Научная статья на тему 'СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРАВОВОЙ ПРИРОДЫ И СУЩНОСТИ ПЕНСИЙ ПО ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ ПЕНСИОННОМУ СТРАХОВАНИЮ И НЕГОСУДАРСТВЕННОМУ ПЕНСИОННОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ'

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРАВОВОЙ ПРИРОДЫ И СУЩНОСТИ ПЕНСИЙ ПО ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ ПЕНСИОННОМУ СТРАХОВАНИЮ И НЕГОСУДАРСТВЕННОМУ ПЕНСИОННОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1603
310
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Ex jure
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НЕГОСУДАРСТВЕННАЯ ПЕНСИЯ / ПРАВОВАЯ ПРИРОДА ПЕНСИИ / СУЩНОСТЬ ПЕНСИИ / ПЕНСИОННЫЙ ДОГОВОР / ДОБРОВОЛЬНЫЕ СТРАХОВЫЕ ВЗНОСЫ / ПЕНСИОННЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ / НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПЕНСИОННЫЕ ФОНДЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Маматказин И. Р.

На протяжении более чем двух десятилетий в Российской Федерации действует система частного пенсионного обеспечения. Данная система опирается на пенсионные договоры и пенсионные схемы. Основным участником отношений, складывающихся внутри этой системы, выступает негосударственный пенсионный фонд, который аккумулирует вклады частных лиц, осуществляет их инвестирование и производит выплату негосударственных (частных) пенсий. Иными участниками могут быть как индивиды, так и работодатели в пользу своих работников. Нужно отметить, что государство осуществляет контроль над данными отношениями. Несмотря на их договорный характер, многие вопросы, касающиеся негосударственного пенсионного обеспечения, перегружены императивными нормами. В других вопросах, напротив, необходимо вмешательство государства с целью защиты прав индивидов. Особого рассмотрения требует вопрос о сущности и правовой природе негосударственной пенсии в сравнении с иными видами пенсий, предусмотренными действующим законодательством.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE ANALYSIS OF THE LEGAL NATURE AND ESSENCE OF PENSIONS FOR COMPULSORY PENSION INSURANCE AND PRIVATE PENSION PROVISION

For more than twenty years, the private pension system has been operating in the Russian Federation. This system is based on pension contracts and pension schemes. The main participant in these relations is a private pension fund, which accumulates deposits of individuals, invests them and pays non-state (private) pensions. Other participants can be both individuals and employers in favor of their employees. It should be noted that the state exercises control over these relations. Despite the contractual nature of the relations, many issues related to non-state pension provision are overloaded with mandatory norms. Other issues, on the contrary, require State intervention in order to protect the rights of individuals. In addition, the issue of the essence of a private pension in comparison with other types of pensions provided for by the current legislation and its legal nature requires special consideration.

Текст научной работы на тему «СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРАВОВОЙ ПРИРОДЫ И СУЩНОСТИ ПЕНСИЙ ПО ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ ПЕНСИОННОМУ СТРАХОВАНИЮ И НЕГОСУДАРСТВЕННОМУ ПЕНСИОННОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ»

ТРУДОВОЕ ПРАВО И ПРАВО СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

УДК 349.3

DOI: 10.17072/2619-0648-2022-1-116-130 СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

ПРАВОВОЙ ПРИРОДЫ И СУЩНОСТИ ПЕНСИЙ ПО ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ ПЕНСИОННОМУ СТРАХОВАНИЮ И НЕГОСУДАРСТВЕННОМУ ПЕНСИОННОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ

И. Р. Маматказин

кандидат юридических наук,

доцент кафедры трудового и международного права Пермский государственный

национальный исследовательский университет 614990, Россия, г. Пермь, ул. Букирева, 15

E-mail: dekart74@yandex.ru

Аннотация: на протяжении более чем двух десятилетий в Российской Федерации действует система частного пенсионного обеспечения. Данная система опирается на пенсионные договоры и пенсионные схемы. Основным участником отношений, складывающихся внутри этой системы, выступает негосударственный пенсионный фонд, который аккумулирует вклады частных лиц, осуществляет их инвестирование и производит выплату негосударственных (частных) пенсий. Иными участниками могут быть как индивиды, так и работодатели в пользу своих работников. Нужно отметить, что государство осуществляет контроль над данными отношениями. Не© Маматказин И. Р., 2022

смотря на их договорный характер, многие вопросы, касающиеся негосударственного пенсионного обеспечения, перегружены императивными нормами. В других вопросах, напротив, необходимо вмешательство государства с целью защиты прав индивидов. Особого рассмотрения требует вопрос о сущности и правовой природе негосударственной пенсии в сравнении с иными видами пенсий, предусмотренными действующим законодательством.

