Научная статья на тему 'ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ НЕГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В РОССИИ'

ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ НЕГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
64
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВО / ПЕНСИЯ / ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / НЕГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕНСИОННЫЙ ФОНД / РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / НАКОПИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / ПЕНСИОННОЕ СТРАХОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дурцева Ангелина Геннадьевна, Савастьина Алена Александровна

Негосударственные пенсионные фонды являются составной частью пенсионной системы страны, которая представляет собой совокупность создаваемых государством правовых, экономических и организационных институтов и норм, имеющих целью предоставление гражданам материального обеспечения в виде пенсии. В статье автором исследуются проблемы организации финансовых отношений в рамках системы негосударственного пенсионного обеспечения России, рассматриваются актуальные вопросы функционирования ее субъектов, оценивается способность системы по выполнению обязательств перед получателями негосударственных пенсий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FUNCTIONING OF THE NON-STATE SYSTEM OF PENSION PROVISION OF THE POPULATION IN RUSSIA

Private pension funds are part of the country's pension system, which is a complex of legal, economic and organizational institutions and norms created by the state and aimed at providing the citizens with material support in the form of pensions. In this article the author studies the problems of organization of financial relations within the frame of the private pension system in Russia and considers some topical issues of its subjects functioning, estimates the ability of the system to fulfill the obligations before the non-state pension beneficiaries.

Текст научной работы на тему «ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ НЕГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В РОССИИ»

4. Елесина Я. В., Ханунова А. И. Система ценообразования нефти на биржевом рынке и сопутствующие риски // Проблемы совершенствования организации производства и управления промышленными предприятиями: межвузовский сборник научных трудов. -

2014. № 2.-С. 37-41.

5. Гайсина Л. М., Дорожкин Ю. Н. Управление персоналом в российских компаниях нефтегазового комплекса: современные социальные приоритеты. Монография. - Уфа: Нефтегазовое дело, 2010.

6. Слесаренко А. В. Ценообразование на рыке нефти: анализ в исторической перспективе и прогноз // Мир науки и инноваций. -

2015.-Т. 12,-С. 35-39.

7. Цена за нефть: динамика за 10 лет // Новости Онлайн. Инфо (02.01.2015) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://novosti-online.info/ekonomika / 517-cena-na-neft-dinamika-za-10-let.html

8. Бахтизин Р. Н., Верещагин А. С., Фурман А. Б. Битва за нефть // Россия в мировой борьбе за «черное золото», (конец XIX - середина XX вв.). - Уфа, 2003.

Сведения об авторе

Гусейнов Джейхун Рагим оглы, аспирант факультета международных экономических отношений Московского государственного института международных отношений (университета) Министерства иностранных дел Российской Федерации, е-mail: Huseynov@mail.ru

Huseynov D. R., postgraduate of the Faculty of International Economic Relations, Moscow State Institute of International Relations (University) of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation, e-mail: Huseynov@mail.ru

УДК 377.3.

ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ НЕГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В РОССИИ

FUNCTIONING OF THE NON-STATE SYSTEM OF PENSION PROVISION OF THE POPULATION IN RUSSIA

А. Г. Дурцева, А. А. Савастьина

A. G. Durtseva, A. A. Savastina

Ключевые слова: государство; пенсия, пенсионное обеспечение; негосударственный пенсионный фонд; распределительная система; накопительная система; пенсионное страхование Key words: state; pension; pension provision; non-state pension fund; distribution system; accumulation system; pension insurance

Негосударственные пенсионные фонды являются составной частью пенсионной системы страны, которая представляет собой совокупность создаваемых государством правовых, экономических и организационных институтов и норм, имеющих целью предоставление гражданам материального обеспечения в виде пенсии. В статье автором исследуются проблемы организации финансовых отношений в рамках системы негосударственного пенсионного обеспечения России, рассматриваются актуальные вопросы функционирования ее субъектов, оценивается способность системы по выполнению обязательств перед получателями негосударственных пенсий.

Private pension funds are part of the country's pension system, which is a complex of legal, economic and organizational institutions and norms created by the state and aimed at providing the citizens with material support in the form of pensions. In this article the author studies the problems of organization of financial relations within the frame of the private pension system in Russia and considers some topical issues of its subjects functioning, estimates the ability of the system to fulfill the obligations before the non-state pension beneficiaries.

