспечение подразумевает выплату следующих трех видов пенсий.
1. Пенсия на основе дохода (income-basedpension). В данном случае действует принцип pay-as-you-go. Ставка отчислений составляет 16 % от суммы начисленной заработной платы или дохода, полученного иным способом. Для формирования накоплений и выплаты такой пенсии используются условно-накопительные счета. По достижении пенсионного возраста этот счет «превращается» в аннуитет (annuity) — ежегодные выплаты пенсии (ренты). При расчете суммы выплат используется коэффициент, который учитывает возраст индивида при выходе на пенсию и текущий уровень продолжительности жизни. Реальная ставка дисконтирования в размере 1,6 % также учитывается при расчете этого аннуитета (ренты). После выхода на пенсию пенсионные выплаты корректируются, увеличивая доход домашнего хозяйства, с учетом роста начисленной заработной платы за вычетом вмененной ставки процента.
2. Дополнительные пенсии (premiumpension). В рамках данной схемы осуществляются ежегодные перечисления средств в инвестиционные фонды в размере 2,5 % от начисленной заработной платы. Сумма выплат по выходу на пенсию зависит от размера инвестированной суммы и величины дохода, который принесли инвестиции.
3. Гарантированная пенсия (guaranteepension). Получателями гарантированной пенсии являются граждане с низким уровнем дохода или неполучающие заработной платы. Для получения такой пенсии в полном размере необходимо прожить в Швеции не менее 40 лет. Если период проживания меньше 40 лет или индивид получает другой вид пенсии, то размер гарантированной пенсии пропорционально сокращается.
Пенсионерам в Швеции также выплачивают пособия на оплату жилья (housing benefit) — максимум SEK 5000 в месяц на одного пенсионера.
Негосударственное (производственное) пенсионное обеспечение (occupational pension) — выплаты работнику, вышедшему на пенсию или достигшему пенсионного возраста, из пенсионного фонда организации-работодателя, сформированного на основе отчислений согласно выбранной схеме пенсионного обеспечения. Негосударственное пенсионное обеспечение реализуется в рамках одного из четырех типов коллективных договоров.
Договор типа SAF-LO (участниками договора являются «голубые воротнички» — производственные рабочие частного сектора). Эта система работает с 1996 г. В соответствии с ней работодатель делает обязательный взнос в размере 4,5 % от суммы начисленной заработной платы и дополнительный взнос (для работников старше 25 лет) в размере 30 % от начисленной заработной платы в фонды для обеспечения фиксированной или паевой (unit-linked) пенсии. Средства для выплаты паевой пенсии возникают в результате реализации схемы, сочетающей классическое накопительное страхование жизни и инвестирование.
Договор типа PA03 (участниками договора являются служащие административных структур центральной государственной власти старше 23 лет). Работодатель делает обязательный взнос в размере 4,5 % от суммы начисленной заработной платы. При этом одна часть взноса размещается в фондах для получения по достижению пенсионного возраста фиксированной пенсии, а направление, в котором размещается другая часть взноса, участник договора определяет самостоятельно, выбирая из двух вариантов — «фиксированная» или «паевая» пенсия.
Договор типа ITP (industrinsochhandelnstillaggspension). Одной из сторон договора являются «белые воротнички» — служащие частного сектора. Участники данной схемы пенсионного обеспечения разделены на две группы: ITP-1 (служа -щие1979 г. р. и моложе; определена в 2007 г.) и ITP-2 (остальные). Половина взносов работодателя направляется на обеспечение выплат фиксированной пенсии, направления для вложения второй половины определяются участником договора.
Договор типа ITPKAP-KL/AKAP-KL (для муниципальных работников старше 21 года). Такие договоры заключаются с 2006 г. В рамках схемы работодатель перечисляет взносы в размере 4,5 % от начисленной заработной платы на индивидуальные пенсионные счета. Застрахованные работники могут выбрать фиксированную или паевую схему размещения взноса. Начиная с 2015 г. в рамках этой схемы действует также система AKAP-KL для тех, кто родился после 1986 г. Работодатель в обязательном порядке делает взнос в размере 4,5 % от начисленной заработной платы и дополнительно 30 %.
Основные результаты функционирования рассмотренных двух механизмов пенсионного обеспечения представлены в табл. 3.
Таблица 3. Результаты функционирования государственного и негосударственного механизмов
пенсионного обеспечения в Швеции
^^^^^^^^Вид пенсии Показатель ^^^^^^^^ Гарантированная государственная Негосударственная Суммарная
Доход (% от среднего дохода) 50 100 150 50 100 150 50 100 150
Пенсия (% от индивидуального дохода) 48,6 33,9 25,7 21,7 21,7 42,2 70,2 55,6 67,9
Источник: [Andersen, 2015].