Ключевые слова: негосударственная пенсия, правовая природа пенсии, сущность пенсии, пенсионный договор, добровольные страховые взносы, пенсионные правоотношения, негосударственные пенсионные фонды

COMPARATIVE ANALYSIS OF THE LEGAL NATURE AND ESSENCE OF PENSIONS FOR COMPULSORY PENSION INSURANCE AND PRIVATE PENSION PROVISION

I. R. Mamatkazin

Perm State University

15 Bukireva st., Perm, 614990, Russia

E-mail: dekart74@yandex.ru

Abstract: for more than twenty years, the private pension system has been operating in the Russian Federation. This system is based on pension contracts and pension schemes. The main participant in these relations is a private pension fund, which accumulates deposits of individuals, invests them and pays non-state (private) pensions. Other participants can be both individuals and employers in favor of their employees. It should be noted that the state exercises control over these relations. Despite the contractual nature of the relations, many issues related to non-state pension provision are overloaded with mandatory norms. Other issues, on the contrary, require State intervention in order to protect the rights of individuals. In addition, the issue of the essence of a private pension in comparison with other types of pensions provided for by the current legislation and its legal nature requires special consideration.

Keywords: private pension, legal nature of pension, essence of pension, pension contract, voluntary insurance contributions, pension legal relations, private pension funds

Возникновение и развитие системы негосударственного пенсионного обеспечения

Категория «пенсия» занимает центральное место в системе социального обеспечения и по объему предоставляемых средств, и по количеству получателей1. Пенсия в общественном сознании ассоциируется с такими понятиями, как «стабильность», «длительность», «достаточность», поэтому закономерно, что перемены, ухудшающие положение граждан в пенсионном обеспечении, вызывают в обществе негативную реакцию2. Пенсия, как правило, обусловлена обязанностью государства по ее предоставлению и законом, определяющим условия и порядок ее назначения. Во многих случаях это оправдано, поскольку основную часть пенсионеров составляют лица, получающие пенсии по обязательному пенсионному страхованию или государственному пенсионному обеспечению. Тем не менее на протяжении более чем двух десятилетий в России существует и постепенно развивается система негосударственного пенсионного обеспечения (НПО), финансовую основу которой составляют добровольные пенсионные взносы, а юридическую основу - пенсионные договоры. Негосударственные пенсионные фонды (НПФ) функционируют независимо от системы государственного пенсионного обеспечения3, условия внесения пенсионных средств и порядок осуществления выплат определяются в них соглашением между НПФ и страхователем. Несмотря, однако, на диспозитивность данных отношений, государство имеет существенные интересы в сфере НПО, связанные с защитой интересов получателей выплат.

Право на негосударственную пенсию и ее размер содержит обязательные требования4. В частности, пенсионные основания предусматривают два обязательных условия: пенсионный возраст и наличие пенсионных накоплений. На сегодняшний день при определении права на негосударственную пенсию возраст не должен быть ниже 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин и не выше возраста, предусмотренного частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Назначение негосударственной пенсии ранее указанного возраста связано с еще

1 По данным ЕГИССО, количество лиц, достигших пенсионного возраста и получающих пенсию, составляет более 35 млн человек. URL: http://egisso.ru/site/client/#/statistics/recipients.

2 «Надо плыть»: общественное мнение о пенсионной реформе // Московский центр Карнеги: офиц. сайт. URL: https://carnegie.ru/commentary/76874.

3 О негосударственных пенсионных фондах: Указ Президента РФ от 16.09.1992 г. № 1077 (ред. от 12.04.1999) (утратил силу).

4 Негосударственная пенсия имеет даже условный минимальный размер. См. пункт 5 Постановления Правительства РФ от 13.12.1999 г. № 1385 «Об утверждении требований к пенсионным схемам негосударственных пенсионных фондов, применяемым для негосударственного пенсионного обеспечения населения».

большим количеством императивных ограничений. Фактически право на негосударственную пенсию в этом случае связано с наличием права на досрочную страховую пенсию по старости, включая требования о специальном страховом стаже, работе в особых климатических условиях, наличии особых социально-демографических обстоятельств, либо права на страховую пенсию по инвалидности или по случаю потери кормильца, а также права на пенсию по государственному пенсионному обеспечению.