Пенсионное обеспечение граждан является одной из ключевых задач государства. Достойный уровень существования нетрудоспособного населения во многом зависит от сложившейся экономической и демографической ситуации в стране. На протяжении нескольких десятилетий в России существовала распределительная система, сущность которой заключалась в выплате пенсий за счет средств работающих граждан.

Эта система эффективна при условии, что сумма отчислений, произведенных работающим населением, будет достаточной для того, чтобы лица, находящиеся на пенсии, могли достойно существовать. Однако в конце ХХ в. в России изменилась демографическая ситуация, и распределительная пенсионная система уже не в состоянии обеспечить необходимый уровень жизни нетрудоспособному населению. В Российской Федерации с 2002 г. начинает функционировать накопительная система пенсионного обеспечения. Ключевая роль в процессе инвестирования средств пенсионных накоплений отводится негосударственным пенсионным фондам (далее — НПФ).

Базовой категорией любой современной системы пенсионного обеспечения является «пенсия». Пенсия (от латинского слова pensio — платеж, уплата) — это регулярные денежные выплаты, предоставляемые гражданам. По мнению А. В. Соловьева, «пенсия — это определенная часть заработной платы работника, которая в период его трудовой деятельности в обязательном (или добровольном) порядке отчислялась в виде страховых взносов в Пенсионный фонд для резервирования на будущие пенсионные выплаты, при наступлении нетрудоспособности по старости или другим причинам, предусмотренным законом» [1].

Под пенсией понимает «денежные выплаты, предоставляемые гражданам при достижении определенного возраста, наступлении инвалидности, в случае потери кормильца, а также за выслугу лет и особые заслуги перед государством». Более полное определение дает Я. Ю. Титкова. По ее мнению, пенсия представляет собой «ежемесячную денежную выплату, производимую государством из пенсионного фонда и/или страховщиком из негосударственного пенсионного фонда гражданам, достигшим пенсионного возраста, ставшим инвалидами, а также нетрудоспособным гражданам, потерявшим кормильцев» [2].

В настоящее время базовая часть трудовой пенсии, во-первых, гарантируется государством, во-вторых, финансируется из средств федерального бюджета, и в-третьих, устанавливается в фиксированном размере, базирующемся на величине минимального размера оплаты труда в стране. Кроме того, предусматривается индексация базовой пенсии в зависимости от роста цен и заработной платы. Поэтому основная социальная нагрузка института базовых пенсий заключается в борьбе с бедностью за счет средств единого социального налога, аккумулируемого в федеральном бюджете.

Накопительная система имеет определенные преимущества перед распределительной системой, которые состоят в следующем:

• обеспечение не просто дифференциации пенсий, а прямой зависимости пенсии конкретного работника от размера накоплений, образованных в течение трудовой деятельности, включая доходы от эффективного инвестирования накопленных средств;

• предоставление застрахованным лицам возможности выбора услуг, оказываемых различными страховщиками и другими участниками накопительной составляющей, развития конкуренции среди последних в части наиболее эффективного инвестирования средств пенсионных накоплений;

• формирование инвестиционного фактора макроэкономического механизма социально-экономического роста.

На сегодняшний день законодательство предусматривает гарантированное возмещение накопленных средств, размещенных только в государственных управляющих компаниях, которые вкладывают деньги в государственные ценные бумаги, доходность которых строго ограничена.

Мировой опыт предлагает целую систему диверсификации государственного портфеля инвестиционных программ, включающую:

• диверсификацию активов и оптимизацию структуры инвестиционного портфеля управляющих компаний;

• обязательное страхование профессиональной ответственности участников инвестиционного процесса;

• установление правовых рамок деятельности управляющих компаний и специализированного депозитария;

• обеспечение прозрачности инвестиционного процесса на всех уровнях путем регулярного информирования застрахованных на протяжении всего периода инвестирования средств пенсионных накоплений.

Однако определяющими факторами в развитии накопительных элементов пенсионной системы были и остаются субъективные факторы оценки огромного размера этих фондов и их значимости для экономического развития, что является доминирующим фактором активной пропаганды преимуществ накопительных институтов, даже если они остаются чисто декларативными.