Индивидуальное пенсионное обеспечение — это самостоятельно формируемые домашними хозяйствами индивидуальные схемы обеспечения дохода в старости [Pensionsata Glance., 2015; Barr, 2013.]
Во Франции право на получение стандартной государственной пенсии (full-rate public pension) в соответствии с реформой 2014 г. может быть предоставлено гражданину, достигшему минимального пенсионного возраста (61 год и 2 месяца), на счет которого в государственном пенсионном фонде работодатель ежеквартально в течение периода, равного 41 году 3 месяцам, отчислял взносы, или гражданину, достигшему возраста 66 лет 2 месяцев.
Earnings-related — основная схема государственного пенсионного обеспечения. Она предполагает зависимость величины пенсии от размера заработной платы, получаемой в допенсионный период.
Для расчета суммы пенсии берется среднее значение заработной платы за период 25 лет, в течение которого будущий пенсионер получал наивысшую заработную плату. Однако величина средней заработной платы, учитываемой при расчете размера пенсии, ограничена — в 2014 г. ее максимальное значение было равно EUR 37 548 в год.
При этом размер установленной пенсии может быть сокращен. Во-первых, в том случае если взносы делались нерегулярно, пропорционально количеству и сумме не сделанных взносов. Во-вторых, сумма пенсии сокращается на 1,25 % за каждый квартал (или 5 % за каждый год), в течение которого не выплачивались взносы, в том случае если гражданин решил уйти на пенсию до достижении пенсионного возраста, необходимого для получения стандартной государственной пенсии (но после достижения минимального пенсионного возраста). Это правило касается только людей, родившихся после 1953 г. Размер установленных в рамках данной программы пенсионных выплат периодически индексируется в соответствии с темпами инфляции.
1. Минимальная пенсия, «основанная» на взносах (contributory minimum pension, minimum contributive). Такая пенсия выплачивается вне зависимости от суммы пенсионных выплат, получаемых пенсионером из других источников. Для того чтобы получать эту пенсию, гражданин должен регулярно, не пропуская ни одного периода в течение 41 года и 3 месяцев, делать взносы (это условие касается граждан, рожденных в 1953 г.) или быть старше 66 лет и 2 месяцев.
Размер установленных в рамках этой программы пенсионных выплат подлежит периодической индексации в соответствии с темпами инфляции.
2. Обязательная профессиональная пенсия (mandatory occupational). Данной пенсионной программой предусмотрены пенсии двух видов. Пенсии ARRCO (Association pourle régimede retraite complémentaire dessalariés) выплачиваются частным работникам и работникам, занятым в сельском хозяйстве. Основные и дополнительные пенсии AGIRC (Association généraledes institutions de retraitedes cadres) выплачиваются штатным управленческим и административным сотрудникам (cadres) частного сектора экономики (промышленность, торговля, услуги, сельское хозяйство). Ставка отчислений составляет 6,2 % по нормативам «стандартной государственной пенсии». В рамках программы «Обязательная профессиональная пенсия» применяются и дополнительные ставки (табл. 4).
Пенсии в рамках данной программы назначаются при достижении возраста 65 лет или 60 лет, в том случае если выполняется одно из нижеперечисленных условий: период уплаты взносов не менее 40 лет — 160 кварталов (не менее 41 года — 164 квартала для родившихся до 1953 г.); нетрудоспособность; участие в войнах;
Таблица 4. Дополнительные ставки отчислений в рамках программы AGIRC «Обязательная профессиональная пенсия» в 2014 г., %
Программа Работник Работодатель Итого
ARRCO Т1/ТА 3,05 4,58 7,63
ARRCO Т2В 8,0 12,0 20,0
AGIRC ТВ 7,75 12,68 20,43
AGIRC ТС 7,75 12,68 20,43
AGIRC СЕТ 0,13 0, 22 0,35
Источник: [Valeurs despoints., 2016].
многодетная мать, вырастившая более троих детей; шахтер, горнорабочий; военнопленный и некоторые другие категории.
3. Целевая минимальная пенсия (targeted minimum pension, allocation de solidarité aux personnesâgées, APSA). Этот вид пенсии представляет собой минимальные выплаты пенсионерам с нестабильным материальным положением. Пенсия назначается с учетом величины дохода пенсионера, уровня и стоимости жилья, количества иждивенцев и места проживания. Пенсия выплачивается гражданам, достигшим пенсионного возраста, в размере не более EUR 9600 в год на одного человека (не более EUR 14 904 — на семью) с 01.10.2014. Размер установленных в рамках данной программы пенсионных выплат подлежит периодической индексации в соответствии с темпами инфляции.
Кроме программ государственного пенсионного обеспечения, во Франции возможно и добровольное профессиональное пенсионное обеспечение (voluntary occupational pension scheme).