Федеральный закон от 7 мая 1998 г. № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» (далее - Закон о НПФ) регулирует не только порядок формирования и выплаты негосударственной пенсии, но и особенности создания и деятельности самих негосударственных пенсионных фондов. Данный нормативный акт действует и в настоящее время, пережив многочисленные изменения и дополнения; при этом в двух случаях поправки были настолько радикальными, что существенно меняли правовое положение НПФ.

В 2003 г. были внесены изменения, в соответствии с которыми НПФ оказались вовлеченными в сферу обязательного пенсионного страхования5. В структуре закона появилась глава Х.1 «Особенности деятельности по формированию и инвестированию пенсионных накоплений». С этого момента лица, застрахованные в системе обязательного пенсионного страхования, получили возможность переводить пенсионные накопления в НПФ на основании особого вида договора - договора об обязательном пенсионном страховании. НПФ, в свою очередь, обрели двоякий статус: с одной стороны, они стали обязанными лицами по негосударственному пенсионному обеспечению, с другой стороны - страховщиками по обязательному пенсионному страхованию в отношении средств пенсионных накоплений. Это означало, что отныне они не только собирают и инвестируют страховые взносы застрахованных лиц, но и осуществляют выплаты средств пенсионных накоплений в тех видах, которые предусмотрены действующим законодательством.

С 1 января 2017 г. начали действовать положения указанного закона о досрочном негосударственном пенсионном обеспечении, связанные с предоставлением выплат лицам, работавшим во вредных и опасных условиях труда6. Сам закон был дополнен главой Х.2 «Требования к досрочному негосударственному пенсионному обеспечению. Особенности деятельности фонда по досрочному негосударственному пенсионному обеспечению», при этом

5 О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах»: Федер. закон от 10 янв. 2003 г. № 14-ФЗ.

6 О внесении изменений в Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах» и отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федер. закон от 28 дек. 2013 г. № 410-ФЗ.

НПО дополнилось еще одним видом договоров - договором досрочного негосударственного пенсионного обеспечения.

На сегодняшний день нужно отметить и определенные достижения негосударственного пенсионного обеспечения, и имеющиеся недостатки. В частности, по данным Банка России, лицензии для ведения деятельности есть у 41 НПФ, из них 29 НПФ являются участниками системы гарантирования прав застрахованных лиц7. На июль 2021 г. объем пенсионных резервов НПФ составлял 1,495 трлн рублей, сумма обязательств НПФ по договорам негосударственного пенсионного обеспечения определялась в размере 1,317 трлн рублей8. Вместе с тем аналитики отмечают, что, во-первых, система НПО охватывает не более 7 % трудоспособного населения страны и большинство пенсионных активов НПФ формируется за счет корпоративных пенсионных программ, а во-вторых, на рынке НПФ наблюдается весьма высокая концентрация: 88 % всех пенсионных резервов системы НПО сосредоточено в десяти крупнейших НПФ, при этом на первые пять приходится 79 % объема пенсионных

9

резервов .

Добровольный элемент в обязательном пенсионном страховании

С 2002 г. в обязательном пенсионном страховании также начинают действовать положения, позволяющие формировать пенсионные права через уплату добровольных страховых взносов. Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее - Закон об обязательном пенсионном страховании в РФ) в настоящее время включает семь оснований для добровольной уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, при этом одни основания предусматривают обязательное осуществление трудовой, профессиональной или предпринимательской деятельности, другие, напротив, категорически это исключают. Кроме этого, положения закона позволяют путем добровольных страховых взносов сформировать не только индивидуальный пенсионный коэффициент, необходимый для назначения страховой пенсии, но и страховой стаж.

7 Негосударственные пенсионные фонды // Банк России: офиц. сайт. URL: https://cbr.ru/search/ ?text=негосударственные+пенсионные+фонды.

8 Основные показатели деятельности негосударственных пенсионных фондов // Банк России: офиц. сайт. URL: https://cbr.ru/finmarket/supervision/sv_coll/ops_npf/2020y/.

9 Финогенова Ю. Ю., Одинокова Т. Д. Роль корпоративных пенсионных программ в архитектуре пенсионной системы России // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2017. № 21. С. 31-32.