Начиная с 2001 г., с выходом Федеральных законов «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» № 167-ФЗ и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» № 166-ФЗ, отечественная система пенсионного обеспечения стала функционировать на принципах обязательного пенсионного страхования при одновременном развитии добровольного негосударственного пенсионного обеспечения. Пенсионная система России стала формироваться как совокупность механизмов социального страхования, функционирующих на основе государственных и негосударственных финансовых учреждений, призванных в своей деятельности поддержать максимально приемлемый уровень доходов работников после прекращения трудовой деятельности. Прошедшее десятилетие не стало свидетельством торжества модели накопительного страхования, так как темпы роста трудовой пенсии существенно отставали от темпов роста заработной платы и темпов объемных экономических показателей.

Реалии современного социально-экономического развития России не позволяют полностью отказаться от инструментария распределительной модели пенсионного обеспечения. Это объясняется тем, что доминирующая масса нынешних пенсионеров заработали свое право на пенсию по ранее действовавшему законодательству, и реализовать их право на получение пенсии возможно только за счет текущего финансирования. Кроме того, накопительная часть будущих пенсионных выплат приобретет достаточно весо-

мый характер для лиц, имеющих на нее право, лишь по истечении достаточно длительного периода времени осуществления страховых отчислений.

Функционирование смешанной модели пенсионного обеспечения не позволило существенно улучшить материальное положение пенсионеров. Это связано с тем, что становление новой модели затруднялось незавершенностью законодательных и институциональных основ функционирования системы обязательного пенсионного страхования, формирование которых само по себе стало важным итогом социальных преобразований, неизбежных в условиях перехода к рыночным отношениям.

В сложившихся условиях государство вынуждено использовать инструментарий распределительной модели и предпринимает ряд мер по повышению размеров трудовых пенсий в основном за счет роста их базовой части. Кроме того, регулярная индексация базовой части с учетом темпов инфляции в стране способствует достижению размера базовой части трудовой пенсии величины прожиточного минимума. Несмотря на положительные тенденции развития системы негосударственного пенсионного обеспечения России, НПФ все еще не стали всеобщим инструментом добровольного пенсионного страхования граждан страны. Существует немало проблем, сдерживающих расширение их деятельности. Основными проблемами можно назвать:

• неэффективную систему налогообложения в сфере негосударственного пенсионного обеспечения;

• недостаточное количество объектов инвестирования пенсионных резервов;

• невысокий уровень доходов граждан России;

• низкую страховую культуру населения;

• отсутствие необходимой информации о функционировании системы негосударственного пенсионного обеспечения [3].

Только проведение целенаправленной государственной политики по осуществлению пенсионной реформы создаст условия для решения перечисленных проблем и позволит системе негосударственного пенсионного страхования занять то место, которое отводится ей российской программой пенсионной реформы: стать компенсатором невысокой государственной пенсионной страховки. НПФ имеют в нашей стране гораздо меньшую рекламную поддержку в СМИ, чем такие финансовые институты, как коммерческие банки и страховые компании.

Восполнить недостаток информации о функционировании системы негосударственного пенсионного обеспечения можно путем осуществления активной согласованной политики НПФ и органов государственной власти. Государству выгодно перенесение части пенсионных рисков российских граждан из системы государственного социального страхования в частную сферу, поэтому органы государственной власти должны проводить работу по пропаганде дополнительного пенсионного страхования, разъясняя населению принципы и выгоды данного института.

Социальная значимость негосударственных пенсионных фондов состоит в активном вовлечении населения в сферу добровольного пенсионного страхования и содействии решению стратегической задачи национальной пенсионной системы, которая заключается в повышении уровня жизни пенсионеров.

Обеспечение пенсией населения служит одной из самых значительных социальных гарантий стабильного развития общества. Конституция Российской Федерации (ст. 39) гарантирует каждому гражданину социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в др. случаях. Понятие «социальное страхование» является достаточно емким и охватывает различные формы общественного страхования населения от различного рода социальных рисков, связанных с потерей работы, трудоспособности, имущества и доходов, наступлением старости и т. п. [4].