Работник может стать участником коллективного сберегательно-пенсионного контракта с работодателем в рамках программы PERCO (plan d'épargne retraite collectif). Программа работает с 2006 г. Сумма отчислений устанавливается коллективным договором. Отчисления блокируются на соответствующих счетах, и работник может ими воспользоваться только для приобретения основного жилья; при наступлении инвалидности, смерти (в этом случае накопленная сумма выплачивается родственникам); для погашения чрезмерной задолженности (debtoverload); в случае истечения срока получения пособия по безработице.
Верхний предел пенсионных отчислений работника — 25 % от начисленной ежегодной зарплаты. Взносы работодателя обязательны, их минимальный уровень не ограничен, а максимальная сумма отчислений составляет EUR 4600 в год. Для работодателей выгодно участие в данной программе, поскольку использование такой системы дает право на снижение социального налога (social tax).
Любое домашнее хозяйство может формировать и индивидуальные схемы обеспечения дохода по достижении пенсионного возраста [Pensionsata Glance., 2015; Overview of the French., 2015].
В Эстонии функционируют следующие механизмы (программы) пенсионного обеспечения: государственное пенсионное обеспечение; пенсионное обеспечение на основе обязательных взносов; пенсионное обеспечение на основе дополнительных (добровольных) взносов.
Государственное пенсионное обеспечение. В основу функционирования данного механизма заложена система pay-as-you-go. Пенсионный возраст составляет 63 года для мужчин и женщин (для последних — с 2016 г.), и предусматривается постепенное его повышение до 65 лет до 2026 г.
Минимальный необходимый для получения пенсии период внесения социального налога составляет 15 лет. Государственная пенсия обеспечивает доход на уровне прожиточного минимума.
В рамках данного механизма выплачивается несколько видов пенсий.
Пенсия по старости (riiklik vanadus pension). Размер пенсии определяется в зависимости от суммы сделанных взносов, трудового стажа, страхового компонента. Величина пенсии индексируется ежегодно на среднеарифметическую взвешенную ежегодного роста потребительских цен (20 %) и доходов, полученных от взимания социального налога (80 %).
Национальная пенсия (rahva pension) — гарантированная минимальная фиксированная пенсия для тех, кто не соответствует требованиям для назначения пенсий по старости или пенсий по нетрудоспособности. Выплачивается по достижении 63 лет. Минимальный уровень такой пенсии составил в апреле 2014 г. EUR 148,98.
Пенсия при досрочной отставке (ennetahtaegne vanadus pension). Выплачивается при выходе на пенсию до достижения установленного пенсионного возраста, но в течение трех лет. Первоначальная сумма пенсии рассчитывается аналогично алгоритму расчета пенсии по старости, но ежемесячно сокращается на 0,4 %. Выплата пенсии приостанавливается, если человек вновь устраивается на работу, так и не достигнув пенсионного возраста.
Отсроченная пенсия по возрасту (edasilukatud vanadus pension) представляет собой вариант государственной пенсии по старости. Пенсия увеличивается на 0,9 % за каждый месяц, отработанный после достижения установленного пенсионного возраста.
Пенсия по старости при льготных условиях (soodusting imustel vanadus pension). Один из родителей, вырастивших трех и более детей либо ребенка-инвалида, имеет право выйти на пенсию на пять лет ранее установленного пенсионного возраста, при этом размер пенсии по старости не снижается.
Пенсии по старости по закону о льготных условиях (soodusting imustel vanadus pension ideseadus). В соответствии с этим законом индивиды, работавшие в опасных условиях (согласно категориям профессий) в течение определенного времени, имеют право выхода на пенсию ранее установленного пенсионного возраста в пределах 10 лет.
Пенсия по выслуге лет (valjateenitudaastate pension). Представители отдельных профессий — полицейские, летчики, моряки, артисты и другие — имеют возможность выйти на пенсию ранее установленного законом пенсионного возраста. Размер пенсии зависит от бывшей профессии пенсионера. По достижении пенсионного возраста получателям такой пенсии может быть назначена обычная пенсия по старости.
Пенсия по нетрудоспособности (toovoimetus pension). Может назначаться людям старше 16 лет, потерявшим трудоспособность на 40-100 %, но имеющим трудовой стаж. Расчет пенсии осуществляется в соответствии с тем же подходом, что и расчет пенсии по старости, однако, с учетом коэффициента продолжительности
периода нетрудоспособности. По достижении пенсионного возраста этой категории граждан назначается пенсия по старости.
Пенсия по потере кормильца (toitjakaotus pension). Размер зависит от пенсии по старости, которую получал бы умерший, и от количества членов семьи. Для таких пенсий установлен нижний предел.