Следует отметить, что и пенсионное обеспечение по обязательному пенсионному страхованию, и пенсионное обеспечение, финансируемое из государственного бюджета, тесно связаны с предшествующими трудовыми отношениями. Эта взаимосвязь действует и в случаях, когда пенсионные права формируются посредством уплаты страховых взносов10. Более того, данная связь показывает, что пенсионные права формируются именно в рамках отношений, предшествующих пенсионным11, а в пенсионных правоотношениях эти права реализуются. Поэтому условия назначения пенсий (и страховых, и государственных) зависят от стажа работы, заработной платы или предшествующего дохода и право на данные пенсии до недавнего времени можно было сформировать только в трудовых, предпринимательских или служебных отношениях. Закон об обязательном пенсионном страховании в РФ, предусматривающий особый финансовый инструмент формирования пенсионных прав - страховые взносы, предоставил лицу право формировать будущую страховую пенсию через добровольные страховые взносы. В государственном пенсионном обеспечении добровольное формирование пенсионных прав исключается, поскольку данная система не использует страховые взносы в качестве инструмента формирования пенсионных прав.

Механизм уплаты добровольных страховых взносов на формирование пенсионных накоплений существенно отличается от аналогичных положений, касающихся добровольных взносов на страховую пенсию. Если в отношении последних порядок уплаты довольно жестко регламентирован и по размерам, и по срокам, то порядок уплаты добровольных взносов на формирование пенсионных накоплений позволяет плательщикам решать вопросы о порядке их уплаты по своему усмотрению. Кроме того, страховая пенсия не может быть полностью сформирована за счет добровольных взносов, накопительная же пенсия не содержит таких ограничений. Однако важно отметить, что на сегодняшний день продолжает действовать программа государственного софинансирования пенсионных накоплений и лица, вступившие в данную программу до 2015 г., при уплате добровольных взносов вправе рассчитывать на финансовую помощь от государства. При этом необходимо учитывать и обстоятельства последних лет, существенно изменившие статус пенсионных накоплений: введение с 2014 г. моратория на формирование пенсионных накоплений за счет страховых взносов на обяза-

10 Воронин Ю. В. Конституционно-правовые риски нового пенсионного законодательства // Научные новации трудового права и права социального обеспечения: сб. / отв. ред. К. Д. Крылов, Э. Г. Тучкова, О. А. Шевченко. М.: [б.и.], 2014. С. 308.

11 См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 28.01.2020 г. № 5-П «По делу о проверке конституционности положений... в связи с жалобой гражданки О. В. Морозовой». П. 2, абз. 3.

тельное пенсионное страхование и обретение с 2019 г. накопительной пенсией самостоятельного пенсионного возраста.

Вопросы природы отдельных видов пенсионного обеспечения

Таким образом, на сегодняшний день законодательство Российской Федерации предоставляет лицам право сформировать на добровольной основе полностью или частично следующие пенсионные выплаты: негосударственную пенсию, страховую пенсию и накопительную пенсию и иные виды выплат пенсионных накоплений. Правовая природа пенсии определяется прежде всего правовой природой тех отношений, в рамках которых она предоставляется. Кроме того, природу пенсии определяет вид права собственности на средства, из которых финансируется пенсия, и способ формирования таких средств.

Страховая пенсия имеет явную специфику: среди других видов пенсий она выделяется своей государственной регламентацией, императивностью и публичным характером, на который практически не влияет уплата добровольных страховых взносов.

В свою очередь, негосударственная и накопительная пенсии имеют ряд сближающих их характеристик и ряд отличий, что является достаточным основанием для проведения анализа сущности и правовой природы данных пенсионных выплат.

В частности, оба вида выплат предопределяются таким условием, как пенсионный возраст - 60 лет для мужчин и 55 для женщин, с возможностью его снижения при возникновении права на страховую пенсию по старости в более раннем возрасте. Негосударственная пенсия в соответствии с пенсионной схемой может быть срочной или бессрочной. Накопительная пенсия является бессрочной, но в то же время законодательство предусматривает такой вариант выплат средств пенсионных накоплений, как срочная пенсионная выплата.

Следует обратить внимание и на то, что обе пенсии - и негосударственная, и накопительная - формируются за счет добровольных платежей: в негосударственной пенсии это пенсионные взносы, в накопительной - добровольные страховые взносы. Но если для негосударственной пенсии такой порядок финансирования предусматривался изначально, то законодательство о накопительной пенсии пришло к этому в процессе своей эволюции после 2014 г., когда был введен мораторий на формирование пенсионных накоплений из страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Необходимо еще учитывать, что формирование права на выплаты путем внесения

добровольных платежей фактически означает, что негосударственная и накопительная пенсии не зависят от прошлой трудовой деятельности, и это тоже является их общим признаком.