Особенностью социального страхования является его финансирование из специальных внебюджетных фондов, формируемых из целевых взносов работодателей и индивидуальных предпринимателей при поддержке государства. Вместе с тем социальное страхование построено на принципе нежесткой эквивалентности, это определяет зависимость страховых выплат от величины трудового вклада и страхового стажа. Однако в отличие от частного страхования в социальном страховании принцип эквивалентности сочетается с принципом объединения рисков и коллективной солидарности, при этом решаются следующие задачи:

• формируются финансовые ресурсы, из которых покрываются затраты, связанные с содержанием нетрудоспособных и лиц, не участвующих в трудовом процессе;

• обеспечивается необходимое количество и структура воспроизводства трудовых ресурсов;

• сокращается разрыв в уровне материального обеспечения работающих и неработающих членов общества;

• повышается жизненным уровень различных социальных групп населения, не вовлеченных в трудовой процесс.

Важнейшим условием успешного функционирования системы негосударственных пенсионных фондов является стабильный рост пенсионных резервов и накоплений. Негосударственную пенсию в среднем по России получает один из 24 пенсионеров по старости. Например, в ХМАО в негосударственном пенсионном обеспечении участвуют 35 % всего занятого в экономике региона населения, пенсию из НПФ получают 71,5 % пенсионеров. В ряде отраслей (нефтяная и газовая промышленность, транспорт, электроэнергетика, связь) негосударственным пенсионным обеспечением охвачено более 60 % работников. На большинстве предприятий указанных выше отраслей каждый работник, уходящий на пенсию, получает дополнительно к трудовой пенсии пенсию в НПФ.

Доминирующую роль играют следующие НПФ: «Алмазная осень», «Благосостояние», «Большой ПФ», «Газфонд», «ЛУКОЙЛ-ГАРАНТ», «Национальный НПФ», «Оборонно-Промышленный фонд», «НПФ Сбербанка», «Социальное развитие», «Сургутнефтегаз», «Телеком-Союз», «Транснефть», «НПФ электроэнергетики», «Ханты-Мансийский НПФ». Деятельность НПФ включает аккумулирование пенсионных взносов, размещение пенсионных резервов, выплату негосударственных пенсий и другие функции. Структура финансового механизма НПО представлена на рисунке.

Риунок. Структура финансового механизма негосударственного пенсионного обеспечения

Учитывая специфические функции, выполняемые НПФ, важно отметить наличие обязанности фондов вести обособленный учет расходов, связанных с их уставной деятельностью, и затрат по размещению средств пенсионных резервов. Соответственно оплата расходов производится либо из имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности (далее — ИОУД), либо из средств пенсионных резервов, причем указанные источники вместе составляют собственное имущество фонда. Коммерческая сторона деятельности НПФ заключается в том, что фонд — прямой собственник ИОУД. Следовательно, он может управлять им с целью извлечения прибыли.

В целях своевременного и полного исполнения обязательств перед участниками фонда пенсионные резервы включают две необходимые составляющие — резервы покрытия пенсионных обязательств (далее — РППО) и страховой резерв. Очевидно, что первые предназначены для обеспечения финансирования в полном объеме обязательств фонда перед участниками. Средства страхового резерва могут быть использованы только в случае недостаточности ресурсов РППО и поэтому обеспечивают дополнительные гарантии исполнения фондом обязательств.

В соответствии с Федеральным законом от 07.05.1998 № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах», размещение пенсионных резервов осуществляется исключительно в целях их сохранения и прироста. Но поскольку НПФ помимо самостоятельного размещения средств имеют право передавать их в доверительное управление, указанное положение представляется нелогичным: рыночная конъюнктура может не благоприятствовать получению положительного финансового результата фондами. Необходимо учитывать, что процесс размещения ресурсов через управляющие компании не может основываться на принципе возвратности. Следовательно, соблюдение критериев сохранения и тем более прироста средств пенсионных резервов не может быть обеспечено на постоянной основе и в полном объеме.

При этом следует заметить довольно неустойчивую тенденцию клиентов негосударственных пенсионных фондов. По результатам рассмотрения поданных заявлений положительное решение в 2013 г. было принято 3,9 млн заявлений о выборе УК или НПФ. Это цифра превышает аналогичный показатель 2012 г. почти в 2 раза.