Пенсионное обеспечение на основе обязательных взносов (mandatory funded pension scheme). Это дополнительная пенсия по старости, выплачиваемая за счет пенсионного обеспечения на основе обязательных взносов (kohustuslikkogumis pension). Ее размер зависит от общей суммы страховых взносов в течение трудового стажа. Взносы в размере 2 % от начисленной заработной платы ежемесячно должны перечисляться на личный пенсионный счет. 4 % доплачивает государство из сумм поступившего социального налога. участие является обязательным для всех занятых, родившихся в 1983 г. и позже.
Пенсионное обеспечение на основе дополнительных (добровольных) взносов (supplementary (voluntary) funded pension scheme). Сюда относятся добровольные пенсионные взносы индивида. этот вид пенсии существует с 1998 г. Предусмотрены две возможные схемы формирования ресурсов с целью снижения уровня риска потери денежного дохода в старости, при инвалидности и потере кормильца: приобретение полиса пенсионного страхования и взносы в частный пенсионный фонд [Pensionsata Glance., 2015; Vorketal., 2015].
3. Сравнительный анализ результатов функционирования российской и европейских систем пенсионного обеспечения
Исследование механизмов пенсионного обеспечения, действующих в относящихся к анализируемой выборке странах, позволило определить их отличительные черты. Данные особенности неизбежно сказываются и на результатах функционирования пенсионных систем, которые могут быть представлены определенными статистическими показателями.
Источник финансирования выплат государственных пенсий в каждой из исследованных пенсионных систем являются страховые взносы (налоги), базой для исчисления суммы которых — фонд оплаты труда. Средства, привлеченные таким образом в государственные пенсионные фонды, расходуются на выплату пенсий. В отдельных странах существуют различные схемы выплат и виды пенсий, но это не меняет основного целевого направления использования сумм привлеченных страховых взносов (налогов) — обеспечение дохода по достижении пенсионного возраста.
Поэтому, на наш взгляд, достаточно обоснован выбор для анализа таких относительных показателей, как сумма страховых взносов (% от ВВП) и расходы государства на пенсионное обеспечение (% от ВВП). Выбор для анализа относительных показателей обоснован необходимостью преодоления проблемы сопоставления их абсолютных аналогов, эта проблема определена и тем, что в исследуемых странах товарное обращение обслуживают различные валюты. Для анализа определен период 2004-2014 гг., нижняя граница которого установлена с учетом того обстоятельства, что 2004 г. — начало реформ пенсионного обеспечения практически во всех исследуемых странах, верхняя временная граница определена доступностью
статистических данных. Для анализа использовались данные, представленные ОЭСР, Всемирным банком, Пенсионным фондом РФ, Федеральной службой государственной статистики РФ.
Результаты анализа динамики указанных показателей (табл. 5, рис. 1) позволяют определить, что наиболее стабильна в течение наблюдаемого периода сумма страховых взносов в ВВП Швеции. Она колеблется в пределах от 3,3 до 3,5 % ВВП. Снижение данного показателя демонстрирует только Германия, причем это снижение незначительно, оно составляет лишь 5,7 %.
Таблица 5. Сумма страховых взносов, % от ВВП
^^^^ Годы 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014
Германия 7,0 6,8 6,6 6,3 6,3 6,5 6,5 6,4 6,5 6,5 6,6
Эстония 9,9 9,8 9,7 10,1 11,1 12,2 11,8 10,7 10,2 10,3 10,2
Франция 10,7 10,8 10,8 10,7 10,7 11,1 11,0 11,2 11,3 11,4 11,5
Латвия 2,3 2,2 2,2 2,2 2,2 2,6 2,4 2,8 2,8 2,7
Польша 4,9 4,9 4,9 4,8 4,7 4,7 4,7 4,6 4,9 5,2 5,1
Швеция 3,3 3,3 3,2 3,3 3,4 3,5 3,4 3,5 3,5 3,5 3,5
Норвегия 5,5 5,3 5,2 5,3 5,2 5,8 5,7 5,6 5,7 5,8
РФ 2,8 2,9 2,9 3,0 3,0 3,3 4,1 4,7 4,5 4,9 4,8
Источник: Eurostat. URL: http://ec.europa.eu/eurostat (дата обращения: 10.10.2016); Statistics Norway. URL: https://www.ssb.no/en/ (дата обращения: 10.10.2016).
2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014
Годы
Обозначения: > Германия —Эстония —*—Франция —и—Латвия
—*—Польша Швеция —|—Норвегия —ш—РФ
Рис. 1. Динамика размеров страховых взносов в 2004-2014 гг., % от ВВП
В других странах доля страховых взносов в ВВП увеличивается. Наиболее значительный рост доли страховых взносов в ВВП произошел в РФ — значение показателя увеличилось с 2,8 до 4,8 %, или на 71,45 %. При этом наиболее значительный рост наблюдается в 2010 г., затем происходит стабилизация показателя на более высоком уровне.