По-разному решается вопрос о праве собственности на средства негосударственного пенсионного обеспечения и средства пенсионных накопле-ний12. Если в отношении средств, направленных в НПФ вкладчиками и участниками, закон занимает четкую позицию, указывая, что они являются собственностью НПФ, то по поводу собственности пенсионных накоплений законодательство содержит два абсолютно противоположных положения. Согласно статье 5 Федерального закона от 24 июля 2002 г. № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации» средства пенсионных накоплений, переведенные по заявлению застрахованного лица в негосударственный пенсионный фонд, являются федеральной собственностью. Однако в соответствии со статьей 3 Закона о НПФ данные средства являются собственностью фонда, который представляет собой частное лицо.

Между негосударственной пенсией и накопительной имеются, как уже было отмечено, и существенные отличия. Речь в первую очередь о разной природе правоотношений, в рамках которых происходит формирование прав на выплаты и их последующая реализация.

Накопительная пенсия «зародилась» и существует в отношениях по обязательному пенсионному страхованию, которые имеют публичный характер. На сегодняшний день, несмотря на некоторую автономность в условиях назначения накопительной пенсии и возможность формирования ее на основании добровольных страховых взносов, отношения по предоставлению данного вида пенсии не утратили своих характеристик. Следует учитывать, что у застрахованных лиц имеются средства, сформированные за счет обязательных страховых взносов, а также то, что пенсионные накопления содержат значительную часть государственных средств, направленных на их софинан-сирование. Поэтому нет оснований утверждать, что пенсионные накопления - это исключительно добровольно вложенные средства граждан. Кроме того, размер накопительной пенсии не может определяться на основании договора между сторонами, поскольку накопительная пенсия рассчитывается в соответствии с требованиями законодательства.

Отношения по формированию и предоставлению негосударственных пенсий основываются на пенсионных договорах, таких как договор о негосу-

12 Кузин А. А. Проблема собственности пенсионных страховых взносов // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. 2014. № 1. С. 211-212.

дарственном пенсионном обеспечении, договор о досрочном негосударственном пенсионном обеспечении, а также, в зависимости от субъектного состава, договор между вкладчиком и НПФ, договор между вкладчиком и НПФ с участием участника и договор, в котором вкладчик и участник выступают в одном лице. Эти данные показывают, что отношения по НПО могут быть как двусторонними, так и трехсторонними, но главная их особенность заключается в том, что одно правоотношение, основанное на одном договоре, объединяет в себе и процесс формирования негосударственной пенсии, и процесс ее выплаты. Таким образом, Закон о НПФ в отношении формирования и выплаты негосударственных пенсий указывает на договорный характер данных отношений и на единое правоотношение, возникающее из договора. Договор о негосударственном пенсионном обеспечении и пенсионная схема устанавливают порядок внесения взносов, размер и длительность негосударственной пенсионной выплаты. Договорный характер является важной и существенной характеристикой данных отношений и определяет их природу и сущность.

Заметим, что в сфере обязательного пенсионного страхования описанная схема исключается, несмотря на добровольный порядок уплаты страховых взносов. При этом правоотношения, связанные с уплатой страховых взносов, и правоотношения, связанные с реализацией права на накопительную пенсию, представляют собой два самостоятельных вида правоотношений. В этом смысле не являются исключением и отношения по формированию и выплате пенсионных накоплений. Уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в отношении формирования пенсионных накоплений регулируется Законом об обязательном пенсионном страховании в РФ; отношения по внесению добровольных взносов основываются на положениях Федерального закона от 30 апреля 2008 г. № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений», этот же закон регулирует порядок государственного софинансирования пенсионных накоплений. Отношения, связанные с выплатой средств пенсионных накоплений, регламентированы иными нормативными актами, основными из которых являются Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 424-ФЗ «О накопительной пенсии» и Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. № 360-ФЗ «О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений».

Государство, предоставляя лицам право на договорной основе вступить в отношения по негосударственному пенсионному обеспечению, осуществляет контроль над данными отношениями. Причем отметим, что этот контроль весьма серьезен, в некоторых случаях даже чрезмерен, но вместе с тем данные отношения не являются публично-правовыми.

О соотношении негосударственного обеспечения с правом социального обеспечения

Еще одним не менее важным вопросом является вопрос о соотношении негосударственного обеспечения с правом социального обеспечения. Право социального обеспечения является публичной отраслью права. Соответственно, регулирование отношений, входящих в предмет правового регулирования, не подразумевает заключения договоров, которые, тем не менее, присутствуют в сфере права социального обеспечения.