Сегодня среди российских НПФ встречаются фонды с очень высокой долей пенсионеров — свыше 50 %. Для российского бизнеса необходимость НПФ становится все более явной, так как корпоративное пенсионное обеспечение — это цивилизованный способ проведения социальной политики, развития системы управления персоналом и сдерживание конкуренции между предприятиями. Для населения России обращение к услугам НПФ — вопрос времени и доверия.

По мнению автора, основными проблемами, препятствующими полноценному использованию потенциала данного финансового института в нашей стране, можно назвать следующие:

1. Недостаток информированности и доверия населения к деятельности негосударственных пенсионных фондов. Исследования Всероссийского центра изучения общественного мнения по вопросу готовности граждан передать свои пенсионные накопления частным финансовым институтам, инвестирующим эти средства, представили следующие результаты: среди опрошенного населения только 72 % знают, что часть пенсионных взносов идет на накопление их будущей пенсии; только 25 % респондентов осведомлены о возможности выбора негосударственного пенсионного фонда для инвестирования накопительной части пенсии; и лишь 7 % опрошенных готовы передать свои накопления в частный фонд.

2. Инвестирование пенсионных накоплений. Инвестирование средств пенсионных накоплений — новая проблема для пенсионной системы России, возникающая в связи с переходом к накопительным механизмам. Учитывая социальную важность и ответственность пенсионной системы, инвестирование средств пенсионных накоплений должно обеспечить максимальную прозрачность и подконтрольность финансовых потоков, надежность вложений и их устойчивую долгосрочную доходность. Соответственно активы, разрешенные для инвестирования средств пенсионных накоплений, должны отвечать целому ряду требований по надежности и ликвидности, и их отбор должен происходить под контролем государства.

3. Недостаточность развития сети НПФ в регионах. НПФ и их филиалы расположены только в 51 регионе России, в то время как пенсионная реформа затрагивает интересы всего населения страны [5].

Таким образом, необходимо приложить максимум усилий к обеспечению условий для нормального функционирования этого института. Важно проводить мероприятия по разъяснению населению роли и функций НПФ в системе пенсионного обеспечения; тщательно проработать законодательную базу по многим аспектам деятельности НПФ, в том числе по их участию в обязательном страховании.

Список литературы

1. Соловьев А. К. Проблемы развития пенсионной системы и пути их решения / А. К. Соловьев // Финансы. - 2011. - № 12. -С. 64-68.

2. Басенко Я. С. Прогноз стоимости чистых активов паевых инвестиционных фондов и пенсионных резервов негосударственных пенсионных фондов до 2020 года /Я. С. Басенко // Известия Иркутской государственной экономической академии. -2012. -№ 1. - С. 51-54.

3. Качанова Н. Н., Преснякова В. В. Анализ деятельности негосударственных пенсионных фондов / Н. Н. Качанова // Финансовый журнал.-2011.-№ 1.-С. 121-130.

4. Волков И. А. Финансовый контроль за деятельностью негосударственных пенсионных фондов / И. А. Волков // Актуальные проблемы российского права. - 2011. -№ 2. - С. 131-140.

5. Айзинова И. М. Эволюция пенсионного обеспечения в показателях уровня жизни пенсионеров // Проблемы прогнозирования. -2010.-№ 5.-С. 68-83.

Сведения об авторах

Дурцева Ангелина Геннадьевна, к. э. н., доцент кафедры «Маркетинг и муниципальное управление», Тюменский государственный нефтегазовый университет, г. Тюмень, тел. 89220461529, e-mail: durceva@inbox.ru

Савастьина Алена Александровна, администратор сайта ТюмГНГУ, тел. 89504813268, e-mail: lev1026@yandex.ru

Durtseva A. G., Candidate of Science in Economics, associate professor of the chair «Marketing and Municipal Management», Tyumen State Oil and Gas University, phone: 89220461529, e-mail: durceva@inbox.ru

Savastyina A. A., the site administrator of Tyumen State Oil and Gas University, phone: 89504813268, e-mail: lev1026@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.