Наиболее высока доля страховых взносов в ВВП во Франции и Эстонии. Однако если во Франции значение показателя постепенно растет, то в Эстонии показатель в течение анализируемого периода демонстрирует неровную динамику, увеличившись за период 2004-2009 гг. на 23,3 %, а затем вновь снизившись к концу наблюдаемого периода на 16,3 % по сравнению с 2009 г. Отметим, что в 2009 г. данный показатель демонстрирует рост и в таких странах, как Франция, Латвия, Германия, Швеция, Норвегия.
В табл. 6 и на рис. 2 представлены результаты анализа динамики государственных пенсионных выплат. Наиболее высока доля государственных пенсионных выплат на протяжении почти всего анализируемого периода в Германии и Франции, при этом во Франции начиная с 2006 г. значение этого показателя достаточно существенно превышает его значение в других странах.
Во всех исследуемых странах, кроме Германии, значение данного показателя в течение анализируемого периода увеличивается. При этом доля государственных расходов на выплату пенсий в ВВП наиболее стабильна в Швеции — в этой стране она увеличилась всего на 5,3 %, а максимальный рост показала в РФ — 18,1 % (во Франции рост составил 17,1 %).
Таблица 6. Расходы государства на пенсионное обеспечение, % от ВВП
Годы 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013
Германия 13,0 12,9 12,5 12,0 12,0 12,8 12,4 11,9 12,0 11,9
Эстония 6,0 5,8 5,9 5,7 6,9 8,9 8,7 7,8 7,6 7,5
Франция 12,8 12,9 13,0 13,1 13,3 14,2 14,3 14,5 14,8 15,0
Латвия 6,7 6,2 5,7 4,7 5,7 8,1 10,3 8,4 8,3 8,2
Польша 13,1 12,5 12,4 11,4 11,5 12,2 11,6 11,2 10,9 —
Швеция 11,3 11,5 11,1 10,9 11,1 12,2 11,3 11,1 11,6 11,9
Норвегия 3,8 3,8 3,85 3,85 3,85 3,85 3,9 3,9 3,9 3,9
РФ 5,5 6,0 5,7 5,4 5,7 7,7 9,0 6,8 6,7 7,4
Источник: Eurostat. URL: http://ec.europa.eu/eurostat (дата обращения: 10.10.2016); Statistics Norway. URL: https://www.ssb.no/en/ (дата обращения: 10.10.2016).
При этом следует отметить достаточно резкий рост этого показателя почти во всех наблюдаемых странах (кроме Норвегии) в 2009 г. Причем даже в Германии по сравнению с 2008 г. он увеличился на 6,6 %, в РФ показал рекордную положительную динамику, увеличившись на 40 % по сравнению с предыдущим годом.
Снижение доли расходов государства на пенсионное обеспечение в ВВП в течение наблюдаемого периода имело место только в двух странах: в Германии — на 8,46 % и в Польше — на 16,8 % (данные по Польше заканчиваются 2013 г.).
Годы
Обозначения: > Германия —Эстония —*—Франция —*—Латвия
—*—Польша —•—Швеция —|—Норвегия —ш—РФ
Рис. 2. Динамика государственных расходов на пенсионное обеспечение в 2004-2013гг., % от ВВП
Исходной предпосылкой для дальнейшего статистического анализа стал указанный ранее механизм осуществления государством пенсионных выплат, который состоит в том, что граждане до наступления пенсионного возраста самостоятельно или опосредованно уплачивают страховые взносы в государственный пенсионный фонд, за счет средств которого и происходит выплата пенсий. В тех случаях, когда средств данного фонда не хватает для своевременной выплаты пенсий, фонд пополняется за счет средств государственного бюджета. Исходя из данного предположения была оценена взаимосвязь между показателями страховых взносов граждан и расходами государства на пенсионное обеспечение (табл. 7).
Таблица 7. Взаимосвязь между страховыми взносами и расходами государства на пенсионное обеспечение
№ п/п Страна Значение коэффициента корреляции
1 Германия 0,812
2 Эстония 0,860
3 Франция 0,957
4 Латвия 0,690
5 Польша 0,458
6 Швеция 0,573
7 Норвегия 0,569
8 РФ 0,604
Рассчитано по данным Eurostat. URL: http://ec.europa.eu/eurostat (дата обращения: 10.10.2016); Statistics Norway. URL: https://www.ssb.no/en/ (дата обращения: 10.10.2016).