В настоящее время существует ряд мнений относительно возможности регулирования социально-обеспечительных правоотношений договорами и той роли, которую договоры выполняют в сфере соцобеспечения. Согласно одному из мнений, договоры, применяемые в праве социального обеспечения, носят гражданско-правовой характер, при этом имеют определенную специфику, обусловленную предметом правового регулирования, но принципиально не отличаются от иных гражданско-правовых договоров13. Представителями науки права социального обеспечения обоснована и иная точка зрения, связанная с формированием особого правового института - института социально-обеспечительного договора14. Нужно отметить, что обе точки зрения основываются на возможности применения частноправовых режимов для регулирования социально-обеспечительных правоотношений. Представители этих двух позиций во многих случаях не видят принципиальной разницы между договором обязательного пенсионного страхования, который применяется в правоотношениях по обязательному пенсионному страхованию, и пенсионными договорами, которые являются основанием для возникновения прав и обязанностей в негосударственном пенсионном обеспечении. Данная проблема связана с природой публично-правовых и частноправовых отношений и вопросом о возможном изменении этой природы, то есть возможном регулировании публично-правовых отношений теми способами, которые характерны для частного права.

Отличия между публичным и частным правом являются существенными, на что обращает внимание общая теория права15. Однако остаются незамеченными отличия между отношениями публичного правового характера и частноправового характера. В связи с этим во многих случаях, отмечая прин-

13 Покачалова А. С. Договор об обязательном пенсионном страховании: гражданско-правовой аспект: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2014. 30 с.

14 Тарусина Н. Н., Лушников А. М., Лушникова М. В. Социальные договоры в праве. М.: Проспект, 2017. С. 449, 456, 463-468.

15 Алексеев С. С. Право: азбука - теория - философия. Опыт комплексного исследования: мо-ногр. М.: Статут, 1999. С. 584-587.

ципиальную разницу публичного и частного права в сущностных моментах, в основах права, авторы оставляют в тени вопросы правоотношений. Вероятнее всего, это и явилось предпосылкой возникновения мнения о том, что, предусмотрев договор в качестве одного из оснований возникновения публичного правоотношения, можно поменять сущность последнего, перевести его в частное или в частно-публичное.

Нужно отметить, что еще классики российского права, характеризуя два типа правоотношений, указали на принципиальную разницу между ними. И эта разница заключается не только в том, что стороной публичных правоотношений является государство и через данное правоотношение осуществляются государственные интересы. Например, Н. М. Коркунов указывал на то, что в публичных правоотношениях, в отличие от частных, главной и основной формой проявления действия права являются правообязанности16. Еще более определенно высказался по данному вопросу Г. Ф. Шершеневич, отметив, что недопустимо частноправовое отношение принимать за юридическое правоотношение вообще. По его мнению, особенностью публично-правового отношения является наличие трех элементов: субъекта, объекта, правовой обязанности; в свою очередь, частноправовые отношения дополняются еще одним элементом - субъективным правом. Разные конструкции правоотношений говорят об их различной природе17. При этом наличие субъективного права в составе частноправового отношения предполагает определенный интерес субъекта, находящий свое отражение в объекте правоотношения, поэтому категория объекта правоотношения чрезвычайно важна для частного права и не столь принципиальна для публичного.

Действительно, для негосударственного пенсионного обеспечения необходимы договоры, которые являются основанием возникновения не только правоотношений, но и прав и обязанностей субъектов. Вкладчики и участники, как субъекты правоотношений, имеющие определенный интерес, должны знать, что их действия по внесению вкладов приведут не просто к обязанности НПФ предоставить денежное содержание, а содержание в определенной сумме, которая напрямую зависит от размера их участия. Именно поэтому и необходимо согласование всех условий в договоре еще при возникновении правоотношения.

Несколько иначе происходит взаимодействие сторон в публичных правоотношениях по обязательному пенсионному страхованию. Права и обязан-

16 Коркунов Н. М. Объективная и субъективная сторона права // Хропанюк В. Н. Теория государства и права: хрестоматия. М.: Интерстиль, 1998. С. 766-767.

17 Шершеневич Г. Ф. Общая теория права. Вып. 3. М.: Изд-во Бр. Башмаковых, 1912. С. 347-348.