Условно-накопительные системы пенсионного страхования в Польше, Швеции, Латвии и Норвегии используют актуарные расчеты [Marin, 2006, p. 266-292; The 2012 Ageing Report., р. 94; The ageing of the EU., p. 21]. Сущность их заключается в том, что сумма выплат при выходе на пенсию определяется делением остатка на накопительном счете (accountvalue) индивида на показатель, учитывающий возраст дожития на определенную дату выхода на пенсию. В свою очередь, этот показатель учитывает индивидуальные характеристики застрахованного лица, связанные с ожидаемой продолжительностью жизни. Это означает, что ожидаемый размер суммы выплат фактически не зависит от суммы страховых взносов индивида. А значение коэффициента корреляции (<0,7) показывает отсутствие взаимосвязи между суммой страховых взносов и величиной государственных пенсионных выплат в этих странах. Таким образом, сделанное нами предположение о том, что условно-накопительные системы пенсионного обеспечения, действующие в ряде стран, сокращают зависимость государственных пенсионных выплат от размера взносов на пенсионное страхование, подтвердилось.
Заключение
По результатам исследования механизмов национальных пенсионных систем можно сделать следующие выводы.
Осуществление пенсионных выплат в таких странах, как Норвегия, Германия, Латвия, Россия, Польша, Швеция, Франция, Эстония, осуществляется на основе распределительного или накопительного механизма. в классическом виде данные механизмы не функционируют ни в одной из этих стран. в каждой из них наблюдается разнообразное сочетание элементов распределительного и накопительного механизмов финансирования пенсионных выплат.
В Норвегии, Германии, Латвии, Польше, Швеции, Франции действуют трехуровневые системы пенсионного обеспечения, которые включают в себя государственное пенсионное обеспечение; негосударственное (производственное) пенсионное обеспечение; индивидуальное частное пенсионное обеспечение. В Российской Федерации, Эстонии преобладает государственное пенсионное обеспечение, механизм финансирования пенсионных выплат в этих странах является преимущественно распределительным.
Анализ динамики страховых взносов и расходов государства на пенсионное обеспечение в указанных странах за период 2004-2014 гг. позволил определить основные тенденции функционирования отдельных национальных пенсионных систем.
Использование методов статистического анализа подтвердило предположение о том, что условно-накопительные системы пенсионного обеспечения, действующие в ряде стран, сокращают зависимость государственных пенсионных выплат от размера взносов на пенсионное страхование.
Литература
Страхование и управление рисками: проблемы и перспективы / под ред. С. А. Белозёрова, Н. П. Кузнецовой. М.: Проспект, 2017. 528 с. Гурвич Е. Т. Реформа 2010 г. Решены ли долгосрочные проблемы пенсионной системы // Журнал новой экономической ассоциации. 2010. № 6 (6). С. 98-119.
Дмитриева О., Петухова Н., Ушаков Д. Переход от распределительной пенсионной системы к накопительной: результаты и критерии эффективности // Вопросы экономики. 2010. № 4. С. 43-60.
Мау В. Л. Человеческий капитал: вызовы для России // Вопросы экономики. 2012. № 7. С. 114-132.
Соловьев Л. К. Макроанализ пенсионной системы России // Вопросы экономики. 2013. № 4. С. 82-93.
Писаренко Ж. В., Белозёров С. Л. Pension Reforms in Countries with Developed and Transitional Economies // Экономика региона. 2015. № 4. С. 158-169.
Andersen M. Occupational Pensions in Sweden. 2015. URL: http://library.fes.de/pdf-files/id/12113.pdf (дата обращения: 24.09.2016).
Borsch-Supan A. Entitlement Reforms in Europe: Policy Mixes in the Current Pension Reform Process, in Fiscal Policy after the Financial Crisis, Alesina and Giavazzi. 2013. URL: http://www,nber.org/books/ales11-1 (дата обращения: 24.09.2016).
Barr N., Diamond P. The economics of pensions // Oxford Review of Economic Policy, 2006. Vol. 22, N 1. P. 15-39.
Bloom D., McKinnon R. The Design and Implementation of Public Pension Systems in Developing Countries: Issues and Options. 2013. IZA Policy Paper No. 59. 26 p.
Barr N. The pension system in Sweden. Report to the Expert Group on Public Economics. Ministry of Finance, 2013. 148 р.
Hufeld F. Pension reform in Germany and key supervisory challenges. OECD/IOPS Global Forum on Private Pensions "Pension Trends and the Changing Supervisory Landscape". Berlin, 2015.
Kaczmarczyk M. Three pillar pension system in Poland. EU-ASIA Economic Governance Forum 2014 "The Price of Social Security or Social Security at all Costs? Current Trends in Pension Provision". Tokio, 2014. Available at: http://www.kas.de/wf/doc/kas_12469-1442-2-30.pdf?140325060740 (accessed: 24.09.2016).
Commission staff working document. Country Report. Poland. SWD (2016) 89 final. European Commission, 2016. Brussels, 2016. URL: http://ec.europa.eu/europe2020/pdf/csr2016/cr2016_poland_en.pdf (дата обращения: 24.09.2016).
Diamond P. Economic Theory and Tax and Pension Policies // Economic Record. 2011. Vol. 87, Issue 1. P. 2-22.
Marin B. A Magic All-European Pension Reform Formula: Selective Comments // Pension Reform: Issues and Prospects for Non-financial Defined Contribution (NDC) Schemes / ed. by R. Holzmann, E. Palmer. World Bank Publications, 2006. 671 p.
Holzmann R., Hinz R., Dorfman M. Pension Systems and Reform Conceptual Framework. 2008. SP Discussion Paper No. 0824. 31 р.
Overview of the French tax system. Legislation in force as of 31 July 2015. Public finances directorate general. Tax policy directorate. Direction générale des finances publiques, 2015. 89 р.
Personal Pensions Statistics. HM Revenue and Customs. London, 2016. URL: https://www.gov.uk/government/ (дата обращения: 24.09.2016).
Pensions at a Glance 2015.OECD and G20 indicators. OECD, 2015.URL: https://docviewer.yandex.ru/ (дата обращения: 24.09.2016).
Pension funds in Italy. Center for Applied Research in Finance.Universita Bocconi, 2010. URL: https://docview-er.yandex.ru/ (дата обращения: 24.09.2016).
Poland. Social Security. URL: https://www.swisslife.com/content/dam/id_corporateclients/downloads/ebrm/ Poland.pdf (дата обращения: 24.09.2016).
Stiglitz J., Orszag Р. Rethinking Pension Reform: Ten Myths About Social Security Systems. World Bank Conference «New Ideas About Old Age Security». September 14-15, 1999. URL: http://www8.gsb.columbia. edu/faculty/jstiglitz/sites/jstiglitz/files/2001_Rethinking_Pension_Reform_Ten_Myths.pdf (дата обращения: 24.09.2016).
The ageing of the EU — implications for pensions. A Discussion Paper. Actuarial Association of Europe. Brussels, 2016. URL: http://actuary.eu/documents/AAE-The-ageing-of-the-EU_DEF-1.pdf (дата обращения: 24.09.2016).
The 2012 Ageing Report. Economic and budgetary projections for the 27 EU Member States (2010-2060). European Union, 2012. URL: ec.europa.eu (дата обращения: 24.09.2016).
Valeurs des points de retraite et salaire de reference. 2016. Available at: http://www.agirc-arrco.fr/l-agirc-et-larrco/chiffres-cles/ (дата обращения: 24.09.2016).
Vogel E., Ludwig A., Borsch-Supan A. Aging and Pension Reform: Extending the Retirement Age and Human Capital Formation. NBER Working Paper No. 18856. 58 р.
Vork A., Paulus A., Leppik C. Country report. Estonia (EE) 2011-2015. EUROMOD, 2015. 63 р.
Wong M. Problems of PAYG Pension Scheme and Pension Reform — A note on overseas experience and international guidelines. Economic Analysis and Business Facilitation Unit, 2015. 38 р.
Для цитирования: Белозёров С. А. Особенности национальных систем пенсионного обеспечения
// Вестник СПбГУ Экономика. 2017. Т. 33, вып. 1. С. 51-77. DOI: 10.21638/11701/spbu05.2017.104.
References
Andersen M. Occupational Pensions in Sweden. 2015. Available at: http://library.fes.de/pdf-files/id/12113.pdf (accessed:24.09.2016).
Barr N. The pension system in Sweden. Report to the Expert Group on Public Economics. Ministry of Finance, 2013. 148 p.
Barr N., Diamond P. The economics of pensions. Oxford Review of Economic Policy, 2006, vol. 22, no. 1, pp. 1539.
Bloom D., McKinnon R. The Design and Implementation of Public Pension Systems in Developing Countries: Issues and Options. 2013. IZA Policy Paper No. 59. 26 p.
Borsch-Supan A. Entitlement Reforms in Europe: Policy Mixes in the Current Pension Reform Process, in Fiscal Policy after the Financial Crisis, Alesina and Giavazzi. 2013. Available at: http://www,nber.org/books/ ales11-1 (accessed: 24.09.2016).
Commission staff working document. Country Report. Poland. SWD (2016) 89 final. European Commission, 2016. Brussels, 2016. Available at: http://ec.europa.eu/europe2020/pdf/csr2016/cr2016_poland_en.pdf (accessed: 24.09.2016).
Diamond P. Economic Theory and Tax and Pension Policies. Economic Record, 2011, vol. 87, issue s1, pp. 2-22.