ности сторон и в правоотношениях по формированию пенсионных прав, и в правоотношениях по выплате пенсий устанавливаются нормативными актами. В основе правоотношения лежит публичная обязанность государства предоставить социальное обеспечение в рамках определенной организационно-правовой формы. При этом правопритязающая сторона не имеет возможности реализовать свой интерес, договорившись с правообязанной стороной по поводу будущего объекта правоотношений - накопительной пенсии. Законодатель допускает вариативность в пенсионных правоотношениях, предусматривая различные способы формирования пенсионных прав, но эта вариативность основана на законодательно установленных положениях, которые определяют соответствующую обязанность государства по предоставлению пенсий, и ее нельзя характеризовать как проявление диспозитивности в публичных правоотношениях. Вариативность делает правовое регулирование пенсионных отношений более гибким, предоставляя возможность индивидам планировать будущие пенсионные права в зависимости от условий работы или социальных условий, но не меняет природу правоотношений. В некоторых случаях порядок формирования пенсионных прав основывается на применении договора18. Но здесь необходимо обратить внимание на то, что использование в социально-обеспечительном законодательстве договоров не означает, что отношения строятся на частноправовых началах19. Также нужно учитывать и положение о том, что договоры в праве социального обеспечения, и в частности в обязательном пенсионном страховании, в принципе не имеют содержательного характера и не привносят диспозитивных

20

элементов в правоотношения .

На сегодняшний день можно констатировать, что НПФ выступает субъектом двух различных по своей природе правоотношений: отношений по обязательному пенсионному страхованию, в которых он выполняет публич-

18 В пенсионных правоотношениях это возможно только при формировании пенсионных прав, но не при их реализации. В иных видах социального обеспечения, например в социальном обслуживании, заключение договоров возможно при предоставлении социального обеспечения.

19 Миронова Т. К. Новации в понятийном аппарате права социального обеспечения и их влияние на предмет отрасли // Актуальные проблемы российского права. 2017. № 9. С. 157. В качестве примера автором был использован договор на социальное обслуживание, но порядок взаимодействия субъектов в социально-обеспечительных правоотношениях не имеет принципиальных отличий.

20 Проблемы общей части права социального обеспечения: моногр. / под ред. Э. Г. Тучковой. М.: Проспект, 2017. С. 100. О том, что контракт или договор сам по себе не меняет природу социально-обеспечительных правоотношений, см. также: Постановление Конституционного Суда РФ от 17.05.2011 г. № 8-П «По делу о проверке конституционности ряда положений статьи 18 Федерального закона "О статусе военнослужащих"... и статьи 1084 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан А. П. Кузьменко и А. В. Орлова и запросом Избербашского городского суда Республики Дагестан».

ную функцию по предоставлению накопительной пенсии в соответствии с требованиями законодательства, и отношений по негосударственному пенсионному обеспечению, в которых он является частным субъектом, хотя его права и обязанности ограничены императивными нормами.

Характеристика сущности пенсий по негосударственному пенсионному обеспечению и обязательному пенсионному страхованию

Сущность негосударственной пенсии, безусловно, связана с ее природой, но в то же время является самостоятельной характеристикой правового явления и раскрывается в его признаках, его функциях, которые, как правило, находят свое отражение в научных определениях. Сущность страховых и государственных пенсий определяется тем, что они, являясь основным источником средств к существованию, связаны с прошлой трудовой деятельностью. Быть основным источником средств к существованию означает не только иметь механизм индексации, позволяющий пенсии не снижать своей покупательной способности, но и реагировать на наличие у пенсионера особых социально-демографических обстоятельств, требующих повышения размера пенсии (нетрудоспособные иждивенцы, нуждаемость в постоянном постороннем уходе). Для соответствия этим требованиям и страховая, и государственная пенсии имеют сложную структуру, состоящую из нескольких компонентов. Будучи разными по своей природе: одна является пенсией по обязательному пенсионному страхованию, другая - по государственному пенсионному обеспечению, обе пенсии обладают одинаковой сущностью.

Сущность накопительной пенсии (а также срочной пенсионной выплаты средств пенсионных накоплений) иная, чем у страховой пенсии. Накопительная пенсия имеет самостоятельное основание в виде пенсионного возраста и, нужно признать, может быть назначена без учета страховой пенсии. Но при этом она не может выполнять функцию основного источника средств к существованию. И дело не столько в относительно небольшом размере накопительной пенсии, а прежде всего в том, что размер ее не сможет повыситься при наличии у пенсионера, например, нетрудоспособных иждивенцев. Кроме того, накопительная пенсия, если исключить объем страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплаченных до 2014 г., практически не связана с предшествующей трудовой деятельностью. В этом смысле накопительную пенсию следует определить как выплату, рассчитанную из средств пенсионных накоплений.