Dmitrieva O., Petukhova N., Ushakov D. Perekhod ot raspredelitel'noi pensionnoi sistemy k nakopitel'noi: rezul'taty i kriterii effektivnosti [The Transition from Distributive Pension System to Accumulative Type: The Results and Efficiency Forecast]. Voprosy ekonomiki, 2010, no. 4, pp. 43-60. (in Russian)
Gurvich E. T. Reforma 2010 g. Resheny li dolgosrochnye problemy pensionnoi sistemy [Reform of 2010: Are the Long-Term Problems of the Pension System Properly Settled?]. Zhurnal novoi ekonomicheskoi assotsiatsii, 2010, no. 6 (6), pp. 98-119. (in Russian)
Holzmann R., Hinz R., Dorfman M. Pension Systems and Reform Conceptual Framework. 2008. SP Discussion Paper No. 0824.31p.
Hufeld F. Pension reform in Germany and key supervisory challenges. OECD/IOPS Global Forum on Private Pensions "Pension Trends and the Changing Supervisory Landscape". Berlin, 2015.
Kaczmarczyk M. Three pillar pension system in Poland. Warsaw School of Economics, 2014.
Marin B. A Magic All-European Pension Reform Formula: Selective Comments. Pension Reform: Issues and Prospects for Non-financial Defined Contribution (NDC) Schemes. Eds. R. Holzmann, E. Palmer. World Bank Publications, 2006. 671 p.
Mau V. A. Chelovecheskii kapital: vyzovy dlia Rossii [Human Capital: Challenges for Russia]. Voprosy ekonomiki, 2012, no. 7, pp. 114-132. (in Russian)
Overview of the French tax system. Legislation in force as of 31 July 2015. Public finances directorate general. Tax policy directorate. Direction générale des finances publiques, 2015. 89 p.
Pension funds in Italy. Center for Applied Research in Finance. Universita Bocconi, 2010. Available at: https:// docviewer.yandex.ru/ (accessed: 24.09.2016).
Pensions at a Glance 2015. OECD and G20 indicators. OECD, 2015. Available at: https://docviewer.yandex.ru/ (accessed: 24.09.2016).
Personal Pensions Statistics. HM Revenue and Customs. London, 2016. Available at: https://www.gov.uk/gov-ernment/ (accessed: 24.09.2016).
Pisarenko Zh. V., Belozerov S. A. Pension Reforms in Countries with Developed and Transitional Economies. Ekonomika regiona, 2015, no. 4, pp. 158-169. (in Russian)
Poland. Social Security. Available at: https://www.swisslife.com/content/dam/id_corporateclients/downloads/ ebrm/Poland.pdf (accessed: 24.09.2016).
Solov'ev A. K. Makroanaliz pensionnoi sistemy Rossii [The Macroanalysis of Russian Pension System]. Voprosy ekonomiki, 2013, no. 4, pp. 82-93. (in Russian)
Stiglitz J., Orszag P. Rethinking Pension Reform: Ten Myths About Social Security Systems. World Bank Conference "New Ideas About Old Age Security". September 14-15, 1999. Available at: http://www8.gsb.colum-bia.edu/faculty/jstiglitz/sites/jstiglitz/files/2001_Rethinking_Pension_Reform_Ten_Myths.pdf (accessed: 24.09.2016).
Strakhovanie i upravlenie riskami: problemy i perspektivy [Insurance and Risk Management: problems and perspectives]. Eds. S. A. Belozerova, N. P. Kuznetsovoi. Moscow, Prospekt Publ., 2017. 528 p. (in Russian)
The 2012 Ageing Report. Economic and budgetary projections for the 27 EU Member States (2010-2060). European Union, 2012. Available at: ec.europa.eu (accessed: 24.09.2016).
The ageing of the EU — implications for pensions. A Discussion Paper. Actuarial Association of Europe. Brussels, 2016. URL: http://actuary.eu/documents/AAE-The-ageing-of-the-EU_DEF-1.pdf (accessed: 24.09.2016).
Valeurs des points de retraite et salaire de reference. 2016. Available at: http://www.agirc-arrco.fr/l-agirc-et-lar-
rco/chiffres-cles/ (accessed: 24.09.2016). Vogel E., Ludwig A., Börsch-Supan A. Aging and Pension Reform: Extending the Retirement Age and Human
Capital Formation. NBER Working Paper No. 18856. 58 р. Vörk A., Paulus A., Leppik C. Country report. Estonia (EE) 2011-2015. EUROMOD, 2015. 63 р. Wong M. Problems of PAYG Pension Scheme and Pension Reform — A note on overseas experience and international guidelines. Economic Analysis and Business facilitation Unit, 2015. 38 р.
For citation: Belozyorov S. A. Specifics of national pension plans. St Petersburg University Journal of Economic Studies, 2017, vol. 33, issue 1, pp. 51-77. DOI: 10.21638/11701/spbu05.2017.104.
Статья поступила в редакцию 5 октября 2016 г. Статья рекомендована в печать 19 января 2017 г.