Негосударственная пенсия представляет собой выплату, определяемую пенсионным договором. Добровольный порядок формирования накопитель-

ной пенсии указывает на некоторое ее сходство с негосударственной, но по многим параметрам эти пенсии существенно отличаются друг от друга.

Отличие сущности накопительной пенсии от страховой (трудовой) отмечалось учеными еще с 2002 г., с момента зарождения накопительной пенсии как относительно самостоятельного элемента пенсионной системы21. Нужно признать, что наличие двух видов пенсий в системе обязательного пенсионного страхования - страховой и накопительной, имеющих разные сущности, требует выделения последней из системы обязательного пенсионного страхования. Вопрос этот обсуждается уже довольно продолжительное время, идет поиск оптимальных вариантов реформирования выплаты средств пенсионных накоплений22. Ввиду того что в формировании права на накопительную пенсию начинают превалировать частные средства, вероятнее всего, необходим перевод системы пенсионных накоплений в частноправовые отношения. Но при этом должна быть определена судьба средств, сформированных публичным путем: страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и государственных средств, направленных на софинансирование пенсионных накоплений. При реформировании системы пенсионных накоплений должны максимально сохраниться сущностные признаки, поскольку их изменение может повлечь за собой нарушение прав застрахованных лиц. Именно поэтому объединение системы пенсионных накоплений с негосударственным пенсионным обеспечением представляется нежелательным: при наличии сходных признаков у данных систем сущность разная.

Библиографический список

Алексеев С. С. Право: азбука - теория - философия. Опыт комплексного исследования: моногр. М.: Статут, 1999.

Воронин Ю. В. Конституционно-правовые риски нового пенсионного законодательства // Научные новации трудового права и права социального обеспечения: сб. / отв. ред. К. Д. Крылов, Э. Г. Тучкова, О. А. Шевченко. М.: [б.и.], 2014.

Воронин Ю. В., Столяров А. В. Трансформация накопительного элемента пенсионной системы Российской Федерации: в поисках концептуализации современной модели // Журнал российского права. 2020. № 2.

21 Захаров М. Л., Савостьянова В. Б., Тучкова Э. Г. Комментарий к новому пенсионному законодательству (постатейный комментарий к Федеральным законам «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»). М.: ТК Велби, 2002. С. 121.

22 См.: Воронин Ю. В., Столяров А. В. Трансформация накопительного элемента пенсионной системы Российской Федерации: в поисках концептуализации современной модели // Журнал российского права. 2020. № 2. С. 97-101.

Захаров М. Л., Савостьянова В. Б., Тучкова Э. Г. Комментарий к новому пенсионному законодательству (постатейный комментарий к Федеральным законам «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»). М.: ТК Велби, 2002.

Коркунов Н. М. Объективная и субъективная сторона права // Хропа-нюк В. Н. Теория государства и права: хрестоматия. М.: Интерстиль, 1998.

Кузин А. А. Проблема собственности пенсионных страховых взносов // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. 2014. № 1.

Миронова Т. К. Новации в понятийном аппарате права социального обеспечения и их влияние на предмет отрасли // Актуальные проблемы российского права. 2017. № 9.

Покачалова А. С. Договор об обязательном пенсионном страховании: гражданско-правовой аспект: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2014.

Проблемы общей части права социального обеспечения: моногр. / под ред. Э. Г. Тучковой. М.: Проспект, 2017.

Тарусина Н. Н., Лушников А. М., Лушникова М. В. Социальные договоры в праве. М.: Проспект, 2017.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Финогенова Ю. Ю., Одинокова Т. Д. Роль корпоративных пенсионных программ в архитектуре пенсионной системы России // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2017. № 21.

Шершеневич Г. Ф. Общая теория права. Вып. 3. М.: Изд-во Бр. Башма-ковых, 1912.

Информация для цитирования

^ Маматказин И. Р. Сравнительный анализ правовой природы и сущ-^ ности пенсий по обязательному пенсионному страхованию и негосу-^ дарственному пенсионному обеспечению // Ex jure. 2022. № 1. С. 116-130. DOI: 10.17072/2619-0648-2022-1-116-130.

X

ryi Mamatkazin I. R. Comparative Analysis of the Legal Nature and Essence ^ of Pensions for Compulsory Pension Insurance and Private Pension Provision. Ex jure. 2022. № 1. Pp. 116-130. DOI: 10.17072/2619-0648-20221-116-130.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.